"Сотрудничество детского сада и семьи в воспитании нравственных представлений у детей средней группы".
Автор: Фомина Галина Алексеевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ общеразвивающего вида №11 "Малышок" Населённый пункт: Московская область город Луховицы Наименование материала: статья Тема: "Сотрудничество детского сада и семьи в воспитании нравственных представлений у детей средней группы". Раздел: дошкольное образование
Нравственное
воспитание
-
это
целенаправленное
и
систематическое
воздействие
на
сознание,
чувства
и
поведение
воспитанников
с
целью
формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям
общественной
морали.
Проблема
нравственного
воспитания
особенно
актуальна
в
наше
время,
когда
теряются
семейные
ценности,
когда
приоритетом для людей становится зарабатывание средств для достойного
существования, когда с экранов телевидения мы видим насилие и жестокость,
причём не только в передачах для взрослых, но и мультипликационных
фильмах для детей. Семья в наше время приобретает вид коммунальной
квартиры, а члены семьи – соседи. Целый день взрослые заняты на работе,
вечерами «соседи» встречаются, занимаются каждый своим делом, ребёнок в
это время, как правило, предоставлен сам себе, и любимым занятием для
ребёнка становится просмотр мультиков, причём мультики наши, российские
дети,
предпочитают
американские,
которые
переполнены
любовью,
сексуальностью и насилием. Именно на таком примере воспитываются наши
дети. Поэтому на сотрудников ДОУ ложится большая ответственность, ведь
детский
сад
-
первый
внесемейный
социальный
институт,
первое
воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где
начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной
работы
родителей
и
педагогов
зависит
дальнейшее
развитие
ребенка.
И
именно
от
качества
работы
дошкольного
учреждения,
а
в
частности
методистов
и
педагогов,
зависит
уровень
педагогической
культуры
родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей. Для того
чтобы
быть
настоящим
пропагандистом
средств
и
методов
дошкольного
воспитания, детский сад в своей работе должен служить образцом такого
воспитания. Только при этом условии родители с доверием отнесутся к
рекомендациям воспитателей и охотно будут устанавливать с ними контакт.
В построении теории нравственного воспитания необходимо учитывать, что
суть
воспитанной
личности
составляют
знания,
навыки
и
привычки
поведения
и
отношения,
в
которые
личность
вступает
и
которые
вырабатывает
самостоятельно
в
процессе
деятельности,
общения
и
накопления
опыта
общественного
поведения
.
В
среднем
дошкольном
возрасте развивается потребность в «деловом» общении, сотрудничестве с
взрослым.
На
пятом
году
жизни
завершается
переход
ребенка
от
деятельности,
производимой
совместно
с
взрослым,
к
деятельности,
осуществляемой
самостоятельно.
Возрастает
стремление
подражать
взрослому в своем поведении. Постепенно поведение взрослого становится
для ребенка 4—5 лет образцом, которому он все более осознанно следует.
Задачи и содержание нравственного воспитания детей 4—5 лет направлены
на постепенное формирование элементов нравственного поведения, чувств и
сознания
ребенка
и
затрагивают
разные
области
его
взаимодействия
с
окружающим:
отношения
ребенка
со
взрослыми,
сверстниками,
с
предметным
миром.
Главное
направление
работы
по
нравственному
воспитанию
заключается
в
том,
чтобы
придать
данным
отношениям
положительный, гуманистический характер, воспитать у ребенка привычку
выполнять
требования
взрослого
и
постепенно
сделать
нравственные
тенденции
преобладающими
в
его
отношениях
к
окружающему
миру.
Процесс нравственного воспитания имеет в настоящее свою специфику и
трудности в организации, однако, освоив необходимые психологические и
педагогические знания, педагог детского сада в совместной с родителями
воспитательной деятельности способен влиять на ребёнка и целенаправленно
формировать у него нравственные представления и привычки нравственного
поведения. Большое место в организации взаимодействия детского сада и
семьи
в
вопросах
воспитания
нравственных
представлений
занимает
общение педагогов с родителями. Родителей необходимо постоянно держать
в курсе событий, создавая возможности для ознакомления с работой детского
сада на открытых занятиях, при посещении различных общих мероприятий;
помещать
информацию
в
«Уголке
для
родителей»;
организовывать
специальные экспозиции и выставки детских работ.
