Напоминание

Картотека игр


Автор: Наталья Николаевна Абуталипова
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР Д/С №231
Населённый пункт: г.Ульяновск
Наименование материала: Картотека игр по сенсорному развитию
Тема: Картотека игр
Раздел: дошкольное образование





Назад




Картотека игр по сенсорному развитию детей младшей группы.

«Укрась бабочку»

Цели:

Учить детей группировать предметы по цвету.

Закреплять знания о геометрической фигуре круг, о понятия много - один,

большой - маленький.

Развивать мелкую моторику.

Материалы:

Бабочки разных цветов, вырезанные из картона, круги разных размеров и

цветов.

Ход игры:

Воспитатель показывает детям бабочек и говорит, что они прилетели к ним в

гости. Рассказывает, что бабочки принесли с собой кружки разных цветов и

хотят, чтобы дети украсили их крылышки. Воспитатель предлагает помочь

бабочкам. Вначале он просит каждого ребёнка выбрать кружки одного цвета из

предложенных четырёх. При этом предлагает поочередно то одному, то

другому малышу выбрать кружки понравившегося цвета. После того как все

дети выберут, воспитатель раздаёт им силуэты бабочек и предлагает украсить

их.

В конце игры воспитатель хвалит всех детей за то, что они украсили бабочек и

они стали ещё красивее.

«Почини одежду зайчатам»

Цели:

Учить детей различать цвета и использовать названия цветов в речи.

Закреплять умение распознавать геометрические фигуры и называть их (круг,

квадрат, треугольник).

Развивать мелкую моторику рук, цветовое восприятие, внимание.

Материалы:

Силуэты одежды, вырезанные из картона геометрические фигуры.

Ход игры:

Появляется зайчиха с корзинкой и плачет.

Воспитатель: Почему ты плачешь зайчиха?

Зайчиха: Купила я своим зайчатам подарки – шорты и юбочки. А пока шла по

лесу, задела за куст – они и порвались. (Показывает шорты и юбки из картона).

Воспитатель: Не плачь, зайчиха, мы тебе поможем. Дети давайте подберём

заплатки и залатаем дырки. На что похожи дырки на юбочках и шортах?

Дети: на треугольник, квадрат и круг.

Воспитатель: Правильно.

Зайчиха кладёт шорты и юбочки на «пеньки» (столы), на которых заранее

разложены заплатки. Дети подходят к столам и выполняют задание.

Воспитатель спрашивает у каждого ребёнка, какого цвета заплатку он

поставил, и на какую геометрическую фигуру она похожа.

Зайчиха: Большое дети, вам спасибо!

«Большие и маленькие мячики».

Цель: Учить различать цвет и величину (большой – маленький);

Развивать чувство ритма; ритмично проговаривать слова.

Игровая задача. Подобрать мячики для кукол.

Игровое правило. Правильно подобрать мячи по цвету и величине.

Ход игры. Воспитатель дает рассмотреть мячики разных цветов (синие,

зеленые, красные, желтые) и разной величины (большие и маленькие).

Показывает, как они ритмично подпрыгивают, и приговаривает: Прыг да прыг,

Все прыг да прыг,

Спать наш мячик

Не привык.

Воспитатель выносит две куклы – большую и маленькую – и говорит:

«Большая кукла Оля ищет для себя мячик. Маленькая кукла Ира тоже хочет

поиграть с мячом». Предлагает детям подобрать куклам мячи. Дети отбирают

мячи нужной величины (большой кукле – большой мячик, маленькой кукле –

маленький мяч). Кукла Оля капризничает: ей нужен мяч желтого цвета, как ее

юбочка. Кукла Ира тоже сердится: ей нужен мяч красного цвета, такой, как ее

бантик. Воспитатель предлагает ребятам успокоить кукол: подобрать им

нужные мячи.

« Спрячь мышку»

Цели:

Продолжать знакомить детей с шестью основными цветами, учить различать

их. Развивать быстроту реакции, внимание, мышление. Закреплять знания о

животных.

Материал:

Демонстрационный: листочки бумаги шести цветов(20 – 15), посредине белый

квадрат(8-8), на которых нарисована мышка (мышкин домик), квадраты тех же

шести цветов – дверцы (10х10), большая картонная игрушка – кошка, мягкая

мышка.

Раздаточный: такой материал меньшего размера - цветные листы 10х8, белые

квадраты на них 5х5, цветные квадраты.

Ход игры:

Смотрите, ребята, какая маленькая у нас сегодня гостья. Кто это, правильно,

мышка. Какая она маленькая, пушистенькая, серенькая. Погладьте ее. Дети по

очереди гладят мышку.

- А вы знаете, где живет мышка? В норке. От кого прячется мышка? От кошки.

Смотрите, нет ли где кошки, а то наша мышка боится. Поможем мышкам

спрятаться в норке? Сейчас мы поиграем с вами в игру «Спрячь мышку».

Cначала мы вместе научимся в нее играть. У меня Мышкины домики.

Расставляю три домика на демонстрационной доске, радом кладу шесть

квадратов шесть цветов. Видите в окошко, выглядывают мышки.

