Автор: Шельпякова Анна Валерьевна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБНОУ Дворец учащейся молодежи г. Санкт- Петербург
Населённый пункт: г.Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: "Предлагаемые обстоятельства"
Раздел: дополнительное образование
«Предлагаемые обстоятельства»
К.С. Станиславский дал необычайно широкое определение этому понятию: «фабула
пьесы, ее факты, события, эпоха, время и место действия, условия жизни, наше актерское
и режиссерское понимание пьесы, добавления к ней от себя, мизансцены, постановка,
декорации и костюмы художника, бутафория, освещение, шумы и звуки и прочее и прочее,
что предлагается актерам принять во внимание при их творчестве» .
Это, очень объемное определение, но оно дает нам полное представление о
драматургических и сценических предлагаемых обстоятельствах. Мы можем именно так их
и разделить на:
1. Предлагаемые обстоятельства, относящиеся непосредственно к пьесе: фабула, факты,
события, эпоха, время и место действия, интрига и т.д.
2. Предлагаемые обстоятельства, относящиеся к спектаклю - они обусловлены тем, что
зритель приходящий в театр воспринимает как предлагаемые обстоятельства спектакля
шум, свет, декорации, костюмы и т.д.
Таким образом, мы можем говорить о двойственной природе «предлагаемых
обстоятельств», с которыми сталкивается зритель приходящий в театр. Это
«объективные» - присущие непосредственно драматургии (например, смерть отца Гамлета
будет предлагаемым обстоятельством при любой трактовке) и «субъективные», т.е.
привнесенные театром, они могут меняться от постановки к постановке. Исходя из этого,
мы отделяем анализ предлагаемых обстоятельств относящихся непосредственно к пьесе и
называем это процесс - «анализом действия пьесы». Метод же действенного анализа
одновременно исследует две стороны предлагаемых обстоятельств, смешивая их воедино.
Изучение предлагаемых обстоятельств первый и самый важный этап в разборе пьесы. Мы
должны исследовать все факты и события, которые впоследствии оказали влияние на ход
и развитие пьесы. Сюда входит анализ всей предыстории пьесы, функции которой в
древнегреческой драматургии выполнял пролог. Неверно учтенный и ли пропущенный
факт двигает дальнейшее исследование пьесы по неверному руслу и чем дальше, тем
больше приходя в противоречие с материалом, пьесы. О важности создания этого некоего
вымышленного мира во всей его целокупности, пишет У. Эко, подчеркивая, что первое с
чего нужно начинать (и начинал он) - это создание (сотворение) некоего мира, в котором
будет разворачиваться сюжет. Этот мир он называет «космологическая структура». Сюда
входит время, нравы, хроники, обстоятельства и т.д. Все это создает законы, по которым
существуют персонажи данного мира и даже при всей ирреальности, поступки должны
соответствовать установленным законам. «Созданный нами мир сам указывает, куда
должен идти сюжет» .
Конечно же, не существует четко зафиксированной последовательности этапов, в
изучении предлагаемых обстоятельств. Но можно предложить изучать их по следующей
схеме.
1. Изучение эпохи, в которую писалась пьеса. Исторический политический и социальный
контекст.
2. Эпоха в искусстве, которая господствовала в момент написания пьесы. Насколько она
оказала влияние на содержание, форму и построение изучаемой пьесы. Здесь же
выявляется и тип конфликта в искусстве данной эпохи.
3. Обстановка окружающая героев. Нрав, быт, уклад жизни (например, Москва начала XIX
в. - в «Горе от ума»). Для некоторых пьес доля обязательной исторической достоверности
очень велика и ее необходимо воспроизвести на сцене. Что будет окружать актера с
первых минут его действия на сцене, из того, что описано автором в пьесе, решает,
конечно же, постановщик, при этом он руководствуется анализом обстановки и
художественной необходимостью ее воспроизведения.
4. Прошлое каждого из героев требует тщательного изучения. Где был Чацкий до его
появления в Москве. Что произошло с Софьей за это время. Жизнь персонажа иногда
бывает необходимо восстанавливать чуть ли не с рождения и до момента начала пьесы.
Прошлое так же важно не только в исследовании жизни персонажей, но и среды их
обитания. Например, чем жила Верона последние годы? Что происходило в Дании задолго
до смерти отца Гамлета? Все эти вопросы требуют самого тщательного анализа, который
постоянно приводит к настоящему.
5. Настоящее. Необходимо изучить те события, факты и обстоятельства в жизни героев,
которые непосредственно предшествовали началу пьесы и которые послужили толчком к
развитию действия (импульсом, катализатором). Что произошло между Молчалиным и
Софьей в их «затянувшемся» свидании? Как принял Лир решение о разделе государства?
И т.д. Кроме того, мы должны отойти немного от пьесы на расстояние и сделать общий
обзор той жизни (т.е. среды), в которой существуют наши герои.