Напоминание

"О том, что было, не забудем..."


Автор: Окунева Елена Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад Радуга"
Населённый пункт: г. Тихвин, Ленинградская область
Наименование материала: проект
Тема: "О том, что было, не забудем..."
Раздел: дошкольное образование





Назад




МДОУ «Детский сад Радуга»

ПРОЕКТ

на тему

«О том, что было, не забудем…»

(посвящён 9 мая – дню празднования

Победы над немецко-фашистскими

захватчиками)

Подготовительная группа

«Скворушка»

Разработала и провела:

воспитатель Окунева Е.А.

г.Тихвин 2021г.

2

Тема проекта: «О том, что было, не забудем…»

Актуальность:

Патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс.

В

основе

его

лежит

развитие

нравственных

чувств.

Дошкольный

возраст

-

период,

когда

закладываются

предпосылки

гражданских качеств. Идея патриотизма в России всегда порождала

невиданную энергию, позволявшую решать вопросы исторической важности.

Сегодня патриотизм - важнейший фактор мобилизации страны, необходимый

для ее охранения и возрождения.

Проект

призван

способствовать

формированию

чувства

патриотизма,

уважения к героическому прошлому нашей Родины, учит ценить мир.

Цели:

-

Воспитание у детей патриотизма, чувство гордости за подвиг народа в

Великой Отечественной войне;

- Создание условий для воспитания у детей дошкольного возраста чувства

патриотизма и гражданственности в соответствии с их возрастными

возможностями.

Задачи:

- Обобщать и расширять знания детей об истории Великой Отечественной

войны.

- Обобщать и расширять знания о героях войны и о подвигах юных героев,

о боевой технике.

- Способствовать формированию чувства гордости за свой народ, его боевые

заслуги.

- Продолжать развивать творческие способности в рамках реализации

проекта.

- Продолжать расширять сотрудничество с родителями воспитанников.

- Воспитывать уважение к защитникам Отечества, памяти павших бойцов,

ветеранам ВОВ.

Проблема:

Дети в дошкольном возрасте плохо ориентируются в истории нашей страны,

у детей не сформированы такие понятия, как ветераны, оборона, захватчики,

фашисты, фашистская Германия.

Тип проекта: Информационный, познавательный.

Вид проекта: Групповой.

3

Продолжительность: Краткосрочный (три недели).

Участники:

воспитатель

группы,

дети

подготовительной

группы

«Скворушка», родители воспитанников.

Предполагаемый результат:

- осознанное отношение детей к ветеранам Великой Отечественной войны и

Дню Победы;

- качественность полученных знаний и навыков, стабильный рост интереса

детей к познанию;

- формирование тесных внутрисемейных отношений, чувства гордости за

свою семью, собственную сопричастность к празднику Победы;

- продуктивное творчество педагогов, родителей, детей;

- возникновение чувства гордости у воспитанников и их родителей за

героизм солдат, за их смелость и отвагу;

- активное участие родителей в походе-экскурсии вместе со своими детьми.

Этапы реализации проекта:

1 этап: подготовительный.

1.

Разработка перспективного плана по реализации проекта.

2.

Подобрать методическую и художественную литературу по данной

теме.

3.

Подобрать стихи, рассказы, иллюстрации, аудиозаписи с песнями

военных

лет,

плакаты,

фотографии

героев

в

период

ВОВ,

дидактических игр.

4.

Выявление первоначальных знаний у детей о войне, о Празднике

Победы.

5.

Составить конспекты для проведения познавательных бесед по данной

теме.

6.

Привлечь родителей воспитанников к участию данного проекта:

беседы с родителями о военных годах, приглашение принять участие в

экскурсии к памятнику погибшим детям в период ВОВ в городе

Тихвине.

2 этап: основной.

1.

Беседа «Символы Победы – ордена, медали и знамёна» - познакомить

детей с боевыми наградами, которыми награждали воинов во время

Великой

Отечественной

войны,

со

знаменем

Победы,

которое

4

водрузили над Рейхстагом; воспитывать уважение к ратным подвигам

бойцов и командиров, гордость за свой народ, любовь к Родине.

2.

Беседа «Почему война называется Великой Отечественной?»

3.

Беседа «История георгиевской ленточки» - познакомить детей с новым

символом

Дня

Победы,

рассказать

об

истории

возникновения

георгиевской

ленточки,

воспитывать

интерес

и

уважение

к

историческому прошлому своей Родины.

4.

Занятие «Великая Отечественная война: лица победы, дети войны» -

познакомить детей с героями войны, совершившими подвиги ради

жизни других людей, воспитывать уважительное и благодарное

отношение к воинам-героям.

5.

Проведение занятия по рисованию на тему «Салют над городом».

6.

Занятие по пластилинографии «Танк».

7.

Рассматривание иллюстраций, фотографий (военные действия, танки,

самолёты, герои ВОВ).

8.

Прослушивание песен военных лет.

9.

Чтение художественной литературы о ВОВ.

10.Чтение и заучивание стихов разных авторов о ВОВ.

11. Применение дидактических игр.

12. Использование подвижных игр.

13. Применение сюжетно-ролевых игр.

14.Советы родителям: как рассказать детям о войне.

15. Изучение правил поведения на экскурсии.

16. Знакомство с правилами поведения у памятников.

17. Подготовка к экскурсии к памятнику погибшим детям в период ВОВ.

3 этап: заключительный.

1.

Организация встречи воспитателя с воспитанниками и их родителями.

2.

Совместная экскурсия к памятнику погибшим детям в период ВОВ.

3.

Встреча после экскурсии, обсуждение увиденного и услышанного.

