Автор: Ильина Нина Владимировна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МДОУ д/с № 53 д.Кабаново
Населённый пункт: Московская область, Орехово-Зуевский городской округ, деревня Кабаново
Наименование материала: статья
Тема: «Организация работы в ДОУ в летний период»
Раздел: дошкольное образование
«Организация работы в ДОУ в летний период»
Лето – благоприятная пора для сохранения и укрепления здоровья детей,
создания условий для их полноценного, всестороннего, психического и физического
развития. Растущий и развивающийся организм ребенка очень чувствителен к
воздействию различных факторов окружающей среды.
Постоянное пребывание детей на свежем воздухе, многообразие форм, красок
и звуков в природе, множество разных переживаний и новых впечатлений, богатая
витаминами пища, раздолье для движений в природных условиях – все это даёт
ребёнку значительный физический и эмоциональный запас сил для успешного
полноценного развития и повышения иммунитета.
В то же время лето таит некоторые опасности для здоровья детей – риск
перегрева, солнечного ожога, общей расслабленности в жаркие дни, утомления от
излишней
беготни,
неблагоприятного
воздействия
воды
при
неумеренном
пользовании ею.
В летний период режим дня максимально насыщается деятельностью на
открытом воздухе: прогулки, экскурсии, походы, игры на природе – всё это позволяет
детям приобретать новый двигательный опыт.
Основной целью коллектива дошкольного учреждения в летнее время является
общее оздоровление и укрепление детского организма. Добиться этого возможно
только
благодаря
совместным
усилиям
педагогического,
медицинского
и
обслуживающего
персонала,
его
своевременной
подготовке
к
летнему
оздоровительному сезону.
Физическое воспитание летом имеет свои особенности, хотя и является
продолжением
работы,
проводимой
в
течение
учебного
года,
организуются
следующие мероприятия:
утренняя гимнастика,
физкультурные занятия,
элементы физического воспитания в режиме дня (самостоятельная
двигательная деятельность, подвижные игры),
закаливающие процедуры,
совместная
и
самостоятельная
деятельность
(различные
игры
с
использованием физкультурного оборудования),
прогулки
за
территорию
ДОУ
(прогулки,
пешие
походы,
оздоровительный бег, игры).
Утренняя гимнастика должна проводиться на спортивной площадке или участке.
Гимнастика повышает мышечный тонус и создаёт положительный эмоциональный
настрой. Одно из основных требований – утренняя гимнастика не должна носить
принудительного характера.
Чтобы гимнастика проходила интересно, динамично, необходимо широко
использовать музыкальное сопровождение, спортивный инвентарь, привлекательные
атрибуты (платочки, ленточки, флажки и т.п. – для коллективного выполнения
движений).
Содержание утренней гимнастики зависит от возраста детей (имеющихся у них
двигательных
навыков),
условий
проведения
и
планируемой
двигательной
деятельностью в течение дня.
Если в этот же день предстоит спортивный праздник или развлечение, то часть
упражнений утренней гимнастики будет своего рода подготовкой к ним.
Можно использовать различные формы утренней гимнастики: традиционные;
сюжетные
(«По
морям,
по
волнам»,
«По
лесным
тропинкам»
и
т.п.);
оздоровительный бег с комплексом упражнений; упражнения с включением в них
танцевально-ритмических движений, игры разной подвижности и т.п.
Физкультурные занятия летом имеют своей целью привлечение детей к
оптимальной двигательной активности, приносящей ощущение «мышечной радости».
Занятия строятся на знакомом материале. Ребята отрабатывают и закрепляют
полученные в учебном году двигательные навыки.
Детей младшего возраста следует упражнять в правильном использовании
оборудования, применении навыков ориентировки в пространстве (на участке,
спортивной площадке).
Для старших дошкольников важно, чтобы они могли реализовать свои
интересы в спортивных играх и упражнениях, проявляя имеющиеся у них
двигательные способности и всячески развивая их.
Двигательная активность должна соответствовать двигательному опыту
ребёнка, его интересам, желаниям и функциональным возможностям.
