Автор: Подгорная Светлана Викторовна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ лицей №104
Населённый пункт: город Минеральные Воды
Наименование материала: методический материал
Тема: Индивидуально-дифференцированный подход в обучении географии, для ликвидации неуспешности обучающихся.
Раздел: среднее образование
Индивидуально-дифференцированный подход в обучении географии, для
ликвидации неуспешности обучающихся.
учитель географии
Подгорная С.В.
Проблема индивидуально-дифференцированного обучения на уроках остается
актуальной сегодня в условиях нашей современной школы. Но именно этот подход может
помочь в ликвидации неуспешности обучающихся, ведь нет учеников плохих или
хороших, они просто разные. Именно эта мысль на протяжении последних лет не дает мне
покоя. Особенно с переходом на ФГОС и его системно деятельностным подходом. Я
понимаю, что мы учителя должны формировать различные УУД, а так же должны
раскрывать потенциал обучающихся, открывать личность.
Что же такое дифференцированное обучение и индивидуальный подход в
обучении?
Под дифференцированным обучением обычно понимают форму организации
учебной деятельности для различных групп учащихся.
Индивидуальный
подход
–
важный
психолого-педагогический
принцип,
учитывающий индивидуальные особенности каждого ребёнка.
Как строить процесс дифференцированного обучения?
Практики
говорят:
по
степени
умственного
развития,
работоспособности.
Теоретики считают: по степени помощи ученику. Дифференциацию можно проводить по
степени самостоятельности учащихся при выполнении учебных действий. Работа эта
сложная
и
кропотливая,
требующая
постоянного
наблюдения,
анализа
и
учёта
результатов.
Для себя я разбила эту работу на несколько этапов:
1. Изучение индивидуальных особенностей учащихся
2.Выделение отдельных групп учащихся, отличающихся:
- различным уровнем усвоения материала на данный момент;
- уровнем работоспособности и темпом работы;
- особенностями уравновешенностью
3. Составление или подбор дифференцированных заданий, включающие различные
приёмы, которые помогают учащимся самостоятельно справиться с заданием, или
связанных с увеличением объёма и сложности задания.
4. Постоянный контроль за результатами работы учащихся, в соответствии с которыми
изменяется характер дифференцированных заданий.
Каждый из этих этапов по-своему сложен. У каждого учителя свой подход к выделению
групп учащихся. С моей точки зрения, правильнее будет не деление детей на «слабых» и
«сильных», а деление их на три условные группы.
1 группа – дети, требующие постоянной дополнительной помощи.
2 группа – дети, способные справиться самостоятельно.
3 группа – дети, способные справляться с материалом за короткий срок с высоким
качеством и оказывать помощь другим.
Я приведу примеры индивидуально-дифференцированного подхода из опыта своей
работы на разных этапах урока.
Например изучение новой темы.
Ставлю перед классом одну и ту же познавательную задачу, например, выяснить какие
формы рельефа есть на Земле.
Для третьей группы задаю задание, какие формы рельефа на Земле созданы под действием
внешних и внутренних сил.
Для второй группы составить схему по параграфу, с названием основных форм рельефа
Для первой группы ответить на вопрос после прочтения, чем различаются горы и
равнины.
И далее изучение темы начинается от простого к сложному, тему начинают
объяснять дети первой группы, заканчивают обучающие третьей группы.
Непременным залогом успеха в данном подходе, несомненно, является проверка
работы каждого ученика, а не заслушивание одного представителя от группы. Именно на
этом этапе неуспешные ученики начинают проявлять себя.
И еще разноуровневые группы должны быть подвижны. Если ученик второй или
третьей группы работает в полную силу, он может перейти из одной группы в другую.
Ущемления личности быть не должно.
Этап повторение или закрепление пройденного материала.
Самая распространённая форма работы – это карточки с индивидуальными заданиями,
учитывающими разный уровень учащихся. У меня в запасе есть и карточки, составленные
самостоятельно и те карточки которые достались мне с советской школы. В этих
карточках разноуровневые вопросы. Заранее с ребенком оговаривается выполнение каких
заданий влечет получение какой оценки. И обучающиеся стремятся сделать по больше
заданий, или задания по сложнее.
Большое внимание я уделяю умению учащихся самостоятельно работать с источниками
географической информации (ИГИ): с географическим атласом, контурными картами.
Так же есть задание это составление вопросов по пройденной теме. Тут очень обширное
поле деятельности. Обучающие составляют по два, три вопроса, а потом задают их
противоположным группам. Условие услышанные вопросы не повторять, придумать
другой, оценить самые интересные вопросы.
Этап задание на дом.
При определении объема и характера домашнего задания тоже возможен, а иногда
просто необходим, индивидуально-дифференцированный подход.Именно на этом этапе
неуспешность обучающихся превращается в успех.
Учитывая специфику подготовки учащихся, класса в целом, можно предложить одним,
например, выборочный пересказ прочитанного параграфа, другим – нарисовать тему
урока с пояснением, третьим подобрать материал к следующему уроку. Составить
викторины, написать сочинения и т.д.
Я работаю в параллелях. С одной стороны, это упрощает мою подготовку, но с
другой, - возникает ряд вопросов. Классы на одной параллели чаще всего являются
разноуровневыми и по учебным возможностям, и по выбранным программам обучения.
Например, работая в пяти классах одной параллели одновременно, я стараюсь подойти к
изучению темы с разным подходом. Так, готовясь к уроку по одной теме, выбираю, как в
каком классе лучше преподнести материал, закрепить, проверить. В более сильном классе
возможно создание проблемной ситуации, решение познавательных задач, проведение
доказательств, самостоятельные выводы. В другом же классе необходимо сформулировать
новые понятия и способы действия и переходить к формированию умений и навыков.
В разноуровневых классах необходимо учитывать и типологию уроков: в одном классе,
например, возможен урок-семинар, в другом – урок-практикум.
При выполнении и проверке домашнего задания тоже необходимо применять
различные способы: выборочно, по цепочке, взаимопроверка, составление таблиц, схем и
пр.Если учителя волнует развитие детей, успех в обучении каждого учащегося, то он
обязательно будет осуществлять индивидуальный
и дифференцированный подход в
обучении.