Автор: Верхозина Жанна Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №102
Населённый пункт: город Иркутск, Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
«Формирование экологической культуры воспитанников
старшего дошкольного возраста»
Верхозина Ж.В.
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
города Иркутска
детский сад №102
Современное
содержание
воспитательно-образовательной
работы
с
детьми
дошкольного возраста предполагает гуманизацию всего педагогического процесса. Огромная
роль
в
реализации
этой
проблемы
отводится
экологическому
образованию
детей.
На
сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе
стали залогом выживания человека на нашей планете. Ни для кого не секрет, что в последнее
время
отмечаются
серьезные
нарушения
механизмов
саморегулирующих
систем
разных
уровней,
вплоть
до
биосферы.
Причина
-
в
экологической
неграмотности
человека,
относящегося
к
окружающему
миру
потребительски,
занимающегося
к
природе
антропоцентрическую позицию. Именно поэтому задачи изменения мировоззрения человека
и
экологического
развития
ребенка
представляются
первоочередными.
Кроме
того,
экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития.
Продуманное, системное знакомство ребенка с миром природы позволяет развивать у него
важнейшие операции мышления: анализ (наблюдая за объектами природы), сравнение (дети
находят различие и сходство разных объектов природы), умение устанавливать различные
взаимосвязи (дети выделяют способы приспособлений растений и животных к сезону и к
среде обитания), обобщение (дети учатся объединять растения и животных в группы на
основе выделения существенных признаков).
Создание
нового
отношения
человека
к
природе
–
задача
не
только
социально-
экономическая
и
техническая,
но
и
нравственная.
Она
вытекает
из
необходимости
воспитывать экологическую культуру, формировать новое отношение к природе, основанное
на неразрывной связи человека с природой. Очень важно показать детям, что по отношению
к
природе
они
занимают
позицию
более
сильной
стороны
и
поэтому
должны
ей
покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней. А также уметь замечать действия
других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку и
по
мере
своих
сил
и
возможностей
противостоять
действиям
антигуманным
и
безнравственным. Поэтому, в процессе работы по экологической культуре у воспитанников
старшего возраста были поставлены следующие задачи: усвоение системы знаний о природе;
формирование представлений об универсальной ценности природы; воспитание потребности
в
общении
с
природой;
привитие
трудовых
природоведческих
навыков;
развитие
экологического
сознания;
эстетическое
воспитание.
Решение
этих
задач
направлено
на
достижение
основной
цели
–
культурно-экологического
воспитания,
т.е.
бережного,
осознанного, ценностно-ориентированного настрое на жизнь.
Один
из
путей
повышения
эффективности
экологической
культуры
состоит
в
воспитании и использования разнообразных форм и методов работы. Методы экологического
образования
традиционны
и
прошли
проверку
временем:
наглядные
(наблюдения,
экскурсии,
рассматривание
картин
и
иллюстраций),
словесные
(
беседы,
чтение
художественной литературы, использование фольклора), практические (экологические игры,
опыты, труд детей в природе).
На
первом
этапе
использовали
опыты
и
наблюдения.
Их
цель
сформировать
представление о животных и растениях как о живых организмах, показать взаимосвязи,
существующие в природе. Был использован прием удивления, как средство активизации
познавательной деятельности, как инструмент для формирования устойчивых интересов.
Парадоксальные
факты,
необычные
сведения,
сравнения,
использование
фольклорного
материала вызывают у детей удивление и восхищение, устойчивый интерес к живым и
неживым компонентам природной среды. Хорошо известно, что наибольший интерес дети
проявляют
к
растениям
и
животным.
Формирование
позитивного
отношения
к
ним
и
стремление их оберегать может быть достигнуто в ходе различных бесед, обсуждения и
обыгрывания ситуаций. В ходе бесед у детей формируются новые экологические знания, в
том числе и нормы поведения в природе, побуждают детей к размышлению, они учатся
анализировать
свои
и
чужие
поступки,
воспитывают
эмоциональную
отзывчивость,
развивают
наблюдательность.
Экологические
знания
являются
основой
экологического
сознания,
но
заниматься
только
теорией
недостаточно,
необходимо
приобщать
их
к
практической
деятельности.
Целью
является
закрепление
норм
поведения
в
природе,
формирование
понимания
разумного
ограничения
потребностей
для
сохранения
окружающей
среды
во
всех
взаимосвязях.
Дети
участвовали
уборке
территории,
ее
благоустройстве, посадке деревьев и цветов. Особое значение имели трудовые десанты
«Посади дерево», «Покормите птиц зимой», «Я люблю свой город» и т.д. Активное участие
принимали
родители
группы.
Совместно
с
детьми
сажали
деревья,
делали
кормушки,
участвовали при проведении различных экологических конкурсов, КВН, викторины «Поле
чудес». Очень часто проводились уроки доброты, целью которых является развивать интерес
к природе; формировать положительное эмоциональное отношение к ней, желание беречь и
заботится о ней; воспитывать чуткость и чувство сопереживания. Эти уроки сочетались с
музыкой, с чтением художественной литературой, задевая душу ребенка. Проводились уроки
мышления, где обсуждали зависимость между объектами и явлениями живой природы.
Совместно с родителями был создан клуб исследований природы и лаборатория юного
эколога, где вместе с детьми проводились различные опыты, составлялись экологические
карты, вели фенологические календари природы, сочиняли экологические сказки. Большую
роль
в
формировании
экологической
культуры
у
детей
являются
экологические
игры
(дидактические,
имитационные,
игры-моделирования
экологических
систем,
соревновательные, игры-путешествия, сюжетно-ролевые игры и т.д.)
Подводя итоги своей работы с детьми, можно сделать следующие выводы: детям
доступна и понятна тема природы; они хорошо усвоили различия живой и неживой природы;
с опорой на опыты, эксперименты, наблюдения у детей сформированы понятия взаимосвязи
и взаимозависимости живых организмов в природе; дети знают, что Земля – наш общий дом,
а человек часть природы; им знакома проблема загрязнения окружающей среды, знают
правила личной безопасности. Детям были созданы все условия для
самостоятельной
творческой деятельности (рисунки, поделки, гербарии).
Итак, только при полноценном использовании всех форм и методов работы, включая их
в повседневную жизнь детей, можем говорить о формировании экологической культуры
воспитанников старшего дошкольного возраста.
Литература:
1. Бобылева Л.О. Береги природу // Дошкольное воспитание. – 2002. - №7. – С. 36-
37.
2. Богданец Т. Охранять среду обитания – наша задача // Дошкольное воспитание.
– 2006. - №7. – С. 30-45.
3.
Богданец
Т.
Экологические
знания
–
первое
представление
о
мире
//
Дошкольное воспитание. - 2003. - №12.- С. 12-14.
4. Воронкевич О.А. добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы
по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. –
СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. – С 3-5.
5. Зерщикова Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим //
Дошкольное воспитание. – 2005. - №7.- С. 28-29.