Напоминание

«Формирование элементарных навыков программирования у детей дошкольного возраста через использование и. н. «Робомышь»


Автор: Попова Лиана Мироновна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР - детский сад №7 "Туллукчаан" с. Намцы МО "Намский улус"
Населённый пункт: село Намцы
Наименование материала: Доклад
Тема: «Формирование элементарных навыков программирования у детей дошкольного возраста через использование и. н. «Робомышь»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тема: «Формирование элементарных навыков программирования у детей

дошкольного возраста через использование и. н. «Робомышь»

(игры по Якутским сказкам)

Первое знакомство детей дошкольного возраста с робототехникой у нас в детском

саду произошло благодаря набору «Робомышь». Понятие алгоритмов, последовательности

действий, развитие логики и ориентации в пространстве, правила управления просты и

понятны, в игровой форме юные программисты учатся управлять техникой и создавать

последовательные программы для действия робота - мыши. Яркие цвета, кнопочки на

мышке и красочные карточки с заданиями вызывают неподдельный интерес детей,

формируя позитивное отношение к программированию, увлекаясь, дети активно

развивают мышление, память, внимание, координацию движений и ориентацию в

пространстве и на плоскости.

Цель:

сформировать

элементарные

навыки

программирования

у

детей

дошкольного возраста через использование и. н. «Робомышь» игры по якутским сказкам.

Задачи:

1. Познакомить детей с интерактивной игрушкой «Робомышь».

2. Развивать навыки и умения работы с интерактивным оборудованием.

3. Совершенствовать умение ориентироваться в пространстве и на плоскости.

4. Научить основам программирования и. н. «Робомышь» по сюжетам якутских

сказок.

5. Воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей

и его результатам формировать навыки сотрудничества: работа в коллективе, в команде,

малой группе (в паре).

Объект

исследования:

элементарные

навыки

программирования

у

детей

дошкольного возраста через игры по Якутским сказкам.

Предмет исследования:Формирование элементарных навыков программирования

у детей дошкольного возраста через использование интерактивного набора «Робомышь»

с использованием игр по Якутским сказкам.

Актуальность:

В

последнее

время

происходят

глобальные

изменения

,

связанные

с

информационными технологиями. Так идет снижение возраста подрастающего поколения,

в котором начинают знакомить с основными понятиями ИКТ.

Информатика приблизилась к детям дошкольного возраста еще быстрее. Самая

важная ее часть – алгоритмика. Алгоритмика 40 лет назад изучалась в университете,

сейчас доступна в начальной школе. А интерактивная игрушка «Робомышь», позволяет

начать знакомить с этой наукой детей с дошкольного возраста.

Новизна:

Интерактивный

набор

«Робомышь»

используется

в

практике

недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств

личности, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение

работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе,

а участие в педагогическом процессе наравне с взрослыми - возможность проектировать

свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и

оригинальность своих идей.

Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации

и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы

человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике.

Поэтому дошкольный возраст является фундаментом знаний для успешного обучения

детей в школе. Основа программирования — алгоритмика. Алгоритмика — это наука,

которая способствует развитию у детей алгоритмического мышления, что позволяет

строить свои и понимать чужие алгоритмы. Алгоритм это набор действий, который нужно

выполнить для достижения кокого-либо результата.

Первое знакомство детей дошкольного возраста с основами программирования у

нас

в

детском

саду происходит

благодаря

интерактивному набору «Робомышь».

Данный набор

входит

в

основу

STEM-образования,

которое

активно

набирает

популярность.

Набор «Робомышь» состоит из:

-1 робомышь «Колби» (синего цвета)

-1 кусочек сыра

-16 пластмассовых плиток зеленого цвета для создания игрового поля

-22 перегородки для формирования лабиринта: они могут быть как синего цвета,

так и фиолетового.

-30 карточек с направлениями движения

-10 карт-инструкций и изображением схем лабиринтов

-3 арки-туннеля.

На первых этапах педагог самостоятельно выкладывает алгоритм, предлагая

ребенку запрограммировать робота для достижения цели. На втором этапе — алгоритм

просчитывается и выкладывается совместно с педагогом и ребенком. И уже третьим

этапом, после понимания детьми основы работы с «Робомышью», дети самостоятельно

выкладывают и программируют робота.

Существуют несколько форм организации занятий с набором «Робомышь»:

Программирование по образцу. Задания даются в форме – сделай как я.

В основе лежит подражательная деятельность.

Программирование по модели. Это усложненная разновидность конструирования

по образцу.

Программирование по схемам и чертежам. Развивается зрительное восприятие,

наглядно-образное мышление.

Программирование

по

замыслу.

Данная

форма

позволяет

творчески

и

самостоятельно использовать полученные знания.

