Автор: Михайлова Светлана Вавилоновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Теремок"
Населённый пункт: Чувашия, Урмарский р-н.
Наименование материала: доклад
Тема: "Создание условий для самостоятельной активности ребенка, раскрывающих возможности развития его инициативы"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное
бюджетное
дошкольное
образовательное
учреждение
детский
сад
«
Теремок
»
деревня
Арабоси
Урмарского
района
Чувашской
Республики
«
Создание
условий
для
самостоятельной
активности
ребенка
,
раскрывающих
возможности
развития
его
инициативы
»
Воспитатель
:
МИХАЙЛОВА
С
.
В
.
2017
г
«Если хочешь воспитать в детях самостоятельность, смелость ума, вселить в
них радость сотворчества, то создай такие условия, чтобы искорки их мыслей
образовывали царство мысли, дай им возможность почувствовать себя в нём
властелином».
Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все
знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое видение
окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее с восторгом и
удивлением и открывает для себя чудесный мир, где много интересных
предметов и вещей, событий и явлений, так много тайного и неосознанного.
В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации
российского образования», в Законе Российской Федерации «Об образовании в
РФ» и других нормативных документах Российской Федерации сформулирован
социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного,
ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в
ситуации выбора.
В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного
образования является поддержка детей в различных видах деятельности.
Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания
социальной ситуации развития детей.
Некоторые виды деятельности развиваются, порой, без помощи взрослого и даже
вопреки его запретам. К таким видам деятельности относится
экспериментирование и игра - важнейший вид поисковой деятельности.
Экспериментирование лежит в основе любого процесса детского познания и
пронизывает все сферы детской жизни. Поэтому, должны быть созданы условия,
необходимые для развития познавательно-интеллектуальной активности детей,
учитывающие следующие факторы:
- предметно-развивающая среда должна быть разнообразна по своему
содержанию;
- образовательная и игровая среда, должна стимулировать развитие поисково-
познавательной деятельности детей;
- содержание развивающей среды должно учитывать индивидуальные
особенности и интересы детей конкретной группы;
- родители должны быть в курсе всего, что происходит в жизни ребенка. При
организации работы в этом направлении надо придерживаться следующих
принципов:
• Деятельность - стимулирование детей на активный поиск новых знаний в
самостоятельной деятельности.
• Вариативность - предоставление ребенку возможности для оптимального
самовыражения через осуществление права выбора, самостоятельного выхода из
проблемной ситуации.
• Креативность - создание ситуаций, в которых ребенок может реализовать свой
творческий потенциал через совместную и индивидуальную деятельность.
Однако полноценной развивающей среды и условий, не достаточно, чтобы у
детей повысился уровень познавательной активности. Здесь важно разнообразие
форм и методов организации детской познавательной деятельности.
Наиболее эффективными формами работы, для поддержки детской инициативы
являются следующие:
1. Познавательные занятия.
2. Совместная исследовательская деятельность взрослого и детей - опыты и
экспериментирование
3. Наблюдение и труд в уголке природы.
4. Совместная деятельность взрослого и детей по преобразованию предметов
рукотворного мира и живой природы. .
5. Самостоятельная деятельность детей
Самостоятельность закладывается постепенно, и начинать это дело следует как
можно раньше. Педагогу важно так организовать детскую деятельность, в том
числе самостоятельную, чтобы воспитанник упражнял себя в умении наблюдать,
запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели. То, что
интересно легко запоминается. И надолго сохраняется в памяти тот материал, с
которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял.
В целях пробуждения у дошкольников инициативности и самостоятельности
воспитатели применяют свои методы и приемы. К таким методам можно
отнести:
1) Дидактическая игра.
2) Продуктивные виды деятельности. (КОНСТРУИРОВАНИЕ, РИСОВАНИЕ,
ЛЕПКА, АППЛИКАЦИЯ) .
3)САМООРГАНИЗАЦИЯ — деятельность, направленная на поиск и творческое
преобразование действительности. 4) Трудовая деятельность.
5) Метод «проектов». При проблемном обучении ребенок систематически
включается в поиск решения новых для него вопросов и ситуаций.
6) Развитие коммуникативных качеств.
Система игровых упражнений и заданий на развитие у детей коммуникативных
способностей состоит из четырёх блоков:
1. умение сотрудничать;
2. умение активно слушать;
3. умение самостоятельно высказываться;
4. умение самостоятельно правильно перерабатывать информацию.
7) Развитие инициативности и самостоятельности в процессе занятий.
В ежедневных разработках занятий воспитатели используют следующие цели:
воспитывать самостоятельность и инициативность, формировать самосознание
ребёнка, уверенность в собственных силах, учить ребёнка смело высказывать
свои суждения.
В связи с этим хочется сказать о воспитательных сторонах привития
самостоятельности. Выработка силы воли, терпения и ответственности очень
важна. Роль воспитателя – стимуляция действий, доводящих до конца начатого
дела. Особенно ценно, если ребенок догадывается объединить свои усилия с кем-
то из окружающих.
