Напоминание

«Организация работы в ДОУ в летний период»


Автор: Ильина Нина Владимировна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МДОУ д/с № 53 д.Кабаново
Населённый пункт: Московская область, Орехово-Зуевский городской округ, деревня Кабаново
Наименование материала: статья
Тема: «Организация работы в ДОУ в летний период»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Организация работы в ДОУ в летний период»

Лето – благоприятная пора для сохранения и укрепления здоровья детей,

создания условий для их полноценного, всестороннего, психического и физического

развития. Растущий и развивающийся организм ребенка очень чувствителен к

воздействию различных факторов окружающей среды.

Постоянное пребывание детей на свежем воздухе, многообразие форм, красок

и звуков в природе, множество разных переживаний и новых впечатлений, богатая

витаминами пища, раздолье для движений в природных условиях – все это даёт

ребёнку значительный физический и эмоциональный запас сил для успешного

полноценного развития и повышения иммунитета.

В то же время лето таит некоторые опасности для здоровья детей – риск

перегрева, солнечного ожога, общей расслабленности в жаркие дни, утомления от

излишней

беготни,

неблагоприятного

воздействия

воды

при

неумеренном

пользовании ею.

В летний период режим дня максимально насыщается деятельностью на

открытом воздухе: прогулки, экскурсии, походы, игры на природе – всё это позволяет

детям приобретать новый двигательный опыт.

Основной целью коллектива дошкольного учреждения в летнее время является

общее оздоровление и укрепление детского организма. Добиться этого возможно

только

благодаря

совместным

усилиям

педагогического,

медицинского

и

обслуживающего

персонала,

его

своевременной

подготовке

к

летнему

оздоровительному сезону.

Физическое воспитание летом имеет свои особенности, хотя и является

продолжением

работы,

проводимой

в

течение

учебного

года,

организуются

следующие мероприятия:

утренняя гимнастика,

физкультурные занятия,

элементы физического воспитания в режиме дня (самостоятельная

двигательная деятельность, подвижные игры),

закаливающие процедуры,

совместная

и

самостоятельная

деятельность

(различные

игры

с

использованием физкультурного оборудования),

прогулки

за

территорию

ДОУ

(прогулки,

пешие

походы,

оздоровительный бег, игры).

Утренняя гимнастика должна проводиться на спортивной площадке или участке.

Гимнастика повышает мышечный тонус и создаёт положительный эмоциональный

настрой. Одно из основных требований – утренняя гимнастика не должна носить

принудительного характера.

Чтобы гимнастика проходила интересно, динамично, необходимо широко

использовать музыкальное сопровождение, спортивный инвентарь, привлекательные

атрибуты (платочки, ленточки, флажки и т.п. – для коллективного выполнения

движений).

Содержание утренней гимнастики зависит от возраста детей (имеющихся у них

двигательных

навыков),

условий

проведения

и

планируемой

двигательной

деятельностью в течение дня.

Если в этот же день предстоит спортивный праздник или развлечение, то часть

упражнений утренней гимнастики будет своего рода подготовкой к ним.

Можно использовать различные формы утренней гимнастики: традиционные;

сюжетные

(«По

морям,

по

волнам»,

«По

лесным

тропинкам»

и

т.п.);

оздоровительный бег с комплексом упражнений; упражнения с включением в них

танцевально-ритмических движений, игры разной подвижности и т.п.

Физкультурные занятия летом имеют своей целью привлечение детей к

оптимальной двигательной активности, приносящей ощущение «мышечной радости».

Занятия строятся на знакомом материале. Ребята отрабатывают и закрепляют

полученные в учебном году двигательные навыки.

Детей младшего возраста следует упражнять в правильном использовании

оборудования, применении навыков ориентировки в пространстве (на участке,

спортивной площадке).

Для старших дошкольников важно, чтобы они могли реализовать свои

интересы в спортивных играх и упражнениях, проявляя имеющиеся у них

двигательные способности и всячески развивая их.

Двигательная активность должна соответствовать двигательному опыту

ребёнка, его интересам, желаниям и функциональным возможностям.

