Автор: Хапова Наталья Игоревна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №10 "Золотой ключик"
Населённый пункт: г.Кстово, Нижегородская область
Наименование материала: картотека методических материалов
Тема: "Нетрадиционные техники рисования"
Раздел: дошкольное образование
Нетрадиционные техники рисования
Старший и подготовительный дошкольный возраст
1.«Рисование пальцами»
Можно придумать правило: каждому пальчику - определенный цвет, особенно хорошо
рисовать, когда нет кисточки под рукой. Для этого удобны гуашевые краски, которые
наливают в плоские тарелочки, крышки от баночек с гуашью.
Обмакнув подушечки пальцев в краски можно нарисовать: «Новогодние
конфетти», «Рассыпавшиеся бусы», «Огоньки на елке», «Веселый горох», «Следы»,
«Узоры на платья», «Пушистый снег», «Солнечных зайчиков», «Одуванчики»,
«Распушилась вербочка», «Сладкие ягоды», «Гроздья рябины», «Цветы для мамы»,
«Дымка свистунья».
Если обмакнуть в краску боковую сторону пальца и приложить к бумаге, то
получаются «Следы» более крупных зверей, «Летние и осенние листья», «Овощной
салат», «Праздничные листочки». Если, таким образом, проводить линии разной
длины, вновь набирая краску, то можно нарисовать более сложные предметы:
деревья, птиц, животных, пейзажные картинки и даже декоративные узоры,
совмещая с рисованием подушечкой пальцев.
сжать руку в кулак и нанести ее на краску (разведенную в старой тарелочке),
поводить его из стороны в сторону, чтобы краска хорошо размазалась на руке,
после этого поднять и приложить к бумаге - остаются крупные отпечатки «бутоны
цветов», «детеныши зверей», «птицы», и др.
Если приложить боковую часть кулака к листу бумаги, а потом сделать отпечатки,
то на листе появляются «гусеницы», «драконы», «тело чудовища», сказочные
деревья и прочее.
2. «Граттаж»
Техника процарапывания, она использовалась в России и называлась «рисованием по
восковой прокладке».
Плотную бумагу покрыть восковыми карандашами (закрасить лист восковыми штрихами
или пятнами плотно друг к другу и разного цвета). Широкой кистью или губкой нанести
слой туши несколько раз. Для плотности закрашивания можно приготовить такую смесь: в
гуашь или тушь добавить немного шампуня (или мыла) и тщательно все перемешать в
розетке. Когда высохнет, наносится рисунок путем процарапывания спицей, острой
палочкой и появления цвета. Получается очень похоже на гравюру!
После процарапывания - рисунок становится цветным, дети называют такую бумагу
«волшебной», т.к. неизвестно, какой цвет может проступить через черный восковой слой.
Удивляются, восторгаются и очень заинтересованно работают. В результате - очень
выразительные сказочные образы: «волшебный цветок», «жар - птица», «веселая
хохлома», «подводное царство», «неизвестный космос», «новогодняя ночь», «вечерний
город», «В подводном царстве Берендея», «Дворец для Снегурочки», «Костюм для деда
Мороза», «Ночные мотыльки», «Чудо - дерево», «Ночные пейзажи», «В гостях у гномов».
3. «Монотипия»
Понадобится гуашь или акварель, белая или черная бумага, фотобумага (осветленная),
целлофан, стекло, полиэтиленовая пленка.
Разновидности работы:
Лист бумаги складывается пополам. на одну половину наносят пятна (теплые или
холодные); вторая половина прижимается к первой, тщательно разглаживается в
разные стороны и разворачивается. Зеркальное отображение (бабочка, цветы,
мордочки животных и прочее). Можно дать готовую форму бабочки и также
заполнить пятнами одну сторону (была заколдованная белая бабочка —предложить
детям расколдовать - раскрасить ее способом монотипии);
лист бумаги можно складывать не только по диагонали, но и по вертикали -
получаются симметричные изображения или двойники (братья - близнецы, «два
цыпленка», «веселые медвежата», «город на реке» - нарисовать город на согнутой
по горизонтали бумаге, раскрыли - город отразился на реке), «маски» к Новому
году.
