Автор: Кузнецова Елена Леонидовна
Должность: педагог-организатор
Учебное заведение: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Специальная (коррекционная) школа-интернат №39»
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Тики-так, тики-так, нам без часиков никак»
Раздел: начальное образование
Методологическая разработка коррекционного занятия
(для слабовидящих обучающихся начального общего образования)
Педагог: Кузнецова Елена Леонидовна, учитель ритмики МКОУ С(К)ШИ №39
Адресат: обучающиеся 1 класса
Учебная дисциплина /курс: ритмика
Тип занятия: систематизация знаний (общеметодологическая направленность)
Тема занятия: «Тики-так, тики-так, нам без часиков никак»
Цель занятия:
Формирование у учащихся понимания расположения в пространстве, как всего тела, так и
отдельных его частей, а также направленности их движения относительно друг друга.
Задачи:
Коррекционно - образовательные:
1.
Формирование понятий: «прямая-согнутая», «жёсткая-мягкая, напряжённая-
расслабленная» ( рука, нога, спина), «острая-широкая»( кисть), «вытянутая-
сокращённая» (стопа).
2.
Формирование понимания направлений движения: «вперёд-назад», «из стороны- в
сторону» или «вправо-влево», «по кругу», «вниз-вверх»
3.
Формирование понимания отличия «перешагивания» от «перепрыгивания»
4.
Подкрепление знаний о назначении, роли и устройстве часовых механизмов.
Коррекционно - развивающие:
1.
Развитие способности координировать движения рук, ног и головы
2.
Развитие способности прыгать на одной ноге и с ноги на ногу
3.
Развитие музыкальности и чувства ритма
4.
Развитие способности концентрировать внимание
5.
Развитие фантазии и воображения, помогающие быть похожими на часики
Коррекционно - воспитательные:
1.
умение
адекватно
воспринимать,
понимать
и
использовать
вербальные
и
невербальные средства общения на занятиях ритмикой;
2.
развитие коммуникативных способностей, проявления дружелюбия и заботы
Планируемые результаты:
личностные:
двигательная самореализация обучающегося
восприятие «образа Я» как субъекта музыкально-двигательной, танцевальной
деятельности;
развитие чувства ритма, связи движений с музыкой, координации движений;
саморегуляция, как способность к выполнению движений, двигательных
действий;
развитие мотивации к преодолению трудностей;
умение принимать и сохранять учебную задачу;
активное
использование
сохранных
анализаторов
для
формирования
компенсаторных
способов
овладения
специальными
ритмическими
упражнениями;
развитие
пространственного
мышления,
совершенствование
навыков
пространственной
ориентировки
как
основы
самостоятельного
и
результативного выполнения ритмических движений;
алгоритмизация
практических
действий
при
выполнении
танцевальных
движений;
метопредметные:
- регулятивные
установление связи между целью занятий ритмической деятельностью, мотивом и
результатом выполнения ритмического упражнения;
планирование и умение придерживаться заданной последовательности движений,
действий;
аналитико-синтетические
умения
и
навыки
в
дифференциации
и
оценке
содержания и характера двигательных действий, органов движения и их функций;
развитие умения выявлять выраженные в музыке настроения и чувства и
передавать свои чувства и эмоции с помощью ритмических движений и элементов
танцев, двигательного самовыражения;
- познавательные:
Углубление
знаний
об
устройстве,
назначении
и
пользе
часовых
механизмов, их роли в жизни человека;
установка на здоровьесберегающее поведение, ориентация на выполнение
правил образа жизни; здорового и безопасного поведения.
-коммуникативные:
умение
адекватно
воспринимать,
понимать
и
использовать
вербальные
и
невербальные средства общения на занятиях ритмикой;
умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми на занятиях ритмической
гимнастикой;
предметные:
обучающийся научится:
Чувствовать все части тела, знать их название (например: щиколотка, крестец,
лопатки и т. д.)
Держать правильную осанку (прямая спина, опущенные плечи, подтянутый
крестец)
Ориентироваться в заданном пространстве; чётко понимать направления вперёд,
назад, в сторону, вверх, вниз.
Двигаться в такт музыке
Владеть простейшими элементами танца: шаги, прыжки, приседания, наклоны –
сопровождая их простыми движениями рук и головы)
Создавать простые образы в танце
Не бояться выступать перед аудиторией
Находить общий язык со сверстниками; научиться работать в паре, в команде
Формы работы: групповая
Технологии:
технология разноуровневого обучения,
игровые технологии,
информационно-коммуникационные технологии,
здоровьесберегающие технологии
Продолжительность занятия: 40 мин.
Образовательные ресурсы и оборудование: гимнастические коврики, МР-3 плеер, муз.
колонки.
Ход занятия
Вводная часть
Мотивационный этап
На средине зала, в два ряда, расположены гимнастические коврики, по количеству
учеников в классе.
Под весёлую музыку (размер 2/4) обучающиеся, вслед за учителем, друг за другом, входят
в класс, обходят коврики по кругу и выстраиваются вдоль стены.