5

Приложение 1

Беседа «Символы Победы - ордена, медали и знамена»

Цель: Познакомить детей с боевыми наградами, которыми награждали воинов во

время Великой Отечественной войны, со знаменем Победы, которое водрузили над

Рейхстагом; воспитывать уважение к ратным подвигам бойцов и командиров, гордость за

свой народ, любовь к Родине.

Оборудование: сборник рассказов «Дети — герои Великой Отечественной войны»;

стенд с фотографиями орденов и медалей; изображение Знамени Победы, наглядно-

дидактическое пособие «Великая Отечественная война в произведениях художников»

(издательство «Мозаика-Синтез»), репродукции картин О. Пономаренко «Победа», В.

Богаткина

«Штурм

Рейхстага»,

музыкальные

записи

песен

времен

Великой

Отечественной войны.

Ход беседы:

В начале занятия слушаем фрагмент песни «День Победы» (музыка Д. Тухманова).

Воспитатель:

О каком празднике говорится в этой песне? (Этот праздник

называется День Победы.) Что это была за победа? (Это была победа в войне.)

Как называют эту войну? (Эту войну называют «Великой Отечественной».)

Как вы думаете, что означает слово «отечество»? (Страна, в которой мы родились и

живем. Страна наших родителей — отцов и матерей и наших предков. Наша родина —

Россия.)

Воспитатель: Дети, скоро наша страна будет отмечать праздник Победы. В этот

день на улицах города можно встретить ветеранов — воинов той далекой войны. Майский

праздник — День Победы — Отмечает вся страна. Надевают наши деды. Боевые ордена.

Сегодня мы увидим награды - ордена и медали, которыми награждали воинов в годы

Великой Отечественной войны. (Рассматривание фотографий с орденами.)

Воспитатель: Четыре с половиной года длилась Великая Отечественная война.

Много бед и горя она принесла русским людям — в руины превратились многие

города и села, погибли тысячи людей. Защищая свою Родину, солдаты и командиры

сражались, не жалея жизни.

Воспитатель: Как вы думаете, за что воин мог получить орден или медаль?

В первые годы войны бойцы и командиры награждались орденами Красного

Знамени, Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги». (Рассматривают

иллюстрации.)

В

ходе

боев

требовалось

выделять

подвиги

бойцов,

отмечать

искусство

военачальников. Тогда были утверждены ордена Отечественной войны, Суворова,

Кутузова, Александра Невского и др.

Для доблестных защитников городов-героев были изготовлены специальные медали

«За оборону Ленинграда», «За оборону Севастополя», «За оборону Москвы».

Даже дети награждались орденами и медалями (фотографии детей).

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, награды вручались только на фронте? А те

люди, которые работали в тылу, тоже совершали подвиги? Были ли женщины-героини

среди защитников Отечества? Сегодня мы с вами многое узнали о наградах, которыми в

годы Великой Отечественной войны отмечали героев. Память об этих людях мы сохраним

навсегда.

Чтобы сохранить память о героях войны, в городах и поселках и в деревнях

установлены памятники, у Кремлевской стены в столице нашей Родины городе-герое

Москве у могилы Неизвестного солдата горит Вечный огонь. Это — огонь нашей памяти,

символ того, что мы помним о тех событиях. Есть еще один очень важный символ — это

Знамя Победы.

6

Воспитатель: Давайте рассмотрим изображение Знамени Победы.

Какого цвета знамя Победы? (Знамя Победы красного цвета.)

Что изображено на знамени? (На Знамени Победы изображены: звезда, серп и молот,

надписи.)

В те времена наша страна Россия была частью государства, которое называлось

Союз Советских Социалистических Республик. Государственный флаг Советского Союза

был красного цвета с золотой звездой и золотыми серпом и молотом. Серп и молот — это

символы труда и трудящихся, тех, кто работает на фабриках и заводах, выращивает хлеб,

звезда — символ защитников Отечества. Эти символы изображены и на Знамени Победы,

только нанесены они на полотнище белой краской. Надписи на Знамени Победы говорят о

том, какому военному подразделению принадлежало это знамя.

События, связанные со Знаменем Победы, происходили в самом конце Великой

Отечественной войны. А до этого в тяжелых сражениях советские войска освободили

свою Родину от жестоких захватчиков. Освободили они и многие другие страны: Польшу,

Чехословакию, Венгрию, Австрию, — и, наконец, штурмом взяли столицу фашистской

Германии — город Берлин.

В центре города бои развернулись за каждый дом, за каждую улицу. Особенно

тяжелым был штурм здания фашистского правительства — Рейхстага. Чтобы преодолеть

упорное сопротивление фашистов, приходилось сражаться за каждый этаж, за каждую

комнату. И вот, наконец, штурмовые группы советских солдат поднялись на крышу.

Знамя Победы развевалось над Берлином — это означало, что война окончена, завоевана

долгожданная победа. Затем Знамя Победы перевезли в Москву для участия в Параде

Победы.

7

Приложение 2

Беседа «Почему война называется Великой Отечественной?»

Воспитатель: Великая Отечественная война - самая крупная война в истории

человечества. Слово «великий» означает, очень большой, громадный, огромный. В самом

деле, война захватила огромную часть территории нашей страны, в ней участвовали

десятки миллионов людей, она длилась долгих четыре года, а победа в ней потребовала от

нашего народа громадного напряжения всех физических и духовных сил.

Воспитатель: Отечественной войной она называется потому, что эта война —

справедливая, направленная на защиту своего Отечества. На борьбу с врагом поднялась

вся наша огромная страна! Мужчины и женщины, пожилые люди, даже дети ковали

победу в тылу и на передовой.

