Напоминание

"Почему хлеб такой вкусный"


Автор: Саламова Наталья Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с "Улыбка"
Населённый пункт: город Лянтор, Сургутский район
Наименование материала: Проект
Тема: "Почему хлеб такой вкусный"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Исследовательский проект «Почему хлеб такой вкусный?»

Аннотация

Цель

проекта
: формирование познавательных интересов обучающихся в ходе исследовательской деятельности по изучению хлеба. В процессе проекта применялись следующие
методы и приемы
: -объяснительно-репродуктивный (рассказ, показ, постановка вопроса); - репродуктивный (чтение и заучивание стихотворений); - проблемного изложения (создание проблемных ситуаций); - исследовательский (опытно-экспериментальная и поисковая деятельность, выдвижение гипотезы).
Полученные

данные:
исследовательский проект направлен на развитие познавательных интересов обучающихся, творческого воображения через мыслительно- поисковую и продуктивную деятельность. В процессе работы над данным проектом дошкольники узнали, откуда берётся хлеб, что хлеб может быть разным, выяснили, как его делают, кто его растит и печёт, ну и наконец, почему он такой вкусный? Обучающиеся приобрели различные знания, уточнили и углубили представления о хлебе. Шло формирование навыков исследовательской деятельности, развивались самостоятельная познавательная активность, творчество, коммуникативные умения. Всё это способствовало не только познанию природы, но и самих себя, утверждению человеческого достоинства, доброты, интереса к окружающему миру, бережного отношения к хлебу. Использование метода проекта содействовал повышению самооценки обучающихся. Участвуя в проекте, дошкольники ощутили себя значимыми в группе сверстников, увидели продукт своего проекта, который стал вкладом в общее дело по оформлению мини-музея «Русская изба» в детском саду. Реализация проекта осуществлялась в игровой форме с включением обучающихся в различные виды детской деятельности.
Выводы:
данный проект способствовал систематизации знаний обучающихся по теме «Почему хлеб такой вкусный?», привлечению родителей к образовательному процессу. Проект вызвал много положительных эмоций у дошкольников, родителей, коллег и дал большой толчок в познавательном и творческом развитии обучающихся.

Исследовательский проект «Почему хлеб такой вкусный?»

Актуальность
История производства хлеба на нашей планете исчисляется тысячелетиями. С начала времен хлеб был одним из самых почитаемых продуктов. Первой причиной этого была его пищевая ценность – калорийный хлеб давал силы для работы и защиты от врагов. Вторая причина уважения к хлебу – это тяжелый труд, который был необходим, для того, чтобы произвести этот продукт. Сложно представить продукт, который бы пользовался у человечества таким же уважением, как хлеб. Может быть, поэтому хлебу посвящено так много легенд, произведений искусства, народных пословиц и поверий. Сегодня мы называем хлебом выпечку на основе злаков – преимущественно пшеницы и ржи. Пшеница - одна из самых ценных злаковых культур и во многих странах она является самым популярным злаком из всех, которые выращивают для хлебопечения. Хлеб белого цвета издавна считался привилегией. Он занимал почетное место на столах знати и коронованных особ. Ржаной хлеб считается национальным кушаньем славянских народов. Любовь к выпечке темного цвета родилась неслучайно. Климат средних широт благоприятен для вызревания ржи. Этот злак менее привередлив, поэтому издавна рожь славянам было выращивать проще, и ее урожай был гораздо больше по сравнению с пшеницей. Детей нужно учить уважению и любви к хлебу. И неважно, пшеничный или ржаной хлеб - он всегда считался главным богатством и народ всегда относился с благоговением, как к дару, спасающему от голода.
Проблема
: началось все с того, что педагог заметил, как обучающиеся во время приёма пищи небрежно относятся к хлебу: крошат на стол, выбирают хлеб белый пшеничный, а ржаной, если и берут, то не доедают его. Пирожкова Ксения и Свидченко Аксинья были в этот день дежурными и увидели, как недоеденные куски хлеба выбрасываются в ведро с отходами. Они были очень впечатлены и возмущены этим, потому что помнили рассказ воспитателя о том, сколько труда затрачено людьми, чтобы хлеб попал на стол. И поэтому педагогом было предложено провести исследование ржаного и пшеничного хлеба как необходимого продукта для жизни человека.
Новизна:
исследование ржаного и пшеничного хлеба, непосредственное участие в процессе его приготовления.
Участвуя в проекте, дошкольники ощутили себя значимыми в группе сверстников, увидели продукт своего проекта, который стал вкладом в общее дело по оформлению мини-музея «Русская изба» в детском саду.
Направленность проекта:
исследовательский.
Тип проекта:
- по доминирующему методу:исследовательский - по количеству участников: парный - по продолжительности: средней продолжительности (2 недели)
Цель

проекта
: формирование познавательных интересов обучающихся в ходе исследовательской деятельности по изучению хлеба.
Задачи:

Развивающие
1. Развивать творческое воображение обучающихся через самостоятельную мыслительно- поисковую и продуктивную деятельность. 2. Развивать навыки обобщения и анализа. 3. Расширить знания о процессе приготовления хлеба как необходимого продукта для жизни человека.
Образовательные

1.
Формировать целостное представление о последовательности этапов получения хлеба.
2.
Обогащать знания обучающихся о труде взрослых, выращивающих хлеб.
3.
Пополнить знания о свойствах муки, теста
.

