Напоминание

Конспект занятия по экспериментальной деятельности "Как происходит извержение вулкана""


Автор: Малтугуева Надежда Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР №86
Населённый пункт: Республика Бурятия г.Улан-Удэ
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Конспект занятия по экспериментальной деятельности "Как происходит извержение вулкана""
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №72 «Аленушка» комбинированного вида г Улан-Удэ

Конспект занятия по экспериментально-

исследовательской деятельности

«Как происходит извержение вулкана?»

Подготовительная группа

Воспитатель: Малтугуева Н.И.

г. Улан-Удэ

2017г.

Цель:

Расширение и уточнение представления детей об окружающем мире,

развитие интереса к познавательной деятельности.

Задачи:

- познакомить детей с природным явлением - вулканом, причиной его

извержения;

- развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного

выполнения опытов :

- поощрять детей за самостоятельное формулирование выводов по итогам

эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные

предположения;

-

воспитывать

аккуратность,

взаимопомощь,

волевые

качества

(целеустремленность, настойчивость, организованность), умение доводить

начатую работу до конца.

Активизация словаря: вулкан, магма, жерло, кратер, лава, извержение,

пепел.

Материал:

Макет вулкана, поддон,; сода, лимонная кислота; красная краска, моющая

жидкость; лист бумаги (для фиксаций наблюдений), цветные карандаши;

чайная ложка, пипетка.

Предварительная работа:

- чтение детской энциклопедии «Все обо всем»;

- рассматривание иллюстраций с изображением вулканов;

- беседы о видах вулканов; чтение книг о вулкане; рассматривание схем

вулкана его строение;

- просмотр видеоролика для детей «Извержение вулкана»

- сбор материала о вулканах, подбор иллюстраций, изготовление презентаций

«Вулкан».

Индивидуальная работа:

- активизировать в речи детей слова: магма, жерло, кратер, лава, вулкан;

- развивать память, через припоминание и воспроизведение пошаговых

действий выполнения эксперимента.

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие», «Речевое развитие» «Социально –

коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно –

эстетическое развитие».

Использование следующих технологий:

1.

Личностно

ориентированная

технология

наблюдения,

экспериментальная деятельность.

2. Социоигровая технология – работа в малых группах.

3. Здоровье – сберегающая технология – динамическая пауза (физминутка)

Ход занятия:

1 Приветствие:

Воспитатель:

Ребята, посмотрите сколько много гостей сегодня в нашем детском саду.

(дети здороваются с гостями)

2. Вводная часть:

Садитесь поудобнее, (на подушки) сегодня мы с вами снова пойдем в

лабораторию «Интересных открытий». Скажите ребята, для чего мы с вами

ходим в лабораторию?

Дети:

Чтобы узнавать что-то новое и интересное.

Воспитатель: А хотите узнать тему нашего исследования? (ответы детей)

Давайте отгадаем загадки:

1. Огненная жидкость, выходящая из вулкана?(Лава)

2. Ученый, который занимаются исследованием вулканов?(вулканолог)

3. Канал, по которому магма поднимается к кратеру?(жерло)

4. Углубление в виде чаши, образовавшиеся на вершине или склоне вулкана?

(кратер)

5. Как называется огненно-жидкая масса, которая возникает в земной

коре?(магма)

6. На что по форме похож вулкан? (конус)

Ребята, вы догадались, о чем пойдет речь на нашем занятии?

Дети: О вулканах.

Воспитатель: Сейчас мы познакомимся с ними.

(просмотр слайдов о вулканах сопровождается пояснениями педагога:

- Извержение вулкана начинается с появления дыма.

- Затем происходит взрыв.

- На самой вершине вулкана находится кратер. Кратер – это огромная чаша с

крутыми склонами, а на дне – красновато – оранжевая пасть, это жерло

вулкана, дыра уходящая глубоко в землю в магму. Огненная жидкость,

выходящая из вулкана, называется лавой. Лава – это растопленные камни.