Чтобы спрятать мышку надо закрыть окошко дверцей – квадратиком того же

цвета, что и домик, а то придет кошка увидит где окошко, откроет его и съест

мышку.

Вызываю по очереди трех детей и предлагаю им по очереди закрыть три

окошка, выясняю, все или окошки хорошо закрыты.

Если кто – то допустил ошибку, вызываю ребенка для её исправления. Достаю

спрятанную раньше кошку, которая идет «ловить мышей».

«Пойду, поищу, где здесь живет мышка. Дети вы не видели мышку?» Кошка

уходит не найдя мышку. Детям раздается по одному листочку – «мышиному

домику» (сидящим рядом даю листочки разных цветов) и по шесть квадратов

всех цветов. « А теперь вы спрячьте своих мышек, пока кошка спит. Выберите

из квадратов, которые лежат на ваших тарелочках квадрат такого же цвета, как

и домик вашей мышки».

Когда все дети выполнили задание, кошка снова «идет на охоту». Иду

крадущимся шагом с кошкой на руках, прохожу по рядам и смотрю, у кого

мышка плохо спряталась. При этом даю возможность ошибшимся детям.

Исправить положение, пока кошка не приблизилась к ним. Если ошибка не

исправлена, кошка забирает у ребенка листочек с мышкой.

Все сегодня хорошо играли, все спрятали мышек, только некоторые ребята

ошиблись (указываю, какие именно ошибки были допущены). В следующий

раз они обязательно хорошо спрячут мышек.

Игра «Спрячь мышку» второй вариант

Цель: Учить определять название различных геометрических форм,

соотносить по форме и размеру прорези и вкладыши.

Материал:

Для этой игры нужны силуэты домиков, сделанные из картона. В окошках

домиков нарисованы мышки. Окошки на домиках разной формы: круглые,

овальные, квадратные, треугольные. Также понадобятся крышки для окошек

(фигуры той же формы и размера, что и окошки в домиках). Таких домиков и

крышек должно быть по одному набору для каждого ребенка.

Ход игры:

Воспитатель показывает детям, в каких домиках поселились мышки.

— Они сейчас глядят в окошки. Окошки у всех разные: круглые, овальные,

квадратные, треугольные. Эти окошки мышки закрывают только ночью, когда

ложатся спать или когда увидят поблизости кошку. Представьте, что

наступила ночь, и мышкам нужно закрыть окошки. Возьмите крышечки и

закройте окошки так, чтобы форма окошка совпала с формой крышечки, то

есть, чтобы окна были плотно закрыты. (Педагог помогает детям подобрать к

окошкам нужные крышки.)

- Хорошо, теперь наступило утро, окошки нужно открыть.

Наступил день.

Вдруг, посмотрите, кто появился (воспитатель достает игрушечную кошку)?!

Нужно быстро спрятать бедных мышек, чтобы кошка их не съела!

Малыши снова закрывают окошки домиков, но теперь стараются сделать это

как можно быстрее.

— Кошка ушла, потому что не нашла ни одной мышки. Можно открыть

окошки домиков, пусть мышки полюбуются на вечернюю зарю. Но вот снова

наступает ночь, мышки ложатся спать, нужно закрыть окошки.

Игры с бельевыми прищепками

Цели:

Основная цель дидактических игр с бельевыми прищепками — развитие

мелкой моторики рук у детей младшего возраста.

Также эти игры направлены на формирование умения сличать и объединять

предметы по признаку цвета.

Кроме того, игры с прищепками способствуют развитию ощущений

собственных движений и формированию положительного настроя на

совместную с взрослым работу. Они стимулируют речевую активность детей.

Ход игры:

Взрослый: Отгадайте загадку.

Плаваю под мостиком

И виляю хвостиком.

Дети: Это рыбка. Взрослый: (показывает картинку с изображением рыбки).

Правильно, это рыбка. Посмотрите на картинку и покажите, где у рыбки

глазик?

Дети показывают глазик

Взрослый: А где у нее ротик?

Дети показывают на рисунке ротик рыбки.

Взрослый: А где у нее хвостик и плавники?

Дети показывают хвостик и плавники.

Взрослый: А теперь давайте сами сделаем рыбок.

Детям необходимо выбрать подходящие по цвету прищепки и добавить

каждой рыбке хвостик и плавники.

Взрослый: Отгадайте, кто это такой:

На спинке иголки, длинные, колкие.

А свернется в клубок — ни головы, ни ног.

Дети: Это ежик. Взрослый: (показывает картинку с изображением ежа).

Правильно, это ежик. Покажите, где у него глазки, носик, ушки?

Дети показывают.

Взрослый: Давайте поможем нашему ежику найти иголочки.

Взрослый дает ребенку вырезанную из цветного картона заготовку ежика, на

которой нарисованы глаза, уши, нос, но нет иголок. Дети прикрепляют к

спинке ежика прищепки.

Взрослый: (поглаживая ежика по его новым иголкам). Ой! Какой ежик стал

колючий!

А вот новая загадка.

Колкую, зеленую срубили топором.

Красивую, зеленую принесли к нам в дом.

Дети. Это елочка.

Взрослый: Да, это елка, но она плачет. Она потеряла все свои иголочки. Не

плачь, не плачь, елочка! Мы тебе поможем.

