Автор: Юдина Елена Евгеньевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Култаевский деский сад
Населённый пункт: Пермский край село Култаево
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Использование интерактивных методов и приемов в театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»
Раздел: дошкольное образование
Юдина Елена Евгеньевна
Воспитатель детского сада
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение Култаевский детский сад «Колокольчик»
«Использование интерактивных методов и приемов в театрализованной
деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»
«Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали
и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного
мира детей…» (Б. М. Теплов)
Сегодня мы с вами совершим путешествие в удивительный мир театра и
поговорим о значении театрализованной деятельности в развитии детей
дошкольного возраст. Дошкольное образование направлено на формирование
общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных,
эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной
деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного
возраста.
Как вы думаете: «Какой вид деятельности развивает все эти качества в
ребенке?». Ну, конечно же, театральная деятельность
Перед дошкольным образованием поставлена задача
совершенствования традиционных методов дошкольного воспитания детей и
поиска новых подходов к организации образовательного процесса.
Термин «интерактивность» получил широкое распространение во многих
областях жизни. Но в педагогике он появился не так давно. Поэтому при его
использовании частенько возникают противоречивые трактовки, что создаёт
терминологическую путаницу. Первоначально оно использовалось в
компьютерной сфере, и до сих пор интерактивное обучение многими
понимается как обучение с помощью компьютерных технологий. В
педагогике термин «интерактивное обучение» используется наравне с
термином «активное обучение». Иногда понятия «активные» и
«интерактивные» методы обучения употребляются даже как синонимы и
характеризуют обучение, основанное на общении людей. Вероятно, и надо
понимать термин «интерактивность» как вовлечение учащегося (или зрителя,
или экскурсанта) в процесс познания или действия. При этом методы
вовлечения могут быть как активными, так и пассивными, но
предполагающие именно «вхождение» в процесс.
Современная педагогика богата целым арсеналом интерактивных методов,
среди которых можно выделить следующие:
Творческие задания;
Работа в малых группах;
Ритмопластика
Деловая игра
Посещение театров;
Взаимодействие с родителями
Использование различных видов театра
Инсценировка песен, попевок, хороводов
Обучающие игры (ролевые игры, имитации, театральные игры,
речевые игры, деловые игры и образовательные игры;
Использование общественных ресурсов (приглашение специалистов,
экскурсии);
Социальные проекты, соревнования, фильмы, спектакли, выставки,
представления, песни и сказки
Разминки;
Изучение и закрепление нового материала (интерактивная лекция,
работа с наглядными пособиями, видео- и аудиоматериалами,
использование вопросов)
Разрешение проблем («Дерево решений», «Моговой штурм»).
Методов очень много, но я хочу сегодня остановиться только на
некоторых, которые я использую чаще всего.
«Мозговой штурм» - это активная методика обучения, при которой дети
взаимодействуют, обсуждая ситуацию, и принимают решение вместе. Перед
тем, как приступить к дискуссии, детям дается время на обдумывание
ситуации. Это может быть 1 минута, а может и 10 — все будет зависеть от
сложности вопроса. И когда каждый самостоятельно обдумает вопрос,
предлагается коллективно обсудить его. Такую методику нельзя отнести к
новой: ее используют даже в международных компаниях, поскольку вместе
проблему решить гораздо легче. Но в рамках коллективного обсуждения
педагог дает возможность каждому выбрать «занятие по душе». В мозговой
штурм можно активно включать родителей (родительским коллективом, так
и детско-родительским) Тогда точно никто не останется без внимания. При
этом это позволит решить вопросы в максимально короткое время.
«Дебаты» — пожалуй, один из наиболее популярных методов
решения любых проблем с помощью коллективного обсуждения во всем
мире. Раньше этот ограниченный вид не применяли в ДОУ, но сегодня этот
инструмент используется с большим успехом. Приведу пример: Постановка
проблемы (вопроса, по которому будут вестись дебаты) — у педагога заболел
знакомый режиссер, который должен был написать для группы спектакль,
который бы дети поставили. Поочередно дети предлагают варианты решения
данной проблемы, и сами же приступают к ее реализации совместно с
педагогом и родителями. Дебаты как интерактивное занятие это, в первую
очередь, способ поиска истины, которая рождается только в процессе
взаимодействия с другими детьми. Ребенок начинает понимать, что
социализация важна, что положение в обществе также имеет большое
значение,
и что наиболее весомые предложения исходят от самых
общительных деток. Суть в том, чтобы дети поочередно высказали каждый
свое мнение на заданную конкретную тему, а после высказываний ответили
на все вопросы сверстников. Так можно услышать много разных точек
зрения, выбрать самые интересные высказывания.
«Дерево решений» — по средством подручных материалов создать
общий проект-дерево. Здесь стоит использовать поэтапную работу:
- Создать условно нерешаемую задачу, вопрос, на который нет конкретного
ответа, т. е. есть место фантазии.
- Знакомство со схемой дерева (ствол, ветки, листья) и сопоставление ее с
задачей. Ствол выступает в качестве проблемы. Ее решение можно
осуществить через ветки — пути поиска ответа на поставленный вопрос. А
листья — это ответы.
- Сам процесс ответа на вопрос, когда дети предлагают варианты и рисуют,
наклеивают, пишут на листьях дерева эти варианты. Например: вопрос: «Что
нужно режиссеру, чтоб поставить спектакль?». Дети рисуют на листиках
декорации, актеров, зрителей, создают импровизированную сцену, театр .