4. «Рисование по сырой (мокрой) бумаге»
Лист бумаги смачивается чистой водой( тампоном, поролоном или флейцевой широкой
кистью), а потом кисточкой или пальцами нанести изображение.
На сырой бумаге можно рисовать акварелью, начиная с младшей возрастной
группы. Рассказать детям о художнике - анималисте Чарушине Е.И., который
пользовался таким средством выразительности, изображая пушистых маленьких
животных, птенцов, забавных и любопытных, как маленькие дети. Рассмотрите
написанные и иллюстрированные им книги.
А там для такой техники очень много: «Волшебные живые облака», которые
превращаются из линий и пятен в различных зверьков, «Жили, - были в аквариуме
рыбки», «Зайчики и кролики», «Маленький добрый друг (щенок, котенок, цыпленок и
т.д.)». Чтобы бумага дольше не высыхала, ее кладут на влажную салфетку. Иногда
изображения получаются как в тумане, размытые дождем. Если нужно прорисовать
детали, необходимо подождать, пока рисунок подсохнет или набрать на кисть очень
густую краску.
Иногда применяется другой способ размытого изображения. Взять тазик с водой,
на лист бумаги наносят линии, например контуры осенних деревьев, в верхней
части - синяя линия (небо). Затем этот лист положить изображением вниз на
поверхность воды, немного подождать и резко поднять вверх. Вода растекается по
бумаге, размывая краску, цвет попадает на цвет, в результате получается яркая и
необычная картина. Когда она подсохнет, можно дополнительно дорисовать
необходимые детали, например, ветки, ствол, т.е. любые необходимые детали.
Также можно подчеркнуть контур тонкой кистью черной краской.
Еще один вариант – растягивания краски - можно подсказать детям, когда они
только начинают рисовать свою картину, пейзаж или сюжет и надо заполнить весь
лист, все пространство. Или когда ребенок знает, что у него будет двухплановая
композиция и небо будет занимать определенное место. Для этого берется нужный
цвет краски и в верней части листа проводится линия, потом ее растянуть и
размыть водой по горизонтали.
5. «Рисование по мятой (предварительно скомканной) бумаге»
Эта техника интересна тем, что в местах сгибов бумаги (там где нарушается ее структура)
краска, при закрашивании, делается более интенсивной, темной - это называется
«эффектом мозаики».
Рисовать по мятой бумаге можно в любом возрасте, т.к. это очень просто. Дети сами
аккуратно сминают лист бумаги, расправляют и рисуют на нем. Потом можно детские
рисунки вставить в рамочку и устроить выставку.
6. «Тампонирование»
Нужно сделать тампоны из марли или кусочка поролона.
Палитрой может служить штемпельная чистая подушка или просто квадратный
кусок плоского поролона. Это увлекательное занятие для детей дает навыки
нежного и легкого прикосновения к бумаге тампоном с краской любого цвета,
чтобы нарисовать что - то пушистое, легкое, воздушное, прозрачное, теплое,
горячее, холодное (облака, солнышко, солнечных зайчиков, одуванчики - портреты
солнышка, сугробы, волны на море и др.)
Если взять большие тампоны, то можно нарисовать много любопытных пушистых
цыплят, утят, веселых зайчиков, снеговиков, ярких светлячков (дорисовывая
нужные мелкие детали).
В старшем возрасте можно сочетать эту технику с техникой «Трафарет». Сначала
вырезается трафарет, затем, прижав его пальцами к листу бумаги, обвести по
контуру частыми легкими прикосновениями тампона. Осторожно приподнять.
трафарет - какой четкий и ясный след остался на бумаге! Можно вновь повторить
другим цветом и в другом месте сколько угодно раз!
4. «Штампы, печатка»
Штампы позволяют многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его
отпечатков разные композиции, украшая ими пригласительные билеты, открытки,
салфетки, «платки» (павлово - посадские), «цветы на лужайке», «осенние грядки»,
пейзажные картинки и др.
