Напоминание

Доклад по самообразованию


Автор: Иванова Галина Александровна
Должность: Учитель технологии
Учебное заведение: ГКОУ СОШ при УУИС
Населённый пункт: г Кемерово
Наименование материала: Доклад по самообразованию
Тема: Доклад по самообразованию
Раздел: среднее образование





Назад




«Самообразование педагога»

Актуальность темы самообразования:

Формирование профессионально-трудовых навыков учащихся на

уроках профессионально-трудового обучения, позволяющие им достигнуть

оптимального уровня самостоятельности для адаптации к новым социальным

условиям, является обширной темой, в связи, с чем очень актуальной и

перспективной.

В настоящее время существенное значение приобретает

неблагоприятная обстановка, складывающаяся вокруг подростка

безработица, наличие криминогенных структур, распространение

алкоголизма, наркомании и др. Все это осложняет реализацию

положительных жизненных перспектив.

Задача учителя профессионально-трудового обучения заключается в

социальной адаптации: передачи обучающимся практических знаний,

умений, навыков, воспитанности такого уровня, который позволил бы

подготовиться к предстоящей самостоятельной жизни в соответствии с

социальными нормами, действующими в обществе, с одной стороны и с

другой, педагогическими возможностями производительного труда,

обусловленными современным содержанием специального образования.

Цель: повысить свой теоретический, научно-методический уровень,

профессиональное мастерство и компетентность как учителя

профессионально-трудового обучения.

Задачи:

изучить современную литературу по теме самообразования;

ознакомиться с инновационными технологиями обучения;

повысить интерес учащихся к информационным технологиям, развить

творческие способности, мышление;

обеспечить внедрение современных инновационных технологий для

активизации самопроверки и самоанализа учащихся;

диагностика склонностей и познавательных интересов, познавательных

мотивов обучающихся;

создать условия для развития самостоятельной деятельности

обучающихся воспитанников в процессе профессионально-трудового

обучения;

создать условия для интеллектуального, нравственного, духовного

развития учащихся.

Опыт работы, позволяет подтвердить, что личность ребёнка -

слишком многогранное и сложное понятие, чтобы её ценность определять

только лишь степенью усвоения программы. Ребёнок может нормально

развиваться только тогда, когда даже не самые выдающиеся его способности

замечены и по достоинству оценены окружающими. Из этих оценок

постепенно складывается нормальная самооценка личности,

превращающаяся со временем в чувство собственного достоинства.

В своей работе опираюсь на следующие принципы:

Принцип коррекционной направленности обучения. Исправление и

ослабление недостатков психофизического развития детей, формирование

обобщенных учебных и трудовых умений и развития самостоятельности

учащихся.

Принцип воспитывающей и развивающей направленности

обучения. Формирование у школьников нравственных представлений и

понятий.

Принцип научности и доступности. Знания, которые необходимо

усвоить учащимся не должны противоречить объективным научным

знаниям, обучение должно быть построено с учетом реальных возможностей

учащихся.

Принцип систематичности и последовательности в обучении. Знания,

которые учащиеся приобретают в школе, должны быть приведены в

определенную логическую систему для того, чтобы можно было ими

пользоваться, т. е. более успешно применять на практике.

Принцип связи обучения с жизнью. Предполагает опору в обучении на

жизненный опыт детей и подготовку их к самостоятельной жизни.

Принцип наглядности в обучении. Привлечение различных наглядных

средств в процесс усвоения учащимися знаний и формирования у них

различных умений и навыков. Обогащение учащихся чувственным

познавательным опытом, необходимым для полноценного овладения

абстрактными понятиями.

Принцип сознательности и активности. Понимание учащимися

изучаемого учебного материала: сущности усваиваемых понятий, смысла

трудовых действий, приемов и операций. Сознательное усвоение знаний и

навыков обеспечивает успешное применение их в практической

деятельности, предотвращает формализм, способствует превращения знаний

в устойчивые убеждения.

Принцип индивидуального и дифференцированного подхода. Учет

индивидуальных особенностей учащихся в учебном процессе с целью

активного управления ходом развития их умственных и физических

возможностей.

