Напоминание

«Как помочь тревожному ребёнку перед выступлением»


Авторы: Киясова Эльвира Евгеньевна, Тимонина Марина Геннадьевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Населённый пункт: казань Приволжский район
Наименование материала: статья
Тема: «Как помочь тревожному ребёнку перед выступлением»
Раздел: среднее образование





Назад




Киясова Эльвира Евгеньевна

педагог дополнительного образования

МБОУ «СОШ№35» г.Казань, Республика Татарстан

«Как помочь тревожному ребёнку перед выступлением»

Аннотация: Проблема сценического волнения – одна из наиболее актуальных,

жизненно важных проблем не только для музыкантов-исполнителей, но и для

воспитанников

любых

направлений

деятельности,

будь

то

танцоры,

спортсмены, актёры, шахматисты, циркачи, юные исследователи, выступающие

с докладами на конференциях и семинарах и т.д. Любой человек испытывает в

этот момент волнение. Целью моей статьи является разработка рекомендаций

по снижению уровня волнения.

Ключевые слова:

Тревожность,волнение,самооценка,уверенность,спокойствие,мотивация,предва

рительная подготовка.

Работа с тревожным ребенком сопряжена с определенными трудностями и, как

правило, занимает достаточно длительное время. Специалисты рекомендуют

проводить работу с тревожными детьми в трёх направлениях:

1.

Повышение самооценки ребёнка.

2.

Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее

волнующих его ситуациях (в нашем случае — перед выступлением).

3.

Рекомендации родителям «Правила общения с тревожным ребёнком».

Рассмотрим подробнее каждое из названных направлений

Повышение самооценки ребёнка

Обращайтесь к ребенку по имени.

Хвалите ребёнка даже за незначительные успехи, отмечайте их в

присутствии других детей. Однако ваша похвала должна быть искренней,

причем ребенок обязательно должен знать, за что его похвалили.

В учебном кабинете можно оформить стенд «Достижения недели», на

котором раз в неделю вся информация будет посвящена успехам конкретного

ребенка. Каждый ребенок, таким образом, получит возможность быть в центре

внимания окружающих. Количество рубрик для стенда, их содержание и

расположение обсуждаются совместно со взрослыми и детьми.

Обучение детей умению управлять своим поведением перед выступлением

Самое главное – педагог должен объяснить ребенку, что абсолютно все

перед выступлением немного волнуются. И это нормально. Небольшое

волнение, наоборот, помогает выступить лучше.

Тщательно отрепетируйте предстоящее выступление, будь то доклад,

отчетный концерт или стихотворение на детском мероприятии. Похвалите

ребёнка, вселите в него уверенность, что он знает номер на отлично.

Репетировать можно перед зеркалом, но лучше попросить кого-то из друзей

послушать ребёнка. Попросите ребёнка понаблюдать за собственной реакцией

на «живого» зрителя.

Чтобы ребенок лучше освоил танцевальное движение или свою роль в

театральной постановке, попросите его объяснить вам, что именно нужно

сделать. Пусть он почувствует себя «педагогом» или «режиссером». Показывая

и объясняя вам, он лучше усвоит задание.

Объясните детям, что зрители — это точно такие же люди, как и вы. Да,

их много, но каждый в отдельности не сделал вам ничего плохого и главное –

не собирается искать недостатки в вашем выступлении. Возможно, зрителей

тоже что-то волнует. Воспринимайте их не как враждебную толпу, а как

собрание

приятных,

умных

и

доброжелательных

личностей,

готовых

поддержать всех выступающих.

Замечательно,

если

у

выступающих

есть

возможность

немного

«привыкнуть» к месту выступления. Походите по аудитории (залу, сцене), в

которой вы будете выступать, заранее определите маршрут, по которому будете

двигаться (если необходимо). Такая подготовка обязательно поможет при

выступлении.

Разговаривайте с ребенком спокойным и уверенным голосом, обращайте

внимание на всё хорошее вокруг: как уютно и красиво в зале, какие сегодня все

довольные и радостные, какой у него красивый костюм и т.д.

Попросите ребенка повторять за вами

фразы,

которые придадут

уверенности: «Я уверен в себе», «Я умею танцевать/петь и т.д.», «Мне будут

аплодировать зрители», «Я сейчас покажу, что я умею».

Дополняйте фразы жестами и позами: пусть ребенок выпрямит спину,

широко расставит ноги, руками упрется в бока или подымет их вверх, как

делают чемпионы, стоя на пьедестале. В такой позе нужно постоять или

походить несколько минут.

Если ребёнок почувствовал приступ паники прямо во время выступления,

то выручить его сможет правильное дыхание. Научите его, как дышать

правильно. Все, что нужно сделать, чтобы почувствовать себя увереннее, –

дышать спокойно и глубоко. Сделать глубокий вдох и такой же спокойный

выдох, чтобы во время дыхания были задействованы мышцы живота. Стараться

дышать

так

на

протяжении

всего

выступления

(очень

помогут

заблаговременные тренировки).

После выступления обязательно обнимите и похвалите своего юного

воспитанника независимо от того, как он выступил. Покажите, что вы

гордитесь им.

Работа с родителями тревожного ребенка:

Совершенно очевидно, что ни один родитель не стремится к тому, чтобы его

ребенок стал тревожным. С целью профилактики тревожности можно

использовать наглядную информацию. В учебном кабинете на стенде можно

разместить, например, памятку, в основу которой легли советы Е.В. Новиковой

и Б.И. Кочубей.

Профилактика тревожности (Рекомендации родителям)

Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых для него

людей.

Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребенку без всяких

причин то, что вы разрешали раньше.

Учитывайте возможности детей, не требуйте от них того, что они не могут

выполнить. Если ребенку с трудом дается какой-либо учебный предмет, лучше

лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже

малейших успехов не забудьте похвалить.

Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте таким, какой он есть.

Если по каким-либо объективным причинам ребенку трудно учиться, выберите

для него кружок по душе, чтобы занятия в нем приносили ему радость и он не

чувствовал себя ущемленным.

Но главное – дело не только в знании секретов успешного выступления. Любой

музыкант должен помнить о том, что на сцене он обязан забыть о страхе и все

свои мысли направить к осмыслению той музыки, которую он будет исполнять.

Он должен выступить посредником между композитором и слушателем.

Исполнитель должен всю свою работу поставить под творческий контроль. Не

только работу над техникой, звуком, стилем, но и работу над владением собой,

работой над верой в свои силы.



В раздел образования