Взрослый раздает детям вырезанные из зеленого картона треугольники. Дети

выбирают из коробки зеленые прищепки и «возвращают» елке ее иголочки.

Взрослый: (поглаживая елку). Ой! У елки иголки колки!

Взрослый: А где же солнышко? Оно потеряло свои лучики. Какого цвета

лучики у солнца?

Дети. Желтого.

Взрослый: Правильно. Давайте поможем солнышку. Солнышко, выгляни,

жёлтое, высвети.

Полянка

Цели:

Учить группировать предметы по цвету.

Устанавливать тождества и различия цвета однородных предметов.

Учить понимать слова «цвет», «такой», «не такой», «разные».

Ход игры:

Воспитатель: Дети хотите погулять? Под музыку идем гулять. Приходим “на

полянку”. Ой, куда мы попали?

А как ты догадался? Правильно.

В лесу растут травка, деревья, цветы. Это не просто цветы, а домики для

бабочек.

Сейчас, я каждому из вас дам картонную игрушку бабочку. Звучит музыка.

Дети давайте “полетаем” со своими бабочками. А теперь бабочки устали.

Посадим бабочек на свои домики. Будьте внимательны! Каждая бабочка

должна сесть на свой домик. Посадили.

Игра помогает в игровой форме выучить или закрепить выученные цвета.

Повторить можно с листочками разного цвета.

Игра-шнуровка

Цели:

Игровое пособие направлено на развитие мелкой моторики руки, утончения

движений пальцев, концентрации внимания, способствует развитию точности

глазомера, координации и последовательности действий.

Является хорошей подготовкой руки к письму, тренирует усидчивость, часто

такая игра успокаивает ребенка.

В этой игре не забыто также и развитие воображения: "вышивание" условных

контуров по ассоциации с реальными предметами - основа для развития

абстрактного мышления, обобщений свойств, "видения сути предмета".

Ловкость рук я развиваю

Со шнуровкою играю.

Тренирую логику

И мелкую моторику!

«Светофор», «Мишка»

Цели:

Побуждать ребенка к самостоятельной деятельности; формировать цветовое

представление, выработать навык завинчивания крышек.

Развивать мелкую моторику рук, сенсорику, связную речь.

Обогащать словарный запас.

Можно использовать следующие упражнения с пробками - дети раскручивают

и закручивают пробки от пластиковых бутылок к их горлышкам.

Для закрепления цвета прикручивают разноцветные пробки к

соответствующим по цвету горлышкам.

Подбери чашки к блюдцам

Цели:

Учить детей различать цвета и использовать названия цветов в речи. Развивать

мелкую моторику, внимание.

Материалы:

Наборное полотно, блюдца и чашка разных цветов.

Ход игры:

В магазин сначала привезли блюдца. Продавцы расставили их по полкам. На

верхнюю полку поставили вот такие блюдца (показывает)

Какие? ( Ответы детей).

На нижнюю – вот такие. Какого они цвета? ( Ответы детей). Одинакового ли

цвета блюдца на верхней полке и на нижней? ( Ответы детей).

Потом привезли чашки. Давайте поможем продавцам подобрать к блюдцам

нужные чашки. Они должны быть такого же цвета, как блюдца.

Воспитатель кладёт на стол картонные плоские чашки. Ребёнку он поручает

подобрать чашки к блюдцам.

Одобряет действия ребёнка, который, посмотрев внимательно на блюдца,

отбирает все нужные чашки. Спрашивает, какого они цвета.

Бусы

Цели:

укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно – моторной координации;

различение предметов по форме, цвету и материалу; развитие усидчивости

Материалы:

пуговицы различной величины и цвета; бусинки разной формы, величины,

материала; проволока, леска, тонкая нитка.

Ход игры:

Ведущий предлагает ребёнку сделать бусы. Можно предложить сделать бусы

по образцу, а пуговицы подобрать по форме и цвету. Возможно, и сам ребёнок

может предложить свой вариант изготовления бус. После этого ребёнок

приступает к созданию бус.

«Разложи фигуры по местам!»

Цели:

Познакомить с плоскими геометрическими формами – квадратом, кругом,

треугольником, овалом, прямоугольником. Учить подбирать нужные формы

разными методами.

Материалы:

Плоские геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники). Рамка-

вкладыш Монтессори.

Ход игры:

Выньте фигурки из углублений и поиграйте с ними: «Вот весёлые

разноцветные фигурки. Это круг, он катится – вот так! А это квадрат. Его

можно поставить. А теперь фигурки прыгают (танцуют)». Затем предложить

детям разложить фигурки «по кроваткам»: «Наступил вечер. Фигуркам пора

отдыхать. Давайте положим их спать в кроватки».

Раздайте детям по одной фигурке и предложите по очереди найти место для

каждой из них. Когда малыши разложат фигурки, подведите итог игры: «Вот

теперь все фигурки нашли свои кроватки и отдыхают». Затем ещё раз

покажите и назовите все фигурки, не требуя от детей повторения. Эту игру

можно повторять многократно, каждый раз изменяя её сюжет.

«Найди окошко для фигурки»

Цель:

Учить детей соотносить форму деталей с формой отверстия.