Программирование по теме. Идет создание лабиринтов по заданной теме,

актуализация и закрепление знаний и умений.

Набор «Робомышь»легко интегрируется практически со всеми образовательными

областями:

• Физическое развитие — построение маршрута прогулки, экскурсии, дороги домой.

• Познавательное развитие — навыки решения задач (умения самостоятельного

исправления ошибок; логика; умение вычислять расстояние).

Художественно-эстетическое

развитие

пространственное

воображение.

Социально-коммуникативное развитие — навыки обсуждения, коммуникативные навыки

и навык работы в команде.

• Речевое развитие — используется во всех играх с набором.

Особенностью интерактивного набора «Робомышь» является то, что использовать его

можно с четырех-пятилетнего возраста, то есть со средней группы детского сада. В нашем

ДОУ этот набор используется в качестве подготовки ребенка к обучению робототехнике,

рассчитанным уже на более старший возраст — шесть-семь лет. (подготовительная

группа)

Т.е. дети старшей группы в следующем учебном году будут в подготовительной

группе. И они уже будут готовы к изучении робототехники ( будут знать элементарные

навыки программирования)

Моя рабочая программа составлена на основе методический рекомендаций Е.В.

Фешиной “Клоснтруирование в детском саду” Рассчитана на четыре года обучения, с

учетом возрастных особенностей каждой группы.

Для детей с 3 до 7 лет.

Первый год обучения (вторая младшая группа) – 36 занятий по 10-15 минут (один раз в

неделю);

Второй год обучения (средняя группа) – 36 занятий по 20-25 минут (один раз в неделю);

Третий год обучения (старшая группа) –36 занятия по 25-30 минут (один раз в неделю).

Четвертый год обучения (подготовительная группа) - 36 занятий по 30 минут (один раз в

неделю).

Особенностью интерактивного набора «Робомышь» является то, что использовать его

можно с четырех-пятилетнего возраста, то есть со средней группы детского сада. В нашем

ДОУ этот набор используется в качестве подготовки ребенка к обучению робототехнике,

рассчитанным уже на более старший возраст — шесть-семь лет. (подготовительная

группа)

Т.е. дети старшей группы в следующем учебном году будут в подготовительной

группе. И они уже будут готовы к изучении робототехники ( будут знать элементарные

навыки программирования)

На основе игр с Робомышью мною были придуманы «Игры алгоритмы» по

мотивам якутских сказок.

Игра помогает снять у детей психологическую напряженность, Игры развивают у

детей навыки самоконтроля, вызывают у них стремление говорить по-якутски правильно,

красиво, понятно, т. е

Задачи игры:

расширение кругозора и обогащение словарного запаса детей на родном языке;

формирует элементарные навыки программирования

развитие мелкой моторики;

идеальное средство для групповой деятельности;

развивать связную речь на якутском языке.

Игра алгоритм предназначена для детей с 4 лет. В игре могут принять участие от 5 до

10 детей. Игра алгоритм - представляет собой набор карточек (алгоритм действий) по

мотивам якутских сказок и с различными изображениями.

Ознакомление с игрой происходит в три этапа:

1) Объяснение игры, рассказ или просмотр сказки (ознакомление с целью, правилами,

ходом игры, ролью играющих);

2) Совместные игры с детьми;

3) Самостоятельные игры.

Дети очень любят сказки о животных: как правило, все малыши знают и любят

зайца, медведя, лису, мышей, поэтому в игровой форме им проще освоить премудрости

фольклора. Вот поэтому я начинала со сказок «Куобах кутуруга суох буолбута», «Куобах

уонна саьыл», «Тураах хара дьуьуннэммитэ».

Для выявления уровня развития конструкторских и творческих способностей

детей, были определены показатели и подобраны диагностические методики, а именно

специальные диагностические таблицы, с помощью которых отслеживались изменения в

личности ребенка и определялась необходимая дополнительная работа с каждым

ребенком по совершенствованию его индивидуальных особенностей. Для мониторинга

результативности работы использована диагностика по Е.В. Фешиной. (Диагностический

инструментарий Е.В. Фешиной из методического пособия «Лего - конструирование в

детском саду» - М., ТЦ «Сфера», 2012 г.).

Оценка педагогического процесса связанная с уровнем овладения каждым ребенком

необходимыми навыками и умениями осуществлялась по балловой системе.

1 балл – низкий уровень развития конструктивных навыков;

2 балла – средний уровень развития конструктивных умений;

3 балла – высокий уровень развития конструктивных умений;

Формы контроля

- Наблюдение

- Беседа

- Практический контроль

- Диагностика

Диагностика проводилась 2 раза в год: первичная – сентябрь, промежуточная – январь,

заключительная – май.

