Напоминание

Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия по развитию речи для детей 5-6 лет (с дифференцированными заданиями для детей с I, II-III уровнями ОНР) по теме: «Насекомые»


Автор: Коротаева Диана Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: Рязань г.
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия по развитию речи для детей 5-6 лет (с дифференцированными заданиями для детей с I, II-III уровнями ОНР) по теме: «Насекомые»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Коротаевой Д.А. МБДОУ «Детский сад №7»

Методическая разработка коррекционно-развивающего

занятия по развитию речи для детей 5-6 лет (с

дифференцированными заданиями для детей с I, II-III

уровнями ОНР) по теме: «Насекомые».

Цель для детей группы:

формирование лексико-грамматических

категорий и развитие связной речи у детей старшего дошкольного

возраста с нормой речевого развития.

Цель для детей с ТНР: коррекция и развитие лексико-

грамматических категорий и связной речи у детей старшего

дошкольного возраста с общим недоразвитием речи I, II-III

уровней.

Задачи:

Образовательные и коррекционно-образовательные задачи:

1. Уточнять, расширять и активизировать словарь по теме

«Насекомые» (для всех уровней развития)

2. Совершенствовать грамматический строй речи

1 Группа: образовывать множественное число имен

существительных в родительном падеже (повторение), усваивать

предлоги С, СО, ИЗ-ПОД, ИЗ-ЗА, согласовывать слова в

предложении.

II-III уровень ОНР: образовывать множественное число имен

существительных в родительном падеже (повторение), усваивать

предлоги С, СО, ИЗ-ПОД, ИЗ-ЗА, согласовать слова в

предложении.

I уровень ОНР: единственное и множественное число имен

существительных, усвоить предлог НА.

3. Совершенствовать навыки слогового анализа слов (все дети,

кроме I уровня)

4.Совершенствовать синтаксическую сторону речи

Группа: составлять простые распространенные предложения и

объединять их в рассказ.

II-III уровень: составлять простые распространенные предложения.

I уровень: составлять простое двусоставное предложение по

картинке.

Развивающие и коррекционно-развивающие задачи:

1. Развивать диалогическую речь, зрительное внимание, мышление.

2. Развивать артикуляционную, тонкую и общую моторику,

координацию речи с движением.

Воспитательные и коррекционно-воспитательные задачи:

1. Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания,

доброжелательности, инициативности.

2. Воспитывать любовь и бережное отношения к природе.

1 группа детей (дети, развивающиеся в соответствии с возрастом)

2 группа (дети с ТНР)

Предметный словарь. I уровень: жук, муха, комар, пчела, лапки,

головка; II-III уровень, группа: насекомое, паук, бабочка, жук,

стрекоза, пчела, оса, комар, муха, муравей, гусеница, божья

коровка, кузнечик, крыло, глаза, усы, куколка, яйцо, лапки, жало,

брюшко нектар.

Глагольный словарь. I уровень: летит, жужжит, ползет; II-III

уровень, группа: ползать, летать, порхать, кружиться, жужжать,

звенеть, собирать, опылять, жалить, стрекотать.

Словарь признаков. I уровень: маленький, большой; II-III уровень:

пестрый, разноцветный, полезный, вредный, пчелиный, комариный.

Оборудование: магнитная доска, картинки с изображением

насекомых, мяч, лото «Насекомые» (для индивидуальной работы с

ребенком I уровня), муляжи насекомых, раздаточный материал для

развития графических навыков

Ход образовательной деятельности:

Деятельность

педагога

1 группа

(дети,

развиваю-

щиеся в

соответствии

с возрастом)

2 группа

(дети с II-III

уровня)

3 группа

(дети с ОНР

I уровня)

Располо-

жение

детей

Исполнительный этап

Определение темы

занятия.

Зачитывание

загадок:

- Ребята, отгадайте

загадки

и

получите

«отгадки».

Дети отгадывают загадки и дают ответы.

Участвуют все.

Вся группа

сидит

на

стульчиках

полукруго

м

перед

воспитател

ем.

Воспитанн

ики

1-ой

группы и с

ТНР

рассажены

в

смешанно

м порядке.

