Автор: Новикова Ирина Валерьевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 9
Населённый пункт: Смоленская область. г.Вязьма
Наименование материала: статья
Тема: Инновационные технологии и современные методы в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда ДОУ
Раздел: дошкольное образование
Инновационные технологии и современные методы в коррекционно-
развивающей работе учителя-логопеда ДОУ
Одно из правил инклюзивного образования — все педагоги и сотрудники
образовательной организации, вовлечённые в процесс обучения, должны
быть обучены разным стратегиям и новым педагогическим технологиям. В
современных условиях развития общества перед педагогической наукой и
практикой стоят задачи поиска наиболее оптимальных систем обучения и
воспитания детей с нарушениями речи. Основной проблемой для ДОУ,
становится увеличение количества детей, имеющих трудности освоения
общеобразовательных программ и детей с тяжёлыми нарушениями речи. В
рамках введения ФГОС ДО, приоритетной задачей становится решение этих
проблем с помощью инновационных моделей.
Инновационные процессы – на современном этапе развития общества
затрагивает в первую очередь систему дошкольного образования, как
начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребенка.
Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии,
использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность
ребенка, на развитие его способностей. Дети с речевыми нарушениями часто
бывают с неустойчивой психикой, у них наблюдаются нестабильное
психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность и быстрая
утомляемость. Логопедические занятия для таких дошколят — это тяжелый
труд. Поэтому нам приходится искать, находить и умело использовать на
практике более инновационные методы и формы воздействия, так как именно
они становятся наиболее перспективным средством коррекционно-
развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. На
сегодняшний день в арсенале коррекционных педагогов имеется обширный
практический материал, применение которого способствует эффективному
речевому развитию ребенка. Но мы сталкиваемся с
трудностями коррекционной работы из-за возросшего количества речевой
патологии. Дети с речевыми нарушениями часто бывают с неустойчивой
психикой, у них наблюдаются нестабильное психоэмоциональное состояние,
пониженная работоспособность и быстрая утомляемость. Логопедические
занятия для таких дошколят — это тяжелый труд. Поэтому нам приходится
искать, находить и умело использовать на практике более инновационные
методы и формы воздействия, так как именно они становятся наиболее
перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми,
имеющими нарушения речи.
Практические методы (упражнения игры и моделирование).
Наглядные методы — формы усвоения знаний, умений и навыков, которые
находятся в существенной зависимости от применяемых при обучении
наглядных пособий и технических средств обучения.
Словесные методы определяются возрастными особенностями детей,
структурой и характером речевого дефекта, целями, задачами, этапом
коррекционного воздействия.
В своей работе использую инновационные технологии при работе с детьми с
ОВЗ.
Инновационные технологии – это внедрённые, новые, обладающие
повышенной эффективностью методы и инструменты, приёмы, являющиеся
конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога.
Основным критерием «инновационности» технологии является повышение
эффективности образовательного процесса за счёт её применения.
Использование в логопедической практике инновационных
технологий служит эффективным дополнением к общепринятым наиболее
популярным классическим технологиям и методикам, разработанным в конце
XX века. И относится к так называемым «микроинновациям», поскольку её
использование не меняет базисную организацию логопедической помощи, а
лишь локально модифицирует её методическую составляющую и служит для
создания благоприятного эмоционального фона.
Творчески варьируя сочетаемость разных технологий обучения,
систематически и целенаправленно используя их на практике, в соответствии
с индивидуальными возможностями каждого ребенка, коррекционно –
развивающий процесс становится более результативным и эффективным.
В последние годы отмечается устойчивая тенденция ухудшения здоровья
дошкольников, увеличения числа детей с нарушением психического и
речевого развития, в связи с чем, применение инновационных
здоровьесберегающих технологий в деятельности ДОУ становится очень
актуальным.
Инновационные технологии в логопедической практике это всего лишь
дополнение к общепринятым, проверенных временем технологиям
(технология диагностики, технология звукопостановки, технология
формирования речевого дыхания, развития мелкой моторики рук и т.д.)
Нестандартные подходы, новые инновационные технологии нужны чтобы:
сделать обучение осознанным;
интересным;
оптимизировать процесс обучения;
содействовать оздоровлению детей.
Виды инновационных технологий, используемых в логопедии:
1.
Информационно-коммуникационные технологии;
2.
Инновационные психокоррекционные технологии: сказкотерапия, песок-
терапия и т.д.;
3.
Образовательные технологии (ТРИЗ, синквейн, интеллектуальная карта,
кластер);
4.
