Напоминание

Дети Войны "Музыкально-литературная композиция" Игровая театральная педагогика. Деловая игра "Умеем ли мы общаться".


Автор: Елена Антоновна Семенова
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГОАОУ «СОСШ «СПАРТА».
Населённый пункт: г. Великий Новгород
Наименование материала: Статьи
Тема: Дети Войны "Музыкально-литературная композиция" Игровая театральная педагогика. Деловая игра "Умеем ли мы общаться".
Раздел: среднее образование





Назад




;

Деловая игра

« Умеем ли мы общаться?

»

Елена Антоновна Семёнова,

воспитатель, ГОАОУ СОСШ «Спарта», г. Великий Новгород

Ведущая. Мы уже говорили с вами о типах характеров. Сегодня мы

поговорим об отношении. На жизненный опыт ещё мал, и порой мы

не знаем, как вести себя в разных ситуациях, как поступать, чтобы не

было конфликтов. Давайте прежде всего проверим, конфликтная ли вы

личность ( далее предлагается анкета).

В классе начался спор на повышенных тонах.

Ваша реакция:

1.Не принимаю участия.

2.Лишь кратко высказываюсь в защиту той точки зрения, которую

считаю правильно.

3.Активно вмешиваюсь и « вызываю огонь на себя».

Выступаете ли вы на собраниях ( классных часах) с критикой

руководства?

1.Нет.

2.Только если имею для этого веские основания.

3.Критикую всегда по любому поводу.

Часто ли спорите с друзьями?

1.Только в шутку и то если люди не обидчивые.

2.Лишь по принципиальным вопросам.

3.Споры — моя стихия.

Вы стоите в очереди . Как вы реагируете, если кто- то лезет

вперёд?

1.Возмущаюсь в душе, но молчу: себе дороже.

2.Делаю замечание — надо же научить грубияна хорошему тону.

3.Прохожу вперёд и начинаю наблюдать за порядком.

Дома на обед подали несолёный суп. Ваша реакция?

1.Не буду поднимать бучу из-за пустяка.

2.Молча возьму солонку.

3.Не удержусь от едких замечаний и, быть может, демонстративно

откажусь от еды.

На улице или в транспорте вам наступили на ногу...

1.С возмущением посмотрю на обидчика.

2.Сухо без эмоций сделаю замечание.

3.Выскажусь, не стесняясь в выражениях.

Кто - то в семье купил вещь, которая вам не нравится.

1.Промолчу.

2.Ограничусь коротким , но тактичным комментарием.

3.Выскажу всё, что я об этом думаю.

Не повезло, на улице в лотерею вы просадили кучу денег. Как вы к

этому отнесётесь?

1.Постараюсь казаться равнодушным, но дам себе слово никогда

больше не участвовать в этом безобразии.

2.Не скрою досаду, но отнесусь к происшедшему с юмором, пообещав

взять реванш.

3.Проигрыш испортит мне настроение, подумаю,как отомстить

лохотронщикам.

Оценки: « 1» - 4 очка, «2» - 2 очка, « 3» - 0 очков. Идёт подсчёт

баллов. Группа разбивается на три психологических типа.

22-32 очка. Вы тактичны и миролюбивы, уходите от споров и

конфликтов , избегаете критических ситуаций на работе и дома.

Изречение « Платон мне друг, но истина дороже!» не может быть

вашим девизом. Вас иногда называют приспособленцем. Наберитесь

смелости и, если обстоятельства потребуют, высказывайтесь

принципиально, невзирая на лица.

12-20 очков. Вы слывёте человеком конфликтным. Но это

преувеличение. Вы конфликтуете, только, если нет иного выхода, когда

все другие средства исчерпаны. Вы способны твёрдо отстаивать своё

мнение, не думая, как это отразится на отношениях к вам ваших

товарищей. При этом вы не « выходите за рамки», не унижаетесь до

оскорблений. Всё это вызывает к вам уважение.

До 10 очков. Споры и конфликты - это ваша стихия. Ведь любите

конфликтовать, критиковать других, если же услышите замечание в

свой адрес — можете съесть человека живым. Это критика ради

критики. Не будьте эгоистом. Очень трудно приходится тем, кто рядом

с вами. Ваша несдержанность отталкивает людей. Не потому ли у вас

нет настоящих друзей. Постарайтесь обуздать свой характер.

Всем хочется стать чуточку лучше. Это я знаю по себе. А ведь есть

много возможностей научиться жить бесконфликтно. Один из

способов — умение делать комплименты. Давайте поучимся говорить

друг другу приятные слова. ( Вызывается 2 человека — мальчик и

девочка. Делая вперед по одному шагу, они говорят друг другу

комплименты. Кто выиграет?)

