Автор: Перминова Наталья Анатольевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад 15"
Населённый пункт: Кемеровская обл.,г.Новокузнецк
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Развитие и воспитание детей раннего возраста в детском саду"
Раздел: дошкольное образование
«Развитие и воспитание детей раннего возраста в детском саду»
1.Организация процесса адаптации
детей раннего возраста в детском
саду в условиях внедрения ФГОС
ДОУ
Адаптация детей к дошкольному
учреждению наиболее безболезненна,
при применении комплексного
подхода. Для определения списка
задач, которые решает педагог в
процессе организации успешной
адаптации детей раннего возраста к
условиям дошкольного учреждения,
рассмотрим подробно определение
понятия – адаптация.
Исходя, из современных психолого-
педагогических исследований под
термином адаптация, предполагается
приспособление или привыкание
организма к новой обстановке.
Процесс адаптации у каждого ребенка
происходит по-своему, в зависимости
от его специфических особенностей и
социальной обстановки, в которой
находится ребенок.
Выделяются три группы необходимых
условий по ФГОС дошкольного
образования:
В первой группе необходимо создание
пространственной предметно-
развивающей среды, которая должна
быть правильно организованна, с точки
зрения психолого-педагогических
правил, содействовать скорому
привыканию, содействовать
эмоциональному благополучию и
создавать условия для воспитания
ребенка. В группе адаптации
выделяются содержательно-
деятельностные зоны:
Зона познавательной деятельности
содействует изучению окружающего
мира, математике, развитию речи.
Материалы для занятий: картины,
книги, мозаики, вкладыши и т.д.
Художественная зона изучает
изобразительную деятельность, ручной
труд. Материалы для занятий: цветные
карандаши, фломастеры, гуашь, кисти,
подручный материал для
нетрадиционного рисования, материал
для лепки (стеки, пластилин или
глина).
Конструктивная зона –
конструирование, игра. Материалы для
занятий: конструкторы, мягкие
модули, столы и стулья, коробки
большие и маленькие, ящики, детские
пластмассовые тазики, бросовый
материал.
Вторая группа условий – требования к
профессиональной компетентности
воспитателя.
Для успешного формирования
адаптационного процесса детей
воспитателю необходимо знать
специфику развития ребенка раннего
возраста, оценивать социальное
развитие, ориентироваться на опыт
организации адаптационного процесса,
который существует в дошкольном
учреждении. Педагогу требуется
изучать новые методические
разработками по проблеме адаптации
детей раннего возраста, участвовать в
методических мероприятиях,
взаимодействовать с психологом, с
более опытными педагогами.
Эффективность работы зависит от
готовности воспитателя планировать и
осуществлять мероприятия,
направленные на успешную адаптацию
детей, а также реализовывать работу с
семьями воспитанников: создание
рекомендаций для родителей по
подготовке ребёнка к посещению
детского сада; привлечение к участию
родителей в совместных занятиях,
играх, праздниках.
Раскрывая требования к
компетентности педагога необходимо
обратить внимание на готовность
воспитателя решать задачи
педагогического мониторинга.
Одним из эффективных
диагностических инструментов
является методика наблюдения.
Анализ результатов мониторинга
предполагает обмен данными между
воспитателем и родителями детей и
оценка полученных сведений со
специалистами, что содействует
активному привлечению семьи в
процесс воспитания и развития их
детей.
Итоги мониторинга систематически
доводятся до сведения родителей детей
и применяются для осуществления
совместных решений. В
образовательных программах,
родители получают постоянную
персональную информацию, которая
опирается на результаты мониторинга
их детьми.
3.
Организация работы с семьями
детей. Совместная деятельность
дошкольной организации и семьи –
двусторонний, цикличный процесс.
Семейная и общественная система
дошкольного учреждения:
представляют различные области
социализации и воспитания детей.
Контакт воспитателей и семей
воспитанников длится около пяти с
половиной лет, с момента прибытия
ребенка в дошкольную организацию и
до поступления в школу, и обладает
целым рядом событий, обусловленный
логикой прохождения детьми
возрастных групп дошкольной
организации, в сопутствии педагогов и
семей детей.
В периоде адаптации взаимодействие
дошкольной организации и родителей
связано с увеличением внимания к
детскому саду. Объясняется это
развитием образовательных
потребностей и требований родителей
детей. Волнение родителей ребенка
при поступлении в детский сад
определяет необходимость родителей в
профессиональной психолого-
педагогической поддержке
специалистов дошкольной
организации.
Процесс взаимодействия воспитателей
и родителей в период адаптации
ребенка раннего возраста к
дошкольной организации можно
распределить на несколько этапов.
Адаптационный период – открытие.
Знакомство, совместное изучение
специфику семейного и социального
воспитания, объяснение места и роли
участников воспитательного процесса
в формировании взаимодействия
ребенка с окружающим миром.
Обеспечение условий успешной
адаптации родителей и ребенка к
дошкольной организации, создание
совместно с педагогами и родителями
положительно результата каждого
ребенка.
Семьи детей знакомятся с моделью
адаптации, предлагаемой дошкольной
организацией. Получают приглашение
педагогов дошкольного учреждения
посещать встречи – знакомства и
принимают совместные решения.
Родители заполняют анкету, которая
выявляет особенности готовности
детей к дошкольной организации.
При согласии родители посещают
встречи-знакомства, активно
взаимодействуя с другими семьями и
педагогами, способствуют созданию
взаимодействия ребенка с
незнакомыми взрослыми и
сверстниками в новой для него
предметно-развивающей среде
дошкольной организации.
Педагоги осведомляют семью ребенка
об адаптационной модели,
существующей в дошкольном
учреждении. Организуют встречи –
знакомства, объясняют семье место и
роль родителей, воспитателей, детей в
процессе социального воспитания
ребенка. Изучают специфику
семейного воспитания ребенка.
Организуют работу группы адаптации,
обеспечивая возможность семье два
раза в неделю посещать вместе с
детьми дошкольную организацию,
создавая взаимодействие со
сверстниками и взрослыми.
Встречи с родителями лучше
проводить не менее двух раз в неделю,
в течение часа, на протяжении месяца.
Хорошо, если такие встречи
опережают прибытие ребенка в
дошкольное учреждение и его
адаптацию. При невозможности этого
встречи- знакомства родителей могут
проходить совместно с адаптацией
ребенка.
Родители детей принимают участие в
собрании-встрече, при поддержке
воспитателей воспитывают
способность осознавать
взаимодействие в триаде «родитель-
ребенок-педагог», выделяя сферы
заботы и влияния родителей.
Происходит согласование точек зрения
и прогнозирование развития
взаимодействия педагогов дошкольной
организации и родителей. Семьи детей
и педагоги участвуют в составлении
текста соглашения о работе в
воспитании детей.
2.Адаптационная работа с детьми
раннего возраста в условиях
реализации федерального
государственного образовательного
стандарта дошкольного
образования
Нахождение детей в дошкольном
учреждении предстает особенным
периодом жизни для всей семьи. Для
ребенка - это сильное напряжение,
которое нужно облегчить. Ему
предстоит адаптироваться к новым
условиям. Для ребенка ситуацию
стресса создают - распланированный
режим дня, отсутствие родителей,
другой стиль общения, необходимость
контакта с ровесниками, новое
помещение. Новые факторы вызывают
у ребенка защитную реакцию - плачь,
отказ от еды, сна, общения с
окружающими.
Воспитателям и родителям
необходимо иметь представление, об
ответственности момента адаптации
детей к условиям дошкольного
учреждения.
После
выяснения всех
нюансов,
администрация
дошкольной
организации приступает к построению
текста «Соглашения о воспитании
детей». Все пожелания родителей
должны быть учтены, имена детей
записаны, так как звучат из уст
родителей. Согласование взглядов в
воспитании ребенка оформляется через
месяц, после полученной информации
о ребенке, после посещения группы.
Родители участвуют в собраниях-
встречах, обсуждают проект
взаимодействия дошкольного
учреждения и семьи в воспитании
детей, вносят пожелания, на основании
которых осознаются ценности общения
с педагогами, представления, основной
общеобразовательной программы,
реализуемой в детском саду. Педагоги
проводят собрания-встречи,
организуют обсуждение проекта
взаимодействия дошкольной
организации и семьи в развитии детей.
Проекты направлены на формы
взаимодействия в соответствии с
задачами и содержанием основной
общеобразовательной программы
дошкольного образования.
Если воспитатели параллельными
усилиями с родителями создали
подходящие условия для воспитания
детей, то дети успешно осваивают
развивающую, предметно-
пространственную среду.
В качестве примера планирования
взаимодействия взрослых и детей
можно рассмотреть календарный план.
План предоставляет возможность
поставить конкретные задачи работы с
детьми. Задачами взаимодействия
педагога и ребенка в адаптационный
период к дошкольной организации
являются:
1.
Снятие
психоэмоционального стресса
у
детей раннего
возраста,
поддерживание нормализации
мышечного тонуса, стабилизация
настроения.
2.
Укрепление положительных
взаимоотношений между детьми и
педагогами в адаптационный период.
3.
Формирование доверия и
взаимопонимания между детьми и
педагогами.
Такой календарный план рекомендован
для периода адаптации. План содержит
описания игр разной тематики,
содержания, подвижности. Они
выполняются в совместной
деятельности педагога с детьми.
