Автор: Багрицевич Светлана Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Детский сад №4 МО РФ в/ч 41495
Населённый пункт: посёлок Сеща,Брянская область
Наименование материала: Конспект НОД. Познавательное развитие в старшей группе.
Тема: "Моя семья".
Раздел: дошкольное образование
Конспект непосредственной
образовательной деятельности.
Познавательное развитие в старшей
группе.
Подготовила:
воспитатель Багрицевич С.Е.
Декабрь 2015 г.
Ход НОД:
( Дети сидят полукругом на стульях.)
Восп.: Зима, на дворе холодно, а у нас в группе расцвела ромашка.
( Восп. Показывает на ковёр, на ромашку)
Восп.: Что бы это могло значить?
( Ответы детей )
Восп.: Да, ромашка не простая – с ребусом. Ребус – это загадка, которую нужно
разгадать.
( Восп. переворачивает лепестки ромашки и спрашивает у детей)
Восп.: Что зашифровано? Что написано?
Дети: Буквы Я.
Восп.: Сколько букв Я? Давайте сосчитаем.
( Восп. с детьми пересчитывает количество букв Я на лепестках ромашки)
Дети: 7
Восп. 7 Я. Что получилось?
Дети: СЕМЬЯ.
Восп.: Как вы понимаете слово семья?
( Ответы детей )
Восп.:
- близкие люди, живущие рядом;
- заботятся друг о друге;
- помогают друг другу;
- веселятся и грустят вместе;
Восп.: А родственники это кто?
Дети: Родители, дети, бабушки, дедушки, братья и сёстры …
Восп.: Семья - это самое дорогое, что есть у человека. Неслучайно у нашего народа
есть поговорка: « Вся семья вместе, так и душа на месте».
Ой, ребята, в раздевалке кто-то шуршит. Может ещё гость пришёл? Посмотрю кто
там.
( Восп. уходит за дверь в раздевалку и возвращается в образе корреспондента с
микрофоном, блокнотом и фотоаппаратом.)
Восп. в образе корреспондента: Я корреспондент из журнала « Моя семья». А это
мой волшебный микрофон, он мне будет сегодня помогать. Предлагаю вам побыть
участниками интервью. Приглашаю встать и удобно разместиться на ковре. Сядем
кружком, поговорим ладком.
( Дети садятся на ковёр полукругом возле корреспондента.)
Восп.: Я задам вам вопросы, а мой волшебный микрофон запишет ваши ответы. Я
знаю, вы любите своих близких, а за что?
( Ответы детей )
Восп.:
-Кто самый старший в твоей семье?
- Кто самый младший?
- У тебя есть брат или сестра?
- Как ты заботишься о близких, что делаешь для них?
- Кто о тебе заботится?
- Для мамы ты кто?
- Для бабушки ты кто?
- Как ты ласково называешь бабушку, дедушку?
( Ответы детей )
Восп. в образе корреспондента: Спасибо, ребята, молодцы!
Что-то мы засиделись. Вставайте врассыпную, разомнёмся. Повторяйте за мной.
Физ. минутка.
( Дети врассыпную встают на ковре, по показу повторяют движения с текстом)
Кто живёт у нас в квартире?
Раз, два, три, четыре ( хлопки)
Раз, два, три, четыре, пять ( прыжки на месте)
Папа, мама, брат, сестра ( хлопки )
Деда, бабушка и я ( наклоны вправо, влево )
Наша дружная семья.
Восп.: Здорово, садитесь на места.
Восп.: Да, ребята когда семья большая и дружная - это хорошо, это как солнышко в
летний день. И у нас выглянуло солнышко.
( На фланелеграфе солнце – жёлтый круг без лучей)
Восп.: Только оно без лучей, а лучики появятся, когда вы скажете, какой бывает
семья. Например, дружная.
( Воспитатель приклеивает рядом с кругом первый луч)
( Дети по очереди, по приглашению воспитателя, кладут лучик и
охарактеризовывают семью)
Дети:
- счастливая; - заботливая;
- спортивная; - гостеприимная;
- весёлая; - здоровая;
- трудолюбивая; - хозяйственная;
Восп.: Да, красивое солнышко получилось.
Как говорили в старину: «Согласие да лад – в семье клад».
Как вы это понимаете, объясните?