Ведущая. Умение высказывать своё расположение к собеседнику-

это ещё не всё. Молодому человеку надо уметь вести диалог, т. е.

поддерживать беседу, не отвлекаясь от основной темы. Итак,

следующий конкурс называется « Культурная беседа». Два человека

садятся друг против друга. Письменно на бумаге в течение двух минут

каждый должен изложить тему и цель разговора. Например, я хочу

знать, какой фильм посмотрел мой собеседник последний раз и какое

мнение у него сложилось об этом фильме. Вы формулируете перед

ребятами задачу: просите построить беседу таким образом, чтобы

можно было внимательно выслушать своего партнёра, помочь ему

раскрыть тему, а заодно решить и свои задачи, которые

поставлены вами перед собою. Время диалога — 4 минуты )

В речи культурного человека, умеющего общаться, обязательно

должны быть слова вежливости. Вежливость — неотъемлемое

качество общения. Давайте же поиграем в « Речевой этикет».

Играют два человека.

Назовите слова приветствия ( Здравствуйте! Доброе утро!

Добрый день! Добрый вечер! Приветствую вас! Привет!

Салют!)

Выскажите просьбу. ( Вы можете мне сказать ?... Не могли

бы вы мне?... Скажите, пожалуйста... Разрешите попросить

вас... Не могли бы вы?... Будьте добры!)

Какими словами лучше всего начать знакомство? ( Разрешите

представить вам.... Разрешите познакомить вас...

Познакомьтесь.....

Как тебя зовут? Вы знакомы? Позвольте познакомиться.)

Как приятно извиняться в кулинарном обществе? ( Приношу

вам свои глубокие извинения... Позвольте мне извиниться... Не

могу не принести вам свои глубокие извинения... Простите

за...)

Есть ли несколько слов утешения и ободрения у тебя запасе?

( Не огорчайтесь... Нет повода для беспокойства... Нет ничего

плохого в том, что... Всё будет хорошо... Успокойтесь...)

Слова благодарности. ( Благодарю вас... Спасибо... Разрешите

поблагодарить вас... Заранее благодарен... Признателен вам...

Примите мою благодарность.)

Как попрощаться, чтобы людям было приятно вновь встретить

тебя? ( До свидания! Надеюсь видеть вас ещё! Доброго пути! До

вечера! До завтра! Всего хорошего! Всегда рады вас видеть!

Приятно было познакомиться!)

При общении очень часто возникают трудные ситуации, найти

выход из которых порой нелегко. Но нужно. Попытаемся это

сделать.

Ира обижена: « Вчера ты, Витя, шел ко мне навстречу и не

поздоровался. Это невежливо», Витя удивлён: « А почему я

должен здороваться? Ты меня первая увидела, вот бы и

поздоровалась», Кто прав? ( Кто культурнее, тот первым

здоровается.)

Настя говорит: « Вовсе не обязательно здороваться со всеми

знакомыми. Вот у нас соседка такая вредная, что не хочу ей

здоровья желать. Что же мне, притворяться?» Права ли Настя?

Тебя обозвали. Твоя реакция?

1.Отделаюсь шуткой ( демонстративно раскланяюсь и

поблагодарю за «хорошие» слова).

2.Отблагодарю тем же (обзову).

3.Пожалуюсь старшим.

Какими же качествами характера должен обладать человек,

который достоин подражания, которому можно всегда и во всём

довериться? Создадим коллективный портрет, предварительно

разобьёмся на три группы и посовещаемся.

( В это время у доски один человек разбирает на две стопки

карточки, на которых указаны положительные и отрицательные

качества.)

Положительные: доброжелательность, безотказность,

тактичность, миролюбивость, вежливость, честность, великодушие,

гостеприимство, деликатность, добросердечность, жизнерадостность,

инициативность, остроумие, справедливость, корректность,

целомудрие, неподкупность, Любовь к Родине.

Отрицательные: грубость, бестактность, несдержанность,

придирчивость, раздражительность, агрессивность, завистливость,

равнодушие, болтливость, вздорность, ехидность, жадность, занудство,

злопамятность, легкомысленность, лицемерие, корыстолюбие,

небрежность, назойливость, обидчивость.

Ведущая. А теперь я предлагаю всем самое серьёзное задание.

