Напоминание

Самостоятельная деятельность учащихся на уроках математики


Автор: Миронова Мария Николаевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 15"
Населённый пункт: г. Кемерово
Наименование материала: статья
Тема: Самостоятельная деятельность учащихся на уроках математики
Раздел: среднее образование





Назад




Самостоятельная деятельность учащихся на уроках математики

Знание только тогда знание,

когда оно приобретено усилиями

своей мысли, а не памятью

Л.Н.Толстой

Для успешного окончания школы учащиеся должны показать высокий

уровень овладения предметами курса общеобразовательных дисциплин, в т.ч.

математики,

поэтому

задача

преподавателя,

найти

к

учащемуся

индивидуальный подход, поддержать его. Значит необходимо сделать

учебный процесс максимально посильным, но в то же время отвечающим

всем требованиям содержания образования.

Современный урок математики – это такая форма организации процесса

обучения, при которой компоненты системы урока (содержание учебного

материала, методы обучения и формы организации учебного процесса)

существуют в строгой взаимосвязи и определяются целью урока.

Для современной школы основным направлением развития стала такая

направленность обучения, при которой ведущее место занимает личностный

потенциал. Он предполагает учёт потребностей и интересов обучающегося,

реализацию дифференцированного подхода к обучению. Таким образом,

перед учителем стоит ряд специфических проблем:

проблема

обеспечения

необходимого

качества

знаний

при

недостаточной

самостоятельной

активности

учащихся

на

уроках

математики;

проблема обучения математике в условиях, разного уровня знаний и

умений учащихся;

невозможность при традиционной организации урока выработать у

учащихся навык самостоятельного приобретения знаний.

Выход виден в том, чтобы найти новые формы обучения, обновить

методическую

базу

урочных

занятий,

стремиться

к

новизне

и

нестандартности проведения уроков, использовать стремление ребят к

учению, дав им возможность самостоятельно приобретать знания, не

навязывая тот или иной стереотип понимания, позволить им самим выбирать

степень освоения той или иной темы. Естественно весь этот процесс

невозможен без ненавязчивого, но чёткого руководства преподавателя.

Самостоятельная деятельность учащихся на уроках математики

методическая тема, над которой работают многие учителя. Тема выбрана

не случайно. Она не потеряла своей актуальности и остроты и сегодня. Её

практическая значимость доказана и выверена временем. Каждый из нас, в

условиях программного марафона, ищет и находит свои пути к каждому

ученику, развивает задатки ребят, способствуя раскрытию их талантов, не

разрушая

при

этом

внутренний

мир,

а,

сохраняя

в

школьнике

неповторимую личность, данную от бога и родителей индивидуальность.

Обучение

сложный

процесс,

он

предполагает,

прежде

всего,

деятельность учителя и деятельность учащихся. Необходимым условием

успешности обучения является активность учащегося, которая реализуется

через его деятельность.

Как бы ни старался учитель, если ученики не работают, не трудятся –

процесса познания нет. Всё чаще приходится считаться и с таким фактом,

как

неспособность

многих

учеников

самостоятельно

работать,

их

стремление увильнуть, а порой и сорвать самостоятельную работу, их

желание все получить в готовом виде без труда и собственных усилий.

Задача учителя – научиться приемам организации самостоятельной

работы учащихся и приучить детей самостоятельно работать, выработать у

них навыки, привычки и любовь к учебному труду. Самостоятельная

работа может принимать разные формы, способы и приемы.

Под самостоятельной работой обычно понимают работу, выполняемую

без активной помощи «извне» когда выполняющий работу для достижения

поставленной цели сам определяет последовательность своих действий.

Самостоятельная работа приобретает особое значение, во-первых, как в

связи с повышением требований к общеобразовательной подготовке

учащихся, так и в связи с усилением внимания к формированию у

школьников активной жизненной позиции, серьезного отношения к труду.

Задача учителя - вызвать и развить интерес к предмету, который у

многих

вызывает

трудности,

преодолеть

эти

трудности,

повысить

математическую грамотность учащихся, развить их мышление.

В данной работе исхожу из предположения, что работа учителя по

организации

самостоятельной

деятельности

учащихся

будет

наиболее

эффективной, а качество знаний учащихся будет выше, если при проведении

уроков используются приемы и средства, активизирующие познавательную

деятельность школьников.

Самостоятельная работа - это такая познавательная учебная деятельность,

когда

последовательность

мышления

ученика,

его

умственные

и

практические операции и действия зависят и определяются самим учеником.

Присутствие самостоятельной работы необходимо на уроках, в том числе

и на уроках математики, так как они тренируют волю, воспитывают

работоспособность, внимание, дисциплинируют учащихся. Учителю на

уроках математики необходимо опираться на самостоятельную работу

учеников, самостоятельное рассуждение, умозаключение.

Организация

самостоятельной

работы,

руководство

ею

это

ответственная и сложная работа каждого учителя. Воспитание активности и

самостоятельности - составная часть воспитания учащихся.

