Напоминание

Притчи на уроках истории и обществознания


Автор: Вологжин Сергей Леонидович
Должность: Учитель истории
Учебное заведение: МОБУ СОШ №33
Населённый пункт: г. Якутск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Притчи на уроках истории и обществознания
Раздел: среднее образование





Назад




Притчи и истории на уроках обществознания

Вологжин С.Л.- учитель истории МОУ СОШ №33 г Якутска.

Модернизация российского образования направлена на изменение подходов к методике

преподавания, расширения арсенала методических приемов учителя, активизацию деятельности

обучающихся в ходе урока, приближение изучаемых тем к реальной жизни. Решить эти и другие

задачи помогают притчи и истории используемые на уроках. На протяжении тысяч лет

разнообразные по жанру и направленности повествования воздействовали на миллионные

аудитории во всем мире, будучи частью этнической, национальной и общечеловеческой

культуры. Продолжают они оставаться важным элементом жизни и сегодня, помогая людям

образовываться и развиваться.

Сила историй такова, что даже в век «высоких технологий» истории, сказки, повествования и

др. по-прежнему, остаются успешными каналами передачи информации, способствуют

сохранению культурных ценностей, обучают слушателей и доносят до них некую глубокую

мудрость, которая помогает им учиться и развиваться.

Высокие обучающие возможности притч имеют психофизиологическое объяснение. Известно,

что правое полушарие головного мозга управляет левой стороной тела и отвечает за фантазию,

творческие способности, воображение. Левое полушарие контролирует правую часть и

ответственно за функции речи, логику, линейное мышление и счет. Люди одинаково успешно

используют возможности обоих полушарий, но обычно у каждого человека одно из них

доминирует. Истории активизируют деятельность обоих полушарий мозга.

Использование историй в обучении неизбежно ставит вопрос о методологических принципах,

на которых это основано. Нужно ли делать достоянием класса мораль истории, сказки, которую

только что услышали обучаемые, или аудитория должна сама дать интерпретации? Можно ли

быть уверенным, что учащиеся восприняли информацию в соответствии с ожиданиями учителя,

или нужна специальная дискуссия, чтобы прийти к групповому мнению относительно морали.

Как это часто бывает, существует, по меньшей мере, две противоположные позиции по этому

вопросу. С одной стороны, можно предполагать и утверждать, что обобщенные, массовые

истории порождают множество индивидуальных интерпретаций, что в конечном итоге приведет к

снижению качества обучения из-за замешательства учащихся, вызванного отсутствием ясности . С

другой стороны, столкновение мнений, противоположность и дополняемость интерпретаций

позволяют раскрыть многомерность истории, многозначность ее смысла и найти то общее, что

примиряет разные позиции.

Какой из данных противоположных подходов оказывается наиболее целесообразен в том или

ином случае – решать учителю, в зависимости от поставленной цели повествования и от того,

насколько важно, чтобы школьники получили именно ту информацию, которую история несет.

Если обращение к истории предусмотрено учителем как средство релаксации, отдыха в конце

урока, можно рекомендовать ученикам расслабиться, принять удобную позу и просто

поразмышлять над рассказом.

Если смысл истории прост, возможно ограничиться собственно рассказом без обсуждения. А

убедиться в том, действительно ли слушатели уяснили суть рассказа, можно по их реакции – как

вербальной, так и невербальной.

Если история служит тому, чтобы проиллюстрировать некую теорию в контексте учебного

материала, которую в данный момент обсуждает класс, достаточно спросить: «Так какое же

отношение эта история имеет к тому, что мы обсуждаем?»

Если история способствует разъяснению обширной и сложной темы, можно уточнить, какую

связь между историей и обсуждаемой темой усматривает сам учитель.

Если история выступает как основание для групповой дискуссии, следует спросить: «Как вы

думаете, каков смысл истории, и как она относится…?» После того как станет ясно, что группа

поняла смысл, можно смело приступать к обсуждению, сравнительному анализу позиций учителя

и учеников.

Практика показала: дети лучше помнят информацию, если повествование эмоционально

окрашено и подключены эмоции воспринимающего, поэтому от учителя требуется немалое

мастерство. Истории лучше не читать, а рассказывать, так как в этом случае возникает визуальный

контакт с аудиторией кроме того учитель должен использовать весь арсенал выразительных

средств: интонацию ,громкость голоса паузы, мимику, жесты .Историю можно сократить или ,

наоборот детализировать ,вовлечь ребят в диалог. Хорошее преподавание- это искусство.

Современный учитель должен превратить изучение любой дисциплины в удовольствие ,так

чтобы в его руках самый скучный предмет стал жизненным.

Таким образом, история, будь то сказка, былина, миф, рассказ или любой другой вид

повествования, описывая ситуации, пробуждает разного рода эмоциональные переживания,

активизирует воображение и обеспечивает эффективное усвоение информации. Все то и делает

ее мощным инструментом научения. Вместе с тем, будучи смысловыми и опорными пунктами

истории позволяют, пробуждая любопытство, добиться более успешного запоминания сведений и

знаний, побуждают к чтению.



В раздел образования