Ход:

Игра проводится с участием 3-4 детей. Воспитатель раскладывает на столе

геометрические фигуры и раздаёт детям карточки с рельефными конторами.

Воспитатель предлагает рассмотреть карточки и обвести пальчиками конторы

окошек.

- Какая фигура подойдёт для твоего окошка?

Если ребёнок выбирает неправильно фигуру, дать возможность убедиться в

том, что она не подходит и предложить выбрать следующую. Когда ребёнок

найдёт подходящую, следует похвалить его, продемонстрировать остальным

игрокам, что окошко закрылось и предложить ему самостоятельно несколько

раз открыть и закрыть окошко. Затем следующий ребёнок подбирает фигуру

для своего окошка.

Игра «Волшебный мешочек»

Цель:

Учить определять название запаха предмета, устанавливать отношения между

предметом и его запахом; работать над умением определять название

предмета, опираясь на обоняние, то есть восприятие запаха.

В мешочек, сшитый из любой непрозрачной ткани, помещаются различные

предметы, обладающие определенным запахом. Это должны быть такие

предметы, которые всегда пахнут одинаково (например, лимон, яблоко,

апельсин, цветы с характерным запахом: герань, сирень, роза; краска, рыба и

т.п.). Все эти предметы должны лежать в отдельных коробочках с отверстиями,

чтобы исключить возможность иного (например, тактильного) восприятия

этих предметов. Можно также завязать каждому ребенку глаза и спросить:

«Что это?», — держа перед ними душистое мыло, детский крем или флакон с

духами. За правильный ответ натрите ребенку ручки кремом, духами или

подарите цветок, который он правильно определил.

Игра «Назови свойства материалов»

Цель:

Учить определять название различных свойств материала, устанавливать

отношения между материалом и его ощущением.

Демонстрационный материал к игре:

образцы различных на ощупь

материалов (гладкий кафель, пластик, линолеум, бархат, махровая ткань, мех,

фланель), наклеенные на картон.

Перед игрой познакомьте детей с различными на ощупь материалами. Для

этого надо приготовить по паре образчиков материалов, явно отличающихся

на ощупь. Это может быть гладкий кафель, пластик, линолеум, бархат,

махровая ткань, мех, фланель. Наклейте образчики на квадратные листы

картона. Дайте каждому ребенку поиграть с квадратика-ми, ощупать их.

Поговорите с детьми о различных свойствах материалов: твердые они или

мягкие, гладкие или шершавые... Когда дети запомнят свои ощущения,

возникающие при осязательном восприятии различных типов поверхностей,

смешайте квадратики и дайте каждому ребенку по одному образцу. Смогут ли

они подобрать пару для этого образца? Конечно, дети смогут ориентироваться

не только с помощью осязательных ощущений, но и с помощью зрения. Но на

начальном этапе это не помешает, так как дети смогут обрести уверенность в

своих силах.

Затем можно усложнить задачу. Пусть дети попробуют подобрать

«двойников» вслепую. В данном случае они будут ориентироваться, целиком

опираясь на осязательное восприятие. Давая это задание, попросите детей

называть свойства материалов: твердый, мягкий, гладкий, шершавый.

«Выложи орнамент»

Цель:

научить ребенка выделять пространственное расположение геометрических

фигур, воспроизводить в точности такое же расположение при выкладывании

орнамента.

Материал: 5 вырезанных из цветной бумаги геометрических фигур по 5 (всего

25 штук), карточки с орнаментом.

«Посмотри, какие орнаменты перед нами. Подумай и назови фигуры, которые

ты здесь видишь. А теперь постарайся из вырезанных геометрических фигур

выложить такой же орнамент».

Затем предлагается следующая карточка. Задание остается прежнее. Игра

окончена, когда ребенок выложит все орнаменты, показанные на карточке.

Игра «Собери игрушку»

Цель:

Работать над умением дифференцировать различные геометрические

фигуры, опираясь на тактильные и зрительные ощущения, то есть развивать

осязательное и зрительное восприятие.

Для этой игры необходимо изготовить из фанеры, поролона или картона

силуэт какой-нибудь игрушки (зайца, мишки или куклы), вырезать глаза, нос,

рот так, чтобы эти детали потом можно было вложить на места. Вкладыши

можно раскрасить в соответствующие цвета. Дети должны самостоятельно

найти место для каждой из вырезанных деталей, вложить их в прорези для

недостающих глаз, рта и носа. Постепенно добавляйте новые геометрические

формы, которые сложнее различить (можно, например, вырезать узоры на

платье у куклы или на одежде у игрушечных зверят). Пусть дети вставят

вырезанные кусочки в отверстия.

Игра «Картинка из фигур»

Цель:

Работать над умением дифференцировать различные по форме и размеру

геометрические фигуры, опираясь на тактильные и зрительные ощущения, то

есть развивать осязательное и зрительное восприятие.

Для этой игры нужны наборы геометрических фигур разной формы (круги,

треугольники и квадраты) и двух размеров (большие и маленькие) для каждого

ребенка: всего 12 или 24 фигуры (по 2 или 4 фигуры каждого вида). Эти

фигуры можно изготовить из картона или тонкой пластмассы. Для воспитателя

нужны такие же фигуры большего размера для закрепления их на

фланелеграфе.

