Напоминание

"Образные сравнения как метод обучения на занятиях тестопластикой как одной из форм развития речи у старших дошкольников"


Авторы: Нежелева Ольга Геннадьевна, Сорокина Нина Ивановна
Должность: студент-магистрант факультета дошкольной педагогики и психологии; к.п.н. доцент кафедры педагогики и методики начального образования
Учебное заведение: Благовещенский государственный педагогический университет
Населённый пункт: г. Благовещенск Амурская область
Наименование материала: статья
Тема: "Образные сравнения как метод обучения на занятиях тестопластикой как одной из форм развития речи у старших дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Образные сравнения как метод обучения на занятиях

тестопластикой как одной из форм развития речи у старших

дошкольников

нежелева о.г., cорокина н.и.

Аннотация:

В статье представлены методические рекомендации к организации

образовательного

процесса

на

занятиях

тестопластикой.

Предложенные

методы

и

приемы

позволят

реализовать

в

практике

системно-

деятельностный подход, метод «сравнение», обеспечивающие возможность

эффективного решения главной цели программы - развитие речи старших

дошкольников.

Поскольку,

исторически

сложившееся,

содержание

человеческого

опыта

обобщено

в

словесной

форме,

то

передача

и

усвоение

его

предполагают участие

речи в этом процессе. Речь открывает ребенку

доступ ко всем достижениям человеческой культуры. С развитием речи у

ребенка

связано

формирование

личности

в

целом

и

всех

основных

психических

процессов.

Выявление

сил,

стимулирующих

или

задерживающих развитие речи у детей, и создание благоприятных условий

– есть ключ к организации целенаправленных педагогических воздействий

на этот процесс.

Развитие

речи

это

последовательная

целенаправленная

педагогическая

работа,

предполагающая

использование

целого

набора

специальных

педагогических

форм

и

методов

и

собственные

речевые

упражнения ребенка.

Существуют виды речи: звуковая речь и речь жестов, устная и пись-

менная, речь внутренняя и речь внешняя.

Речь имеет две формы – монологическую и диалогическую. Развитие

речи

старшего

дошкольника

это

активное

освоение

им

построения

разных

типов

текстов.

Происходит

освоение

формы

монолога.

Речь

становится контекстной, отличной от наглядно представленной ситуации

общения.

В

связи

с

развитием

связной

речи

у

ребенка

происходит

совершенствование грамматического строя.

В структуре развития речи старшего дошкольника можно выделить

внешние и внутренние характеристики:

1. Внешние характеристики:

- общение со взрослым,

- формирование коммуникативных навыков,

-

формирование

мотивационной

включенности

в

речевое

высказывание.

2. Внутренние характеристики:

- развитие произвольной регуляции сенсомоторной (двигательной)

активности;

- развитие вербально-логических компонентов познавательной дея-

тельности, формирование речевой и языковой компетентности ребенка.

Ученые

психологи

исследователи

установили,

что

старший

дошкольный

возраст

связан

с

изменением

психологического

состояния

детей. Они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей

в коллективе дошкольного учреждения, что вызывает у них стремление к

решению новых, более сложных задач деятельности, познания, обобщения.

Возникшие и развивающиеся у детей потребности признания и само-

утверждения их возможностей со стороны взрослых создают условия для

формирования

инициативы,

самостоятельности,

произвольной

деятельности,

познавательных

интересов,

творчества

и

произвольности

общения.

Старший дошкольник при постановке перед ним определенных задач

пытается

найти

реальные

пути

их

решения,

но

он

может

решать

их

мысленно. Ребенок представляет себе реальную ситуацию и «действует» в

своем воображении.

Вместе с тем мышление пятилетнего ребенка отличается эгоцентриз-

мом,

определенной

позицией,

обусловленной

отсутствием

знаний,

необходимых

для

правильного

решения

особых

проблемных

ситуаций.

Так,

по

своему

личному

опыту

он

еще

не

знает

о

таких

свойствах

предметов, как вес, объем, длина и др. Недостаточное развитие понятий,

отсутствие систематических знаний приводит к тому, что в мышлении

ребенка преобладает логика восприятия.