Суть его такова. В течение 5 минут 3 группы напишут свои

предложения в общий свод законов общения нашей группы . За

основу можно взять опыт всего человечества. Кто-то вспоминает

заповеди из Библии, а кто-то — советы психологов....

( Законы, о которых у нас речь, можно обобщить и записать,

например, так. Самый главный человек на свете — это тот, кто перед

тобой. Полюбите его, постарайтесь, чтобы он понравился вам. Дарите

ему знаки уважения. Ищите то, что вас сближает, отучите себя

противоречить по любому поводу... Старайтесь не отзываться о людях

дурно, ни в чём не обвиняйте собеседника. Стройте общение на

равных, а не с позиции сверху. Берегите собеседника, избавьте его от

обид и обвинений. Не спорте по мелочам. Не спорьте с тем, с кем

спорить бесполезно. Не спорьте с тем, кому важнее спор, а не истина.

Избегайте категоричности, особенно в возражениях. Старайтесь

согласиться, а не возразить. Стремитесь не к победе, а к истине и

миру.)

Ведущая. В заключение дам вам ещё несколько таких рецептов

поведения. Невежливо во время разговора отводить кого — нибудь в

сторону, чтобы говорить с ним отдельно; ещё более невежливо

подслушивать, что говорят двое в стороне; в таких случаях следует

просто отойти от них подальше.

Никогда не шепчитесь в гостях. Не прерывайте говорящего. Если

кто -то заговорит одновременно с вами, приостановитесь, и давайте

ему окончить....

В обществе и за столом не спите, хотя лучше молчать, чем

говорить слишком много. Никогда не говорите другим того, что было

бы неприятно выслушивать вам самим. Грубые, резкие слова часто

возвращаются бумерангом и бьют говорящего сильнее того, кому они

направлены. Я думаю, что после сегодняшней игры мы ещё раз

задумаемся о нашем отношении к своим ближним.

Игровая театральная педагогика

Елена Антоновна Семёнова,

воспитатель, ГОАОУ СОСШ «Спарта», г. Великий Новгород

Творческие задания на сценической площадке.

1.Воображаемое путешествие

Воспитатель. Сейчас мы отправимся с вами в путешествие. Я буду

описывать место, где мы окажемся, а вы, должны представить, увидеть

его мысленно и делать то, что вам подскажет ваше сознание..

Итак, возьмём со стульев воображаемые рюкзаки, наденем их,

выйдем на сцену. Перед вами поляна, полная полевых цветов и ягод.

Рвите цветы для букета. Собирайте ягоды! Но для начала определите

для себя — какой это цветок или ягода, потому, что я могу спросить

вас — что это? Учтите, всё растёт в траве, а значит не сразу увидишь.

Поэтому траву нужно осторожно раздвигать руками. Ну, а теперь мы

пошли дальше по дороге к лесу. Здесь течёт ручей, а через него

перекинута доска. Переходите по доске! Мы вошли в лес, где много

грибов и малины. Присмотритесь сначала! Теперь мы отдохнём и

перекусим. Достаньте из рюкзачков то, что вам дала в дорогу мама, и

перекусите! А я буду угадывать, что вы едите.

Примечание. Группу лучше разделить пополам. Одна группа

выполняет задания, другая смотрит и определяет, кто вёл себя более

естественно и правдиво. Затем можно поменяться местами.

2.«Изобрази птицу или животное».

Воспитатель. Сейчас каждый из вас задумает, в какое животное или

птицу он хочет превратиться, и покажет в виде пантомимы. А мы

будем угадывать : кто это? Первое условие — верить в превращение. Не

улыбаться во время показа! Начали!

Первое замечание — животные ходят на четырех лапах, а кое — кто

из вас передвигался на коленях. Это неправильно, на коленях

животные не ползают, разве только черепахи.

Второе замечание — вы просто ходили, а животные всегда заняты

чем — то определённым: ищут еду, играют, спасаются от врага.

Задание на дом: понаблюдать за поведением кошки, собаки,

вороны, воробья, и попытаться повторить их движения.

3.«Привычки и повадки животных».

Воспитатель. Действуйте, задавая себе вопросы и отвечая на них:

«Что бы я делал, если бы у меня были крылья ? Если бы у меня был

длинный клюв? Если бы я подстерегал добычу ? Сопровождай

мысленно свои действия словесным комментарием, например:

Я дятел . Вот я крепко держусь когтями за дерево, долблю

кору. Под ней вкусные жучки. Вот я одного нашел, теперь

проглочу...

Я черепаха. Никому не доверяю. Чуть что - голову прячу под

панцирь. Я ищу еду. Теперь попью.