Эта игра направлена на развитие воображения и творческих способностей

детей. В начале игры педагог показывает детям на фланелеграфе, какие

рисунки могут получиться, если положить рядом те или иные фигуры.

Воспитатель демонстрирует детям способ и порядок построения несложных

конструкций. После этого он предлагает детям из своих фигур выложить

другие рисунки, которые они придумают сами. Картинка на фланелеграфе

убирается, чтобы дети не копировали уже готовое изображение.

Игра «Чередование флажков»

Цель:

Работать над умением дифференцировать различные по форме и размеру

геометрические фигуры, опираясь на тактильные и зрительные ощущения, то

есть развивать осязательное и зрительное восприятие.

Для этой игры нужно приготовить по 4 - 5 флажков треугольной и

прямоугольной формы для каждого ребенка и столько же флажков,

обклеенных с обратной стороны бархатной бумагой, чтобы прикреплять их на

фланелеграф, для воспитателя. Флажки для детей можно изготовить из

картона. Педагог говорит, что улицы на праздники украшают флажками, но

развешивают их не как попало, а в виде гирлянды, где чередуются флажки

разной формы. Например, вот так (взрослый прикрепляет флажки на

фланелеграф таким образом, чтобы прямоугольные флажки чередовались с

треугольными). Воспитатель просит подсказать ему, какой флажок теперь

нужно прикрепить: прямоугольный или треугольный, а теперь и т.д. После

того как дети хорошо усвоят порядок чередования флажков, педагог

предлагает дошкольникам самим смастерить такую же гирлянду из флажков,

которые лежат у них на столах. Во время работы детей воспитатель подходит к

каждому ребенку и при необходимости помогает ему правильно разложить

флажки.

Игры с блоками Дьенеша для детей младшего дошкольного возраста

Игры с блоками Дьенеша для детей младшего дошкольного возраста

Игра «Знакомство с блоками».

1. Вы показываете ребенку фигуру красного (или любого другого цвета)

и

просите его показать такую же.

2. Вы показываете ребенку большую фигуру и просите показать все

большие фигуры.

3. Вы показываете ребенку фигуру, уточняете ее форму, и просите показать

такую же фигуру.

4. Вы показываете ребенку толстую (тонкую)

фигуру и просите показать

такую же.

Игра «Найди такую же фигуру»

Содержание:

Вариант 1. Положите перед ребенком любую фигуру и попросите его найти

фигуры, такие же, как эта, по цвету (размеру, форме, толщине)

Вариант 2. Положите перед ребенком любую фигуру и предложите ему

найти такие же фигурки по цвету, но не такие по форме.

Вариант 3. Положите перед ребенком любую фигуру и предложите ему

найти такие же по форме, но не такие по цвету.

Игра «Найди НЕ такую же фигуру»

Содержание:

Положите перед ребенком любую фигуру и попросите его найти все

фигуры, которые не такие, как эта, по цвету (размеру, форме, толщине).

Игра «Раздели фигуры» (развитие умения группировать фигуры по

величине)

К детям в группу приходят две куклы (большая и маленькая, приносят

коробки с фигурами. Дети знакомятся с куклами. Ведущая обращает

внимание детей на то, что куклы разной величины, большая и маленькая.

Ставит кукол рядом и просит показать большую и маленькую. .Куклы

предлагают детям поиграть фигурами. Блоки

выкладываются на ковёр,

ведущая предлагает детям взять фигуры в руки, рассмотреть и поиграть.

После игры

нужно собрать фигуры, в одну коробку - большие, а в другую -

маленькие. Куклы просят помощи у детей. Ведущая предлагает в коробку к

большой кукле собрать большие, а в коробку к маленькой маленькие. Куклы

благодарят детей за помощь.

Игра «Найди такой же»

(развитие умения сравнивать фигуры по величине)

Блоки

лежат в обруче на ковре. Ведущий показывает детям маленькую

фигуру и просит собрать блоки такой же величины, а другой подгруппе

показывает большую фигуру. Предлагает принести фигуры такой же

величины.

Игра «Большой – маленький»

(умение соотносить величину предмета с движением)

Если дети видят большой блок

поднимают руки вверх, маленький блок –

приседают.

Игра «Мышки – норушки»

(умение различать цвета)

К детям в гости приходит мышка. Она просит детей

помочь сделать запасы

на зиму. Мышка очень любит зёрнышки жёлтого (красного)

цвета. Дети

выбирают из корзинки «зёрнышки»

определённого цвета и приносят их

в «норку»

к мышке.

Игра «Домино» (умение сравнивать предметы по цвету)

Фигуры делятся между детьми поровну. Каждый игрок делает свой ход. При

отсутствии фигуры ход пропускают. Выигрывает тот, кто выложит все

фигуры. Ходить можно только фигурами другого цвета.

Игра «Найди фигуру»

(умение сравнивать фигуры по двум свойствам: цвету и величине)

Блоки лежат в обруче. Дети сидят на ковре вокруг обруча. Ведущая

показывает детям блок и просит:

• Найти фигуру, как эта по величине

• Найти не такую фигуру, как эта по величине

• Найти фигуру, как эта по цвету

• Найти не такую фигуру, как эта по цвету

• Найти фигуру, как эта по цвету и размеру

• Найти не такую фигуру, как эта по цвету и размеру.

