Напоминание

О воспитании патриотических чувств через привитие любви к родному краю


Авторы: Костомарова Инна Ивановна, Говорова Инна Дмитриевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС №24
Населённый пункт: Старый Оскол
Наименование материала: статья
Тема: О воспитании патриотических чувств через привитие любви к родному краю
Раздел: дошкольное образование





Назад




О воспитании патриотических чувств через привитие

любви к родному краю.

«Любовь к родному краю, родной культуре,

родной речи начинается с малого – любви к своей семье,

к своему жилищу к своему детскому саду.»

Д.С. Лихачёв

Любовь к Родине начинается с любви к своему городу, селу, к

окружающим людям, природе родного края. Быть патриотом — значит

ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство

возникает

еще

в дошкольном

детстве,

когда

закладываются

основы

ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребенке

постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому

саду, родным местам, природе своего края, родной стране.

Суть патриотических чувств воспитания состоит в том, чтобы посеять

и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому

и семье, к истории и культуре страны, созданной трудом родных и близких

людей, тех, кого зовут соотечественниками. Свою работу по воспитанию

патриотических чувств через привитие любви к родному краю, начинаем с

создания для детей теплой, уютной атмосферы в группе. Каждый день

ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми

друзьями, веселыми играми. Ведь с воспитания чувств привязанности

к родному

детскому

саду,

родной

улице, родной семье

начинается

формирование того фундамента, на котором будет формироваться более

сложное образование – чувство любви к своему отечеству, родному краю,

Родине.

Работа по воспитанию патриотических чувств любви к родному краю у

детей, ведётся в тесной взаимосвязи с умственным, экологическим, трудовым

и эстетическим воспитанием, при этом учитывается возраст дошкольников,

их психологические особенности и возможности.

Учитывая возрастные

особенности

детей,

широко

применяются

игровые приемы, которые важны, как для повышения познавательной

активности детей,

так

и

для

создания

эмоциональной

атмосферы

образовательной деятельности. Ознакомление дошкольников с историей,

культурой и природой родного края осуществлялось во время совместной

деятельности

по

экологии

и

ознакомлении

с

окружающим,

тесно

переплетающимся

с

региональным

компонентом.

Образовательные

деятельности

носят

игровой,

сюжетный

характер,

что

помогает

поддерживать интерес и активность её воспитанников. В процессе ребята

получают не только новые знания, но и радость, положительные эмоции. С

целью усиления развивающего эффекта использую методы активизации

познавательной

деятельности:

моделирование,

вопросы

друг

другу, воспитателю, поисковая деятельность, экспериментирование.

Неотъемлемой

частью

сближения

и

познания детей

природы

родного края являются целевые прогулки, экскурсии, после проводятся

беседы, дидактические игры, рассказы воспитателя, чтение художественных

произведений, которые формируют положительное отношение к тому, что

увидели, развивают и обогащают их речь.

Знания, полученные во время экскурсий и бесед, закрепляются в

творческой деятельности (конструирование, аппликация, рисование, лепка).

Встречи с природой возбуждают фантазию ребенка, способствуют

развитию речевого, изобразительного, игрового творчества. Общение с

природой, познание ее тайн облагораживает человека, делает его более

чутким.

Начиная с младшего возраста, знакомим с правилами бережного

отношения к природе: растения необходимо поливать, нельзя без нужды

рвать цветы, листья.

Стараемся дать детям максимум элементарных экологических знаний,

которые помогут им понять необходимость вести себя экологически

правильно: не шуметь в лесу, не включать громко музыку, не разжигать

огонь близко к деревьям, не рвать охапками цветы, не обижать насекомых и

птиц, в группе имеются папки-передвижки с правилами поведения в природе.

Большую помощь в обогащении чувственных представлений дошкольников,

в организации разнообразных их встреч с природой оказывает семья. В

воскресный день мы предлагаем, родителям с детьми сходить в лес, на речку,

музеи, просим их собрать природный материал, сфотографировать что-то

необычное. А затем эти фотографии, поделки размещаем на выставках. Что и

в нашей группе это практикуется очень часто.

Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают

народные праздники и традиции («Масленица», «Новый год», «Рождество» и

др.)

Для этого использую разнообразные формы работы:

посещение музыкальных занятий, развлечений;

изучение краеведческой литературы о селе и крае;

организация выставки фотографий и открыток;

сбор и систематизация экспонатов для музея, отражающих разные

стороны жизни русского народа;

экскурсии по памятным местам.

В них фиксируются накопленные веками тончайшие наблюдения за

характерными

особенностями

времен

года,

погодными

изменениями,

поведением птиц, насекомых, растений.

