Напоминание

Новые педагогические технологии при внедрении ФГОС. Инновационные технологии


Автор: Кирсанова Елена Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: КОУ ВО " ЦЛПДО"
Населённый пункт: город Воронеж
Наименование материала: Статья
Тема: Новые педагогические технологии при внедрении ФГОС. Инновационные технологии
Раздел: начальное образование





Назад




КОУ ВО « ЦЛПДО»

Статья « Новые педагогические технологии при

внедрении ФГОС. Инновационные технологии»

Подготовила Кирсанова Е. И.

учитель начальных классов

КОУ ВО « ЦЛПДО»

Воронеж , 2017 г.

ФГОС в начальной школе

Стандарт выдвигает три группы требований:

Требования

к

результатам

освоения

основной

образовательной

программы начального общего образования;

Требования

к

структуре

основной

образовательной

программы

начального общего образования;

Требования

к

условиям

реализации

основной

образовательной

программы начального общего образования.

2 . О тл и ч и т е л ь н о й

о с о бе н н о с т ь ю

н о в о го

с т а н д а рт а

я в л я е т с я

его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности

учащегося.

Система

образования

отказывается

от

традиционного

представления

результатов

обучения

в

виде

знаний,

умений

и

навыков,

формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми

учащийся

должен

овладеть

к

концу

начального

обучения.

Требования

к

результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных

и предметных результатов.

Неотъемлемой

частью

ядра

нового

стандарта

являются универсальные

учебные

действия

(УУД). Под

УУД

понимают

«общеучебные

умения»,

«общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п. Для УУД

предусмотрена

отдельная

программа

программа

формирования

универсальных учебных действий (УУД). Все виды УУД рассматриваются в

контексте

содержания

конкретных

учебных

предметов.

Наличие

этой

программы в комплексе Основной образовательной программы начального

общего

образования

задает

деятельностный

подход

в

образовательном

процессе начальной школы.

Важным

элементом

формирования

универсальных

учебных

действий

обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим

его

результативность

являются

ориентировка

младших

школьников

в

информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование

способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность). Использование

современных

цифровых

инструментов

и

коммуникационных

сред

указывается как наиболее естественный способ формирования УУД включена

подпрограмма «Формирование ИКТ компетентности обучающихся».

Реализация программы формирования УУД в начальной школе – ключевая

задача внедрения нового образовательного стандарта.

3.Стандарт

устанавливает

требования

к

результатам

обучающихся,

освоивших

основную

образовательную

программу

начального

общего

образования:

Личностным-включающим

готовность

и

способность

обучающихся

к

саморазвитию,

сформированность

мотивации

к

обучению

и

познанию,

ценностно-смысловые

установки

обучающихся,

отражающие

их

индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные

качества; сформированность основ гражданской идентичности;

Метапредметным - включающим освоение обучающимися универсальные

учебные

действия

(познавательные,

регулятивные

и

коммуникативные),

обеспечивающие

овладение

ключевыми

компетенциями,

составляющими

основу умения учиться, и межпредметными понятиями.

Предметным - включающим освоенный обучающимися в ходе изучения

учебного предмета опыт специфической для данной предметной области

деятельности

по

получению

нового

знания,

его

преобразованию

и

применению,

а

также

систему

основополагающих

элементов

научного

знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

Предметные результаты сгруппированы по предметным областям, внутри

которых указаны предметы. Они формулируются в терминах «выпускник

научится…», что является группой обязательных требований, и «выпускник

получит

возможность

научиться

…»,

но

достижение

этих

требований

выпускником

не

может

служить

препятствием

для

перевода

его

на

следующую ступень образования.

4.Отличительной особенностью начала обучения является то, что наряду с

традиционным

письмом

ребенок

сразу

начинает

осваивать

клавиатурный

набор текста. Сегодня многие родители, постоянно использующие компьютер

в

профессиональной

и

личной

жизни

понимают

его

возможности

для

создания и редактирования текстов, поэтому должны понимать важность

включения

этого

компонента

в

образовательный

процесс

наравне

с

традиционным

письмом.

Изучение

окружающего

мира

предполагает

не

только

изучение

материалов

учебника,

но

и

наблюдения

и

опыты,

проводимые

с

помощью

цифровых

измерительных

приборов,

цифрового

микроскопа, цифрового фотоаппарата и видеокамеры. Наблюдения и опыты

фиксируются, их результаты обобщаются и представляются в цифровом виде.

Изучение искусства предполагает изучение современных видов искусства

наравне

с

традиционными.

В

частности,

цифровой

фотографии,

видеофильма, мультипликации. В контексте изучения всех предметов должны

широко использоваться различные источники информации, в том числе, в

доступном Интернете. В современной школе широко применяется проектный

метод.