Игра «Раздели фигуры»

(умение группировать предметы по форме)

К детям в гости приходят геометрические фигуры (круг, квадрат,

треугольник, прямоугольник). Предлагают познакомиться, рассказывают

о себе:

Прикатилось колесо,

Ведь похожее оно,

Как наглядная натура

Лишь на круглую фигуру.

Догадался милый друг?

Ну конечно это круг.

Я фигура хоть куда,

Очень ровная всегда.

Все углы во мне равны

И четыре стороны.

Кубик мой любимый брат,

Потому что я квадрат.

Три вершины тут видны,

Три угла, три стороны-

Ну пожалуй и довольно!

Что ты видишь – треугольник.

Растянули мы квадрат

И представили на взгляд,

На кого он стал похожим

Или с чем-то очень схожим?

Не кирпич, не треугольник-

Стал квадрат прямоугольник.

Ведущая обращает внимание детей на то, что блоки разной формы. Дети

раскладывают блоки

в коробки к каждой геометрической фигуре.

Игра «Угощения»

(умение выявлять свойства предметов: цвет и форма).

В гости к детям приходят заяц и медведь. Дети рассказывают, какие

сладости они получили в подарок от Деда Мороза. Ведущая предлагает

сделать подарки зверюшкам. На подносах разложены блоки: печенье и

конфеты. Дети раскладывают в коробки для подарков печенье с

первого подноса:

• Заяц любит только жёлтое печенье, а мишка только треугольное.

Проверяют, какое печенье досталось зайцу (жёлтое, не треугольное, а

мишке (треугольное, не жёлтое). Какое печенье подошло и мишке и

зайке (жёлтое, треугольное)

Раскладывают конфеты:

• Заяц любит только круглые, а мишка только синие.

Проверяют, какие конфеты достались мишке и зайке.

Игра «Рыбалка»

(умение различать предметы по толщине)

Дети отправляются на рыбалку. Ведущая «закидывает»

удочку и ловит

рыбу. Показывает её детям, обращает внимание на то, какая она толстая. Дети

ловят рыбу, рассматривают её, сравнивают по толщине с рыбой пойманной

ведущей. Определяют, какую рыбу они поймали (толстую или тонкую).

Раскладывают рыбу в ведёрки: толстую для толстого мишки, а тонкую для

куклы.

Игра «Поручения»

(умение сравнивать предметы по цвету и толщине)

Ведущая даёт поручения:

Одному ребенку собрать все красные, толстые фигуры;

Второму - синие, тонкие;

Третьему - жёлтые, толстые и т. д.

Игра «Кондитерская фабрика»

(умение сравнивать предметы по форме и толщине, с опорой на схему).

Дети «работают»

на кондитерской фабрике. Раскладывают конфеты в

коробки соответственно схеме.

Игра «Кто быстрее соберёт» (умение выделять свойства предметов,

обобщать предметы по трём свойствам: величина, толщина, цвет, с опорой на

карточки – схемы свойств.)

Игра «Чудесный мешочек»

(развитие тактильных ощущений)

Положить несколько блоков

в мешочек и предложить ребёнку найти

квадратные, круглые или треугольные фигуры. Можно усложнить задание:

попросить достать большой круглый блок

или маленький квадратный. Или

предложить достать разные по толщине фигуры. Когда ребёнок достанет блок,

можно уточнить, какого он цвета.

Игры «Чего не стало?» и «Что изменилось?» (внимание)

Положить перед детьми 3-5 блоков, предложить запомнить их. После чего

дети закрывают глазки, а воспитатель убирает один блок. Затем интересуется

у детей, что пропало. Добиваться, чтоб ребёнок назвал цвет и форму фигуры.

Можно усложнить игру. Поменять местами блоки. Затем предложить детям

восстановить первоначальный вариант.

Игра на развитие логического мышления «Что лишнее?»

Варианты игры

могут быть использованы по цвету, форме или размеру.

Воспитатель выкладывает, например, одинаковые по цвету блоки

разной

геометрической формы и специально кладёт среди них блок другого цвета.

Предлагает детям подумать, какой блок лишний и почему.

Игра «Продолжи дорожку» (логическое мышление)

Воспитатель выкладывает дорожку из блоков, чередуя,

например, блоки

круглой формы по цвету: то синий большой круглый блок,

то красный большой круглый блок и т. д. несколько раз. Затем предлагает

ребёнку внимательно посмотреть на дорожку и продолжить её.

Вариантов игры

может быть множество. Можно усложнить: предложить

восстановить чередование из 3 фигур.

Игра «Найди пару»

(внимание)

Воспитатель раскладывает перед детьми разные блоки

по одному и

предлагает найти каждой фигуре пару. Затем просит назвать признаки: цвет,

форму и размер подобранных фигур.

Картотека дидактических игр с палочками Кюизенера

1. Цвет

На средину стола высыпаются палочки Кюизенера.

Найдите красную палочку. Покажите желтую палочку. Возьмите

синюю палочку.