Дети,

отгадавшие

загадку,

получают муляж насекомого

и делят название насекомого

на слоги

Так

как

слоговой

анализ

недоступен,

дети просто

получают

муляж

отгаданного

насекомого.

Формирование

обобщающего

понятия

«Насекомые»:

- Какие молодцы!

Все

правильно

угадали.

Как

же

Дети

отвечают

на

вопросы

воспитателя.

Дают полные

ответы.

Дети

отвечают

на

вопросы

воспитателя.

Дают полные

ответы

(со

стимулирую

Дети

отвечают на

вопросы

доступным

и

им

аморфными

словами.

Так же.

назвать

одним

словом всех этих

маленьких

животных?

- Правильно, это

насекомые

самые

маленькие

животные

на

нашей

планете.

Скажите,

а

на

какой вопрос они

отвечают:

Кто?

Или

Что?

-

Почему?

- Да, вы правы,

они все живые и

встречаются

повсюду, особенно

летом.

Будьте

осторожны

и

внимательны,

старайтесь ни на

кого не наступить

и не раздавить.

Воспитатель

внимательно

слушает

ответы

детей,

оказывает

необходимую

помощь

при

ответах,

стимулирует

речевую

активность детей с

ТНР.

щей

помощью со

стороны

педагога при

необходимос

ти).

Актуализация

в

речи

предлогов

НА, С, СО, ИЗ-

ПОД,

ИЗ-ЗА

с

Отвечают

на

вопросы

педагога,

используя

предлоги С, СО, ИЗ-ПОД,

ИЗ-ЗА: «Бабочка слетела с

Дети

используют

в

ответах

предлог

Группа

садится за

столы,

воспитанн

помощью

игры

«Как

бабочка

летала»:

-

Смотрите,

ребята,

какая

красивая, пестрая

бабочка

к

нам

прилетела.

Кто

знает,

как

она

называется?

-

Да,

это

крапивница.

А

теперь посмотрим,

куда

она

сядет.

Вот

она

летала,

порхала и устала.

Скажите, куда она

села?

Воспитатель

дифференцирует

вопросы:

для

разных

групп

детей

предлагается

использовать

разные предлоги.

цветка, со стола», «Бабочка

вылетела из-под стола, из-за

шкафа».

НА:

«Бабочка

села

на

цветок,

на

стол,

на

руку».

ики

рассажива

ются

так,

чтобы

за

одним

столом

оказались

дети

с

разным

уровнем

речевого

развития.

Воспитатель

проводит

пальчиковую игру

«Паутиныч»:

Пау-Паутиныч

паутину свил.

Вдруг закапал

дождик-

Паутину смыл.

Выглянуло солнце

Мы пошли гулять!

Все

дети

выполняют

движения

под

стихотворение вместе с воспитателем.

Так же.

Пау – Паутиныч

трудится опять.

Педагог ритмично

под стихотворение

показывает

движения пальцев,

помогает своими

руками детям со

слабой ручной

моторикой

выполнять

упражнения.

Развитие

связной

речи,

проводится

упражнение

«Составь

предложение».

Педагог

раздает

картинки

с

изображением

насекомых

и

просит

детей

составить

предложения

о

представленных

на

наглядном

материале

насекомых.

С помощью детей

с нормой речевого

развития

дополняет

и

поправляет ответы

группы,

если

нужно.

Дети

составляют

и

озвучивают предложения.

Дети

отвечают на

вопрос

«Кто это?»,

«Что

делает?»

одним-

двумя

аморфными

словами.

Так же.

Составляют

простые

распростране

нные

предложения

и

объединяют

их в рассказ.

Составляют

простые

распростране

нные

предложения.

Составляют

простое

двусоставно

е

предложени

е

по

картинке.

Составление

рассказа

-

описания по теме:

-

Какие

же

вы

Самостоятель

ный

рассказ

ребенка

с

опорой

Рассказ

ребенка

с

опорой

картинку,

Дети

рассматрива

ют

и

накладываю

Так же.

молодцы!

А

кто

попробует

побольше

рассказать о своем

насекомом – что у

него

есть,

где

живет,

чем

питается, вредное

или полезное?