Воспитатель: Теперь вы знаете, что одна из самых жестоких и кровопролитных

войн в истории России называлась Великой Отечественной войной.

Воспитатель: Нападение Германии на Советский Союз было неожиданным. В эти

июньские дни десятиклассники оканчивали школу, в школах проходили выпускные балы.

Юноши и девушки в светлых нарядных костюмах танцевали, пели, встречали рассвет.

Они строили планы на будущее, мечтали о счастье и любви. Но война жестоко разрушила

эти планы!

Воспитатель: 22 июня в 12 часов дня министр иностранных дел В.М. Молотов

выступил по радио и сообщил о нападении на нашу страну фашисткой Германии.

Молодые люди снимали школьную форму, надевали шинели и прямо со школьной скамьи

шли на войну, становились бойцами Красной Армии. Бойцов, служивших в Красной

Армии, называли красноармейцами.

Воспитатель:

Каждый день эшелоны увозили бойцов на фронт. Все народы

Советского Союза поднялись на борьбу с врагом!

Воспитатель:

Но в 1941 г. народ всеми силами хотел помочь своей стране,

попавшей в беду! И молодые, и пожилые люди рвались на фронт и записывались в

Красную Армию. Только в первые дни войны записалось около миллиона человек! У

призывных пунктов собирались очереди — люди стремились защищать свое Отечество!

Воспитатель: Ужас и потери Великой Отечественной войны объединили людей в

борьбе против фашизма, и поэтому огромная радость победы охватила в 1945 году не

только Европу, но и весь мир.

Воспитатель: 9 мая 1945 года для России навечно стало великой датой – День

Победы над Фашисткой Германией.

Вопросы:

1. Когда началась Великая Отечественная война?

2. Почему она так называется?

3. Какая страна развязала войну?

4. Что Гитлер хотел сделать с нашим народом?

5. Кто встал на защиту Отечества?

8

Приложение 3

Беседа «История георгиевской ленточки»

Цель: Познакомить детей с новым символом Дня Победы, рассказать об истории

возникновения георгиевской ленточки, воспитывать интерес и уважение к историческому

прошлому своей Родины.

Оборудование:

георгиевские ленточки по количеству детей, иллюстрации с

орденами Славы, историческими событиями России.

Ход беседы.

Раздаю детям ленточки, некоторое время рассматриваем, ощупываем ленточки.

Воспитатель: Ребята, а что за ленточка у вас сейчас в руках? Какие цвета есть на

ленточке, как вы думаете, что они обозначают?

Воспитатель:

Черный цвет обозначает цвет пороха, а желтый - цвет огня. А

называется она георгиевской, потому что на нее прикреплялся орден Георгия. Орден

Георгия был учрежден в 1769 году. Он давался только за конкретные подвиги в военное

время "тем, кои... отличили себя особливым каким мужественным поступком или подали

мудрые и для нашей воинской службы полезные советы". Это была исключительная

воинская награда. Георгиевская лента присваивалась также некоторым знакам отличия,

жалуемым воинским частям, - Георгиевским серебряным трубам, знаменам, штандартам и

т.д. многие боевые награды носились на Георгиевской ленте, или она составляла часть

ленты. В годы Великой Отечественной войны, продолжая боевые традиции русской

армии, 8 ноября 1943 года был учрежден орден Славы трех степеней. Его статут так же,

как и желто-черная расцветка ленты, напоминали о Георгиевском кресте. Затем

георгиевская лента, подтверждая традиционные цвета российской воинской доблести,

украсила многие солдатские и современные российские наградные медали и знаки

(рассматриваем ордена Славы).

Воспитатель: Где вы видели такие георгиевские ленты, как вы думаете, почему они

там находились? В канун празднования Дня Победы каждый человек надевает себе на

одежду, руку, сумку или антенну автомобиля Георгиевскую ленточку в знак памяти о

героическом прошлом, выражая уважение к ветеранам, отдавая дань памяти павшим на

поле боя, благодарность людям, отдавшим всё для фронта в годы Великой отечественной

войны.

Воспитатель: А вы хотите носить на своей одежде такие ленточки, почему?

Вы можете взять эти ленточки и повесить себе на одежду в честь памяти о погибших

и победивших в Великой Отечественной войне!

9

Приложение 4

Занятие «Великая Отечественная война: лица победы, дети войны».

Цель: Познакомить детей с героями войны, совершившими подвиги ради жизни других людей,

воспитывать уважительное и благодарное отношение к воинам - героям.

Оборудование: портреты героев ВОВ, детей войны, страницы альбома «Солдаты Победы».

Ход занятия.

Воспитатель: Война - самое страшное событие в истории человечества. Потоками крови и слез была

омыта наша многострадальная земля в тяжелые дни Великой отечественной. Вся страна поднялась на

борьбу с фашистами. Давайте послушаем сообщения старших ребят о героях той страшной войны (о И.

Н. Кожедубе, А. П. Маресьеве, А.М. Матросове).

Воспитатель: А я вам расскажу о детях, которые наряду с взрослыми несли все тяготы войны.

Подростки работали на заводах и фабриках, встав за станки вместо ушедших на фронт взрослых. Были

случаи, когда из-за малого роста подростки не доставали до станков и им ставили под ноги скамеечки.

Они знали, что своей работой помогают отцам и братьям на фронте. Там, где прежде изготавливали

оловянных солдатиков и игрушечные пистолеты, теперь мастерили запалы к ручным гранатам,

цветные сигнальные ракеты, дымовые шашки. Дети хотели хоть чем-то помочь бойцам. Школьницы

вязали для бойцов тёплые носки и варежки, шили и вышивали кисеты - красивые маленькие мешочки,

в которых солдаты хранили табак.

