Автор: Кирсанова Елена Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: КОУ ВО " ЦЛПДО"
Населённый пункт: город Воронеж
Наименование материала: Статья
Тема: Новые педагогические технологии при внедрении ФГОС. Инновационные технологии
Раздел: начальное образование
КОУ ВО « ЦЛПДО»
Статья « Новые педагогические технологии при
внедрении ФГОС. Инновационные технологии»
Подготовила Кирсанова Е. И.
учитель начальных классов
КОУ ВО « ЦЛПДО»
Воронеж , 2017 г.
ФГОС в начальной школе
Стандарт выдвигает три группы требований:
Требования
к
результатам
освоения
основной
образовательной
программы начального общего образования;
Требования
к
структуре
основной
образовательной
программы
начального общего образования;
Требования
к
условиям
реализации
основной
образовательной
программы начального общего образования.
2 . О тл и ч и т е л ь н о й
о с о бе н н о с т ь ю
н о в о го
с т а н д а рт а
я в л я е т с я
его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности
учащегося.
Система
образования
отказывается
от
традиционного
представления
результатов
обучения
в
виде
знаний,
умений
и
навыков,
формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми
учащийся
должен
овладеть
к
концу
начального
обучения.
Требования
к
результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных
и предметных результатов.
Неотъемлемой
частью
ядра
нового
стандарта
являются универсальные
учебные
действия
(УУД). Под
УУД
понимают
«общеучебные
умения»,
«общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п. Для УУД
предусмотрена
отдельная
программа
–
программа
формирования
универсальных учебных действий (УУД). Все виды УУД рассматриваются в
контексте
содержания
конкретных
учебных
предметов.
Наличие
этой
программы в комплексе Основной образовательной программы начального
общего
образования
задает
деятельностный
подход
в
образовательном
процессе начальной школы.
Важным
элементом
формирования
универсальных
учебных
действий
обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим
его
результативность
являются
ориентировка
младших
школьников
в
информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование
способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность). Использование
современных
цифровых
инструментов
и
коммуникационных
сред
указывается как наиболее естественный способ формирования УУД включена
подпрограмма «Формирование ИКТ компетентности обучающихся».
Реализация программы формирования УУД в начальной школе – ключевая
задача внедрения нового образовательного стандарта.
3.Стандарт
устанавливает
требования
к
результатам
обучающихся,
освоивших
основную
образовательную
программу
начального
общего
образования:
Личностным-включающим
готовность
и
способность
обучающихся
к
саморазвитию,
сформированность
мотивации
к
обучению
и
познанию,
ценностно-смысловые
установки
обучающихся,
отражающие
их
индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные
качества; сформированность основ гражданской идентичности;
Метапредметным - включающим освоение обучающимися универсальные
учебные
действия
(познавательные,
регулятивные
и
коммуникативные),
обеспечивающие
овладение
ключевыми
компетенциями,
составляющими
основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
Предметным - включающим освоенный обучающимися в ходе изучения
учебного предмета опыт специфической для данной предметной области
деятельности
по
получению
нового
знания,
его
преобразованию
и
применению,
а
также
систему
основополагающих
элементов
научного
знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
Предметные результаты сгруппированы по предметным областям, внутри
которых указаны предметы. Они формулируются в терминах «выпускник
научится…», что является группой обязательных требований, и «выпускник
получит
возможность
научиться
…»,
но
достижение
этих
требований
выпускником
не
может
служить
препятствием
для
перевода
его
на
следующую ступень образования.
4.Отличительной особенностью начала обучения является то, что наряду с
традиционным
письмом
ребенок
сразу
начинает
осваивать
клавиатурный
набор текста. Сегодня многие родители, постоянно использующие компьютер
в
профессиональной
и
личной
жизни
понимают
его
возможности
для
создания и редактирования текстов, поэтому должны понимать важность
включения
этого
компонента
в
образовательный
процесс
наравне
с
традиционным
письмом.
Изучение
окружающего
мира
предполагает
не
только
изучение
материалов
учебника,
но
и
наблюдения
и
опыты,
проводимые
с
помощью
цифровых
измерительных
приборов,
цифрового
микроскопа, цифрового фотоаппарата и видеокамеры. Наблюдения и опыты
фиксируются, их результаты обобщаются и представляются в цифровом виде.
Изучение искусства предполагает изучение современных видов искусства
наравне
с
традиционными.
В
частности,
цифровой
фотографии,
видеофильма, мультипликации. В контексте изучения всех предметов должны
широко использоваться различные источники информации, в том числе, в
доступном Интернете. В современной школе широко применяется проектный
метод.