Форму проведения занятия выбирают в зависимости от поставленных задач.

Занятия могут быть: тренировочными; сюжетно-игровыми; ритмопластическими;

комплексными; физкультурно-познавательными; тематическими.

Формирование основ физической культуры тесно связано с решением задач

экологического воспитания: становление потребности в здоровом образе жизни,

обучение природосберегающему поведению, уважению к живому, соблюдению

правил экологической безопасности, использованию природных факторов для

укрепления физического, эмоционально-психического здоровья.

Лето – благоприятное время для решения многих задач в работе с

дошкольниками, в том числе и познавательных. Педагоги должны как можно полнее

использовать условия летнего периода в разных видах деятельности, которые

позволят детям закрепить и применить знания, полученные в течение учебного года.

Отечественные и зарубежные исследователи отмечают важность той

деятельности

в

воспитании,

которая

доставляет

ребёнку

радость,

оказывая

положительное

нравственное

влияние,

гармонично

развивает

умственные

и

физические способности растущего человека.

Ознакомление с каким-либо предметом или явлением даёт наиболее

оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Нужно предоставить

детям возможность «действовать» с изучаемыми объектами окружающего мира.

Специально

организованная

исследовательская

деятельность

позволяет

воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых явлениях или объектах, а

педагогу – сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно

удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников.

Во время исследовательской работы задействованы все органы чувств: ребенок

вслушивается, вглядывается, трогает, нюхает, пробует. Обогащается его активный

словарь, совершенствуется регулирующая и планирующая функция речи. Овладение

орудийными действиями развивает руку малыша.

Летом растения, животные большую часть дня находятся в поле зрения

ребенка. Более доступными для детей становятся почва, песок, вода, воздух, камни –

как материал для исследования. О свойствах, качествах, взаимосвязи этих природных

объектов и использовании их человеком ребята узнают в процессе проведения

простейших опытов и экспериментов.

Экспериментирование включается в различные формы работы с детьми:

экскурсии; прогулки; путешествия; трудовую деятельность; наблюдения; проведение

опытов, организованное как самостоятельная или совместная деятельность.

Лето предоставляет благоприятные возможности для разнообразной

изобразительной деятельности детей, насыщенной новыми яркими впечатлениями.

Могут использоваться следующие формы работы:

- художественно-изобразительная деятельность на открытом воздухе;

- совместная изодеятельность детей и взрослых;

- занятия по интересам;

- самостоятельная изобразительная деятельность;

- организация выставок детских работ;

- проведение праздников, викторин, конкурсов.

Летом можно широко использовать нетрадиционные техники изобразительной

деятельности, такие как:

«Граттаж»; «Пенный орон»; «Фотокопия»; «Ладоневая и пальцевая живопись»;

«Диатипия и монотипия»; «Мозаичная живопись»; «Пластилиновая живопись»;

«Набрызг»; «Печать природными формами»; «Рисование мятой бумагой, кусочками

картона

с

разной

текстурой»;

«Кристаллическая

текстура»;

«Кляксография»;

«Волшебные нити»; «Линогравюра»; «Рисование через мокрую марлю».

Летом необходимо проводить больше досугов, развлечений, особенно

интересны детям «неожиданные» праздники: «Праздник веселых мячей», «Праздник

мыльных пузырей», «День любимой игрушки», «Джунгли зовут», «Коса – девичья

краса», «Праздник веселого ветерка», «Фестиваль дворовых игр» и др. Такие

праздники не требуют долгой подготовки, но неизменно вызывают большой интерес

детей.

Наиболее любимая игра в летний период – строительство из песка. Главное

условие успешной деятельности в данном случае – это подготовка песка к работе. Он

должен быть чистым и влажным. Малыши еще не умеют создавать крупные

постройки, их сооружения несовершенны и просты. Старшие дети сооружают

крупные

коллективные

постройки,

сложные

по

конструкции,

развертывают

интересные сюжетные игры. Для поддержания интереса к данным видам игр,

обогащению сюжета следует использовать дополнительный материал, крупный

строительный материал, игрушки, различные ёмкости, дощечки и др. Не меньший

интерес также вызовут у детей игры с водой, для этого нужно совсем немного –

детский надувной бассейн или таз с водой, игрушки и атрибуты.