Приходили они и в госпитали, где лежали раненые бойцы, ухаживали за солдатами, писали письма их

родным, устраивали концерты в госпиталях.

Помогали школьники и почтальонам. В почтовых отделениях накопилось много не разобранных

писем, в том числе и от фронтовиков. Как их ждали матери, сестры, жёны и дети бойцов! Ребята стали

разбирать письма и носить их по домам.

Но среди детей были и те, кто плечом к плечу со взрослыми воевал на фронтах и в партизанских

отрядах. Послушайте рассказы о детях, почти ваших сверстниках. Подвиги всех детей и взрослых не

будут забыты никогда.

О них, и о героях войны сложено немало стихов.

«Реквием» Р. Рождественский

Помните!

Через века, через года, —

О тех, кто уже не придёт никогда, — помните!

Не плачьте!

В горле сдержите стоны.

Памяти павших будьте достойны!

Вечно достойны!...

Люди, покуда, сердца стучатся,— помните!

Какою ценой завоёвано счастье, — Пожалуйста, помните!

10

Приложение 5

Рисование «Салют над городом».

Цель: Научить рисовать салют.

Задачи:

1. Формировать у детей представление о подвиге народа, который встал на защиту своей Родины в

годы Великой Отечественной войны.

3. Развивать мелкую моторику рук, формировать умение получать четкий контур рисуемых объектов,

сильнее нажимая на изобразительный инструмент, как того требует предлагаемая техника.

4. Развивать композиционные навыки, пространственные представления: выделять в рисунке главное и

второстепенное.

5. Воспитывать любовь, гордость и уважение к Родине и к ее защитникам.

Тип занятия: изобразительная деятельность.

Оборудование: серийный ряд репродукций с разнообразным изображением салюта, альбомный лист,

размер А 4, салфетки.

Предварительная работа с детьми: - беседа с детьми о Дне Победы, чтение рассказов Л. Кассиля

"Твои защитники", "Памятник советскому солдату",

просмотр видео сюжетов с изображением салюта.

Ход занятия

1. Организационный момент.

-Ребята, кто может мне сказать, какое событие мы ежегодно празднуем 9 мая? (День Победы)

- А какому важному для нашей страны событию, которое случилось много лет назад, посвящен этот

праздник? (Окончанию войны.)

- День Победы - самый великий и серьезный праздник для России и многих стран.

22 июня 1941 года на нашу страну без объявления войны напали враги - фашисты. Огромная, хорошо

вооруженная фашистская армия хотела завоевать все страны мира, а так же и нашу великую Родину.

Началась Великая Отечественная война, которая продолжалась четыре года. Погибло очень много

мирных жителей, детей, были разрушены города и села.

Но наш храбрый народ и наша героическая армия устояли против фашисткой армии, победили их и

прогнали из нашей Родины. Великая Отечественная война закончилась 9 мая 1945 года. Это был

великий день.

- Как отмечают День Победы?

- Утром 9 мая, в больших городах России проходят парады, а в не больших, таких как наш город,

торжественное шествие. Ветераны надевают ордена и медали. Люди дарят ветеранам цветы. Участники

войны, люди младшего возраста и дети возлагают венки и цветы к военным памятникам. Вечером,

когда стемнеет, начинается салют Победы.

- Ребята, кто из вас видел салют? Как разлетаются его огни? В какое время суток обычно бывает салют

и почему? (ответы детей).

- Да, вечером бывает салют, посвященный этому великому дню. А самый большой, самый красивый

салют запускают в столице нашей Родины - Москве. Сначала начинают греметь мощные залпы орудий,

а потом в ночном небе вспыхивает множество ярких, разноцветных огней, которые рассыпаются на

множество сверкающих искр. Люди смотрят на эту красоту и радуются: " Ура! Победа!"

Физкультминутка:

"Салют"

Вокруг все было тихо. Встать прямо, руки опустить.

И вдруг - салют! Салют! Поднять руки вверх.

Ракеты в небе вспыхнули Раскрыть пальчики веером,

И там, и тут! помахать руками над головой

Влево – вправо.

Над площадью, над крышами, Присесть, встать, руки

Над праздничной Москвой с раскрытыми пальчиками

Взвивается все выше поднять вверх ( 2-3 раза)

Огней фонтан живой.

На улицу, на улицу легкий бег на месте

Все радостно бегут,

Кричат: " Ура!" Поднять руки вверх, крикнуть «Ура»

Любуются Раскрыть пальчики веером,

На праздничный салют! руками над головой

Влево – вправо.

11

Мир нужен на земле всегда.

2. Основная часть.

-Посмотрите на иллюстрации.

-Что на ней изображено? (Во время рассматривания иллюстрации обратить внимание, что пучки

салюта могут состоять из линий, исходящих из одной точки в произвольном направлении: по кругу -

как лучи солнца, в виде полукруга - как веер, фонтан, парные и одиночные линии, на концах лучей

огоньки в виде звездочек, снежинок, кружков.)

- Я вам сегодня предлагаю нарисовать картину " Салют победы над городом" для выставки,

посвященной 75-летию со Дня Победы в Великой Отечественной войне.

- На нашем рисунке салют является, главным объектом и будет занимать большую часть будущей

композиции. Не главное, второстепенное место отводиться изображению домов, расположить их

нужно в нижней части листа.

- Проходите на свои места, присаживайтесь.

- Чтобы наши руки и пальчики хорошо работали, давайте сделаем для них разминку.

