Авторы: Панасенко Надежда Александровна, Аглиуллина Альмира Ахатовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Центр образования №114 с углублённым изучением отдельных предметов"
Населённый пункт: Уфа
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Переместительное свойство умножения"
Раздел: начальное образование
Тема «Переместительное свойство умножения.»
Тип урока: Закрепление
Цели:
1.
Закрепить полученные знания о переместительном свойстве умножения.
2.
Развивать умение решать текстовые задачи.
3.
Развивать интеллектуальные и коммуникативные общеучебные умения.
4.
Развивать умение самостоятельно оценивать результат своих действий,
контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки.
.
Планируемые результаты:
Предметные:
- понимать, что такое «переместительное свойство умножения».
- знать и использовать переместительное свойство умножения на практике;
Метапредметные:
- регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке; проговаривать
последовательность действия на уроке; работать самостоятельно по плану; оценивать
правильность выполнения действия на уроке; планировать свое действие в соответствии с
поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения
на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое
предположение;
Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и
понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в
школе и следовать им;
Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от
уже известного с помощью учителя; добывать новые знания, находить ответы на вопросы,
используя учебник и свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Личностные:
- уметь проводить самооценку на основе критерий успеваемости учебной деятельности.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, проектор, ноутбук, конверты с карточками,
ватман и карточки для создания интеллект-карты.
Ход урока.
I. Организационный момент. Самоопределение к деятельности, мотивация.
Заставка. (музыка из мультфильма «Фиксики»)
- Вы узнали, из какого мультфильма эта музыка?
- Герои этого мультфильма сегодня у нас в гостях. (Изображение грустного Нолика,
героя м\ф «Фиксики»).
- Посмотрите на Нолика, он огорчен. Он остался дома один. Ему нужно помочь.
Необходимо восстановить цепь питания. За помощью он обратился к Симке. Он
находится на 5 уровне, Симка – на первом.
- Надо помочь Симке преодолеть все препятствия, чтобы добраться до Нолика.
II. Актуализация знаний и создание проблемной ситуации.
- Чтобы преодолеть первый уровень выполним задание в конвертах. Вы будете
работать в парах. Повернитесь друг к другу. Откройте конверт, выложите все
геометрические фигуры.
40
50
72
45
78
68
78
41
82
40
(Изображение разрезать на геометрические фигуры и разложить по конвертам.)
- Разделите их на группы.
- Какие группы у Вас получились?
- Покажите треугольники. Докажите, что это треугольники.
- Покажите четырёхугольники. Докажите, что это четырехугольники.
- Соберите пазл.
- Что получилось? (лампочка)
- А когда в нашем городе впервые загорелась первая электрическая лампочка?
- Первая электрическая лампочка в нашем городе загорелась примерно 120 лет
назад.
- А за счет чего загораются лампочки в наших квартирах?
- Ребята, вспомним, в каких единицах измеряется длина отрезка?
-Молоко в чем измеряем? (в литрах)
-Сахар? (в кг)
- А электроэнергия?
- В квартирах установлен прибор для измерения электроэнергии, и он называется
счетчик.
- Каждая семья платит за электроэнергию в кВт. Как вы думаете, от чего зависит
сумма, которую должны заплатить в месяц?
- А что нужно сделать, чтобы сэкономить бюджет семьи?
- Решите примеры, которые вы видите на карточке и расшифруйте слово в таблице.
- Какие слова получились? (Шпуля, Симка)
- Это друзья Нолика, они готовы прийти на помощь.
Создание проблемной ситуации.
- Посмотрите еще раз на математические выражения и скажите, какой пример
«лишний»? (10*4)
-Почему?
- Предлагаю двум группам составить верные равенства, используя действие
умножения.
Первая группа работает с карточками, на которых изображены следующие знаки:
5; *; 4; =.
Вторая группа работает с карточками, на которых изображены знаки 6; 7; =; *.
Дети рассматривают несколько вариантов решения проблемы.
Ответы.
5*4=4*5 6*7=7*6
5*4=5*4 6*7=6*7
-Докажите, что эти равенства верные.
III. Постановка темы и цели урока.
- Как вы думаете, какую тему мы сегодня будем закреплять? (Переместительное
свойство умножения)
- Для чего нам необходимо знать это свойство?
- Мы преодолели первый уровень. Чтобы справиться со вторым уровнем нужно
выполнить задание.
IV. Первичное закрепление.
1) в знакомой ситуации.
(Слайд с заданием из учебника. Вставить пропущенные числа так, чтобы
получились верные равенства)
- Какое свойство вы использовали для выполнения этого задания.
2) в измененной ситуации.
- Примените это свойство с другими символами.
(Можно использовать вместо цифр различные символы: цветочки, квадратики и
т.д.)
- Запишите несколько верных числовых равенств, используя переместительное
свойство умножения.
- Кто может придумать и записать равенства с многозначными числами?
Проверка.
- Оцените себя. Кто легко справился с этим заданием на полях нарисуйте *, кто
испытывал трудности - квадратик.
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
- Дома придумайте еще 5 числовых равенств, а кто сможет запишите, нарисуйте эти
равенства, используя другие символы.
-Помогли Симке перейти на новый уровень.
Что же ее там ждет? А ждет ее там интересная задача. Справимся ли мы с ней?
V. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные
задания)
- Откроем учебник на странице 57, находим задание 3. Прочитайте задание.
Работа над задачей. Сравнение решений данных задач.
Выявление места и причины затруднения.
- Что общего? Чем отличаются?
- Можно ли применить для решения этой задачи переместительное свойство
умножения? (Нет)
- В задаче мы не можем использовать переместительное свойство умножения,
потому что нарушится конкретный смысл умножения.
- Оцените себя, ребята.
- Молодцы. Помогли Симке перейти на новый уровень (4уровень).
Симка рада, что все ближе и ближе к Нолику. Нужны силы для преодоления
следующих уровней. Немного отдохнем.
Физкультминутка.
Танцуем с Фиксиками под песню «Холодильник»
- Чтобы пройти этот уровень, надо быть особенно внимательным.
- Сейчас перед вами будут появляться числа, вы должны запомнить это число,
посчитать сколько раз оно появится, составить и записать числовое выражение с
помощью действия умножения. (Слайды с мигающими цифрами)
Какое выражение записали?
- Дополните это числовое выражение равенством, применяя переместительное
свойство.
И т.д. с остальными числами.
Проблема. Не можем заменить.
- Почему? (Умножение — это сложение одинаковых слагаемых)
- Оцените свою работу.
- Мы сегодня на уроке много выполнили заданий на переместительное свойство
умножения. Знания об этом действии покажем на интеллект – карте. (Дети работают
в группах, приклеивая на ватман цветные карточки с необходимой информацией)
В центре название действия (умножение). Первая ветвь – смысл умножения
(5+5+5+5=5*4). Вторая – название компонентов (множитель, множитель,
произведение). Третья – переместительное свойство умножения (а*в=в*а).
Презентация полученных работ – интеллект-карт.
-Осталось преодолеть последний уровень, проявив сообразительность.
Ура! Симка добралась до Нолика и может ему помочь.
VI. Рефлексия (подведение итогов занятия)
Мы сегодня многое преодолели.
Чем урок был для вас полезен?
У кого все получилось на уроке?
А у кого возникли трудности и нужна еще помощь?
Благодарю за работу.