Принцип прочности усвоения знаний, умений и навыков. Предполагает

углубление и закрепление осмысленных знаний и превращение умений в

навыки.

Результативность работы.

Результатом своей работы считаю результаты сравнительной

педагогической диагностики учащихся 8-9-х классов, повышения уровня

сформированности навыков самостоятельности. Хорошую успеваемость по

швейному делу.

Учащиеся успешно усваивают программный материал, ученицы 8-9

классов умеют самостоятельно планировать и выполнять работу. Успешно

выполняют контрольные и самостоятельные работы. Могут самостоятельно

выполнить изделия, предусмотренные программой швейного дела

(постельное белье, блузка, юбка, платье, несложного покроя брюк)

Учащиеся показывают хорошие знания, как в теоретической, так и

практической части итоговой работы.

Каждый год в школе проводится неделя труда, где учащиеся являются

активными участниками, педагогического процесса. Самостоятельно

выполняют задания, готовятся к традиционней выставке. Проведение этого

мероприятия способствует развитию творческого потенциала учащихся,

играет роль в формировании профессионального самоопределения

школьников.

Также учащиеся принимают участие в областном конкурсе «Золотая

нить». В подготовке к которому ученицы не только выполняют изделия, но и

знакомятся с профессиями швейного производства, что способствует их

дальнейшему профессиональному самоопределению. Так, ежегодно

выпускницы 9 класса поступают в профессиональные училища и получают

специальность швеи.

Основные направления самообразования:

- Профессиональное (предмет преподавания) и методическое

(педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения,

информационно-компьютерные технологии).

- Психолого - педагогическое (ориентированное на учеников и родителей).

- Охрана здоровья.

- Психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества

и др.).

- Правовое.

- Эстетическое (гуманитарное).

Источники самообразования:

СМИ, в том числе: специализированная литература (методическая, научно-

популярная, публицистическая, художественная), Интернет; медиа-

информация на различных носителях, семинары, конференции, лектории,

мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, курсы повышения

квалификации.

Формы самообразования:

индивидуальная – через индивидуальный план,

групповая – через участие в деятельности школьного методического

объединения учителей математики, а также через участие в жизни школы.

Предполагаемые результаты:

- совершенствование технологии овладения методикой работы по

использованию ИКТ;

- Поиск материала и составление пакета материалов сценариев уроков с

применением информационных технологий,

- усиление положительной мотивации обучения;

- активизация самостоятельности;

- активизация познавательной деятельности учащихся.

Анализ работы по теме самообразования

Нужно готовить ребёнка

к реальной жизни (а не идеальной, воображаемой)

Высказывание Я.Корчака.

Профессионально-трудовое обучение, как важный и социально

значимый предмет, направлен на социально-трудовую адаптацию умственно

отсталых школьников. Это предполагает совершенствование организации

учебного процесса, научное обоснование содержания обучения, уровня его

методического обеспечения.

Наличие отклонений в умственном развитии сказывается в том, что

выбор профессии для умственно отсталых учащихся, как и для других детей

с отклонениями в развитии, суживается до трудоустройства по

ограниченному числу доступных им специальностей. Поэтому главным

направлением профориентационной работы в специальной (коррекционной)

общеобразовательной школе, школе-интернате VIII вида является

воспитание у учащихся интересов и склонностей к рекомендуемым видам

труда при учете их потенциальных возможностей, реализация которых

обеспечивается коррекционным характером обучения. Решение этой задачи

осложняется своеобразием самой трудовой деятельности, ее особой

спецификой в учебном процессе. Выраженное недоразвитие у умственно

отсталых детей психофизиологии трудовых процессов и формирования

технико-технологических знаний, речемыслительной деятельности,

определило необходимость разработки специфических требований к

организации их трудового обучения, его практической и коррекционной

направленности (Г.М.Дульнев, С.Л.Мирский, Б.Н.Пинский и др.). И, тем не

менее, методическая сторона профессионального обучения, которая должна

оказывать особое коррекционное воздействие на общее и профессиональное

развитие учащихся, является еще недостаточно разработанной. В этом плане,

одним из главных условий в профессионально-трудовой подготовке

подростков с проблемами в развитии становится необходимость связать

общекоррекционную направленность обучения, учет индивидуальных и

типологических особенностей обучаемых на основе целевой, энергетической

и исполнительной стороне их трудовой деятельности с основами

психофизиологии труда.

