Авторы: Киясова Эльвира Евгеньевна, Тимонина Марина Геннадьевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Населённый пункт: казань Приволжский район
Наименование материала: статья
Тема: «Как помочь тревожному ребёнку перед выступлением»
Раздел: среднее образование
Киясова Эльвира Евгеньевна
педагог дополнительного образования
МБОУ «СОШ№35» г.Казань, Республика Татарстан
«Как помочь тревожному ребёнку перед выступлением»
Аннотация: Проблема сценического волнения – одна из наиболее актуальных,
жизненно важных проблем не только для музыкантов-исполнителей, но и для
воспитанников
любых
направлений
деятельности,
будь
то
танцоры,
спортсмены, актёры, шахматисты, циркачи, юные исследователи, выступающие
с докладами на конференциях и семинарах и т.д. Любой человек испытывает в
этот момент волнение. Целью моей статьи является разработка рекомендаций
по снижению уровня волнения.
Ключевые слова:
Тревожность,волнение,самооценка,уверенность,спокойствие,мотивация,предва
рительная подготовка.
Работа с тревожным ребенком сопряжена с определенными трудностями и, как
правило, занимает достаточно длительное время. Специалисты рекомендуют
проводить работу с тревожными детьми в трёх направлениях:
1.
Повышение самооценки ребёнка.
2.
Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее
волнующих его ситуациях (в нашем случае — перед выступлением).
3.
Рекомендации родителям «Правила общения с тревожным ребёнком».
Рассмотрим подробнее каждое из названных направлений
Повышение самооценки ребёнка
•
Обращайтесь к ребенку по имени.
•
Хвалите ребёнка даже за незначительные успехи, отмечайте их в
присутствии других детей. Однако ваша похвала должна быть искренней,
причем ребенок обязательно должен знать, за что его похвалили.
•
В учебном кабинете можно оформить стенд «Достижения недели», на
котором раз в неделю вся информация будет посвящена успехам конкретного
ребенка. Каждый ребенок, таким образом, получит возможность быть в центре
внимания окружающих. Количество рубрик для стенда, их содержание и
расположение обсуждаются совместно со взрослыми и детьми.
Обучение детей умению управлять своим поведением перед выступлением
•
Самое главное – педагог должен объяснить ребенку, что абсолютно все
перед выступлением немного волнуются. И это нормально. Небольшое
волнение, наоборот, помогает выступить лучше.
•
Тщательно отрепетируйте предстоящее выступление, будь то доклад,
отчетный концерт или стихотворение на детском мероприятии. Похвалите
ребёнка, вселите в него уверенность, что он знает номер на отлично.
Репетировать можно перед зеркалом, но лучше попросить кого-то из друзей
послушать ребёнка. Попросите ребёнка понаблюдать за собственной реакцией
на «живого» зрителя.
•
Чтобы ребенок лучше освоил танцевальное движение или свою роль в
театральной постановке, попросите его объяснить вам, что именно нужно
сделать. Пусть он почувствует себя «педагогом» или «режиссером». Показывая
и объясняя вам, он лучше усвоит задание.
•
Объясните детям, что зрители — это точно такие же люди, как и вы. Да,
их много, но каждый в отдельности не сделал вам ничего плохого и главное –
не собирается искать недостатки в вашем выступлении. Возможно, зрителей
тоже что-то волнует. Воспринимайте их не как враждебную толпу, а как
собрание
приятных,
умных
и
доброжелательных
личностей,
готовых
поддержать всех выступающих.
•
Замечательно,
если
у
выступающих
есть
возможность
немного
«привыкнуть» к месту выступления. Походите по аудитории (залу, сцене), в
которой вы будете выступать, заранее определите маршрут, по которому будете
двигаться (если необходимо). Такая подготовка обязательно поможет при
выступлении.
•
Разговаривайте с ребенком спокойным и уверенным голосом, обращайте
внимание на всё хорошее вокруг: как уютно и красиво в зале, какие сегодня все
довольные и радостные, какой у него красивый костюм и т.д.
•
Попросите ребенка повторять за вами
фразы,
которые придадут
уверенности: «Я уверен в себе», «Я умею танцевать/петь и т.д.», «Мне будут
аплодировать зрители», «Я сейчас покажу, что я умею».
•
Дополняйте фразы жестами и позами: пусть ребенок выпрямит спину,
широко расставит ноги, руками упрется в бока или подымет их вверх, как
делают чемпионы, стоя на пьедестале. В такой позе нужно постоять или
походить несколько минут.
•
Если ребёнок почувствовал приступ паники прямо во время выступления,
то выручить его сможет правильное дыхание. Научите его, как дышать
правильно. Все, что нужно сделать, чтобы почувствовать себя увереннее, –
дышать спокойно и глубоко. Сделать глубокий вдох и такой же спокойный
выдох, чтобы во время дыхания были задействованы мышцы живота. Стараться
дышать
так
на
протяжении
всего
выступления
(очень
помогут
заблаговременные тренировки).
•
После выступления обязательно обнимите и похвалите своего юного
воспитанника независимо от того, как он выступил. Покажите, что вы
гордитесь им.
Работа с родителями тревожного ребенка:
Совершенно очевидно, что ни один родитель не стремится к тому, чтобы его
ребенок стал тревожным. С целью профилактики тревожности можно
использовать наглядную информацию. В учебном кабинете на стенде можно
разместить, например, памятку, в основу которой легли советы Е.В. Новиковой
и Б.И. Кочубей.
Профилактика тревожности (Рекомендации родителям)
Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых для него
людей.
Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребенку без всяких
причин то, что вы разрешали раньше.
Учитывайте возможности детей, не требуйте от них того, что они не могут
выполнить. Если ребенку с трудом дается какой-либо учебный предмет, лучше
лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже
малейших успехов не забудьте похвалить.
Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте таким, какой он есть.
Если по каким-либо объективным причинам ребенку трудно учиться, выберите
для него кружок по душе, чтобы занятия в нем приносили ему радость и он не
чувствовал себя ущемленным.
Но главное – дело не только в знании секретов успешного выступления. Любой
музыкант должен помнить о том, что на сцене он обязан забыть о страхе и все
свои мысли направить к осмыслению той музыки, которую он будет исполнять.
Он должен выступить посредником между композитором и слушателем.
Исполнитель должен всю свою работу поставить под творческий контроль. Не
только работу над техникой, звуком, стилем, но и работу над владением собой,
работой над верой в свои силы.