Автор: Попова Лиана Мироновна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР - детский сад №7 "Туллукчаан" с. Намцы МО "Намский улус"
Населённый пункт: село Намцы
Наименование материала: Доклад
Тема: «Формирование элементарных навыков программирования у детей дошкольного возраста через использование и. н. «Робомышь»
Раздел: дошкольное образование
Тема: «Формирование элементарных навыков программирования у детей
дошкольного возраста через использование и. н. «Робомышь»
(игры по Якутским сказкам)
Первое знакомство детей дошкольного возраста с робототехникой у нас в детском
саду произошло благодаря набору «Робомышь». Понятие алгоритмов, последовательности
действий, развитие логики и ориентации в пространстве, правила управления просты и
понятны, в игровой форме юные программисты учатся управлять техникой и создавать
последовательные программы для действия робота - мыши. Яркие цвета, кнопочки на
мышке и красочные карточки с заданиями вызывают неподдельный интерес детей,
формируя позитивное отношение к программированию, увлекаясь, дети активно
развивают мышление, память, внимание, координацию движений и ориентацию в
пространстве и на плоскости.
Цель:
сформировать
элементарные
навыки
программирования
у
детей
дошкольного возраста через использование и. н. «Робомышь» игры по якутским сказкам.
Задачи:
1. Познакомить детей с интерактивной игрушкой «Робомышь».
2. Развивать навыки и умения работы с интерактивным оборудованием.
3. Совершенствовать умение ориентироваться в пространстве и на плоскости.
4. Научить основам программирования и. н. «Робомышь» по сюжетам якутских
сказок.
5. Воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей
и его результатам формировать навыки сотрудничества: работа в коллективе, в команде,
малой группе (в паре).
Объект
исследования:
элементарные
навыки
программирования
у
детей
дошкольного возраста через игры по Якутским сказкам.
Предмет исследования:Формирование элементарных навыков программирования
у детей дошкольного возраста через использование интерактивного набора «Робомышь»
с использованием игр по Якутским сказкам.
Актуальность:
В
последнее
время
происходят
глобальные
изменения
,
связанные
с
информационными технологиями. Так идет снижение возраста подрастающего поколения,
в котором начинают знакомить с основными понятиями ИКТ.
Информатика приблизилась к детям дошкольного возраста еще быстрее. Самая
важная ее часть – алгоритмика. Алгоритмика 40 лет назад изучалась в университете,
сейчас доступна в начальной школе. А интерактивная игрушка «Робомышь», позволяет
начать знакомить с этой наукой детей с дошкольного возраста.
Новизна:
Интерактивный
набор
«Робомышь»
используется
в
практике
недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств
личности, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение
работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе,
а участие в педагогическом процессе наравне с взрослыми - возможность проектировать
свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и
оригинальность своих идей.
Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации
и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы
человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике.
Поэтому дошкольный возраст является фундаментом знаний для успешного обучения
детей в школе. Основа программирования — алгоритмика. Алгоритмика — это наука,
которая способствует развитию у детей алгоритмического мышления, что позволяет
строить свои и понимать чужие алгоритмы. Алгоритм это набор действий, который нужно
выполнить для достижения кокого-либо результата.
Первое знакомство детей дошкольного возраста с основами программирования у
нас
в
детском
саду происходит
благодаря
интерактивному набору «Робомышь».
Данный набор
входит
в
основу
STEM-образования,
которое
активно
набирает
популярность.
Набор «Робомышь» состоит из:
-1 робомышь «Колби» (синего цвета)
-1 кусочек сыра
-16 пластмассовых плиток зеленого цвета для создания игрового поля
-22 перегородки для формирования лабиринта: они могут быть как синего цвета,
так и фиолетового.
-30 карточек с направлениями движения
-10 карт-инструкций и изображением схем лабиринтов
-3 арки-туннеля.
На первых этапах педагог самостоятельно выкладывает алгоритм, предлагая
ребенку запрограммировать робота для достижения цели. На втором этапе — алгоритм
просчитывается и выкладывается совместно с педагогом и ребенком. И уже третьим
этапом, после понимания детьми основы работы с «Робомышью», дети самостоятельно
выкладывают и программируют робота.
Существуют несколько форм организации занятий с набором «Робомышь»:
Программирование по образцу. Задания даются в форме – сделай как я.
В основе лежит подражательная деятельность.
Программирование по модели. Это усложненная разновидность конструирования
по образцу.
Программирование по схемам и чертежам. Развивается зрительное восприятие,
наглядно-образное мышление.
Программирование
по
замыслу.
Данная
форма
позволяет
творчески
и
самостоятельно использовать полученные знания.
Программирование по теме. Идет создание лабиринтов по заданной теме,
актуализация и закрепление знаний и умений.