4.
Формировать умение различать виды хлеба (ржаного, пшеничного) путем опытно- экспериментальной деятельности.
Воспитательные
1. Способствовать формированию сотрудничества с партнером. 2. Способствовать воспитанию бережного отношения к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда.
Ожидаемые результаты:
развитие высокой самостоятельной познавательной активности обучающихся. Сформированность представлений о видах хлеба, способах его получения.
Продукты проекта:
1. Исследование свойства муки, теста. 2. Книга «Путь зёрнышка» (совместная деятельность родителей и дошкольников). 3. Изготовление панно «Энциклопедия ржаного и пшеничного хлеба» (этапы получения хлеба).

Работа над проектом

Первый этап. Возникновение проблемы.

Модель трех вопросов
(таблица 1)
(таблица 1)

Что мы знаем

Что мы хотим узнать?

Где мы можем узнать?
Хлеб продается в магазине. Мама дома печет хлеб в хлебопечке, духовке. Из зерен делают муку. Хлеб бывает белый и черный. Как называются люди, которые выращивают хлеб? Что надо, чтобы вырастить хлеб? Как растили хлеб раньше? Как готовится тесто? Что можно сделать из муки еще? Как пекут хлеб? Как работает мельница? Почему говорят: «Хлеб всему голова?» В чем различия черного и белого хлеба? Сходить на экскурсию. Спросить у родителей. Посмотреть в Интернете. Спросить у воспитателя. Провести опыты. Посмотреть в книгах, энциклопедиях. В ходе беседы «О значимости хлеба в жизни человека» у дошкольников возникли вопросы: «Что такое злаковые растения? Как из них получается хлеб? Почему хлеб бывает черный и белый?». Обучающиеся делились своими идеями по поводу предстоящего проекта. Начался сбор информационного материала: обучающиеся, совместно с педагогом и родителями, собрали большое количество иллюстративного, художественного и информационного материала. По итогам этой работы была создана книга «Колосок» (приложение 1).
Второй этап проекта. Реализация основной части проекта.
1. Цикл бесед по экологическому воспитанию на темы: "Злаковые растения", "Как хлеб рождается", "Хлеб наше богатство - его береги". Цель: познакомить обучающихся с тем, как раньше на Руси выращивали хлеб; расширить знания о хлебе; способствовать воспитанию уважения к хлебу и людям, вырастившим его. 2. Просмотр слайдовой презентации "Хлеб - всему голова»", рассматривание иллюстраций и фотографий о хлебе. Презентация была подготовлена педагогом совместно с мамой Свидченко Аксиньи. 3. Опытно-экспериментальная деятельность: «Отличие ржаной и пшеничной муки», «Сравнение колосьев ржи, пшеницы», «Дрожжи поднимают тесто», «Проращивание семян», «Рассматривание частиц ржаной и пшеничной муки»,«Приготовление соленого теста для изготовления панно «Энциклопедия ржаного и пшеничного хлеба». Часть работы проведена в группе: сравнение, нахождение отличий (работа с микроскопом, лупой) (приложение 2). Работа с тестом проходила на пищеблоке детского сада под руководством шеф-повара. Дошкольники принимали участие в замешивании теста, наблюдении его свойств и изготовлении булочек (приложение 3). 4. Дидактические игры: "Сложи правильно", "Хлебное поле", "Узнай по вкусу", "От зернышка до булочки". Проводились на протяжении всего проекта в свободной деятельности. Настольные игры находились в доступном месте. Участники проекта зачастую самостоятельно привлекали к играм своих сверстников.
5. Чтение художественной литературы: сказка «Мякиш» Б.Вовк, Г.Х. Андерсен «О девочке, которая наступила на хлеб», М. Пришвин «Лисичкин хлеб». Ознакомление с произведениями проводилось как в детском саду, так и дома. Родители и старшие дети в семье находили детскую литературу, читали, вели беседы. 6. Изучение пословиц, поговорок, загадок и считалок о хлебе. Дошкольники заучивали материал как в детском саду, так и дома, а затем с удовольствием делились своими знаниями со сверстниками. Родители активно искали пословицы и поговорки о хлебе и в результате создали картотеку. 7. Продуктивная деятельность: рисование цветными мелками иллюстраций к самодельной книге "Колосок", лепка из солёного теста "Ржаной и пшеничный хлеб". В группе, совместно с воспитателем, было замешено солёное тесто: из пшеничной муки и ржаной. Повторив свойства теста, девочки слепили разные виды хлеба. 8. Театрализованная деятельность: драматизация русской народной сказки "Колобок". Участники проекта сами участвовали в разыгрывании сказки, а также привлекли ребят из группы. 9. Экскурсия в магазин в хлебный отдел. Родители вместе с детьми посетили хлебный отдел продуктового магазина, рассмотрели ассортимент хлебобулочных изделий и сделали вывод, что продукции из пшеничной муки больше, чем из ржаной (приложение 4). 10. Изготовление панно из соленого теста «Энциклопедия ржаного и пшеничного хлеба» (этапы получения хлеба). Проанализировав все этапы производства хлеба, выстроили цепочку: колосок – зерно – мука – изделие. Создали панно, которое представили ребятам из группы (приложение 5).