Мыльные пузыри, воздушные шары, вертушки и другие игрушки, выполненные

своими руками, помогут занять воспитанников интересной деятельностью, создать

хорошее настроение на весь день.

Цели и задачи работы в летний оздоровительный период

Цель: Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей с

учётом их индивидуальных особенностей.

Задачи:

1. Создать условия, обеспечивающие охрану жизни и укрепление здоровья детей,

предупреждение заболеваемости и травматизма.

2.

Реализовать

систему

мероприятий,

направленных

на

развитие

самостоятельности,

инициативности,

любознательности

и

познавательной

активности.

3. Проводить просвещения родителей по педагогическим, воспитательным,

оздоровительным вопросам детей в летний период.

4. Повышение компетентности педагогов в вопросах организации летней

оздоровительной работы, мотивация педагогов на улучшение качества организации

летнего отдыха дошкольников.

Направление образовательных областей

«Физическое развитие»:

Укреплять здоровье детей путем повышения адаптационных возможностей

организма, развивать двигательные и психические способности, способствовать

формированию положительного эмоционального состояния.

Всесторонне совершенствовать физические функции организма.

Повышать работоспособность детского организма через различные формы

закаливания.

Формировать интерес и потребность в занятиях физическими упражнениями.

Удовлетворять естественную потребность в движении, создавать условия для

демонстрации двигательных умений каждого ребенка.

Способствовать предупреждению заболеваемости и детского травматизма.

«Художественно-эстетическое развитие»:

Закреплять и углублять музыкальные впечатления, полученные в течение года.

Поддерживать инициативу детей в импровизации.

Активизировать воображение, инициативу, творчество ребенка.

Развивать основы музыкально-театральной культуры, духовно обогащать детей

положительными эмоциями.

Совершенствовать исполнительские умения детей в создании художественного

образа, используя для этой цели игровые, песенные и танцевальные импровизации.

Развивать коммуникативные навыки в различных ситуациях общения: со

сверстниками, педагогами, родителями и другими людьми.

Приобщать детей к наблюдению за действительностью, развивать умение видеть

мир глазами творца-художника.

Развивать

умения

передавать

настроение,

состояние,

отношение

к

изображаемому,

экспериментировать

с

различными

видами

и

способами

изображения.

Создавать максимальную свободу для проявления инициативы и необходимое для

этого физическое и психологическое пространство.

«Познавательное развитие»:

Удовлетворять детскую любознательность, не подавляя при этом интереса к

узнаванию природы, формировать необходимые для разностороннего развития

ребенка представления о ней, прививать навыки активности и самостоятельности

мышления.

Развивать навыки общения со сверстниками, взрослыми и окружающей природой

с ориентацией на ненасильственную модель поведения.

Обеспечить широкие возможности для использования всех пяти органов чувств:

видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус, чувствовать различные

элементы окружающего мира.

«Социально – коммуникативное развитие»:

Развивать игровую деятельность воспитанников;

Приобщение к элементарным общепринятым нормам взаимоотношений со

сверстниками и взрослыми;

Продолжать работу по формированию гендерной, семейной, гражданской

принадлежности, патриотических чувств;

Развивать

трудовую

деятельность,

воспитывать

ценностное

отношение

к

собственному труду, труду других людей, его результатам;

Формировать представление об опасных для человека и окружающего мира

природы ситуациях и способах поведения в них.

«Речевое развитие»

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми.

Развитие

всех

компонентов

устной

речи

детей

(лексической

стороны,

грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи –

диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской

деятельности.

Практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Речевое стимулирование (повторение, объяснение, обсуждение, побуждение,

напоминание, уточнение) - формирование элементарного реплицирования.

Поддержание социального контакта (фатическая беседа, эвристическая беседа).

Совместная предметная и продуктивная деятельность детей (коллективный

монолог).

Самостоятельная художественно-речевая деятельность детей.



В раздел образования