Автор: Дронова Татьяна Сергеевна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №48 г. Владивостока"
Населённый пункт: город Владивосток, Приморский край
Наименование материала: проект
Тема: В сердцах мужающих сынов отвага дедов и отцов
Раздел: начальное образование
Название проекта
.
В сердцах мужающих сынов отвага дедов и отцов
Реализация проекта
Апрель
Описание проекта:
Наше общеобразовательное учреждение находится в месте, овеянном славой
отцов и дедов. Владивосток по своему географическому положению и культурному
наследию
является
благодатной
почвой
для
патриотического
воспитания
школьников, имеет свою самобытную историю, великих людей, прославивших
малую родину. Наша школа, носит имя Героя Российской Федерации Маслова Ивана
Владимировича, погибшего при выполнении воинского долга в ходе проведения
специальной операции в Республике Дагестан.
Проект является составной частью плана учебно-воспитательной работы с
классом и включает следующие направления:
- гражданско-патриотическое – формирование постоянной готовности к
служеню своему народу и выполнению конституционного долга;
- историко – краеведческое – формирование гордости к историческому
прошлому своей Родины, уважения к традициям предков;
- героико – патриотическое – знакомство с историческими и знаменательными
датами в истории государства, воспитание чувства гордости к героическому
прошлому предков;
- духовно – нравственное – понимание и осознание учащимися высоких
нравственных ценностей, руководствоваться ими в повседневной жизни.
Данный проект обеспечивает тесное взаимодействие с различными субъектами
социума на основе реального участия в общих делах:
совместный поиск
материалов по истории России, малой родины, работа с родителями, работа с
историческими источниками, хранящимися в библиотеках и музеях.
Паспорт проекта
Руководитель проекта
Дронова Татьяна Сергеевна
Участники проекта
Учащиеся 4 б класса
Проблема проекта
На
мой
взгляд,
такое важное
направление
как
воспитание человека – патриота ослаблено. Школа
должна
ориентировать
детей
и
подростков
на
пробуждение и развитие духовности, нравственности,
патриотического сознания, высокой гражданственности,
способности отдать знания и энергию на благо Родины.
Воспитание чувства патриотизма у школьников –
процесс длительный и сложный. Без любви к Родине
невозможно построить сильную Россию. Без уважения к
собственной истории, к делам и традициям старшего
поколения нельзя вырастить достойных граждан.
Гипотеза
Процесс формирования патриотических чувств у
младших
школьников
будет
эффективным,
если
патриотизм будет востребован в обществе, если не
прервётся связь поколений, если реализация программы
патриотической направленности будет осуществляться
на государственном уровне.
Актуальность
В начальной школе закладывается начало понимания
высоких патриотических чувств. Патриотизм – синтез
духовно-нравственных,
гражданских
и
мировоззренческих
качеств
личности,
которые
проявляются в любви к Родине, своему дому, в
стремлении и умении беречь и приумножать лучшие
традиции, ценности своего народа, своей национальной
культуры.
Цель проекта
- воспитывать уважение к защитникам Родины;
-
развивать
патриотические
чувства
и
опыт
нравственного
поведения
личности,
побуждение
интереса к истории своей страны;
-
заинтересовать
неизвестными
историческими
фактами.
Задачи проекта
- формирование у младших школьников чувства
гордости и верности Родине,
- формирование у учащихся высокой социальной
активности, гражданственности и патриотизма;
- воспитание любви к родному краю,
Родине, её
истории, культуре, традициям;
-
привитие
культуры
отношений,
навыков
общественной жизни.
Предполагаемый
результат
-
обогащение
содержания
гражданско
–
патриотического воспитания;
- привитие интереса к историческому и героическому
прошлому своей Родины;
-
развитие
творческих
способностей,
навыков
исследовательской деятельности;
- формирование гордости за сопричастность к деяниям
старшего поколения;
- формирование активной жизненной позиции; знание и
соблюдение норм и правил правового государства;
-
формирование
потребности
и
способности
руководствоваться примерами, основанными на высших
ценностях и идеалах.
Этапы работы над проектом
Подготовительный этап
Подбор материала по
заявленной теме
С 1 по 04 апреля.
- планирование работы по проекту;
- определение тематики совместных мероприятий в
рамках проекта;
-
подготовка
конспектов
для
проведении
образовательной деятельности.
