Автор: Гренц Светлана Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 201
Населённый пункт: г Кемерово
Наименование материала: Конспект ООД по опытно – экспериментальной деятельности в старшей группе для детей с нарушением зрения
Тема: "На помощь птицам"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад компенсирующего вида №201
Конспект опытно – экспериментальной деятельности
в старшей группе
для детей с нарушениями зрения
по теме «На помощь птицам»
Воспитатель Гренц С.Г.
Тема: «На помощь птицам»
Цель: Закрепление знаний детей о перелётных птицах
Задачи:
Образовательные:
уточнить и расширить знания детей о перелетных птицах.
дать детям представление о том, какую роль играют для птиц перья, хвост,
клюв.
Развивающие:
развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования,
размышлять, обобщать результаты опытов;
Развивать память, мышление и воображение у детей. Развивать умение
делать выводы и умозаключения.
Воспитательные:
воспитывать желание заботиться о птицах, стремление беречь их.
формировать экологическую культуру у детей, прививать любовь к птицам.
Коррекционные:
развивать зрительное восприятие, осязание и мелкую моторику,
ориентировку в пространстве, глазодвигательную функцию.
Возрастная группа: старшая группа
Форма ООД: Познавательно-исследовательская
Форма организации: индивидуальная ,подгрупповая , групповая
Учебно-методический комплект:
1.Примерная основная образовательная программа «От рождения до школы»,
под рН. Е. Веракса, Т. С. Комаровой и др.
2. Дидактическая игра " Чьи крылья?" Бондаренко А.К. Дидактические игры
в детском саду /. - М., 2010.
3. Куцакова Л.В. «Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома»
М.: 2011 4.Современные педагогические технологии образования детей
дошкольного возраста: методическое пособие. Толстикова О. В., Савельева
О. В. и др.
Предварительная работа:
рассматривание иллюстраций «перелётные птицы», просмотр презентаций.
чтение книг о птицах, рисование на тему «птицы»выполнение поделок по
данной теме, наблюдения, беседы.
Методы: словесные, информационно-рецептивные, наглядные, игровые.
Средства:
Наглядные: иллюстрации с изображением перелётных и зимующих птиц.
Материалы и оборудование: конверт и письмо, иллюстрации птиц
перелетных и зимующих, два полотна треугольной формы(синего и желтого
цветов), плакат с цифрами от 1 до 5 , фломастеры 5 разных цветов, карточки
«Определи ,что лишнее»,черные листы бумаги и черный обриз грача, два
бумажных перышка, кисточки, емкости с водой, салфетки, подсолнечное
масло, пинцеты, большая емкость с водой окрашенная в черный цвет, перья
настоящие для каждого ребенка, трубочки ,цветные бумажные квадратики,
корзиночки маленького размера, веера, веточки, глина, вата, бумага,
пластилин, трава, брызгалка.
Групповой сбор.
- Приветствие.
Вхождение в тему.
- Мотивация выбора темы,
- Краткий подводящий диалог.
Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть! У меня сегодня хорошее
настроение, а как у вас?
- Ребята, я сегодня шла в детский сад, смотрю, а в дверях детского сада лежит
конверт . Давайте узнаем кому он адресован:
КУДА: г. КЕМЕРОВО ДЕТСКИЙ САД № 201
КОМУ: «ДЕТЯМ СТАРШЕЙ ГРУППЫ»
Как вы думаете от кого при шло письмо? ( ответы детей). Посмотрим?
Перышко, что это могло значить? (предположения детей : вероятнее всего
его прислали птицы.) Открываем и дети сами читают текст: Дети, мы
перелетные птицы, очень нуждаемся в вашей помощи! Зима не пускает нас к
вам! Что нам делать? (ответы детей)
Прежде чем мы отправимся на помощь птицам у меня к вам такой вопрос.
Никак не могу понять, почему некоторые птицы называются перелетными?
( это такие птицы, которые осенью улетают от нас в теплые края, а весной
возвращаются обратно) А еще есть какие птицы к нам? (зимующие ).
Готовы помогать птицам? (ответы детей)
Я предлагаю поработать сегодня в лаборатории. А что такое лаборатория?
( где проводят исследования, различные опыты и т.д.)
Уважаемые исследователи! Мы будем проводить опыты , а результаты
записывать в журнал, будем передвигаться от цифре к цифре, выполнив
задание обводим цифру в кружок и рисуем стрелку к следующей цифре. )
Опыт №1
Все картинки перепутались, где же зимующие, а где перелетные птицы? Вот
ребята, есть два поля, одно синего, другое – желтого цвета. Как вы
думаете, на поле какого цвета мы будем собирать зимующих птиц, а на поле
какого цвета – перелетных птиц? Почему? С чем у вас ассоциируется синий
цвет? А желтый цвет? Раскладывайте птиц по полям. Правильно. Молодцы,
не толкайтесь. Почему положили на желтое поле эту птицу? Давайте ребята
назовем всех перелетных птиц, Вот спасибо что мне помогли. А почему
перелетные птицы улетают в теплые края? А почему зимующие птицы
круглый год живут у нас? А еще у нас есть карточки. Надо определить , что
относится к птицам, а что лишнее (дети находят, раскладывают и
объясняют). Отмечаем в журнале,что первый опыт мы выполнили
1переходим ко 2.
Опыт №2 «Какая птица прилетает к нам первая?»
Загадка:
Всех перелетных птиц черней
Чистит пашню от червей
Взад – вперед по пашне вскачь,
А зовется птица- грач! Есть ли у грача враги?(Да, человек, хищные птицы).
Почему у грача перья черного цвета? ( пашня черная, чтобы грача не было
сильно заметно) Значит у него защитная окраска перьев. Как проверить?