Предоставляется несколько названий
игр, но соблюдать последовательность
и перечень игр не обязательно,
допускается добавление игр.
Проведенные игры отмечаются
«галочкой». Картотеку можно
дополнять.
В календарном плане предложен
пример программы прогулки. Она
проводится с детьми от полутора до
трех лет, в комфортную для детей
погоду. В комментарии педагог
записывает активность детей в игровой
деятельности в группе и на прогулке.
Проводится небольшой мониторинг
работы с детьми в течение дня.
План может изменяться, дополняться
своими играми, в зависимости от
наблюдения психологических и
возрастных особенностей детей, а
также от экологической обстановки,
погодных условий и т. д. Для более
оперативного наблюдения за периодом
адаптационного процесса детей можно
использовать специализированный
адаптационный лист. Полная
адаптация ребенка к детскому саду
происходит у некоторых детей не
раньше, чем через два три месяца.
В итоге можно сказать, что условия,
которые создаются в ходе периода
адаптации, помогают безболезненно
приспособиться детям к новым
жизненным условиям и будут
содействовать формированию
благоприятного отношения детей и их
семей к дошкольной образовательной
организации.
Итоги работы в этом направлении
предоставляют возможность говорить,
что у ребёнка, который с легкостью
адаптировался, быстро нормализуется
сон, аппетитом, охотно идёт на контакт
с ровесниками и педагогами,
настроение положительное. Охотно
играет рядом с другими детьми.
Возможность лёгкой адаптации
ребёнка к дошкольной
образовательной организации
возможна при соблюдении следующих
условий:
родители заранее готовят ребенка к
посещению дошкольного учреждения;
учитывают и начинают внедрять
режим детского сада в домашних
условиях;
знакомятся с организацией жизни
детей в дошкольной организации, с
образовательной программой, со
спецификой периода и показателями
адаптации.
Два основных критерия успешной
адаптации: внутренний комфорт
(эмоциональная удовлетворенность) и
соответствие поведения (способность
легко войти в новые жизненные
условия).
Показатели успешной адаптации -
сокращение заболеваний, их
длительное отсутствие, благоприятная
динамика нервно-психического
развития. Когда в группе и дома
ребёнок спокойно засыпает и спит
положенное по режиму время, ест с
аппетитом, спокойно общается с
окружающими, действует с
предметами, считается, что адаптация
прошла успешно. Создавая у ребёнка
благоприятное отношение ко всем
процессам, развивая всевозможные
умения в соответствии с возрастными
особенностями детей, формируя
потребность в общении с педагогами и
сверстниками, обеспечивается
эффективность решения
образовательных задач в период
привыкания ребёнка к новым
условиям, и тем самым ускоряется
протекание периода адаптации.
Формы работы с родителями в
адаптационный период
Для успешной адаптации ребёнка к
условиям дошкольного учреждения
необходимо сформировать у него
положительную установку на детский
сад, положительное отношение к нему.
Это зависит, прежде всего, от
воспитателей, от их умения и желания
создавать атмосферу тепла, доброты,
внимания в группе. Поэтому
организация адаптационного периода
начинается задолго до 1 сентября.
Период адаптации – тяжелое время для
малыша. Но в это время тяжело не
только детям, но и их родителям.
Поэтому очень важна совместная
работа воспитателя с родителями.
Цель этой работы: развивать
педагогическую компетентность
родителей, помогать семье находить
ответы на интересующие вопросы в
воспитании детей, привлекать их к
сотрудничеству в плане единых
подходов в воспитании ребёнка.
Задачами этой работы являются
следующие параметры:
1.Выработать единый стиль
воспитания и общения с ребёнком в
ДОУ и семье. 2.Оказать
квалифицированную консультацию и
практическую помощь
родителям по проблемам воспитания и
развития ребёнка.
3.
Сформировать у ребёнка чувство
защищенности и внутренней свободы,
доверия к окружающему миру.
4.
Активировать и обогатить
воспитательные умения родителей,
поддерживать их уверенность в
собственных педагогических
возможностях. При взаимодействии с
родителями необходимо
придерживаться следующими
принципам:
-целенаправленность,
систематичность, плановость;
-дифференцированный подход к
взаимодействию с родителями с
учетом многоаспектной специфики
каждой семьи;
-возрастной характер взаимодействия с
родителями;
-доброжелательность, открытость.
Ожидаемые результаты работы с
родителями – это явление интереса
родителей к работе ДОУ, к
воспитанию детей, улучшению детско-
родительских отношений; повышение
компетентности родителей в
психолого- педагогических и правовых
вопросах; увеличение количества
обращений с вопросами к педагогу , на
индивидуальные консультации к
специалистам; возрастание интереса к
мероприятиям
, проводимых в ДОУ; увеличение
количества родителей – участников в
совместных мероприятиях; рост
удовлетворенности родителей работой
педагога и ДОУ в целом.
Сотрудничество ДОУ с семьей – это
взаимодействие педагогов с
родителями, оно направленно на
обеспечение единства и
согласованности воспитательных
воздействий.
Л.В. Белкина предлагает использовать
следующие формы работы детского
сада с семьей:
-беседы;
-родительские собрания;
-анкетирование;
-посещение на дому;
-выставки;
-папки-передвижки;
-наглядные формы педагогической
пропаганды;
-консультации;
-присутствие родителей во время
адаптационного периода в группе;
-укороченное время пребывание
ребёнка в группе во время
адаптационного периода;
-алгоритмы «Я одеваюсь», «Учимся
складывать вещи», «Я умываюсь».
Также она предлагает использовать
перспективный план по работе с
родителями в адаптационный период.
После того как перспективный план
работы с семьей на адаптационный
период составлен необходимо четко
регламентировать педагогическое
взаимодействие специалистов с семьей
в этот период.
Заведующий: проведение экскурсий по
ДОУ, беседы с родителями,
оформление родительских договоров.
Старший воспитатель: проведение
социологических опросов
(анкетирования), координация работы
специалистов узкой специализации.
Педагог-психолог: диагностирование,
психо-гимнастика, консультирование.
Учитель-логопед: диагностика,
консультирование.
Старшая
медсестра:
консультирование,
наблюдение
за
адаптацией,
иммунопрофилактика.
Воспитатель по физкультуре:
проведение занятий с детьми и
родителями с использованием
различных оздоровительных
технологий, досуг.
Воспитатели: организация и
проведение совместных специальных
игр-занятий с детьми и их родителями,
консультирование.
Музыкальный руководитель:
проведение игр-занятий, постановки
кукольного театра, консультирование.
Используя эти методы и приемы
взаимодействия ДОУ с семьей в
период адаптации, тогда сам процесс у
воспитанника детского сада будет
протекать не как приспособительский,
когда ребенка побуждают усваивать
имеющиеся стереотипы, а как
конструирующая деятельность,
предполагающая перестройку
имеющихся форм поведения и
образования новых.
В соответствии с Законом РФ «Об
образовании» и Типовым положением
о дошкольном образовательном
учреждении одной из основных задач,
стоящим перед детским садом,
является «взаимодействие с семьей для
обеспечения полноценного развития
ребенка». Достичь высокого качества
образования воспитанников,
полностью удовлетворить запросы
родителей и интересы детей, создать
для ребенка единое образовательное
пространство, возможно только при
проектировании системы
взаимодействий ДОУ и семьи.
Процессы в системе образования, его
вариативность, инновационные
программы, обусловили
необходимость поиска решения
проблем взаимодействия ДОУ с
семьей, создания условий для
повышения педагогической культуры
родителей. Современные тенденции в
развитии дошкольного образования
объединены одним важным и
значимым критерием – его качеством,
которое непосредственно зависит от
уровня профессиональной
компетентности педагогов и
педагогической культуры родителей.
Качество семейного воспитания,
расширение воспитательных
возможностей семьи, повышение
ответственности родителей за
воспитание своих детей – важнейшие
проблемы современной
педагогической практики, особенно это
важно в период, когда родители
впервые приводят малыша в детское
учреждение. Их решение возможно
при условии всесторонней психолого-
педагогической подготовки семьи,
родителей к выполнению своих
воспитательных функций. Именно
этими обстоятельствами диктуется
необходимость постоянного
повышения уровня педагогической
компетентности родителей,
необходимость и актуальность
организации различных форм
образования.
Задача модернизации взаимодействия
семейного воспитания и ДОУ –
развитие отношений «Ребёнок-педагог
– родитель».
Любая инициатива педагога,
обращенная к семье, должна быть
нацелена на укрепление, обогащение
связей и отношений ребенка со
взрослыми.
Существуют традиционные и
нетрадиционные формы общения с
родителями дошкольников, суть
которых – обогатить их
педагогическими знаниями.
Традиционные формы взаимодействия
с семьей представлены:
коллективными, индивидуальными и
наглядно-информационными.
В настоящее время особой
популярностью как у педагогов, так и у
родителей пользуются
нетрадиционные формы общения с
родителями.
Они построены по типу игр и
направлены на установление
неформальных контактов с
родителями, привлечение их внимания
к детскому саду.
В новых формах взаимодействия с
родителями реализуется принцип
партнерства, диалога. Положительной
стороной подобных форм является то,
что участникам не навязывается
готовая точка зрения, их вынуждают
думать, искать собственный выход из
сложившейся ситуации.
