Напоминание

Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья через игровые технологии


Автор: Лаврова Евгения Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад
Населённый пункт: Свердловская область, город Нижний Тагил
Наименование материала: статья
Тема: Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья через игровые технологии
Раздел: дошкольное образование





Назад




Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного

возраста с ограниченными возможностями здоровья через

игровые технологии

Игровые технологии – это познание окружающего мира с помощью

исследования, у детей проявляется в виде экспериментирования с

предметами. Однако у детей с особыми возможностями здоровья эта

деятельность имеет отличительные черты вследствие тех нарушений,

которые имеются в их развитии, в большинстве случаев это нарушения как

эмоциональной сферы, так и познавательной деятельности.

Цель

экспериментально-исследовательской

деятельности:

научить

детей

с

ЗПР

понимать

окружающую действительность и практически применять знания, умения и навыки, приобретенные

при изучении различных явлений; формировать потребность в создании собственной картины мира.

Задачи экспериментально-исследовательской деятельности обязательно должны соответствовать

возрасту и лежать в зоне ближайшего развития детей и их практических интересов.

У детей с особыми возможностями здоровья отмечается:

-

низкий

уровень

познавательной

активности,

чем

обусловлена

неустойчивость внимания, ограниченный объем памяти и сниженная

прочность запоминания, дети не умеют выделять признаки предметов и

явлений, раскрывать их связи, замечать свойства.

Эффективным

методом познания

закономерностей

и

явлений

окружающего мира является экспериментирование - которое позволяет

объединить все виды деятельности,

развивает

наблюдательность и

пытливость

ума,

все

познавательные

способности,

способствует

проявлению творчества, успешной социализации детей.

Нами была выбрана экспериментальная деятельность детей в зимний

период во время прогулки. Так как восприятие у детей с особыми

возможностями здоровья

поверхностное, они воспринимают объекты

фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки и практически не

задают вопросов о явлениях окружающей действительности, мы провели

вместе с детьми подготовительную беседу “Природные явления зимы -

вода стала льдом”. Во время беседы, вопросы педагога - побуждали детей

к постановке проблемы, помогали прояснить ситуацию, выдвинуть

гипотезу и понять смысл эксперимента, его содержание и природную

закономерность.

Экспериментальная

деятельность

организованна

на

высоком

эмоциональном уровне, что способствовало концентрации внимания

детей. Для этого мы использовали игровую форму экспериментов, опыты

предлагались от имени игрового персонажа - любопытного Снеговика,

который давал ребятам задания, просил о помощи в проблемной ситуации

“Почему снеговик тает”. Для наглядного понимания мы использовали

иллюстрации природных явлений, их наглядность показали детям в

игровой форме: вынесли на прогулку нарисованные капельки, которые

превратились в снежинки.

Экспериментальная деятельность во время наблюдений за явлениями

или объектами предполагает закрепление знаний и понимание связей

между происходящим. Наблюдения на прогулках, в окружающей среде

иногда занимают всего от 1 до5 минут. Например, выпал снег. С детьми

обязательно надо проверить, действительно ли это кусочки льда, как

быстро они растают на наших ладошках, чистая ли получится вода. Или

же кто-то из детей решил поесть снега или облизать сосульку. Выясняем,

почему этого нельзя делать. Приносим снег и лёд в группу, смотрим, какая

будет вода, когда всё растает. Заодно дети узнают, что быстрее растает —

снег или лёд, почему. Таким образом они самостоятельно приходят к

выводу, что снег кажется чистым только на первый взгляд, а ещё он

холодный, поэтому можно простудиться. Так эксперимент позволяет

самостоятельно сформулировать вывод.

Дети с огромным удовольствием проводили опыты с объектами

неживой природы: водой, снегом, льдом. По теме «Вода вокруг нас»

проводили опыты: «Снежинка на варежке», “Рассмотри льдинки через

лупу”, «Превращение воды в лёд”, “Куда делся снег”. Такие опыты чем-то

напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное – дети всё

проделывают сами. В экспериментальной деятельности дети учатся

замечать важные детали явления, а впоследствии проводить анализ

действий и функций этих явлений. Так как эксперименты проходят в

игровой форме, то действия и выводы по результатам запоминаются

детьми гораздо лучше, чем материал обычной беседы.

Мы всегда помним, что у ребёнка должна быть возможность выразить

свои впечатления в игре, изобразительной деятельности, слове. Тогда

происходит

закрепление

впечатлений,

постепенно

дети

начинают

ощущать связь природы с жизнью, с собой. Сюрпризным моментом для

детей стало изготовление своих снеговиков из ватных дисков, которые не

растают в тепле.

Таким

образом,

экспериментально-исследовательская

деятельность

позволяет

формировать

не

только

мыслительные

операции,

но

и

стимулируют детей к активному познанию окружающего мира.



В раздел образования