Кто-то из великих сказал: «Без самостоятельности мы не получим инициативы».
Схема развития любого вида деятельности такова: сначала осуществляется
совместная деятельность с взрослыми, затем – в совместная деятельность со
сверстниками и, наконец, становится самостоятельной деятельностью ребенка.
Виды деятельности, которые влияют на развитие самостоятельности и
инициативу:
Игра - способствует развитию активности и инициативы. Она требует от ребенка
проявления индивидуальности, сообразительности, находчивости, творчества и
самостоятельности.
Трудовая деятельность – формирование целенаправленности и осознанности
действий, настойчивости в достижении результатов.
Общение - это важнейший показатель детского интеллекта, его развития.
Самоорганизация – деятельность, направленная на поиск и творческий подход.
Самостоятельная деятельность детей рассматривается как деятельность, которая
выполняется без непосредственного участия воспитателя, при этом ребенок
сознательно стремится достигнуть поставленной цели. Задача педагога вызвать у
ребенка желание заниматься той или иной деятельностью.
Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ с учетом
ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно
развивать индивидуальность, самостоятельность и инициативу каждого ребёнка
с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Среда в ДОУ
вариативна, состоит из различных центров (мастерских, исследовательских
площадок, художественных студий, библиотечек, игровых, лабораторий и пр.),
которые дети могут выбирать по собственному желанию.
Познавая свои способности, умения, ребенок учится анализировать и делать
выводы о своих возможностях; материал по предметному миру заставляет
ребенка задумываться о многом. Каждый предмет несет определенные сведения
об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта. В
групповых комнатах пространство организуется таким образом, чтобы было
достаточно места для занятий игровой и учебной деятельности. Созданная с
учетом возрастных особенностей детей и современными требованиями,
предметно-пространственная среда в группах формирует игровые навыки у
детей и способствует развитию личности дошкольника. В каждой возрастной
группе должны быть дидактические игры, пособия, методическая и
художественная литература, необходимая для организации разных видов
деятельности детей. Необходимо создать условия для развития речи детей:
библиотека, наборы сюжетных картинок, картин и настольно-печатные игры по
развитию речи. При создании предметно-пространственной среды воспитатели
должны учитывать возрастные, индивидуальные особенности детей каждой
группы. Группы должны пополняться современным игровым оборудованием,
современными информационными стендами. В детском саду необходимы
условия для полноценной двигательной деятельности детей, формирования
основных двигательных умений и навыков, повышения функциональных
возможностей детского организма, развития физических качеств и способностей.
Кроме того, в каждой группе должны быть музыкальные и физкультурные зоны,
насыщенные предметами, играми, атрибутами для музыкальной и физической
активности детей. С целью приобщения детей к искусству в группах
предусматривается место для предметов изодеятельности, лепки, аппликации,
хранения детских работ.
Для обеспечения эмоционального благополучия детей обстановка в детском саду
должна быть располагающей, почти домашней, в таком случае дети быстро
осваиваются в ней, свободно выражают свои эмоции.
Воспитание у детей доброжелательного и внимательного отношения к людям
возможно только в том случае, если педагог сам относится к детям
доброжелательно и внимательно, помогает конструктивно разрешать
возникающие конфликты.
Для формирования детской самостоятельности педагог должен выстраивать
образовательную среду таким образом, чтобы дети могли:
• учиться на собственном опыте, экспериментировать с различными объектами, в
том числе с растениями;
• находиться в течение дня как в одновозрастных, так и в разновозрастных
группах;
• изменять или конструировать игровое пространство в соответствии с
возникающими игровыми ситуациями;
• быть автономными в своих действиях и принятии доступных им решений.
С целью поддержания детской инициативы педагогам следует регулярно
создавать ситуации, в которых дошкольники учатся:
• при участии взрослого обсуждать важные события со сверстниками;
• совершать выбор и обосновывать его (например, детям можно предлагать
специальные способы фиксации их выбора);
• предъявлять и обосновывать свою инициативу (замыслы, предложения и пр.);
• планировать и оценивать результаты своих действий индивидуально и в малой
группе, команде.
Предметно-пространственной среды для развития самостоятельности
должна быть вариативной, состоять из различных площадок (мастерских,
исследовательских площадок, художественных студий, библиотечек, игровых,
лабораторий и пр.), которые дети могут выбирать по собственному желанию.
Предметно-пространственная среда должна меняться в соответствии с
интересами и проектами детей не реже, чем один раз в несколько недель. В
течение дня необходимо выделять время, чтобы дети могли выбрать
пространство активности (площадку) по собственному желанию.
Предметно-пространственной среды для развития игровой деятельности
должна стимулировать детскую активность и постоянно обновляться в
соответствии с текущими интересами и инициативой детей. Игровое
оборудование должно быть разнообразным и легко трансформируемым. Дети
должны иметь возможность участвовать в создании и обновлении игровой
среды. Возможность внести свой вклад в ее усовершенствование должны иметь
и родители.
