Автор: Юн Ирина Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ детский сад
Населённый пункт: пгт Юрья Юрьянского района Кировской области
Наименование материала: Опыт работы
Тема: Опыт работы по реализации проекта "С чего начинается Родина?"
Раздел: дошкольное образование
Опыт работы по реализации проекта «С чего начинается Родина?»
Любовь к родному краю, родной культуре, родной
речи начинается с малого – любви к своей семье, к
своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно
расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной
стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему
человечеству.
Д. С. Лихачев
Что такое Родина? С чего она начинается? Как помочь детям почувствовать, что
являешься ее частичкой, понять, что Родина - это то, без чего невозможно быть
счастливым, ради чего и жизни не жалко? Такие простые и такие сложные вопросы ...
Где найти на них ответы? А может, и искать не надо? Нет, надо! Потому что в этих
ответах - мы, наш духовный мир, наши ценности, наша жизнь.
Чтобы воспитать у детей любовь к Родине, сначала нужно воспитать в них
любовь к самому близкому – родной семье и детскому саду, ведь это – основа из основ
духовно- нравственного воспитания, его первая и самая важная ступень. Дошкольник
прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью малой родины, потом
– гражданином России и только потом – жителем планеты Земля.
Но патриотическое чувство не возникнет само по себе. Его нужно воспитывать с
раннего детства. И без помощи взрослых ребенок не сможет выделить из окружающей
его жизни главное, расставить приоритеты, правильно настроить чувства.
Поэтому было решено разработать и реализовать долгосрочный проект «Что мы
Родиной зовем?». Цель проекта:
создание условий
для воспитания духовно
–
нравственной личности, достойных граждан России, патриотов своего Отечества.
Свою систему работы по реализации проекта организовала по принципу «от
простого
к
сложному»,
поэтому
содержание
его
систематизировано
по
тематическим блокам:
- «Наша дружная семья» (семья, детский сад)
- «Моя малая Родина» (поселок, район)
- «Широка страна моя родная»
- «Поклонимся великим тем годам»
Работу по реализации проекта начала с блока «Наша дружная семья».
Для маленьких детей Родина – это дом, в котором они живут. Чувство
дома,
положительное, светлое я и стремилась дать малышам. Старалась создать в группе
благоприятную атмосферу для полноценного развития, обучения, воспитания детей с
учетом их интересов и индивидуальных особенностей. С этой целью в группе были
оформлены разнообразные уголки: сюжетно – ролевых игр, книжный, познавательный,
спортивный, безопасности, художественного творчества.
С целью формирования у детей представлений о семье и детском саде
проводились беседы «Моя дружная семья», «Детский сад – второй наш дом», «Мои
друзья» и др.
Дети с удовольствием играли в сюжетно – ролевые игры («Семья»,
«Мамины помощники», «Детский сад»), разные словесные и дидактические игры («Что
такое хорошо и что такое плохо?», «Раз, два, три, четыре, пять…, про кого хочу
сказать», «Сложи картинку», «Кто в домике живет?», «Найди лишнее», «Кому, что
нужно для работы?», «Кем быть»), подвижные игры. Вместе с детьми читали и
обыгрывали русские народные сказки, разучивали пословицы, потешки, стихотворения,
отгадывали загадки. В ходе экскурсий по детскому саду и его территории знакомились
с сотрудниками, их профессиями, с помещениями детского сада и их назначением.
Ребята принимали активное участие в акции по уборке территории детского сада.
Полученные знания дети отражали в продуктивных видах деятельности:
рисовали, лепили, делали аппликации, мастерили поделки из природного материала,
игрушки – забавы. Были организованы выставки рисунков и поделок, выполненных как
самостоятельно, так и совместно с родителями.
Таким образом, дети включались в систему социальных отношений, приобщались к
элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и
взрослыми. Работа с детьми младшего дошкольного возраста служила благодатной
почвой для дальнейших действий в старших группах.
С целью формирования патриотических чувств у дошкольников в процессе
ознакомления с родным поселком велась работа по второму блоку «Моя малая
родина».
Наше знакомство с малой Родиной началось с родной улицы. Дети составляли
рассказы о своей улице, доме, в котором живут, рисовали, конструировали, делали
аппликации, получили практические навыки создания макетов своих домов из
различных
материалов.