Особая роль при любой форме
организации взаимодействия с
родителями отводится
социологическим вопросам,
анкетированию, тестированию
родителей и педагогов.
Основной задачей информационно-
аналитических форм организации
общения с родителями являются сбор,
обработка и использование данных о
семье каждого воспитанника,
общекультурном уровне его родителей,
наличии у них необходимых
педагогических знаний, отношении в
семье к ребенку, запросах, интересах,
потребностях родителей в психолого-
педагогической информации.
Принципы, на основе которых
строится общение педагогов и
родителей это в первую очередь-
общение на основе диалога,
открытость, искренность в общении,
отказ от критики и оценки партнера по
общению.
Познавательные
формы
организации
общения
педагогов
и
родителей способствуют
изменению взглядов родителей на
воспитание ребенка в условиях семьи.
Наглядно-информационные формы
организации общения педагогов и
родителей решают задачи
ознакомления родителей с условиями,
содержанием и методами воспитания
детей в условиях ДОУ, позволяют
правильно оценить деятельность
педагогов, пересмотреть методы и
приемы семейного воспитания,
объективнее увидеть деятельность
воспитателя.
Задачами наглядно-информационной
формы является ознакомление
родителей с ДОУ, с деятельностью
педагогов и т.п.
Также, общение педагогов с
родителями может быть не прямо, а
через газеты, организацию выставок.
Таким образом, взаимодействие
родителей и педагогов в условиях ДОУ
носят ярко выраженный
специфический характер
сотрудничества, т.к. изменились и
содержание, и формы
взаимоотношений между родителями и
педагогам ДОУ.
Принцип взаимодействия с
родителями носит целенаправленный,
систематичный, плановый характер. К
взаимодействию с родителями
необходимо подходить
дифференцировано с учетом
многоаспектной специфики каждой
семьи, необходимо учитывать и
возрастной характер взаимодействия с
родителями при этом соблюдая
доброжелательность и открытость.
Формы работы:
1.
«День открытых дверей»,
организованный специально для
родителей. Проводится экскурсия по
детскому саду, родителям
предоставляется возможность посетить
занятия специалистов, которые будут
работать или работают с малышами
(музыкальный руководитель,
воспитатель по физкультуре, логопед),
понаблюдать за проведением
режимных моментов; проводятся
беседы с руководителем учреждения,
старшим воспитателем, медицинскими
работниками с целью ознакомления с
реализуемой программой, правилами
посещения детского сада, правами и
обязанностями родителей, правами
детей, режимом детского сада,
примерным меню, организуется
знакомство родителей с педагогами,
планирующими набор детей
дошкольного возраста, с условиями
пребывания детей в предполагаемой
группе. Во время посещения детского
сада родители могут познакомиться с
результатами работы детского сада
через организацию выставок детских
работ, показ творческой деятельности
детей.
2.
Организация клуба для
родителей «Ясли – это серьезно». На
занятиях клуба обсуждаются
следующие вопросы: что такое
адаптация, фазы адаптационного
периода; степени адаптационного
периода, факторы, определяющие
процесс прохождения адаптации;
правила введения ребенка в детский
сад, особенности взаимодействия
родителей с ребенком в период
адаптации.
3.
Организация мини-библиотеки
для родителей, в которой есть
необходимая литература по данной
проблематике, а у родителей есть
возможность взять интересующую их
книгу домой.
4.
Анкетирование родителей с
целью изучения интересов и
потребностей семей, изучения
индивидуальных особенностей детей,
их привычек; изучение степени
подготовленности ребенка к
посещению детского сада;
особенностей взаимоотношений
родителей и детей.
5.
Организация детско-
родительских проектов. Данные
проекты необходимы для
формирования доверительных
отношений между педагогами и
родителями. Проекты оформляются
как членами семьи, так и совместно с
педагогами. Примерная тематика
проектов: «Презентация своего
ребенка», «Презентация семьи», «По
дороге в детский сад», «Мои первые
дни в детском саду», «Выходной в
кругу семьи», «Как я люблю отдыхать»
и т.д. Подобная проектная
деятельность проводится
систематически (примерно раз в 1-2
месяца).
6.
Индивидуальные консультации.
Данные консультации проводятся
воспитателем с целью своевременного
анализа и корректировки прохождения
адаптационного периода каждым
конкретным ребенком. Вопросы
консультаций возникают в ходе
индивидуального наблюдения за
детьми, либо по запросам родителей.
7.
Подгрупповые консультации.
Проводятся воспитателями с
приглашением специалистов детского
сада. На подобные консультации
приглашается группа родителей с
похожими проблемами у детей. В ходе
таких консультаций используются
видеозаписи, иллюстрирующие
выявленные проблемы.
8.
Родительские собрания. При
подготовке к собранию необходимо
обеспечить максимальную его
посещаемость, для этого используются
различные формы информирования
родителей о его проведении:
письменные объявления,
индивидуальные устные приглашения,
индивидуальные письменные
пригласительные билеты и т.д. Также
целесообразно изготовить памятки по
материалам собраний для тех
родителей, кто не смог посетить
собрание.
9.
«День семьи». Цель – развитие
интеллектуальной и творческой
инициативы детей и взрослых;
рефлексии результатов взаимодействия
детей, родителей и воспитателей.
Предварительно проводится
совместное изготовление (рисование,
аппликация) детьми и родителями
семейных гербов. Дети и родители
рассказывают о своей семье.
10.
Организация подготовки ребенка
к посещению дошкольного
образовательного учреждения через
совместную с родителем деятельность
в новой среде, идентификацию ребенка
с опытом близкого взрослого
посредством игровых занятий с детско-
родительскими парами. Родителям
дается задание поделиться семейным
опытом по организации того или иного
вида совместной деятельности с
ребенком в условиях семьи (игра,
чтение, прогулка, двигательные
упражнения, отдых и т.п.). Родители
делятся опытом, воспитатель, психолог
дает консультации о важности
совместной деятельности взрослого и
ребенка.
В рамках таких занятий расширяются
возможности понимания родителем
своего ребенка, создаются условия для
выработки новых навыков
взаимодействия. В свою очередь, это
позволит ребенку идентифицироваться
с опытом близкого взрослого,
безболезненно отделиться от него,
постепенно войти в социум и легче
адаптироваться к детскому саду.
11.
Копилка консультативных
материалов для родителей. Это
большая подборка консультативных
материалов для родителей по всем
аспектам проблемы адаптации детей
младшего дошкольного возраста.
Данные материалы хранятся в
методическом кабинете и могут быть
использованы для экспонирования на
информационных стендах; для
самостоятельного индивидуального
прочтения, как родителями, так и
педагогами; при подготовке к
совместным медико-педагогическим
совещаниям и родительским
собраниям. В копилку входят примеры
совместных игр родителей и детей.
Следует помнить основные принципы
при организации работы с семьей:
открытость детского сада для семьи
(каждому родителю предоставляется
возможность знать, видеть, как живет и
развивается его ребенок);
сотрудничество педагогов и родителей
в воспитание детей; создание активной
– развивающей среды. Организация
работы с родителями по обеспечению
условий для успешного прохождения
адаптационного периода детьми в
детском саду должна начинаться
задолго до непосредственного
поступления ребенка и продолжаться
до полного завершения
адаптационного периода у каждого
ребенка.
Контакт, устанавливаемый с семьей,
должен быть дифференцирован, то
есть в соответствии с группой
адаптации ребенка должны быть
определены объем и содержание
работы с семьей. В случае
неблагополучной адаптации ребенка
работа с семьей должна быть более
глубокой и более объемной,
предусматривать тесный контакт
членов семьи с воспитателями и
методистом дошкольного учреждения.
3.Технология педагогической
поддержки ребёнка и семьи в
адаптационный период
Современные организационные
формы образования детей раннего
возраста
Технология педагогической поддержки
ребёнка и семьи в адаптационный
период
Этапы работы с детьми в период
адаптации:
Вся работа с детьми 3-его года жизни,
особенно на 1-ых этапах
формирования группы, сводится к
наблюдению за деятельностью и
поведением детей в разные отрезки
времени. Педагогу необходимо в
течении всего адаптационного периода
играть с детьми в различные игры,
стараться ввести в любые режимные
моменты игру (ведь это основной вид
деятельности ребёнка).
-перспективный план работы на
адаптационный период;
- игры, которые О.Г. Заводчикова
рекомендует использовать в этот
промежуток времени. К проведению
адаптационных игр предъявляются
определенные требования:
-игру повторяют в течение дня
несколько раз;
-при введение новой игры знакомые
игры повторяют;
-знакомые игровые ситуации
включают в бытовые процессы;
-игры и бытовые процессы
каждодневно дополняют приемами
торможения отрицательных эмоций;
-продвижение в освоении каждой игры
для каждого ребёнка организуют
индивидуально, по количеству
повторений;
-при повседневном использовании игр
учитывают состояние ребёнка в
конкретный момент взаимодействия,
поэтому возможно возвращение к
играм, которые ранее были освоены.
Это необходимо для того, чтобы
проследить особенности адаптации
каждого приходящего в детский сад
ребенка и обеспечить полноценное
общение с родителями.
В адаптационный период необходимо
соблюдать последовательность работы
с семьей:
1.
Знакомство. Ребенок,
поступающий в ДОУ, совместно с
родителями знакомится с группой,
условиями пребывания, педагогами.