Развитие личности в старшем дошкольном возрасте характеризуется

появлением новых качеств и потребностей, освоением новых знаний.

Л.С Выготский и А.В. Запорожец неоднократно подчеркивали, что в

старшем дошкольном возрасте переходит от ситуативного поведения к

деятельности, подчиненной социальным требованиям и нормам, и очень

эмоционально относится к требованиям.

Сенситивным

к

развитию

речи

и

речевой

деятельности

является

старший дошкольный возраст (5- 6 лет). При этом расширение словаря,

познавательных

процессов

и

развитие

грамматического

строя

речи

непосредственно зависят от условий жизни и воспитания.

Речь развивается в разных видах деятельности детей: на занятиях по

ознакомлению

с

художественной

литературой,

явлениями

окружающей

действительности, по обучению грамоте, на всех остальных занятиях, в

кружковой деятельности, а также вне их – в игровой и художественной

деятельности, в повседневной жизни. Однако обучение родному языку,

развитие речи на специальных занятиях являются главной задачей. ФГОС

по данной проблеме требует обеспечивать развитие личности, мотивации и

способностей

детей

в

различных

видах

деятельности

и

охватывать

образовательные области, в числе которых речевое развитие. Согласно

ФГОС, основными аспектами речевого развития дошкольников является

владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного

словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и

монологической речи; развитие речевого творчества; знакомство с книжной

культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных

жанров

детской

литературы;

формирование

звуковой

аналитико

-

синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Формирование

личности

в

целом

и

всех

основных

психических

процессов связано с развитием речи у ребенка. В психическом становлении

ребенка исключительное значение речи делает важным знание условий и

факторов, способствующих ее развитию на разных этапах. Вопрос о силах,

движущих развитием речи, приобретает особую остроту еще и потому, что

оно

совершается

стихийно,

скачкообразно,

стремительно.

Ученые

отмечают, что к пяти годам дети практически овладевают всеми аспектами

речи:

полностью

формируется

звуковая

система,

достаточно

объемный

словарный запас и грамматический строй. Значительные индивидуальные

различия наблюдаются у детей в качественных особенностях овладения

разными темпами и аспектами речи.

На развитие психики, формирование интеллектуальной сенсорной и

аффективно-волевой сферы накладывает свой отпечаток неполноценная

речевая

деятельность.

Отмечаются

ограниченные

возможности

распределения внимания и недостаточная

его устойчивость. У детей

страдает продуктивность запоминания, снижена вербальная память. Они

забывают

сложные

элементы,

инструкции,

последовательность

знаний.

Низкая

активность

запоминания

может

сочетаться

с

ограниченными

возможностями развития познавательной деятельности.

В целом дети с недостаточной речевой активностью обладают полно-

ценными

предпосылками

овладения

мыслительными

операциями,

доступными их возрасту. Но в развитии словесно-логического мышления

могут присутствовать отставания.

Двигательная

активность

характеризуется

недо статочной

координацией,

снижением

скорости

и

ловкости

выполнения,

неуверенностью

в

выполнении

движений.

При

выполнении

движений

словесной

инструкции

дети

испытывают

наибольшие

трудности.

Отмечается

недостаточная

координация

кистей

рук,

пальцев,

недостаточное развитие мелкой моторики.

Выявление сил, задерживающих или стимулирующих развитие речи,

у

детей,

есть

ключ

к

организации

целенаправленных

педагогических

воздействий.

В работе дополнительного образования дошкольного учреждения од-

ной из главных задач является поиск условий, которые могут оказать поло-

жительное влияние на успешность развития речи старших дошкольников.

Речь

сама

по

себе

большая

ценность,

которой

обладает

только

человек.

Когда

слышишь

красивую

выразительную

речь,

получаешь

огромное наслаждение.

В старшем дошкольном возрасте дети начинают осваивать языковые

выразительные средства выразительности, такие как сравнение, метафора,

а

затем

использовать

их

в

доступной

и

интересной

для

них

самостоятельной речевой деятельности.