Форму проведения занятия выбирают в зависимости от поставленных задач.
Занятия могут быть: тренировочными; сюжетно-игровыми; ритмопластическими;
комплексными; физкультурно-познавательными; тематическими.
Формирование основ физической культуры тесно связано с решением задач
экологического воспитания: становление потребности в здоровом образе жизни,
обучение природосберегающему поведению, уважению к живому, соблюдению
правил экологической безопасности, использованию природных факторов для
укрепления физического, эмоционально-психического здоровья.
Лето – благоприятное время для решения многих задач в работе с
дошкольниками, в том числе и познавательных. Педагоги должны как можно полнее
использовать условия летнего периода в разных видах деятельности, которые
позволят детям закрепить и применить знания, полученные в течение учебного года.
Отечественные и зарубежные исследователи отмечают важность той
деятельности
в
воспитании,
которая
доставляет
ребёнку
радость,
оказывая
положительное
нравственное
влияние,
гармонично
развивает
умственные
и
физические способности растущего человека.
Ознакомление с каким-либо предметом или явлением даёт наиболее
оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Нужно предоставить
детям возможность «действовать» с изучаемыми объектами окружающего мира.
Специально
организованная
исследовательская
деятельность
позволяет
воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых явлениях или объектах, а
педагогу – сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно
удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников.
Во время исследовательской работы задействованы все органы чувств: ребенок
вслушивается, вглядывается, трогает, нюхает, пробует. Обогащается его активный
словарь, совершенствуется регулирующая и планирующая функция речи. Овладение
орудийными действиями развивает руку малыша.
Летом растения, животные большую часть дня находятся в поле зрения
ребенка. Более доступными для детей становятся почва, песок, вода, воздух, камни –
как материал для исследования. О свойствах, качествах, взаимосвязи этих природных
объектов и использовании их человеком ребята узнают в процессе проведения
простейших опытов и экспериментов.
Экспериментирование включается в различные формы работы с детьми:
экскурсии; прогулки; путешествия; трудовую деятельность; наблюдения; проведение
опытов, организованное как самостоятельная или совместная деятельность.
Лето предоставляет благоприятные возможности для разнообразной
изобразительной деятельности детей, насыщенной новыми яркими впечатлениями.
Могут использоваться следующие формы работы:
- художественно-изобразительная деятельность на открытом воздухе;
- совместная изодеятельность детей и взрослых;
- занятия по интересам;
- самостоятельная изобразительная деятельность;
- организация выставок детских работ;
- проведение праздников, викторин, конкурсов.
Летом можно широко использовать нетрадиционные техники изобразительной
деятельности, такие как:
«Граттаж»; «Пенный орон»; «Фотокопия»; «Ладоневая и пальцевая живопись»;
«Диатипия и монотипия»; «Мозаичная живопись»; «Пластилиновая живопись»;
«Набрызг»; «Печать природными формами»; «Рисование мятой бумагой, кусочками
картона
с
разной
текстурой»;
«Кристаллическая
текстура»;
«Кляксография»;
«Волшебные нити»; «Линогравюра»; «Рисование через мокрую марлю».
Летом необходимо проводить больше досугов, развлечений, особенно
интересны детям «неожиданные» праздники: «Праздник веселых мячей», «Праздник
мыльных пузырей», «День любимой игрушки», «Джунгли зовут», «Коса – девичья
краса», «Праздник веселого ветерка», «Фестиваль дворовых игр» и др. Такие
праздники не требуют долгой подготовки, но неизменно вызывают большой интерес
детей.
Наиболее любимая игра в летний период – строительство из песка. Главное
условие успешной деятельности в данном случае – это подготовка песка к работе. Он
должен быть чистым и влажным. Малыши еще не умеют создавать крупные
постройки, их сооружения несовершенны и просты. Старшие дети сооружают
крупные
коллективные
постройки,
сложные
по
конструкции,
развертывают
интересные сюжетные игры. Для поддержания интереса к данным видам игр,
обогащению сюжета следует использовать дополнительный материал, крупный
строительный материал, игрушки, различные ёмкости, дощечки и др. Не меньший
интерес также вызовут у детей игры с водой, для этого нужно совсем немного –
детский надувной бассейн или таз с водой, игрушки и атрибуты.