Родителям предлагается совместное
посещение группы в момент
организации разнообразной
жизнедеятельности. Мероприятия:
новоселье, игры, развлечения, ритуалы
встреч, прощания, оздоровительные
прогулки. Знакомство с детским садом,
встречи с сотрудниками.
2.
Индивидуальный режим. Для
ребенка устанавливается первичный,
индивидуальный режим посещения.
Лучший вариант включения ребенка в
группу детей – это дневная или
вечерняя прогулка, где дошкольнику
доступны условия игры и совместного
общения. Первые несколько дней
родителям рекомендовано забирать
детей до сна, постепенно по мере
социализации личности, время
пребывания увеличивается.
3.
Наблюдение за адаптацией к
среде и заполнение данных.
Составление схемы индивидуальной
психологической помощи. В группе
пребывания детей 3-его года жизни
педагогами заполняются
адаптационные листы. Заполнение
адаптационных листов происходит
после 10, 20 и 60 дней пребывания
воспитателем на группе.
Степень адаптации:
Легкая степень: к 20-му дню
пребывания в детском саду
нормализуется сон, ребенок нормально
ест, не отказывается от контактов со
сверстниками и взрослыми, сам идет
на контакт. Заболеваемость не более 10
дней, без осложнений и без изменений.
Средняя степень: поведенческие
реакции восстанавливаются к 30-му
дню пребывания в детском саду.
Нервно-психологическое развитие
несколько замедляется, снижается
речевая активность. Заболеваемость до
двух раз сроком не более 10 дней без
осложнений, вес несколько снизился.
Тяжелая степень: Поведенческие
реакции нормализуются к 60-му дню
пребывания в детском саду. Нервно-
психическое развитие отстает от
исходного на 1-2 квартала.
Респираторные заболевания более 3-х
раз сроком более 10 дней. Ребенок не
растет, не прибавляет в весе в течение
1-2 квартала.
По истечении периода адаптации на
медико-педагогическом совещании
ведется анализ степени
адаптированности каждого ребенка.
4.
Организация диагностической
работы. Постепенно, по мере
активизации адаптационных
возможностей у детей (первичная
ориентировка в группе, помещении
детского сада, территории,
установлению контакта с детьми и
взрослыми) педагог совместно с
психологами организует
диагностическую работу. Диагностика
проводится предварительно,
согласовав с родителями.
Психолого-педагогическая
диагностика в период адаптации
ребёнка к ДОУ проводится в три этапа.
1-ый этап. Первичная диагностика
Цель, которой определить факторы,
которые могут затруднить адаптацию,
и сильные стороны развития ребёнка,
его адаптационные возможности. При
этом используется анкетирование
родителей, (приложение- прогноз
адаптации; анкеты для родителей).
Анкетирование проводится до прихода
ребёнка в группу. На основе ответов
родителей на вопросы анкеты
составляют психологический портрет
ребёнка с точки зрения особенностей
его темперамента. Данные
анкетирования дополняют беседой с
родителями и наблюдениями
воспитателей в первые дни пребывания
ребёнка в ДОУ.
По полученным результатам
определяют прогноз адаптации и
составляют индивидуальный
образовательный маршрут. Наиболее
информативными являются следующие
диагностические параметры:
•
нарушение контакта с матерью
по типу симбиотической
привязанности или эмоциональной
холодности, отчуждения:
•
несформированность культурно-
гигиенических навыков;
•
недостаточно выраженная
способность к активному подражанию.
На этой основе выделяют тип
темперамента и особенности высшей
нервной деятельности ребёнка;
определяют типичные образцы
взаимодействия с близкими
взрослыми, чтобы избежать ломки
коммуникативных стереотипов в
адаптационный период. Затем
составляют карту индивидуального
сопровождения ребёнка.
Индивидуальная работа с детьми –
важнейшее условие их успешной
адаптации к ДОУ. Необходимость
разработки индивидуальных
образовательных маршрутов
определяется следующими факторами:
•
различен опыт отрыва от матери;
•
не одинаков уровень
тренированности нервных процессов;
•
отличается социальное
окружение по его составу, количеству,
длительности, содержанию,
эмоциональной насыщенности
контактов;
•
по-разному организовано
воспитание в семье, режим дня,
занятия, формы поощрения и
порицания;
•
отличия по типу нервной
системы;
•
отличия по темпу как
психического развития в целом, так и
их отдельных сторон.
Индивидуальный путь развития
ребёнка раннего возраста раскрывается
через соотношение возрастной
динамики трех линий развития:
восприятия, движения и речи или их
сторон. По результатам первичной
диагностики составляется Карта
индивидуального сопровождения
ребёнка. На основе результатов
текущей диагностики вносятся
необходимые изменения в Карту
сопровождения.
2-
ой этап. Текущая диагностика
Цель, которой охарактеризовать ход
адаптации; выявить возможные
проявления дезадаптации,
используется метод наблюдения за
ребёнком во время пребывания в ДОУ.
3-ий этап. Итоговая диагностика
Цель, которой определить уровень
адаптированности (дезадаптации)
ребёнка к ДОУ, используется метод
наблюдений (за ребёнком наблюдают в
течении недели через три недели после
начала посещения ДОУ).
Результатом диагностики является
составление сводной таблицы по
уровням адаптированности
(дезадаптации) детей группы;
принимается решение о завершении
процесса адаптации или об оказании
ребёнку индивидуальной помощи
специалистами ДОУ.
Результаты всех этап диагностики
обсуждаются воспитателем, педагогом-
психологом и старшим воспитателем.
В отношении каждого ребёнка
определяют и при необходимости
корректируются меры, улучшающие
исход адаптационного периода.
Этапы работы с родителями в период
адаптации:
1.
Информирование о проблемах
адаптации. Объяснение целей и задач
своей работы.
2.
Составление семейного
анамнеза.
Приложение: прогноз адаптации,
анкеты для родителей, чьи дети
поступают в
ДОУ.
3.
Установление доверительных
отношений между сотрудниками
ГДОУ и родителями.
Процесс адаптации ребенка, во многом
зависит от того, как сумеет
воспитатель понять нужды, интересы,
наклонности ребенка, своевременно
снять эмоциональное напряжение,
согласовать методику проведения
режимных процессов с семьей. Для
оптимизации процесса адаптации
воспитатель может использовать
следующее: беседы с родителями;
анкетирование; наблюдение за
ребенком; развивающие игры.
Сведения о ребенке воспитатель
получает в процессе беседы с
родителями, а также в ходе
наблюдений за ребенком с момента
поступления его в детский сад. Уже в
процессе первых наблюдений
воспитатель может получить
достаточно важную информацию о
степени «проблемности» ребенка, его
темпераменте, интересах,
особенностях общения со взрослыми и
сверстниками и т.п. Однако
наибольшее внимание следует уделить
особенностям протекания процесса
адаптации.
В ходе бесед важно, чтобы воспитатель
установил контакт с родителями,
помог снять тревогу за малыша,
информировал бы о протекании
адаптационного периода, ориентировал
на активное взаимодействие.
По отношению к детям, нуждающимся
в тесном контакте с близкими людьми,
работа с семьей должна быть более
глубокой и объемной. При этом
необходимо помнить, что все
вышеперечисленные мероприятия
должны осуществляться с учетом
особенностей привыкания ребенка к
ДОУ.
Система работы, направленная
на взаимодействия детского и семьи
воспитанника на мой взгляд, поможет
ребенку легче адаптироваться к
условиям дошкольного учреждения,
укрепит резервные возможности
детского организма, будет
способствовать процессу ранней
социализации и как следствие
взаимодействие ДОУ и семьи будет
носить продуктивный характер,
приносящий максимум пользы для
всех участников адаптационного
периода. Современные
организационные формы образования
детей раннего возраста
В настоящее время существуют
разнообразные формы образования
детей раннего возраста. Это
государственные дошкольные
образовательные учреждения,
включающие группы для детей
раннего возраста, образовательные
учреждения, в которых действуют
только группы для детей ясельного
возраста.
Также существуют аналогичные
частные образовательные учреждения.
В некоторых из них имеются группы
круглосуточного пребывания детей
(пятидневки) и кратковременного
(группы неполного дня). Первые —
посещают дети, родители которых
имеют сменный график работы и не
могут забирать ребенка домой
каждый день, вторые — посещают
дети, основное время живущие в семье
под присмотром родителей, других
родственников или няни. В эти группы
малыши приходят на занятия и
прогулки.
В системе дошкольного образования
существуют также учреждения
дополнительного образования для
детей раннего возраста (центры
творчества и развития, клубы и пр.). В
них дети занимаются несколько раз в
неделю.
Для детей-сирот и детей, лишенных
родительского попечения, от рождения
до 3 лет организованы дома ребенка,
которые находятся в ведомстве
Министерства здравоохранения.
В последние годы все более широкое
распространение получают новые
модели образования для детей раннего
возраста, ориентированные на
интересы и потребности семьи. Они
представляют собой варианты
кратковременного пребывания детей в
дошкольном учреждении и
предъявляют особые требования к
сотрудничеству воспитателей,
педагогов, медицинского персонала,
которые должны постоянно
координировать свои действия, чтобы
дети за короткий срок пребывания в
группе могли получать полноценное
образование. Существуют разные
модели групп кратковременного
пребывания детей.
Группы кратковременного пребывания
детей в специально оборудованном
помещении предполагают свободный
режим пребывания в них малышей.
