Автор: Шаргу Людмила Андреевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №40 "Снегурочка"
Населённый пункт: г.Сургут Тюменская обл. ХМАО-Югра
Наименование материала: Конспект занятия по программе «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте»
Тема: "Мастера и рукодельницы"
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия по программе
«Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте»
с детьми подготовительной группы на тему:
«Мастера и рукодельницы»
Воспитатель: Шаргу Людмила Андреевна
МБДОУ №40 «Снегурочка»
ХМАО-Югра г.Сургут
Конспект занятия по программе
«Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте»
с детьми подготовительной группы на тему:
«Мастера и рукодельницы»
Цель: Формирование у детей духовно — нравственных и социокультурных
ценностей.
Задачи:
1. Познакомить детей с социокультурной категорией «Традиции дела»;
2. Развивать у детей умение договариваться, приходить к согласию;
3. Воспитывать у детей уважение к людям труда (мастерам, рукодельницам).
Предварительная работа
Чтение произведений П.П. Бажова «Каменный цветок», К.Д. Ушинского
«Как рубашка в поле выросла», выполнение задания на стр. 14 книги для
развития, заучивание стихов на стр. 16, работа с пословицами, поговорками,
наблюдение за работой кружевницы, резчика по дереву, вязальщицы.
Материалы для занятия: книга для развития детей «Мастера и
рукодельницы», изделия народных промыслов.
Ход занятия:
Первая часть (вступительная). Присоединительный этап.
1.Организационный момент.
(Приглашаю детей на ярмарку, звучит музыка И. Стравинского
«Петрушка», сцена «Ярмарка».)
В:- Дети, вы знаете, что раньше на Руси проводились ярмарки. На них
мастера – умельцы предлагали свои товары. Рассмотрите изделия на нашей
ярмарке. Чем они вам понравились?
Дети рассказывают о тех изделиях, которые им понравились.
- Эти изделия выполнены с любовью, с радостью в сердце. Радость труда,
запечатленная в душе, побуждает людей, талантливых в деле, вставать на
путь мастерства.
Дети садятся за столы.
Основной (практический)
Работа с книгой.
(Предлагаю детям открыть книгу для развития на стр. 5.)
В: - Рассмотрите иллюстрации. К какому произведению эта иллюстрация?
О каком ремесле говорится в сказе «Каменный цветок»?
- Какие качества помогли Данилушке стать настоящим мастером?
- Как вы думаете, почему Данилушко стал любимым учеником мастера?
Работа над пословицей
В:- Объясните пословицу: «Каков мастер, такова и работа»
В: Молодцы.
В: А сейчас откройте пожалуйста книгу на стр. 14.
- К какому произведению эти иллюстрации?
- Дома, вместе с родителями, вы выполняли задание. Расскажите о пути
зернышка до рубашки.
Ребенок рассказывает о том, как выполнил задание, а остальные дети
высказывают свое согласие или несогласие.
- Каких мастеров – умельцев вы еще знаете?
Чтение детьми стихов наизусть со стр. 16 книги для развития.
- Каждый мастер своего дела в совершенстве владеет инструментом.
Дети отгадывают загадки, помещенные на стр. 16 книги для развития.
- Каждому виду труда характерны определенные действия. Сейчас мы с вами
поиграем в игру .
Физминутка
«Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем». (Дети показывают
действия, которые выполняют люди разных профессий, а выбранный
водящий отгадывает.)
Приглашаю детей за столы.
Активное занятие
Самостоятельная работа
Задание:
В: - Внимательно рассмотрите иллюстрации слева, на которых изображены
мастера, а справа – их изделия. Соедините линией иллюстрации,
соответствующие по содержанию друг другу. Время выполнения 3 минуты.
Работа в паре:
Задание:
В: - Внимательно выслушайте друг друга и придите к совместному решению.
Соедините линией те иллюстрации, которые выбрали вместе. Время
выполнения работы 3 минуты.
Обсуждение в группе и экспертная оценка:
Одна из пар представляет результаты совместной работы. Свое выступление
начинают со слов: «Мы решили…, мы думаем…». Заслушивается мнение
других пар. (Выявляю тех, кто имеет иные варианты выполнения задания,
знакомлю с экспертной оценкой.)
Рефлексия:
В: - Что вам понравилось в ходе работы в паре?
- Каким мастерством вы хотели бы овладеть? Почему?
Итог
- Каждая профессия важна и уважаема. С любовью выполненная работа
мастерами и рукодельницами радует и греет душу всем людям. Издавна
существует традиция передачи опыта мастерства от старших младшим.
Часто, если в семье мама портниха, то и дочь становилась швеей; в семье
гончаров и дети часто становились гончарами.
(В конце занятия благодарю всех детей.)
Литература: Книга 4 для развития детей 6-7 лет «Мастера и
рукодельницы»(часть первая).под редакцией И.А.Кузьмина.
«Истоковедение» Том5. Издание 5-е. под редакцией И.А.Кузьмина.