Автор: Андреева Нина Михайловна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР - "Детский сад 217"
Населённый пункт: город Барнаул
Наименование материала: статья
Тема: «Инновационные формы работы музыкального руководителя с родителями»
Раздел: дошкольное образование
«Инновационные формы работы музыкального
руководителя с родителями»
Приобщение
детей
к
музыкальному
искусству
может
успешно
осуществляться лишь при условии тесного контакта педагогов дошкольного
учреждения с семьёй. Свои самые первые уроки жизни ребёнок получает
именно в семье, поэтому важно с первых дней посещения ребёнком ДОУ
наладить контакт с родителями, чтобы и в семье, а не только в детском саду,
для ребёнка были созданы благоприятные условия для общения с музыкой.
В
соответствии
с
требованиями
ФГОС,
родители
становятся
непосредственными участниками образовательного процесса в ДОУ, поэтому
вопрос о совместной деятельности детского сада и семьи по музыкальному
воспитанию детей – особенно актуален в наши дни.
Поиск
новых
форм
сотрудничества
музыкального
руководителя
с
родителями детей является важнейшим направлением обеспечения качества
музыкального образования дошкольников.
Цель: акцентировать внимание на сохранении преемственности между
семьей
и
дошкольным
учреждением
в
подходах
к
решению
задач
музыкального образования детей.
С этой целью музыкальный руководитель должен знакомить родителей с
динамикой развития музыкальных способностей детей, с достижениями
детей в области музыкального развития, с репертуаром, осваиваемым детьми
в дошкольном образовательном учреждении (по желанию родителей).
Задача музыкального руководителя: раскрыть перед родителями важные
стороны музыкального развития ребёнка на каждой возрастной ступени
дошкольного
детства,
заинтересовать,
увлечь
творческим
процессом
развития
гармоничного
становления
личности,
его
духовной
и
эмоциональной восприимчивости.
Формы работы взаимодействия с семьёй:
1. Музыкальная НОД (открытые музыкальные занятия).
Целью является повышение родительской компетентности в музыкальной
области (н-р, День открытых дверей):
1)Индивидуальных и возрастных особенностей ребёнка;
2)В сфере всех видов музыкальной деятельности по закреплению навыков и
умений, приобретённых в музыкальной НОД в детском саду.
2. Мастер-классы, занятия-практикумы.
1)приобретение родителями практических навыков музыкального развития
(дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, логоритмика...);
2) с целью знакомства с детским музыкальным репертуаром, обучение
совместному музицированию с детьми, вооружение родителей основами
музыкальных знаний о музыкальных инструментах, необходимых для
воспитания здорового ребёнка (слушание, изготовление, игра...).
3. Совместные праздники и развлечения, игры, музыкальные гостиные с
элементами театрализации
.
С
целью
формирования
культуры
общения
со
своим
ребёнком,
сотрудниками детского сада и другими детьми и взрослыми («День Матери»,
«День защитника Отечества», «Осенние капустники», «8 Марта»).
Родители – полноправные участники таких действ – от идеи до воплощения:
- Обмен идеями, практическими советами по поводу предстоящего
праздника;
- Разучивание стихов, песен, танцев, работа над ролью, придумывание
сказок, историй;
- Подготовка отдельных номеров;
- Пошив праздничных костюмов, подготовка реквизита;
- Помощь в оформлении помещения;
- Помощь в изготовлении сюрпризов и подарков.
4. Информационно - аналитический стенд, пропагандирующий вопросы по
музыкально-эстетическому воспитанию дошкольников среди родителей.
Он содержит информацию, касающуюся:
- Работы музыкального зала,расписание музыкальных занятий;
- Значимости музыкального воспитания детей;
- Информация о программах музыкального воспитания, используемых в
детском саду;
- Перечень рекомендуемой литературы по музыкальному воспитанию, а так
же музыкальные игры и упражнения, которые можно делать в домашних
условиях;
- Об особенностях эмоционального мира дошкольника;
- Фотографии занятий, выступлений.
5. Индивидуальные беседы с родителями.
6. Консультирование родителей по вопросам организации музыкального
воспитания детей в семье.
Проводятся с целью музыкального просвещения родителей, по темам:
«Музыкальное воспитание в семье»,
«Родителям о музыкальном воспитании»,
«Советы: музыкальное воспитание»,
«Как слушать музыку с ребёнком».
7. Папки – передвижки.
Более
подробно
знакомят
родителей
с
системой
по
музыкальному
воспитанию дошкольников, дают информацию о том, чему можно научить
ребёнка
в
определённом
возрасте
при
систематическом
посещении
«Музыкальные занятия в детском саду»:
«Музыкальные игры в детском саду»,
«Ваш ребёнок любит петь?»,
«Формирование
ребёнка
как
личности
в
процессе
ознакомления
с
народными играми»,
«10 причин, по которым ребёнок должен заниматься музыкой!»,
«Как в жизнь приходит музыка…»,
«Музыка и её влияние на развитие детей» и др.
Если правильно и в системе выстраивать работу по музыкальному
воспитанию с родителями, использовать разные формы работы, то родители
становятся участниками музыкального образовательного процесса с детьми и
художественно – эстетическое воспитание детей будет эффективней.
Такой
подход
побуждает
к
творческому
сотрудничеству,
устраняет
отчуждённость, вселяет уверенность и решает многие проблемы по
музыкальному воспитанию.
Литература:
1. Доронова Т.Н. Вместе с семьёй - М.: Просвещение, 2006.
2. Давыдова И.А. Формы работы музыкального руководителя ДОУ с
родителями // 1 сентября. 2013.
3. Зацепина М.Б. Развитие ребёнка в музыкальной деятельности - М.:
Творческий центр, 2010.
4. Калинина Т.В. Новые информационные технологии в дошкольном детстве
// Управление ДОУ. 2008. №6.
5. Радынова О.П. Музыкальное воспитание в семье - М.: Просвещение, 1994.