Здоровьесберегающие технологии:
-артикуляционная, дыхательная, пальчиковая гимнастика,
-Су-джок терапия,
-кинезиологические упражнения);
5. Смешанные технологии — традиционные логопедические технологии
использованием нововведений (сенсомоторное воспитание детей,
использование навыка чтения при формировании речевой деятельности,
6. Организационные инновационные технологии: определение новых форм
логопедической помощи детям с речевыми нарушениями ( квест –
технология-представляет собой современную форму работы с детьми с
нарушениями речи )
Преимущество использования инновационных моделей в логопедической
практике:
ИКТ технологии:
Электронные средства обучения постепенно становятся инструментом,
способным существенно повысить качество образования, позволяющим
сделать процесс обучения интересным, многогранным.
Задачи:
— Формирование и развитие у детей речевых и языковых средств:
звукопроизношения, просодики, фонематического анализа и синтеза,
лексико-грамматического строя речи, связной речи;
— Формирование и развитие навыков учебной деятельности: развитие
познавательной активности, самоконтроля, развитие мелкой моторики рук,
развитие и координация психических процессов;
— Задачи творческого цикла: развитие воображения, развитие
познавательной активности, развитие потребности к познанию.
Инновационные психокоррекционные технологии: сказкотерапия, песок-
терапия
Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции
личности, развития творческих способностей, расширения сознания,
совершенствования взаимодействий с окружающим миром.
Целью сказкотерапии является снижение агрессии у детей, устранение
тревожности и страхов, развитие эмоциональной саморегуляции и
позитивных взаимоотношений с другими детьми. Для этого я
использую сказочные приемы и способы работы с детьми, доступные им из-
за своей простоты и огромного интереса к самой сказке. Перевоплощаясь
в сказочных героев, дети с гораздо большим энтузиазмом выполняют
задания. Через сказки ребенок получает знания о мире, о взаимоотношениях
людей, о проблемах и препятствиях, возникающих у человека в жизни,
учится преодолевать барьеры, находить выход из трудных ситуаций, верить в
силу добра, любви и справедливости.
Главная цель ТРИЗ — развивать системное мышление детей, воспитывать
творческую личность, способную понимать единство и противоречие
окружающего мира, и научить детей самостоятельно решать свои маленькие
проблемы. Дети с ОНР отстают в развитии словесно-логического мышления
и без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом,
сравнением и обобщением.
Поэтому, параллельно с задачей накопления, обогащения, уточнения
словарного запаса должна решаться другая не менее важная: создание
условий для его активизации и актуализации собственного высказывания. И
здесь на помощь может прийти дидактический синквейн. Эта технология не
требует особых условий для использования и органично вписывающаяся в
работу по развитию лексико–грамматических категорий у дошкольников и
младших школьников с ОНР.
Среди многообразия развивающих игр, знакомых нам по педагогической
дидактике, появилась совершенно особенная, творческая и добрая
Технология интенсивного развития интеллектуальных способностей у детей
по средствам игр В.В. Воскобовича.
Принципы, заложенные в систему этих игр – интерес - познание –
творчество, становятся максимально действенными, так как игра обращается
непосредственно к ребёнку добрым, самобытным, весёлым языком сказки,
интриги забавного персонажа или приглашения к приключениям.
Развивающие игры В.В. Воскобовича - это интеграция психологических,
педагогических и логопедических технологий, осуществляющая стимуляцию
развития познавательной сферы и выработку определённых навыков и
умений. Особенности этих игр таковы, что не надо перестраивать работу
учреждения или ломать реализуемые программы. Технология органично
вплетается в уже сформированный процесс обучения и коррекции. В
отношениях «взрослый- ребёнок» здесь не предполагается положение
взрослого над ребёнком, только партнёрские отношения. Ребёнок окружается
непринуждённой, весёлой, интеллектуально- творческой атмосферой. Она
сплетается из чувства внешней безопасности, когда малыш знает, что его
проявления не получат отрицательной оценки взрослых, и вырастет
ощущение внутренней раскованности за счёт поддержки его творческих
начинаний.
В условиях реализации ФГОС особые требования предъявляются к
развивающей предметно-пространственной среде, а именно: оптимальность,
целостность, многофункциональность, трасформируемость, вариативность (в
непосредственно образовательной деятельности, в совместной деятельности
и в самостоятельной деятельности ребёнка) , разнообразность игр. учителя-
логопеды, проводя каждый год мониторинг и сталкиваемся ежедневно с
трудностями усвоения речевого материала, бедного предметного,
предикативного и атрибутивного словарного запаса, нарушениями в
развитии лексико-грамматического строя речи, несформированностью
фонетико-фонематических процессов, отставанием в развитии связной речи,
нарушении смысловой и произносительной сторон речи, выраженным
аграмматизмом, дефектами звукопроизношения, специфическими
нарушениями слоговой структуры слов у детей-логопатов. Поэтому учитывая
всё это, я воспитатели группы внедрили в свою работу маркеры игрового
пространства.
