Напоминание

Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста


Автор: Верхозина Жанна Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №102
Населённый пункт: город Иркутск, Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Формирование экологической культуры воспитанников

старшего дошкольного возраста»

Верхозина Ж.В.

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

города Иркутска

детский сад №102

Современное

содержание

воспитательно-образовательной

работы

с

детьми

дошкольного возраста предполагает гуманизацию всего педагогического процесса. Огромная

роль

в

реализации

этой

проблемы

отводится

экологическому

образованию

детей.

На

сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе

стали залогом выживания человека на нашей планете. Ни для кого не секрет, что в последнее

время

отмечаются

серьезные

нарушения

механизмов

саморегулирующих

систем

разных

уровней,

вплоть

до

биосферы.

Причина

-

в

экологической

неграмотности

человека,

относящегося

к

окружающему

миру

потребительски,

занимающегося

к

природе

антропоцентрическую позицию. Именно поэтому задачи изменения мировоззрения человека

и

экологического

развития

ребенка

представляются

первоочередными.

Кроме

того,

экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития.

Продуманное, системное знакомство ребенка с миром природы позволяет развивать у него

важнейшие операции мышления: анализ (наблюдая за объектами природы), сравнение (дети

находят различие и сходство разных объектов природы), умение устанавливать различные

взаимосвязи (дети выделяют способы приспособлений растений и животных к сезону и к

среде обитания), обобщение (дети учатся объединять растения и животных в группы на

основе выделения существенных признаков).

Создание

нового

отношения

человека

к

природе

задача

не

только

социально-

экономическая

и

техническая,

но

и

нравственная.

Она

вытекает

из

необходимости

воспитывать экологическую культуру, формировать новое отношение к природе, основанное

на неразрывной связи человека с природой. Очень важно показать детям, что по отношению

к

природе

они

занимают

позицию

более

сильной

стороны

и

поэтому

должны

ей

покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней. А также уметь замечать действия

других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку и

по

мере

своих

сил

и

возможностей

противостоять

действиям

антигуманным

и

безнравственным. Поэтому, в процессе работы по экологической культуре у воспитанников

старшего возраста были поставлены следующие задачи: усвоение системы знаний о природе;

формирование представлений об универсальной ценности природы; воспитание потребности

в

общении

с

природой;

привитие

трудовых

природоведческих

навыков;

развитие

экологического

сознания;

эстетическое

воспитание.

Решение

этих

задач

направлено

на

достижение

основной

цели

культурно-экологического

воспитания,

т.е.

бережного,

осознанного, ценностно-ориентированного настрое на жизнь.

Один

из

путей

повышения

эффективности

экологической

культуры

состоит

в

воспитании и использования разнообразных форм и методов работы. Методы экологического

образования

традиционны

и

прошли

проверку

временем:

наглядные

(наблюдения,

экскурсии,

рассматривание

картин

и

иллюстраций),

словесные

(

беседы,

чтение

художественной литературы, использование фольклора), практические (экологические игры,

опыты, труд детей в природе).

На

первом

этапе

использовали

опыты

и

наблюдения.

Их

цель

сформировать

представление о животных и растениях как о живых организмах, показать взаимосвязи,

существующие в природе. Был использован прием удивления, как средство активизации

познавательной деятельности, как инструмент для формирования устойчивых интересов.

Парадоксальные

факты,

необычные

сведения,

сравнения,

использование

фольклорного

материала вызывают у детей удивление и восхищение, устойчивый интерес к живым и

неживым компонентам природной среды. Хорошо известно, что наибольший интерес дети

проявляют

к

растениям

и

животным.

Формирование

позитивного

отношения

к

ним

и

стремление их оберегать может быть достигнуто в ходе различных бесед, обсуждения и

обыгрывания ситуаций. В ходе бесед у детей формируются новые экологические знания, в

том числе и нормы поведения в природе, побуждают детей к размышлению, они учатся

анализировать

свои

и

чужие

поступки,

воспитывают

эмоциональную

отзывчивость,

развивают

наблюдательность.

Экологические

знания

являются

основой

экологического

сознания,

но

заниматься

только

теорией

недостаточно,

необходимо

приобщать

их

к

практической

деятельности.

Целью

является

закрепление

норм

поведения

в

природе,

формирование

понимания

разумного

ограничения

потребностей

для

сохранения

окружающей

среды

во

всех

взаимосвязях.

Дети

участвовали

уборке

территории,

ее

благоустройстве, посадке деревьев и цветов. Особое значение имели трудовые десанты

«Посади дерево», «Покормите птиц зимой», «Я люблю свой город» и т.д. Активное участие

принимали

родители

группы.

Совместно

с

детьми

сажали

деревья,

делали

кормушки,

участвовали при проведении различных экологических конкурсов, КВН, викторины «Поле

чудес». Очень часто проводились уроки доброты, целью которых является развивать интерес

к природе; формировать положительное эмоциональное отношение к ней, желание беречь и

заботится о ней; воспитывать чуткость и чувство сопереживания. Эти уроки сочетались с

музыкой, с чтением художественной литературой, задевая душу ребенка. Проводились уроки

мышления, где обсуждали зависимость между объектами и явлениями живой природы.

Совместно с родителями был создан клуб исследований природы и лаборатория юного

эколога, где вместе с детьми проводились различные опыты, составлялись экологические

карты, вели фенологические календари природы, сочиняли экологические сказки. Большую

роль

в

формировании

экологической

культуры

у

детей

являются

экологические

игры

(дидактические,

имитационные,

игры-моделирования

экологических

систем,

соревновательные, игры-путешествия, сюжетно-ролевые игры и т.д.)

Подводя итоги своей работы с детьми, можно сделать следующие выводы: детям

доступна и понятна тема природы; они хорошо усвоили различия живой и неживой природы;

с опорой на опыты, эксперименты, наблюдения у детей сформированы понятия взаимосвязи

и взаимозависимости живых организмов в природе; дети знают, что Земля – наш общий дом,

а человек часть природы; им знакома проблема загрязнения окружающей среды, знают

правила личной безопасности. Детям были созданы все условия для

самостоятельной

творческой деятельности (рисунки, поделки, гербарии).

Итак, только при полноценном использовании всех форм и методов работы, включая их

в повседневную жизнь детей, можем говорить о формировании экологической культуры

воспитанников старшего дошкольного возраста.

Литература:

1. Бобылева Л.О. Береги природу // Дошкольное воспитание. – 2002. - №7. – С. 36-

37.

2. Богданец Т. Охранять среду обитания – наша задача // Дошкольное воспитание.

– 2006. - №7. – С. 30-45.

3.

Богданец

Т.

Экологические

знания

первое

представление

о

мире

//

Дошкольное воспитание. - 2003. - №12.- С. 12-14.

4. Воронкевич О.А. добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы

по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. –

СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. – С 3-5.

5. Зерщикова Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим //

Дошкольное воспитание. – 2005. - №7.- С. 28-29.



В раздел образования