Напоминание

Инновационные технологии и современные методы в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда ДОУ


Автор: Новикова Ирина Валерьевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 9
Населённый пункт: Смоленская область. г.Вязьма
Наименование материала: статья
Тема: Инновационные технологии и современные методы в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Инновационные технологии и современные методы в коррекционно-

развивающей работе учителя-логопеда ДОУ

Одно из правил инклюзивного образования — все педагоги и сотрудники

образовательной организации, вовлечённые в процесс обучения, должны

быть обучены разным стратегиям и новым педагогическим технологиям. В

современных условиях развития общества перед педагогической наукой и

практикой стоят задачи поиска наиболее оптимальных систем обучения и

воспитания детей с нарушениями речи. Основной проблемой для ДОУ,

становится увеличение количества детей, имеющих трудности освоения

общеобразовательных программ и детей с тяжёлыми нарушениями речи. В

рамках введения ФГОС ДО, приоритетной задачей становится решение этих

проблем с помощью инновационных моделей.

Инновационные процессы – на современном этапе развития общества

затрагивает в первую очередь систему дошкольного образования, как

начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребенка.

Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии,

использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность

ребенка, на развитие его способностей. Дети с речевыми нарушениями часто

бывают с неустойчивой психикой, у них наблюдаются нестабильное

психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность и быстрая

утомляемость. Логопедические занятия для таких дошколят — это тяжелый

труд. Поэтому нам приходится искать, находить и умело использовать на

практике более инновационные методы и формы воздействия, так как именно

они становятся наиболее перспективным средством коррекционно-

развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. На

сегодняшний день в арсенале коррекционных педагогов имеется обширный

практический материал, применение которого способствует эффективному

речевому развитию ребенка. Но мы сталкиваемся с

трудностями коррекционной работы из-за возросшего количества речевой

патологии. Дети с речевыми нарушениями часто бывают с неустойчивой

психикой, у них наблюдаются нестабильное психоэмоциональное состояние,

пониженная работоспособность и быстрая утомляемость. Логопедические

занятия для таких дошколят — это тяжелый труд. Поэтому нам приходится

искать, находить и умело использовать на практике более инновационные

методы и формы воздействия, так как именно они становятся наиболее

перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми,

имеющими нарушения речи.

Практические методы (упражнения игры и моделирование).

Наглядные методы — формы усвоения знаний, умений и навыков, которые

находятся в существенной зависимости от применяемых при обучении

наглядных пособий и технических средств обучения.

Словесные методы определяются возрастными особенностями детей,

структурой и характером речевого дефекта, целями, задачами, этапом

коррекционного воздействия.

В своей работе использую инновационные технологии при работе с детьми с

ОВЗ.

Инновационные технологии – это внедрённые, новые, обладающие

повышенной эффективностью методы и инструменты, приёмы, являющиеся

конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога.

Основным критерием «инновационности» технологии является повышение

эффективности образовательного процесса за счёт её применения.

Использование в логопедической практике инновационных

технологий служит эффективным дополнением к общепринятым наиболее

популярным классическим технологиям и методикам, разработанным в конце

XX века. И относится к так называемым «микроинновациям», поскольку её

использование не меняет базисную организацию логопедической помощи, а

лишь локально модифицирует её методическую составляющую и служит для

создания благоприятного эмоционального фона.

Творчески варьируя сочетаемость разных технологий обучения,

систематически и целенаправленно используя их на практике, в соответствии

с индивидуальными возможностями каждого ребенка, коррекционно –

развивающий процесс становится более результативным и эффективным.

В последние годы отмечается устойчивая тенденция ухудшения здоровья

дошкольников, увеличения числа детей с нарушением психического и

речевого развития, в связи с чем, применение инновационных

здоровьесберегающих технологий в деятельности ДОУ становится очень

актуальным.

Инновационные технологии в логопедической практике это всего лишь

дополнение к общепринятым, проверенных временем технологиям

(технология диагностики, технология звукопостановки, технология

формирования речевого дыхания, развития мелкой моторики рук и т.д.)

Нестандартные подходы, новые инновационные технологии нужны чтобы:

сделать обучение осознанным;

интересным;

оптимизировать процесс обучения;

содействовать оздоровлению детей.

Виды инновационных технологий, используемых в логопедии:

1.

Информационно-коммуникационные технологии;

2.

Инновационные психокоррекционные технологии: сказкотерапия, песок-

терапия и т.д.;

3.

Образовательные технологии (ТРИЗ, синквейн, интеллектуальная карта,

кластер);

4.