Я цапля. Я высокая. У меня длинные ноги. Я хожу по болоту.

Никто не может стоять на одной ноге, а я могу!

При выполнении задания важно именно думать за животное, а не

просто показать его действия.

4.«Встреча двух»

Воспитатель Представим себе, что детёныши разных животных

первый раз вышли на прогулку и встретились. Они ёще не знают, с кем

произошла встреча, поэтому стараются узнать друг о друге всё: кто

он, где живёт, чем питается, кого опасается и т. д.

Прежде чем войти в образ, продумайте все эти вопросы.

5.« Животные во дворе»

Воспитатель. Сначала давайте вспомним, какие домашние

животные обитают на деревенском дворе. А теперь я дам каждому

карточку, где написано, кого он будет изображать, а мы попытаемся

догадаться, что это за животное, и определить его характер. На сцену

одновременно будут вызываться несколько воспитанников.

Карточки: надменный индюк, трусливый кролик, голодный

поросёнок, злобный гусь, красавец павлин, рассерженный петух,

бодливый козел, ленивый кот, крикливый щенок, наглая ворона, юркий

воробей.

6.«Картина»

Воспитатель. Представьте, что наша сцена — это чистый лист

бумаги. Вам нужно нарисовать картину на заданную тему. Перед тем,

как выйти на сцену, нужно решить, кто ты и что будешь делать. Когда

один из учеников примет им задуманную позу, то другие должны

угадать, что он делает. Можно изображать и неодушевленные

предметы: камень, дерево и т. д. Условие: нельзя повторяться.

Темы: «На речке летом», «В лесу», « На спортивной площадке»,

« В огороде» , « В городском парке»

7.«Театр — экспромт»

Выбирается короткая сказка или история, где действия происходят в

одном месте, и прочитывается в слух один-два раза. Распределяются

роли, и исполнители приглашаются на сцену. Диктор ( рассказчик)

произносит текст, несущий информацию о действиях героев, «актёры»

появляются из-за кулис и последовательно исполняют все, о чем

говорится. Читать нужно чётко, делая паузы достаточные для

выполнения действий. Прямая речь тоже идет от рассказчика.

Это очень эмоциональное по характеру и простое для ребят задание,

которое подводит их к работе над драматургией произведения, её

законами и в итоге — постановке спектакля.

8.« Кукольный театр»

Для упражнения с куклами нужна ширма. Самая простая делается

так: к двум стульям привязываются рейки. Длина их должна быть не

меньше роста актёров. Третью рейку укрепляют горизонтально,

поперёк двух других, образуя верхнюю часть ширмы ( эта её часть

«грядка»). На «грядке « укрепляется ткань, закрывающая актёров

(«фартук»).Зрители смотрят на куклу снизу вверх, поэтому нужно

наклонить её немного вперёд ( при отклонении руки с куклой назад не

видно её лица). Рука должна быть расслабленной, тогда она долго не

будет уставать.

Если на сцене несколько кукол, то в движении находится только та,

которая разговаривает в данный момент, остальные не двигаются,

иначе трудно понять, кто говорит.

Сзади ширмы можно повесить полосу, которая будет служить

фоном. На неё прикрепляются вырезанные из цветной бумаги деревья,

домики, облака и т. д.

В работе с детьми лучше использовать перчаточные куклы или

мягкие игрушки, которые у них есть дома. Начинать можно с задания,

которое дети уже выполнили на сцене (« Встреча двух»), а дальше

придумываются простейшие событийные сюжеты: « День рождения»,

«Болезнь друга», « Заблудился в лесу», « Строительство шалаша»,

«Поиск клада», « На рыбалке» и т.

9.« Оживите»

Это задание похоже на одно из предыдущих ( см.: «Картина»).

Только право выбора места действия будет предоставлено первому, кто

выйдет на сцену. С местом действия, кто он и что делает,

выступающий должен определиться заранее. Выйдя на сцену, он

замирает в выразительной позе, например копает лопатой землю.

Дети должны догадаться, что он делает и где. Следующий

присоединяется к нему, выполняя действие, соответствующее этому

месту. Например, один высаживает цветочную рассаду, другой

поливает из шланга и т. д. Значит, все поняли правильно. Даётся

команда: « Оживите!» И все участники должны выполнять свою

работу уже в движении. Но бывает так, что место действия

определяется кем-то из участников неправильно. Тогда ситуация

приобретает комический характер. В этом иногда бывает виноват

первый ученик, который принял невыразительную позу и ввёл в

заблуждение товарищей.