Штампы и печатки несложно сделать из овощей (картофель, морковь), ластика, нарисовать
на срезе или торце задуманный рисунок и срезать все ненужное. С другой стороны овоща
или ластика сделать надрез и вставить спичку без серы - получается удобная ручка у
готовой печатки. Теперь нужно прижать ее к подушечке с краской, а затем - к листу
бумаги, должен получиться ровный и четкий отпечаток. Можно составить любую
композицию и декоративную, и сюжетную.
Старшие дети составляют более сложные композиции, дорисовывая к отпечаткам нужные
детали и расширяя предметы для печаток: подошвы детских сапожек с рифленым
рисунком (можно изобразить огромный подсолнух, дерево - великан и т.д.). особенно
хороши крупные отпечатки для оформления зала, летних детских площадок.
5. «Рисование отпечатками листьев»
Гуляя с детьми на участке детского сада, можно собрать листья с разных деревьев,
отличающиеся по форме, размеру и окраске. Листья покрывают гуашью, затем
окрашенной стороной кладут на лист бумаги, прижимают и снимают, получается
аккуратный цветной отпечаток растения.
Один совет тем, кто впервые решил обратиться к технике печатания
природными материалами:
• при печати листьями следует ограничить смачивание кисти водой – густо набранная
краска легче ложиться на глянцевую поверхность, предупреждает скатывание краски в
капельки. Темой этой техники могут быть: «Бабочка-красавица», «Одуванчик золотой».
Печатки можно заменить сухими от разных деревьев и кустарников (листья для
гербария). Приготовить гуашь, кисточки или кусочек поролона, лист бумаги. Придумать,
что мы хотим нарисовать (лето, зиму, осень или весну), т.е. выбрать цвет. Сухой лист
повернуть левой (выпуклой) стороной вверх, хорошо прокрасить, затем осторожно
перевернуть крашеной стороной на бумагу, помня о композиции, и легонько прижать
пальцем, убрать - получаем оттиск, отпечаток, похожий на силуэт дерева или кустарника
(если это не большой лист округлой формы). Ствол чуть - чуть дорисовать, а ветки - это
отпечатанные жилки листа.
Используя этот прием можно научить детей ориентироваться на листе бумаги,
продумывать двух - трех плановую композицию, раскладывая сухие листья по листу
бумаги, а потом их закрашивая и отпечатывая. Аппликация из сухих листьев: бабочка,
гриб, утенок, дерево, цветы - самые простые образы. Или, приложив сухой листок от
дерева к бумаге, обвести контур краской, убрать, а белое пятно закрасить так, как хочется -
видится.
6. «Рисование двумя красками одновременно»
Для этой технике характерна различная радостная тематика.
На кисточку берутся одновременно две краски, на весь ворс - серая (гуашь), а на кончик -
белая. При нанесении красок на лист бумаги получается эффект «объемного»
изображения. Также необычно красиво и ярко получаются цветы, особенно сказочные,
чудо - деревья или необычная урало-сибирская роспись, когда на плоскую кисть берутся
две краски , и кисточка, как бы пляшет в пальцах мастера, оставляя ягоды, цветы и листья
на дереве, бересте, металле.
7. «Кляксография»
Игры с кляксами помогают развить глазомер, координацию движений, фантазию и
воображение. Эти игры обычно помогают снятию напряжения эмоционально
расторможенных детей.
Поставьте большую и яркую кляксу (тушь, акварельная краска), чтобы капля -
клякса была «живая», если потрясти листок бумаги - она начинает двигаться, а если
на нее подуть (лучше из соломки или трубочки от сока), то она побежит вверх,
оставив за собой след. Снова подуть, поворачивая лист в ту сторону, где уже виден
какой - то образ. Можно еще капнуть кляксу другого цвета и снова подуть - пусть
эти цвета встретятся, пересекут друг друга, сольются и получиться новый цвет.
Посмотреть на что же они похожи, если надо чуть - чуть подрисовать смысловые
элементы.
Можно получить фантастическое изображение не выдувая воздуха, а встряхивая
бумагу, и капельки - кляксы забегают по листу. А если предварительно на лист
бумаги нанести свечкой восковые линии, а потом капнуть краску или тушь, то
клякса быстрее «забегает» по бумаге, оставляя множество интересных следов.
