Напоминание

"Характерные особенности компетентности педагогов - дошкольников"


Автор: Глушкова Ирина Михайловна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МДОУ ЦРР детский сад № 8
Населённый пункт: г.о. Подольск, Московская обл.
Наименование материала: статья
Тема: "Характерные особенности компетентности педагогов - дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Характерные особенности компетентности педагогов – дошкольников

(статья)

Педагогическое

мастерство –

сплав

личностных

и

профессиональных

качеств.

Целенаправленная работа над собой. комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий

уровень самоорганизации профессиональной деятельности.

Характерные особенности компетентности по А.В. Хуторскому.

КОМПЕТЕНЦИЯ (по А. В. Хуторскому) совокупность взаимосвязанных качеств личности

(знаний,

умений,

навыков,

способов

деятельности)

,

задаваемых

по

отношению

к

определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной

деятельности в этой сфере

.

Компетенция - заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной

подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в

определенной сфере.» [Хуторской,2003:

«Компетентность - владение, обладание учеником соответствующей компетенцией,

включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Хуторской определяет компетентность как «совокупность личностных качеств ученика

(ценностно-смысловых

ориентаций,

знаний,

умений,

навыков,

способностей),

обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-

значимой сфере»[Хуторской,2003]

Классификация образовательных компетенций

ценностно-смысловая компетенция (чёткое представление учеником, что и как он изучает

и каким образом он сможет использовать полученные знания в последующей жизни)

общекультурная компетенция (знание духовно-нравственных основ жизни человечества,

отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных

явлений и традиций)

учебно-познавательная

компетенция (способность

учиться

всю

жизнь как основа

непрерывной подготовки в профессиональном плане, а также в личной и общественной

жизни)

информационная компетенция (владение информационными технологиями, понимание их

применения, сбор и обработка необходимой информации)

коммуникативная компетенция (умение общаться, уважение друг друга, способность

жить с людьми других культур, языков и религий)

социально - трудовая компетенция (профессиональное самоопределение)

компетенция личностного самосовершенствования (способность учиться всю жизнь как

основа непрерывной подготовки в профессиональном плане, а также в личной и

общественной жизни)

Сущность понятия «педагогические способности».

Педагогическим

способностями называют

совокупность

индивидуально-психологических

особенностей личности учителя, отвечающих требованиям педагогической деятельности и

определяющих успех в овладении этой деятельностью.

Каждая способность имеет свою структуру, в ней различают ведущие и вспомогательные

свойства.

Ведущими

свойствами в

педагогических

способностях

являются:

педагогический

такт;

наблюдательность; любовь к детям; потребность в передаче знаний.

Педагогический такт -

это соблюдение педагогом принципа меры в общении с детьми в самых

разнообразных сферах деятельности, умение выбрать правильный подход к каждому ребенку.

педагогическая наблюдательность - это качество личности педагога, заключающееся в высоком

уровне развития способности концентрации внимания на том или ином объекте педагогического

процесса.

В наиболее обобщенном виде педагогические способности были представлены В.А. Крутецким

. Дидактические способности – способности передавать учащимся учебный материал, делая его

доступным для детей, возбуждать у учащихся активную самостоятельную мысль.

Профессиональное мастерство включает способность доходчиво преподносить знания, популярно

и понятно излагать материал.

2. Академические способности – способности к соответствующей области наук. Способный

учитель знает предмет не только в объеме учебного курса, а значительно шире и глубже,

проявляет к нему большой интерес, ведет, хотя бы очень скромную, исследовательскую работу.

3. Перцептивныеспособности – способности проникать во внутренний мир ученика,

воспитанника, психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности

учащегося и его временных психических состояний.

4. Речевые способности – способности ясно и четко выражать свои мысли, чувства с помощью

речи, а также мимики и пантомимики.

5. Организаторские способности – организовать ученический коллектив, сплотить его,

воодушевить на решение важных задач, способности правильно организовать свою собственную

работу.

6. Авторитарныеспособности – способность непосредственного эмоционально - волевого

влияния на учащихся и умение на этой основе добиваться у них авторитета.

7. Коммуникативныеспособности – способности к общению с учащимися, умение найти

правильной подход к ним, наличие педагогического такта.

8. Педагогическоевоображение (или прогностические способности) – это способность в

предвидении последствий своих действий, в умении прогнозировать развитие тех или иных

качеств воспитанника.

9. Способность к распределению внимания одновременно между несколькими видами

деятельности. Педагогу необходимо внимательно следить за содержанием и формой излагаемого

им материала, и в то же время держать в поле внимания всех учащихся, реагировать на признаки

утомления, невнимательности, непонимания, случаи нарушения дисциплины, следить за своим

собственном поведением (позой, жестами, мимикой, походкой и т.д.).

1.

Главные группы педагогических способностей в исследованиях Н.В.Кузьминой,

Л.М.Митиной, И.А.Зимней, Л.А.Григорович и др.ученых

Л. М. Митина определяет педагогические способности как особую комбинацию профессионально

значимых личностных свойств и качеств педагога направленную на развитие, воспитание и

обучение ребенка, и выделяет два класса педагогических способностей: проектировочно-

гностические и рефлексивно-перцептивные.