Основной этап
Практическая
реализация мероприятий
согласно плану проекта
Апрель
- 05.04 опрос учащихся (приложение № 1);
- 07.04 урок окружающего мира по теме: «Патриоты
России» (приложение № 2);
- 09.04 урок литературного чтения по теме: И. С.
Никитин «Русь» (приложение № 3);
- 12.04 классный час «День космонавтики»;
- 16.04 классный час «Как не гордиться мне тобой, о
Родина моя» (приложение № 4);
- 16.04 провести повторный опрос с целью выявления
уровня
сформированности
у
учащихся
высокой
социальной
активности,
гражданственности
и
патриотизма (приложение № 1);
Заключительный этап
- 17-18.04 диагностика уровня сформированности у
младших
школьников
гражданско-патриотических
качеств (приложение №5);
- 19-21.04 создание банка методических разработок по
гражданско-патриотическому воспитанию школьников;
- презентация «Из опыта работы по патриотическому
воспитанию младших школьников».
Приложение № 1
Ф. И. _________________________________________
I. Считаете ли вы себя патриотом? _________________________________________________.
II. Кто, на ваш взгляд, формирует патриотические чувства?
1. Школа; 2. Родители; 3. Окружающие люди, друзья; 4. СМИ; 5. Органы власти.
III. Какие чувства Вы испытываете к своей стране? ___________________________________
_______________________________________________________________________________.
IV. С чем ассоциируется слово «Родина»? ___________________________________________
_______________________________________________________________________________.
V. Интересна ли тебе история своего государства? Что бы Вы хотели узнать о своей стране?
________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________.
IV. Чем должен обладать патриот? (Нужное подчеркните).
– здоровьем (физическим и психическим)
– интересной работой
– любовью (духовной и физической)
– материальным обеспечением жизни
– ответственностью (чувство долга, умение держать слово)
– рационализмом (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные
решения)
– смелостью в отстаивании своего мнения, своих взглядов
– твердой волей (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями)
– терпимостью (к взглядам и мнениям других, умение прощать их ошибки и заблуждения)
– широтой взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи,
привычки)
– честностью (правдивость, искренность).
Приложение 2
Урок окружающего мира
Тема: «Патриоты России».
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Ход урока
Приложение № 3
Урок литературного чтения
Тема: И. С. Никитин «Русь».
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Ход урока
1.Орг. момент
( Звучит песня « Россия! Русь!»).
2.Актуализация знаний
- Какие чувства вы испытали, слушая эту песню. (Гордость, восхищение)
- О чём и о ком эта песня? (О Родине, о защитниках нашей родины, об истории нашей
Родины и т.д.)
-
Какие
слова
схожие
по
значению
прозвучали
в
этой
песне?
(Русь, Россия, Отечество, Отчизна, Держава).
- Как они называются? (Синонимы).
- С чем ассоциируются у вас эти слова? (богатыри, Александр Невский, Дмитрий Донской,
мать, отец, русский народ, берёзка, родной дом, голубое небо, защитники, патриоты, красивая
природа).
- Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь на уроке?
- Сформулируйте тему урока (на уроке будем говорить о Родине)
3.Сообщение темы урока
- Сегодня мы будем говорить о Родине в стихотворении И. С. Никитина «Русь».
Тема нашего урока: Образ Родины в поэтическом стихотворении «Русь».
- Чем же мы будем заниматься на уроке?
1. Знакомиться с биографией поэта.
2. Работать с текстом
3. Анализировать
4. Вести дискуссию
5. Рассуждать
6. Делать выводы
Тема Родины издавна волновала всех поэтов и писателей. Не исключением был и великий
русский поэт Иван Саввич Никитин.
Выступление детей (биография И. С. Никитина)
- Сейчас мы перейдём на стихотворение.
-Как вы думаете, о чём будет говориться в этом стихотворении»?
(подготовить картинки)
О красоте природе
О защитниках
О богатстве нашей Родины
О подвигах
4. Первичное восприятие стихотворения.
- Сейчас я буду читать это стихотворение, а вы внимательно слушая меня, постарайтесь:
1. Определить характер стихосложения
2. Оценить прогноз по содержанию стихотворения
5. Беседа после чтения
-Понравилось вам стихотворение? Поделитесь своими впечатлениями.
-Какие чувства вы испытали?
- Ваш прогноз подтвердился?
- По характеру стихосложения, что напоминает это стихотворение?