10.«Животные в цирке»

На занятиях готовиться много номеров с « дрессированными

животными». Сначала решается, какие это будут номера. Затем

назначаются ответственные дрессировщики, « отбираются» движения,

которые будут выполняться « зверями», и определяется их

очерёдность номере. Что же могут животные??? (каждому даётся имя)

« Собачки» - отзываться на кличку , танцевать, кружиться,

переворачиваться боком, ходить на задних лапах, положив передние на

плечи другой, играть, решать задачки.

«Обезьяны» - визжать, дурачиться, почесываться, водить хоровод,

пародировать — как ребята ведут себя в столовой, на перемене, прыгать

через скакалку, хлопать, сидя на полу подпрыгивать на ягодицах.

«Медведи» - кувыркаться, танцевать в парах, боксировать, играть с

мячом, приносить ту или иную вещь.

«Кошки» - умываться, потягиваться, играть с клубочком, ходить на

задних лапах, переворачиваться боком, ходить между ног

дрессировщика, крутить обруч.

«Тигры» - вставать на задние лапы, рычать, драться, прыгать через

палку и друг друга, прыгать через обруч, отбивать мяч.

« Морские котики» - ползать, опираясь на передние лапы,

кланяться, играть с воздушным шариком, переворачиваться боком.

« Зайчики» - прыгать, барабанить, играть, прыгать с поворотами.

« Попугаи» - кланяться, бегать по жердочке боком, переговариваться

решать задачки, отвечать на вопросы.

Примечание:

а)Попросите ребят, чтобы они сами вспомнили цирковые номера с

участием животных.

б) Сначала можно разбить зал на несколько секторов и отработать

номера там, а потом переносить их на сцену.

11.«Войти в образ»

Нужно пройти по сцене и сесть, потом встать и пройти уже в

образе того или иного человека: очень старого, больного, раненого, к

кому-то подкрадывающегося, что-то ищущего, от кого-то спасающегося

и т. д.

12.

« Профессионалы»

Воспитатель. Вообразите себя представителем той или иной

профессии, и при помощи искусства пантомимы покажите его в

работе. Вспомните, кто по профессии ваши родители или знакомые. Не

торопитесь, действуйте последовательно и логично! А мы зрители

должны догадаться, кого вы изобразили.

13. « Что бы это значило?»

Воспитатель. Задумайте, какое дело вы будите выполнять и в

каком месте. Мы же будем следить за вашими действиями и

попытаемся определить: что вы делали и где

14.«Перехват»

Воспитатель. Задание выполняется в парах. Одному в паре нужно

задумать работу, которая выполняется в определённом месте, как это

было в задании « Профессионалы». Ваш товарищ не знает, что вы

будите делать. Вы становитесь лицом к другу и начинаете «работать».

Когда товарищ поймет ваши действия, то он поднимает руку вверх, а

воспитатель даёт команду « Перехват» « Работающий» замирает в позе,

в которой его застала команда, а товарищ продолжает действие. При

повторной команде меняется ролями. Будьте внимательны друг к другу

и не торопитесь!

15.«Зеркало»

Воспитатель. Артисты гримируются перед зеркалом. Встаньте в

парах, лицом друг к другу. Один из вас артист, а другой — зеркало.

«Зеркало» внимательно следит за движениями «артиста» и повторяет

их зеркально. Старайтесь предугадать любой жест! Что может делать

артист? Надевать парик, укладывать волосы, класть на лицо тон,

подводить брови, красить ресницы и губы и т. д.

Движения должны быть плавными и неторопливыми. Не смеяться

при этом!

16.«Окно»

Воспитатель. Между вами окно с очень толстым стеклом ,

через которое звуки не проходят. Вы хотите что-то сказать товарищу.

Каждому надо заранее решить, что он собирается сообщить партнёру.

Для этого он может артикулировать губами, писать воображаемые

буквы на стекле, объяснить на пальцах. Партнёр должен его понять и

ответить подобным же образом.

17.» Скульптор и модель»

Воспитатель. Представьте, что вы скульптор и из глины творите

образы людей разных профессий: шахтёра с отбойным молотком,

спортсмена — лучника и т. д. Скульптор задумывает, в каком

положении фигура каждого будет воплощена в скульптуре. Ваш

товарищ будет «моделью». Он послушно принимает позы, которые

будет требовать от него скульптор. « Модель» не знает, что из неё хотят

слепить! Скульптор сначала «лепит» ноги, увеличивает наклон

корпуса, изменяет положение рук и головы. Когда работа закончена,

скульптор говорит : «Готово». «Модель» должна определить, чей образ

запечатлен в ней. Я командую: «Оживи». Модель оживает и делает

движения, которые ей кажутся соответствующие образу,

воплощённому в « скульптуре».