Таким образом, в системе коррекционного обучения умственно

отсталых школьников четко выявились противоречия между:

- сложившейся системой их профессионально-трудовой подготовки и

современными социально-экономическими условиями, затрудняющими их

трудоустройство;

- возросшими квалификационными требованиями к подготовке специалистов

и особенностями умственного и психофизического развития учащихся,

осложняющими им овладение даже доступными по их возможностям

профессиями;

- ограниченным количеством профессий, по которым могут быть

трудоустроены лица с умственной отсталостью, и еще меньшим их

количеством, по которым можно осуществлять профессионально-трудовую

подготовку учащихся коррекционных школ, школ-интернатов VIII вида.

Все обозначенные противоречия затрудняют умственно отсталым

выпускникам быть конкурентоспособными на рынке труда, тем более, что

большинство из них, не являются инвалидами, а значит и не имеют никаких

льгот при трудоустройстве. К ним предъявляются те же требования, что и к

их нормально развивающимся сверстникам, выпускникам

общеобразовательных школ. Необходимость разрешения выявленных

противоречий, недостаточная теоретическая разработанность проблемы и в

то же время ее высокая практическая значимость обусловили актуальность

нашего исследования.

Проблемой исследования по теме самообразования является определение

организационных и психолого-педагогических условий, обеспечивающих

формирование эффективной профессионально-трудовой подготовки

умственно отсталых учащихся.

Объект исследования - организация и методы профессионально-трудовой

подготовки умственно отсталых учащихся 4-9-х классов специальной

(коррекционной) общеобразовательной школы-интернатов VIII вида.

Предмет исследования - условия и средства формирования у умственно

отсталых школьников профессиональных знаний, умений и навыков,

обеспечивающих готовность их к самостоятельной жизни и труду в

обществе.

Гипотеза исследования состоит в предположении, что эффективность

профессионально-трудовой подготовки умственно отсталых обучающихся

воспитанников повысится при учете общих закономерностей их развития, а

также при:

- определении значимости профессионально-трудовой подготовки умственно

отсталых школьников с учетом своеобразия психофизиологии их трудовой

деятельности;

- выявлении тенденций развития организационных форм и инновационных

технологий в системе профессионально-трудовой подготовки и

профориентации умственно отсталых школьников;

- обосновании и разработке механизмов формирования знаний и навыков,

способствующих выработке квалифицированных умений;

- разработке путей реализации принципа дифференцированного подхода к

учащимся в профессионально-трудовом обучении;

- создании оптимальных условий эффективности использования

педагогических технологий в коррекционно-ориентированном процессе

обучения с учетом особенностей и возможностей усвоения нового учебного

материала;

- разработке педагогической классификации, выделении типологических

групп учащихся, дифференцированных методов и приемов работы в системе

коррекционно-развивающего обучения.

В соответствии с поставленной целью, предметом, объектом и

гипотезой исследования определены следующие задачи:

- выявить психофизиологический механизм формирования

целенаправленных действий и приемов работы при выполнении

технологических операций различной сложности с целью определения форм

и содержания коррекционной работы с учащимися с проблемами

интеллектуального развития;

- разработать психолого-педагогические обоснования проблемы

дифференциации умственно отсталых учащихся с учетом их

индивидуальных и типологических особенностей в профессионально-

трудовом обучении;

- провести комплексное психолого-педагогическое изучение особенностей

формирования у учащихся технико-технологических знаний и навыков;

- дифференцировать учащихся на типологические группы с учетом целевой,

энергетической и исполнительной сторон трудовой деятельности;

- рассмотреть в сравнении с нормально развивающимися подростками

механизм процесса формирования у них знаний и навыков;

- проследить возможности продвижения в период профессионально-

трудового обучения учащихся с учетом их типологических особенностей;

- обосновать и разработать систему педагогической технологии

коррекционно-развивающего обучения умственно отсталых школьников в

процессе их подготовки к самостоятельной жизни и труду (определить

содержание, методы, приемы, организационные формы обучения).

