Автор: Коношанова Ольга Витальевна
Должность: Учитель
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: с. Чапаево, Олекминский район, РС (Я)
Наименование материала: Урок по русскому языку 2 класс
Тема: "Местоимение"
Раздел: начальное образование
Сценарий урока
Русский язык. 2 класс. Тема: Местоимение
Учитель: Коношанова Ольга Витальевна
Тип урока - урок «открытия» нового знания.
Цель урока: расширить информацию о частях речи.
Задачи урока:
- определять часть речи «местоимение» среди других частей речи;
- развивать орфографическую зоркость на практическом материале;
- воспитывать чувства товарищества, взаимопомощи;
- формировать навык самоконтроля.
Оборудование: карточки с заданиями для парной работы, учебник «Русский язык», рабочая тетрадь.
Дидактическое обоснование: урок разработан в соответствии с ФГОС начального образования и направлен на развитие УУД.
Основные дидактические методы: деятельностный, проблемный, практический;
Форма организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.
Методические задачи урока:
Предметные результаты:
1. Распознавать личные местоимения среди других слов в предложении.
2. Различать местоимения и имена существительные.
Метапредметные результаты:
Личностные результаты:
- строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Регулятивные результаты:
- самостоятельно определять учебную задачу;
- планировать свою деятельность по решению учебной задачи;
- адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение по ходу его реализации и в конце дей-
ствия.
Познавательные результаты:
- понимать, что такое местоимение, роль местоимения в речи;
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- осознавать ценности своего языка.
Коммуникативные результаты:
- применять правила делового сотрудничества;
- участвовать в продуктивном диалоге.
Урок построен с использованием современных педагогических технологий: личностно-ориентированное обучение - обеспечивает комфортные,
бесконфликтные условия развития; технология развивающего обучения – творческое отношение к деятельности, развитие мышления, воображения,
памяти, внимания, воли; здоровьесберегающая технология – способствует сохранению и укреплению здоровья ребёнка, частая смена деятельности.
В ходе учебного занятия дети вспомнили всё то, что они знают о частях речи, самостоятельно сформулировали тему, под руководством учите-
ля определили цель учебной деятельности. На уроке созданы деловая атмосфера сотрудничества и позитивный эмоциональный настрой. В течение
всего урока с учащимися ведется активный диалог. В конце урока используются этапы рефлексии, самооценки учащихся.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Формируемые УУД
I. Мотивационный
Цель: способство-
вать подготовке уча-
щихся к продуктив-
ной работе
Приветствие.
Проверка готовности к уроку.
- Настрой на урок:
С добрым утром начат день
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и писать!
Приветствуют учителя.
Организуют своё рабочее место, проверя-
ют наличие индивидуальных учебных при-
надлежностей.
Проявляют эмоцио-
нальную отзывчи-
вость на слова учите-
ля,
Личностные: мотива-
ция учения
II. Оформление ра-
бочей тетради
Цель: развивать уме-
ния каллиграфически
правильно писать
буквы
- Ребята, сегодня на уроке мы откроем ещё одну ма-
ленькую тайну русского языка, но, чтобы подобрать
ключ к этой тайне, надо выполнить несколько зада-
ний. Прежде чем мы их выполним, запишем краси-
во число, сегодня - 16 апреля, ниже «Классная ра-
бота»
Вырабатывают каллиграфический почерк.
Познавательные: со-
вершенствование уме-
ния писать буквы и их
соединения
III. Повторение
пройденного мате-
риала (работа в тет-
ради)
- Сейчас, мы с вами поиграем в игру «Да -нет».
- Откройте тетради, определите рабочую строку.
-Я диктую утверждения, если вы согласны, по-
ставьте в тетрадях знак «+», если не согласны «-».
- Готовы?
- Приступаем.
1. Имя существительное отвечает на вопрос «кто»?
2. Имя прилагательное отвечает на вопрос «что»?
3. Глагол обозначает «предмет»?
4.Первое слово в предложении пишется с заглавной
буквы?
5. Слово «собака» - это «глагол»?
Учитель демонстрирует ответы на карточке:
+ - - + -
- Сверьте свои ответы с моей карточкой. У кого
совпали все пять знаков, ставьте себе оценку «5», у
Дети выполняют задание, записывая отве-
ты в тетрадь.
Дети сверяют ответы и оценивают свою
работу.
Регулятивные: оцени-
вание своей работы по
эталону
кого есть одна ошибка - «4», две ошибки - «3».
IV. Актуализация
знаний и постанов-
ка темы и цели уро-
ка
Цель: организовать
работу по повторе-
нию и применению
полученных знаний
На доске два текста, один из текстов закрыт.
- Внимание на доску. Перед вами текст, прочитайте
его.
Помидор – овощ. Помидоры бывают зелёными,
красными, жёлтыми. Помидоры содержат много
витаминов.
- О чём говорится в тексте?
- Помидор – какая часть речи?
Учитель открывает второй текст.
- Прочитайте ещё один текст.
Он – овощ. Они бывают зелёными, красными, жёл-
тыми. Они содержат много витаминов.
- О чём говорится во втором тексте?
- Само слово «помидор» встречается в тексте?
- А как вы догадались, что речь идёт о помидорах?
- Вместо какой части речи стоит слово - он, они?
- Слова «он», «они» заняли место имени существи-
тельного. Значит, они называются……. МЕСТО-
ИМЕНИЯМИ.
- Скажите тему нашего урока.
- Какую цель мы поставим на сегодняшнем уроке?
Дети читают первый текст
- О помидорах.
