Напоминание

"Местоимение"


Автор: Коношанова Ольга Витальевна
Должность: Учитель
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: с. Чапаево, Олекминский район, РС (Я)
Наименование материала: Урок по русскому языку 2 класс
Тема: "Местоимение"
Раздел: начальное образование





Назад




Сценарий урока

Русский язык. 2 класс. Тема: Местоимение

Учитель: Коношанова Ольга Витальевна

Тип урока - урок «открытия» нового знания.

Цель урока: расширить информацию о частях речи.

Задачи урока:

- определять часть речи «местоимение» среди других частей речи;

- развивать орфографическую зоркость на практическом материале;

- воспитывать чувства товарищества, взаимопомощи;

- формировать навык самоконтроля.

Оборудование: карточки с заданиями для парной работы, учебник «Русский язык», рабочая тетрадь.

Дидактическое обоснование: урок разработан в соответствии с ФГОС начального образования и направлен на развитие УУД.

Основные дидактические методы: деятельностный, проблемный, практический;

Форма организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.

Методические задачи урока:

Предметные результаты:

1. Распознавать личные местоимения среди других слов в предложении.

2. Различать местоимения и имена существительные.

Метапредметные результаты:

Личностные результаты:

- строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Регулятивные результаты:

- самостоятельно определять учебную задачу;

- планировать свою деятельность по решению учебной задачи;

- адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение по ходу его реализации и в конце дей-

ствия.

Познавательные результаты:

- понимать, что такое местоимение, роль местоимения в речи;

- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

- осознавать ценности своего языка.

Коммуникативные результаты:

- применять правила делового сотрудничества;

- участвовать в продуктивном диалоге.

Урок построен с использованием современных педагогических технологий: личностно-ориентированное обучение - обеспечивает комфортные,

бесконфликтные условия развития; технология развивающего обучения – творческое отношение к деятельности, развитие мышления, воображения,

памяти, внимания, воли; здоровьесберегающая технология – способствует сохранению и укреплению здоровья ребёнка, частая смена деятельности.

В ходе учебного занятия дети вспомнили всё то, что они знают о частях речи, самостоятельно сформулировали тему, под руководством учите-

ля определили цель учебной деятельности. На уроке созданы деловая атмосфера сотрудничества и позитивный эмоциональный настрой. В течение

всего урока с учащимися ведется активный диалог. В конце урока используются этапы рефлексии, самооценки учащихся.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

I. Мотивационный

Цель: способство-

вать подготовке уча-

щихся к продуктив-

ной работе

Приветствие.

Проверка готовности к уроку.

- Настрой на урок:

С добрым утром начат день

Первым делом гоним лень.

На уроке не зевать,

А работать и писать!

Приветствуют учителя.

Организуют своё рабочее место, проверя-

ют наличие индивидуальных учебных при-

надлежностей.

Проявляют эмоцио-

нальную отзывчи-

вость на слова учите-

ля,

Личностные: мотива-

ция учения

II. Оформление ра-

бочей тетради

Цель: развивать уме-

ния каллиграфически

правильно писать

буквы

- Ребята, сегодня на уроке мы откроем ещё одну ма-

ленькую тайну русского языка, но, чтобы подобрать

ключ к этой тайне, надо выполнить несколько зада-

ний. Прежде чем мы их выполним, запишем краси-

во число, сегодня - 16 апреля, ниже «Классная ра-

бота»

Вырабатывают каллиграфический почерк.

Познавательные: со-

вершенствование уме-

ния писать буквы и их

соединения

III. Повторение

пройденного мате-

риала (работа в тет-

ради)

- Сейчас, мы с вами поиграем в игру «Да -нет».

- Откройте тетради, определите рабочую строку.

-Я диктую утверждения, если вы согласны, по-

ставьте в тетрадях знак «+», если не согласны «-».

- Готовы?

- Приступаем.

1. Имя существительное отвечает на вопрос «кто»?

2. Имя прилагательное отвечает на вопрос «что»?

3. Глагол обозначает «предмет»?

4.Первое слово в предложении пишется с заглавной

буквы?

5. Слово «собака» - это «глагол»?

Учитель демонстрирует ответы на карточке:

+ - - + -

- Сверьте свои ответы с моей карточкой. У кого

совпали все пять знаков, ставьте себе оценку «5», у

Дети выполняют задание, записывая отве-

ты в тетрадь.

Дети сверяют ответы и оценивают свою

работу.

Регулятивные: оцени-

вание своей работы по

эталону

кого есть одна ошибка - «4», две ошибки - «3».

IV. Актуализация

знаний и постанов-

ка темы и цели уро-

ка

Цель: организовать

работу по повторе-

нию и применению

полученных знаний

На доске два текста, один из текстов закрыт.

- Внимание на доску. Перед вами текст, прочитайте

его.

Помидор – овощ. Помидоры бывают зелёными,

красными, жёлтыми. Помидоры содержат много

витаминов.

- О чём говорится в тексте?

- Помидор – какая часть речи?

Учитель открывает второй текст.

- Прочитайте ещё один текст.

Он – овощ. Они бывают зелёными, красными, жёл-

тыми. Они содержат много витаминов.

- О чём говорится во втором тексте?

- Само слово «помидор» встречается в тексте?

- А как вы догадались, что речь идёт о помидорах?

- Вместо какой части речи стоит слово - он, они?

- Слова «он», «они» заняли место имени существи-

тельного. Значит, они называются……. МЕСТО-

ИМЕНИЯМИ.

- Скажите тему нашего урока.

- Какую цель мы поставим на сегодняшнем уроке?

Дети читают первый текст

- О помидорах.

