Автор: Окшевская Людмила Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: город Орел
Наименование материала: методическая разработка
Тема: конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группы "В гостях у Бармалея"
Раздел: дополнительное образование
Технологическая карта логопедического занятия
«В гости к Бармалею»
(подготовительная группа)
Ф.И.О. учителя-логопеда,
место работы
Окшевская Людмила Александровна, МБДОУ-детский сад №87
Возрастная группа
Подготовительная к школе группа для детей с ТНР
Логопедическое заключение
Общее недоразвитие речи II уровня
Образовательная область
Речевое развитие, познавательное развитие
Тип занятия
Закрепление, активизация полученных знаний
Тема занятия
«Дифференциация звуков «п» - «б»
Цель
Формирование фонематических и звуко-буквенных представлений у детей с ТНР
Задачи
1. Формировать фонематическое восприятие в процессе четкого различения звуков «п», «б».
2. Развивать фонематический слух
3. Учить детей вслушиваться в обращенную речь, активизировать мыслительную деятельность.
4. Закреплять характеристику звуков по артикуляционным и акустическим признакам.
5. Развивать координацию речи с движением детей, общую моторику.
6. Падежное управление
7. Звуко-буквенный анализ и синтез
Планируемые
образовательные
результаты
- владеет простыми и сложными формами фонематического анализа;
- проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: в игре, в общении;
- осуществляет слухопроизносительную дифференциацию звуков по всем признакам;
- доброжелательно взаимодействует с другими детьми;
- владеет навыками разбора предложения и слогового анализа;
Используемые технологии
1.
Игровая технология
Здоровьесберегающие технологии
Технология на основе системно-деятельностного подхода
Развивающая предметно-
пространственная среда
Изображения Бармалея, доктора Пилюлькина, доктора Айболита, игрушки и картинки животных со звуками «п»,
«б» (зебра, бурундук, гиппопотам, пума, черепаха, зубр), звуковые пеналы, музыкальные инструменты (балалайка,
бубен, барабан), план, картинка леса, буквы, музыкальное сопровождение
Организационная структура и содержание логопедического занятия
Этап
Длитель
ность
этапа
Методы
способы
приемы
работы
Формы
организа-
ции дея-
тельности
детей
Деятельность
учителя-логопеда
Деятельность детей
Осуществляемы
е
действия
Характер
взаимодействия
Отношение
ребенка к
другим
людям, к себе
самому
со
взрослыми
со
сверстника
ми
I Этап
Мотива-
ция
-
Настроить обучающихся на непосредственную работу на занятии
-
Продолжать работу над мимической мускулатурой лица
2минуты
Минутка
вхожден
ия в день
Звучат
первые
строки
стихотво
рения
К.Чуковс
кого
Игра
Картинки
героев
Ребята, я очень рада видеть
вас всех. Поздороваемся друг
с другом.
Приветствие.
Доброе утро! – солнцу и
птицам;
Доброе утро! – улыбчивым
лицам;
Доброе утро! – скажем мы с
вами;
Доброе утро! – останется с
нами.
Изобразите злого Бармалея,
доброго Айболита,
заболевших зверей
Дети, стоя в
кругу,
приветствуют
друг друга
Партнерски
е отношения
Установлен
ие контакта,
взаимопони
мания
и
доброжелате
льности
Коммуникац
ия:
умение
слушать,
воспринима
ть
речь
говорящего
и
реагировать
на
нее
собственны
м откликом,
адекватным
и эмоциями.
Положительно
относится
к
другим людям
и самому себе.
психогимнастика
«Доктор
Айболит
»
II Этап
Сообщение
темы
занятия
- Учить детей вслушиваться в обращенную речь, активизировать мыслительную деятельность, полученные знания
- упражнять в определении первого звука в слове.
Длитель
ность
этапа
Методы
способы
приемы
работы
Формы
организа
ции дея-
тельности
детей
Деятельность
учителя-логопеда
Деятельность
детей
Осуществляемы
е действия
Характер
взаимодейс
твия
Отношение
ребенка к
другим
людям, к себе
самому
Со
взрослыми
Со
сверстника
ми
3минуты
Игровой
прием:
получени
е письма;
Игровая
ситуация
Обращает внимание детей на
письмо от животных
Они оказались в плену у
Бармалея. Письмо написали
поросенок Пак и собачка Бом
Сможем помочь, если
правильно выделим первые
звуки в их кличках
Дети
соглашаются
помочь,
выделяют
заданные звуки
Партнерски
е
Игровое,
предметно-
практическо
е
взаимодейст
вие
Отзывчивое,
положительное
Проявляют
инициативу.
Слушают
сверстников,
излагают свои
III Этап
Дифференц
иация
звуков в
словах,
предложени
ях
- Закреплять характеристику звуков по артикуляционным и акустическим признакам;
- Дифференцировать звуки «п» - «б» во фразах и чистоговорках
Длитель
ность
этапа
Методы
способы
приемы
работы
Формы
организа
ции дея-
тельности
детей
Деятельность
учителя-логопеда
Деятельность
детей
Осуществляемы
е действия
Характер
Взаимодейс
твия
Отношение
ребенка к
другим
людям, к себе
самому
Со
взрослыми
Со
сверстника
ми
5минут
Визуализ
ация;
метод
демонстр
ации;
Словесны
й метод;
Дидактич
еская
игра
Образовательн
ая ситуация;
игры, игровые
ситуации
Игрушки
бурундука и
гиппопотама
Дети, чем эти звуки похожи?