- Существительное
Дети читают второй текст
Предполагаемые ответы детей:
- В тексте говорится о помидорах.
- Слово «помидор» в тексте не встречается.
- Вместо них стоят другие слова. Он и
они.
- Он - помидор, они - помидоры , вместо
имени существительного .
- Местоимениями
Тема урока: Местоимение.
Цель урока: Распознавать местоимения в
тексте.
Познавательные:
классифицировать
объекты по опреде-
ленному признаку.
Регулятивные: поста-
новка учащимися
цели на основе соот-
несения того, что уже
известно и усвоено и
того, что не известно
V. Работа по теме
урока
Цель: сформировать
понятие о местоиме-
нии, как части речи
- Откройте учебник, на странице 101 дано правило,
прочитаем его.
- Что такое местоимение?
Работа с картинками.
- Внимание на доску. Проведём с вами игру, кото-
рая называется «Замени!» (На доске расположены
картинки с изображением различных предметов и
написаны местоимения)
- Посмотрите на картинки.
Дети читают правило по учебнику страни-
ца 101
- Местоимение – это часть речи, которое
не называет предмет, а указывает на него.
Познавательные: Вы-
сказывание собствен-
ных предположений,
выдвижение гипотез
- Назовите предмет и проведите стрелочку к место-
имению, которым можно заменить данный предмет.
Работа в парах по карточкам.
- У вас на партах лежат карточки. Прочитайте.
- Определите, что мы должны с вами выполнить?
…нарисую ёлочку. А … что будешь рисовать?
Когда … приедет? Завтра … пойдём на речку. Кого
… ждёте? Почему … улетают?
Проверка. Один ученик из пары читает, дети слу-
шают и проверяют.
Дети по цепочке выходят к доске, выбира-
ют картинку, называют изображённый
предмет и стрелочкой показывают каким
местоимением можно заменить этот пред-
мет.
- Вместо точек в предложении вставить
подходящие по смыслу местоимения.
Дети вставляют в предложения подходя-
щие по смыслу местоимения.
Слушают и проверяют.
VI. Физминутка
Цель: сформировать
ценностное отноше-
ние к своему здоро-
вью
- Внимание на доску.
- Прочитайте стихотворение.
Я иду и ты идешь – 1,2,3 (шагаем на месте)
Он поет, она поет – 1,2,3 (хлопаем в ладоши)
Мы идем и мы поем – 1,2,3 (прыжки на месте)
Очень дружно мы живем – 1,2, 3 (шагаем на месте)
- А теперь давайте отдохнём.
Дети читают
Выполняют физминутку.
Осуществляют профи-
лактику утомляемости
VII. Закрепление
изученного материа-
ла
Цель: развивать уме-
ния применять полу-
ченные знания на
практике
- Молодцы! Мы отдохнули.
- Что заметили в словах нашей физминутки?
- Давайте эти местоимения выделим в кружочек?
Работа по учебнику стр. 100, упр. 171
- Сейчас нам ребята прочитают сказку, а вы дога-
дайтесь о какой сказке идёт речь.
Стоит в поле теремок.
Он не низок, не высок.
Прискакала к терему лягушка-квакушка и спраши-
вает:
- Терем-теремок! Кто в тереме живет?
- Местоимения
Дети выходят к доске и обводят в кружок
местоимения.
Дети читают сказку по ролям.
Развитие
учебно-
познавательной моти-
вации.
Формирование
уме-
ний учебного сотруд-
ничества,
коллектив-
ного
обсуждения
проблем, предположе-
ний.
Способность анализи-
ровать и действовать с
позиции содержания
предмета
- Я, …- норушка! А ты кто?
- А я …- квакушка.
- Иди ко мне жить!
Лягушка прыгнула в теремок. Стали они вдвоем
жить.
- Как называется сказка?
- Называют ли выделенные слова конкретное лицо
или предмет?
- На что указывает слово он?
- Кто себя называет словом я?
- К кому обращаются с речью, употребляя слово
ты?
- Вместо каких имен существительных употребляет-
ся слово они?
Самостоятельная работа в рабочей тетради по
учебнику.
Стр. 102, упр. 175.
- Прочитайте задание.
- Что требуется выполнить в упражнении?
Я играю.
… играешь.
… играет.
… играем.
… играете.
… играют.
Проверка выполнения упражнения.
- Теремок.
Предполагаемые ответы детей:
- Выделенные слова не называют конкрет-
ное лицо.
- Слово он указывает на теремок.
- Словом я себя называет мышка.
- Употребляя слово ты, обращаются с ре-
чью к квакушке.
- Слово они употребляется вместо суще-
ствительных мышка и лягушка.
Дети читают задание к упражнению.
- Вставить в предложения местоимения.
Фронтальный опрос
VIII. Рефлексия
Цель: развивать ре-
флексивные умения.
Создавать ситуацию
для осмысления всей
работы на уроке
- У каждого на парте лежит «Оценочный лист»,
оцените свою работу на уроке.
Урок
Я на уроке
Итог
Интересно
Работал
Понял
Скучно
Отдыхал
Узнал
больше,
чем знал
Дети закрашивают в колонках выбранное
утверждение, оценивают свою работу на
уроке.
Осмысливают и оце-
нивают свою деятель-
ность на уроке
Безразлично
Помогал
Не понял
IX. Итог урок
Цель: закрепить зна-
ния о местоимении
- С какой частью речи познакомились?
- Что такое местоимение?
- Назовите местоимения.
Дети отвечают на вопросы учителя
Принимают учебное
задание в соответ-
ствии с уровнем свое-
го развития.