Родители приводят ребенка в удобное
для них время на 2—3 часа в течение
рабочего дня. Здесь воспитательно-
образовательная работа с детьми
проводится индивидуально.
Вариантом данной модели является
организация двух- или трехсменной
работы групп. В этом случае дети
приходят в детский сад к
определенному времени на короткий
срок, например, с 8.00 до 11.00, с 11.00
до 14.00, с 15.00 до 18.00. При таком
варианте работа проводится с
подгруппой детей. Кроме воспитателей
к педагогическому процессу могут
привлекаться музыкальный
руководитель, педагог по физическому
воспитанию, специалист по
изобразительной деятельности и др.
Кратковременное пребывание детей в
закрепленной группе детского сада.
Эта модель не требует специально
выделенного помещения и
закрепленных за группой
воспитателей. Детей распределяют по
постоянно действующим группам,
соответствующим возрасту каждого
ребенка. Малыши включаются в жизнь
группы на тот промежуток времени, на
который родители оставляют его в
дошкольном учреждении.
Группы выходного дня. В такую
группу могут включаться дети, не
посещающие дошкольное учреждение,
а также те малыши, которые ходят в
ясельные группы постоянно.
Адаптационные группы
кратковременного пребывания детей.
Адаптация детей к дошкольному
учреждению проводится в специально
оборудованном помещении. Эта
модель предполагает работу с детьми
тех воспитателей, которые в
дальнейшем примут их в свою группу
на постоянное пребывание.
Воспитатель занимается с такой
группой в ту смену, когда в его
постоянно действующей группе
работает другой воспитатель. На
следующий день воспитатели
меняются.
Семейные группы кратковременного
пребывания детей. Группы такого типа
организуются в специально
оборудованных (так называемых
«семейных») комнатах.
В них имеется удобная мебель для
взрослых и для детей, библиотека с
научно- популярной литературой для
родителей, с дидактическими
материалами и игрушками для
совместных игр малышей с
воспитателем, родителями,
сверстниками, а также со старшими
братьями и сестрами. Задачей таких
групп является создание особого
микроклимата, способствующего
адаптации ребенка к условиям
дошкольного учреждения, реализации
личностно-ориентированной модели
воспитания.
Группы кратковременного пребывания
детей по обслуживанию их
специалистами и медицинским
персоналом дошкольного учреждения
не требуют отдельного помещения и
специалистов. Их обслуживают
специалисты, работающие в данном
учреждении. В рамках данной модели
родители могут выбрать тот вид
занятий или процедур, который они
считают целесообразным для своего
малыша. Например, могут приводить
его только на музыкальные или
физкультурные занятия, или на
физиопроцедуры, или массаж. Режим
посещения ребенком дошкольного
учреждения регулируется родителями
вместе с воспитателями и
специалистами.
Организация патронажных услуг на
дому для детей-инвалидов в сочетании
с их кратковременным пребыванием в
дошкольном учреждении предполагает
индивидуальный режим работы с
каждым ребенком и индивидуальную
программу его развития (выбор
занятий и процедур, которые
проводятся с ним дома и в детском
саду). Часть занятий проводится с
ребенком дома, а часть — в
дошкольном учреждении в те часы,
когда данный вид занятия проводится с
соответствующей возрастной группой.
Таким образом, воспитатель выступает
в качестве «социального педагога»,
поочередно обслуживая несколько
детей на дому и в группе.
4.Особенности развития ребенка
раннего возраста.
Ранним возрастом принять считать
возраст ребенка от 1 года до 3 лет.
В это время у детей довольно четко
прослеживаются 3 периода развития.
Первый период - от года до полутора
лет.
Ребенок, начавший ходить, становится
много самостоятельней, чем раньше; в
этом возрасте он - исследователь; он
лезет всюду. Набивает себе шишки, и
его не удержать. В этом же возрасте
ребенок начинает говорить.
Второй период - от полутора до 2 лет.
Малыш совершенствуется в
обретенных ранее навыках, определяет
свое место в среде; вы уже четко
прослеживаете проявления его
характера.
Третий период - от 2 до 3 лет.
Это период наиболее активного
умственного развития ребенка.
Ранний возраст – важнейший период в
развитии дошкольника. Именно в это
время происходит переход малыша к
новым отношениям с взрослыми,
сверстниками, с окружающим миром.
Ранний возраст характеризуется
высокой интенсивностью физического
и психического развития. Повышается
активность ребёнка, усиливается её
целенаправленность; более
разнообразными и
координированными становятся его
движения.
К трем годам происходят
существенные изменения в характере и
содержании деятельности ребёнка, в
отношениях с окружающими:
взрослыми и сверстниками. Ведущий
вид деятельности в этом возрасте -
предметно-действенное
сотрудничество. Трёхлетний ребёнок
способен уже не только учитывать
свойства предметов, но и усваивать
некоторые общепринятые
представления о разновидностях этих
свойств – сенсорные эталоны формы,
величины, цвета и др. Они становятся
образцами, мерками, с которыми
сопоставляются особенности
воспринимаемых предметов.
Преобладающей формой мышления
становится наглядно-образное.
Ребёнок оказывается способным не
только объединять предметы по
внешнему сходству (форма, цвет,
величина), но и усваивать
общепринятые представления о
группах предметов (одежда, посуда,
мебель). В основе таких представлений
лежит не выделение общих и
существенных признаков предметов, а
объединение входящих в общую
ситуацию или имеющих общее
назначение. Резко возрастает
любознательность детей. В этом
возрасте происходят существенные
изменения в развитии речи:
значительно увеличивается запас слов,
появляются элементарные виды
суждений об окружающем, которые
выражаются в достаточно развернутых
высказываниях.
На данном возрастном этапе у
малышей активно формируются
первые элементарные представления о
хорошем и плохом, навыки поведения,
добрые чувства к окружающим их
взрослым и сверстникам. Наиболее
успешно это происходит в условиях
благоприятного педагогического
воздействия детского сада и семьи.
Третий год жизни ребенка является
переходным в развитии. Это еще
маленький ребенок, у которого немало
общего с детьми предшествующей
ступени и который требует особо
бережного и внимательного отношения
со стороны взрослых, но вместе с тем у
него появляются качественно новые
возможности в овладении навыками, в
формировании представлений, в
накоплении личного опыта поведения
и деятельности.
Для детей от двух до трех лет
характерна активная направленность
на выполнение действий без помощи
взрослого, проявление элементарных
видов речевых суждений об
окружающем, образование новых форм
отношений, постепенный переход от
одиночных игр и игр рядом к
простейшим формам совместной
игровой деятельности.[15] В группе
раннего возраста воспитатель
закрепляет умение приветливо
обращаться к взрослым и детям с
просьбой, оказывать окружающим
небольшие услуги, играть вместе со
сверстниками, уступать игрушки,
книги, учит соблюдению
элементарных правил в дидактических,
подвижных играх: спокойно
выслушивать водящих, терпеливо
ожидать свою очередь (если это
ожидание недлительно). Ребят
привлекают к приготовлению стола к
завтраку, обеду, к выполнению
поручений по уходу за растениями и
животными.
Для реализации этих задач воспитатель
использует подражательность как
специфическую особенность детей
двух — четырех лет. Взрослый
показывает собственным примером
положительное отношение к работе, к
окружающим людям, к детям.
Детям раннего возраста свойственна
большая эмоциональная отзывчивость,
что позволяет успешно решать задачу
воспитания добрых чувств и
отношений к окружающим людям.
Очень важно при этом, чтобы
воспитатель поддерживал у малышей
положительно эмоциональное
состояние: отзывчивость на его
предложение, просьбу, чувство
сопереживания при виде огорчения
другого. У ребят воспитывают любовь
к близким, желание сделать им что-то
хорошее. Это достигается при
одобрении, похвале взрослыми
проявлений ребенком добрых чувств к
окружающим.
Ранний возраст – период интенсивного
освоения ребенком разных видов
деятельности и развития личности. В
детской психологии и педагогике
выделяются следующие основные
направления в развитии ребенка на
этом возрастном этапе:
- развитие предметной деятельности;
- развитие общения с взрослыми;
- развитие речи;
- развитие игры;
- приобщение к разным видам
художественно-эстетической
деятельности;
- развитие общения со сверстниками,
физическое развитие и развитие
личности
Это разделение достаточно условно,
поскольку развитие представляет
собой единый процесс, в котором
выделенные направления
пересекаются, взаимодействуют и
дополняют друг друга.
На третьем году жизни продолжается
освоение ребенком окружающего
предметного мира. Действия малыша с
предметами становятся более
разнообразными и ловкими. Он уже
многое умеет делать сам, знает
названия и назначение бытовых
предметов, стремится помогать
взрослым: мыть посуду, вытирать стол,
чистить пылесосом пол, поливать
цветы. Он все более осознанно хочет
действовать как взрослый, его
начинает привлекать не только процесс
выполнения действия, но и его
результат. Ребенок старается получить
такой же результат, как и взрослый.
Таким образом, отношение ребенка к
своей деятельности постепенно
меняется: ее регулятором становится
результат. В самостоятельных
занятиях, играх малыш начинает
руководствоваться замыслом,
стремлением к достижению успеха в
деятельности.