Средства
ИКТ
являются
наиболее
перспективным
средством
реализации проектной методики обучения. Имеется цикл проектов, участвуя
в которых, дети знакомятся друг с другом, обмениваются информацией о
себе, о школе, о своих интересах и увлечениях. Родители должны всячески
стимулировать детей к этой работе.
Метод проектов на уроках в начальной школе
Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного
образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела.
Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно ориентированного
образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении
потребовали в первую очередь новых методов обучения. Обновляющейся
школе потребовались такие методы обучения, которые:
- формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию
учащихся в учении;
- развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки:
исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
- формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения,
непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической
деятельности;
- были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса
учащихся;
- реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.
Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию
того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые,
практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и
методы учения/обучения. Ведущее место среди таких методов,
обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической
практики, принадлежит сегодня методу проектов. В основу метода проектов
положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности
школьников на результат, который получается при решении той или иной
практически или теоретически значимой проблемы. Внешний результат
можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической
деятельности. Внутренний результат – опыт деятельности – становится
бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения,
компетенции и ценности. На долю учителя остается трудная задача выбора
проблем для проектов, а проблемы эти можно брать только из окружающей
действительности, из жизни.
Основные требования к проекту.
В современной педагогике метод проектов используется не вместо
систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент
системы образования.
1.Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) –
исследовательской, информационной, практической.
2.Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению
проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности –
с определения вида продукта и формы презентации. Наиболее важной
частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан
перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.
3.Каждый проект обязательно требует исследовательской работы
учащихся.Таким образом, отличительная черта проектной деятельности –
поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и
представлена участникам проектной группы.
4.Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является
продукт.
5.Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или)
представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как
наиболее приемлемое средство решения проблемы.
Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего
продукта.То есть проект – это “пять П”:
Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт
– Презентация.
Шестое “П” проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все
рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты
и др .Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой
конкретный продукт! Учебный проект, как комплексный и многоцелевой
метод, имеет большое количество видов и разновидностей. Чтобы
разобраться в них, требуются, по крайней мере, три различные
классификации. Начнем с самой основной, определяющей содержательную
специфику каждого проекта.
Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы
самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее
определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона,
города, государства. Палитра разнообразна – от учебного пособия для
кабинета до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России.
Важно оценить реальность использования продукта на практике и его
способность решить поставленную проблему.
Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное
исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы,
обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с
последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом
используются методы современной науки: лабораторный эксперимент,
моделирование, социологический опрос и другие.
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то
объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для
широкой аудитории. Выходом такого проекта часто является публикация в
СМИ, в т.ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание
информационной среды класса или школы.
Творческий проект предполагает максимально свободный и
нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть
альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного
или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.
Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна.
Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или
исторических персонажей, выдуманных героев и т.п.
По комплексности (иначе говоря, по предметно – содержательной области)
можно выделить два типа проектов.
1) Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или
одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других
областей знания и деятельности.
2) Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное
время и под руководством нескольких специалистов в различных областях
знания.
Проекты могут различаться и по характеру контактов между
участниками. Они могут быть:
- внутриклассными;
- внутришкольными;
- региональными;
- межрегиональными;
- международными.
Последние два типа проектов (межрегиональные и международные), как
правило, являются телекоммуникационными, поскольку требуют для
координации деятельности участников взаимодействия в сети Интернет и,
следовательно, ориентированы на использование средств современных
компьютерных технологий.
Классификация проектов по продолжительности.
Мини – проекты могут укладываться в один урок или менее.
Краткосрочные проекты требуют выделения 4 – 6 уроков.
Уроки используются для координации деятельности участников проектных
групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению
продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной
деятельности и дома.
Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели.
Их выполнение занимает примерно 30 – 40 часов и целиком проходит при
участии руководителя.
Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально.
Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации
выполняются во внеурочное время.
Презентация проектов.
Как уже отмечалось, одним из важных этапов осуществления учебного
проекта является презентация. Выбор формы презентации проекта – задача
не менее, а то и более сложная, чем выбор формы продукта проектной
деятельности. Набор “типичных” форм презентации, вообще говоря, весьма
ограничен, а потому здесь требуется особый полет фантазии (в сочетании с
обязательным учетом индивидуальных интересов и способностей
проектантов – артистических, художественных, конструкторско-технических,
организационных и т.п.)
Виды презентационных проектов могут быть различными, например:
- Воплощение (в роль человека, одушевленного или неодушевленного
существа).
- Деловая игра.
- Демонстрация видеофильма – продукта, выполненного на основе
информационных технологий.
- Диалог исторических или литературных персонажей.
- Защита на Ученом Совете.
- Игра с залом.
- Иллюстративное сопоставление фактов, документов, событий, эпох,
цивилизаций…
- Инсценировка реального или вымышленного исторического события.
