Автор: Солдатова Татьяна Евгеньевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 71
Населённый пункт: Свердловская область, г. Нижний Тагил
Наименование материала: Методическая разработка урока по математике 2 класс
Тема: Устные и письменные приёмы сложения и вычитания в пределах 100. Закрепление
Раздел: начальное образование
Предмет: Математика
Класс: 2
Базовый учебник: Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др. Математика
2 класс.
Тип урока: Закрепление . Устные и письменные приёмы сложения и
вычитания в пределах 100
Дидактическая цель: закреплять умения выполнять устные и письменные
приёмы сложения и вычитания в пределах 100, умения решать задачи
разными способами, повторить состав чисел, мотивировать и создавать
содержательные и организационные условия для закрепления изученных
приёмов.
Планируемые результаты:
1.Личностные УУД
включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне;
осознание ответственности ученика за общее благополучие класса;
стремление совершать добрые поступки.
2.Регулятивные УУД
Ученик развивает навыки:
принимать и сохранять заданную учебную цель,
учитывать, выделенные учителем, ориентиры действия в учебном
материале,
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату,
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на
основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок,
адекватно понимать оценку взрослого,
взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной
деятельности.
3.Познавательные УУД
Школьник учится:
осуществлять учебно-познавательный интерес к обучению в школе,
обобщать полученные знания,
осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной
форме.
4.Коммуникативные УУД
слушать собеседника,
задавать вопросы,
контролировать действия партнёра,
эмоционально позитивно относиться к процессу сотрудничества;
отзывчивости, взаимовыручке, желанию помочь.
Планируемые результаты
(личностные, метапредметные и предметные)
Выполнять устные и письменные арифметические действия с числами
и числовыми выражениями.
Решать текстовые задачи, уметь анализировать задачи, оценивать
правильность хода решения
Вести логически-поисковую деятельность, анализировать данные и
обобщать их.
Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, групповая
работа, коллективная, работа в парах.
Методы: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые,
словесные, наглядные.
Оборудование: рисунки, схемы, опоры, записи на доске, слайды, ПК,
демонстрационные карточки для индивидуальной работы, работы в паре, в
группах, карта сада, макеты деревьев, интерактивная доска, геометрический
материал.
Ход урока
I
. Организационный момент
Придумано кем-то просто и мудро,
При встрече говорить «Здравствуйте» или «Доброе утро!»
«Здравствуйте ,ребята!» и «Доброе утро, уважаемые гости!»
- Приступаем к деятельности.
- Предположите, чем мы будем заниматься на уроке?
- Выполнять устные и письменные приёмы, решать задачи, сравнивать
выражения.
II
. Сообщение темы и цели урока
- А какое сегодня число? (17)
- А что вы можете сказать об этом числе? (Двузначное, нечетное,1 десяток и
7 единиц)
Целью нашего урока будет: закрепить умения выполнять письменные и
устные приёмы сложения и вычитания. Собрав все полученные знания на
прошедших уроках, давайте совместно, усилиями каждого, посадим САД. А
вот как будет называться этот сад, мы узнаем, проведя игру «Угадай слово»
1. Каллиграфическая минутка. Игра «Угадай слово»
- Перед вами числа: 28, 90, 34, 5, 76, 42, 10
б ы р д т о о
- Расположите их в порядке возрастания:
5, 10,28,34,42,76,90
Д о б р о т ы
-Какое здесь лишнее число? Почему?
- Так как же называется наш сад? («Сад доброты»)
Учитель: Доброта. Какое старое слово! Тысячелетия люди спорят о том,
нужна она или нет, полезна она или вредна, достойна почтения или смешна.
Споры идут, а люди страдают от того, что доброты в их жизни не хватает.
Сегодня, 17 февраля день Доброты.
Прикоснись ко мне добротой,
И болезни смоет волной,
И печаль обойдет стороной,
Озарится душа красотой...
- Ребята, а как вы думаете, что такое доброта? (Ответы детей)
- Доброта-отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление
делать добро другим.
- Ребята, добрый человек-это тот, кто любит людей и готов в трудную
минуту прийти им на помощь. Добрый человек любит природу и бережёт её.
III
. Актуализация, повторение, закрепление и отработка полученных
знаний.
Учитель: Ребята, я бы хотела, чтобы сегодня на уроке вы не только
повторили и закрепили изученный материал, показали навыки счёта, умение
решать и составлять задачи, логически мыслить и рассуждать, но, чтобы мы
подарили друг другу теплоту наших сердец. Урок будет необычный,
волшебный. Волшебство заключается в том, что в последнюю неделю зимы
мы с вами посадим «САД ДОБРОТЫ». Вместе, дружно, сообща, дерево за
деревом.
1. У каждого на столе «Лист самооценки», в котором вы будете оценивать
свои достижения
Если хмуримся с утра,
Нам поможет доброта.
Ну – ка, дети, соберитесь
И друг другу улыбнитесь!
А. И первое дерево назовем «Дерево Доброты».
2. Математическая разминка. В тетради
Устный счет
-запишите число, в котором 4 десятка и 8 единиц;
- запишите сумму чисел 40 и 50;
- первое слагаемое 23, второе 3, запишите сумму
- число 65 уменьшить на 10;
- найдите разность чисел 68 и 8;
Оцените работу в листе СО
Групповая работа «Бабочки»
проблемная ситуация: правила работы в группе по 4 человека
(дети решают примеры и прикрепляют бабочек на дерево)
Проверка
- Оцените свою работу в «Листе самооценки»
- Посадим следующее дерево «Дерево Мудрости»
2. Решение примеров. Письменные приёмы сложения и вычитания.
