Напоминание

"На помощь птицам"


Автор: Гренц Светлана Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 201
Населённый пункт: г Кемерово
Наименование материала: Конспект ООД по опытно – экспериментальной деятельности в старшей группе для детей с нарушением зрения
Тема: "На помощь птицам"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад компенсирующего вида №201

Конспект опытно – экспериментальной деятельности

в старшей группе

для детей с нарушениями зрения

по теме «На помощь птицам»

Воспитатель Гренц С.Г.

Тема: «На помощь птицам»

Цель: Закрепление знаний детей о перелётных птицах

Задачи:

Образовательные:

уточнить и расширить знания детей о перелетных птицах.

дать детям представление о том, какую роль играют для птиц перья, хвост,

клюв.

Развивающие:

развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования,

размышлять, обобщать результаты опытов;

Развивать память, мышление и воображение у детей. Развивать умение

делать выводы и умозаключения.

Воспитательные:

воспитывать желание заботиться о птицах, стремление беречь их.

формировать экологическую культуру у детей, прививать любовь к птицам.

Коррекционные:

развивать зрительное восприятие, осязание и мелкую моторику,

ориентировку в пространстве, глазодвигательную функцию.

Возрастная группа: старшая группа

Форма ООД: Познавательно-исследовательская

Форма организации: индивидуальная ,подгрупповая , групповая

Учебно-методический комплект:

1.Примерная основная образовательная программа «От рождения до школы»,

под рН. Е. Веракса, Т. С. Комаровой и др.

2. Дидактическая игра " Чьи крылья?" Бондаренко А.К. Дидактические игры

в детском саду /. - М., 2010.

3. Куцакова Л.В. «Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома»

М.: 2011 4.Современные педагогические технологии образования детей

дошкольного возраста: методическое пособие. Толстикова О. В., Савельева

О. В. и др.

Предварительная работа:

рассматривание иллюстраций «перелётные птицы», просмотр презентаций.

чтение книг о птицах, рисование на тему «птицы»выполнение поделок по

данной теме, наблюдения, беседы.

Методы: словесные, информационно-рецептивные, наглядные, игровые.

Средства:

Наглядные: иллюстрации с изображением перелётных и зимующих птиц.

Материалы и оборудование: конверт и письмо, иллюстрации птиц

перелетных и зимующих, два полотна треугольной формы(синего и желтого

цветов), плакат с цифрами от 1 до 5 , фломастеры 5 разных цветов, карточки

«Определи ,что лишнее»,черные листы бумаги и черный обриз грача, два

бумажных перышка, кисточки, емкости с водой, салфетки, подсолнечное

масло, пинцеты, большая емкость с водой окрашенная в черный цвет, перья

настоящие для каждого ребенка, трубочки ,цветные бумажные квадратики,

корзиночки маленького размера, веера, веточки, глина, вата, бумага,

пластилин, трава, брызгалка.

Групповой сбор.

- Приветствие.

Вхождение в тему.

- Мотивация выбора темы,

- Краткий подводящий диалог.

Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть! У меня сегодня хорошее

настроение, а как у вас?

- Ребята, я сегодня шла в детский сад, смотрю, а в дверях детского сада лежит

конверт . Давайте узнаем кому он адресован:

КУДА: г. КЕМЕРОВО ДЕТСКИЙ САД № 201

КОМУ: «ДЕТЯМ СТАРШЕЙ ГРУППЫ»

Как вы думаете от кого при шло письмо? ( ответы детей). Посмотрим?

Перышко, что это могло значить? (предположения детей : вероятнее всего

его прислали птицы.) Открываем и дети сами читают текст: Дети, мы

перелетные птицы, очень нуждаемся в вашей помощи! Зима не пускает нас к

вам! Что нам делать? (ответы детей)

Прежде чем мы отправимся на помощь птицам у меня к вам такой вопрос.

Никак не могу понять, почему некоторые птицы называются перелетными?

( это такие птицы, которые осенью улетают от нас в теплые края, а весной

возвращаются обратно) А еще есть какие птицы к нам? (зимующие ).

Готовы помогать птицам? (ответы детей)

Я предлагаю поработать сегодня в лаборатории. А что такое лаборатория?

( где проводят исследования, различные опыты и т.д.)

Уважаемые исследователи! Мы будем проводить опыты , а результаты

записывать в журнал, будем передвигаться от цифре к цифре, выполнив

задание обводим цифру в кружок и рисуем стрелку к следующей цифре. )

Опыт №1

Все картинки перепутались, где же зимующие, а где перелетные птицы? Вот

ребята, есть два поля, одно синего, другое – желтого цвета. Как вы

думаете, на поле какого цвета мы будем собирать зимующих птиц, а на поле

какого цвета – перелетных птиц? Почему? С чем у вас ассоциируется синий

цвет? А желтый цвет? Раскладывайте птиц по полям. Правильно. Молодцы,

не толкайтесь. Почему положили на желтое поле эту птицу? Давайте ребята

назовем всех перелетных птиц, Вот спасибо что мне помогли. А почему

перелетные птицы улетают в теплые края? А почему зимующие птицы

круглый год живут у нас? А еще у нас есть карточки. Надо определить , что

относится к птицам, а что лишнее (дети находят, раскладывают и

объясняют). Отмечаем в журнале,что первый опыт мы выполнили

1переходим ко 2.

Опыт №2 «Какая птица прилетает к нам первая?»

Загадка:

Всех перелетных птиц черней

Чистит пашню от червей

Взад – вперед по пашне вскачь,

А зовется птица- грач! Есть ли у грача враги?(Да, человек, хищные птицы).