Овладение предметной деятельностью
стимулирует развитие таких
личностных качеств детей, как
инициативность, самостоятельность,
целеустремленность. Ребенок
становится все более настойчивым в
достижении поставленной цели.
На третьем году жизни общение со
сверстниками начинает занимать все
большее место. Это связано с тем, что
к трем годам возникает особое,
специфическое содержание общения
детей между собой.
Совершается заметный перелом в
общении: действия по отношению к
сверстнику как неодушевленному
предмету идут на убыль, появляется
стремление заинтересовать его собой,
чувствительность к отношению
ровесника. Все чаще малыши
испытывают удовольствие от
совместных игр. Их незатейливые и
кратковременные действия основаны
на подражании друг другу, но они
говорят о зарождающемся общении.
Однако как бы ни была привлекательна
игра со сверстником, появившиеся в
поле зрения взрослый или игрушка
отвлекают детей друг от друга.
Могут возникать споры и агрессия,
связанные от незнания поведения, что
приводит в свою очередь к слезам
малышей. Что бы избежать
конфликтов, показать детям как можно
себя вести, вызвать гуманистические и
добрые чувства, воспитателю в работе
помогает сказка. Дети готовы
воспринимать смысл произведения
через сказочных героев и проецировать
его в своей жизни.
5.Содержание и методы
педагогической работы с детьми
раннего возраста
Уважение к личности ребенка
отражает целостное отношение
взрослого к ребенку и проявляется в
конкретных действиях, обращениях и
поступках педагога. Взрослые
признают за ребенком право на
собственные желания, предпочтения,
предоставляя право выбора игр,
игрушек, видов деятельности,
партнеров по игре и избегая
принуждения.
В повседневном общении они
обращаются к каждому малышу по
имени, ласково, вежливо и
доброжелательно отвечают на вопросы
и просьбы детей, проявляют внимание
к их настроению, успехам, неудачам;
поддерживают стремление детей к
самостоятельности в играх, занятиях,
при выполнении режимных процедур;
не прибегают к физическому
наказанию или другим
дисциплинарным методам, которые
обижают, пугают или унижают детей.
Установление доверительных
отношений, эмоциональная поддержка.
Важнейшей потребностью человека
является потребность во внимании и
доброжелательности. Она возникает
одной из первых и базируется на
любовном отношении к ребенку
близких, составляет основу
человеческих взаимоотношений.
Потребность в доброжелательном
внимании побуждает малышей к
эмоциональным контактам со
взрослыми. Они предпочитают
вступать в такие контакты
преимущественно с близкими
взрослыми, часто опасаются
посторонних людей, поэтому
установление доверительных
отношений является специальной
задачей педагогов, работающих с
детьми раннего возраста.
Взрослые должны стремиться к
установлению эмоциональных
контактов с каждым ребенком.
Поглаживания, объятия или
похлопывание по плечу могут стать
частью ритуала в ясельной группе при
приеме детей, а также в течение дня.
Маленькие дети по-разному выражают
потребность в ласке взрослого. Один
выражает эту потребность сам,
подойдя и прижавшись к взрослому,
другой стесняется обратиться за
лаской, но охотно принимает ее, когда
взрослый обнимает его или берет на
руки. При установлении
эмоциональных контактов необходимо
учитывать индивидуальные
особенности малышей. Некоторые
дети избегают физического кон такта
даже с близкими. В этом случае
следует найти другой способ
установления доверительных
отношений.
Взрослые всегда должны откликаться
на инициативу ребенка, его стремление
получить поддержку, ласку. Особенно
часто ребенок прибегает к этому, когда
испытывает дискомфорт. Причины
детских огорчений могут лежать в
самых разных областях: физическое
недомогание, конфликт в семье, ссора
со сверстниками, неумение что-то
сделать. Задача взрослого —
постараться понять чувства ребенка,
помочь ему самому понять их и
облегчить.
Взрослый должен быть открыт и
доступен ребенку. Как бы сильно ни
выражалось чувство, оно должно быть
воспринято с пониманием. Если дитя
плачет или кричит и не может
выразить свое переживание словами,
взрослый должен постараться понять,
чем оно вызвано, и сразу же
откликнуться на переживание малыша.
Ни одно его чувство не должно быть
отвергнуто и обесценено.
Пренебрежение к его переживанию
может обидеть, зародить в нем
сомнение, что его любят и хотят
помочь. Не следует загонять чувства
ребенка внутрь. Они должны быть
отреагированы. Это относится как к
отрицательным, так и к
положительным переживаниям.
Поддержка нужна малышу и тогда,
когда он радуется или удивляется
чему-либо.
Сотрудничество. Несмотря на то, что
эмоциональные контакты имеют
большое значение в жизни детей,
взаимодействие между ними и
взрослыми не ограничивается
проявлениями внимания и ласки.
Взрослые принимают участие в играх и
занятиях детей как равноправные
партнеры. Это означает, что
воспитатель не занимает позицию «над
ребенком», диктуя, что он должен
делать, а выбирает позицию «глаза на
одном уровне», например, садится на
маленький стульчик или на ковер
рядом с ним, и вместе они собирают
пирамидку, рисуют, играют. Голос
взрослого не должен доминировать,
подавляя естественный шум в группе.
Дети могут свободно выражать свои
мнения, желания, чувства.
Воспитатель не навязывает им тот или
иной вид деятельности, а старается
заинтересовать ею каждого. Предлагая
образцы действий он не требует от
детей точного их воспроизведения, а
поощряет и поддерживает стремление
им следовать, не ограничивая при этом
собственную инициативу,
изобретательность и фантазию
ребенка.
Принимая участие в совместной
деятельности с детьми в качестве
равноправного партнера, взрослый
выступает как доброжелательный
ценитель успехов и достижений детей.
Он хвалит их за старание и
настойчивость тогда, когда они с
гордостью демонстрируют результат
своей работы или совершают хороший
поступок.
Взрослые должны быть
внимательными к ребенку не только
тогда, когда тот обращается за
поддержкой, но и тогда, когда, на
первый взгляд, она ему не нужна.
Например, если он занят каким-то
делом (играет, рисует, пытается надеть
ботинок), взрослый, проходя мимо,
дает понять, что заметил его старания,
одобряет его действия. В ответ на
похвалу ребенок может и промолчать,
но можно быть уверенным, что она
небесполезна. Часто после одобрения
малыш с удвоенной энергией
продолжает начатое дело или игру.
Вместе с тем похвала должна быть
уместной. Ребенок, привыкший к
неумеренной похвале, либо перестает
замечать ее, либо начинает все делать
только ради нее, не в меру стараясь
«быть хорошим». На самом деле он
всегда должен быть уверен в том, что
он хороший, что его любят. Иногда
бывает лучше просто одобрить
поступок или действие ребенка в ходе
их выполнения. Например, сказать не
«умница», а «хорошо», или «вот так»,
или «правильно». Такие замечания
помогают ему понять, что воспитатель
оценивает его усилия независимо от
того, успешны они или нет.
Поддержка взрослого должна
выражаться не только в том, что он
сопереживает ребенку, ласкает, хвалит.
Она необходима и тогда, когда
требуется коррекция его действий и
поступков. Замечания взрослого
должны быть деликатными, относиться
к действиям, а не к личности ребенка,
включать позитивное содержание.
Например: «Я вижу, ты стараешься, но
твоя башня все время падает.
Попробуй поставить самый большой
кубик вниз». По ходу исправления
действия можно сказать: «так гораздо
лучше» или «вот как хорошо
выходит».
Способы вовлечения детей в разные
виды деятельности. Воспитатели часто
сталкиваются с проблемой отказа
ребенка от какого-либо вида
деятельности (изобразительной,
музыкальной, совместной игры и пр.),
например, он не хочет заниматься чем-
либо с другими, предпочитает играть в
одиночку с любимой игрушкой. В
подобных ситуациях возможны разные
варианты поведения взрослого.
Например, педагог настаивает на том,
чтобы ребенок прекратил играть
игрушкой и переключился на другое
занятие, делал то же, что другие дети.
При этом взрослый как будто
преследует благие цели, хочет, чтобы
малыш приобрел новые знания, умения
и навыки. Однако, настаивая на своем
требовании, он подавляет инициативу
ребенка. Деятельность, в которой
малыш участвует по указанию
взрослого, часто оказывается не
интересной для него, он участвует в
ней формально. В результате может
сформироваться пассивная личностная
позиция, которую можно выразить
следующим образом: «Взрослый
всегда лучше знает, что мне делать».
Рассмотрим другой вариант. Педагог
всегда разрешает ребенку заниматься
тем, что ему больше нравится, и
никогда не побуждает его участвовать
в других занятиях. На первый взгляд,
такое отношение выглядит как
проявление индивидуального подхода
в воспитании. Однако подлинно
индивидуальный подход
подразумевает создание таких условий,
которые обеспечивают максимально
эффективное развитие каждого.
Ситуация, когда педагог «оставляет
ребенка в покое», может быть
использована как временная мера.
Эффективность индивидуального
подхода к воспитанию ребенка можно
проанализировать на следующем
примере.
Оля изо дня в день играет только с
одной игрушкой — мишкой. При этом
она воспроизводит одно и то же
действие (катает его в коляске), не
хочет заниматься ничем другим,
избегает общения со сверстниками. В
этом случае педагог должен
постараться расширить круг интересов
ребенка, побудить его к новым видам
деятельности, к совместной игре с
другими детьми.