Маловыразительность

речи

детей,

имеющих

общее

недоразвитие

речи, известна. Наша цель развития речи старших дошкольников – вызвать

у

детей

эмоциональный

отклик

через

работу

с

тестом

на

занятиях

тестопластикой.

Чтобы

речь

детей

активизировалась,

развивалась

и

стала

выразительной и интересной, необходимо проводить целенаправленную

систематическую работу.

Актуальность

нашей

темы

статьи

обусловлена

следующими

противоречиями:

- занятия по развитию речи в ДОУ не обеспечивают достаточное

развитие речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи;

- традиционные условия для развития речи старших дошкольников в

ДОУ не достаточно успешно влияют и развивают всех детей данного

возраста.

Обогащение

и

расширение

словаря

старших

дошкольников

осуществляется

не

только

за

счет

существительных,

обозначающих

предметы, их свойства и качества, но и за счёт названий отдельных частей,

деталей предметов, суффиксов и приставок, глаголов. И дети начинают их

широко употреблять.

В

речи

ребёнка

всё

чаще

появляют ся

с о б и р ат е л ь н ы е

существительные,

прилагательные,

обозначающие

материал,

свойства,

состояние предметов. За год словарь увеличивается на 1000-1150 слов (в

сравнении с предыдущим возрастом), а ведь практически очень трудно

определить точное количество усвоенных слов за такой период.

Ребенок

к

концу

шестого

года

более

тонко

дифференцирует

собирательные

существительные,

например

не

только

называет

слово

животное, но и может указать на то, что медведь, волк, лиса – это дикие

звери, а что корова, лошадь, кошка – домашние животные. В своей речи

дети используют отвлечённые существительные, а также прилагательные,

глаголы. Из пассивного запаса многие слова переходят в активный словарь.

Ученые отмечают, что движение пальчиков рук очень тесно связано с

речевой

функцией.

Развитие

функции

руки

и

речи

идет

параллельно.

Таковым же является ход развития речи ребенка. Сначала развиваются

тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Все

последующее

совершенствование

речевых

реакций

стоит

в

прямой

зависимости от степени тренировки движений пальцев рук.

Лепка имеет большое значение для развития и воспитания детей до-

школьного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия,

внимания,

памяти,

образного

мышления,

привитию

ручных

умений

и

навыков, необходимых для успешного обучения в школе.

Лепка

одно

из

полезнейших

занятий

для

детей.

Воспроизводя

пластически тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку,

дети знакомятся с его формой, развивают руку, пальчики, а это в свою

очередь способствует развитию речи детей.

Вд ох н о вл е н н ы е

и д е я м и

у ч и т е л я

В . А .

С и н и ц ы н а ,

е г о

нетрадиционными

приемами

работы

со

словом,

мы

начали

собирать

картинный словарь - копилку образных сравнений, вылепленный из теста.

Сейчас это уже толстая книга – наша помощница в работе.

Как мы составляем словарь? Берем какое- либо важное, ключевое для

нас слово. Например, осень или лист и т.п. и изготавливаем из теста.

Подбираем

и

также

лепим

из

теста

предметную

поделку,

которую

обозначает

данное

слово,

на

лист

картона.

Затем

вместе

с

детьми

придумываем, с чем этот предмет можно сравнить. Сравнения сначала

подбираем

по

размеру,

цвету,

форме,

затем

по

другим

признакам,

ассоциациям, действиям. Такое творческое задание нравится детям, что

сразу побуждает их к активизации речи, комментировании своих действий.

Образы - сравнения бывают очень неожиданными. Выбираем наиболее

точные из них, лепим из теста и прикрепляем соответствующие картинки

на этот же лист картона. Время от времени лист дополняем интересными

изображениями.

Сравнения мы находим и в литературных произведениях. Например,

читаем

произведение

Н.

Сладкова

«Золотой

дождь»:

«Полился

в

лесу

золотой дождь. Полетели листочки по воздуху, запрыгали белочками по

деревьям, побежали бурундучками по земле, закружились танцорами по

ветру, поплыли корабликами по золотому озеру. Спрятали, как под шапкой

невидимкой, грибы, позолотили все дорожки. Золотой дождь шумит, как

море. Все лето солнцу подставляли листочки свои щечки, ладошки, спинку,

пропитались солнцем и стали золотыми».