Почему у грача перья черного цвета? ( пашня черная, чтобы грача не было

сильно заметно) Значит у него защитная окраска перьев. Как проверить?

Проведем опыт , положите фигурку с изображением грача на белый лист

бумаги (дети: очень заметно, а теперь на черный лист , вообще не заметно)

Дети: Мы доказали что у грача защитная окраска. Отмечаем в журнале,что

второй опыт мы выполнили переходим к 3.

Опыт №3

Загадка:

Носик лопаткой.

Красные лапки,

Плавает, ныряет ,

Крякать обожает. (Утка)

Утка – водоплавающая птица.

Проведем опыт: «Почему не намокают перья у водоплавающих птиц?»

Возьмем одно перышко бумажное опустим его в воду, а второе намажем

кисточкой с двух сторон растительным маслом и тоже опустим в воду, что с

ними происходит? Дети: Одно перышко утонуло, намокло и раскисло ,а

другое не намокло капельки скатываются. У водоплавающих птиц есть на

перьях жировая смазка. Дети сравнивают два разных пера, выражают

собственные мысли. Устанавливают причинно-следственные связи,

выдвигают гипотезы. Делают вывод. Выстраивают полный ответ.

Вывод: если есть смазка, то перья птиц не намокают, им легко двигаться

по воде, а если нет смазки , то перья птиц быстро намокают , птицам тяжело

двигаться , быстро устают .? Ребята, а что может случиться с птицами, если

произойдет непредвиденное загрязнение водоемов, рек, морей нефтью (это

вязкое, густое, черное горючее).Нефть перевозят на больших кораблях в

емкостях и случаются аварии и нефть разливается по воде. – Птицы могут

погибнуть (картинка) Почему? Потому что птицы, попавшие в нефтяное

пятно загрязняют себе перья. Они слипаются, теряют способность

отталкивать воздух. И птицы погибают.

Дети: Птицы гибнут, у них склеиваются перья. Опустим птичьи перышки в

емкость с черной маслянистой жидкостью, что произошло? Птица лететь не

может, перья склеились - гибель. Надо беречь природу, чтобы птицы не

попадали в такую ситуацию.

Отмечаем в журнале, что опыт№3 проведен.

Зарядка для глаз с использованием ИКТ.

Опыт№4 » Чем похожи птицы?» (летают, клюют, крылья, хвост) А чем

отличаются? ( оперением, величиной клюва, лап.)

Ребята, а как вы думаете, зачем птицам перья? А что помогает птицам

летать? А хотите посмотреть, как крылья помогают птицам летать?

Вот посмотрите, у меня два листа, один ровный, гладкий, другой скомкан и

превращен в шарик. Как вы думаете, какой лист быстрее упадет на пол?

Почему? А давайте проверим.

1. Бумажный шарик падает очень быстро, как камень, тяжелый. А гладкий

лист – медленно, он легкий, широкий, при падении опирается на воздух,

поэтому может лететь.

Даже маленькая птичка становиться широкой, большой с раскрытыми

крыльями и хвостом, она опирается на воздух.

2.Вот еще посмотрите на примере веера. Так складываются и

раскладываются перья , когда птица взлетает и садится. А на земле

раскрытые крылья и хвост птице мешают, поэтому она их складывает,

поэтому она их складывает и прижимает к телу. Покажите на веере. Ребята

вы поняли, почему птица может летать по воздуху?

Пришло время нам с вами отдохнуть.

Мы шагаем по дорожке

Промочили свои ножки потом сели , посидели

Смотрим : птицы прилетели.

Ветер сильный вдруг подул,

Мы испугались: Караул! ( дети выполняют движения в соответствии с

текстом)

Опыт № 5

Загадка:

Прилетела к нам с теплом,

Путь, проделав длинный,

Лепит домик под окном

Из травы и глины ( ласточка)

Ребята, кто знает из чего птицы строят гнезда?. Легко ли им строить гнезда?

Почему? С помощью чего птицы берут строительный материал для гнезд

Дети: С помощью клюв, лапок.

Сейчас мы проверим. тяжело ли птице носить строительный материал в

клюве. Подходите все к столу. Берите трубочку в рот, вдыхаем воздух в себя

и поднимаем бумажку, затем несем в ведерко и так надо все переносить .

Дети выполняют задания. Тяжело ? Конечно, не легко. Вот и птицам не

легко.

А из чего птицы строят гнезда? Дети: из веточек, глины, травы.

А каким должен быт строительный материал для гнезд? ( легким).

Если пойдет дождь, что произойдет с гнездом? (намокнет) Значит, материал

должен быть прочным.

У нас есть разный строительный материал , надо выбрать , какой подойдет

для птичьего гнезда .

Дети определяют вес, смачивают водой материал и приходят к выводу, что

подойдет для постройки гнезда.

Вывод: материал должен быть легким и прочным.

Вот и проделали мы с вами сегодня много опытов ,. Замечательные ученые

работали сегодня в лаборатории. А еще птицы оставили нам свои

фотографии, а они немного испортились,. помогите восстановить фото.

Помогут нам и гости, которые присутствовали у нас в лаборатории. Все

дорисовывают птичек.

Заключение.

Итог: Ребята, что нового вы сегодня узнали? Что вам больше всего

понравилось? А почему? Вы довольны своей работой?

Мне сегодня понравились ваши ответы. А что вам больше всего

понравилось?

Рефлексия:.. А теперь, ребята ,пришло время мне с вами прощаться. Давайте

с вами встанем в кружок и поиграем в игру «Встретимся опять» Все дети

дружно встают в круг, протягивают вперед левую руку «от сердца, от души»

(получается пирамида из ладошек) и говорят:»1,2,3,4,5,-вместе встретимся

опять»



В раздел образования