Здоровьесберегающие технологии:

-артикуляционная, дыхательная, пальчиковая гимнастика,

-Су-джок терапия,

-кинезиологические упражнения);

5. Смешанные технологии — традиционные логопедические технологии

использованием нововведений (сенсомоторное воспитание детей,

использование навыка чтения при формировании речевой деятельности,

6. Организационные инновационные технологии: определение новых форм

логопедической помощи детям с речевыми нарушениями ( квест –

технология-представляет собой современную форму работы с детьми с

нарушениями речи )

Преимущество использования инновационных моделей в логопедической

практике:

ИКТ технологии:

Электронные средства обучения постепенно становятся инструментом,

способным существенно повысить качество образования, позволяющим

сделать процесс обучения интересным, многогранным.

Задачи:

— Формирование и развитие у детей речевых и языковых средств:

звукопроизношения, просодики, фонематического анализа и синтеза,

лексико-грамматического строя речи, связной речи;

— Формирование и развитие навыков учебной деятельности: развитие

познавательной активности, самоконтроля, развитие мелкой моторики рук,

развитие и координация психических процессов;

— Задачи творческого цикла: развитие воображения, развитие

познавательной активности, развитие потребности к познанию.

Инновационные психокоррекционные технологии: сказкотерапия, песок-

терапия

Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции

личности, развития творческих способностей, расширения сознания,

совершенствования взаимодействий с окружающим миром.

Целью сказкотерапии является снижение агрессии у детей, устранение

тревожности и страхов, развитие эмоциональной саморегуляции и

позитивных взаимоотношений с другими детьми. Для этого я

использую сказочные приемы и способы работы с детьми, доступные им из-

за своей простоты и огромного интереса к самой сказке. Перевоплощаясь

в сказочных героев, дети с гораздо большим энтузиазмом выполняют

задания. Через сказки ребенок получает знания о мире, о взаимоотношениях

людей, о проблемах и препятствиях, возникающих у человека в жизни,

учится преодолевать барьеры, находить выход из трудных ситуаций, верить в

силу добра, любви и справедливости.

Главная цель ТРИЗ — развивать системное мышление детей, воспитывать

творческую личность, способную понимать единство и противоречие

окружающего мира, и научить детей самостоятельно решать свои маленькие

проблемы. Дети с ОНР отстают в развитии словесно-логического мышления

и без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом,

сравнением и обобщением.

Поэтому, параллельно с задачей накопления, обогащения, уточнения

словарного запаса должна решаться другая не менее важная: создание

условий для его активизации и актуализации собственного высказывания. И

здесь на помощь может прийти дидактический синквейн. Эта технология не

требует особых условий для использования и органично вписывающаяся в

работу по развитию лексико–грамматических категорий у дошкольников и

младших школьников с ОНР.

Среди многообразия развивающих игр, знакомых нам по педагогической

дидактике, появилась совершенно особенная, творческая и добрая

Технология интенсивного развития интеллектуальных способностей у детей

по средствам игр В.В. Воскобовича.

Принципы, заложенные в систему этих игр – интерес - познание –

творчество, становятся максимально действенными, так как игра обращается

непосредственно к ребёнку добрым, самобытным, весёлым языком сказки,

интриги забавного персонажа или приглашения к приключениям.

Развивающие игры В.В. Воскобовича - это интеграция психологических,

педагогических и логопедических технологий, осуществляющая стимуляцию

развития познавательной сферы и выработку определённых навыков и

умений. Особенности этих игр таковы, что не надо перестраивать работу

учреждения или ломать реализуемые программы. Технология органично

вплетается в уже сформированный процесс обучения и коррекции. В

отношениях «взрослый- ребёнок» здесь не предполагается положение

взрослого над ребёнком, только партнёрские отношения. Ребёнок окружается

непринуждённой, весёлой, интеллектуально- творческой атмосферой. Она

сплетается из чувства внешней безопасности, когда малыш знает, что его

проявления не получат отрицательной оценки взрослых, и вырастет

ощущение внутренней раскованности за счёт поддержки его творческих

начинаний.

В условиях реализации ФГОС особые требования предъявляются к

развивающей предметно-пространственной среде, а именно: оптимальность,

целостность, многофункциональность, трасформируемость, вариативность (в

непосредственно образовательной деятельности, в совместной деятельности

и в самостоятельной деятельности ребёнка) , разнообразность игр. учителя-

логопеды, проводя каждый год мониторинг и сталкиваемся ежедневно с

трудностями усвоения речевого материала, бедного предметного,

предикативного и атрибутивного словарного запаса, нарушениями в

развитии лексико-грамматического строя речи, несформированностью

фонетико-фонематических процессов, отставанием в развитии связной речи,

нарушении смысловой и произносительной сторон речи, выраженным

аграмматизмом, дефектами звукопроизношения, специфическими

нарушениями слоговой структуры слов у детей-логопатов. Поэтому учитывая

всё это, я воспитатели группы внедрили в свою работу маркеры игрового

пространства.