Она течёт вниз по склону и вытекает очень далеко от вулкана. По пути она

сжигает траву и деревья, уничтожает всё живое на пути, превращая в пепел.

Когда лава утечёт далеко от вулкана она застывает и превращается в камни.

Вопросы детям:

- С чего начинается извержение вулкана? (с появлением дыма)

- Что происходит дальше? (происходит взрыв)

- Что остаётся после извержения вулкана? (застывшие камни, сгоревшие

деревья)

- Мы наблюдали с вами действующий вулкан. А ещё бывают спящие и

потухшие вулканы.

- Как вы думаете, какой вулкан называется спящим? Спящий – это вулкан,

который имеет вид обычной горы, но может взорваться в любой момент.

- Наблюдать извержение вулкана интересно. Безопасно это делать в

кинотеатре или на картинках. А ещё можно сделать макет вулкана и

понаблюдать за извержением лавы, оживив вулкан. Интересно? Хотите

самостоятельно в лаборатории проделать опыт: извержение вулкана?

А сейчас давайте пройдём в лабораторию научных открытий.

Физминутка под музыку:

По дорожке мы шагали,

и ворон мы не считали,

Смело мы идем вперёд,

где вулкан уже нас ждёт.

Когда в гости мы пришли,

можно крикнуть «1, 2, 3».

Воспитатель:

Но, прежде чем проводить опыт в лаборатории, давайте

вспомним,

что

необходимо

сделать

сначала.

Дети: Необходимо

вспомнить

правила

безопасности

в

лаборатории:

(рассматриваем таблицу, дети сами ее озвучивают):

1. Только со взрослыми мы проводим опыты.

2.

Надеть

специальную

одежду.

3. Со всеми веществами следует обращаться очень осторожно. Среди них

могут

встретиться

и

ядовитые.

3. Не стоит все пробовать на вкус, особенно если не знаешь, что это за

вещество.

3. Основная часть:

В лаборатории у нас всё готово для проведения опыта.

Одеваем фартуки, шапочки.

Ставим поднос.

Давайте посмотрим, из чего сделано основание вулкана? (из теста и соли)

- Из чего сделано жерло вулкана? (из бутылочки)

- Разукрашиваем

проведение опыта:

- Насыпаем ложку соды.

- Добавляем красной краски.

- Насыпаем лимонной кислоты.

- Добавляем 4 ложки воды.

- Что мы наблюдаем? Посмотрите, как извергается наш вулкан? ( Он

извергается спокойно).

Чем

наш

вулкан,

отличается

от

настоящего?

(Предполагаю, что дети ответят: "Наш вулкан маленький, из него не идет

дым, пепел, камни, магма не такая горячая, как на самом деле и др").

А сейчас вы зарисуйте свой опыт.

Молодцы ребята, вы были внимательными, работали аккуратно, и у вас всё

получилось, замечательно! Вам понравилось?

Давайте еще раз вспомним, чем мы пользовались, чтобы получить знания о

вулканах (спросить у взрослого, подумать самостоятельно, посмотреть по

телевизору, узнать через компьютер, )

Теперь вы знаете, что такое вулкан и как он извергается?

Игра «Хорошо – плохо».

1.

Вулкан хорошо, почему?

Поднимают на поверхность много полезных веществ, почва

вокруг них плодородная.

Из вулканической пыли делают лекарства и удобрения.

Из затвердевшей лавы строят дома.

2.

Вулкан плохо, почему?

Лава является причиной лесного пожара.

Потому что вулкан загрязняет воздух, люди начинают задыхаться

и болеть.

Вулкан уничтожает животных, птиц.

Кому можно рассказать и показать наш опыт?

Когда вы вырастите, наверное, обязательно станете учеными! Вы будете

изучать, и беречь нашу Землю.

Занятие закончилось.



В раздел образования