Автор: Яшникова Наталья Васильевна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ Бобрикская сош
Населённый пункт: п.Новый Синин Брянская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Развивающее обучение на уроках географии"
Раздел: среднее образование
Методическая разработка
«Развивающее обучение на уроках географии»
Методическая разработка рекомендуется для использования на уроках географии
средних общеобразовательных школ.
Краткое содержание авторской методической разработки «Развивающее обучение
на уроках географии»
Методическая разработка рекомендуется для работы учителям географии основных
и средних общеобразовательных школ.
Цель методической разработки
– воспитание у учащихся ответственного
отношения к учёбе и активной позиции в жизни, формирование разнообразных умений,
способствующих
развитию
познавательных
качеств
личности,
соответствующих
Федеральным государственным образовательным стандартам общего образования второго
поколения.
Методическая система состоит из трёх основных частей.
Первая - это единое изучение природы и хозяйства в курсе географии России в 8-9
классах и географии своего региона – Брянской области. Способствовать воспитанию у
учащихся чувства гордости за свою страну, ее величия и богатства, уважения к народам
пограничных с областью государств.
Вторая часть
включает
использование в
педагогическом процессе приёмов
развивающего обучения, которые способствуют развитию у детей познавательного
интереса к учебе в целом и к географии в частности.
Третья часть связывает учебный процесс с внеклассной работой школьного кружка
«Истоки» этнографо-краеведческой направленности. Основная его задача - всестороннее
изучение родного края с тем,
чтобы расширять общеобразовательный кругозор
обучающихся;
- формировать представление об историческом прошлом родного края.
Пояснительная записка.
Главная задача современного обучения – это подготовить детей к современной
жизни, умению добиваться успехов в самостоятельной жизни. А значит, за годы учёбы
в школе учитель должен научить детей учиться, добывать знания, развивать стремление
учиться всю жизнь.
В Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования
второго поколения установлено, что личностным результатом обучения географии в
основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и
успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов,
ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и
норм поведения.
В связи с этим цель развивающего обучения в географии - это
формирование у учащихся значимого ценностного отношения к знаниям и активной
жизненной позиции.
Выделяю следующие задачи:
- развивать всесторонний интерес к данному предмету;
- развивать патриотические чувства и хозяйское отношение к территории и природным
богатствам своей страны и своего региона;
- воспитывать уважительное отношение к народам, населяющим Россию и народам
пограничных государств, их обычаям, традициям и культуре;
-
способствовать
развитию
логического
мышления,
умения
слушать
и
концентрировать внимание.
С увеличением объема информации в современных образовательных программах,
нужно как можно большее уделять внимания развивающему обучению и формированию у
учащихся универсальных общенаучных умений и навыков.
Представляю инновационную методическую разработку «Развивающее обучение на
уроках географии»
Данная разработка состоит из трёх частей:
1.
Целостное
изучение природы и хозяйства России в курсе «География
России: природа и люди» 8-9 классы, а также природы и хозяйства Брянской области.
При изучении каждого природного и
экономического района
уделяется внимание
совокупности природных ресурсов и экономики. Такой подход позволяет формировать у
учащихся целостное представление о природе, хозяйстве и национально-культурном
богатстве региона.
Для работы
в этом направлении я
разработала
авторскую
инновационную программу «География России и Брянской области с историко-
этнографическими дополнениями» (утверждена _____ году методической объединением
2.
В
данной методической
разработке большое внимание
уделено
использованию в работе приёмов развивающего обучения, которые учат детей учиться,
формируют познавательный интерес к учению в целом и к географии в частности.
Наиболее
эффективными
приёмами
являются задания на сравнение, выявление
причинно-следственных связей, использование публикаций СМИ, деловых игр на уроках.
Задания
на
сравнения,
связанные с анализом
информации,
способствуют
формированию логического мышления школьников.
В работе с текстом материалом вырабатывается аналитическое мышление : выделять
в тексте цели и задачи, находить ответы на поставленные вопросы, делать выводы по
тексту, составлять резюме.