Разминка.

Вокруг все было тихо, Пальчики собраны в кулачки.

И вдруг- салют! Салют! Разжать пальчики.

Ракеты в небе вспыхнули Растопырить пальчики веерообразно.

И там и тут! Вновь сжать и раскрыть пальчики веером.

(Разминку можно повторить во время работы.)

3. Практическая часть (самостоятельная деятельность детей).

- Что вы будете рисовать? Для чего?

- Под руку на лист бумаги нужно положить салфетку. Приступайте к работе.

(Во время рисования подхожу к детям, помогаю при затруднениях, обращаю внимание на

аккуратность.)

4. Подведение итогов занятия.

- Ваши картины готовы, теперь мы можем разместить их на выставке. - Посмотрите, какая красивая

выставка у нас получилась. Полюбуйтесь на нее.

- Скажите, какая из картин получилась самая яркая? А на чьей работе самый разноцветный салют? На

какой из картин большее место на листе бумаги занимает изображение салюта? На какой картине

салют изображен как фонтан, как солнце, как веер?

- Что вы рисовали? Для чего? Все ли у нас получилось?

- А как вы думаете, какому празднику посвящена эта выставка.

- Сегодня вечером, пригласите посетить нашу выставку своих родителей, бабушек, дедушек, братьев и

сестер и расскажите им, что вы сегодня рисовали, каким способом, какому великому празднику

посвящена эта выставка.

12

Приложение 6

Занятие по пластилинографии «Танк»

Цель: Изготовление панно с изображением танка посредством пластилинографии.

Задачи:

- учить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от большого, раскатывать маленькие

жгутики и выкладывать по контуру танка; учить скатывать маленькие шарики между ладонями и

сплющивать их;

- развивать мелкую моторику рук;

- развивать фантазию, творческие способности.

- развивать память;

- воспитывать трудолюбие, усидчивость;

- вызвать у детей чувство радости от проделанной работы.

Материал:

- Изображение танка на листе бумаги формата А5, то же самое изображение танка на листе

бумаги формата А3 (образец, пластилин, стека, салфетки, украшения для работы (звездочки).

Ход занятия:

1. Организационная часть.

Ребята, а что такое Родина?

Родина – место, где мы родились, страна в которой мы живем.

А как называется наша Родина?

А кто защищает нашу Родину?

Ребята, а как вы думаете, один солдат может защищать Отечество? Совершенно верно, не зря

сказано «один, в поле не воин».

А когда много солдат – это армия.

В России тоже есть армия, и она не раз защищала свой народ от захватчиков. Скоро люди нашей

страны будут отмечать очень важный праздник.

Кто сможет правильно назвать его?

А на чем могут передвигаться солдаты в армии?

- Сегодня я предлагаю вам изготовить панно с изображением танка.

- Но перед тем как приступить, я предлагаю вам размять наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика:

«Аты – баты»

Аты – баты, аты – баты,

На парад идут солдаты.

Вот идут танкисты,

Потом артиллеристы,

А потом – пехота,

Рота за ротой,

Рота за ротой.

2. Основная часть.

- У детей на столах листы бумаги формата А5 с изображением силуэта танка.

- Берем черный пластилин, отщипываем от него маленькие кусочки и раскатываем маленькие

жгутики, затем ими выкладываем танк по контуру.

Придавливаем равномерно весь контур.

- Далее, берем зеленый пластилин, отщипываем от него маленькие кусочки, сплющиваем их

пальчиками и располагаем по поверхности танка, придавливая. Гусеницы танка заполняем серым

цветом.

13

- На корпусе танка размещаем красную звезду.

- Выполняем салют разноцветным пластилином и георгиевскую ленту.

3. Заключительная часть.

- Танк на войне боевая машина,

Сильная, смелая, несокрушимая.

Кто управляет танком?

К какой технике относится танк?

А что еще относится к военному транспорту?

14

Приложение 7

Чтение художественной литературы

Е. Благина «Шинель»;

чтение глав из книги С. Баруздина «Шел по улице солдат»;

Н. Дилакторская «Почему маму прозвали Гришкой»;

А. Митяев «Землянка»; «Мешок овсянки»; «Почему армия родная?»;

Л. Кассиль из книги «Твои защитники»;

Л. Кассиль «Памятник солдату»;

С. Баруздин «Точно в цель», «За Родину»;

Ю .А. Агебаев «День Победы»;

А. Митяев «Мешок овсянки»;

О. Высоцкая «Салют»;

Ю. Коваль «Алый».

15

Приложение 8

Стихи о ВОВ

1)

Пусть сегодня солнышко

Радостно проснется,

Глянет к нам в оконышко,

Ясно улыбнется,

Ветерок-проказник

Пусть разгонит беды,

Ведь сегодня праздник —

Славный День Победы!

Солнышко пусть светит,

Радуются люди,

Пусть войны на свете

Никогда не будет!

2)

Что такое День Победы?

Это очень важный праздник,

Знать о нем должны все дети —

И тихоня, и проказник,

В этот день мы вспоминаем

Наших бабушек и дедов,

Как страну они спасали,

Подарили нам победу,

Защищали от фашизма

Мирных граждан всей планеты,

Этот праздник любит каждый,

Ведь важнее даты нету!

3)

День Победы отмечаем,

Славим наших ветеранов,

Им почет из наших уст,

И со всех летит экранов.

Низкий вам поклон, родные,

За великую победу,

За покой, за мир, за счастье,

За безоблачное небо.

Никогда не грянет выстрел,

Не воюет пусть страна,

Станет пусть она богаче,

Процветать она должна.

