Автор: Жаворонкова Марина Степановна
Должность: МБДОУ №26
Учебное заведение: МБДОУ №26
Населённый пункт: ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ-ЮГРА АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ, СУРГУТ
Наименование материала: статья
Тема: Формирование основ патриотизма у дошкольников в процессе ознакомления с родным городом.
Раздел: дошкольное образование
Формирование основ патриотизма у дошкольников в процессе ознакомления
с родным городом.
Одна из задач нравственного воспитания дошкольников - воспитание
патриотических чувств, которая включает в себя воспитание у детей любви к
близким, к детскому саду, к родному дому, городу, краю, родной стране.
Возникает вопрос: в чем проявляются патриотические чувства у детей
дошкольного возраста? Как дошкольники могут эти чувства выразить?
Дошкольный возраст – это
период формирования личности ребенка.
Именно в этом возрасте можно эффективнее развивать возможности
личности ребенка. Упущенное в дошкольном детстве наверстать в школе
гораздо сложнее или не удается совсем. А ведь именно от того, как дети
воспринимают окружающий мир в детстве, в большей степени зависят их
школьные годы, а в дальнейшем жизненные успехи взрослого человека.
Не
надо
забывать,
что
дети
дошкольного
возраста
воспринимают
окружающую действительность эмоционально, а значит и патриотические
чувства у них проявляются в чувстве восхищения и привязанности к месту
рождения и жительства, определенному кругу людей, которое расширяется и
углубляется от встреч и общения с ними: жителями дома, города,
работниками
образовательных
учреждений,
библиотек,
музеев.
Формирование чувства любви к родному городу, краю происходит через
воспитание положительного отношения к тем местам, где он родился и
живет, умения видеть и понимать красоту окружающей жизни, желания
больше узнать об особенностях родного края, людях-первооткрывателях,
культуре, истории и окружающей природе. Психологи считают, что
нравственные качества не возникают путем естественного «созревания». Их
развитие осуществляется в процессе накопления и освоения конкретных
фактов, а зависит это от средств и методов воспитания, от условий в
которых живет ребенок.
На современном этапе социально-культурного развития становится все более
актуальным вопрос воспитания патриотизма. Психолого-педагогические
исследования едины в том, что это сложное чувство возникает еще в
дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к
окружающему миру и окружающему, в том числе, к родному краю.
К концу XX
века идеи патриотического воспитания освещаются в
исследованиях Л.И Беляева, Е.В Бондаревской, Э.К Суслова,
Н.Ф
Виноградовой, Р.И Жуковской, О.И Ковалевой, З.В Коваленковой, С.А
Козловой, М.П Чумаковой и др.
Р.И Жуковская подчеркивала важность ознакомления детей с людьми,
которые связаны с краем с защитниками Отечества. С.А Козлова утверждает,
что важно знакомить детей с родным краем, с людьми разных профессий, их
трудом.
Также
она
утверждает,
что
патриотизм
возникает
детей
с
элементарного чувства привязанности. Нельзя сделать ребенка патриотом,
если он ни к чему не привязан. Н.Ф Виноградова отмечает особую роль
патриотического
воспитания
дошкольников
ознакомления
с
природой
родного края. Э.К Суслова говорила о важности воспитания у детей
уважительного отношения ко всем национальностям. М.Ю Новицкая
отмечала необходимость взращивать в душе детей любовь к родному краю, к
истории и культуре своей страны. Н.Ф Винографова, Р.И Жуковская, С.А
Козлова подчеркивали что начиная работу по патриотическому воспитанию,
педагог должен сам хорошо ориентироваться в особенностях края, знать его
традиции
и
культуру.
Педагог
должен
знакомить
детей
с
достопримечательностями города, с людьми, приславшими родной край. Как
бы не менялось общество, воспитание любви к малой родине, гордости за неё
необходимо всегда. Чтобы подрастающее поколение любило свою Родину,
свой край, свой город, мы должны показывать детям, что нам есть чем
гордиться.
Дошкольный возраст как период складывания первооснов
личности имеет свои потенциальные возможности для развития высших
нравственных чувств, в том числе ценностного отношения к малой и
большой
Родине,
воспитания
основ
гражданственности.
Основой
в
воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление
детьми социального опыта жизни в своем Отечестве, усвоение принятых в
обществе норм поведения, развитие интереса к ее истории и культуре,
формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной
страны, родного края. Любовь к своему дому, к своему детскому саду,
городу, где он родился, чувство восхищения родным краем – это те чувства,
которые необходимо вызвать педагогу в процессе работы с дошкольниками,
это будет первым шагом на пути формирования чувства патриотизма, любви
к своей родине.
Литература.
1.
Сикорская
Г.П.
Экологическое
сафари
по
Югорскому
краю.
–
Екатеринбург: Аква-Пресс, 2005.
2.Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду.под.ред. Л.А
Кондрытинской. – М. сфера, 2010г.
3.Богомолова , М.И . Межнациональное воспитание детей: учебное пособие\
М.И Богомолова, Л.М Захарова , 2011г
4.Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников.
Методическое пособие/ Р.С.Буре – М.:Мозаика-Синтез, 2011. – 80 с.