Говоря о формировании у школьников самостоятельности, необходимо

иметь в виду две тесно связанные между собой задачи. Первая их них

заключается в том, чтобы развить у учащихся самостоятельность в

познавательной

деятельности,

научить

их

самостоятельно

овладевать

знаниями, формировать свое мировоззрение; вторая — в том, чтобы научить

их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической

деятельности.

Самостоятельная работа является средством борьбы за глубокие и

прочные знания учащихся, средством формирования у них активности и

самостоятельности

как

черт

личности,

развития

их

умственных

способностей. Ребенок, в первый раз переступающий порог школы, не может

еще самостоятельно ставить цель своей деятельности, не в силах еще

планировать свои действия, корректировать их осуществление, соотносить

полученный результат с поставленной целью.

Активизация самостоятельной деятельности школьников на уроке может

рассматриваться

в

двух

аспектах,

касающихся

их

коллективной

и

индивидуальной

учебно-познавательной

работы,

организуемой

и

направляемой учителем. Вместе с тем, эти аспекты отнюдь не исчерпывают

все многообразие педагогических проблем организации самостоятельной

работы учащихся в процессе обучения математике.

В общей системе учебно-воспитательного процесса самостоятельность

учащихся столь значима, что без неё не могут быть достигнуты общественно

– и личностно обусловленные цели обучения. Целью педагогической

деятельности

каждого

учителя

можно

считать:

воспитание

самостоятельности у учащихся. Для реализации этой цели требуется решить

следующие задачи:

а) организовать процесс обучения таким образом, чтобы целенаправленно

приобщать учащихся к самостоятельному добыванию знаний и овладению

умениями и навыками;

б) выработать у учащихся способность и потребность действовать

самостоятельно;

в) способствовать развитию познавательных сил учащихся.

В сохранении активности мыслительной деятельности учащегося к тому, что

он делает на уроке и дома, большую роль играет интерес.

Поэтому перед учителем стоит ряд целей:

1.

формирование и дальнейшее развитие мыслительных операций: анализа,

сравнения, обобщения;

2.

развитие и тренинг творческого мышления;

3.

стимулирование интереса к познавательной деятельности учащихся,

активности, самостоятельности, упорства в достижении цели;

4.

регулярный контроль за успеваемостью учащихся по предмету.

В связи с тем, что первостепенное внимание уделяется развитию у

учащихся способностей к самостоятельной работе, становится особенно

актуальной задача формирования общеучебных умений, которые являются

необходимым

условием самостоятельного

приобретения

знаний

и

овладения системой знаний, получаемых учащимися в процессе обучения.

Выделяют следующие виды общеучебных умений:

1.учебно-организационные

2.учебно-информационные

3.учебно-интеллектуальные.

Учебно-организационные

:

умение намечать задачи деятельности и рационально ее планировать,

понимать учебные задачи, поставленные учителем или в учебнике

умение создавать условия, обеспечивающие ее успешное выполнение,

т.е. рационально планировать подготовку домашних заданий.

Учебно-информационные

:

умение

осуществлять

библиографический

поиск

(пользоваться

оглавлением, предметным указателем, справочным материалом)

умение работать с книгой, справочником и другой литературой (найти

нужный материал, пользуясь оглавлением, предметным указателем)

умение работать с компьютерным обеспечением и компьютерными

программами

умение осуществлять наблюдение.

Учебно-интеллектуальные

:

умение мотивировать свою деятельность (выделить то новое, что

изучено на уроке)

умение внимательно воспринимать информацию и рационально ее

запоминать (подвести объект под рассматриваемое понятие)

умение осмысливать учебный материал, выделяя в нем главное

(провести собственные иллюстрации изучаемых правил, законов)

умение самостоятельно выполнять упражнения, решать проблемные

познавательные задачи (самостоятельно выполнять упражнения на

прямое воспроизведение изученных на уроке знаний)

умение

осуществлять

самоконтроль

в

учебной

деятельности

(выполнить проверку правильности полученного результата).

Правильная организация учебного труда – самый главный фактор успешного

самообразования, а значит и развитие самостоятельности учащихся.

Академик Николай Евгеньевич Введенский писал: “Устают и изнемогают не

оттого, что много работают, а оттого, что плохо организуют свою

деятельность”.

Совершенствование методики преподавания и методов обучения

неразрывно связано с вопросами развития самостоятельности у учащихся.

Поэтому необходимо использовать различные приемы работы с учеником.

На занятиях следует ориентироваться

на всех учащихся в целом и на

каждого в отдельности, имея в виду общие знания. Считается, что такой

подход побуждает к работе слабого ученика и стимулирует сильного.

Для этого можно применять разные методы работы:

устный;

словесно-графический;

наглядный;

практический.

Каждый из них реализуется в системе приемов, таких как: фронтальный

опрос, устные контрольные работы, построение графиков, диаграмм, фигур

на плоскости и в пространстве, работа с ними, моделями по алгоритму,

практические

и

лабораторные,

работа

над

проектами,

сказками,

рефератами.

