Автор: Лаврова Евгения Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад
Населённый пункт: Свердловская область, город Нижний Тагил
Наименование материала: статья
Тема: Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья через игровые технологии
Раздел: дошкольное образование
Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного
возраста с ограниченными возможностями здоровья через
игровые технологии
Игровые технологии – это познание окружающего мира с помощью
исследования, у детей проявляется в виде экспериментирования с
предметами. Однако у детей с особыми возможностями здоровья эта
деятельность имеет отличительные черты вследствие тех нарушений,
которые имеются в их развитии, в большинстве случаев это нарушения как
эмоциональной сферы, так и познавательной деятельности.
Цель
экспериментально-исследовательской
деятельности:
научить
детей
с
ЗПР
понимать
окружающую действительность и практически применять знания, умения и навыки, приобретенные
при изучении различных явлений; формировать потребность в создании собственной картины мира.
Задачи экспериментально-исследовательской деятельности обязательно должны соответствовать
возрасту и лежать в зоне ближайшего развития детей и их практических интересов.
У детей с особыми возможностями здоровья отмечается:
-
низкий
уровень
познавательной
активности,
чем
обусловлена
неустойчивость внимания, ограниченный объем памяти и сниженная
прочность запоминания, дети не умеют выделять признаки предметов и
явлений, раскрывать их связи, замечать свойства.
Эффективным
методом познания
закономерностей
и
явлений
окружающего мира является экспериментирование - которое позволяет
объединить все виды деятельности,
развивает
наблюдательность и
пытливость
ума,
все
познавательные
способности,
способствует
проявлению творчества, успешной социализации детей.
Нами была выбрана экспериментальная деятельность детей в зимний
период во время прогулки. Так как восприятие у детей с особыми
возможностями здоровья
поверхностное, они воспринимают объекты
фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки и практически не
задают вопросов о явлениях окружающей действительности, мы провели
вместе с детьми подготовительную беседу “Природные явления зимы -
вода стала льдом”. Во время беседы, вопросы педагога - побуждали детей
к постановке проблемы, помогали прояснить ситуацию, выдвинуть
гипотезу и понять смысл эксперимента, его содержание и природную
закономерность.
Экспериментальная
деятельность
организованна
на
высоком
эмоциональном уровне, что способствовало концентрации внимания
детей. Для этого мы использовали игровую форму экспериментов, опыты
предлагались от имени игрового персонажа - любопытного Снеговика,
который давал ребятам задания, просил о помощи в проблемной ситуации
“Почему снеговик тает”. Для наглядного понимания мы использовали
иллюстрации природных явлений, их наглядность показали детям в
игровой форме: вынесли на прогулку нарисованные капельки, которые
превратились в снежинки.
Экспериментальная деятельность во время наблюдений за явлениями
или объектами предполагает закрепление знаний и понимание связей
между происходящим. Наблюдения на прогулках, в окружающей среде
иногда занимают всего от 1 до5 минут. Например, выпал снег. С детьми
обязательно надо проверить, действительно ли это кусочки льда, как
быстро они растают на наших ладошках, чистая ли получится вода. Или
же кто-то из детей решил поесть снега или облизать сосульку. Выясняем,
почему этого нельзя делать. Приносим снег и лёд в группу, смотрим, какая
будет вода, когда всё растает. Заодно дети узнают, что быстрее растает —
снег или лёд, почему. Таким образом они самостоятельно приходят к
выводу, что снег кажется чистым только на первый взгляд, а ещё он
холодный, поэтому можно простудиться. Так эксперимент позволяет
самостоятельно сформулировать вывод.
Дети с огромным удовольствием проводили опыты с объектами
неживой природы: водой, снегом, льдом. По теме «Вода вокруг нас»
проводили опыты: «Снежинка на варежке», “Рассмотри льдинки через
лупу”, «Превращение воды в лёд”, “Куда делся снег”. Такие опыты чем-то
напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное – дети всё
проделывают сами. В экспериментальной деятельности дети учатся
замечать важные детали явления, а впоследствии проводить анализ
действий и функций этих явлений. Так как эксперименты проходят в
игровой форме, то действия и выводы по результатам запоминаются
детьми гораздо лучше, чем материал обычной беседы.
Мы всегда помним, что у ребёнка должна быть возможность выразить
свои впечатления в игре, изобразительной деятельности, слове. Тогда
происходит
закрепление
впечатлений,
постепенно
дети
начинают
ощущать связь природы с жизнью, с собой. Сюрпризным моментом для
детей стало изготовление своих снеговиков из ватных дисков, которые не
растают в тепле.
Таким
образом,
экспериментально-исследовательская
деятельность
позволяет
формировать
не
только
мыслительные
операции,
но
и
стимулируют детей к активному познанию окружающего мира.