18.«Цирковые артисты»

Воспитатель. Мы уже пробовали себя в роли дрессировщика

цирковых животных, а теперь представим, что мы настоящие артисты

цирка. Это канатоходцы на проволоке, тяжеловесы, боксёры,

жонглёры, наездники на лошадях, акробаты, клоуны, гимнасты. Ваше

перевоплощение будет полным, если вы научитесь работать с

воображаемыми предметами.

19.«Разное отношение».

Воспитатель. К разным людям мы относимся по-разному.

Представим себе, что вчера кто- то из вас забыл в школе очень

нужную книгу ( подумайте какую), и вы хотите её найти. Для этого вы

должны справиться о ней поочерёдно - у друга, учителя и ученика, с

которым вы давно не разговариваете. Как вы будите спрашивать,

подумайте! Те, кто будет исполнять роли друга, учителя и недруга,

пусть займутся каким- нибудь делом. Для этого возьмите свои сумки.

Разместитесь на сцене в разных её углах.

20.«Пресс — конференция».

Воспитатель. Это задание копирует ситуацию, хорошо

знакомую ученикам по телевизионным передачам, когда журналисты

берут интервью у того или иного человека.

Необходимо выбрать одного ученика. Он будет давать ответы

от своего имени. Рядом за столом вместе с ним садится «ведущий»,

который будет предоставлять слово «журналистам». 5-6 человек

располагаются напротив и задают вопросы, когда им предоставляется

слово. Вопросы должны касаться разных сторон жизни ученика:

школы, класса, учителей, семьи, его интересов и т. д.

Когда « журналисту» дают слово, он должен встать и назвать

газету или журнал, который он представляет. Вопросы

формулируются чётко и в вежливой форме. Ответы должны быть

ясными и полными.

21.« Массовые сценки» ( этюды — импровизации)

Воспитатель. Это задание полностью подводит учеников к

драматургии как профессиональному делу. Оно включает в себя

комплекс умений и навыков, приобретённых в процессе обучения,

позволяющих «показать своего персонажа в зависимости от места и

времени действия, его желания.

Сначала выбираются места действия, уже знакомые детям по

сценической работе. Например, представляются следующие сценки:

« В зале игровых автоматов», « В троллейбусе», « В магазине», « На

уроке», « На почте», « В парикмахерской», « в фотоателье», и т.д. Когда

место выбрано делается выгородка- декорация. Обсуждаются вопросы:

« Кого вы хотите представить? Как должно выглядеть сценическое

место в той или иной игровой ситуации? Распределяются роли,

подбираются реквизиты. После просмотра проводиться анализ сценок

учениками-зрителями и воспитателем.

22.«Импровизация сказки».

Группа делиться пополам, и обе группы выбирают себе

режиссёра и подбирают для инсценировки хорошо известную сказку,

распределяют роли. Можно изображать неодушевлённые предметы.

Требуется говорить своими словами, а самое главное — сохранять

сюжетную линию!

Дети войны

Музыкально — литературная композиция

Елена Антоновна Семёнова,

воспитатель, ГОАОУ СОСШ «Спарта», г. Великий Новгород

Звучит в записи марш «Прощание славянки» (музыка В.Агапкина).

Вариант: исполняется марш из кинофильма «Белорусский вокзал».

Воспитатель. Сегодня, отмечая праздник Победы, мы вспоминаем

тех, кто воевал, кто погиб во имя мира и свободы.

Звучит в записи второй фортепианный концерт ( 1-я часть) С.

Рахманинова.

Воспитанник.

Его я узнал не из книжки -

Жестокое слово - война!

Прожекторов яростной вспышкой

К нам в детство врывалась она.

Смертельными тоннами стали,

Сиреной тревоги ночной,

В те дни мы в войну не играли -

Мы просто дышали войной.

В читальнях, притихших и тесных,

На отмелях книжных морей

При свете коптилок железных

Шуршали листы букварей.

(А.Иоффе)

Воспитатель. Они встретили войну в разном возрасте. Кто-то

совсем крохой, кто-то подростком. Кто-то был на пороге юности. Война

застала их в столичных городах и маленьких деревеньках, дома, в

гостях у бабушки, в пионерском лагере, на переднем крае и в глубоком

тылу.

Воспитанник.

Такою всё дышало тишиной,

Что вся земля ещё спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось!

