Авторы: Костомарова Инна Ивановна, Говорова Инна Дмитриевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС №24
Населённый пункт: Старый Оскол
Наименование материала: статья
Тема: О воспитании патриотических чувств через привитие любви к родному краю
Раздел: дошкольное образование
О воспитании патриотических чувств через привитие
любви к родному краю.
«Любовь к родному краю, родной культуре,
родной речи начинается с малого – любви к своей семье,
к своему жилищу к своему детскому саду.»
Д.С. Лихачёв
Любовь к Родине начинается с любви к своему городу, селу, к
окружающим людям, природе родного края. Быть патриотом — значит
ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство
возникает
еще
в дошкольном
детстве,
когда
закладываются
основы
ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребенке
постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому
саду, родным местам, природе своего края, родной стране.
Суть патриотических чувств воспитания состоит в том, чтобы посеять
и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому
и семье, к истории и культуре страны, созданной трудом родных и близких
людей, тех, кого зовут соотечественниками. Свою работу по воспитанию
патриотических чувств через привитие любви к родному краю, начинаем с
создания для детей теплой, уютной атмосферы в группе. Каждый день
ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми
друзьями, веселыми играми. Ведь с воспитания чувств привязанности
к родному
детскому
саду,
родной
улице, родной семье
начинается
формирование того фундамента, на котором будет формироваться более
сложное образование – чувство любви к своему отечеству, родному краю,
Родине.
Работа по воспитанию патриотических чувств любви к родному краю у
детей, ведётся в тесной взаимосвязи с умственным, экологическим, трудовым
и эстетическим воспитанием, при этом учитывается возраст дошкольников,
их психологические особенности и возможности.
Учитывая возрастные
особенности
детей,
широко
применяются
игровые приемы, которые важны, как для повышения познавательной
активности детей,
так
и
для
создания
эмоциональной
атмосферы
образовательной деятельности. Ознакомление дошкольников с историей,
культурой и природой родного края осуществлялось во время совместной
деятельности
по
экологии
и
ознакомлении
с
окружающим,
тесно
переплетающимся
с
региональным
компонентом.
Образовательные
деятельности
носят
игровой,
сюжетный
характер,
что
помогает
поддерживать интерес и активность её воспитанников. В процессе ребята
получают не только новые знания, но и радость, положительные эмоции. С
целью усиления развивающего эффекта использую методы активизации
познавательной
деятельности:
моделирование,
вопросы
друг
другу, воспитателю, поисковая деятельность, экспериментирование.
Неотъемлемой
частью
сближения
и
познания детей
природы
родного края являются целевые прогулки, экскурсии, после проводятся
беседы, дидактические игры, рассказы воспитателя, чтение художественных
произведений, которые формируют положительное отношение к тому, что
увидели, развивают и обогащают их речь.
Знания, полученные во время экскурсий и бесед, закрепляются в
творческой деятельности (конструирование, аппликация, рисование, лепка).
Встречи с природой возбуждают фантазию ребенка, способствуют
развитию речевого, изобразительного, игрового творчества. Общение с
природой, познание ее тайн облагораживает человека, делает его более
чутким.
Начиная с младшего возраста, знакомим с правилами бережного
отношения к природе: растения необходимо поливать, нельзя без нужды
рвать цветы, листья.
Стараемся дать детям максимум элементарных экологических знаний,
которые помогут им понять необходимость вести себя экологически
правильно: не шуметь в лесу, не включать громко музыку, не разжигать
огонь близко к деревьям, не рвать охапками цветы, не обижать насекомых и
птиц, в группе имеются папки-передвижки с правилами поведения в природе.
Большую помощь в обогащении чувственных представлений дошкольников,
в организации разнообразных их встреч с природой оказывает семья. В
воскресный день мы предлагаем, родителям с детьми сходить в лес, на речку,
музеи, просим их собрать природный материал, сфотографировать что-то
необычное. А затем эти фотографии, поделки размещаем на выставках. Что и
в нашей группе это практикуется очень часто.
Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают
народные праздники и традиции («Масленица», «Новый год», «Рождество» и
др.)
Для этого использую разнообразные формы работы:
посещение музыкальных занятий, развлечений;
изучение краеведческой литературы о селе и крае;
организация выставки фотографий и открыток;
сбор и систематизация экспонатов для музея, отражающих разные
стороны жизни русского народа;
экскурсии по памятным местам.
В них фиксируются накопленные веками тончайшие наблюдения за
характерными
особенностями
времен
года,
погодными
изменениями,
поведением птиц, насекомых, растений.
