Напоминание

"Предлагаемые обстоятельства"


Автор: Шельпякова Анна Валерьевна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБНОУ Дворец учащейся молодежи г. Санкт- Петербург
Населённый пункт: г.Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: "Предлагаемые обстоятельства"
Раздел: дополнительное образование





Назад




«Предлагаемые обстоятельства»

К.С. Станиславский дал необычайно широкое определение этому понятию: «фабула

пьесы, ее факты, события, эпоха, время и место действия, условия жизни, наше актерское

и режиссерское понимание пьесы, добавления к ней от себя, мизансцены, постановка,

декорации и костюмы художника, бутафория, освещение, шумы и звуки и прочее и прочее,

что предлагается актерам принять во внимание при их творчестве» .

Это, очень объемное определение, но оно дает нам полное представление о

драматургических и сценических предлагаемых обстоятельствах. Мы можем именно так их

и разделить на:

1. Предлагаемые обстоятельства, относящиеся непосредственно к пьесе: фабула, факты,

события, эпоха, время и место действия, интрига и т.д.

2. Предлагаемые обстоятельства, относящиеся к спектаклю - они обусловлены тем, что

зритель приходящий в театр воспринимает как предлагаемые обстоятельства спектакля

шум, свет, декорации, костюмы и т.д.

Таким образом, мы можем говорить о двойственной природе «предлагаемых

обстоятельств», с которыми сталкивается зритель приходящий в театр. Это

«объективные» - присущие непосредственно драматургии (например, смерть отца Гамлета

будет предлагаемым обстоятельством при любой трактовке) и «субъективные», т.е.

привнесенные театром, они могут меняться от постановки к постановке. Исходя из этого,

мы отделяем анализ предлагаемых обстоятельств относящихся непосредственно к пьесе и

называем это процесс - «анализом действия пьесы». Метод же действенного анализа

одновременно исследует две стороны предлагаемых обстоятельств, смешивая их воедино.

Изучение предлагаемых обстоятельств первый и самый важный этап в разборе пьесы. Мы

должны исследовать все факты и события, которые впоследствии оказали влияние на ход

и развитие пьесы. Сюда входит анализ всей предыстории пьесы, функции которой в

древнегреческой драматургии выполнял пролог. Неверно учтенный и ли пропущенный

факт двигает дальнейшее исследование пьесы по неверному руслу и чем дальше, тем

больше приходя в противоречие с материалом, пьесы. О важности создания этого некоего

вымышленного мира во всей его целокупности, пишет У. Эко, подчеркивая, что первое с

чего нужно начинать (и начинал он) - это создание (сотворение) некоего мира, в котором

будет разворачиваться сюжет. Этот мир он называет «космологическая структура». Сюда

входит время, нравы, хроники, обстоятельства и т.д. Все это создает законы, по которым

существуют персонажи данного мира и даже при всей ирреальности, поступки должны

соответствовать установленным законам. «Созданный нами мир сам указывает, куда

должен идти сюжет» .

Конечно же, не существует четко зафиксированной последовательности этапов, в

изучении предлагаемых обстоятельств. Но можно предложить изучать их по следующей

схеме.

1. Изучение эпохи, в которую писалась пьеса. Исторический политический и социальный

контекст.

2. Эпоха в искусстве, которая господствовала в момент написания пьесы. Насколько она

оказала влияние на содержание, форму и построение изучаемой пьесы. Здесь же

выявляется и тип конфликта в искусстве данной эпохи.

3. Обстановка окружающая героев. Нрав, быт, уклад жизни (например, Москва начала XIX

в. - в «Горе от ума»). Для некоторых пьес доля обязательной исторической достоверности

очень велика и ее необходимо воспроизвести на сцене. Что будет окружать актера с

первых минут его действия на сцене, из того, что описано автором в пьесе, решает,

конечно же, постановщик, при этом он руководствуется анализом обстановки и

художественной необходимостью ее воспроизведения.

4. Прошлое каждого из героев требует тщательного изучения. Где был Чацкий до его

появления в Москве. Что произошло с Софьей за это время. Жизнь персонажа иногда

бывает необходимо восстанавливать чуть ли не с рождения и до момента начала пьесы.

Прошлое так же важно не только в исследовании жизни персонажей, но и среды их

обитания. Например, чем жила Верона последние годы? Что происходило в Дании задолго

до смерти отца Гамлета? Все эти вопросы требуют самого тщательного анализа, который

постоянно приводит к настоящему.

5. Настоящее. Необходимо изучить те события, факты и обстоятельства в жизни героев,

которые непосредственно предшествовали началу пьесы и которые послужили толчком к

развитию действия (импульсом, катализатором). Что произошло между Молчалиным и

Софьей в их «затянувшемся» свидании? Как принял Лир решение о разделе государства?

И т.д. Кроме того, мы должны отойти немного от пьесы на расстояние и сделать общий

обзор той жизни (т.е. среды), в которой существуют наши герои.



В раздел образования