Автор: Кутепова Людмила Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГУЗ "Тульский областной специализированный дом ребёнка для детей с органическими поражениями ЦНС с нарушением психики №1"
Населённый пункт: г.Тула
Наименование материала: Памятка для педагогов, родителей и усыновителей
Тема: "Основные компоненты здорового образа жизни".
Раздел: дошкольное образование
ГУЗ «Тульский областной специализированный дом ребёнка для детей с
органическими поражениями ЦНС с нарушением психики №1»
Основные компоненты здорового образа жизни.
Памятка для педагогов, родителей и усыновителей
Подготовила Кутепова Л.Б.
Г. Тула-2017
1.Рациональный режим.
Под режимом принято понимать научно обоснованный распорядок жизни,
предусматривающий рациональное распределение времени и последовательность
различных видов деятельности и отдыха.
При проведении режимных процессов следует придерживаться следующих
правил:
- полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей
(во сне, питании);
- тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела,одежды, постели;
-привлечение детей к посильному участию в режимных процессах;
- формирование культурно-гигиенических навыков;
-эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов;
- учет потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Рациональный режим должен быть стабильным и вместе с тем динамичным для
постоянного обеспечения адаптации к изменяющимся условиям внешней
социальной и биологической среды.
2.Правильное питание.
Основные принципы рационального питания:
- обеспечение баланса;
- удовлетворение потребностей организма в основных питательных веществах,
витаминах и минералах;
-соблюдение режима питания.
Рациональное питание детей является одним из основных факторов внешней
среды, определяющих нормальное развитие ребенка. Оно оказывает самое
непосредственное влияние на жизнедеятельность, рост, состояние здоровья
ребенка, повышает устойчивость к различным неблагоприятным воздействиям.
3.Рациональная двигательная активность.
Средства двигательной направленности:
- физические упражнения;
- физкультминутки;
- эмоциональные разрядки;
-гимнастика пробуждения;
- пальчиковая гимнастика, зрительная, дыхательная, корригирующая;
- подвижные и спортивные игры.
Основными условиями формирования двигательной культуры являются:
- воспитание у детей осознанного отношения к выполнению двигательных
действий;
- развитие воображения при выполнении двигательных действий;
- включение сенсорных систем при воспитании двигательной культуры;
- создание оптимальных условий для каждого ребенка в процессе освоения
двигательного опыта.
В процессе воспитания двигательной культуры ребенок приобретает знания,
необходимые для сознательной двигательной деятельности, овладевает способами
деятельности и опытом их реализации, а также происходит развитие творческой
деятельности ребенка, его познавательных способностей, волевых качеств,
эмоциональной сферы.
4.Закаливание организма
Закаливание способствует решению целого комплекса оздоровительных задач.
Оно не только повышает устойчивость, но и способность к развитию
компенсаторных функциональных возможностей организма, повышению его
работоспособности. Для развития процесса закаливания организма необходимо
повторное или длительное действие на организм того или иного
метеорологического фактора: холода, тепла, атмосферного давления.
Благодаря повторным действиям факторов закаливания, более прочно
устанавливаются условно рефлекторные связи. Если закаливание проводить
систематически и планомерно, оно положительно влияет на организм ребенка:
улучшается деятельность его систем и органов, увеличивается сопротивляемость к
различным заболеваниям, и, в первую очередь, простудного характера,
вырабатывается способность без вреда для здоровья переносить резкие колебания
различных факторов внешней среды, повышается выносливость организма.
5.Сохранение стабильного психоэмоционального состояния.
Специалисты отмечают, что психофизическое здоровье и эмоциональное
благополучие ребенка во многом зависит от среды, в которой он живет и
воспитывается.
Поэтому необходимо создать условия, обеспечивающие психологическое здоровье
дошкольника, обеспечивающее гуманное отношение к детям и индивидуальный
подход с учетом их личных особенностей, психологический комфорт, интересную
и содержательную жизнь в доме ребёнка.
Если ребенок знает, что у него есть любящий взрослый, которому можно поверить
все свои тревоги и неудачи, от которого он получит новый заряд любви и тепла,
ему по силам будет перенести многие неприятности и невзгоды.
Что же касается отношений в детском коллективе, то, как правило, любая
конфликтная ситуация может быть решена. Сложности общения с
конкретными детьми могут быть разрешены путем обращения к психологу и
совместному с воспитателем планированию решения возникшей проблемы.
6.Соблюдение правил личной гигиены
Гигиенические мероприятия должны стать для дошкольника обычными и
субъективно необходимыми – этого можно достичь регулярностью и
возможно более ранним их введением.
Важно, чтобы малыш усвоил, что в его теле нет органов, отделов ненужных,
некрасивых, что обо всех частях тела надо одинаково постоянно заботиться и
в первую очередь содержать в чистоте. Нельзя заставлять свой организм
долго ждать, если возникла потребность помочиться, дефекации и т.д.
Необходимо приучать ребёнка к гигиеническому индивидуализму: своя
расчёска, своя постель, свой горшок, свой носовой платок, своё полотенце,
своя зубная щётка.
Нужно постепенно подводить детей к пониманию того, что соблюдение
чистоты тела важно не только для охраны личного здоровья, но и здоровья
окружающих.
Обучение организовывать не только на занятиях, но и в повседневной жизни,
когда возникают ситуации, наталкивающие детей на принятие решения по
этой проблеме.
Условия, необходимые для сохранения здоровья детей.
Охрана и укрепление здоровья, воспитание привычки к здоровому образу
жизни являются первостепенной задачей для педагогов.
Необходимо организовать разностороннюю деятельность, направленную на
сохранение здоровья детей, реализацию комплекса воспитательно-
образовательных, оздоровительных и лечебно- профилактических
мероприятий по разным возрастным ступеням.
Реализация данного направления обеспечивается: направленностью
воспитательно-образовательного процесса на физическое развитие детей,
комплексом оздоровительных мероприятий в режиме дня в зависимости от
времени года; созданием оптимальных педагогических условий пребывания
детей в доме ребёнка.
Таким образом, необходимо с малых лет приобщать ребенка к здоровому
образу жизни формировать у малыша навыки охраны личного здоровья и
бережного отношения к здоровью окружающих.