«Интерактивный театр» - это небольшие спектакли, яркие, весёлые,
музыкальные представления с реквизитом, декорациями, костюмами, где
персонажи не только ведут сюжетную линию, но и взаимодействуют со
зрителями, играют с ними, давая возможность ощутить себя в самой гуще
сказочных событий. Можно сказать, что в интерактивном театре главный –
зритель. Дети-зрители могут включаться в игру: отвечать на вопросы кукол,
выполнять их просьбы, давать советы, перевоплощаться в тот или иной
образ. Особенностью таких спектаклей является то, что к артистам в любое
время могут присоединиться зрители. Игры могут быть объединены
простеньким сюжетом, что и позволяет назвать их полноценным спектаклем,
а
декорации
и
костюмы
могут
создаваться
из
простых
подручных
материалов.
«Театрализованные игры» - настольный театр, театр на фланелеграфе,
игры-драматизации с пальчиками, игры-драматизации с куклами бибабо,
импровизации, игры-имитации, ролевые диалоги, инсценировки и спектакли.
«Проектная деятельность» - «Что я знаю», «Что хочу узнать» и «Где я
могу узнать». Где дети самостоятельно или совместно со взрослым
открывают тайны театра.
Интерактивные методы можно использовать и в работе с родителями, а
лучше всего это делать совместно с детьми. Ведь совместная творческая
деятельность детей и родителей всегда эффективна, поэтому я привлекаю
родителей
воспитанников
к
участию
в
театрализованных
занятиях,
праздниках, причем в качестве зрителей очень редко. Родители исполняют
роли, являются декораторами, художниками, модельерами и даже авторами.
Театрализованная деятельность помогает им лучше узнать своего ребенка,
особенности его характера, темперамента. Некоторые родители смогут
получить ответ на вопрос: «Почему мой ребенок не исполняет главную
роль?».
Все интерактивные технологии в дошкольном образовательном
процессе,
которые
сегодня
существуют,
используются
в практике
воспитателей ДОУ, тем не менее, в зависимости от возраста такие методы
могут быть видоизменены. Например, для старшего дошкольного возраста
лучше использовать дискуссию, а младшим больше подойдет деловая игра.
При
оценивании
высказываний
детей не
стоит
употреблять слово
«правильно», а говорить: «интересно», «необычно», «хорошо», «прекрасно»,
«оригинально», что стимулирует детей к дальнейшим высказываниям.
Таким образом, интерактивное обучение – несомненно, интересное,
творческое,
перспективное
направление
педагогики.
Оно
помогает
реализовать все возможности детей дошкольного возраста с учетом их
психологических возможностей. Использование интерактивной технологии
дает возможность обогатить знания и представления детей об окружающем
мире, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, побуждает детей к
активному взаимодействию в системе социальных отношений. Я надеюсь,
что я смогла убедить вас, что театрализованная деятельность затрагивает все
направления развития детей. С ее помощью можно организовать интересную
самостоятельную деятельность дошкольников, сделать увлекательными
знания, вовлечь родителей в образовательный процесс.
Театра мир откроет нам свои кулисы,
И мы увидим чудеса и сказки.
Там Буратино, Кот Базилио, Алиса.
Легко меняются герои, маски.
Волшебный мир игры и приключений,
Любой малыш здесь хочет побывать.
Вдруг превратиться в Золушку иль в принца,
И всем свои таланты показать.
Театр, словно чародей, волшебник,
Своею палочкой волшебной проведя,
И вот ребенок, скромный и застенчивый,
Сегодня вдруг играет короля.
Пусть детство будет словно сказка,
Пусть чудеса творятся каждый миг,
И мир вокруг пусть добрым станет, ласковым,
Добро над злом, опять пусть победит!
Татьяны Григорьевой «Волшебный мир – театр»
Список литературы
1.Антипина Е. А. Театрализованная деятельность детей в детском саду: игры,
упражнения, сценарии. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 168с.
2.Богачева Н.И., Тихонова О.Г. Организация досуга в семье. - М.: Академия,
2001. - 208с. Список литературы:
3.Вербенец, А. М. Использование компьютерных технологий в развитии
старших дошкольников: проблемы, этапы, методы. – ж. «Детский сад: теория
и практика», 2013, №6.
4.Руководство театрализованными играми детей в дошкольных
учреждениях / Под ред. М.А. Васильевой. - М.: Просвещение, 2006. - 168с.
5.Доронова Т.Н. Развитие детей в театрализованной деятельности // Ребенок
в детском саду. - 2001. - №2.- С.42-47.
6.Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества. - М.:
Московский психолого-социальный институт, 2001. - 194с.
7.Зимина И.В. Театр и театрализованные игры в детском саду // Дошкольное
воспитание. - 2005.- №4.- С.32-36.
8. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. Пособие для
воспитателей детского сада. - М.: Просвещение, 2005. - 192с.
9.Комарова Т. С., Баландин Д. Л и др. Информационно-коммуникационные
технологии в дошкольном образовании – МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013г.
10. КуцаковаЛ.В., МерзляковаС.И. Программа «Москвичок»:
Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. - М.:
Просвещение, 2006. - 298с.
11. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду // Дошкольное
образование. - 2002. - № 12.- С.13-16.
12. Михайлова А.Я. Театр в эстетическом воспитании старших
дошкольников. - М.: Знание, 2005. - 154с.
13. Мерзлякова С.И. Волшебный мир театра. - М.: Институт повышения
Квалификации работников образования, 2005. – 45
14.Сайганова, Т. И. Методика использования информационных технологий в
работе с детьми дошкольного возраста. - ж. «Дошкольник. Методика и
практика воспитания и обучения», 2013, № 5
15. Экки Л. Театрально-игровая деятельность // Дошкольное воспитание. -
1999. - №7.- С.33-36.
13. Чурилова Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности
дошкольников и младших школьников. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 160 с.