(Оно напоминает фольклорное произведение, народную песню, оно простое, но звучное,
чёткое, строгое. Это необыкновенное стихотворение очень легко читается.)
6. Словарно-лексическая работа.
- В стихотворении встретились такие слова. Всё ли вам понятно?
Значения, каких слов вам непонятны?
Нива - засеянное поле
Мурава - молодая трава
Зарево - отсвет пожара
Казна - деньги, имущество государства
Курган - холм
Полчище - огромное войско
Ляхи - польские воины
Кишит - шевелится
Православные - люди, христианской веры
Груда - большая куча
Держава – государство
Русь — Россия
Шатёр - большая палатка, крытая тканью, коврами.
Грань – плоская часть поверхности.
Нужда – недостаток в необходимом, бедность.
Брань – война, битва
Мгла — непрозрачный воздух
- Группа ребят работала с толковыми словарями. Они помогут вам объяснить значения
непонятных слов.
7. Работа по содержанию текста (работа в группах)
- А теперь я предлагаю поработать в группах и подумать над вопросом.
- Сколько смысловых частей содержится в этом стихотворении?
- Сначала каждый из вас прочитайте самостоятельно стихотворение, затем посоветуйтесь и
обсудите в своей группе, сколько смысловых частей в тексте.
- Давайте пообсуждаем.
- Скажите, сколько смысловых частей вы выделили?
(фиксирую на доске)
1 гр. -
2 гр. -
3 гр. -
4 гр. -
- Прочитаем 1 часть (читает представитель одной из групп).
- Чему она посвящена? ( Описывается природа Руси)
- Что вызывает восхищение поэта, когда он описывает Родину?
( Ее необъятность, просторы Руси, природа )
- Можно ли одновременно увидеть степь, горы, реки, моря, наливающийся виноград и
кружащийся снег? ( Одновременно это увидеть нельзя)
- Почему же автор именно так строит описание природы своей Родины.
(Он строит так описание природы для того, чтобы показать, какую огромную
территорию занимает Русь.
- Какой образ пытается создать автор для своих читателей?
(Хочет создать образ необъятной Родины с красивой природой)
- Расскажите о своём понимании этих строк:
Подымает грудь
Море синее,
И горами лед
ходит по морю
- Где «горами лёд ходит по морю»?
Как мы называем эти ледяные горы? (Айсберги)
- Что видят люди, когда «подымает грудь море синее»? (волны)
- Найдите строки в стихотворении, которыми автор показывает необъятность нашей Родины.
Гляну к северу …
Посмотрю на юг …
( - Чтобы подчеркнуть необъятность страны, поэт после картины суровой Арктики,
рисует картины южной стороны.)
- Ещё раз прочитайте последние два четверостишия в этой части.
- Что в них заключено? ( восхищение автора величием Руси)
- Как надо читать эти строки, с какой интонацией? (торжественно, гордо)
- Какими словами автор подчеркивает величие Руси?
(Русь державная, в красе
царственной)
- Как можно озаглавить 1 часть Описание природы Руси.
2часть.
О чём говорится во 2 части стихотворения? (Об истории Руси. )
- Обратите внимание на первые четыре четверостишия этой части.
-Что заметили необычного? (Это вопросительные предложения )
Прочитайте эти строки, правильно передав интонацию.
- Подумайте, кому обращены эти вопросы? (К Родине)
- А как вы думаете, а сам поэт знает ответы на эти вопросы?
(Конечно, он знает ответ на задаваемые вопросы. Более того, он уверен, что и читатель
тоже знает и на все вопросы ответит утвердительно.)
Такие вопросы, которые не требуют ответов, поскольку ответ на них ясен и автору, и
читателю, называются риторическими вопросами.
- Прочитайте эти строки
ещё раз так, чтобы в них звучал не только вопрос, но и
уверенность, что всё, о чём спрашивает поэт, Родина имеет.
А дальше в этой части, о чём повествует нам автор? (о героическом прошлом нашей Родины)
- О каких победах Руси напоминает поэт?
1.Нашествие татаро-монгольского ига - 8 сентября 1380 года на Куликовом поле во
главе с Дмитрием Донским русские войска одержали победу над войском ордынцев. Это был
важный шаг к освобождению Руси.