(С.Щипачёв)

Гремят взрывы (в записи), затем звучит первый куплет песни

«Священная война» ( музыка А. Александрова, стихи Лебедева —

Кумача).

Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой

С фашистской силой тёмною

С проклятою ордой.

Пусть ярость благородная

Вскипает как волна,-

Идёт война народна

Священная война!

Воспитатель. Вот фрагменты дневниковых записей и

воспоминаний о своём военном детстве инженеров,военных, рабочих,

учёных, врачей.....

Воспитанник. В начале войны мне было 12 лет. Моя семья из

Москвы не эвакуировалась.В первый год войны школы не работали, но

мы не сидели сложа руки. Мы собирали медицинские пузырьки и

сдавали их в госпитали. А весной и летом нас вывозили на сбор

крапивы, из которой в госпиталях варили щи. Мы, дети, во время

бомбёжек дежурили на крышах и тушили зажигательные бомбы.

(Т.С.Ивлева, полиграфист)

Звучит в записи «Эпизод нашествия» из седьмой

(«Ленинградской») симфонии Д.Шостаковича.

Воспитанник. И вдруг война, страшная война. А мне — 14

лет, жизнь только начиналась. Снаряды, бомбы, трупы, кровь, плен,

тогда и смерти в глаза не раз смотрела. Почти три года и была узницей

фашистских лагерей, а шла война, и так хотелось мстить за всех

погибших и за слёзы матерей, детей. Я испытала и страх, и ужас, в

плену прошла моя юность.

(Ю.Н. Никитина, товаровед)

Воспитанник. Война застала нашу семью, семью военного

врача под Брестом 22 июня 1941 года. На моих глазах погибли мама и

сестра. Мне было девять с половиной лет Я был подобран двумя

солдатами, мы стали выходить из окружения, пробираясь к своим Мы

перешли фронт, и меня зачислили воспитанником, сыном полка, в

специальную развед -роту при штабе 4- армии. Я выполнял задания по

разведке, но в начале 1942 года попал под обстрел, был ранен и

слегка контужен. Меня отправили на лечение в тыл.......

(Ю.Г.Подтыкайлов, инженер-механик)

Воспитатель. Сыны полков. Юные партизаны, разведчики,

танкисты. Разными путями попадали они на войну. Освобожденные из

плена. Братья или сёстры погибших. Сироты или счастливые дети

живых родителей.... Они не знали как сложиться их жизнь через год,

месяц, день, через час. Но храбрость этих до срока возмужавших

сердец, недетская сила мозолистых рук были в едином порыве,

принесшим нам Победу.

Дети исполняют песню « Женька» ( музыка Е. Тарковского,

стихи К. Ваншенкина).

Стоит средь лесов деревенька.

Жила там когда-то давненько,

Жила там когда-то давненько

Девчонка по имени Женька.

Мальчишечье имя носила,

Высокие травы косила,

Высокие травы косила,

Была в ней весёлая сила.

Завыли стальные бураны,

Тень крыльев легла на поляны,

Тень крыльев легла на поляны,

И Женька ушла в партизаны.

В секрете была и в засаде,

Её уважали в отряде,

Её уважали в отряде,

Хотели представить к награде.

...Висит фотография в школе -

В улыбке ни грусти, ни боли,

В улыбке ни грусти ни боли,-

Шестнадцать ей было не боле.

Повторение первого куплета.

Воспитатель. Погибали дети не только на фронтах, но и в

оккупированных фашистами городах и в блокадном Ленинграде. Что

чувствовали и переживали дети? Об этом расскажут записи

ленинградской девочки Тани Савичевой.

Воспитанник. «Женя умерла 28 декабря, в 12 часов 30 минут

утра 1941г. Бабушка умерла 25 января ночью. Лёшка умер 17 марта, в

6 часов утра 1942 года. Дядя Вася умер 13 апреля, в 2 часа ночи 1942

года. Мама - 13 мая, в 7 часов 30 минут утра 1942 года......Савичевы

умерли. Умерли все. Осталась одна Таня».

Воспитатель. Это написано одиннадцатилетней школьницей,

которая не намного пережила своих близких. А вот воспоминания тех,

кто выжил.

Воспитанник. Я родилась в Ленинграде, поэтому и блокада

Ленинграда была мне предназначена судьбой. Зимой 1941 — 1942

годов не стало отопления, света, воды, и стены дома промерзали на 20

— 30 см. В ту пору на окнах обязательно была светомаскировка,

которая скрывает свет иногда горевшей свечи и помогала маме

убедить меня, ребёнка, что это ночь ( даже если это день), а ночью

никто не кушает, надо потерпеть. Блокадный паёк — 120 граммов

хлеба из смеси опилок и муки. А есть очень хотелось, и чувство голода

— это одно из устойчивых воспоминаний моего детства........