- Снова проблема: Что нужно знать, чтобы выполнить письменное сложение
или вычитание?
Памятка- алгоритм письменного сложения и вычитания
У доски 2 человека, остальные индивидуально в тетради
92 36 51 38
-
75
+
27
–
25
+
62
87 18 43 68
-
45
+
42
-
31
+
22
Проверка (листочки на дерево)
- Молодцы! Смотрите, какое дерево мы с вами вырастили
В. В народе всегда относились к доброте по-особому. Мы сейчас с вами
посадим следующее дерево « Дерево Добрых дел».
- А как вы думаете, что в математике сложнее находить: значение
выражения или решать задачи?
-Верно, и, чтобы нам посадить это дерево, решим задачу.
-на небеесть облака и тучки. Расскажу вам историю про них. Однажды
облака и тучка увидели одиноко стоящие засыхающие деревца. Облака
говорят: «Ах, как нам жалко эти деревца!» А тучка, ничего не говоря,
вылила всю влагу на деревца и они ожили.
— Что вам больше понравилось: сострадание и жалость облаков или
поступок тучки?
— Сострадание и жалость очень хорошее качество, но его бывает
недостаточно, чтобы совершить по- настоящему добрый поступок.
2. Решение задачи
В тучке 100 л воды. Она вылила на одно деревце 20 л воды, а на другое 30 л
воды. Сколько литров воды осталось?
Какие опорные слова в задаче? Краткая запись на доску
Было – 100 л
Вылила– 20 л, 30 л
Осталось – ? л
1). 100 -20 - 30 = 50 (л)
Ответ: 50 литров воды осталось.
Проверка (тучка на дерево)
- Оцените свою работу в «Листах самооценки»
- Ребята, я открою вам секрет, что вы не только задачу решили, но проявили
логику, смекалку, показали, как вы умеете размышлять.
- Молодцы! Какое прекрасное и могучее дерево мы посадили.
-Давайте отдохнём.
IV
. Физкультминутка
Мы попали в сад Добра. Пройдёмся по этому саду и представим, что мы -
деревья, растущие в саду. Я буду называть дела, которые совершают ребята.
Если вы одобряете поведение детей, то поднимаете руки вверх. Дерево
радуется, шелестит листочками. Если вам не нравится поведение ребят, то
опускаете руки вниз. Дерево огорчается, веточки плачут.
- поздороваться при встрече
- уступить место в автобусе пожилому человеку
-жаловаться на всех подряд
- смастерить скворечник
- перебивать взрослых, которые разговаривают
- помочь полить летом грядку на огороде
- сорить в классе и в других общественных местах
- помочь товарищу решить задачу
V
. Работа над пройденным материалом
Г. Скажите, у какого человека больше друзей? (Ответы детей). Давайте
посадим в наш сад «Дерево дружбы». Для этого нам надо выполнить
работу в парах. Проверим ваши арифметические знания.
1. Математическая цепочка. Работа в парах.
-Снова возникла проблемная ситуация: как работать в паре?
-Дружно, сообща находить решение.
25 -5+7+3-30-4+5+10=
Проверка (смайлики на дерево от ряда)
- Прекрасно, обратите внимание какое дерево мы посадили
Добро всегда приносит радость окружающим людям. Первый шаг к доброте
– это доброе слово. Поэтому мы посадим «Дерево Вежливости»
А давайте проверим, знаете ли вы вежливые слова?
- Растает даже ледяная глыба
От слова теплого….(спасибо)
- Зазеленеет старый пень,
Когда услышит.. (добрый день)
- Мальчик, вежливый и развитый
Говорит, встречаясь…. (здравствуйте)
- Когда нас бранят за шалости,
Говорим … (извините, пожалуйста)
- Ребята, а какие слова могут обидеть? (Злые, грубые...).
- От кого вы часто слышите добрые слова? (Ответы детей.)
4. Решение уравнений
38 – х = 30 х + 10 = 50
Проверка уравнения, оценивание в листе СО
- Вырос, зазеленел наш лес. Птички прилетели, а жить им негде.
-Добрые люди придумали для птиц домики-скворечники. Давайте и мы
построим домик для птиц.
-Скворечник почти готов, но на крышке детальки треугольной формы не
хватает. Определите периметр треугольника, если стороны: 15см, 20см,
15см
-Посмотрите, какой скворечник получился. Повесим его на дерево для
пернатых.
5. Нахождение периметра треугольника
Р = 15+15+20=50(см)
Ответ: 50 см периметр треугольника.
Проверка
Оцените свой ответ
6. Построение «Дерева СЧАСТЬЯ»
- Из сердечек посадим «Дерево счастья»
- Посмотрите, какой сад Доброты мы посадили сегодня на уроке?
VI
. Рефлексия. Подведение итогов.
Давайте подведем итог.
- Как же выполнить приём письменного сложения и вычитания?
- Какие математические знания повторили?
-Было ли сегодня трудно на уроке?
-Вы преодолели эти трудности?
-Я считаю, что поработали вы очень хорошо.
- У вас на партах сердечки, раскрасьте в тот цвет, который как вы считаете,
вам больше всего подходит на сегодняшний урок.
- Молодцы! Смотрите, какой «САД ДОБРОТЫ» мы с вами вырастили
Помните:
Добрые слова - корни,
Добрые мысли - цветы,
Добрые дела - плоды,
Добрые сердца - сады.
VII
. Домашнее задание.
С.31 №1