Напоминание

"Сотрудничество детского сада и семьи в воспитании нравственных представлений у детей средней группы".


Автор: Фомина Галина Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ общеразвивающего вида №11 "Малышок"
Населённый пункт: Московская область город Луховицы
Наименование материала: статья
Тема: "Сотрудничество детского сада и семьи в воспитании нравственных представлений у детей средней группы".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Нравственное воспитание - это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали. Проблема нравственного воспитания особенно актуальна в наше время, когда теряются семейные ценности, когда приоритетом для людей становится зарабатывание средств для достойного существования, когда с экранов телевидения мы видим насилие и жестокость, причём не только в передачах для взрослых, но и мультипликационных фильмах для детей. Семья в наше время приобретает вид коммунальной квартиры, а члены семьи – соседи. Целый день взрослые заняты на работе, вечерами «соседи» встречаются, занимаются каждый своим делом, ребёнок в это время, как правило, предоставлен сам себе, и любимым занятием для ребёнка становится просмотр мультиков, причём мультики наши, российские дети, предпочитают американские, которые переполнены любовью, сексуальностью и насилием. Именно на таком примере воспитываются наши дети. Поэтому на сотрудников ДОУ ложится большая ответственность, ведь детский сад - первый внесемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы дошкольного учреждения, а в частности методистов и педагогов, зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей. Для того чтобы быть настоящим пропагандистом средств и методов дошкольного воспитания, детский сад в своей работе должен служить образцом такого воспитания. Только при этом условии родители с доверием отнесутся к рекомендациям воспитателей и охотно будут устанавливать с ними контакт. В построении теории нравственного воспитания необходимо учитывать, что суть воспитанной личности составляют знания, навыки и привычки поведения и отношения, в которые личность вступает и которые вырабатывает самостоятельно в процессе деятельности, общения и накопления опыта общественного поведения . В среднем дошкольном возрасте развивается потребность в «деловом» общении, сотрудничестве с взрослым. На пятом году жизни завершается переход ребенка от деятельности, производимой совместно с взрослым, к деятельности, осуществляемой самостоятельно. Возрастает стремление подражать взрослому в своем поведении. Постепенно поведение взрослого становится для ребенка 4—5 лет образцом, которому он все более осознанно следует. Задачи и содержание нравственного воспитания детей 4—5 лет направлены на постепенное формирование элементов нравственного поведения, чувств и сознания ребенка и затрагивают разные области его взаимодействия с окружающим: отношения ребенка со взрослыми, сверстниками, с предметным миром. Главное направление работы по нравственному воспитанию заключается в том, чтобы придать данным отношениям положительный, гуманистический характер, воспитать у ребенка привычку
выполнять требования взрослого и постепенно сделать нравственные тенденции преобладающими в его отношениях к окружающему миру. Процесс нравственного воспитания имеет в настоящее свою специфику и трудности в организации, однако, освоив необходимые психологические и педагогические знания, педагог детского сада в совместной с родителями воспитательной деятельности способен влиять на ребёнка и целенаправленно формировать у него нравственные представления и привычки нравственного поведения. Большое место в организации взаимодействия детского сада и семьи в вопросах воспитания нравственных представлений занимает общение педагогов с родителями. Родителей необходимо постоянно держать в курсе событий, создавая возможности для ознакомления с работой детского сада на открытых занятиях, при посещении различных общих мероприятий; помещать информацию в «Уголке для родителей»; организовывать специальные экспозиции и выставки детских работ. Основные формы работы с родителями в вопросах нравственного воспитания детей средней группы: родительские собрания, консультативная работа для родителей, открытые занятия для родителей и с родителями;, факультативные занятия совместно с родителями (анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса нравственного воспитания в семье), наглядные виды работы, экскурсии, походы, деловые игры, совместные праздники, спектакли, именины детей, спортивные мероприятия. Учитывая основные формы работы с родителями, возрастные особенности детей, мы сформулировали ряд практических рекомендаций, которые будет удобно применять в качестве программы, направленной на развитие нравственных представлений у детей средней группы. Все занятия проходят в совместной деятельности педагога, детей и родителей. Обучение проводится ненавязчиво, с использованием игровых обучающих ситуаций, при сочетании групповой и индивидуальной работы с детьми и самостоятельной деятельности дошкольников. Обеспечивается участие ребёнка во всех доступных ему видах нравственного взаимодействия - все занятия программы разбиты на 4 блока: взаимоотношения с близкими людьми; со сверстниками; с людьми в общественных местах; в отношениях с природой. В исследовании на тему сотрудничество детского сада и семьи в воспитании нравственных представлений у детей средней группы нами были рассмотрены вопросы о том, как семья и детский сад связаны в процессе формирования социально-нравственной личности ребенка. Семья и детский сад имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. Важным условием формирования личности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей, педагогов, что особенно необходимо при подготовке детей в школу. В настоящее время необходимость общественного дошкольного воспитания не вызывает ни у кого сомнений. В последние годы к дошкольным
учреждениям предъявляются повышенные требования. Отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада внутрь (вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада) и наружу (сотрудничество ДОУ с расположенными на его территории социальными институтами: общеобразовательными, музыкальными, спортивными школами, библиотеками и т.д.). Если в советский период наше государство всячески подчеркивало социальную функцию дошкольного учреждения - освобождение женщины- матери для участия в общественном производстве, то сегодня во главу угла ставится педагогическая функция дошкольного учреждения: как воспитывают, чему учат, насколько успешно готовят к школе. Практические работники ищут новые, нетрадиционные формы сотрудничества с родителями; идет перестройка системы дошкольного воспитания, и в центре этой перестройки стоят гуманизация и деидеологизация педагогического процесса. Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Таким образом, вычленение проблемы сотрудничества воспитателей дошкольного образовательного учреждения и родителей в процессе социально-нравственного воспитания современных дошкольников из общего тематического поля исследований, посвященных развитию личности и нравственному развитию детей, позволит более глубоко осмыслить пути, средства, возможности и специфику педагогической работы с детьми. В настоящее время идет поиск новых путей сотрудничества детского сада и семьи как в исследованиях ученых, так и в практике детского сада, разрабатываются новые подходы к сотрудничеству с родителями, которые базируются на взаимосвязи двух систем - детского сада и семьи, сообществе детского сада и семьи. Сущность подходов состоит в объединении усилий дошкольных учреждений и семьи для развития личности как детей, так и взрослых с учетом интересов и особенностей каждого члена сообщества, его прав и обязанностей. В рамках этого поиска нами также были разработаны практические рекомендации, которые лучше применять в качестве программы, направленной на развитие нравственных представлений у детей средней группы на основе сотрудничества детского сада и семьи.


В раздел образования