-Какого цвета у тебя, Юля, палочка?

-Положите палочки в кучку.

-А сейчас возьмите 2 одинаковые по цвету палочки.

-Таня, у тебя одинаковые палочки? Какого они цвета?

2. Длина (высота)

На средину стола высыпаются палочки Кюизенера.

Возьмите 2 одинаковые по цвету палочки.

Приложите свои палочки друг к дружке. Теперь видно, что палочки

одинаковой длины. Они одинаковые по цвету и по длине.

-Катя, какого цвета твои палочки?

Теперь возьмите 2 разные по цвету палочки. Приложите свои палочки

друг к дружке.

Сравните их по длине.

Вывод: одинаковые по цвету палочки одинаковой длины, а разные по

цвету – разной длины.

3. Развитие мелкой моторики

На средину стола высыпаются палочки Кюизенера.

Дети собирают палочки определенного цвета одними и теми же

пальцами левой и правой руки (подушечками): двумя указательными,

двумя средними и т. д.

Строим "сруб" из палочек (одного цвета). У кого выше и ровнее сруб,

тот победил.

Строим лесенку вертикальную или горизонтальную.

4. Развитие количественных представлений

Дети осваивают умение соотносить цвет и число и, наоборот, число и

цвет. Для этого в каждой игре, упражнении закрепляются название

цветов и числовое обозначение. Например: "Покажи палочку 3 - какого

она цвета?" "Найди розовую палочку. Какое число она обозначает?"

Детям предлагается выложить числовую лесенку, размер которой

зависит от возраста детей и того, сколько палочек ими освоено.

5. Ориентирование в пространстве

Положите желтую палочку в верхний левый угол, красную – в нижний

правый, синюю – в верхний правый, а белую – в нижний левый угол.

Спрячьте черную палочку под стул. Достаньте ее. Откуда достали

черную палочку?

6.«Составь поезд»

- Каким по порядку стоит голубой вагон? Жёлтый?

- Вагон, какого цвета стоит четвёртым? Шестым?

- Какой по порядку вагон стоит между белым и голубым?

7.«Магазин»

Новая валюта - палочки Кюизенера

Раскладываем “товар” в “витрине” и назначаем цены. Но говорим, что

сегодня платить будем в новой валюте, другими денежками

- палочками. Чтобы детям было легче найти нужную палочку,

раскладываем белые палочки - “единички” в ряд и покупатели по

очереди подходят, выбирают товар, смотрят цену, а затем пробуют

подобрать нужную палочку, прикладывая ее к ряду из “единичек” и

считая, сколько “единичек” получилось в палочке. Когда находится,

наконец, нужная палочка, “покупатель” радостно несет ее в кассу и

получает свой товар.

Соотнося длинные палочки с количеством единиц измерения, ребенок

легко усваивает деление целого на части, состав чисел из единиц,

отношения больше – меньше - равно.

8. Сложение, вычитание чисел

1. Предложить детям в одну руку взять желтую палочку, в другую –

красную.

- Какие числа у вас в руках? Что получится, если эти числа

сложить? (Дети складывают палочки). Найдите палочку, равную сумме

красной и желтой. Запишите свое действие с помощью цифр и знаков:

4+5=9.

2. Возьми любую палочку из набора. Найди две другие, которые по

длине не будут равны этой палочке. Расскажи, что ты сделал (а). Рядом

с палочками поставь карточки с цифрами и знаками (+, =).

3. Возьми две палочки из набора, составь их вместе концами.

Найди палочку, равную им по длине. Убери одну палочку из двух.

Расскажи, что ты сделал (а). «Запиши» это с помощью карточек с

цифрами и знаками (-, =).

Соотнесение по ширине

9.«Пройди через реку»

Дети строят мосты жёлтого, красного, голубого цвета в соответствии с

шириной реки.

- Какого цвета мостик длиннее жёлтый или голубой?

- Какого цвета мостик короче красный или голубой?

- Ребята, по какому мостику вы хотите перейти реку?

10. Соотнесение по длине

Подберите к домику крышу, чтобы края крыши точно совпадали со

сторонами домика.

Игры и занятия с палочками Кюизенера:

1. Знакомимся с палочками. Вместе с ребёнком рассмотрите,

переберите, потрогайте все палочки, расскажите какого они цвета,

длины.

2. Раскладываем палочки по цвету, длине.

3. "Найди палочку того же цвета, что и у меня. Какого они цвета?"

4. "Положи столько же палочек, сколько и у меня". 2

5. "Выложи палочки, чередуя их по цвету: красная, жёлтая, красная,

жёлтая" (в дальнейшем алгоритм усложняется).

6. Ребёнок выкладывает палочки, следуя вашим инструкциям: "Положи

красную палочку на стол, справа положи синюю, снизу жёлтую," - и т. д.

7. Выложите несколько счётных палочек Кюизенера, предложите

ребёнку их запомнить, а потом, пока ребёнок не видит, спрячьте одну

из палочек. Ребёнку нужно догадаться, какая палочка исчезла.

8. Выложите несколько палочек, предложите ребёнку запомнить их

взаиморасположение и поменяйте их местами. Малышу надо вернуть

всё на место.