4)

Посмотрите на парад,

Как красиво все сверкает.

Строй из тысячи ребят

16

Ветеранов поздравляет.

Их осталось единицы.

Есть чему нам поучиться,

Родину так защищать,

Как свою родную мать.

Долгую прошли дорогу,

Обуздав свою тревогу.

Возрождали города,

Страх, забыв свой навсегда.

На глазах сверкают слезы,

А в руках букет мимозы.

Вспомним фронтовых друзей.

Пригласив к столу гостей.

5)

Прабабушка

Моя прабабушка седая,

Такая милая, родная.

Со мной играет, приголубит,

Но вспоминать она не любит,

Как воевала на войне,

Вздохнёт и скажет мне:

– Всего дороже мир и дети!

А в День Победы, на рассвете,

Свои достанет ордена,

Слезу рукой смахнёт она.

Наденет праздничный наряд,

И с ней идём мы на парад!

Идёт тихонечко она,

С палочкой, болит спина.

Горят на солнце ордена.

Всех ветеранов чтит страна,

За то, что защитили Русь!

Горжусь прабабушкой, горжусь!

17

Приложение 9

Дидактические игры.

Дидактическая игра «Назови пословицу»

Цель: закрепить знание детьми пословиц о солдатах, военном долге, о Родине,

воспитывать интерес к русскому фольклору.

Каждый ребенок, к которому в руки попадает мяч, вспоминает и проговаривает

пословицу о смелости, силе, отваге, объясняет ее значение.

«Сам погибай, а товарища выручай»,

«С родной земли — умри, не сходи»,

«За край свой насмерть стой»,

«За правое дело стой смело»,

«Жить - Родине служить»,

«Счастье Родины - дороже жизни»,

«Не тот герой, кто награду ждет, а тот герой, кто за народ идет».

Дидактическая игра «Раньше и теперь»

Цель: закреплять знания детей об истории России и укладе жизни наших предков;

знакомить детей с предметами старины; учить находить аналог в современном мире;

воспитывать интерес к прошлому нашей страны; развивать речь, логическое мышление

дошкольников.

Оборудование:

10 карт формата А4 с изображением предметов старины и

современного мира; Картонные кружочки диаметром 4 см двух цветов: синие и красные.

Играют от 2 до 10 игроков. У каждого игрока по одной большой карте с

изображением предметов старины и предметов современного мира; картонные кружочки

двух цветов. Роль ведущего выполняет воспитатель. Детям предлагается закрыть

красными кружками картинки с изображением предметов современной жизни; синими

кружками закрыть картинки с изображением предметов старины. Рассмотреть предметы

современного мира, изображенные на открытых картинках; дать им правильное название

и объяснить их назначение.

Дидактическая игра «Защитники Отечества»

Цель: закреплять знания детей о разных родах войск Российской армии; закреплять

знания об особенностях военной службы и необходимых условиях для ее успешного

прохождения; воспитывать чувство гордости за защитников Отечества; развивать речь,

умение классифицировать предметы.

Оборудование: 9 карт формата A3. В центре каждой карты изображение солдата

различных родов войск (летчик, артиллерист, десантник, моряк, подводник, танкист,

пограничник), а также ветеран Великой Отечественной войны. Свободное пространство

вокруг воина разделено на 6 квадратов. Раздаточные карточки, на которых изображены

различные предметы и события военной тематики (танк, пушка, автомат, бинокль,

бескозырка, корабль, планшет, парад, Вечный огонь и т.д.).

В игре могут принимать участие от 1 до 9 детей. Ведущий (воспитатель или ребенок)

раздает участникам игры большие карты, маленькие карточки перемешивает между собой

и по одной показывает детям. Задача детей — определить принадлежность показываемого

предмета или события представителю тех или иных родов войск, аргументировать свой

ответ. Если ребенок ответит правильно, он получает маленькую карточку и закрывает ею

пустой квадрат на большой карте. Игра продолжается до тех пор, пока все маленькие

карточки не будут розданы.

18

Дидактическая игра «Великие люди России»

Цель: закрепить знания детей о великих соотечественниках; учить подбирать к

соответствующему портрету необходимые предметы, которые относятся к данному

человеку, его виду деятельности; воспитывать интерес и уважение к историческому

прошлому России, гордость за великих соотечественников и их достижения; развивать

речь и логическое мышление дошкольников.

Оборудование:

11 карточек (25x20 см) разного цвета, на которых в центре

изображены портреты: А. В. Суворова, М. И. Кутузова, И. Н. Кожедуба, А. П. Маресьева,

А.М. Матросова. Под каждым портретом — по 3 свободных белых кружка.

В игре могут принимать участие до 11 детей. Воспитатель раздает большие карты,

на которых изображены портреты великих людей. Показывает детям маленькие карточки-

кружочки, где нарисованы предметы, характерные для того или иного вида деятельности.

Воспитатель предлагает детям определить, какому из исторических персонажей,

изображенных на портретах, подойдет этот предмет, и объяснить почему. Ребенок,

который правильно ответил на вопрос, забирает карточку себе и закрывает ею кружок под

портретом. Игра продолжается до тех пор, пока все кружки на картах не будут закрыты.

19

Приложение 10

Подвижные игры

«Кто быстрее?»

На стульчиках, расставленных в несколько рядов, как в армии, лежат

гимнастерка, комбинезон, плащ-накидка, буденовка, бескозырка. По команде

дети должны как можно быстрее одеться или одеть кукол. Выигрывает тот,

кто все действия проделает быстрее других и правильно. Победитель

назначается командиром. Он распечатывает конверт и объявляет, в какой

воинской части дети побывают в следующий раз.