Богатая

копилка

слов

-

образов

служит

замечательным

тренировочным

материалом

для

словарной

работы.

Словарный

запас

уточняется,

расширяется,

активизируется.

Подбираем

существительные,

прилагательные,

глаголы,

которые

редко

используются

в

речи.

Накапливаются антонимы, синонимы. Появляются причастия.

С

подобранными

словами

интересно

и

легко

образовывать

словосочетания

и

предложения.

Для

примера

приведем

несколько

упражнений, которые мы используем на занятиях.

Упражнение «Подбери образы к слову «снег»

Мы

вместе

с

детьми

образуем

прилагательные,

а

к

ним

существительные – сравнения. Например, выполняя данное упражнение,

образуются такие словосочетания: снег - белый, как (сахар); пушистый,

как (пух); блестящий, как (звезда); сверкающий, как (алмаз); летящий, как

(стрелы); скрипящий, как (дверь); кружащийся, как (танцоры); хрустящий,

как (морковь); мягкий, как (подушка); накрывающий, как (одеяло).

Упражнение «Подбери образы к слову «ветер».

Мы вместе с детьми подбираем соответствующие по смыслу глаголы

и существительные – сравнения. Например, воет, словно волк; свистит, как

свисток; поет, как певица; пугает, как пугало; бушует, точно море; ломает,

точно хулиган.

Наряду с накоплением и активизацией словаря мы проводим работу

по развитию объяснительной речи. С этой целью используем упражнение

«Скажи почему?».

Мы задаем детям соответствующие вопросы:

1.

Почему зиму сравнивают с талантливым художником? (Потому

что зимой на окнах узоры и т.д.)

2.

Почему

зиму

сравнивают

с

забавной

шалуньей?

(Потому

что

зимой дети часто шалят на горке, балуются, забавляются и т.д.)

3.

Почему зиму сравнивают с добрым волшебником? (Потому что

зимой

волшебный

праздник

-

Новый

год,

Дед

Мороз

делает

разные чудеса и т.д.)

4.

Почему зиму сравнивают с трудолюбивой хозяйкой? ( Потому что

зимой снег укрывает землю, травку, чтобы не мерзла и т.д.)

5.

Почему

зиму

сравнивают

с

богатой

красавицей?

(Потому

что

зимой много сверкающего и пушистого снега.)

Проделанная предварительная работа с помощью таких упражнений

благотворно

влияет

на

развитие

речи,

качество

детских

рассказов

на

заданную тему. Сначала эти рассказы мы придумываем вместе. Взрослый

начинает, а ребенок заканчивает. Например, выполняя задание «Опиши

снежинки», получили вот такой рассказ: «Зимой с неба, как парашютики,

сыплются снежинки. Летают по ветру, как белые мухи. Они кружатся в

воздухе, как балерины. Снежинки пушистые и узорчатые. Они похожи на

белые цветочки и звездочки. А иногда превращаются в снежную пыль,

овсяную

хлопья,

белую

крупу».

Составленный

рассказ

предлагаем

вылепить из теста.

Освоение детьми метода сравнения при работе с тестом на занятиях

тестопластикой

позволило

перейти

к

обучению

умению

составлять

загадки. При изучении каждой лексической темы, для решения этой задачи,

читаем

загадки

со

сравнениями.

Детям

предлагается

отгадать,

найти

сравнения и объяснить их. Задаем детям вопросы: С кем сравнивается ель в

загадке? Чем ель похожа на модницу? Почему слово модница вызывает

удивление у людей? (Загадка про ель:

Я – модница такая, что всем на

удивление. Люблю я бусы, блестки, любые украшения.) Дети легко находят

сравнения в загадках и легко находят сравнения. Загадки помогают более

внимательно,

осмысленно

относиться

к

тексту,

чувствовать

образность

языка. Затем предлагаем детям закрепить знания в лепке героев загадки.