Взять большой длинный лист бумаги (обратную сторону обоев или склеенных
старых чертежей), постелить его на полу или дорожку. Дети берут свечку (кусочки)
и рисуют загогулины, хаотические линии, затем берут тушь (черную, красную) или
цвет и разбрызгивают по всей поверхности бумажной дорожки (под руководством
воспитателя), а потом, лежа на полу лицом друг к другу вдоль дорожки, начинают
дуть на кляксы. Это веселая игра, импровизация - кляксы бегают, скатываются,
сталкиваются, убегают, находят друг друга. Когда поиграли, порисовали воздухом,
встать, отдохнуть и посмотреть что же получилось? - кружевная дорожка,
сказочная картина, отдельные образы (чертик, заячьи ушки, птицы, рыбы, деревья,
кусты и т.д.). Если хочется, то можно дорисовать или оставить в таком виде и
украсить стену в коридоре, переходе, в раздевальной комнате, зале.
Среди вспомогательных средств обучения самым действенным и организующим является
музыка. Кляксографию можно соединить с музыкой. Дать детям небольшие листочки
бумаги, набрызгать капли краски или туши. Взяв листок в руки, дети двигаются под
музыку и ритм их тела передается на «живую» капельку, она тоже рисует танцуя.
Посмотреть, что получилось и при необходимости дорисовать. Характер музыки может
быть различный.
8. «Набрызг»
Или разбрызгивание краски. Это техника простая и многим знакомая. Ее суть -
разбрызгивание капель с помощью зубной щетки или щеточкой для чистки одежды, стеки
(деревянной или пластмассовой палочки в виде скальпеля, ножа). На щетку набирается
краска, щетка в левой руке, а стекой проводить по поверхности щетки быстрыми
движениями по направлению к себе. Брызги полетят на бумагу, если на ней расположен
трафарет, то они не забрызгаются - образуя белые силуэты.
Со временем капли будут мельче, станут ложиться более ровно и туда куда нужно. Такой
техникой удобно работать летом на веранде или в группе в вечернее время с небольшой
подгруппой детей или индивидуально. Темой для этой техники могут быть сюрпризы,
подарочные поздравления (пригласительные билеты, открытки, афиши, объявления):
«Салфетки для мамы», «Снегопад», «Закружила осень золотая», «Весенние картинки».
9. «Рисование мыльными пузырями»
Что такое мыльные пузыри, знают абсолютно все. Дети с огромным удовольствием
готовят своими руками мыльные растворы и придумывают различные способы выдувать
из них разноцветные переливающиеся пузырики, а затем гоняют их в помещении и на
улице. При определенной сноровке из них можно делать различные фигуры, а также
рисовать, однако это художественное направление знакомо далеко не всем.
В действительности, техника рисования мыльными пузырями необычайно проста и
доступна даже для детей дошкольного возраста. Это невероятно веселое, интересное и
увлекательное занятие позволяет создавать яркие и оригинальные рисунки. Нам
потребуются мыльные пузыри, гуашь, жидкое мыло, а также небольшая пластиковая
мисочка или пластиковый стакан и тоненькая трубочка. Соединить 1 часть жидкого мыла,
такое же количество краски и 2 части дистиллированной воды. Хорошо перемешать
ингредиенты, а затем сделайте множество мелких пузырьков с помощью трубочки.
Приложить к пузырькам лист бумаги и нажмите довольно сильно, чтобы остался
заметный след. Повторить все эти действия с краской другого цвета. Получаться яркие и
оригинальные цветовые пятна, нарисованные при помощи мыльных пузырей. Подключив
совсем немного фантазии и воображения, дети могут придумать самые разнообразные
картинки и изобразить их на бумаге таким необычным способом.