( Л.Т.Шепелева, профессор, доктор

доктор исторических наук).

Звучит в записи произведение С. Рахманинова « Музыкальный

момент».

Воспитатель. Самые обездоленные дети войны — малолетние

узники фашистских концлагерей и гетто. У них отняли не только дом,

хлеб, материнскую ласку — у них отняли Родину и свободу .

Воспитанник.

В обители смерти молчат о смерти.

И только крик

Парит и кружит под крышею блока,

Бьется о твёрдые кулаки стен:

Жить!!!

Тяга к жизни — сорняк живучий -

Даёт нам силу

Сломить бессилие.

Воспитатель. Вот как определяют самый светлый, ясный и

радостный период жизни человека те, у кого детство и отрочество

прошли в фашистских лагерях.

Воспитанник. В сентябре 1941 года немцы заняли деревню.

Бабушка от ранения умерла, а меня с дедушкой отправили в концлагерь

« Красное село», где дедушку расстреляли, а меня 12- летнюю

отправили в лагерь «Балтийский». Детей в лагере было много.

Поселили нас при госпитале, меня заразили туберкулёзом и отправили

на уничтожение в лагерь «Клоога».Выжила чудом......

(Рабочая из Таллина)

Воспитатель. У всех малолетних узников концлагерей

одинаковые трагические воспоминания: голод, холод, страх, боль,

колючая проволока, люди в белых халатах со шприцами, расстрелы,

кровь. Каждый из уцелевших может поимённо назвать своих

спасателей. Дети войны никогда не забудут тех, кто в годы войны

избавил их от беды, несчастья и неволи.....

Воспитанник.

Они прикрыли жизнь собою,

Жизнь начинавшие едва,

Чтоб было небо голубое,

Была зелёная трава.

И вновь - весна... И солнце светит ясно.

Вот детский смех послышался вдали....

Но кто сказал, что жили вы напрасно?

Но кто сказал, что зря боролись вы?

Кто так сказал, не знал наверно, горя

И не видал он материнских слёз,

Не видел он могил и после боя

Не видел тех, кто это перенёс

(Русские солдаты)

Звучит в записи первый куплет песни « Где же вы, друзья

однополчане?» (музыка Соловьёва-Седого, стихи А. Фатьянова)

Майским короткими ночами,

Отгремев, закончились бои,

Где же вы теперь, друзья — однополчане ,

Боевые спутники мои?

Воспитатель. Сегодня по традиции, у нас в группе

находятся ветераны ВОВ. Мы хотим обратиться к вам со словами

школьницы из города Новошахтинска.

Воспитанник.

Приди, мой друг, поговори со мною

И расскажи мне о былых тревогах,

Поведай мне о жизни боевой,

Приди ,мой друг, поговори со мною.

…...Война прошла ужасным ураганом

И юность отняла навек у ва.

Не описать тех горестей, страданий,

Но им благодаря мы счастливы сейчас.

Воспитанник. Мы благодарны вам за чистое небо, за

счастливое детство, мы горды за вашу Победу .С праздником вас,

дорогие ветераны! Здоровья, счастья вам и вашим близким.

Воспитанник. Заканчиваем наше выступление

стихотворением восьмиклассника Новоржевской средней школы

Псковской области Сергея Самушенкова « Старый фильм».

Заучит в записи мелодия песни « Журавли» ( музыка Я. Френкеля)

На её фоне читается стих.

Воспитанник.

Я недавно смотрел старый фильм о войне

И не знаю, кого мне спросить,

Почему нашим людям и нашей стране

Столько горя пришлось пережить.

Почему сыновья не вернулись домой,

Столько жён потеряли мужей?

Отчего красны девицы ранней весной

Шли гулять без любимых парней?

Дети детство узнали в руинах домов,

Эту память во век не убить,

Лебеда — их еда и землянка — их кров,

А мечта до Победы дожить.

Я смотрю старый фильм, и мечтается мне,

Чтобы не было войн и смертей,

Чтобы мамам страны не пришлось хоронить

Вечно юных своих сыновей.

Звучит в записи песня « С чего начинается Родина» ( музыка В.

Баснера , стихи М. Матусовского). Дети поздравляют ветеранов и

вручают им цветы.



В раздел образования