Набор «Робомышь»легко интегрируется практически со всеми образовательными
областями:
• Физическое развитие — построение маршрута прогулки, экскурсии, дороги домой.
• Познавательное развитие — навыки решения задач (умения самостоятельного
исправления ошибок; логика; умение вычислять расстояние).
•
Художественно-эстетическое
развитие
—
пространственное
воображение.
–
Социально-коммуникативное развитие — навыки обсуждения, коммуникативные навыки
и навык работы в команде.
• Речевое развитие — используется во всех играх с набором.
Особенностью интерактивного набора «Робомышь» является то, что использовать его
можно с четырех-пятилетнего возраста, то есть со средней группы детского сада. В нашем
ДОУ этот набор используется в качестве подготовки ребенка к обучению робототехнике,
рассчитанным уже на более старший возраст — шесть-семь лет. (подготовительная
группа)
Т.е. дети старшей группы в следующем учебном году будут в подготовительной
группе. И они уже будут готовы к изучении робототехники ( будут знать элементарные
навыки программирования)
Моя рабочая программа составлена на основе методический рекомендаций Е.В.
Фешиной “Клоснтруирование в детском саду” Рассчитана на четыре года обучения, с
учетом возрастных особенностей каждой группы.
Для детей с 3 до 7 лет.
Первый год обучения (вторая младшая группа) – 36 занятий по 10-15 минут (один раз в
неделю);
Второй год обучения (средняя группа) – 36 занятий по 20-25 минут (один раз в неделю);
Третий год обучения (старшая группа) –36 занятия по 25-30 минут (один раз в неделю).
Четвертый год обучения (подготовительная группа) - 36 занятий по 30 минут (один раз в
неделю).
Особенностью интерактивного набора «Робомышь» является то, что использовать его
можно с четырех-пятилетнего возраста, то есть со средней группы детского сада. В нашем
ДОУ этот набор используется в качестве подготовки ребенка к обучению робототехнике,
рассчитанным уже на более старший возраст — шесть-семь лет. (подготовительная
группа)
Т.е. дети старшей группы в следующем учебном году будут в подготовительной
группе. И они уже будут готовы к изучении робототехники ( будут знать элементарные
навыки программирования)
На основе игр с Робомышью мною были придуманы «Игры алгоритмы» по
мотивам якутских сказок.
Игра помогает снять у детей психологическую напряженность, Игры развивают у
детей навыки самоконтроля, вызывают у них стремление говорить по-якутски правильно,
красиво, понятно, т. е
Задачи игры:
расширение кругозора и обогащение словарного запаса детей на родном языке;
формирует элементарные навыки программирования
развитие мелкой моторики;
идеальное средство для групповой деятельности;
развивать связную речь на якутском языке.
Игра алгоритм предназначена для детей с 4 лет. В игре могут принять участие от 5 до
10 детей. Игра алгоритм - представляет собой набор карточек (алгоритм действий) по
мотивам якутских сказок и с различными изображениями.
Ознакомление с игрой происходит в три этапа:
1) Объяснение игры, рассказ или просмотр сказки (ознакомление с целью, правилами,
ходом игры, ролью играющих);
2) Совместные игры с детьми;
3) Самостоятельные игры.
Дети очень любят сказки о животных: как правило, все малыши знают и любят
зайца, медведя, лису, мышей, поэтому в игровой форме им проще освоить премудрости
фольклора. Вот поэтому я начинала со сказок «Куобах кутуруга суох буолбута», «Куобах
уонна саьыл», «Тураах хара дьуьуннэммитэ».
Для выявления уровня развития конструкторских и творческих способностей
детей, были определены показатели и подобраны диагностические методики, а именно
специальные диагностические таблицы, с помощью которых отслеживались изменения в
личности ребенка и определялась необходимая дополнительная работа с каждым
ребенком по совершенствованию его индивидуальных особенностей. Для мониторинга
результативности работы использована диагностика по Е.В. Фешиной. (Диагностический
инструментарий Е.В. Фешиной из методического пособия «Лего - конструирование в
детском саду» - М., ТЦ «Сфера», 2012 г.).
Оценка педагогического процесса связанная с уровнем овладения каждым ребенком
необходимыми навыками и умениями осуществлялась по балловой системе.
1 балл – низкий уровень развития конструктивных навыков;
2 балла – средний уровень развития конструктивных умений;
3 балла – высокий уровень развития конструктивных умений;
Формы контроля
- Наблюдение
- Беседа
- Практический контроль
- Диагностика
Диагностика проводилась 2 раза в год: первичная – сентябрь, промежуточная – январь,
заключительная – май.