Проведем опыт , положите фигурку с изображением грача на белый лист
бумаги (дети: очень заметно, а теперь на черный лист , вообще не заметно)
Дети: Мы доказали что у грача защитная окраска. Отмечаем в журнале,что
второй опыт мы выполнили переходим к 3.
Опыт №3
Загадка:
Носик лопаткой.
Красные лапки,
Плавает, ныряет ,
Крякать обожает. (Утка)
Утка – водоплавающая птица.
Проведем опыт: «Почему не намокают перья у водоплавающих птиц?»
Возьмем одно перышко бумажное опустим его в воду, а второе намажем
кисточкой с двух сторон растительным маслом и тоже опустим в воду, что с
ними происходит? Дети: Одно перышко утонуло, намокло и раскисло ,а
другое не намокло капельки скатываются. У водоплавающих птиц есть на
перьях жировая смазка. Дети сравнивают два разных пера, выражают
собственные мысли. Устанавливают причинно-следственные связи,
выдвигают гипотезы. Делают вывод. Выстраивают полный ответ.
Вывод: если есть смазка, то перья птиц не намокают, им легко двигаться
по воде, а если нет смазки , то перья птиц быстро намокают , птицам тяжело
двигаться , быстро устают .? Ребята, а что может случиться с птицами, если
произойдет непредвиденное загрязнение водоемов, рек, морей нефтью (это
вязкое, густое, черное горючее).Нефть перевозят на больших кораблях в
емкостях и случаются аварии и нефть разливается по воде. – Птицы могут
погибнуть (картинка) Почему? Потому что птицы, попавшие в нефтяное
пятно загрязняют себе перья. Они слипаются, теряют способность
отталкивать воздух. И птицы погибают.
Дети: Птицы гибнут, у них склеиваются перья. Опустим птичьи перышки в
емкость с черной маслянистой жидкостью, что произошло? Птица лететь не
может, перья склеились - гибель. Надо беречь природу, чтобы птицы не
попадали в такую ситуацию.
Отмечаем в журнале, что опыт№3 проведен.
Зарядка для глаз с использованием ИКТ.
Опыт№4 » Чем похожи птицы?» (летают, клюют, крылья, хвост) А чем
отличаются? ( оперением, величиной клюва, лап.)
Ребята, а как вы думаете, зачем птицам перья? А что помогает птицам
летать? А хотите посмотреть, как крылья помогают птицам летать?
Вот посмотрите, у меня два листа, один ровный, гладкий, другой скомкан и
превращен в шарик. Как вы думаете, какой лист быстрее упадет на пол?
Почему? А давайте проверим.
1. Бумажный шарик падает очень быстро, как камень, тяжелый. А гладкий
лист – медленно, он легкий, широкий, при падении опирается на воздух,
поэтому может лететь.
Даже маленькая птичка становиться широкой, большой с раскрытыми
крыльями и хвостом, она опирается на воздух.
2.Вот еще посмотрите на примере веера. Так складываются и
раскладываются перья , когда птица взлетает и садится. А на земле
раскрытые крылья и хвост птице мешают, поэтому она их складывает,
поэтому она их складывает и прижимает к телу. Покажите на веере. Ребята
вы поняли, почему птица может летать по воздуху?
Пришло время нам с вами отдохнуть.
Мы шагаем по дорожке
Промочили свои ножки потом сели , посидели
Смотрим : птицы прилетели.
Ветер сильный вдруг подул,
Мы испугались: Караул! ( дети выполняют движения в соответствии с
текстом)
Опыт № 5
Загадка:
Прилетела к нам с теплом,
Путь, проделав длинный,
Лепит домик под окном
Из травы и глины ( ласточка)
Ребята, кто знает из чего птицы строят гнезда?. Легко ли им строить гнезда?
Почему? С помощью чего птицы берут строительный материал для гнезд
Дети: С помощью клюв, лапок.
Сейчас мы проверим. тяжело ли птице носить строительный материал в
клюве. Подходите все к столу. Берите трубочку в рот, вдыхаем воздух в себя
и поднимаем бумажку, затем несем в ведерко и так надо все переносить .
Дети выполняют задания. Тяжело ? Конечно, не легко. Вот и птицам не
легко.
А из чего птицы строят гнезда? Дети: из веточек, глины, травы.
А каким должен быт строительный материал для гнезд? ( легким).
Если пойдет дождь, что произойдет с гнездом? (намокнет) Значит, материал
должен быть прочным.
У нас есть разный строительный материал , надо выбрать , какой подойдет
для птичьего гнезда .
Дети определяют вес, смачивают водой материал и приходят к выводу, что
подойдет для постройки гнезда.
Вывод: материал должен быть легким и прочным.
Вот и проделали мы с вами сегодня много опытов ,. Замечательные ученые
работали сегодня в лаборатории. А еще птицы оставили нам свои
фотографии, а они немного испортились,. помогите восстановить фото.
Помогут нам и гости, которые присутствовали у нас в лаборатории. Все
дорисовывают птичек.
Заключение.
Итог: Ребята, что нового вы сегодня узнали? Что вам больше всего
понравилось? А почему? Вы довольны своей работой?
Мне сегодня понравились ваши ответы. А что вам больше всего
понравилось?
Рефлексия:.. А теперь, ребята ,пришло время мне с вами прощаться. Давайте
с вами встанем в кружок и поиграем в игру «Встретимся опять» Все дети
дружно встают в круг, протягивают вперед левую руку «от сердца, от души»
(получается пирамида из ладошек) и говорят:»1,2,3,4,5,-вместе встретимся
опять»