География – школьный предмет, содержание которого меняется ежедневно! В связи с
этим подготовка учащимися к урокам требует работы со СМИ. Это позволяет не оставить
без внимания те события, которые меняют границы на политической карте, влияют на
изменение экономическо-политической ситуации, создают угрозу экологии или связаны с
мощными природными катастрофами! Использование на уроках информации о последних
событиях в повседневной жизни наглядно иллюстрирует многие темы, которые изучаются
на уроках теоретически. Такая тесная связь с жизнью воспитывает у учащихся
потребность быть в курсе последних событий в стране и в мире, формирует гражданскую
сознательность.
Деловые игры на уроках развивают творческий потенциал учащихся, дают
возможность проявить свои организаторские способности, показать свой талант. Это
является мощным стимулом для развития интереса к предмету.
3.
Основная
задача работы в школе этнографо-краеведческого кружка
«Истоки» - дополнительное средство развития интереса к предмету и формирование
представления об историческом прошлом родного края; воспитание любви и интереса к
родному краю, к самостоятельному поиску, способствование осознанному пониманию
окружающей действительности, своего места и роли в жизни общества.
Надеюсь, что мой педагогический опыт и авторская инновационная методическая
разработка помогут в работе начинающим педагогам и опытным педагогам, которые
понимают, что в условиях резкого увеличения объёма знаний приоритет необходимо
отдавать формированию универсальных учебных умений и навыков, общественно-
значимого ценностного отношения к знаниям, развитию познавательных и творческих
способностей и интересов.
Авторская разработка
Разработка и применение методической системы
«Развивающее обучение на уроках географии»
Введение.
В условиях резкого увеличения объема знаний требуется научить учащихся учиться.
Это означает отказ от ориентации на освоение учащимися суммы знаний как основного
результата школьного образования и нацеленность на формирование универсальных
общенаучных умений и навыков, общественно-значимого ценностного отношения к
знаниям, развитие познавательных и творческих способностей и интересов.
А это значит, что учащихся необходимо научить:
- основам организации собственной учебной деятельности;
- способам поиска, переработки и представления информации;
- приёмам и методам умственного труда;
- основам коммуникативной культуры.
Педагогическая общественность понимает, что современные реалии выдвигают особые
требования к подготовке школьников к жизни - необходимо вооружить их не столько
знаниями, сколько способами овладения ими.
Развивающее обучение (РО) выступает как новый, активно - деятельностный способ
обучения, альтернативный традиционному. Основной целью традиционного обучения
является получение знаний, формирование умений и навыков. Развитие ученика в таком
обучении может быть «побочным» продуктом. В РО усвоение знаний является средством
для достижения основной цели - всестороннего развития ученика.
Цель: формирование у учащихся значимого ценностного отношения к знаниям и
активной жизненной позиции.
Задачи:
- развитие интереса к предмету «география»;
- развитие патриотических чувств и хозяйского отношения к территории и ресурсам
своей страны;
- воспитание толерантности и уважения к народам России и стран-соседей,
коммуникативной культуры;
- развитие гибкости ума, активной мыслительной деятельности, памяти, умения
слушать и концентрировать внимание;
- создание системы максимальной активизации обучения на уроках.
- разработка и применение на практике авторской учебной программы «География
России и стран ближнего зарубежья с историко-этнографическими дополнениями в 8-9
классах» (Приложение №1);
-
разработка и применение на практике авторской модульной программы
дополнительного обучения учащихся «Клуб любителей путешествий», 5-10 класс
(Приложение №2).
Теоретические основы развивающего обучения.
Теория развивающего обучения берёт своё начало в работах Я.Коменского, Ж.-
Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци, А. Дистервега, К.Д.Ушинского. Научное обоснование этой
теории дано в трудах Л.С.Выготского. Своё дальнейшее развитие она получила в
экспериментальных работах Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Н.А.
Менчинской и других. В их концепциях обучение и развитие предстают как система
диалектически взаимосвязанных сторон одного процесса. Обучение признаётся ведущей
движущей силой психического развития ребёнка, становления у него всей совокупности
качеств личности.
Применение технологии РО в школьной географии еще не получило широкого
распространения. Большой вклад в РО в школьной географии внёс В.П.Сухов, который
разработал теоретические основы методической системы РО географии, включающей
системно-деятельностный подход. В своих трудах В.П.Сухов пишет, что основу развития
школьников
должна
составлять
познавательная
потребность,
которая
влияет
на
формирование
мотивации
к
учению.