( Ответы детей)
Восп. : Ребята, не всегда в семье бывает всё гладко. Что может омрачить добрые
отношения в семье? Когда солнышко закрывает тучи?
( Восп. частично закрывает солнце тучами)
( Ответы детей)
Восп.: Верно, ссоры, обиды, конфликты, лень…
Очень не нравятся мне эти тучи, уберём их.
( Восп. даёт поручение двум детям убрать тучи с солнца)
Восп.: Лучшее, что может сплотить семью – это совместный труд.
А какие дела вы в своей семье делаете вместе, сообща?
( Ответы детей)
Восп.: Предлагаю поиграть в игру «Добрые дела».
( Восп. раскладывает предметы быта ( игрушки ) на ковре, объясняет правила игры).
Восп.: Тот, кого назову, берёт любой предмет с пола, называет дело которое может
делать дома вся семья и кладёт в корзину.
Перечень предметов: пылесос, веник, стиральная машина и т.д.
Восп.: Молодцы, ребята, столько добрых дел назвали.
А когда семья дружно поработала, можно вместе и отдохнуть.
А как вы дома отдыхаете?
( Ответы детей)
Восп.: Кстати, в наш журнал нужна красивая фотография. Сейчас под музыку вы
будете танцевать. После слов « стоп – кадр» музыка остановится и вы замираете в
красивой позе. Мой помощник ( Ваня ) говорит « улыбочка» и фотографирует вас.
( Дети танцуют )
Восп.: Всем спасибо. Думаю, получатся отличные фото. Надеюсь, вы поняли как
важна для человека семья. Хочу пожелать, чтоб у каждого из вас была дружная,
счастливая, крепкая семья. В заключении хочу подарить вам от нашего журнала
сувениры – ромашки.
Восп.:( раздаёт ромашки детям) Ромашка - символ семьи, а 8 июля в нашей стране
празднуется День семьи.
До свидания. До новых встреч.
( Восп. – корреспондент уходит. Дети рассматривают сувениры)
Тема: «Моя семья»
Цель: Формирование у детей правильного представления о семье.
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие»,
«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое
развитие» и «Физическое развитие».
Задачи:
Образовательные:
- продолжать расширять знания и представления о семье как о людях живущих
вместе;
- вызвать желание рассказать о взаимоотношениях между детьми и взрослыми в
семье;
- вызвать желание поделиться своими мыслями и чувствами о своей семье;
- сформировать интегрированное представление о близких и дальних родственниках,
как представителях определённого возраста и пола;
- продолжать формировать понятие об их гендерной идентичности через игру,
общение;
- активизировать словарный запас по теме «Моя семья»: семья, родственники, родня,
гостеприимный, трудолюбивый, хозяйственный, заботливый.
- познакомить с пословицами и поговорками о семье;
Развивающие:
- развивать у детей умение правильно отвечать на поставленные вопросы;
- использовать речь-доказательство;
- формировать навыки применения диалогической и монологической речи;
Воспитательные:
- воспитывать заботливое отношение к членам своей семьи;
- воспитывать чувство гордости за свою семью и её членов;
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская,
музыкальная, двигательная.
Методы и приёмы: словесный, игровой, сюрпризный момент.
Предварительная работа:
- совместная работа с родителями по составлению семейного древа;
- выставка детских рисунков на тему «Моя семья»;
- совместная работа с родителями по сбору фото для альбома «Я, моя семья, мои
друзья»;
- составление рассказов о любом члене семьи «Я хочу рассказать о …»;
- игры по Монтессори-педагогике «Развитие человека»;
- беседы на темы: «Моя семья», «Профессии родителей», «Семейные праздники»,
«Кто в семье главный?», «Поможем маме», «Отдыхаем вместе»;
- чтение и обсуждение художественной литературы: шутки-малютки, загадки о
семье, пословицы о семье, стихи Е.Благининой «Мама спит, она устала …»;
рассказы о семье: Л.Квитко «Бабушкины руки», В.Осеева «Волшебное слово»,
сказки «Золушка», «Красная шапочка».
Материал и оборудование: большая ромашка с семью лепестками (на лепестках
буквы Я), костюм корреспондента (микрофон, блокнот, ручка, фотоаппарат),
вырезанные из картона солнце и тучи, корзина, игрушки, обозначающие предметы
быта (утюг, веник, кастрюля, пылесос и т.д.), аудиозапись для разминки (детская
песня о семье).