Народный праздник является для ребенка большой, яркой и глубоко
содержательной игрой. Поэтому, проживая с детьми, любимые в народе
праздники, мы воздействуем на эмоциональную сферу детей и оставляем в
их
памяти
глубокий
след.
В
нашей
группе
осуществляется
тесное
сотрудничество с родителями, отношения с которыми строятся по принципу
доверительного партнерства, моральной поддержки и взаимопомощи. Мы
опираемся на родителей не только как на помощников детского учреждения,
а как на равноправных участников формирования детской личности.
Положительно зарекомендовали себя “Дни открытых дверей”, спортивные и
фольклорные праздники с участием родителей. Родители принимают участие
в
экскурсиях,
оказывают
помощь
в
оформление
интерьера
группы
фотовыставок о родном городе, о родном крае, в конкурсах рисунков,
поделок, ярмарках, спортивных праздниках и развлечениях
Одно из главных условий воспитании патриотических чувств через
привитие
любви
к
родному
краю
–
приобщение
детей к
трудовой
деятельности. Труд с общественной мотивацией следует организовывать и в
детском саду и дома систематически, а не от случая к случаю. Дети старшего
дошкольного возраста могут выполнять постоянные трудовые поручения не
только по самообслуживанию, но и на общую пользу. Следует воспитывать у
детей бережное отношение к общественному добру, к природе родного края.
На протяжении 5 лет я виду работу с детьми приобщаю их к любви
родному краю , моей целью является формирование человека нового типа с
новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих
действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в
относительной гармонии с природой, а основными задачами:
1. привитие детям чувство гордости за свой родной край.
2. дать элементарные представления о нашем городе Старый Оскол, его
истории.
3. добиться бережного отношения к окружающей природе, стремления не
ухудшить, а улучшить ближний мир.
Мною разработан перспективный план работы, с детьми начиная с 3
лет. Предполагаю, что ознакомление с культурой народов, историей
природой родного
края,
обеспечит
успешность
формирования
личности дошкольника. Свою любовь к родным местам, знание того, чем
знаменит родной край, мы передаём детям. Это чрезвычайно важно
для воспитания начал патриотических чувств.
Первые представления о родной стране, которые ребенок получает в
детском саду, должны включать в себя сведения о природе той местности,
того края, где он живет. Любой край неповторим. Старый Оскол
его
уникальность
и
поэтика,
создают
благодарную
основу
для воспитания подрастающего поколения. В любом месте своя особенная,
неповторимая природа.
Содержание данного плана включает ряд познавательных элементов
занятий, в лес, бесед, фотовыставок и выставок из природного материала,
рассматривание иллюстраций, работа в книжном уголке, художественная
деятельность.
Использование
такого
многообразия
мероприятий
способствует закреплению полученных знаний у детей, благотворно влияет
на воспитание патриотических
чувств, даёт возможность почувствовать
детям их причастность к истории и современной жизни города, края, своей
страны, родному краю.
В группе имеется патриотический уголок «Старооскольский городской
округ». В нем собран наиболее актуальный материал о родном крае, реки,
включающий как сведения об историческом прошлом, так и современном
культурном облике края, животном, растительном мире Старого Оскола.
Содержание
представлено
фотографиями,
альбомами,
специальной
литературой (художественной, справочно-информационной, детской).
Воспитание патриотических чувств через привитие любви к родному
краю у дошкольников - несомненно процесс сложный и длительный. Любовь
к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране,
природе играют огромную роль в становлении личности ребёнка. В ходе
реализации работы дети
получат
знания
о родном
крае,
его
истории,
достопримечательностях, символике, узнают, кто основал город, имена тех,
кто
прославил
край.
Если
ребята
начнут
интересоваться
жизнью
своего родного края и уметь отражать эти представления в деятельности,
делать первые шаги по сохранению природы родного края, то цели и задачи
можно считать достигнутыми.
Литература:
1.
Алешина,
Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.,
2005.-150с.
2.
Жуковская, Р.И., Виноградова Н.Ф., Козлова С.А., Родной край. – М.,
1990. -234с.
3.
Остапца А.А., Абросимова Г.Н., Трубочева М.Е. Патриотическое
воспитание
дошкольников
средствами
краеведо-туристской
деятельности. – М., 2003.-342с.
4.
Рыжова, Н., Логинова Л., Данюкова А., Мини-музей в детском саду. –
М., 2008.-321с.
5.
Новицкая, М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду.
– М., 2003.-254с.