Учитель приветствует их, называет тему занятия и задаёт вопросы: Какие часики вы
знаете? Какими часами пользовался человек, до того времени, когда появились
электронные? Чем отличаются электронные часы от механических? Какие разновидности
механических часов вы знаете? Почему люди одушевляли механические часы? Хочется ли
им показать это через танец?
Затем учитель предлагает ученикам игру: «Пока часы двенадцать бьют».
Условия игры: нужно под бой курантов перепрыгивать с коврика на коврик, стараясь не
допустить, чтобы на одном коврике было больше одного человека. На последнем ударе
игра останавливается и каждый остаётся на своём коврике.
Этап актуализации знаний и фиксирования затруднений
Далее учитель объясняет детям, что для того, чтобы правильно и красиво танцевать,
нужны сильные мышцы и подвижные, гибкие суставы. Поэтому необходимо выполнить
разминку (зарядку). Разминка составлена на основе «комплекса упражнений для
повышения резистентности организма № 1» Сидерского А. В., в стихотворной форме.
Ученики садятся на коврики и выпрямляют ноги. Учитель говорит слова, дети выполняют
то, о чём он говорит:
«До носочков мы достали, а затем мы в мостик встали.
А потом перекатились и на пузе очутились.
Руки, ноги поднимаем, лодочку свою качаем.
А затем садись на пятки и вытягивай царапки.
Всё, встаём на четвереньки, отдохнём с тобой маленько.
На пол попой ты садись и на спину ты ложись.
Руки к небу верх тяни и на пальцы ног смотри.
Уфф! Устали мы маленько! Вытянемся хорошенько.
Ты вдоль пола растянись, Как резинка натянись.
Молодцы! Пора вставать. Ноги вместе собирать.
Вперёд смело наклонись, И за локти ты возьмись,
Мягко к полу потянись.
Хороша зарядка наша! Нам теперь и грипп не страшен,
Хочешь ты здоровым быть, Нужно снова повторить»
Разминка повторяется три раза. В третий раз, в конце, говорится: « нужно дома
повторить»
Далее учитель говорит детям, что настало время проверить, точно ли они знают, что такое
«стрела» и просит их перечислить, какими качествами должна обладать стрела, а,
следовательно, и стрелки часов: прямая или согнутая, жёсткая или мягкая, острая или
тупая. После этого предлагается поиграть в игру «волна-стрела».
Правила такие: когда играет медленная, красивая музыка, ученики изображают волны, не
выходя за пределы своих ковриков, а когда музыка обрывается, учитель кричит «стрела» и
дети одной или двумя руками изображают стрелы, следуя перечисленным качествам
(прямая, жёсткая, острая)
Основная часть
Этап п
остановки учебной задачи
Теперь, когда учащимся понятно, как изображать стрелу, можно приступать к
упражнению «большие и маленькие стрелочки», ведь стрелки, также как и часы, бывают
разных размеров.
Упражнение выполняется сидя на коврике, в удобной, устойчивой позе. Ученики сначала
поднимают правую руку в сторону (большая стрела), а затем сгибают её под прямым
углом, предплечье и кисть вверх (маленькая стрелочка) и качают предплечье вправо-
влево, вниз-вверх, оставляя плечо неподвижно, на уровне плечевого сустава. Затем
вращают предплечье с кистью по часовой стрелке и против, локоть – центр вращения. При
этом нужно следить, чтобы «маленькая стрелочка» была прямой, жёсткой и острой ( кисть
собрана). Также необходимо следить за прямой спиной и опущенными плечами и
лопатками. Потом та же последовательность движений выполняется левой рукой. И после
небольшого разбора ошибок, упражнение выполняется двумя руками одновременно.
Следующее упражнение даёт возможность отдохнуть рукам и плечам и помогает укрепить
мышцы ног, понять и почувствовать разницу между шагом и прыжком. Называется «тики-
так». Выполняется под песенку из мультсериала «Фиксики», серия про часы. Исходное
положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. На слова «тики-тики, тики-
тики», ученики качаются вправо-влево с прямыми ногами, а на слова «так-так-так»,
прыгают на правой ноге, оставляя левую в воздухе прямой с сокращённой стопой. Затем,
то же самое с другой ноги. Далее, на слова «часики идут», прыжок на правой ноге, повтор
на левой ноге. На слова «часики минуты берегут», дети, качаясь с ноги на ногу,
поворачиваются вокруг себя, вправо.
Этап р
еализации учебной задачи
На этом этапе, когда повторены и отработаны элементы танцев, можно исполнить сам
танец - «Часики», обращая внимание учащихся на необходимые детали и с подсказкой
учителя. Затем учитель просит детей исполнить танец самостоятельно.
На этом же этапе занятия идёт разбор и повтор движений танца «Тики-так».
Особенно движений на слова «тики-так, тики-так, нам без часиков ника». В этом месте
больше всего необходимо скоординировать движения стоп, коленей и рук.
Учащиеся исполняют танец «Тики-так», сначала с подсказкой учителя, а затем
самостоятельно.
Заключительная часть
Рефлексия деятельности
Учитель спрашивает у детей, понравилось ли им танцевать; как, по их мнению, они
справились с танцем; довольны ли они прошедшим занятием. Учитель сам даёт оценку
работы учащихся и подводит итог занятия. А также благодарит учеников за старание.