- Научная конференция.
- Отчет исследовательской экспедиции.
- Пресс-конференция.
- Путешествие.
- Реклама.
- Ролевая игра.
- Соревнования.
- Спектакль.
- Спортивная игра.
- Телепередача.
- Экскурсия.
В самой презентации заложен большой учебно-воспитательный эффект,
обусловленный самим методом: дети учатся аргументировано излагать свои
мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты
рефлексии, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы,
вклада каждого участника проекта. Очень важно, чтобы дети рассказали, как
именно они работали над проектом. При этом демонстрируется и наглядный
материал, изготовлению которого была посвящена значительная часть
времени, показывается результат практической реализации и воплощения
приобретенных знаний и умений. То, что готовят дети для наглядной
демонстрации своих результатов, названное нами продуктом работы над
проектом, требует использования определенных знаний и умений по
технологии его изготовления. Вид продукта определяет форму проведения
презентации. Педагогической целью проведения презентации является
выработка и/или развитие презентативных умений и навыков. К ним
относятся умения:
- кратко, достаточно полно и лаконично (укладываясь в 10-12 минут)
рассказать о постановке и решении задачи проекта;
- демонстрировать понимание проблемы проекта, собственную
формулировку цели и задач проекта, выбранный путь решения;
- анализировать ход поиска решения для аргументации выбора способа
решения;
- демонстрировать найденное решение;
- анализировать влияние различных факторов на ход работы над проектом;
- проводить самоанализ успешности и результативности решения проблемы,
адекватности уровня постановки проблемы тем средствам, с помощью
которых отыскивать решение.
* Интегрированный подход к обучению, применяемый при создании нового
стандарта, предполагает активное использование знаний, полученных при
изучении одного предмета, на уроках по другим предметам. Например, на
уроке русского языка идет работа над текстами-описаниями, эта же работа
продолжается на уроке окружающего мира, например, в связи с изучением
времен
года.
Результатом
этой
деятельности
становится,
например,
видеорепортаж, описывающий картины природы, природные явления и т.п.
5.Требования
к
информационно-образовательной
среде
(ИС)
являются
составной
частью
Стандарта.
ИС
должна
обеспечивать
возможности
для
информатизации работы любого учителя и учащегося. Через ИС учащиеся
имеют контролируемый доступ к образовательным ресурсам и Интернету,
могут взаимодействовать дистанционно, в том числе и во внеурочное время.
6.Стандарт
предполагает
реализацию
в
образовательном
учреждении
как
урочной,
так
и
внеурочной
деятельности.
Внеурочная
деятельность
организуется
по
направлениям
развития
личности
(спортивно-
оздоровительное,
духовно-нравственное,
социальное,
интеллектуальное,
общекультурное).
Содержание
занятий
должно
формироваться
с
учетом
пожеланий
обучающихся и их родителей (законных представителей).
Во внеурочную деятельность могут входить: выполнение домашних заданий
(начиная со второго полугодия), индивидуальные занятия учителя с детьми,
требующими психолого-педагогической и коррекционной поддержки (в том
числе – индивидуальные занятия по постановке устной речи, почерка и
письменной речи и т.д.), индивидуальные и групповые консультации (в том
числе – дистанционные) для детей различных категорий, экскурсии, кружки,
секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества,
олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.
Содержание внеурочной деятельности должно быть отражено в основной
образовательной программе образовательного учреждения.
Время,
отведенное
на
внеурочную
деятельность
не
входит
в
предельно
допустимую
нагрузку
обучающихся.
Чередование
урочной
и
внеурочной
деятельности определяется образовательным учреждением и согласуется с
родителями обучающихся.
7.
При
переход
на
новый
Стандарт
каждое
образовательное
учреждение
самостоятельно определяет режим работы.
Продолжительность уроков в начальной школе:
в 1 классе – 35 минут
во 2-4 классах – 40-45 минут
Продолжительность учебного года:
в 1 классе – 33 учебные недели;
во 2-4 классах – 34 учебные недели.
Продолжительность
каникул
в
течение
учебного
года
не
менее
30
календарных
дней.
В
первых
классах
устанавливаются
дополнительные
недельные
каникулы
(в
феврале-марте).Общий
объем
нагрузки
и
объем
аудиторной
нагрузки
для
учащихся
определяется
учебным
планом
образовательного учреждения, который предусматривает:
обязательные учебные занятия;
Неадиторные занятия по предметам
внеурочную деятельность младших школьников, на которую отводится 10
часов в неделю, включая проектную деятельность
Программа
обучения
в
начальных
классах
будет
реализовываться
на
основании
учебно-методического
комплекса
«Школа
России»
и
«Перспективная начальная школа».