Важным
рычагом развития
положительной
мотивации учащихся В.П.Сухов считает эмоциональный настрой учащихся, «радость
познания», положительные эмоции на уроке. Движущей силой активности в обучении
В.П.Сухов считает осознание учащимися недостаточности собственных знаний и желание
их обогатить. По его мнению, в учебной деятельности учитель должен системно
использовать 3 правила познания:
1.
начинать любую тему необходимо с общей характеристики (например, общая
характеристика Земли в целом, как планеты Солнечной системы);
2.
обязательно применять анализ (разделение на части - выделение оболочек Земли)
и синтез (соединение – все оболочки Земли образуют одну, более крупную –
географическую оболочку);
3.
обязательно применять правило историзма – все объекты и явления в географии
должны изучаться в последовательности их образования, а так же по схеме: условия
образования – изменение во времени – современный облик.
В своей методической системе В.П. Сухов большое значение уделяет элементам
занимательности, познавательным играм, организации коллективной деятельности детей;
использует на уроках элементы юмора, стихотворных строк, цитаты из песен, готовит
эпиграфы к урокам; считает эффективными работу в группах и рефлексию.
Вопросам РО в географическом образовании школьников посвятил своё исследование
преподаватель географии в Лондоне Стив Сиблей. Стив Сиблей считает наиболее
эффективными методами обучения активные формы работы с учащимися: практические
задания, моделирование, деловые игры на уроках, решение учебных задач. Наряду с
учебником Стив Сиблей считает необходимым использовать при изучении новых тем
свежие сведения из газет, журналов, интернета и телевизионных программ. Стив Сиблей
применяет в своей работе групповые и парные формы выполнения учебных заданий, дети
в группах должны быть с разными способностями (и сильные, и слабые!); по его мнению,
дети со слабыми способностями обучаются в вмешанных группах и парах быстрее и
эффективнее. По мнению Стива Сиблея учитель должен готовить инструкции для детей с
разными способностями, инструкции для слабых учащихся должны быть написаны кратко
и простыми предложениями, размер заданий для слабых учащихся должен быть
существенно меньше. Для сильных учащихся задания должны быть связаны с решением
учебных задач с применением анализа и синтеза. Обучение географии необходимо
связывать с реальными событиями и явлениями каждодневной жизни.
Основные направления развивающего обучения.
Я преподаю географию школьникам почти 22 года. География – единственный
школьный предмет, формирующий у учащихся комплексное представление о Земле как
планете людей и знакомящий их с территориальным подходом как особым методом
научного познания и важным инструментом воздействия на природные и социально-
экономические процессы.
В связи с этим значение географического образования расширяется и определяется:
- огромным воспитательным и развивающим потенциалами, способствующими
развитию личности;
- формированием географического мышления, которое даёт возможность видеть
объекты и явления в тесной связи и взаимозависимости во времени и в пространстве,
позволяет понимать современную ситуацию;
-
реализацией
идей
гуманизации,
проявляющихся
в
«очеловечивании»
географического содержания, рассматривающего природу и хозяйство через человека.
География и история в значительной мере решают основную задачу российской
школы: формирование у учащихся российской идентичности как главного условия
укрепления российской государственности. Эта задача ставится в качестве приоритетной
в разрабатываемых образовательных стандартах второго поколения.
Следовательно, развитие в процессе географического образования у учащихся
патриотических чувств, хозяйского отношения к территории и ресурсам России,
воспитания толерантности, необходимой в многонациональном государстве, воспитание
уважения к народам России и стран - соседей, воспитание думающей и активной личности
– задачи актуальные и первостепенные в условиях быстро меняющейся образовательной
среды.
Причина, по которой я решила создать авторскую методическую систему,
следующая: за годы работы в школе я поняла, что главное предназначение учителя -
формирование у учащихся универсальных учебных навыков и умений и воспитание в
детях активной жизненной позиции.
