Напоминание

«Использование интерактивных методов и приемов в театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»


Автор: Юдина Елена Евгеньевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Култаевский деский сад
Населённый пункт: Пермский край село Култаево
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Использование интерактивных методов и приемов в театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Юдина Елена Евгеньевна

Воспитатель детского сада

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение Култаевский детский сад «Колокольчик»

«Использование интерактивных методов и приемов в театрализованной

деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»

«Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали

и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного

мира детей…» (Б. М. Теплов)

Сегодня мы с вами совершим путешествие в удивительный мир театра и

поговорим о значении театрализованной деятельности в развитии детей

дошкольного возраст. Дошкольное образование направлено на формирование

общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных,

эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной

деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного

возраста.

Как вы думаете: «Какой вид деятельности развивает все эти качества в

ребенке?». Ну, конечно же, театральная деятельность

Перед дошкольным образованием поставлена задача

совершенствования традиционных методов дошкольного воспитания детей и

поиска новых подходов к организации образовательного процесса.

Термин «интерактивность» получил широкое распространение во многих

областях жизни. Но в педагогике он появился не так давно. Поэтому при его

использовании частенько возникают противоречивые трактовки, что создаёт

терминологическую путаницу. Первоначально оно использовалось в

компьютерной сфере, и до сих пор интерактивное обучение многими

понимается как обучение с помощью компьютерных технологий. В

педагогике термин «интерактивное обучение» используется наравне с

термином «активное обучение». Иногда понятия «активные» и

«интерактивные» методы обучения употребляются даже как синонимы и

характеризуют обучение, основанное на общении людей. Вероятно, и надо

понимать термин «интерактивность» как вовлечение учащегося (или зрителя,

или экскурсанта) в процесс познания или действия. При этом методы

вовлечения могут быть как активными, так и пассивными, но

предполагающие именно «вхождение» в процесс.

Современная педагогика богата целым арсеналом интерактивных методов,

среди которых можно выделить следующие:

Творческие задания;

Работа в малых группах;

Ритмопластика

Деловая игра

Посещение театров;

Взаимодействие с родителями

Использование различных видов театра

Инсценировка песен, попевок, хороводов

Обучающие игры (ролевые игры, имитации, театральные игры,

речевые игры, деловые игры и образовательные игры;

Использование общественных ресурсов (приглашение специалистов,

экскурсии);

Социальные проекты, соревнования, фильмы, спектакли, выставки,

представления, песни и сказки

Разминки;

Изучение и закрепление нового материала (интерактивная лекция,

работа с наглядными пособиями, видео- и аудиоматериалами,

использование вопросов)

Разрешение проблем («Дерево решений», «Моговой штурм»).

Методов очень много, но я хочу сегодня остановиться только на

некоторых, которые я использую чаще всего.

«Мозговой штурм» - это активная методика обучения, при которой дети

взаимодействуют, обсуждая ситуацию, и принимают решение вместе. Перед

тем, как приступить к дискуссии, детям дается время на обдумывание

ситуации. Это может быть 1 минута, а может и 10 — все будет зависеть от

сложности вопроса. И когда каждый самостоятельно обдумает вопрос,

предлагается коллективно обсудить его. Такую методику нельзя отнести к

новой: ее используют даже в международных компаниях, поскольку вместе

проблему решить гораздо легче. Но в рамках коллективного обсуждения

педагог дает возможность каждому выбрать «занятие по душе». В мозговой

штурм можно активно включать родителей (родительским коллективом, так

и детско-родительским) Тогда точно никто не останется без внимания. При

этом это позволит решить вопросы в максимально короткое время.

«Дебаты» — пожалуй, один из наиболее популярных методов

решения любых проблем с помощью коллективного обсуждения во всем

мире. Раньше этот ограниченный вид не применяли в ДОУ, но сегодня этот

инструмент используется с большим успехом. Приведу пример: Постановка

проблемы (вопроса, по которому будут вестись дебаты) — у педагога заболел

знакомый режиссер, который должен был написать для группы спектакль,

который бы дети поставили. Поочередно дети предлагают варианты решения

данной проблемы, и сами же приступают к ее реализации совместно с

педагогом и родителями. Дебаты как интерактивное занятие это, в первую

очередь, способ поиска истины, которая рождается только в процессе

взаимодействия с другими детьми. Ребенок начинает понимать, что

социализация важна, что положение в обществе также имеет большое

значение,

и что наиболее весомые предложения исходят от самых

общительных деток. Суть в том, чтобы дети поочередно высказали каждый

свое мнение на заданную конкретную тему, а после высказываний ответили

на все вопросы сверстников. Так можно услышать много разных точек

зрения, выбрать самые интересные высказывания.

«Дерево решений» — по средством подручных материалов создать

общий проект-дерево. Здесь стоит использовать поэтапную работу:

- Создать условно нерешаемую задачу, вопрос, на который нет конкретного

ответа, т. е. есть место фантазии.

- Знакомство со схемой дерева (ствол, ветки, листья) и сопоставление ее с

задачей. Ствол выступает в качестве проблемы. Ее решение можно

осуществить через ветки — пути поиска ответа на поставленный вопрос. А

листья — это ответы.

- Сам процесс ответа на вопрос, когда дети предлагают варианты и рисуют,

наклеивают, пишут на листьях дерева эти варианты. Например: вопрос: «Что

нужно режиссеру, чтоб поставить спектакль?». Дети рисуют на листиках

декорации, актеров, зрителей, создают импровизированную сцену, театр .