- Существительное

Дети читают второй текст

Предполагаемые ответы детей:

- В тексте говорится о помидорах.

- Слово «помидор» в тексте не встречается.

- Вместо них стоят другие слова. Он и

они.

- Он - помидор, они - помидоры , вместо

имени существительного .

- Местоимениями

Тема урока: Местоимение.

Цель урока: Распознавать местоимения в

тексте.

Познавательные:

классифицировать

объекты по опреде-

ленному признаку.

Регулятивные: поста-

новка учащимися

цели на основе соот-

несения того, что уже

известно и усвоено и

того, что не известно

V. Работа по теме

урока

Цель: сформировать

понятие о местоиме-

нии, как части речи

- Откройте учебник, на странице 101 дано правило,

прочитаем его.

- Что такое местоимение?

Работа с картинками.

- Внимание на доску. Проведём с вами игру, кото-

рая называется «Замени!» (На доске расположены

картинки с изображением различных предметов и

написаны местоимения)

- Посмотрите на картинки.

Дети читают правило по учебнику страни-

ца 101

- Местоимение – это часть речи, которое

не называет предмет, а указывает на него.

Познавательные: Вы-

сказывание собствен-

ных предположений,

выдвижение гипотез

- Назовите предмет и проведите стрелочку к место-

имению, которым можно заменить данный предмет.

Работа в парах по карточкам.

- У вас на партах лежат карточки. Прочитайте.

- Определите, что мы должны с вами выполнить?

…нарисую ёлочку. А … что будешь рисовать?

Когда … приедет? Завтра … пойдём на речку. Кого

… ждёте? Почему … улетают?

Проверка. Один ученик из пары читает, дети слу-

шают и проверяют.

Дети по цепочке выходят к доске, выбира-

ют картинку, называют изображённый

предмет и стрелочкой показывают каким

местоимением можно заменить этот пред-

мет.

- Вместо точек в предложении вставить

подходящие по смыслу местоимения.

Дети вставляют в предложения подходя-

щие по смыслу местоимения.

Слушают и проверяют.

VI. Физминутка

Цель: сформировать

ценностное отноше-

ние к своему здоро-

вью

- Внимание на доску.

- Прочитайте стихотворение.

Я иду и ты идешь – 1,2,3 (шагаем на месте)

Он поет, она поет – 1,2,3 (хлопаем в ладоши)

Мы идем и мы поем – 1,2,3 (прыжки на месте)

Очень дружно мы живем – 1,2, 3 (шагаем на месте)

- А теперь давайте отдохнём.

Дети читают

Выполняют физминутку.

Осуществляют профи-

лактику утомляемости

VII. Закрепление

изученного материа-

ла

Цель: развивать уме-

ния применять полу-

ченные знания на

практике

- Молодцы! Мы отдохнули.

- Что заметили в словах нашей физминутки?

- Давайте эти местоимения выделим в кружочек?

Работа по учебнику стр. 100, упр. 171

- Сейчас нам ребята прочитают сказку, а вы дога-

дайтесь о какой сказке идёт речь.

Стоит в поле теремок.

Он не низок, не высок.

Прискакала к терему лягушка-квакушка и спраши-

вает:

- Терем-теремок! Кто в тереме живет?

- Местоимения

Дети выходят к доске и обводят в кружок

местоимения.

Дети читают сказку по ролям.

Развитие

учебно-

познавательной моти-

вации.

Формирование

уме-

ний учебного сотруд-

ничества,

коллектив-

ного

обсуждения

проблем, предположе-

ний.

Способность анализи-

ровать и действовать с

позиции содержания

предмета

- Я, …- норушка! А ты кто?

- А я …- квакушка.

- Иди ко мне жить!

Лягушка прыгнула в теремок. Стали они вдвоем

жить.

- Как называется сказка?

- Называют ли выделенные слова конкретное лицо

или предмет?

- На что указывает слово он?

- Кто себя называет словом я?

- К кому обращаются с речью, употребляя слово

ты?

- Вместо каких имен существительных употребляет-

ся слово они?

Самостоятельная работа в рабочей тетради по

учебнику.

Стр. 102, упр. 175.

- Прочитайте задание.

- Что требуется выполнить в упражнении?

Я играю.

… играешь.

… играет.

… играем.

… играете.

… играют.

Проверка выполнения упражнения.

- Теремок.

Предполагаемые ответы детей:

- Выделенные слова не называют конкрет-

ное лицо.

- Слово он указывает на теремок.

- Словом я себя называет мышка.

- Употребляя слово ты, обращаются с ре-

чью к квакушке.

- Слово они употребляется вместо суще-

ствительных мышка и лягушка.

Дети читают задание к упражнению.

- Вставить в предложения местоимения.

Фронтальный опрос

VIII. Рефлексия

Цель: развивать ре-

флексивные умения.

Создавать ситуацию

для осмысления всей

работы на уроке

- У каждого на парте лежит «Оценочный лист»,

оцените свою работу на уроке.

Урок

Я на уроке

Итог

Интересно

Работал

Понял

Скучно

Отдыхал

Узнал

больше,

чем знал

Дети закрашивают в колонках выбранное

утверждение, оценивают свою работу на

уроке.

Осмысливают и оце-

нивают свою деятель-

ность на уроке

Безразлично

Помогал

Не понял

IX. Итог урок

Цель: закрепить зна-

ния о местоимении

- С какой частью речи познакомились?

- Что такое местоимение?

- Назовите местоимения.

Дети отвечают на вопросы учителя

Принимают учебное

задание в соответ-

ствии с уровнем свое-

го развития.



В раздел образования