Критерии отслеживания усвоения программы
Анализ производится по трём критериям:
●
Знания
усвоены,
умения
сформированы,
действует
самостоятельно,
умеет
самостоятельно, быстро и без ошибок спроектировать по образцу, по схеме – высокий
уровень
● Знания не конкретные (путается, ошибается), допускает незначительные ошибки,
иногда
требуется
помощь
взрослого.
Умеет
самостоятельно,
исправляя
ошибки
спроектировать по образцу, по схеме, иногда с помощью педагога - средний уровень
● Знания не усвоены, допускает ошибки, требуется постоянная помощь взрослого –
низкий уровень.
В 2020 -2021 уч. г. кружок по лего – конструированию и робототехнике посещают:
- вторая младшая группа – 9 детей;
- средняя группа – 9 детей;
- старшая группа – 12 детей;
- подготовительная группа – 14 детей;
Игры алгоритмы позволяют начать знакомить с алгоритмикой детей-
дошкольников.
Это
стало
возможным
после
появления
безтекстовой
методики
программирования (не текст, а объекты, символы). С помощью нее ребенок может сначала
составить программу из отдельных команд, а затем запрограммировать игрушку -
Робомышь на выполнение определенных действий. Ведь любая программа, любой
алгоритм – это что? Это набор последовательных команд, выполняя которые, объект
достигает поставленной цели. В нашем случае – это последовательность шагов и
поворотов, которые должна сделать Робомышь, чтобы правильно, без ошибок пройти по
маршруту. Маршруты для мышки можно строить на любом игровом поле.
Вот ребенок и учится понимать чужие алгоритмы, строить свои. И поверьте, ему
это интересно, легко и познавательно. Играя, он развивается!
Таким
образом,
практика применения
интерактивного
набора «Робомышь» в
работе с детьми дошкольного возраста способствовала формированию и развитию
технической любознательности, мышлению, аналитического ума, формированию качеств
личности. Дети учатся логически мыслить, понимать причинно-следственные связи,
находить множество решений одной задачи, планировать свои действия. И как итог —
происходит
овладение
детьми
знаниями основы
программирования алгоритмов
в
познавательно-игровой
форме.
Алгоритмика
и программирование выступают
как
эффективные средства развития предпосылок к учебной деятельности у детей в
процессе обучения в ДОУ.
Педагогическая диагностика
Для выявления уровня развития конструкторских и творческих способностей
детей, были определены показатели и подобраны диагностические методики, а именно
специальные диагностические таблицы, с помощью которых отслеживались изменения в
личности ребенка и определялась необходимая дополнительная работа с каждым
ребенком по совершенствованию его индивидуальных особенностей. Для мониторинга
результативности работы использована диагностика по Е.В. Фешиной. (Диагностический
инструментарий Е.В. Фешиной из методического пособия «Лего - конструирование в
детском саду» - М., ТЦ «Сфера», 2012 г.).
Оценка педагогического процесса связанная с уровнем овладения каждым
ребенком необходимыми навыками и умениями осуществлялась по балловой системе.
1 балл – низкий уровень развития конструктивных навыков;
2 балла – средний уровень развития конструктивных умений;
3 балла – высокий уровень развития конструктивных умений;
Диагностика проводилась 2 раза в год: первичная – сентябрь, промежуточная –
январь
Критерии отслеживания усвоения программы
Анализ производится по трём критериям:
● Знания усвоены, умения сформированы, действует самостоятельно, умеет
самостоятельно, быстро и без ошибок спроектировать по образцу, по схеме – высокий
уровень
● Знания не конкретные (путается, ошибается), допускает незначительные ошибки,
иногда
требуется
помощь
взрослого.
Умеет
самостоятельно,
исправляя
ошибки
спроектировать по образцу, по схеме, иногда с помощью педагога - средний уровень
● Знания не усвоены, допускает ошибки, требуется постоянная помощь взрослого –
низкий уровень.
Полученные сравнительные
анализы
показывают положительную динамику
развития навыков и умений работы с и.н. «Робомышь». Дети научились прграммировать
по образцу, по схемам и чертежам, по замыслу и по теме. Дети научились логически
мыслить, находить множество решений одной задачи, планировать свои действия.
Заключение
Таким
образом,
практика применения
интерактивного
набора «Робомышь» в
работе с детьми дошкольного возраста способствовала формированию и развитию
технической любознательности, мышлению, аналитического ума, формированию качеств
личности. Дети учатся логически мыслить, понимать причинно-следственные связи,
находить множество решений одной задачи, планировать свои действия. И как итог —
происходит
овладение
детьми
знаниями основы
программирования алгоритмов
в
познавательно-игровой
форме.
Алгоритмика
и программирование выступают
как
эффективные средства развития предпосылок к учебной деятельности у детей в
процессе обучения в ДОУ.