«Перетягушки»

Дети обеих команд делятся по парам. Каждой паре дается гимнастическая

палка. Участники одной команды стоят по одну сторону от обозначенной

линии. По сигналу ведущего участники команд стараются перетянуть

противника на свою сторону.

«Саперы»

Две команды перебираются с одной стороны на другую, наступая только на

дощечки.

20

Приложение 11

Сюжетно-ролевые игры

Сюжетно – ролевая игра «Воины – пограничники»

Цель: формировать у дошкольников представления о воинах пограничниках, о их подвиге

во время войны во имя своей Родины. Способствовать военно - патриотической

подготовке дошкольников. Продолжать формировать умение творчески развивать сюжет,

ролевое взаимодействие в игре, умение вести диалог.

Развивать быстроту, ловкость, выносливость, меткость, равновесие, силу. Воспитывать у

детей смелость, выдержку, дружеские взаимоотношения.

Словарная работа: штаб, плац, застава, шпион, пакет, командир заставы, разведчики,

пограничники, санитарки и др.

Предшествующая работа: беседы: «Как пограничники охраняют Родину», «Особенности

военной службы в мирное время»; Рассматривание картины Б.Окорокова

«Пограничники».

Чтение произведений: А.Барто «На заставе», Ю.Коваль «Путешествие на границу»,

А.Митяева «Почему армия всем родная?» Л.Кассиль «Сестра».

Рисование на тему «На границе».

Изготовление совместно с воспитателем атрибутов для игры (бинокли, пилотки, косынки

для медсестер, карта - схема).

Игровой материал. Игрушки: пистолеты, автоматы, погоны, знаки различия, палатка (для

оборудования санчасти), санитарные сумки, бинт, вата, фляжка, телефон, бинокли, котел,

кружку, пакет в нем зашифрованный ребус слово (шпион) и картинка - лабиринт, карта -

схема, обручи, мешочки, мишень.

Подготовка к игре: военно - спортивная подготовка: изучение простейших

топографических знаков, построение по сигналу тревоги, перевязка раненых, спортивные

игры, упражнения: метание в цель, прыжки, бег между предметами, упражнения на

наблюдательность (лабиринты).

Спортивная эстафета: «Кто быстрее?».

Разработка карты - схемы вместе с детьми.

Ход игры:

Воспитатель: «Ребята, сегодня мы с вами поиграем в игру, а в какую вы попробуйте

угадать. Ребенок читает стихотворение М.Исаковского «У самой границы».

У самой границы в секрете, я зоркую службу несу, -

За каждый пригорок в ответе, за каждую елку в лесу.

- О чем это стихотворение? (о границе). Угадали, в какую игру мы будем играть?

правильно, в игру «Воины-пограничники».

- Давайте, рассмотрим карту - схему, что на ней изображено? ( Застава – рис.1).

21

- Что находится на заставе? (штаб, санчасть, плац, граница - на карте - схеме это красная

линия, рис 2).

А теперь па площадке детского сада найдем все названные объекты.

- Кто же находится на границе, на заставе? (пограничники)

- Кто командует пограничниками? (командир заставы)

- В чем заключается служба пограничников? (они должны охранять границу,

чтобы через нee не прошел нарушитель, заниматься строевой подготовкой,

чтобы быть сильными, ловкими, быстрыми.)

- Сейчас мы распределим роли. Сначала командиром буду я, все разделимся на

подгруппы: одни дети будут пограничным патрулем; пограничниками,

свободными от несения караула; другие будут разведчиками, санитарками,

шпионами.

- Что делает пограничный патруль? (стоит в дозоре и охраняет границу)

- Что делают разведчики? (они внимательно изучают все вокруг, если что-то

изменится, сразу докладывают командиру)

- Что делают санитарки? (готовят все необходимое, чтобы оказать помощь раненым, если

потре6уется: перевязать раненных, отвести их в санчасть).

А кто такие шпионы? (нарушители границы, которых послали узнать что - то секретное

важное, или передать пакет с заданием)

Командир заставы (Воспитатель) говорит: «Нам доверено охранять границу, и стало

известно, что в нашу сторону идут несколько нарушителей. Наша задача - задержать их,

знайте, враг хитер, будет умело маскироваться».

Командир командует, чтобы все приступили к несению службы.

Вдоль границы зашагали патрули, они оглядываются по сторонам, прислушиваются к

шорохам.

Санитарки в санчасти готовят все необходимое для приема раненных.

Разведчики получают боевое "3адание: пройти 1О шагов, затем повернуть налево, возле

кустов внимательно посмотреть не найдете ли что-нибудь, по пути запоминайте все

вокруг, возвращайтесь обратно. Доложите мне, что увидели и нашли.

Пограничники свободные от несения караула, будут заниматься строевой подготовкой.

Дети выполняют упражнения на развитие меткости, быстроты.

Игровое упражнение «Кто самый меткий?» (Метание мешочков в вертикальную цель:

стоя, с колена, лежа).

Игровое упражнение «Кто быстрее?» (Бег между предметами, пролезание в обруч

способом сверху, снизу. Прыжки через кубики высота - 20 см., рис 2)

22

Командир заставы (Воспитатель) следит за правильным выполнением движений.

Задание «Помоги солдату» –( рис 3)

Отмечает, что патруль хорошо несет службу, внимательно следит за тем, чтобы границу

не перешли нарушители.

Разведчики вернулись с задания, и докладывают: «Найден пакет, в котором содержится

секретная информация. И увидели, что в сторону границы движутся какие-то люди».

Патруль заметил шпионов, которые перешли границу, звучит команда: «Застава в ружье!»