Основные формы работы с родителями в вопросах нравственного воспитания
детей средней группы: родительские собрания, консультативная работа для
родителей, открытые занятия для родителей и с родителями;, факультативные
занятия совместно с родителями (анкетирование и тестирование родителей с
целью выявления ошибок и коррекции процесса нравственного воспитания в
семье),
наглядные
виды
работы,
экскурсии,
походы,
деловые
игры,
совместные праздники, спектакли, именины детей, спортивные мероприятия.
Учитывая основные формы работы с родителями, возрастные особенности
детей, мы сформулировали ряд практических рекомендаций, которые будет
удобно
применять
в
качестве
программы,
направленной
на
развитие
нравственных представлений у детей средней группы. Все занятия проходят в
совместной деятельности педагога, детей и родителей. Обучение проводится
ненавязчиво, с использованием игровых обучающих ситуаций, при сочетании
групповой
и
индивидуальной
работы
с
детьми
и
самостоятельной
деятельности
дошкольников.
Обеспечивается
участие
ребёнка
во
всех
доступных
ему
видах
нравственного
взаимодействия
-
все
занятия
программы разбиты на 4 блока: взаимоотношения с близкими людьми; со
сверстниками; с людьми в общественных местах; в отношениях с природой.
В исследовании на тему сотрудничество детского сада и семьи в воспитании
нравственных
представлений
у
детей
средней
группы
нами
были
рассмотрены вопросы о том, как семья и детский сад связаны в процессе
формирования социально-нравственной личности ребенка. Семья и детский
сад имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. Важным
условием
формирования
личности
является
установление
доверительного
делового
контакта
между
семьей
и
детским
садом,
в
ходе
которого
корректируется воспитательная позиция родителей, педагогов, что особенно
необходимо при подготовке детей в школу.
В настоящее время необходимость общественного дошкольного воспитания
не
вызывает
ни
у
кого
сомнений.
В
последние
годы
к
дошкольным
учреждениям
предъявляются
повышенные
требования.
Отношения
дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве
и взаимодействии при условии открытости детского сада внутрь (вовлечение
родителей
в
образовательный
процесс
детского
сада)
и
наружу
(сотрудничество ДОУ с расположенными на его территории социальными
институтами:
общеобразовательными,
музыкальными,
спортивными
школами, библиотеками и т.д.).
Если
в
советский
период
наше
государство
всячески
подчеркивало
социальную функцию дошкольного учреждения - освобождение женщины-
матери для участия в общественном производстве, то сегодня во главу угла
ставится
педагогическая
функция
дошкольного
учреждения:
как
воспитывают, чему учат, насколько успешно готовят к школе. Практические
работники
ищут
новые,
нетрадиционные
формы
сотрудничества
с
родителями; идет перестройка системы дошкольного воспитания, и в центре
этой
перестройки
стоят
гуманизация
и
деидеологизация
педагогического
процесса.
Основная
цель
всех
форм
и
видов
взаимодействия
ДОУ
с
семьей
-
установление
доверительных
отношений
между
детьми,
родителями
и
педагогами,
воспитание
потребности
делиться
друг
с
другом
своими
проблемами и совместно их решать.
Таким
образом,
вычленение
проблемы
сотрудничества
воспитателей
дошкольного
образовательного
учреждения
и
родителей
в
процессе
социально-нравственного воспитания современных дошкольников из общего
тематического
поля
исследований,
посвященных
развитию
личности
и
нравственному развитию детей, позволит более глубоко осмыслить пути,
средства, возможности и специфику педагогической работы с детьми.
В настоящее время идет поиск новых путей сотрудничества детского сада и
семьи
как
в
исследованиях
ученых,
так
и
в
практике
детского
сада,
разрабатываются новые подходы к сотрудничеству с родителями, которые
базируются на взаимосвязи двух систем - детского сада и семьи, сообществе
детского сада и семьи. Сущность подходов состоит в объединении усилий
дошкольных учреждений и семьи для развития личности как детей, так и
взрослых с учетом интересов и особенностей каждого члена сообщества, его
прав и обязанностей. В рамках этого поиска нами также были разработаны
практические
рекомендации,
которые
лучше
применять
в
качестве
программы, направленной на развитие нравственных представлений у детей
средней группы на основе сотрудничества детского сада и семьи.