Используются дифференцированные средства обучения: таблицы, учебник,

схемы, модели фигур и плоскостей, проекты, описание работ, чертежные и

измерительные приборы, карточки для устной и письменной работы,

дополнительную и справочную литературу.

Самостоятельные работы различаются:

1.

по дидактическим целям:

o

обучающие;

o

тренировочные;

o

закрепляющие;

o

повторительные;

o

развивающие;

o

творческие.

2.

по уровню самостоятельности учащихся:

o

по образцу (репродуктивные);

o

реконструктивные, вариативные;

o

эвристические (частично-поисковые);

o

исследовательские (творческие: кроссворды, занимательные задачи,

ребусы, анаграммы и др.)

3.

по степени индивидуальности:

o

общеклассные (по вариантам, дифференцируемые);

o

групповые (в группах, парах);

o

индивидуальные.

4.

по источнику и методу приобретения знаний:

o

работа с книгой (в классе, дома);

o

решение и составление задач;

o

лабораторные и практические работы;

o

подготовка докладов, рефератов.

5.

по месту выполнения:

o

классные;

o

домашние.

6.

по форме выполнения:

o

устные;

o

письменные;

o

тесты.

Все эти виды работы помогают устанавливать связь между новым

материалом и ранее изученным. Навыки, полученные учеником в процессе

самостоятельной работы, используются им в решении задач, в работе с

учебником в классе и дома.

Культура мыслительной деятельности ученика значительно повышается,

он успешнее овладевает теоретическими знаниями, более умело применяет

их в своей самостоятельной практической работе, которая играет роль

своеобразного мостика. Через него должен пройти каждый ученик на пути от

понимания к овладению знаниями. Как правило, однообразие снижает

интерес учеников к работе. Хотя в курсе математики довольно часто

встречаются темы, изучение которых требует решения большого числа

однотипных задач. Но без них невозможно выработать устойчивые навыки.

Разнообразие самостоятельных работ позволяет поддерживать интерес

учащихся к данным темам.

Однако важно помнить, чтобы ученик мог успешно самостоятельно

работать, необходимо чтобы у него был развит навык самоконтроля за

производимой деятельностью.

САМОКОНТРОЛЬ – это способность человека самостоятельно находить,

исправлять и предупреждать ошибки и недостатки своей деятельности.

“Самоконтроль – сознательная регуляция человеком собственных действий”.

(Педагогическая Энциклопедия)

Учителю нужно формировать у учащихся некоторые приемы самоконтроля:

сверка с образцом, с ответом, повторение решения задачи, решение обратной

задачи, прикидка, проверка на частном случае, соотношение результата с

действительностью, нахождение ошибки;

выбор более рационального

решения задачи; умение определять по окончанию темы, какие знания и

умения получены и над чем следует поработать.

От того, как организован контроль знаний и умений, зависит

эффективность учебной работы. Поэтому в учебной практике необходимо

уделять серьезное внимание его методам, приемам, формам и видам.

На уроках можно применять следующие виды проверки:

предварительная;

текущая;

периодическая;

итоговая.

Используются различные формы контроля:

по способу предъявления (письменный и устный);

по числу проверяемых (индивидуальный, групповой, фронтальный);

по месту проведения (в классе или дома);

по степени дифференцируемости (дифференцируемый или нет);

по

объему

контролируемого

материала

(итоговый

экзамен,

промежуточный – зачет, контрольная работа);

по характеру предъявляемых знаний (вопросы, работа с печатными

средствами: карточки, рабочие тетради, тесты, перфокарты; работа над

ошибками, схемы, таблицы, диаграммы, графики).

На основе данной работы можно сделать следующие выводы:

одним

из

путей

развития

творческой

активности

учащихся,

совершенствования процесса обучения математике является организованная

система работ:

- систематическое проведение самостоятельных работ и повышение их

учебно-познавательной роли в учебном процессе содействует значительному

улучшению качества математической подготовки школьников;

- связывая изучение теоретических вопросов с практической деятельностью,

самостоятельные работы дают возможность учащимся самим ликвидировать

пробелы, расширять знания, творчески применять их в решении различных

задач;

-

контроль

за

выполнением

таких

работ

содействует

организации

тематического

учета

знаний,

помогает

мобилизовать

деятельность,

способствует развитию мышления школьников.

Итак, самостоятельность – это качество человека, которое характеризуется

сознательным выбором действия и решительностью в его осуществлении.

Оно присуще в той или иной степени каждому из нас.

Жизнь человека – это движение по пути познания. Каждый шаг может

обогащать нас, если благодаря новому мы начинаем видеть то, чего ранее не

замечали или не понимали, чему не придавали значение.

Уроки математики позволяют более правильно воспринимать окружающий

мир, постигать истину, укреплять здравый смысл, находить свое место в

мире, выбирать стиль поведения.



В раздел образования