Третий этап проекта. Презентация проекта
Участники проекта Пирожкова Ксения и Свидченко Аксинья продемонстрировали проделанную работу своим сверстникам в группе. Описали каждый этап исследовательской деятельности с небольшой помощью педагога. Рассказ сопровождался показом слайдов. Обучающиеся рассмотрели продукты совместной деятельности: самодельная книга «Колосок» и панно «Энциклопедия ржаного и пшеничного хлеба». Было решено передать панно в мини-музей «Русская изба» детского сада, а книгу оставить в группе для всеобщего пользования (приложение 6). В процессе демонстрации участники проекта комментировали, отвечали на вопросы. Обсуждение проекта показало высокую заинтересованность всех ребят группы. Было принято решение о создании группового фотоальбома «Как много хлеба на земле!»
Заключение.
В процессе работы над данным проектом дошкольники узнали, откуда берётся хлеб, как его делают, кто его растит и печёт. Педагог старался привить уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу. Обучающиеся приобрели новые знания, углубили свои представления о хлебе. На протяжении всей деятельности формировались навыки исследовательской деятельности, развивались познавательная активно сть, самостоятельность, творчество, коммуникативность. Всё это способствовало не только познанию природы, но и самого себя, утверждению человеческого достоинства, доброты, сопереживания всему живому, интерес к окружающему миру, природным явлениям, пониманию уникальности живого, практические умения гуманного с ними обращения.
Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Реализация проекта осуществлялась в игровой форме с включением дошкольников в различные виды творческой и практически значимой деятельности, в непосредственном контакте с различными объектами окружающего социума (экскурсии, игры, практически полезные дела). В течение этого времени участники проекта познавали мир, делали открытия, удивлялись, разочаровывались, совершали ошибки, исправляли их, приобретали опыт общения.
Выводы.
Данный проект способствовал систематизации знаний о хлебе, привлечению родителей в образовательный процесс. Мы попытались преодолеть стандартный взгляд родителей на их роль в детском саду – роль пассивных наблюдателей. Родители вместе с детьми активно участвовали во всех мероприятиях. Использование проектной деятельности в работе с дошкольниками способствовало повышению качества образовательного процесса и дала толчок для продолжения исследовательской деятельности.
Практическая значимость.
Все материалы, собранные в ходе работы над проектом могут быть использованы воспитателями, педагогами дополнительного образования всех дошкольных образовательных организаций в дальнейшей работе с детьми. Обучающиеся, воодушевленные успехом своего проекта, решили продолжить тему о хлебе и предложили ребятам своей группы создать фотоальбом о хлебобулочных изделиях.
Список использованной литературы
1. Голицина Н.С. Экологическое воспитание дошкольников. - М.: Мозаика- Синтез», 2004. - 40с. 2. Коломина Н.В. Занятия по экологии в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 144с. 3. От осени до лета (детям о природе и временах года в стихах, загадках, пословицах, рассказах): Для воспитателей детских садов и музыкальных руководителей/ Сост. Л.А. Владимирская. - Волгоград: учитель, 2004. - 160с. 4. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-состав.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б.Зуйкова. - 4-е изд., - М.:АРКТИ, 2006. - 96С. 5. Система экологическое го воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: . - Волгоград: Учитель, 2008. - 286с. 6. Соломенникава О.А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. - Мозаика-Синтез, 2006. - 104с. 7. Тамбиев А.Х. Экологическая азбука для детей: Растения. - М.: Школьная Пресса, 2000. - 32с. 8. Шорыгина Т.А. Беседы о хлебе. Методические рекомендации. - м.: ТЦ Сфера, 2012. - 80с.


В раздел образования