Технология «Интеллектуальная карта»
Уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью
которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей и
активизируется мышление; помогает пробудить у ребенка способность к
изображению окружающего мира.
Кластер – (скопление, гроздь, пучок), совокупность, объединение
нескольких однородных элементов, предметов.
Технология «Кластер» позволяет сделать наглядными те мыслительные
процессы, которые происходят при погружении в тот или иной текст.
Технология кластеров универсальна, так как помогает работать с большим
объемом информации, которую необходимо освоить, выделить главное,
систематизировать и определенным образом представить. Суть крастера
заключается в выделении темы, смысловых единиц и графическом
оформлении схемы в определённом порядке.
Кластер активизирует мыслительную деятельность дошкольников: умение
ставить вопросы, выделить главное, делать сравнение, устанавливать
причинно – следственные связи и делать умозаключения.
Так как не все дети умеют читать, то в своей работе можно использовать
иллюстрированные или смешанные кластеры. Для легкости запоминания мы
используют картинки, фотографии, рисунки, схемы. В процессе
образовательной деятельности возможны варианты составления кластера по
лексическим темам. В итоге получается структура, графически
отображающая размышления детей, определяет информационное поле
данной темы.
Кластеры в условиях реализации ФГОС
является эффективным методом при формировании обобщающих понятий и
обучении классификации
развивает вариативность мышления, способность устанавливать связи и
отношения изучаемого понятия (явления, события)
помогает обучающемуся свободно и открыто думать по поводу какой-либо
темы
вызывает свежие ассоциации, дает доступ к имеющимся знаниям, вовлекает в
мыслительный процесс новые представления по определенной теме
развивает такое качество личности, как коммуникабельность
Известно, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости
от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Если развитие движения пальцев соответствует возрасту, то
и речевоеразвитие в пределах нормы, если развитие
движений пальцев отстает — задерживается и развитие речи. Ученые,
изучающие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое
стимулирующее значение функций руки.
Учеными-физиологами доказано, что тренировка пальцев через
определенные зоны в коре головного мозга положительно влияет на
подвижность органов артикуляции, от чего произношение ребенка
становится более четким и правильным.
Как отмечает М. М. Кольцова, есть все основания рассматривать кисть руки
как орган речи — такой же, как и артикуляционный аппарат. С этой точки
зрения двигательную проекционную область кисти руки можно счи-тать еще
одной речевой зоной мозга.
Одной из нетрадиционных логопедических технологий является Су –Джок
терапия («Су » – кисть, «Джок» – стопа). В коррекционно — логопедической
работе приемы Су — Джок терапии я активно использую в качестве массажа
при дизартрических расстройствах, для развития мелкой моторики пальцев
рук, а так же с целью общего укрепления организма. Ребристая игольчатая
поверхность шарика воздействует на нервные окончания, улучшает приток
крови и активизирует кровообращение. Массажный шарик ускоряет
капиллярный кровоток, уменьшает венозный застой и повышает кожно-
мышечный тонус. Массажные шипы на поверхности шарика воздействуют на
биологически-активные зоны коры головного мозга, способствуют
улучшению состояния всего организма. Массажный шарик положительно
сказывается на развитии детей.
Таким образом, Су – Джок терапия является одним из эффективных
приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой
сфер ребенка.
Одним из новых подходов, относящимся к здоровьесберегающим
технологиям является кинезиология или «гимнастика мозга».
Совершенствование интеллектуальных и мыслительных процессов
необходимо начинать с развитиядвижений пальцев и тела. Развивающая
работа должна быть направлена от движений к мышлению, а не наоборот. И
вот тут на помощь к нам приходят кинезеологическиеупражнения или как
еще называют «гимнастика мозга».
Пальчиковые кинезиологические упражнения можно использовать
для развития мышц руки и развития межполушарного взаимодействия коры
головного мозга ребенка. Упражнения необходимо проводить ежедневно. С
начало детям с раннего возраста учить выполнять пальчиковые игры от
простого к сложному.
Практика подтверждает, что использование инновационных технологий в
работе учителя-логопеда позволяет значительно повысить эффективность
логопедической работы, активизировать динамику развития навыков
правильной речи и всего коррекционно—образовательного процесса в целом.