Мыльные пузыри, воздушные шары, вертушки и другие игрушки, выполненные
своими руками, помогут занять воспитанников интересной деятельностью, создать
хорошее настроение на весь день.
Цели и задачи работы в летний оздоровительный период
Цель: Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей с
учётом их индивидуальных особенностей.
Задачи:
1. Создать условия, обеспечивающие охрану жизни и укрепление здоровья детей,
предупреждение заболеваемости и травматизма.
2.
Реализовать
систему
мероприятий,
направленных
на
развитие
самостоятельности,
инициативности,
любознательности
и
познавательной
активности.
3. Проводить просвещения родителей по педагогическим, воспитательным,
оздоровительным вопросам детей в летний период.
4. Повышение компетентности педагогов в вопросах организации летней
оздоровительной работы, мотивация педагогов на улучшение качества организации
летнего отдыха дошкольников.
Направление образовательных областей
«Физическое развитие»:
Укреплять здоровье детей путем повышения адаптационных возможностей
организма, развивать двигательные и психические способности, способствовать
формированию положительного эмоционального состояния.
Всесторонне совершенствовать физические функции организма.
Повышать работоспособность детского организма через различные формы
закаливания.
Формировать интерес и потребность в занятиях физическими упражнениями.
Удовлетворять естественную потребность в движении, создавать условия для
демонстрации двигательных умений каждого ребенка.
Способствовать предупреждению заболеваемости и детского травматизма.
«Художественно-эстетическое развитие»:
Закреплять и углублять музыкальные впечатления, полученные в течение года.
Поддерживать инициативу детей в импровизации.
Активизировать воображение, инициативу, творчество ребенка.
Развивать основы музыкально-театральной культуры, духовно обогащать детей
положительными эмоциями.
Совершенствовать исполнительские умения детей в создании художественного
образа, используя для этой цели игровые, песенные и танцевальные импровизации.
Развивать коммуникативные навыки в различных ситуациях общения: со
сверстниками, педагогами, родителями и другими людьми.
Приобщать детей к наблюдению за действительностью, развивать умение видеть
мир глазами творца-художника.
Развивать
умения
передавать
настроение,
состояние,
отношение
к
изображаемому,
экспериментировать
с
различными
видами
и
способами
изображения.
Создавать максимальную свободу для проявления инициативы и необходимое для
этого физическое и психологическое пространство.
«Познавательное развитие»:
Удовлетворять детскую любознательность, не подавляя при этом интереса к
узнаванию природы, формировать необходимые для разностороннего развития
ребенка представления о ней, прививать навыки активности и самостоятельности
мышления.
Развивать навыки общения со сверстниками, взрослыми и окружающей природой
с ориентацией на ненасильственную модель поведения.
Обеспечить широкие возможности для использования всех пяти органов чувств:
видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус, чувствовать различные
элементы окружающего мира.
«Социально – коммуникативное развитие»:
Развивать игровую деятельность воспитанников;
Приобщение к элементарным общепринятым нормам взаимоотношений со
сверстниками и взрослыми;
Продолжать работу по формированию гендерной, семейной, гражданской
принадлежности, патриотических чувств;
Развивать
трудовую
деятельность,
воспитывать
ценностное
отношение
к
собственному труду, труду других людей, его результатам;
Формировать представление об опасных для человека и окружающего мира
природы ситуациях и способах поведения в них.
«Речевое развитие»
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми.
Развитие
всех
компонентов
устной
речи
детей
(лексической
стороны,
грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи –
диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской
деятельности.
Практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Речевое стимулирование (повторение, объяснение, обсуждение, побуждение,
напоминание, уточнение) - формирование элементарного реплицирования.
Поддержание социального контакта (фатическая беседа, эвристическая беседа).
Совместная предметная и продуктивная деятельность детей (коллективный
монолог).
Самостоятельная художественно-речевая деятельность детей.