пограничники берут автоматы, пистолеты бегут на задержание шпионов, санитарки

помогают раненым, шпионы отстреливаются, но их задерживают пограничники.

Задержанных шпионов ведут в штаб к командиру, где он с ними беседует: «Для чего их

послали перейти границу? Какое у них было задание?

Шпионы отвечают, что у них было задание взять пакет в условленном месте, и вернуться

назад.

Командир заставы объявляет о том, что пограничники хорошо несли службу, сумели

обезвредить шпионов, действовали дружно, оказывали друг другу помощь, были ловкие,

быстрые, смелые. Разведчики были внимательными, зоркими. Медсестры вовремя

оказывали помощь раненым, и доставляли их в госпиталь. И зачитывает приказ: «Всем

пограничникам, участвующим в боевой операции, за ловкость, смелость, находчивость,

объявить благодарность. Всех наградить медалями за Отвагу».

При последующем проведении игры можно расширять сюжет: ребята могут изображать

жизнь на пограничной заставе, дежурить в штабе, осваивать способы маскировки,

провести соревнование двух погранзастав. И в следующих играх роль командира заставы

можно передать ребенку.

Сюжетно-ролевая игра «Моряки»

Цель: Формировать игровые умения, обеспечивающие самостоятельное сюжетную игру

детей, который они по собственному желанию реализуют разнообразные содержания,

свободно вступая во взаимодействии со сверстниками в небольших игровых

объединениях. Воспитывать дружеские взаимоотношения, чувство коллективизма.

Ход игры

Воспитатель: Ребята, я предлагаю сегодня вместе отправиться в путешествие. На чём

можно отправиться в путешествие?

23

Дети: На самолёте, на поезде, на машине, на корабле.

Воспитатель: Чтобы оправиться в путешествие на корабле, что для этого нужно сделать?

Дети: Построить корабль.

Воспитатель: Из чего мы будем стоить корабль?

Дети: Из кубиков, стульев и лавок.

Дети совместно с воспитателем строят борт корабля, на палубе размещают паруса,

штурвал, устанавливают трап, якорь.

Воспитатель: Вот корабль и готов. Что дальше?

Дети договариваются, кто кем будет.

Воспитатель: А кто бывает на корабле, кому, что надо?

Дети: Капитану- бинокль, матросам- бескозырки, для врача- чемоданчик с инструментами,

лекарством, для кока- плиту, посуду, для радиста- наушники.

Воспитатель: А что ещё нужно?

Дети: Припасы продуктов и воды.

Воспитатель: А зачем вода? В море воды и так очень много.

Дети: В море вода солёная, пить её нельзя.

Воспитатель: Что делает капитан?

Дети: Определяет курс корабля и отдаёт команды. Право руля, лево руля! Полный перёд!

Рулевой у штурвала. Матросы надраивают палубу. Радист сообщает о движения судна.

Врач следит за здоровьем команды на корабле. Кок готовит еду для всё команды.

Звучит музыка «Шум моря»

Капитан даёт команду: «Всем приготовиться к отплытию, пройти медицинскую

комиссию»

Врач осматривает всю команду, медсестра в медицинские книжки записывает

рекомендации врача и ставит допуск к плаванию.

Команда после допуска к плаванию по очереди заходит на судно.

Капитан даёт команду: «Поднять якорь! Поднять трап! Полный вперёд! ».

Капитан постоянно отдаёт команды рулевому «Полный вперёд! Лево руля! »

Рулевой после каждой команды отвечает о её выполнении. Он ведёт корабль.

Матрос сообщает капитану о том, что обнаружена пробоина.

Капитан даёт команду: водолазу и матросам ликвидировать аварийную обстановку,

устранить пробоину.

Радист сообщает, что прямо по курсу банановый остров.

24

Капитан даёт команду причалить к острову, спустить якоря, спустить трап и пополнить

запасы провизии.

Команда выходит на банановый остров кок следит за пополнением запасов провизии.

Через некоторое время команда возвращается на борт судна.

Капитан даёт команду по отчаливанию.

Все возвращаются домой, покидают корабль сначала доктор с медсестрой, матросы,

последним уходит капитан.

25

Приложение 12

Советы родителям «Как рассказать детям о войне».

Первый способ — говорите об этом с ребенком!

Второй способ — просмотр тематических передач по телевизору вместе с

детьми. Только здесь следует оговорка — не все подряд. Идеальными для

просмотра станут старые военные фильмы, в которых раскрыт смысл,

которые несут в себе доброту, свет, веру в Победу. Это «В бой идут одни

старики», «Максим Перепелица», «Офицеры», «А зори здесь тихие»,

«Журавли». Параллельно с ними посмотрите всей семьей военный парад,

концерты военных песен.

Третий способ — общение с ветеранами. Зачастую пожилые люди легче

находят контакт с детьми, нежели родители. И они обязательно подберут

нужные слова, рассказывая ребенку о пережитом.

Четвертый способ — расскажите о ваших воевавших предках.

Пятый способ — делайте упор на юный возраст солдат, ушедших на войну.

Постоянно упоминайте в рассказах о том, что те, кого сейчас называют

героями, в то время были обычными ребятами, такого же возраста, как и

ваши дети, с такими же интересами.

Шестой способ — договоритесь с воспитателями детского сада о том, что 9

мая они будут проводить с детьми утренники на тему Войны. Проведение

таких мероприятий оставляет в душе ребенка глубокий след, заставляет

прочувствовать и прожить кусочек той, военной жизни самому.

Седьмой способ — посещение памятных мест.

26

Приложение 13

Фотографии

27



В раздел образования