Народный праздник является для ребенка большой, яркой и глубоко

содержательной игрой. Поэтому, проживая с детьми, любимые в народе

праздники, мы воздействуем на эмоциональную сферу детей и оставляем в

их

памяти

глубокий

след.

В

нашей

группе

осуществляется

тесное

сотрудничество с родителями, отношения с которыми строятся по принципу

доверительного партнерства, моральной поддержки и взаимопомощи. Мы

опираемся на родителей не только как на помощников детского учреждения,

а как на равноправных участников формирования детской личности.

Положительно зарекомендовали себя “Дни открытых дверей”, спортивные и

фольклорные праздники с участием родителей. Родители принимают участие

в

экскурсиях,

оказывают

помощь

в

оформление

интерьера

группы

фотовыставок о родном городе, о родном крае, в конкурсах рисунков,

поделок, ярмарках, спортивных праздниках и развлечениях

Одно из главных условий воспитании патриотических чувств через

привитие

любви

к

родному

краю

приобщение

детей к

трудовой

деятельности. Труд с общественной мотивацией следует организовывать и в

детском саду и дома систематически, а не от случая к случаю. Дети старшего

дошкольного возраста могут выполнять постоянные трудовые поручения не

только по самообслуживанию, но и на общую пользу. Следует воспитывать у

детей бережное отношение к общественному добру, к природе родного края.

На протяжении 5 лет я виду работу с детьми приобщаю их к любви

родному краю , моей целью является формирование человека нового типа с

новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих

действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в

относительной гармонии с природой, а основными задачами:

1. привитие детям чувство гордости за свой родной край.

2. дать элементарные представления о нашем городе Старый Оскол, его

истории.

3. добиться бережного отношения к окружающей природе, стремления не

ухудшить, а улучшить ближний мир.

Мною разработан перспективный план работы, с детьми начиная с 3

лет. Предполагаю, что ознакомление с культурой народов, историей

природой родного

края,

обеспечит

успешность

формирования

личности дошкольника. Свою любовь к родным местам, знание того, чем

знаменит родной край, мы передаём детям. Это чрезвычайно важно

для воспитания начал патриотических чувств.

Первые представления о родной стране, которые ребенок получает в

детском саду, должны включать в себя сведения о природе той местности,

того края, где он живет. Любой край неповторим. Старый Оскол

его

уникальность

и

поэтика,

создают

благодарную

основу

для воспитания подрастающего поколения. В любом месте своя особенная,

неповторимая природа.

Содержание данного плана включает ряд познавательных элементов

занятий, в лес, бесед, фотовыставок и выставок из природного материала,

рассматривание иллюстраций, работа в книжном уголке, художественная

деятельность.

Использование

такого

многообразия

мероприятий

способствует закреплению полученных знаний у детей, благотворно влияет

на воспитание патриотических

чувств, даёт возможность почувствовать

детям их причастность к истории и современной жизни города, края, своей

страны, родному краю.

В группе имеется патриотический уголок «Старооскольский городской

округ». В нем собран наиболее актуальный материал о родном крае, реки,

включающий как сведения об историческом прошлом, так и современном

культурном облике края, животном, растительном мире Старого Оскола.

Содержание

представлено

фотографиями,

альбомами,

специальной

литературой (художественной, справочно-информационной, детской).

Воспитание патриотических чувств через привитие любви к родному

краю у дошкольников - несомненно процесс сложный и длительный. Любовь

к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране,

природе играют огромную роль в становлении личности ребёнка. В ходе

реализации работы дети

получат

знания

о родном

крае,

его

истории,

достопримечательностях, символике, узнают, кто основал город, имена тех,

кто

прославил

край.

Если

ребята

начнут

интересоваться

жизнью

своего родного края и уметь отражать эти представления в деятельности,

делать первые шаги по сохранению природы родного края, то цели и задачи

можно считать достигнутыми.

Литература:

1.

Алешина,

Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.,

2005.-150с.

2.

Жуковская, Р.И., Виноградова Н.Ф., Козлова С.А., Родной край. – М.,

1990. -234с.

3.

Остапца А.А., Абросимова Г.Н., Трубочева М.Е. Патриотическое

воспитание

дошкольников

средствами

краеведо-туристской

деятельности. – М., 2003.-342с.

4.

Рыжова, Н., Логинова Л., Данюкова А., Мини-музей в детском саду. –

М., 2008.-321с.

5.

Новицкая, М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду.

– М., 2003.-254с.



В раздел образования