Например, взрослый может
предложить Оле построить для мишки
домик, слепить из пластилина
пирожки, нарисовать картинку. Чтобы
вовлечь девочку в совместную игру со
сверстниками, можно предложить ей
устроить день рождения мишки и
пригласить в гости детей. На
«празднике» они будут водить
хоровод, танцевать, петь, играть в
подвижные игры и пр.
Так, с помощью игровых приемов,
воспитатель сможет вовлечь ребенка в
разные виды деятельности, в процессе
которых он будет обучаться
элементарным приемам лепки,
рисования, конструирования,
приобретет опыт общения со
сверстниками
6.Взаимодействие взрослых с
детьми в разных моделях
воспитания
В рамках авторитарной педагогики
маленький ребенок рассматривается
как объект ухода и педагогических
воздействий, направленных на
формирование знаний, умений и
навыков.
При этом он выступает в качестве
воспитанника, функционирующего по
определенным правилам и
соответствующего конкретным
нормам. Формирование базовых для
этого возраста личностных качеств,
таких, как положительное
самоощущение, доверие к другим,
инициативность не выделяются в
качестве педагогической цели.
Педагогика раннего детства,
построенная на принципах
авторитарной модели воспитания, не
оперирует такими категориями, как
личность, творчество, свобода выбора.
Основной целью в этом случае
является воспитание послушного,
исполнительного ребенка,
подчиняющегося авторитету
взрослого. Задачей педагога выступает
реализация программы,
удовлетворение требований
руководства и контролирующих
инстанций. Методические указания
превращаются в этих условиях в закон,
не допускающий каких-либо
исключений. Данную модель можно
назвать моделью, центрированной на
взрослом.
Для авторитарной педагогики
характерны следующие способы
воздействия взрослого на ребенка:
•
воздействие авторитетом;
•
наставления, нотации;
•
указания;
•
контроль;
•
наказание, окрик.
При данном стиле взаимодействия
обращение взрослых к детям носит
преимущественно директивный
характер, часто направлено на
ограничение их активности,
инициативности, самостоятельности,
любознательности. Педагоги, как
правило, адресуются не к отдельному
ребенку, а к группе в целом. Для
такого стиля взаимодействия не
характерно стремление следовать за
интересами и желаниями детей,
учитывать их настроение, вкусы и
предпочтения, устанавливать
доверительные отношения, оказывать
каждому малышу эмоциональную
поддержку. Особое значение в рамках
данной модели имеет формирование у
детей навыков «правильного
поведения» (не кричать, не шуметь, не
мешать взрослым, не ломать игрушки,
не пачкать одежду и т.п.). Центром
педагогического процесса являются
фронтальные формы работы с детьми,
и прежде всего занятия, строящиеся по
типу школьного урока. Активность
детей подавляется в угоду внешнему
порядку и формальной дисциплине.
Игра как основной вид детской
деятельности ущемляется во времени и
жестко регламентируется взрослыми.
В рамках авторитарной педагогики
идеальный ребенок раннего возраста
— это такой ребенок, который
аккуратно ест и ходит в туалет, хорошо
спит, не плачет, умеет себя занять и
выполняет инструкции взрослых,
обладает знаниями и умениями в
заданных взрослым рамках. При этом
такие важнейшие, с точки зрения
личностно- ориентированной
педагогики, ценности, как развитие
личности, гуманных чувств и
положительных взаимоотношений с
окружающими, хотя и декларируются,
но не воплощаются в конкретных
методах и технологиях.
Реализация авторитарной модели
воспитания приводит к тому, что дети
начинают:
•
полностью зависеть от взрослого
в решении любых проблем,
подчиняться чужим влияниям.
Привыкший подчиняться указаниям
взрослых ребенок приучается к тому,
что за него все решают старшие,
становится пассивным в выборе
занятий, игр. Лишенный собственной
инициативы, привыкший безропотно
подчиняться, он усваивает «истину»,
что всегда правы те, кто старше и
сильнее;
•
зависеть от внешнего контроля.
Под влиянием постоянных оценок и
замечаний взрослых, которых не
интересует отношение ребенка к
собственной деятельности, у него не
формируется собственная точка зрения
на то, что он делает, он постоянно
ищет оценки взрослого, становится
неуверенным в себе;
•
подавлять свои чувства, ведь они
никого не интересуют. Ребенок не
должен плакать, иначе его назовут
«плаксой», громко смеяться, потому
что «он мешает другим». В период
адаптации к дошкольному учреждению
он оказывается предоставленным
самому себе, не встречая у
воспитателей понимания своих
трудностей и эмоциональной
поддержки;
•
вести себя по-разному в
ситуациях наблюдения за ними
взрослых и тогда, когда наблюдения
нет. Стремление педагога навязать
детям свою волю чаще всего приводит
к тому, что мотивом деятельности
ребенка становятся желания взрослого,
а не собственные интересы. Как только
внешний контроль исчезает, поведение
его может меняться, резко отличаясь от
ожидаемого; он приучается жить по
«двойному стандарту»;
•
игнорировать наказания.
Наблюдения показывают, что
наказание — малоэффективный способ
воздействия, так как дети, которых
часто наказывают, повторяют те
поступки, за которые были наказаны.
Преодолев барьер страха перед
наказанием, они могут стать
неуправляемыми;
•
быть таким, как все.
Нестандартный ребенок только и
слышит: «Посмотри, все уже поели, а
ты все сидишь», «Все уже нарисовали
снежок, а у тебя что на листочке?», «У
всех ребят сухие ноги, а ты все лужи
измерил», «Делай, как все».
Авторитарная модель воспитания
порождает иллюзорную уверенность
взрослых в эффективности
воспитательных воздействий.
Она приводит к взаимному
отчуждению, к появлению детского
негативизма. Альтернативу
авторитарной модели воспитания
представляет личностно-
ориентированная педагогика, целью
которой, является развитие личности
ребенка; поэтому ее можно назвать
центрированной на ребенке.
7.Педагогическая работа с детьми в
период адаптации в детскому
учреждению
Ранний возраст считается временем
формирования интеллектуальных и
творческих способностей. Именно в
первые три года закладывается 80 %
физического, нравственного и
интеллектуального фундамента
личности. Психологи считают, что
самый высокий потенциал творческого
развития – от 1,5 до 3 лет. За это время
ребёнок проходит громадный путь в
своём развитии. Он научается видеть
мир, понимать значение окружающих
предметов, общаться с людьми,
говорить и многое, многое другое.
Именно в первые годы закладывается
его отношение к людям, к себе, к миру.
Первые детские впечатления
накладывают неизгладимый отпечаток
на дальнейшую жизнь человека. Ведь
здесь начало всех его будущих качеств
и способностей. То, что ребёнок не
получит в раннем возрасте, очень
трудно, а порой и невозможно
компенсировать в более позднем
возрасте. Поэтому первые три года
жизни – чрезвычайно важный и
ответственный этап, который во
многом определяет дальнейшее
развитие человека.
Главными задачами воспитания и
обучения детей раннего возраста, по
мнению Н.Д. Ватутиной, Л.Н.
Галигузовой, Е.В.Жердевой, являются
сохранение здоровья ребёнка,
полноценное физическое развитие,
развитие речи, игровой деятельности,
сенсорное развитие, формирование
основных психических процессов,
развитие умственных познавательных
и творческих способностей. Особенно
важна и актуальна проблема здоровья
ребёнка в период поступления ребёнка
в дошкольное учреждение. Чтобы
избежать осложнений и обеспечить
оптимальное течение адаптации,
необходимо организовать помощь
детям, поступающим в детский сад и
обеспечить постепенный переход
ребёнка из семьи в ДОУ.
Необходимым условием этого является
чёткая продуманная работа педагогов,
специалистов, медиков,
согласованность действий родителей и
детского сада, сближение их подходов
к ребёнку в семье и детском саду с
учётом индивидуальных особенностей.
Чтобы решить эту задачу следует
осуществить предварительное
знакомство воспитателя с ребенком и
родителями. Прежде всего,
воспитателю нужно хорошо осознать
необходимость совместной работы с
родителями, которая должна
начинаться до прихода ребенка в ясли.
Воспитателю следует познакомиться с
родителями, наладить контакт с
малышом в привычных для него
домашних условиях. Если по какой-то
причине посещение семьи затруднено,
можно организовать встречу с ним на
территории детского учреждения.
Мама может в течение нескольких
недель приводить ребенка на детскую
площадку в то время, когда на ней
играют дети, познакомить его с
воспитателем и детьми. То же самое
можно сделать в групповой комнате,
где ребенок познакомится с
игрушками, обстановкой. Такое
посещение должно быть достаточно
регулярным, но не длительным.
Главное - заинтересовать малыша
новой для него ситуацией, вызвать у
него желание еще раз прийти в детский
сад, предупредить появление страха
перед посторонними людьми и новой
средой.
Перед поступлением ребенка в ясли
воспитателю следует обсудить с
родителями ряд проблем: узнать
его распорядок дня, поинтересоваться,
как он пользуется туалетом, как
засыпает и просыпается, в какое время
лучше спит, умеет ли есть сам, какую
пищу предпочитает, есть ли в семье
ритуалы по поводу режимных
моментов (например, укачивают его на
руках, поют перед сном колыбельную
песню, дают соску). Воспитатель
должен познакомить родителей с
распорядком дня в детском саду,
обсудить проблему согласования его с
распорядком дня, принятым в семье,
полученную информацию учитывать в
процессе последующей
индивидуальной работы с ребенком.