С целью развития игровой деятельности педагоги должны уметь:
• создавать в течение дня условия для свободной игры детей;
• определять игровые ситуации, в которых детям нужна косвенная помощь;
• наблюдать за играющими детьми и понимать, какие именно события дня
отражаются в игре;
• отличать детей с развитой игровой деятельностью от тех, у кого игра развита
слабо;
• косвенно руководить игрой, если игра носит стереотипный характер (например,
предлагать новые идеи или способы реализации детских идей).
С целью создания условий для развития познавательной деятельности,
педагог должен создавать ситуации, в которых может проявляться детская
познавательная активность, а не просто воспроизведение информации (то есть
требующие от детей развития восприятия, мышления, воображения, памяти,
речи).
Стимулировать детскую познавательную активность педагог может:
• регулярно предлагая детям вопросы, требующие не только воспроизведения
информации, но и мышления;
• регулярно предлагая детям открытые, творческие вопросы, в том числе —
проблемно-противоречивые ситуации, на которые могут быть даны разные
ответы;
• обеспечивая в ходе обсуждения атмосферу поддержки и принятия;
• позволяя детям определиться с решением в ходе обсуждения той или иной
ситуации;
• организуя обсуждения, в которых дети могут высказывать разные точки зрения
по одному и тому же вопросу, помогая увидеть несовпадение точек зрения;
• строя обсуждение с учетом высказываний детей, которые могут изменить ход
дискуссии;
• помогая детям обнаружить ошибки в своих рассуждениях;
• помогая организовать дискуссию;
• предлагая дополнительные средства (двигательные, образные, в т. ч. наглядные
модели и символы), в тех случаях, когда детям трудно решить задачу.
Самостоятельная деятельность детей в дошкольной образовательном
учреждении должна быть не менее 4 часов в день. Сюда относятся игры,
подготовка к учебе, соблюдение личной гигиены. Данные требования касаются
детей в возрасте от 3 до 7 лет. Для детишек в возрасте от 1,5 до 3 лет
непрерывная самостоятельная деятельность по 10 минут в первую и вторую
половину дня.
Выделяют два вида самостоятельной деятельности детей в детском саду:
1.Игровая деятельность: режиссерская игра, ролевая игра, игры с правилами.
2.Продуктивная деятельность: конструирование, изобразительное творчество,
ручной труд.
Играя, ребенок свободно и с удовольствием осваивает мир во всей его полноте -
со стороны смыслов и норм, учась понимать правила и творчески
преобразовывать их.
Предметно-пространственной среды для развития познавательной деятельности
должна быть насыщенной, предоставлять ребенку возможность для активного
исследования и решения задач, содержать современные материалы
(конструкторы, материалы для формирования сенсорики, наборы для
экспериментирования и пр.).
Развивающая предметно-пространственная среда в группе должна
способствовать творческому движению в работе с выбранным материалом.
Поэтому воспитатель предоставляет дошкольникам материалы, образцы
возможной работы, заботиться о том, чтобы у детей был запас соответствующих
материалов для всех желающих продолжить работу,
в свободном распоряжении детей.
Позиция педагога – поддерживать, поощрять инициативу детей и
самостоятельность в разных видах деятельности (игровой, исследовательской,
проектной, познавательной и т.д.).
Театрализованная деятельность в детском саду организационно может
пронизывать все режимные моменты: включаться во все занятия, в совместную
деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться в
самостоятельной деятельности детей.
Во время музыкальной деятельности - дети по своей инициативе поют, водят
хороводы, подбирают легкие мелодии на детских музыкальных инструментах,
игры в «концерты, в музыкально-дидактические игры.
Во время образовательной деятельности, надо учитывать интересы каждого
ребенка, выбрав темы или проблемы из близкого окружения ребёнка, тем самым
предоставить детям возможность действовать самостоятельно.
Используя здоровьесберегающие технологии детям полученные знания
помогают самостоятельно заботиться о своём здоровье .
Предметно – развивающая среда в группе должна быть создана, таким образом,
чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом, в
соответствии со своими индивидуальными и возрастными особенностями, через
ведущий вид деятельности – игру.
Для этого оформляются: Центр «Семья», в котором есть наборы
«Парикмахерская», «Больница», «Магазин»
· Центр «Мы – строители»,
· Центр двигательной активности; ·
Цент исследований
· Центр художественного творчества,
· Центр развивающих игр
Самостоятельная изобразительная деятельность возникает по инициативе детей
для удовлетворения их индивидуальных потребностей.
В своей работе можно использовать технологию проектной деятельности,
которая, наиболее приемлема для развития самостоятельности у детей и умения
делать выбор,
Организации самостоятельной деятельности детей в ДОУ педагог должен
отводить большое количество времени в течение дня. И если в совместной
деятельности с детьми педагог является равным партнером, то в
самостоятельной деятельности педагог только наблюдатель.
«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть
так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-
то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому,
что он узнал». В.А. Сухомлинский.