9. Разложите палочки на 2 кучки: в одной 10 штук, а в другой 2.

Спросите, где палочек больше.

10. Попросите найти 2 абсолютно одинаковые палочки

Кюизенера. Спросите: "Какие они по длине? Какого они цвета?"

11. Выложите несколько пар одинаковых палочек и попросите

ребёнка «поставить палочки парами».

12. Можно выкладывать из палочек на плоскости дорожки, заборы,

поезда, квадраты, прямоугольники, предметы мебели, разные домики,

гаражи.

13. Можно строить из палочек, как из конструктора,

объёмные постройки: колодцы, башенки, избушки и т. п.

14. "Возьми в руку палочки. Посчитай, сколько палочек у тебя в руке".

15. Выложите перед ребёнком несколько палочек Кюизенера и

спросите: «Какая самая длинная? Какая самая короткая?»

16. Выложите перед ребёнком две палочки: "Какая палочка длиннее?

Какая короче?" Наложите эти палочки друг на друга, подровняв концы, и

проверьте.

17. "Найди любую палочку, которая короче синей, длиннее красной".

18. Выкладываем лесенку из 10 палочек Кюизенера от

меньшей (белой) к большей (оранжевой) и наоборот. Пройдитесь

пальчиками по ступенькам лесенки, можно посчитать вслух от 1до 10 и

обратно.

19. Выкладываем лесенку, пропуская по 1 палочке. Ребёнку нужно

найти место для недостающих палочек.

20. Постройте поезд из вагонов разной длины, начиная от самого

короткого и заканчивая самым длинным. Спросите, какого цвета вагон

стоит пятым, восьмым. Какой вагон справа от синего, слева от желтого.

Какой вагон тут самый короткий, самый длинный? Какие вагоны

длиннее жёлтого, короче синего.

21. "Положи синюю палочку между красной и желтой, а оранжевую

слева от красной, розовую слева от красной".

22. "Назови все палочки длиннее красной, короче синей", - и т. д.

23. "У меня в руках палочка чуть-чуть длиннее голубой, угадай её цвет".

3

24. Назовите число, а ребёнку нужно будет найти

соответствующую палочку Кюизенера (1 - белая, 2 - розовая и т. д.). И

наоборот, вы показываете палочку, а ребёнок называет нужное число.

Тут же можно выкладывать карточки с изображёнными на них точками

или цифрами.

25. Из нескольких одинаковых палочек нужно составить такую же по

длине, как оранжевая.

26. Из нескольких палочек нужно составить такую же по длине, как

бордовая, оранжевая.

27. Сколько белых палочек уложится в синей палочке?

28. "Выложи из двух белых палочек одну, а рядом положи

соответствующую их длине палочку (розовую). Теперь кладём три

белых палочки – им соответствует голубая", - и т. д.

29. У нас лежит белая счётная палочка Кюизенера. Какую палочку надо

добавить, чтобы она стала по длине, как красная.

30. Из каких палочек можно составить число 5? (разные способы)

31. На сколько голубая палочка длиннее розовой? 31. С помощью

оранжевой палочки нужно измерить длину книги, карандаша и т. п.

32. Положите параллельно друг другу три бордовые счётные палочки

Кюизенера, а справа четыре такого же цвета. Спросите, какая фигура

шире, а какая уже.

33. "Поставь палочки от самой низки к самой большой (параллельно

друг другу). К этим палочкам пристрой сверху такой же ряд, только в

обратном порядке". (Получится квадрат).

34. Строим из палочек Кюизенера пирамидку и определяем,

какая палочка в самом низу, какая в верху, какая между голубой и

жёлтой, под синей, над розовой, какая палочка ниже: бордовая или

синяя.

35. "Составь два поезда. Первый из розовой и фиолетовой, а второй из

голубой и красной".

36. "Один поезд состоит из голубой и красной палочки. Из

белых палочек составь поезд длиннее имеющегося на 1 вагон".

37. "С закрытыми глазами возьми любую палочку из коробки, посмотри

на неё и назови её цвет" (позже можно определять цвет палочек даже с

закрытыми глазами).

38." С закрытыми глазами найди в наборе 2 палочки одинаковой длины.

Одна из палочек у тебя в руках синяя, а другая тогда какого цвета?"

39. "С закрытыми глазами найди 2 палочки разной длины. Если одна

из палочек жёлтая, то можешь определить цвет другой палочки?"

40. "Составь из палочек каждое из чисел от 11 до 20". 4

41. Выложите четыре белые счётные палочки Кюизенера, чтобы

получился квадрат. На основе этого квадрата можно познакомить

ребёнка с долями и дробями. Покажи одну часть из четырёх, две части

из четырех. Что больше - или 2/4?

42. Выложите из палочек Кюизенера фигуру, и попросите ребёнка

сделать такую же (в дальнейшем свою фигуру можно прикрывать от

ребёнка листом бумаги).

43. Нарисуйте на листе бумаги разные геометрические фигуры или

буквы и попросите малыша положить красную палочку рядом с

буквой "а" или в квадрат.

44. Из палочек можно строить лабиринты, какие-то замысловатые

узоры, коврики, фигурки



В раздел образования