1) Проектировочно-гностические способности:

● педагогическое целеполагание,

● педагогическое мышление,

2) Рефлексивно-перцептивные способности:

● педагогическая направленность,

● педагогическая рефлексия,

● педагогический такт.

Проектировочно-гностические

способности определяют

возможность

и

необходимость

прогнозирования учителем индивидуального развития каждого ученика на основе всесторонних

знаний о нем, а также управления поведением и сознанием ребенка посредством воздействия на

его

мотивы

и

цели;

создание

эмоционально-мотивационного

фона,

обусловливающего

«социальную ситуацию развития» учащегося. Автор отмечает необходимость прогнозировать не

только ближайшую перспективу развития учащегося, но и отдаленную - будущие дела тех, кого

педагог учит и воспитывает.

Рефлексивно-перцептивные

способности включают способность анализировать, оценивать,

понимать

себя,

регулировать

собственное

поведение

и

деятельность;

способность

к

проникновению в индивидуальное своеобразие ученика; способность встать в позицию ученика и

с его точки зрения увидеть, понять и оценить себя; способность к конструктивному разрешению

своих внутренних противоречий и конфликтов. Эта группа способностей является, по мнению

разработчиков «модели», ведущей, она напрямую связана с самосознанием учителя - основным

психологическим условием его профессионального развития, самопроектирования личности,

самопреобразования учителя в субъекта деятельности (Л. М. Митина,

Н. В. Кузьмина выделяет два уровня педагогических способностей: перцептивно-рефлексивные и

проективные. Первый уровень педагогических способностей — перцептивно-рефлексивные,

включают в себя "три вида чувствительности": чувство объекта, связанное с эмпатией и оценкой

совпадения потребностей учащихся к требованиям; чувство меры или такта и чувство

причастности. Эти проявления чувствительности являются основой педагогической интуиции.

Второй уровень педагогических способностей, по Н. В. Кузьминой, — проективные способности,

соотносимые с чувствительностью к созданию новых, продуктивных способов обучения. Этот

уровень характеризуют гностические, проектировочные, конструктивные, коммуникативные и

организаторские способности. При этом отмечается, что отсутствие каждой из этих способностей

есть конкретная форма неспособности.

Гностические способности проявляются в быстром и творческом овладении методами обучения

учащихся, в изобретательности способов обучения. Гностические способности, по Н. В.

Кузьминой, обеспечивают накопление информации учителя о своих учениках, о самом себе.

Проектировочные способности проявляются в способности представить конечный результат

воспитывающего обучения в заданиях-задачах, расположенных во времени на весь период

обучения, что готовит обучающихся к самостоятельному решению задач. Конструктивные

способности проявляются в создании творческой рабочей атмосферы совместного сотрудничества,

деятельности, в чувствительности к построению урока, в наибольшей степени соответствующего

заданной

цели

развития

и

саморазвития

обучающегося.

Коммуникативные

способности

проявляются

в

установлении

контакта,

педагогически

целесообразных

отношений.

Организаторские способности проявляются в избирательной чувствительности к способам

организации учащихся в группе, в освоении ими учебного материала, самоорганизации

обучающихся, в самоорганизации собственной деятельности педагога.

И. А. Зимняя, Л. А. Григорович и другие авторы в состав педагогических способностей включают:

дидактические, академические, перцептивные, речевые, коммуникативные, организаторские,

авторитарные, прогностические и способность к распределению внимания.

Дидактические

способности — способности адаптировать учебный материал и доходчиво преподносить его,

вызывая интерес к предмету через познавательную активность, организовывать самостоятельную

работу учащихся и формировать у них потребность к самостоятельному получению знаний.

2. Академические способности — способности к преподаваемой области наук, знание ее не только

в объеме учебного курса, а значительно шире и глубже, потребность и способность к проведению

собственной исследовательской работы.

3. Перцептивные

способности —

психологическая

наблюдательность,

умение

оценивать

психологические состояния учеников и малейшие изменения этих состояний.

4. Способность к распределению внимания (между содержанием и формой изложения материала,

между всеми учащимися, между собственным внешним поведением и внутренним состоянием,

саморегуляцией).

5. Речевые способности — способности ясно и четко излагать свои мысли и чувства с помощью

речи, мимики, пантомимы во время изложения учебного материала и в процессе обратной связи.

6. Коммуникативные способности — способности к общению, умение найти подход к учащимся с

учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, установить с ними целесообразные с

педагогической точки зрения взаимоотношения, наличие педагогического такта.

7. Организаторские способности — способности организовывать ученический коллектив и свою

собственную работу.

8. Авторитарные способности — способности оказывать непосредственное эмоционально-

волевое влияние на учащихся и умение на этой основе завоевывать у них авторитет

(решительность, выдержка, настойчивость, требовательность, чувство уверенности в своей

правоте и умение передавать эту убежденность своим ученикам).

9. Прогностические способности(педагогическое воображение) — способности предвидеть

последствия своих действий, умение проектировать и прогнозировать развитие качеств учащихся

в процессе взаимодействия с ними



В раздел образования