Напоминание

Индивидуально-дифференцированный подход в обучении географии, для ликвидации неуспешности обучающихся.


Автор: Подгорная Светлана Викторовна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ лицей №104
Населённый пункт: город Минеральные Воды
Наименование материала: методический материал
Тема: Индивидуально-дифференцированный подход в обучении географии, для ликвидации неуспешности обучающихся.
Раздел: среднее образование





Назад




Индивидуально-дифференцированный подход в обучении географии, для

ликвидации неуспешности обучающихся.

учитель географии

Подгорная С.В.

Проблема индивидуально-дифференцированного обучения на уроках остается

актуальной сегодня в условиях нашей современной школы. Но именно этот подход может

помочь в ликвидации неуспешности обучающихся, ведь нет учеников плохих или

хороших, они просто разные. Именно эта мысль на протяжении последних лет не дает мне

покоя. Особенно с переходом на ФГОС и его системно деятельностным подходом. Я

понимаю, что мы учителя должны формировать различные УУД, а так же должны

раскрывать потенциал обучающихся, открывать личность.

Что же такое дифференцированное обучение и индивидуальный подход в

обучении?

Под дифференцированным обучением обычно понимают форму организации

учебной деятельности для различных групп учащихся.

Индивидуальный

подход

важный

психолого-педагогический

принцип,

учитывающий индивидуальные особенности каждого ребёнка.

Как строить процесс дифференцированного обучения?

Практики

говорят:

по

степени

умственного

развития,

работоспособности.

Теоретики считают: по степени помощи ученику. Дифференциацию можно проводить по

степени самостоятельности учащихся при выполнении учебных действий. Работа эта

сложная

и

кропотливая,

требующая

постоянного

наблюдения,

анализа

и

учёта

результатов.

Для себя я разбила эту работу на несколько этапов:

1. Изучение индивидуальных особенностей учащихся

2.Выделение отдельных групп учащихся, отличающихся:

- различным уровнем усвоения материала на данный момент;

- уровнем работоспособности и темпом работы;

- особенностями уравновешенностью

3. Составление или подбор дифференцированных заданий, включающие различные

приёмы, которые помогают учащимся самостоятельно справиться с заданием, или

связанных с увеличением объёма и сложности задания.

4. Постоянный контроль за результатами работы учащихся, в соответствии с которыми

изменяется характер дифференцированных заданий.

Каждый из этих этапов по-своему сложен. У каждого учителя свой подход к выделению

групп учащихся. С моей точки зрения, правильнее будет не деление детей на «слабых» и

«сильных», а деление их на три условные группы.

1 группа – дети, требующие постоянной дополнительной помощи.

2 группа – дети, способные справиться самостоятельно.

3 группа – дети, способные справляться с материалом за короткий срок с высоким

качеством и оказывать помощь другим.

Я приведу примеры индивидуально-дифференцированного подхода из опыта своей

работы на разных этапах урока.

Например изучение новой темы.

Ставлю перед классом одну и ту же познавательную задачу, например, выяснить какие

формы рельефа есть на Земле.

Для третьей группы задаю задание, какие формы рельефа на Земле созданы под действием

внешних и внутренних сил.

Для второй группы составить схему по параграфу, с названием основных форм рельефа

Для первой группы ответить на вопрос после прочтения, чем различаются горы и

равнины.

И далее изучение темы начинается от простого к сложному, тему начинают

объяснять дети первой группы, заканчивают обучающие третьей группы.

Непременным залогом успеха в данном подходе, несомненно, является проверка

работы каждого ученика, а не заслушивание одного представителя от группы. Именно на

этом этапе неуспешные ученики начинают проявлять себя.

И еще разноуровневые группы должны быть подвижны. Если ученик второй или

третьей группы работает в полную силу, он может перейти из одной группы в другую.

Ущемления личности быть не должно.

Этап повторение или закрепление пройденного материала.

Самая распространённая форма работы – это карточки с индивидуальными заданиями,

учитывающими разный уровень учащихся. У меня в запасе есть и карточки, составленные

самостоятельно и те карточки которые достались мне с советской школы. В этих

карточках разноуровневые вопросы. Заранее с ребенком оговаривается выполнение каких

заданий влечет получение какой оценки. И обучающиеся стремятся сделать по больше

заданий, или задания по сложнее.

Большое внимание я уделяю умению учащихся самостоятельно работать с источниками

географической информации (ИГИ): с географическим атласом, контурными картами.

Так же есть задание это составление вопросов по пройденной теме. Тут очень обширное

поле деятельности. Обучающие составляют по два, три вопроса, а потом задают их

противоположным группам. Условие услышанные вопросы не повторять, придумать

другой, оценить самые интересные вопросы.

Этап задание на дом.

При определении объема и характера домашнего задания тоже возможен, а иногда

просто необходим, индивидуально-дифференцированный подход.Именно на этом этапе

неуспешность обучающихся превращается в успех.

Учитывая специфику подготовки учащихся, класса в целом, можно предложить одним,

например, выборочный пересказ прочитанного параграфа, другим – нарисовать тему

урока с пояснением, третьим подобрать материал к следующему уроку. Составить

викторины, написать сочинения и т.д.

Я работаю в параллелях. С одной стороны, это упрощает мою подготовку, но с

другой, - возникает ряд вопросов. Классы на одной параллели чаще всего являются

разноуровневыми и по учебным возможностям, и по выбранным программам обучения.

Например, работая в пяти классах одной параллели одновременно, я стараюсь подойти к

изучению темы с разным подходом. Так, готовясь к уроку по одной теме, выбираю, как в

каком классе лучше преподнести материал, закрепить, проверить. В более сильном классе

возможно создание проблемной ситуации, решение познавательных задач, проведение

доказательств, самостоятельные выводы. В другом же классе необходимо сформулировать

новые понятия и способы действия и переходить к формированию умений и навыков.

В разноуровневых классах необходимо учитывать и типологию уроков: в одном классе,

например, возможен урок-семинар, в другом – урок-практикум.

При выполнении и проверке домашнего задания тоже необходимо применять

различные способы: выборочно, по цепочке, взаимопроверка, составление таблиц, схем и

пр.Если учителя волнует развитие детей, успех в обучении каждого учащегося, то он

обязательно будет осуществлять индивидуальный

и дифференцированный подход в

обучении.



В раздел образования