Я считаю необходимым развивать у учащихся умения, большая часть которых
относится к универсальным учебным умениям:
- отбирать необходимые источники информации, уметь работать с ними, в том числе
с текстом учебника, географическими картами и различной информацией на цифровых
носителях;
- систематизировать, анализировать, обобщать и синтезировать информацию;
- оценивать территориальные аспекты природных и общественных процессов;
- искать решения географических задач и проблем;
- выражать свою точку зрения, принимать участие в обсуждении проблем развития
различных территорий.
В системе моей работы представлены 3 главные направления.
Первое направление - это КОМПЛЕКСНОЕ изучение природы и хозяйства в
курсе географии России и стран ближнего зарубежья в 8-9 классах, где каждый
экономический район изучается с позиции: ЧЕМ НАРОД ВЛАДЕЕТ НА ЭТОЙ
ТЕРРИТОРИИ И КАК ХОЗЯЙСТВУЕТ? Такой метод позволяет формировать у учащихся
ЦЕЛОСТНОЕ представление о природе, хозяйстве и этно-культурном богатстве региона.
Для работы в этом направлении я разработала авторскую инновационную программу
«География
России
и
стран
ближнего
зарубежья
с
историко-этнографическими
дополнениями». Эта программа в 2002 году была утверждена и рекомендована к
использованию методической лабораторией географии МИОО.
Несколько слов о программе. Во-первых, обращает на себя внимание явная
несправедливость: с распадом СССР из школьного курса географии (в частности, из
большинства учебников) исчезла информация о государствах, связанных с Россией
общностью исторических судеб. Мы подробно изучаем Китай, Бразилию, страны
Северной Африки, Западной и Центральной Европы, а вот государства, являющиеся
Родиной для многих учеников наших школ, государства, давшие временный и даже
постоянный приют многим нашим соотечественникам, учащиеся теперь не изучают. В
наших школах сейчас учатся дети почти всех национальностей бывших союзных
республик. Следовательно, сама жизнь диктует необходимость познакомить учеников с
географией стран-соседей, в том числе, и ради воспитания национальной толерантности.
Очевидно, что все больше и больше загружать память учащихся возрастающими
объемами информации неэффективно и непродуктивно. Поэтому в своей программе я не
стала увеличивать количество часов для усвоения нового содержания, а изменила
структуру подачи материала за счет комплексного изучения физической и экономической
географии со следующей позиции:
- чем богат изучаемый народ от природы;
- как сумел этим распорядиться;
- что имеет и как этим владеет?
Преимущество комплексного изучения физической и экономической географии
заключается в том, что у учащихся формируется целостное представление о природе,
хозяйстве и этно-культурном богатстве регионов России и стран соседей.
Второе направление моей методической системы связано с использованием в
работе приёмов развивающего обучения, которые учат детей учиться, формируют
познавательный интерес к учению в целом и к географии в частности. Наиболее
продуктивными приёмами считаю задания на сравнение, аналитическое чтение, анализ
ответа одноклассника, политинформацию, накопительную систему оценок учащихся,
деловые игры на уроках.
Задания
на
сравнения,
связанные
с
анализом
и
синтезом
информации,
способствуют тренировке мыслительной деятельности учащихся, формируют логическое
и
креативное
мышление
школьников;
поэтому
вместо
репродуктивных
заданий
(пересказать) необходимо включать в работу на уроках задания аналитического характера
(сравнить, разделить на части, выделить из разных источников информации ответы на
определённые несколько вопросов, выстроить материал в логической последовательности,
выделить только положительные или только отрицательные последствия, определить
перспективы...).
Аналитическое чтение формирует у учащихся навыки рациональной работы с
текстовыми материалами. Для продуктивной учёбы в школе, в ВУЗе, в целом для жизни в
цивилизованном обществе очень полезны те умения, которые развивает у учащихся
аналитическое чтение: выделять в тексте цели и задачи, находить ответы на поставленные
вопросы, делать выводы по тексту, в 2-3 предложениях составлять резюме.
Необходимость анализировать по заданному плану ответы одноклассников
развивает у учащихся «активное слушание» (умение максимально концентрировать
внимание во время ответов других учащихся на уроках). Этот метод учит выделять в
устной речи главное, разделять нужное и ненужное, видеть ошибки, не упускать из виду
главную задачу отвечающего. Этот приём стратегически влияет на формирование у
учащихся очень полезной привычки – быть внимательным и активным слушателем в
жизни, чтобы в любом услышанном материале сразу ухватить главное и не распыляться
на ненужные детали.