10. «Тестопластика»
Лепка предметов и сюжетов из соленого теста, которая является исконно русским
изобретением, следовательно, знакомя детей с тестопластикой, мы невольно приобщаем
их к русской национальной культуре. Кроме этого тесто является наиболее пластичным
материалом в работе, что позволяет создавать интересные поделки, панно для украшений
интерьера, облегчает передачу характерных особенностей при лепке человека, животных и
птиц, что развивает творческие способности, улучшает координацию движений. Самую
прямую связь тестопластика имеет с народными праздниками, которые со своей полнотой
отражают русский национальный характер, так как они подчинены ритму природы,
проверены древней логикой жизни.
11. «Рисование пластилином»
Плотный лист бумаги натереть тем цветом пластилина, который задумали как фон
(толщина 1 мм). Затем тампоном сверху, накладывая кусочки пластилина, создавая
выпуклый образ «барельеф».
Можно предложить выцарапывание, убирание пластилина (как в технике граттаж).
Оформить в рамку, и получиться эстамп для оформления групповой комнаты, в подарок.
Такие интересные эстампы - панно выполняются коллективно.
Во всех предложенных вариантах проведения занятий в нетрадиционной технике
рисования необходима помощь взрослого.
Особенно хорошо дети рисуют портреты своих любимых игрушек, для которых они
сперва прорисовывают контур, а потом наносят резкие мазки, заходя на контур
изображения, Чем чаще мазки, тем лучше передается фактура (пушистость).
После таких занятий можно устроить выставку портретов любимых игрушек или
сказочных образов. А может быть, устроить персональную выставку юного художника -
анималиста.
12. «Рисование свечой или восковыми мелками»
Этот способ рисования также удивляет детей, радует их, учит сосредоточиться, быть
точным и аккуратным в рисунке. Таким способом издавна пользовались народные мастера
при расписывании пасхальных яиц.
Суть в том, что краска скатывается с поверхности, по которой провели восковым мелком
или свечой. Берется флейцевая нить или большой тампон с краской и ведется по листу - на
цветном фоне появляется рисунок: «Заиндевелое дерево», «Лес ночью», «Узоры деда
Мороза н оконном стекле», «Шубка для Снегурочки», «Снежинки», «Кружевные
салфетки, воротнички, панно», «Северная Королева». Другой вариант: нарисовать
каракули свечой или просто хаотично расположить линии, а затем задуманным цветом
нарисовать изображение животного, птицы; сначала контур, а потом его весь закрасить -
получается «пушистость» (воск не закрашивать), или панцирь у черепахи, или полоски у
тигра, клетки у жирафа. Очень веселый зоопарк! Быстро, легко и весело!
13. «Работа с копировальной бумагой»
На белый лист бумаги сверху накладывается копировальная бумага; рисунок наносится
поверх копировки пальцем, ногтем, палочкой. Потом копировальная бумага снимается
остается - графический рисунок. Копировальную бумагу предложить детям - цветную.
14. «Линотипия»
«Цветные ниточки». Нужна нитка (или несколько ниток) длиной 25-30 см, окрасить ее в
разные цвета, выложить, как захочется на одной стороне сложенного пополам листа
бумаги. Концы нитки (ниток) вывести наружу. Сложить половинки листа, прижать левой
рукой сверху, разгладить. Затем, не снимая левой ладони с листа, правой рукой осторожно
выдернуть одну нитку за другой или только одну. Развернуть лист ..., а там волшебный
рисунок: «птицы - лебеди», «огромные цветы», «вологодские кружева», «морозные узоры»
(если нитки окрасить в белый цвет и выложить на цветной фон).
И нет конца фантазии, игре воображения. И опять красивая выставка! Дорисовать можно
только чуть - чуть, там, где это надо.
Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям
ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции, как известно, - это и процесс, и
результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. По
эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, повергает в
уныние, волнует ребёнка, что характеризует его сущность, характер, индивидуальность.
Нам взрослым, необходимо развить в ребёнке чувство красоты. Именно от нас зависит,
какой – богатой или бедной – будет его духовная жизнь. Следует помнить: если
восприятие прекрасного не будет подкреплено участием ребёнка в созидании красоты, то,
как считают, в ребёнке формируется «инфантильная восторженность». Чтобы привить
любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию начиная с младшего
дошкольного возраста, надо использовать нетрадиционные способы изображения. Такое
нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций,
раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве
художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.