Автор: Шалина Ольга Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 8
Населённый пункт: г. Ленинск - Кузнецкий
Наименование материала: Статья
Тема: ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Раздел: начальное образование
ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Образование, как главное средство социального развития личности должно подвергаться изменениям
в зависимости от запросов современного общества. С этим фактом сложно поспорить. Однако современная
педагогика крайне нестабильна в плане ввода каких-либо инноваций. Для того чтобы понять насколько
успешны те или иные новые методы и формы обучения, должно пройти длительное время, поэтому вопрос
инноваций в образовании остается острым и актуальным.В свое время вопросом новых форм организации
учебно-воспитательного процесса занимались Я.А. Коменский, Р. Штейнер (система Вальдорфской
педагогики), огромный вклад в педагогику сделал Л.С. Выготский, который открыл множество направлений
в педагогике и психологии. Также нельзя не сказать о таких нововведениях как теория поэтапного
формирования умственных действий П.Я. Гальперина и теории деятельности А.Н. Леонтьева. Все эти люди с
мировым именем были первыми, кто начал преобразовывать систему развития знаний, умений и навыков.
Образование - это путь и форма становления целостного человека.
Педагогические инновации в современном школьном образовании:
1.Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) в предметном обучении.
2.
Личностно-ориентированные
технологии
в
преподавании
предмета.
3.Информационно-аналитическое обеспечение учебного процесса и управление качеством
образования школьников.
4. Мониторинг интеллектуального развития. Анализ и диагностика качества обучения каждого
ученика при помощи тестирования и построения графиков динамики успеваемости.
5. Воспитательные технологии как ведущий механизм формирования современного ученика.
6. Дидактические технологии как условие развития учебного процесса образовательных учреждений.
7. Психолого-педагогическое сопровождение внедрения инновационных технологий в учебно-
воспитательный процесс школы.
Актуальность работы состоит в том, что в настоящее время происходит переход на новые технологии
обучения в связи с изменениями условий существования и развития общества, которые требуют новых
подходов и методов к образованию младшего школьника. В зависимости от характера познавательной
деятельности методы можно разделить на следующие группы:
- Объяснительно-иллюстративный. Всю информацию учащиеся получают от педагога, затем
совместно отрабатывают навык выполнения заданий по изучаемой теме;
- Репродуктивный. Второе название этого метода «действие по образцу». Учитель в качестве примера
показывает вариант работы над темой и алгоритм выполнения, а затем дает детям подобные упражнения,
совершенствуя, таким образом, умение ориентироваться в изучаемом материале;
- Проблемный. Перед учениками возникает проблемная ситуация. Педагог, используя данный метод
обучения, является логически направляющим на способы решения. Позднее, когда учащиеся овладевают
логической цепочкой рассуждений и самостоятельно решат проблему, используется частично-поисковый
метод. Суть его состоит в том, что учитель разделяет задачу на этапы, а ученики проходят каждый из этапов,
обобщив варианты решения, формулируют понятия, делают выводы;
-Исследовательский. Данный метод используется, когда учащиеся овладевают методом научного
познания и могут самостоятельно ставить перед собой задачи и находить пути решения
Вышеперечисленные методы и приёмы работы подходят для использования как на начальной ступени
образования, так и в средней и старшей школах. Каждому педагогу важно помнить, что какой бы не был
востребованный способ работы, успех обучения зависит от правильного соотношения индивидуальных
особенностей учащихся, содержания образования и позиции педагога в учебно-воспитательном процессе.
Таким образом, опыт современной российской школы располагает широким арсеналом применения
педагогических инноваций в процессе обучения. Задача любой школы - создать условия для развития и
совершенствования ребёнка, исходя из его склонностей, интересов, потребностей и собственных жизненных
целей. Начальная школа - первая и важнейшая ступенька в общеобразовательном процессе.