География – школьный предмет, содержание которого меняется ежедневно! В
связи с этим подготовка учащимися к урокам политинформации превращает наш предмет
в ЖИВУЮ ГЕОГРАФИЮ, позволяет не упустить те события, которые меняют границы на
политико-административной карте, влияют на изменение экономической и политической
ситуации в мире и в регионах РФ, создают угрозу экологии или связаны с мощными
природными катастрофами! Использование на уроках информации о последних событиях
в повседневной жизни наглядно иллюстрирует многие темы, которые изучаются на уроках
теоретически. Такая тесная связь с жизнью воспитывает у учащихся потребность быть в
курсе последних событий в стране и в мире, формирует сознание неаполитичного
человека.
Накопительная система оценок развивает у учащихся потребность быть активными
на уроках, принимать участие в беседах, организованных учителем, стараться не упустить
сути вопросов, чтобы успешно на них ответить. Этот приём должен использоваться с
первых дней учёбы и до самого выпуска учащихся, только при систематическом
«подстёгивании» осознания учащимися необходимости, а затем и своей выгоды в
активной работе на уроках у них формируется активная жизненная позиция в целом.
Деловые игры на уроках развивают творческий потенциал учащихся, дают
возможность проявить свои организаторские способности, блеснуть теми талантами,
которые дети ещё не проявляли в своём коллективе; выявляют ребят с незаурядным
мышлением, создают ситуацию успеха для ребёнка, что является мощным стимулом для
развития интереса к предмету.
Третье направление моей работы связано с внеклассной работой и организацией в
школе "Клуба любителей путешествий".
"Клуб" работает в школе уже 9 лет по
авторской модульной программе
культурологической направленности. Основная его идея - организация путешествий как
средство развития интереса к предмету и формирования потребности в здоровом образе
жизни. За 9 лет работы "Клуба" более 2200 учащихся побывали более чем в 70 экскурсиях,
походах и экспедициях. Эти путешествия формируют зрительные образы географических
объектов и явлений, расширяют кругозор, способствуют воспитанию коммуникативной
культуры и толерантности.
Результаты
использования
методики
«Развивающее
обучение
в
географическом образовании».
О результативности использования в работе системы развивающего обучения
свидетельствует положительная динамика качества обученности.
Однако самым главным результатом своей работы считаю тот факт, что
большинство моих учеников любят географию и с удовольствием изучают предмет. На
уроках все учащиеся с интересом и ответственностью решают учебные задачи.
В заключении своей работы хотелось бы подчеркнуть, что в связи с громадным
ростом объёма фактических знаний сегодня, развивающее обучение является наиболее
продуктивным и востребованным, так как учит детей учиться, формирует в них активную
жизненную позицию, что позволяет ребятам при необходимости мобилизовать свои
усилия и освоить любой необходимый учебный материал или при необходимости – гибко
модернизировать приобретённые ранее знания и умения.
Список литературы.
1. Коменский Я.А. Великая дидактика. Избранные педагогические сочинения. - М, 1939.
-228с.
2. Селевко Г.Х.Современные образовательные технологии. – М., 1998.-256 с.
3. 3анков Л.В. Избранные педагогические труды. - М., 1990.- 608 с.
4.
Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М., 1989. – 560 с.
5.
Сухов В.П. Системно - деятельностный подход в развивающем обучении
школьников. - СПб.: РГПУ им, А.И.Герцена, 2004.- 225с.
6.
Сухов В.П. Системно - деятельностный подход в развивающем обучении в
курсах географии.// География и регион.
- Материалы Международной научно-
практической конференции. - Пермь, 2002.- 67с.
7.
Сухов В.П. Формирование творческого мышления учащихся в курсе
географии. (Логико-методическая разработка для учителя). - Уфа, 1987.-54с.
8.
S.Sibley . Teaching and Estimation of Pupils Skulls in Geography. – Cambridge
University, 2003. -107 p.