Автор: Фролова Татьяна Григорьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ ВМР "ЦРР - д/с №17 "Ладушки"
Населённый пункт: Саратовская область город Вольск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Составление описательного рассказа "Поможем собрать урожай Дяде Федору и Матроскину"
Раздел: дошкольное образование
Конспект НОД по развитию речи в
подготовительной группе «Поможем
собрать урожай дяде Федору и
Задачи:
Обучение составлению описательного рассказа по образцу.
Развитие навыков анализа и синтеза, обобщения в процессе
проведения классификации по родовым категориям.
Использование словаря глагольной лексики, образование
относительных прилагательных, подбор определений.
Формирование умения определять позицию звука Р в словах.
Материал:
Муляжи овощей и фруктов; картинки с изображением овощей, две
корзины.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята. Вы помните дядю Федора из Простоквашино?
Приехал дядя Федор в деревню. Окинул взглядом огород, сад. Пора
урожай собирать. Ребята, посмотрите на картинку и скажите, какие
овощи выросли на огороде. (Дети произносят слова).
А кот Матроскин тут как тут: -Да на славу потрудились. Хороший
урожай вырастили. А что нужно для того, чтобы вырастить урожай?
Дети: посеять, посадить, рыхлить, поливать, полоть.
Воспитатель: Отправился Матроскин в огород. Овощей там много, все
разные. Дергал все подряд и задумался: «Что же на зиму оставлять? То,
что в земле, или то, что над землей?»
Воспитатель: Посмотрите на картинку и назовите овощи, у которых
съедобна ботва, а у которых корень.
Дети по очереди называют овощ на картинке и часть, которую
употребляют в пищу. (Корни съедобны у моркови, картофеля, свеклы,
редиса, редьки, репы. У свеклы съедобны и корень, и ботва. У капусты и
салата- листья. У помидора, огурца, кабачка- плоды. У гороха, фасоли,
бобов- семена).
Воспитатель: Назовите блюда, в приготовлении которых эта часть
используется.
Воспитатель: Только ли в огороде растут овощи? (Ответы детей)
Овощи еще выращивают в поле. Поле- это огромный участок земли за
городом. Если на поле выращивают картофель, какое это поле?
Дети: картофельное.
Капусту-капустное, свеклу- свекольное, морковь- морковное и т. д.
Игра «Найди звук»
Воспитатель раздает карточки с изображением овощей детям,
Найдите звук Р, который спрятался в названии овощей: редис, репа,
картофель, помидор, горох, огурец, редька.
Воспитатель: после сбора урожая на огороде заглянули в сад. Что
растет в саду?
Дети: фрукты, ягоды.
Игра «Какие фрукты я люблю?»
Воспитатель: Ребята, на столе разложены фрукты. Выберите фрукт и
охарактеризуйте его. Образец: я люблю грушу, потому что она вкусная,
сочная, сладкая, полезная и т. д.
Воспитатель: На каком дереве растут груши? (На грушевом)
А яблоки? (На яблоневом)
Вишни? (На вишневом)
Сливы? (На сливовом)
Воспитатель: Все убрали. Дядя Федор сел отдохнуть. В это время
Матроскин сложил все овощи и фрукты в подвале. Увидел это дядя
Федор: «Эх, ты, разве овощи и фрукты вместе хранятся?
Воспитатель: Ребята, давайте поможем Матроскину разобрать овощи
и фрукты по отдельным корзинам. (После того, как все разобрали,
проверить содержимое корзин).
Воспитатель: Ребята, а теперь отгадайте загадку
Кругла, рассыпчата, бела,
На стол она с полей пришла.
Ты посоли ее немножко,
Ведь правда вкусная… (Картошка)
Какой еще бывает картошка? (аппетитная, овальная, ароматная и т.
д.). А вы знаете загадки об овощах и фруктах? Загадайте свои загадки.
Воспитатель: Ну что, ребята, понравилось вам занятие? Что вам
больше всего понравилось? Что нового вы узнали?
Литература: Учебное пособие «Педагогические технологии
содействия развитию детей дошкольного возраста «Двенадцать
месяцев», Москва, Нижний Новгород, 2003