2.Война с Польшей - В борьбе с иностранными захватчиками в 17 веке Россия отстояла
свою независимость. Кузьма Минин и талантливый полководец князь Дмитрий Пожарский,
собрали народное войско и прогнали поляков из Москвы. День 4 ноября, когда Москва была
окончательно освобождена от врагов, мы отмечаем как День народного единства.
3. Война с западными захватчиками - В 1240 году на Русь напали с запада. Но князь
Александр Невский со своей дружиной разбили шведов на реке Неве 15 июля 1240 года и немецких
рыцарей – крестоносцев на льду Чудского озера 5 апреля 1242 года.
4. Отечественная война с французами - В июне 1812 году французская армия во главе
Наполеона
Бонапарта вторглась в Россию. Но главнокомандующий войсками, талантливый
полководец Михаил Илларионович Кутузов со своей армией, изгнали французское войско из
России. Решительное сражение произошло на широком и просторном поле у села Бородина, 26
августа 1812 года.
Найдите и прочитайте в тексте
- Как автор называет врагов? (туча тёмная, гроза, гости)
-Где поэт стелет постель для незваных гостей (под сугробами)
- Как в стихотворении называет битву? (кровавый пир)
- В чем видит поэт силу России? (сила в единстве, на борьбу поднялся весь народ)
-Найдите и прочитайте строки, в которых поэт рассказывает о единстве русского народа в
дни суровых испытаний:
Вдруг со всех концов
Поднялася Русь.
Собрала детей,
Стариков и жён,
Приняла гостей
На кровавый пир
- Итак, мы с вами видим, что русский народ неоднократно поднимался на защиту своей
Родины, поднимался и стар, и млад.
- А
какое ещё
историческое событие
20 века мы можем увидеть за строками
стихотворения?
(Великую Отечественную войну 1941 -1945 года с Гитлером)
- Какую важную дату наша страна будет праздновать в этом году ?
(70 - летие со дня великой победы над фашизмом.)
- Прочитайте строки, в которых рассказывается о гибели врагов.
И в глухих степях …
Под сугробами,
Улеглися спать
Гости навеки.
Хоронили их
Вьюги снежные
Бури севера
О них плакали!
- Указывает ли автор точную дату их гибели?
-Что он выражает в этих строчках?
( Поэт выражает уверенность, что так было и так будет всегда, что Русь в любых
обстоятельствах отстоит свою независимость, если будет необходимо, русский народ встанет
на защиту своей Родины)
Как назовём 2 часть? Описание истории Руси.
3 часть.
- О чём говорится в 3 части? ( о богатстве родной земли, о гостеприимстве русского
народа, об открытости сраны для добрых гостей, кто придёт с добром, славится Русь.)
(поэт прославляет богатство и величие Руси, гордится Родиной своей)
- А в каком времени И.С. Никитин проявляет свою гордость? О каком времени идёт речь? (о
настоящем своей страны)
- В каких строчках заключается главная мысль стихотворения?
( в двух последних четверостишиях)
И уж есть за что, Русь могучая,
Полюбить тебя, назвать матерью…
- Как следует читать эти предложения? (торжественно, взволнованно)
Прочитайте.
- Как можно озаглавить эту часть3.
Прославление богатства и величия Руси.
Что значит, для поэта любить Русь?
Любить природу Руси
Любить русский народ.
Знать и помнить историю своей Родины.
– Какие чувства и мысли владели автором, когда он создавал свое произведение? ( Гордость,
восторг, любовь и уважение к своей стране, русскому народу.)
-В начале урока вы говорили про свои чувства после того, как мы проанализировали
стихотворение, поменялись ваши чувства?
- Подумайте, что хотел передать поэт своим стихотворением нам – своим потомкам?
(любить и защищать свою Родину, помнить историю своей страны, гордиться защитниками
нашего Отечества …..
- Вам понравилось стихотворение? Каким оно получилось?
(выразительным, ярким, образным, эмоциональным)
- Как вы думаете благодаря чему?
(благодаря выразительным средствам языка)
-Приведите примеры из текста?
- Итог урока
- А на итог урока я предлагаю составить синквейн на тему Родину.
Вы можете работать в группе, в парах, индивидуально.
Родина!
Бескрайняя, великая!
Заботится, защищает, вдохновляет!
Где родился, там - пригодился!
Дом!
Россия.
Сильная, великая, огромная.
Любим и гордимся.
Земля отцов и дедов.
Отчизна.
Приложение 4
Классный час
Тема: «Россия Родина моя».
Ход урока