При
рассматривании
иллюстраций,
фотографий,
мультимедийных презентаций обращали внимание на современные дома и дома в
прошлом. Во время экскурсий по улицам поселка наблюдали за различными видами
транспорта, закрепляли правила пешеходов. Путешествуя по родному поселку, ребята
также
знакомились
с
социокультурными
и
производственными
объектами,
достопримечательностями, культурными центрами и памятниками поселка.
Интерактивная игра «Родной свой край люби и знай» познакомила ребят с
историей образования Юрьянского района, его территорией и символикой.
Просмотр презентаций, видеофильмов, знакомство с Красной книгой Кировской
области, викторины («Друзья природы», «Знатоки родного края»), игры («Что? Где?
Когда?», «Я – фотограф»,
«Мы едем по поселку») расширили знания детей о
разнообразии животного и растительного мира Юрьянского района, о растениях и
животных, занесенных в Красную книгу, об особо охраняемых территориях. Красоту
родной природы ребята отразили в своих рисунках и фотографиях, в рассказах на темы
«Красивые места моего края», «Природа родного уголка». Проделанная работа
сформировала умение замечать красоту родной природы, желание ее беречь и охранять.
С целью развития интереса к героическому прошлому родного края были
проведены тематические беседы с показом мультимедийных презентаций «Юрьянский
район в годы Великой Отечественной войны», «Герои Советского Союза – юрьянцы».
Экскурсия в «Музей боевой славы», участие в концерте для ветеранов «Этих дней
далеких позабыть нельзя»,
акции «Подарок ветерану», конкурс рисунков «Война
глазами детей» способствовали воспитанию чувства гордости за наших земляков.
В результате проделанной работы расширился кругозор детей, повысился их
интерес к своей малой Родине, к ее истории; собран материал для уголка
патриотического воспитания «Моя Родина – Россия» в направлении «Милая малая
Родина».
Работа по блоку «Широка страна моя родная» велась по двум направлениям:
«Русь моя. Наши предки» и «Я живу в России».
С целью знакомства с духовно-нравственными традициями и укладом жизни на
Руси были проведены беседы «Русь моя. Наши предки», «Русская изба, быт», «Семья.
Труд людей на Руси». Знакомство с народным фольклором, чтение и разучивание
потешек, пословиц и поговорок, русские народные подвижные игры («Гуси – лебеди»,
«Жмурки», «Золотые ворота»), экскурсия в русскую горницу при ЦДТ приобщали детей
к истокам народной культуры.
Полученные знания ребята закрепляли в разных видах деятельности: играли в
дидактические и сюжетно – ролевые игры, рисовали русский народный костюм, дом
своей прабабушки, лепили предметы быта, отгадывали загадки.
Для ознакомления детей с нашей Родиной – Россией, были проведены
разнообразные мероприятия, способствующие расширению представлений детей о
нашей стране. Это тематические беседы «Я живу в России», «Символы государства»,
«Природа России», игра – путешествие «Народы России», НОД «Наедине с Красной
книгой», просмотр мультфильмов, разучивание стихотворений о Родине.
Дидактические игры
«Подбери картинку», «Собери пазлы», «Что к чему»,
составление рассказов «Чем славится наша Родина», «Мой любимый праздник», мастер
– классы «В мастерской художника», «Дымковская игрушка» обобщили и закрепили
знания детей о народных промыслах, многонациональном составе нашей Родины, об
основных государственных праздниках, их значении.
Каждый год 9 мая наша страна отмечает великий праздник – День Победы. Это
праздник, который остается нашей национальной радостью и гордостью. И очень важно,
чтобы наши дети уже с малых лет знали и помнили о подвигах своего народа и
гордились своей Родиной. Четвертый блок «Поклонимся великим тем годам» был
посвящен защитникам Отечества и знакомству с Великой Отечественной Войной как с
величайшим историческим событием в истории нашей Родины.
Для ознакомления детей с профессией «Защитник Отечества» были проведены
разнообразные мероприятия, способствующие расширению представлений детей о
Российской армии. Это тематические беседы «Наша армия», «Рода войск», «Военная
техника», дидактические игры «Подбери картинку», «Что нужно солдату, моряку,
пограничнику, летчику», «Чья форма», составление рассказов «Мой папа – защитник
Отечества», игры – соревнования «Преодолей препятствие», «Меткий стрелок»,
разучивание стихотворений, песен. На непосредственно образовательной деятельности
по художественному творчеству дети делали подарки папам, дедушкам, рисовали
боевые машины, портреты героев, солдат, конструировали танки, крепости, самолеты,
корабли. Проделанная работа решала задачи по воспитанию у детей любви и уважения
к защитникам Отечества, желания им подражать.