Обучение

самостоятельному

сочинению

загадок

мы

начинаем

проводить с коллективной игры. С помощью считалки выбираем водящего.

Дети выбирают предмет, и каждый придумывает к нему свое сравнение.

Затем дети оценивают, какое сравнение было самым точным, какое самым

трудным, какое самым интересным. Выбирается победитель. Сравнения

можно

зарисовывать,

а

затем

вылепить

из

теста,

а

потом

читать

всю

загадку по вылепленным картинкам. Можно вводить в загадку отрицание

но, не (мягкий, но не травка, покрывающий, но не одеяло… Что это?)

Например, «Загадаем загадку про мороз».

Кто

злой,

как

Змей

Горыныч?

Кто

сильный,

как

богатырь?

Кто

щиплющий, как рак? Кто жгучий, как крапива? Кто крепкий, как столб?

Кто

кусающий,

как

акула?

Кто

рисующий,

как

художник?

Наши

сравнительные

герои

и

предметы

параллельно

лепим

и

размещаем

схематично на картоне.

Работа

по

составлению

загадок

вызывает

у

детей

неподдельный

интерес.

Для развития и закрепления умения сравнивать изготавливаем из

теста

«парные

картинки».

По

ним

удобно

упражняться

в

объяснении

основания для сравнения. Чем похожи? (салют – цветы, салют - узоры,

салют – фонтан, салют – спичка, салют – вулкан).

Проводимая работа позволяет развивать у детей важные психические

функции. В подборе образов – сравнений участвует воображение. В выборе

наиболее удачного слова развивается и обогащается речевое творчество.

Сравнивание предметов друг с другом, нахождение их сходства, общего

качества,

установление

между

ними

логических

связей

помогает

становлению функции мышления. Опора на зрительные образы при лепке

их

из

теста

облегчает

запоминание

нужных

слов.

В

ссвою

очередь

образные

сравнения

позволяют

сознательно,

осмысленно

использовать

словарь.

Н.В. Гоголь писал: «Чтобы что - то было доступнее, нельзя быть

скупым на сравнения. Часто понятное еще более поясняется сравнением!

Эти сравнения надо брать из предметов и явлений самых знакомых».

Детям нравится играть одновременно со словом и с тестом. Данная

работа

у

них

вызывает

положительный

тактильный

и

эмоциональный

отклик,

поскольку

затрагивает

мир

чувств

и

настроений.

За

каждым

образом – маленький создатель, индивидуальность.

Не все придуманные образы соответствуют логике, но каждый из них

оригинален. Очень важно хвалить детей, восхищаться их придумками. Это

повышает интерес, активность, личностную значимость, уверенность в

себе.

А.П. Чехов писал: «Быть может, и мы когда - нибудь дождемся, что

люди перестанут оправдываться тем, что не умеют красиво говорить».

Работа над развитием речи, ее образностью в сочетании с занятиями

тестопластикой

может

научить

детей

обогатить

и

активизировать

словарный запас детей, замечать особенность, красоту разных предметов,

понимать ее. А умение видеть красоту делает человека лучше!

Список литературы

1.

Клюева Н.В., Учим детей общению: учебно - методическое пособие / Н.В. Клюева; Мин-во

образования и науки РФ. – Мурманск.: МГГУ. – 2011. – 32с.

2.

Лисина М.И., Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина; Акад. Пед. и соц. наук,

Моск. психол. – М.: Институт практической психологии. – 1985. – 383с.

3.

Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Технология развития связной речи дошкольников / Сидорчук

Т.А., Хоменко Н.Н.; Метод. Пособие для педагогов ДОУ. – Ульяновск.: 2004. – 232с.

4.

Синицын

В.А.,

Путь

к

слову.

Из

записок

учителя.

Пособие

по

развитию

речи

для

преподавателей русского языка, учителей начальных классов и их учеников / В.А. Синицын –

М.: Педагогика, 1996. – 192с.

5.

Тамберг Ю.Г., Как научить ребенка думать / Ю.Г. Тамберг; – М.: Владос, 1999. – 360с.



В раздел образования