Средства

ИКТ

являются

наиболее

перспективным

средством

реализации проектной методики обучения. Имеется цикл проектов, участвуя

в которых, дети знакомятся друг с другом, обмениваются информацией о

себе, о школе, о своих интересах и увлечениях. Родители должны всячески

стимулировать детей к этой работе.

Метод проектов на уроках в начальной школе

Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного

образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела.

Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно ориентированного

образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении

потребовали в первую очередь новых методов обучения. Обновляющейся

школе потребовались такие методы обучения, которые:

- формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию

учащихся в учении;

- развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки:

исследовательские, рефлексивные, самооценочные;

- формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения,

непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической

деятельности;

- были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса

учащихся;

- реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.

Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию

того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые,

практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и

методы учения/обучения. Ведущее место среди таких методов,

обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической

практики, принадлежит сегодня методу проектов. В основу метода проектов

положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности

школьников на результат, который получается при решении той или иной

практически или теоретически значимой проблемы. Внешний результат

можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической

деятельности. Внутренний результат – опыт деятельности – становится

бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения,

компетенции и ценности. На долю учителя остается трудная задача выбора

проблем для проектов, а проблемы эти можно брать только из окружающей

действительности, из жизни.

Основные требования к проекту.

В современной педагогике метод проектов используется не вместо

систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент

системы образования.

1.Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) –

исследовательской, информационной, практической.

2.Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению

проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности –

с определения вида продукта и формы презентации. Наиболее важной

частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан

перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.

3.Каждый проект обязательно требует исследовательской работы

учащихся.Таким образом, отличительная черта проектной деятельности –

поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и

представлена участникам проектной группы.

4.Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является

продукт.

5.Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или)

представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как

наиболее приемлемое средство решения проблемы.

Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего

продукта.То есть проект – это “пять П”:

Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт

– Презентация.

Шестое “П” проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все

рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты

и др .Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой

конкретный продукт! Учебный проект, как комплексный и многоцелевой

метод, имеет большое количество видов и разновидностей. Чтобы

разобраться в них, требуются, по крайней мере, три различные

классификации. Начнем с самой основной, определяющей содержательную

специфику каждого проекта.

Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы

самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее

определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона,

города, государства. Палитра разнообразна – от учебного пособия для

кабинета до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России.

Важно оценить реальность использования продукта на практике и его

способность решить поставленную проблему.

Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное

исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы,

обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с

последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом

используются методы современной науки: лабораторный эксперимент,

моделирование, социологический опрос и другие.

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то

объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для

широкой аудитории. Выходом такого проекта часто является публикация в

СМИ, в т.ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание

информационной среды класса или школы.

Творческий проект предполагает максимально свободный и

нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть

альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного

или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.

Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна.

Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или

исторических персонажей, выдуманных героев и т.п.

По комплексности (иначе говоря, по предметно – содержательной области)

можно выделить два типа проектов.

1) Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или

одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других

областей знания и деятельности.

2) Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное

время и под руководством нескольких специалистов в различных областях

знания.

Проекты могут различаться и по характеру контактов между

участниками. Они могут быть:

- внутриклассными;

- внутришкольными;

- региональными;

- межрегиональными;

- международными.

Последние два типа проектов (межрегиональные и международные), как

правило, являются телекоммуникационными, поскольку требуют для

координации деятельности участников взаимодействия в сети Интернет и,

следовательно, ориентированы на использование средств современных

компьютерных технологий.

Классификация проектов по продолжительности.

Мини – проекты могут укладываться в один урок или менее.

Краткосрочные проекты требуют выделения 4 – 6 уроков.

Уроки используются для координации деятельности участников проектных

групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению

продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной

деятельности и дома.

Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели.

Их выполнение занимает примерно 30 – 40 часов и целиком проходит при

участии руководителя.

Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально.

Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации

выполняются во внеурочное время.

Презентация проектов.

Как уже отмечалось, одним из важных этапов осуществления учебного

проекта является презентация. Выбор формы презентации проекта – задача

не менее, а то и более сложная, чем выбор формы продукта проектной

деятельности. Набор “типичных” форм презентации, вообще говоря, весьма

ограничен, а потому здесь требуется особый полет фантазии (в сочетании с

обязательным учетом индивидуальных интересов и способностей

проектантов – артистических, художественных, конструкторско-технических,

организационных и т.п.)

Виды презентационных проектов могут быть различными, например:

- Воплощение (в роль человека, одушевленного или неодушевленного

существа).

- Деловая игра.

- Демонстрация видеофильма – продукта, выполненного на основе

информационных технологий.

- Диалог исторических или литературных персонажей.

- Защита на Ученом Совете.

- Игра с залом.