Чем они отличаются?
Вот перед нами ПЛАН по
которому нам надо идти
(стрелка)
Кого мы встретили?
Давайте красиво повторим их
имена
Задания от героев:
- заменить 1-й звук «п» на «б»
палка – (балка), порт –
(борт)
……………
- исправить слова в
двустишиях:
Ковер в уборку надо….пить,
А воду из колодца …бить
……………………………..
Бурундук и гиппопотам
подсказывают дорогу дальше
Дети, сидя за
столами перед
зеркалом,
правильно
произносят звуки
Объясняют
отличия
артикуляции и
характеристики
звуков «п» - «б»;
Повторяют
словесные ряды
Проговаривают
чистоговорки
Индивидуал
ьный
подход,
учебное
взаимодейст
вие
Игровое
взаимодейст
вие
Положительно
относиться к
другим людям,
к себе
IV Этап
Падежное
управление
3 минуты
Словесна
я игра
Игровая
ситуация.
Картинки
Айболита и
Пилюлькина,
заболевших
животных
Как зовут этих героев? Кто
они?
Распределите
заболевших
животных
к
докторам.
Кого будет лечить Айболит?
Рассаживают
животных со
звуком «п» к
доктору
Пилюлькину, со
звуком «б» к
доктору
Айболиту
Партнерски
е
Формироват
ь устное
монологиче
ское
высказыван
ие
Стремятся к
самостоятельно
сти, проявляют
независимость
от взрослого
.
А доктор Пилюлькин?
Проговаривают
предложения,
образуя и
произнося слова в
родительном
падеже
V Этап
Оздоровите
льный
момент
- развивать координацию речи с движением детей, общую моторику;
- продолжать развивать подражательность, навык движения под музыку
2минуты
Игровой
прием:
динамиче
ская
пауза
Игра
Имитация выступлений
выздоровевших животных и
угадывание – кто выступает
Выполняют
движения игры
под музыку на
ковре
Партнерски
е отношения
Игровое
взаимодействи
е
Положительн
о относится к
другим,
учитывает и
самому себе
VI Этап
Работа со
звуко-
буквенным
анализом и
синтезом
слов
- закреплять навык анализа и синтеза предложения;
- совершенствовать навыки слогового разбора слов
5минут
Практический
метод:
составление
схемы слов,
выкладывани
е слова
буквами
Образова
тельная
ситуация
Игра
«Рассыпа
ные
звуки»
Пилюлькин и Айболит укажут
путь, если вы обозначите
изучаемые звуки буквами.
Наши герои дадут вам
животное, которое довезет вас.
Угадайте, кто это? П...О..Н..И..
Замените кружочки буквами
Пони везет нас до замка
Бармалея
Дети поднимают
соответствующую
букву (на ковре)
Дети садятся за
столы.
Выкладывают
схемы.
Проводят устный
разбор
Дети
выкладывают
слово
Учет воз-
растных и
индивидуаль
ных осо-
бенностей
детей,
характера
Коммуникация
: умение
слушать, вос-
принимать речь
говоря-щего,
реаги-ровать на
нее
собственным
откликом,
адекватными
эмоциями
Положитель
но
относиться к
другим
людям и
самому се-
бе.
Учитывать
интересы
товарищей
VII Этап
Получе-
ние новых
знаний
- развивать просодическую сторону речи;
- учить детей овладевать четкостью дикции, интонационной выразительностью
5минут
Игровой
прием:
произносите
льное
Игровая
ситуация
Разучивание
стихотворен
Чтобы Бармалей стал добрым
и отпустил Бома и Пака, надо
угостить его вкусняшками со
звуками «п», «б»
Дети учатся
придумывать
угощения с
новыми звуками
Учет
возрастных и
индивидуаль
ных осо-
Коммуника
ция:
умение
слушать,
Положительно
относится к
другим людям и
самому себе.
упражнение
ия
В сумке есть у нас баранки,
Булки, бублики, буханки,
Пироги, батоны, плюшки
И печеные пампушки
Заучивание
стихотворения с
разной высотой
голоса
бенностей
детей,
характера,
привычек,
предпочтени
й
восприним
ать речь
говорящего
развивать
просодику
Учитывает
интересы других
людей
VIII Этап
Рефлексия
- развивать все виды внимания, памяти
3минуты
Игровой
метод: уп-
ражнение
Игровая
ситуация
Поросенок Пак и собачка
Бом (в руках педагога)
благодарит детей за помощь
и интересное занятие. А вам
понравились игры? Что
запомнили? Позовем еще
новых друзей к нам в гости?
Дети отражают в
речи собственные
впечатления.
Формулиров
ать ответы
на вопросы
Составлять
устное
монологиче
ское
высказыван
ие
Оценивают
правильность
своих действий,
осуществляют
итоговый
контроль