Критерии отслеживания усвоения программы

Анализ производится по трём критериям:

Знания

усвоены,

умения

сформированы,

действует

самостоятельно,

умеет

самостоятельно, быстро и без ошибок спроектировать по образцу, по схеме – высокий

уровень

● Знания не конкретные (путается, ошибается), допускает незначительные ошибки,

иногда

требуется

помощь

взрослого.

Умеет

самостоятельно,

исправляя

ошибки

спроектировать по образцу, по схеме, иногда с помощью педагога - средний уровень

● Знания не усвоены, допускает ошибки, требуется постоянная помощь взрослого –

низкий уровень.

В 2020 -2021 уч. г. кружок по лего – конструированию и робототехнике посещают:

- вторая младшая группа – 9 детей;

- средняя группа – 9 детей;

- старшая группа – 12 детей;

- подготовительная группа – 14 детей;

Игры алгоритмы позволяют начать знакомить с алгоритмикой детей-

дошкольников.

Это

стало

возможным

после

появления

безтекстовой

методики

программирования (не текст, а объекты, символы). С помощью нее ребенок может сначала

составить программу из отдельных команд, а затем запрограммировать игрушку -

Робомышь на выполнение определенных действий. Ведь любая программа, любой

алгоритм – это что? Это набор последовательных команд, выполняя которые, объект

достигает поставленной цели. В нашем случае – это последовательность шагов и

поворотов, которые должна сделать Робомышь, чтобы правильно, без ошибок пройти по

маршруту. Маршруты для мышки можно строить на любом игровом поле.

Вот ребенок и учится понимать чужие алгоритмы, строить свои. И поверьте, ему

это интересно, легко и познавательно. Играя, он развивается!

Таким

образом,

практика применения

интерактивного

набора «Робомышь» в

работе с детьми дошкольного возраста способствовала формированию и развитию

технической любознательности, мышлению, аналитического ума, формированию качеств

личности. Дети учатся логически мыслить, понимать причинно-следственные связи,

находить множество решений одной задачи, планировать свои действия. И как итог —

происходит

овладение

детьми

знаниями основы

программирования алгоритмов

в

познавательно-игровой

форме.

Алгоритмика

и программирование выступают

как

эффективные средства развития предпосылок к учебной деятельности у детей в

процессе обучения в ДОУ.

Педагогическая диагностика

Для выявления уровня развития конструкторских и творческих способностей

детей, были определены показатели и подобраны диагностические методики, а именно

специальные диагностические таблицы, с помощью которых отслеживались изменения в

личности ребенка и определялась необходимая дополнительная работа с каждым

ребенком по совершенствованию его индивидуальных особенностей. Для мониторинга

результативности работы использована диагностика по Е.В. Фешиной. (Диагностический

инструментарий Е.В. Фешиной из методического пособия «Лего - конструирование в

детском саду» - М., ТЦ «Сфера», 2012 г.).

Оценка педагогического процесса связанная с уровнем овладения каждым

ребенком необходимыми навыками и умениями осуществлялась по балловой системе.

1 балл – низкий уровень развития конструктивных навыков;

2 балла – средний уровень развития конструктивных умений;

3 балла – высокий уровень развития конструктивных умений;

Диагностика проводилась 2 раза в год: первичная – сентябрь, промежуточная –

январь

Критерии отслеживания усвоения программы

Анализ производится по трём критериям:

● Знания усвоены, умения сформированы, действует самостоятельно, умеет

самостоятельно, быстро и без ошибок спроектировать по образцу, по схеме – высокий

уровень

● Знания не конкретные (путается, ошибается), допускает незначительные ошибки,

иногда

требуется

помощь

взрослого.

Умеет

самостоятельно,

исправляя

ошибки

спроектировать по образцу, по схеме, иногда с помощью педагога - средний уровень

● Знания не усвоены, допускает ошибки, требуется постоянная помощь взрослого –

низкий уровень.

Полученные сравнительные

анализы

показывают положительную динамику

развития навыков и умений работы с и.н. «Робомышь». Дети научились прграммировать

по образцу, по схемам и чертежам, по замыслу и по теме. Дети научились логически

мыслить, находить множество решений одной задачи, планировать свои действия.

Заключение

Таким

образом,

практика применения

интерактивного

набора «Робомышь» в

работе с детьми дошкольного возраста способствовала формированию и развитию

технической любознательности, мышлению, аналитического ума, формированию качеств

личности. Дети учатся логически мыслить, понимать причинно-следственные связи,

находить множество решений одной задачи, планировать свои действия. И как итог —

происходит

овладение

детьми

знаниями основы

программирования алгоритмов

в

познавательно-игровой

форме.

Алгоритмика

и программирование выступают

как

эффективные средства развития предпосылок к учебной деятельности у детей в

процессе обучения в ДОУ.



В раздел образования