Технология «Интеллектуальная карта»

Уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью

которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей и

активизируется мышление; помогает пробудить у ребенка способность к

изображению окружающего мира.

Кластер – (скопление, гроздь, пучок), совокупность, объединение

нескольких однородных элементов, предметов.

Технология «Кластер» позволяет сделать наглядными те мыслительные

процессы, которые происходят при погружении в тот или иной текст.

Технология кластеров универсальна, так как помогает работать с большим

объемом информации, которую необходимо освоить, выделить главное,

систематизировать и определенным образом представить. Суть крастера

заключается в выделении темы, смысловых единиц и графическом

оформлении схемы в определённом порядке.

Кластер активизирует мыслительную деятельность дошкольников: умение

ставить вопросы, выделить главное, делать сравнение, устанавливать

причинно – следственные связи и делать умозаключения.

Так как не все дети умеют читать, то в своей работе можно использовать

иллюстрированные или смешанные кластеры. Для легкости запоминания мы

используют картинки, фотографии, рисунки, схемы. В процессе

образовательной деятельности возможны варианты составления кластера по

лексическим темам. В итоге получается структура, графически

отображающая размышления детей, определяет информационное поле

данной темы.

Кластеры в условиях реализации ФГОС

является эффективным методом при формировании обобщающих понятий и

обучении классификации

развивает вариативность мышления, способность устанавливать связи и

отношения изучаемого понятия (явления, события)

помогает обучающемуся свободно и открыто думать по поводу какой-либо

темы

вызывает свежие ассоциации, дает доступ к имеющимся знаниям, вовлекает в

мыслительный процесс новые представления по определенной теме

развивает такое качество личности, как коммуникабельность

Известно, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости

от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Если развитие движения пальцев соответствует возрасту, то

и речевоеразвитие в пределах нормы, если развитие

движений пальцев отстает — задерживается и развитие речи. Ученые,

изучающие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое

стимулирующее значение функций руки.

Учеными-физиологами доказано, что тренировка пальцев через

определенные зоны в коре головного мозга положительно влияет на

подвижность органов артикуляции, от чего произношение ребенка

становится более четким и правильным.

Как отмечает М. М. Кольцова, есть все основания рассматривать кисть руки

как орган речи — такой же, как и артикуляционный аппарат. С этой точки

зрения двигательную проекционную область кисти руки можно счи-тать еще

одной речевой зоной мозга.

Одной из нетрадиционных логопедических технологий является Су –Джок

терапия («Су » – кисть, «Джок» – стопа). В коррекционно — логопедической

работе приемы Су — Джок терапии я активно использую в качестве массажа

при дизартрических расстройствах, для развития мелкой моторики пальцев

рук, а так же с целью общего укрепления организма. Ребристая игольчатая

поверхность шарика воздействует на нервные окончания, улучшает приток

крови и активизирует кровообращение. Массажный шарик ускоряет

капиллярный кровоток, уменьшает венозный застой и повышает кожно-

мышечный тонус. Массажные шипы на поверхности шарика воздействуют на

биологически-активные зоны коры головного мозга, способствуют

улучшению состояния всего организма. Массажный шарик положительно

сказывается на развитии детей.

Таким образом, Су – Джок терапия является одним из эффективных

приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой

сфер ребенка.

Одним из новых подходов, относящимся к здоровьесберегающим

технологиям является кинезиология или «гимнастика мозга».

Совершенствование интеллектуальных и мыслительных процессов

необходимо начинать с развитиядвижений пальцев и тела. Развивающая

работа должна быть направлена от движений к мышлению, а не наоборот. И

вот тут на помощь к нам приходят кинезеологическиеупражнения или как

еще называют «гимнастика мозга».

Пальчиковые кинезиологические упражнения можно использовать

для развития мышц руки и развития межполушарного взаимодействия коры

головного мозга ребенка. Упражнения необходимо проводить ежедневно. С

начало детям с раннего возраста учить выполнять пальчиковые игры от

простого к сложному.

Практика подтверждает, что использование инновационных технологий в

работе учителя-логопеда позволяет значительно повысить эффективность

логопедической работы, активизировать динамику развития навыков

правильной речи и всего коррекционно—образовательного процесса в целом.



В раздел образования