Воспитателю необходимо также
узнать, какой тип
общения предпочитает малыш. Если
преобладает эмоционально-личностное
общение с близкими, нужно
посоветовать родителям побольше
играть с ребенком в игры с предметами
и сюжетными игрушками.
Воспитатель должен знать, в какой
степени ребенок владеет навыками
самообслуживания. Если он привык,
что все за него делают взрослые,
нужно обратить внимание родителей
на то, чтобы они поощряли в нем
стремление сделать что-то
самостоятельно, поддерживали
желание самому есть, одеваться и пр.
Необходимо выяснить, как ребенок
относится к посторонним
взрослым. Если он пугается их, плачет,
прячется за маму, отказывается от
общения с ними, можно посоветовать
родителям расширить круг общения
малыша: приглашать в гости знакомых,
ненадолго водить ребенка к своим
друзьям. Расширение круга общения в
домашней обстановке будет
воспитывать в нем доверчивость к
людям, открытость, умение ладить с
ними. Избавление от чрезмерной
привязанности к родным поможет
быстрее привыкнуть к новому
окружению в яслях.
Следует узнать, умеет ли
ребенок общаться с другими
детьми. Если он испытывает
трудности в этой сфере, нужно
посоветовать родителям почаще
водить его на детские площадки,
приглашать в гости сверстников,
налаживать совместную игру с ними.
В работах В.Н.Белкиной, Ю
Васильковой,Н.Вахниной, Т.Гизик,
А.Григорьевой и других, представлено
описание педагогических приемов,
способствующих адаптации ребенка к
дошкольному образовательному
учреждению. Специалисты отмечают,
что первая встреча ребенка с
воспитателем чрезвычайно важна для
развития последующих
взаимоотношений между ними.
Поэтому главное для педагога на
начальном этапе адаптации - наладить
контакт с ребенком. Легче всего
установить его в группе, в присутствии
матери, которое на первых порах
необходимо для ребенка. Воспитатель
должен приветливо встретить малыша,
помочь маме раздеть его, вместе с нею
провести его в группу, познакомить с
детьми, поиграть. Если мама по каким-
либо причинам не может надолго
остаться с малышом, она
предупреждает его, что уходит, но
скоро обязательно вернется.
Для маленького ребенка очень важно
постоянство среды. Он чувствует себя
спокойнее, когда его окружают
знакомые ему вещи. Задача взрослых -
сделать первые дни пребывания его в
яслях максимально комфортными,
благоприятными для его
эмоционального благополучия.
Облегчить переживание одиночества,
уменьшить страх разлуки с родителями
помогут любимая игрушка, бутылочка
с соской, из которой ребенок пьет
дома, какая-нибудь вещь,
принадлежащая маме или папе,
небольшой семейный альбом. Эти
вещи ребенок может хранить в своем
шкафчике или в кроватке, играть с
ними, когда захочет, засыпать с ними.
Часто в первые дни посещения яслей
ребенок стремится к постоянному
физическому контакту с воспитателем,
не отпускает его от себя, что серьезно
затрудняет работу взрослого, который
должен уделять внимание всем детям,
организовывать режимные моменты и
пр. Проблема становится еще более
сложной, если в группу поступают
сразу несколько новичков. Тогда
прием их, согласно рекомендаций Н.Д.
Ватутиной, Л.Н. Галигузовой, должен
проходить постепенно, не более 2-3
малышей в неделю.
Самое главное для воспитателя -
завоевать доверие ребенка, его
привязанность. Нужно дать ему
почувствовать, что его понимают и
принимают. Если же он не отпускает
воспитателя от себя, постоянно зовет
маму, педагог не должен игнорировать
желание ребенка, а тем более
поддразнивать его и ругать. Когда
малыш обращается к взрослому со
словами: «Мама придет», это означает,
что на самом деле он не уверен в этом,
боится, что мама не вернется, ищет у
взрослого подтверждения своего
самого большого желания. Поэтому на
каждый вопрос: «Где мама?» нужно
обязательно отвечать утвердительно,
помогая малышу поверить в то, что он
обязательно увидит свою маму.
Ободрив малыша, воспитатель
старается переключить его внимание
на игрушки, предлагает рассмотреть,
что находится в помещении; некоторое
время играет вместе с малышом, затем
предлагает ему некоторое время
поиграть самостоятельно одному,
пообещав быстро вернуться. Свое
обещание необходимо выполнить,
тогда ребенок поймет, что взрослый
всегда рядом. Если же он постоянно
следует за взрослым, его можно
подключить к своему делу, что
позволит воспитателю выполнять свои
обязанности, находиться рядом с
малышом и в то же время постепенно
увеличивать дистанцию между ним.
Если ребенок равнодушен к
окружающему, ему следует уделить
побольше внимания, подобрать такое
занятие, которое отвлекло бы его от
переживаний. Если малыш не
откликается на предложения взрослого
поиграть, воспитатель использует
косвенные способы вовлечения его в
ту или иную деятельность; например,
садится рядом с ним и начинает
рисовать картинку, лепить фигурку,
разговаривать с куклой и т.п. Для
таких случаев желательно иметь в
группе привлекательные «загадочные»
игрушки, которые вызывают особый
интерес у детей. Интерес ребенка
может вызвать игра взрослого с
другими детьми неподалеку от него.
Для некоторых детей эффективным
способом снятия эмоциональной
напряженности будут такие игры, как
«Ладушки», «По кочкам», прятки и др.
Включение ребенка в распорядок дня
группы следует проводить с особым
вниманием к его индивидуальным
предпочтениям.
Большое внимание следует уделить
участию матери в процессе адаптации.
Л.Н.Галигузовой
предложена определенная
последовательность формирования
психологической автономности
ребенка от мамы в группе.
Прохождение каждого этапа зависит от
индивидуальных особенностей
ребенка. Воспитатель должен
согласовать с мамой тактику ее
поведения. Перед тем, как ребенок
поступит в ясли, следует объяснить ей
те трудности, с которыми малыш
может встретиться в группе,
предложить совместными усилиями
облегчить их, обсудить
последовательность ее поведения по
отношению к малышу. При первом
посещении ребенком яслей становится
ясным, необходимо ли ему
присутствие мамы в группе. Есть дети,
которые без особых проблем
включаются в коллективную жизнь. В
таком случае мама может сама ввести
ребенка в групповую комнату,
попрощаться с ним и уйти. В первые
дни ребенка не следует оставлять в
яслях на полный день, поскольку он
может переутомиться в новой
обстановке. Если же он плачет и не
отпускает от себя маму, ей лучше
остаться с ним на некоторое время,
постараться ввести его в жизнь
группы. Сначала она должна быть
постоянно рядом с малышом, играть
вместе с ним, рисовать, читать,
разглядывать игрушки, не пытаясь
отвлечь его на других детей. Таким
образом, она в рамках режима,
принятого в яслях, делает примерно то
же самое, что и дома. Мама участвует в
режимных процедурах, занятиях,
играх, выходит с детьми на прогулку.
Такая стратегия поведения сохраняется
до тех пор, пока ребенок не перестанет
бояться и не начнет отходить от мамы.
Когда взрослые заметят, что он
начинает отрываться от мамы,
ненадолго отходить от нее, чтобы
поиграть с игрушками, которые
находятся в отдалении, она продолжает
оставаться в группе, издали наблюдая
за первыми самостоятельными шагами
малыша, в случае необходимости
приходит на помощь, организует
совместные игры. Постепенно периоды
отрыва от мамы удлиняются, ребенок
все охотнее общается с воспитателем и
сверстниками.
На следующем этапе адаптации он уже
может отпустить от себя маму на
достаточно долгий срок. В этот период
у него появляются любимые игрушки и
занятия, устанавливаются более
близкие отношения с
воспитательницей и детьми. Мама
предупреждает малыша, что ей нужно
отлучиться (пойти на работу, сходить в
магазин), и обещает, что скоро придет.
После этого она уходит и
действительно быстро возвращается,
так, чтобы ребенок не успел сильно
огорчиться и не потерял доверия к ее
обещанию. Важно, чтобы она обратила
внимание ребенка на свой приход, на
то, что она держит слово. Постепенно
время отсутствия можно увеличить.
Признаком завершения периода
адаптации является хорошее
физическое и эмоциональное
самочувствие ребенка, его увлеченная
игра с игрушками, доброжелательное
отношение к воспитателю и
сверстникам.
Итак, чтобы избежать стрессовых
ситуаций, необходимо грамотно
подойти к одной из проблем
дошкольного учреждения – проблема
взаимодействия дошкольного
образовательного учреждения с семьей
в вопросах адаптации детей. Общая
задача воспитателей и родителей –
помочь ребёнку по возможности
безболезненно войти в жизнь детского
сада. Для этого нужна
подготовительная работа в семье.
Таким образом, для облегчения
адаптации его к детскому учреждению
педагоги должны создавать
специальные условия: организуют
предварительное знакомство с семьей,
согласовывают режим и
воспитательные воздействия педагогов
и родителей, привлекают мать или
близкого взрослого к участию в
режимных моментах, прогулках, играх
и занятиях группы, налаживают
эмоциональные и деловые контакты с
ребенком.