- Иллюстративное сопоставление фактов, документов, событий, эпох,

цивилизаций…

- Инсценировка реального или вымышленного исторического события.

- Научная конференция.

- Отчет исследовательской экспедиции.

- Пресс-конференция.

- Путешествие.

- Реклама.

- Ролевая игра.

- Соревнования.

- Спектакль.

- Спортивная игра.

- Телепередача.

- Экскурсия.

В самой презентации заложен большой учебно-воспитательный эффект,

обусловленный самим методом: дети учатся аргументировано излагать свои

мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты

рефлексии, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы,

вклада каждого участника проекта. Очень важно, чтобы дети рассказали, как

именно они работали над проектом. При этом демонстрируется и наглядный

материал, изготовлению которого была посвящена значительная часть

времени, показывается результат практической реализации и воплощения

приобретенных знаний и умений. То, что готовят дети для наглядной

демонстрации своих результатов, названное нами продуктом работы над

проектом, требует использования определенных знаний и умений по

технологии его изготовления. Вид продукта определяет форму проведения

презентации. Педагогической целью проведения презентации является

выработка и/или развитие презентативных умений и навыков. К ним

относятся умения:

- кратко, достаточно полно и лаконично (укладываясь в 10-12 минут)

рассказать о постановке и решении задачи проекта;

- демонстрировать понимание проблемы проекта, собственную

формулировку цели и задач проекта, выбранный путь решения;

- анализировать ход поиска решения для аргументации выбора способа

решения;

- демонстрировать найденное решение;

- анализировать влияние различных факторов на ход работы над проектом;

- проводить самоанализ успешности и результативности решения проблемы,

адекватности уровня постановки проблемы тем средствам, с помощью

которых отыскивать решение.

* Интегрированный подход к обучению, применяемый при создании нового

стандарта, предполагает активное использование знаний, полученных при

изучении одного предмета, на уроках по другим предметам. Например, на

уроке русского языка идет работа над текстами-описаниями, эта же работа

продолжается на уроке окружающего мира, например, в связи с изучением

времен

года.

Результатом

этой

деятельности

становится,

например,

видеорепортаж, описывающий картины природы, природные явления и т.п.

5.Требования

к

информационно-образовательной

среде

(ИС)

являются

составной

частью

Стандарта.

ИС

должна

обеспечивать

возможности

для

информатизации работы любого учителя и учащегося. Через ИС учащиеся

имеют контролируемый доступ к образовательным ресурсам и Интернету,

могут взаимодействовать дистанционно, в том числе и во внеурочное время.

6.Стандарт

предполагает

реализацию

в

образовательном

учреждении

как

урочной,

так

и

внеурочной

деятельности.

Внеурочная

деятельность

организуется

по

направлениям

развития

личности

(спортивно-

оздоровительное,

духовно-нравственное,

социальное,

интеллектуальное,

общекультурное).

Содержание

занятий

должно

формироваться

с

учетом

пожеланий

обучающихся и их родителей (законных представителей).

Во внеурочную деятельность могут входить: выполнение домашних заданий

(начиная со второго полугодия), индивидуальные занятия учителя с детьми,

требующими психолого-педагогической и коррекционной поддержки (в том

числе – индивидуальные занятия по постановке устной речи, почерка и

письменной речи и т.д.), индивидуальные и групповые консультации (в том

числе – дистанционные) для детей различных категорий, экскурсии, кружки,

секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества,

олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.

Содержание внеурочной деятельности должно быть отражено в основной

образовательной программе образовательного учреждения.

Время,

отведенное

на

внеурочную

деятельность

не

входит

в

предельно

допустимую

нагрузку

обучающихся.

Чередование

урочной

и

внеурочной

деятельности определяется образовательным учреждением и согласуется с

родителями обучающихся.

7.

При

переход

на

новый

Стандарт

каждое

образовательное

учреждение

самостоятельно определяет режим работы.

Продолжительность уроков в начальной школе:

в 1 классе – 35 минут

во 2-4 классах – 40-45 минут

Продолжительность учебного года:

в 1 классе – 33 учебные недели;

во 2-4 классах – 34 учебные недели.

Продолжительность

каникул

в

течение

учебного

года

не

менее

30

календарных

дней.

В

первых

классах

устанавливаются

дополнительные

недельные

каникулы

феврале-марте).Общий

объем

нагрузки

и

объем

аудиторной

нагрузки

для

учащихся

определяется

учебным

планом

образовательного учреждения, который предусматривает:

обязательные учебные занятия;

Неадиторные занятия по предметам

внеурочную деятельность младших школьников, на которую отводится 10

часов в неделю, включая проектную деятельность

Программа

обучения

в

начальных

классах

будет

реализовываться

на

основании

учебно-методического

комплекса

«Школа

России»

и

«Перспективная начальная школа».



В раздел образования