«Интерактивный театр» - это небольшие спектакли, яркие, весёлые,

музыкальные представления с реквизитом, декорациями, костюмами, где

персонажи не только ведут сюжетную линию, но и взаимодействуют со

зрителями, играют с ними, давая возможность ощутить себя в самой гуще

сказочных событий. Можно сказать, что в интерактивном театре главный –

зритель. Дети-зрители могут включаться в игру: отвечать на вопросы кукол,

выполнять их просьбы, давать советы, перевоплощаться в тот или иной

образ. Особенностью таких спектаклей является то, что к артистам в любое

время могут присоединиться зрители. Игры могут быть объединены

простеньким сюжетом, что и позволяет назвать их полноценным спектаклем,

а

декорации

и

костюмы

могут

создаваться

из

простых

подручных

материалов.

«Театрализованные игры» - настольный театр, театр на фланелеграфе,

игры-драматизации с пальчиками, игры-драматизации с куклами бибабо,

импровизации, игры-имитации, ролевые диалоги, инсценировки и спектакли.

«Проектная деятельность» - «Что я знаю», «Что хочу узнать» и «Где я

могу узнать». Где дети самостоятельно или совместно со взрослым

открывают тайны театра.

Интерактивные методы можно использовать и в работе с родителями, а

лучше всего это делать совместно с детьми. Ведь совместная творческая

деятельность детей и родителей всегда эффективна, поэтому я привлекаю

родителей

воспитанников

к

участию

в

театрализованных

занятиях,

праздниках, причем в качестве зрителей очень редко. Родители исполняют

роли, являются декораторами, художниками, модельерами и даже авторами.

Театрализованная деятельность помогает им лучше узнать своего ребенка,

особенности его характера, темперамента. Некоторые родители смогут

получить ответ на вопрос: «Почему мой ребенок не исполняет главную

роль?».

Все интерактивные технологии в дошкольном образовательном

процессе,

которые

сегодня

существуют,

используются

в практике

воспитателей ДОУ, тем не менее, в зависимости от возраста такие методы

могут быть видоизменены. Например, для старшего дошкольного возраста

лучше использовать дискуссию, а младшим больше подойдет деловая игра.

При

оценивании

высказываний

детей не

стоит

употреблять слово

«правильно», а говорить: «интересно», «необычно», «хорошо», «прекрасно»,

«оригинально», что стимулирует детей к дальнейшим высказываниям.

Таким образом, интерактивное обучение – несомненно, интересное,

творческое,

перспективное

направление

педагогики.

Оно

помогает

реализовать все возможности детей дошкольного возраста с учетом их

психологических возможностей. Использование интерактивной технологии

дает возможность обогатить знания и представления детей об окружающем

мире, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, побуждает детей к

активному взаимодействию в системе социальных отношений. Я надеюсь,

что я смогла убедить вас, что театрализованная деятельность затрагивает все

направления развития детей. С ее помощью можно организовать интересную

самостоятельную деятельность дошкольников, сделать увлекательными

знания, вовлечь родителей в образовательный процесс.

Театра мир откроет нам свои кулисы,

И мы увидим чудеса и сказки.

Там Буратино, Кот Базилио, Алиса.

Легко меняются герои, маски.

Волшебный мир игры и приключений,

Любой малыш здесь хочет побывать.

Вдруг превратиться в Золушку иль в принца,

И всем свои таланты показать.

Театр, словно чародей, волшебник,

Своею палочкой волшебной проведя,

И вот ребенок, скромный и застенчивый,

Сегодня вдруг играет короля.

Пусть детство будет словно сказка,

Пусть чудеса творятся каждый миг,

И мир вокруг пусть добрым станет, ласковым,

Добро над злом, опять пусть победит!

Татьяны Григорьевой «Волшебный мир – театр»

Список литературы

1.Антипина Е. А. Театрализованная деятельность детей в детском саду: игры,

упражнения, сценарии. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 168с.

2.Богачева Н.И., Тихонова О.Г. Организация досуга в семье. - М.: Академия,

2001. - 208с. Список литературы:

3.Вербенец, А. М. Использование компьютерных технологий в развитии

старших дошкольников: проблемы, этапы, методы. – ж. «Детский сад: теория

и практика», 2013, №6.

4.Руководство театрализованными играми детей в дошкольных

учреждениях / Под ред. М.А. Васильевой. - М.: Просвещение, 2006. - 168с.

5.Доронова Т.Н. Развитие детей в театрализованной деятельности // Ребенок

в детском саду. - 2001. - №2.- С.42-47.

6.Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества. - М.:

Московский психолого-социальный институт, 2001. - 194с.

7.Зимина И.В. Театр и театрализованные игры в детском саду // Дошкольное

воспитание. - 2005.- №4.- С.32-36.

8. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. Пособие для

воспитателей детского сада. - М.: Просвещение, 2005. - 192с.

9.Комарова Т. С., Баландин Д. Л и др. Информационно-коммуникационные

технологии в дошкольном образовании – МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013г.

10. КуцаковаЛ.В., МерзляковаС.И. Программа «Москвичок»:

Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. - М.:

Просвещение, 2006. - 298с.

11. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду // Дошкольное

образование. - 2002. - № 12.- С.13-16.

12. Михайлова А.Я. Театр в эстетическом воспитании старших

дошкольников. - М.: Знание, 2005. - 154с.

13. Мерзлякова С.И. Волшебный мир театра. - М.: Институт повышения

Квалификации работников образования, 2005. – 45

14.Сайганова, Т. И. Методика использования информационных технологий в

работе с детьми дошкольного возраста. - ж. «Дошкольник. Методика и

практика воспитания и обучения», 2013, № 5

15. Экки Л. Театрально-игровая деятельность // Дошкольное воспитание. -

1999. - №7.- С.33-36.

13. Чурилова Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности

дошкольников и младших школьников. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 160 с.



В раздел образования