картинку.

сопровождаю

щийся

направляющи

ми

вопросами

педагога.

т картинки

из лото.

Физкультминутка

(упражнения

с

движением):

Утром

бабочка

проснулась,

Потянулась,

улыбнулась.

Раз – росой она

умылась,

Два

изящно

покружилась,

Три – нагнулась и

присела,

На

четыре

полетела.

Педагог

читает

стихотворение

и

показывает

соответствующие

движения

детям

под слова. Следит

за

выполнением

движений

группой.

Участвуют все дети.

Дети

встают

рядом

со

своим

местом

у

стола.

Проводится

игра

«Один-много».

Воспитатель

первую

очередь

обращается

к

детям 1-ой и 2-ой

Дети образовывают формы

слов множественного числа

имен

существительных

(насекомых) в Р.п., а также

называют закрепляют формы

единственного

и

Образовыва

ют

формы

слов

единственн

ого

и

множествен

Все

дети

выходят

из-за парт

и встают в

круг.

групп):

-

А

теперь

поиграем.

Вспомните, у кого

какое

было

насекомое

на

картинке,

и

ответьте мне, кого

бывает

много

летом

(образование

множественного

числа

имен

существительных

в Р. п.).

Далее

педагог

бросает

ребенку

мяч (всем детям),

называя

один

предмет

(одного

насекомого),

ребенок

возвращает,

называя

много

предметов (много

насекомых).

множественного числа имен

существительных.

ного

числа

имен

существите

льных.

Закрепление

изученного

материала.

Упражнение

на

развитие

графических

навыков:

- Ребята,

сначала вам нужно

дорисовать

части

тела у насекомых

–кому

чего

не

хватает:

усики

бабочке,

лапки

Выполняют

задание

самостоятель

но.

Выполняют

задание

с

частичной

помощью.

Выполняют

задание

с

помощью.

Группа

сидит

на

местах

за

партами.

жуку,

крылышки

стрекозе.

Воспитатель

контролирует

выполнение

задания, оказывает

детям помощь при

необходимости.

Подводится

итог

занятия.

Воспитатель

предлагает

детям

вспомнить, о чем

они говорили на

занятии,

перечислить

понравившиеся

игры

и

упражнения,

оценивает

работу

детей,

дарит

им

«похвалюшки»

(наклейки

или

картинки).

Все

дети

участвуют

в

обсуждении,

отвечают на вопросы.

Так же.

Список литературы:

1.

Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного

возраста с общим речевым недоразвитием. Москва,2006.

2.

Инклюзивная практика в дошкольном образовании. Пособие

для педагогов дошкольных учреждений /Под ред. Т.В.

Волосовец, Е.Н. Кутеповой.-М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.

3.

Лопухина И. С. Логопедия – речь, ритм, движение: Пособие

для логопедов и родителей. – СПб. : Дельта,1999.

4.

Малахова А. Н. «Небесное путешествие». Программа

игротерапии для дошкольников. – Спб,: Речь, 2008. – 90 с.

5.

Примерная общеобразовательная программа дошкольного

образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е.

Вераксы, М. А Васильевой, Т. С Комаровой

6.

Тенкачева Т. Р. инклюзивное образование детей дошкольного

возраста в России [Текст] / Т. Р. Тенкачева //

Педагогическое образование в России. – 2014. – № 1. – С. 205-

208.

7.

Томашевская Л.В., Герц Е.Ю., Андрющенкова Е.В.

Интегрированные занятия с детьми в период адаптации к

детскому саду. Учебно-методическое пособие для педагогов

ДОУ, родителей. -СПб.: ООО изд. «детство-пресс», 2011.

8.

Тюкова А. Инклюзивное образование детей в дошкольном

образовательном учреждении [Текст] / А. Тюкова //

Региональное образование XXI века: проблемы и

перспективы. – 2012. – № 4. – С. 418-424.

9.

Ульева Е. Пальчиковые игры. Пособие для педагогов и

родителей – М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.

10.

Федеральный государственный образовательный

стандарт дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17

октября 2013 г.).



В раздел образования