Не
оставили
равнодушными
ребят
тематические
беседы
с
показом
мультимедийных презентаций «Так началась война», «Война и дети», «Дети – герои
Великой Отечественной войны», «Фронтовые письма - треугольники», «Георгиевская
ленточка». С большим интересом слушали они произведения о войне («Памятник
солдату», «Твои защитники», «Рассказы о войне», «День Победы»
и др.), песни
военного времени, проникнутые любовью и теплотой строки фронтовых писем.
В рамках проекта проводилась исследовательская работа «Война в истории моей
семьи». Ребята вместе с родителями собирали материал о своих родственниках на тему
«Участники Великой Отечественной войны», «Дети войны». По результатам работы в
группе был создан мини - музей «Спасибо деду за победу», ребята приняли участие в
краеведческой конференции «Интеллект будущего» с исследовательскими работами
«След Великой Отечественной войны в моей семье» и «Дети войны».
Быть патриотом - это не только знать и любить свою страну, но и активно
действовать на ее благо.
Одной из форм, активно применяемой в моей работе, является планирование и
проведение тематических акций. Они
способствуют развитию нравственных и
личностных качеств дошкольников, создают условия для творческой самореализации
ребенка. В ходе реализации проекта были проведены различные акции: «Из детских рук
– частичку теплоты», «Люблю тебя, мой край родной», «Патриот», «Елочка, живи»,
«Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан!», «Наш дом – Земля», «Развеселое
лето», «Помним, чтим», «Письмо ветерану» и др.
Конечно, благотворительные акции очень важны для тех, ради которых они
организованы. Но не меньшее влияние они оказывают и на самих участников акций.
Дети учатся эмоциональной отзывчивости, уважительному и доброжелательному
отношению к окружающим, чувству сопереживания. У них формируется умение
правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.
Для достижения наиболее эффективной организации воспитательного процесса,
направленного на формирование патриотизма как качества личности, в нашей группе
создан уголок патриотического воспитания
«Родина моя – Россия».
Собранный
материал обогащает представления детей о малой Родине и России, расширяет знания о
государственной символике и русской народной культуре, о планете Земля как общем
доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира,
знакомит с героическим прошлым нашей страны.
Формирование
патриотических
чувств
проходит
эффективнее,
если
устанавливается тесная связь с семьей. Осознанное включение родителей в единый,
совместный с педагогами процесс воспитания ребёнка позволяет значительно повысить
его эффективность. Вместе с детьми родители участвовали в выставках поделок, в
исследовательских работах, сборе краеведческого материала, в различных акциях,
коллективных мероприятиях и праздниках.
При
работе
по
патриотическому
воспитанию
возрастает
необходимость
взаимодействия дошкольного учреждения с социумом. Нами было установлено тесное
сотрудничество с Центром детского творчества, центральной детской библиотекой.
Экскурсии, тематические занятия, развивающие игры, викторины сделали учебный
процесс более совершенным и разнообразным.
Работа по реализации проекта «С чего начинается Родина» дала положительные
результаты. На начальном и заключительном этапах формирования патриотических
чувств дошкольников был проведен мониторинг, показывающий уровень развития детей
по патриотическому воспитанию,
изучено отношение родителей к необходимости
патриотического
воспитания,
проанализировано
взаимодействие
с
социумом.
Критериями положительных результатов стал анализ выполнения поставленной цели,
уровня реализации задач, а также анализ знаний и умений детей. Положительным
результатом явилось и участие в различных конкурсах.
Исследователь славянской мифологии и культуры Ю. Миролюбов говорил, что
«надо понять и уверовать в то, что Русь – это мы, и Древняя Русь – это тоже мы, и если
мы приложим все силы, то и будущая Русь – тоже мы».
Я считаю,
что наша
совместная работа помогла детям почувствовать себя частью великого целого –
своего народа, своей страны, научила уважать и ценить прошлое и настоящее. И
если это чувство сопричастности к судьбе своей страны, любви к своей Родине,
гордости за ее героическое прошлое и свой народ наши дети пронесут через всю свою
жизнь, то это будет главным результатом нашей работы, и наши дети будут настоящими
патриотами своей страны.