Методологической основой исследования является общенаучные

методологические принципы развития и системности, фундаментальные

принципы деятельного подхода в процессе изучения личности учащихся,

принципы комплексного системно-структурного подхода при изучении детей

с отклонениями в развитии.

Теоретическими источниками работы явились философские

концепции, концепции общей и специальной психологии и педагогики, а

также психофизиологии труда (Л.С.Выготский, A.B.Запорожец,

A.Н.Леонтьев, И.П.Павлов, И.М.Сеченов), о развивающей роли обучения

(Б.Г.Ананьев, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, Л.В.Занков, B.В.Рубцов,

Д.Б.Эльконин), о ведущей роли профессионально-трудового обучения в

подготовке умственно отсталых жизни и труду в обществе (Г.М.Дульнев,

С.Л.Мирский, Б.И.Пинский и др.), о поэтапности формирования умственной

деятельности (П.Я.Гальперин), о единстве закономерностей нормального и

аномального развития (Л.С.Выготский), о роли специально организованного

(коррекционного) обучения детей с отклонениями в развитии в решении

вопроса их социальной адаптации и реабилитации (Д.И.Азбукин,

Т.А.Власова). Большое внимание уделялось изучению литературы по

психологии, физиологии и профессиональной педагогики трудовой

деятельности (С.Я.Батышев, Н.А.Бернштейн, М.А.Жиделев, Е.А.Климов,

C.А.Косилов, Б.Ф.Ломов, А.М.Новиков, К.К.Платонов).

Методы исследования. При исследовании темы самообразования я

использовала: теоретические и эмпирические методы, включающие

аналитический обзор психолого-педагогической, психофизиологической и

профессионально-педагогической литературы, программно-методических

документов; диагностический, обучающий и контрольный эксперименты,

реализуемые в индивидуальном и фронтальном вариантах. Изучались

аналитические данные, школьная документация, осуществлялись

наблюдения на уроках.

Заключение

Многолетний опыт моей работы подтверждает, что важнейшей

составляющей педагогического процесса становится личностное

взаимодействие педагога с обучающимися. Осуществляется данный

процесс с помощью современных педагогических технологий, таких как:

здоровьесберегающие технологии, педагогическая мастерская и

использование информационных коммуникативных технологий.

Поэтому задача учителя профессионально-трудового обучения заключается

в социальной адаптации: передачи обучающимся практических знаний,

умений, навыков, воспитанности такого уровня, который позволил бы

подготовиться к предстоящей самостоятельной жизни в соответствии с

социальными нормами, действующими в обществе, с одной стороны и с

другой, педагогическими возможностями производительного труда,

обусловленными современным содержанием специального образования. С

этой целью используются общие принципы и правила коррекционной

работы:

1. Индивидуальный подход к каждому.

2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого

разнообразные средства (чередование умственной и практической

деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование

интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности,

проведение производственной гимнастики).

3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность

обучающихся, формирующих необходимые учебные умения и навыки.

4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие

успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ученику, развитие в

нём веры в собственные силы и возможности.

Профессионально-трудовое обучение создает особо благоприятные

возможности для наиболее эффективного решения задач трудового

воспитания, которое является важнейшим его средством и условием.

При организации обучения необходимо адаптировать содержание учебного

материала, изменяя способы подачи информации, выделяя в каждой теме

базовый материал, подлежащий многократному закреплению,

дифференцируя задания в зависимости от коррекционных задач, например,

изменение формы выполнения задания или частичное его выполнение.

Обучающемуся воспитаннику с ОВЗ необходим хорошо структурированный

материал.

Конкретные методические пути процесса трудового обучения могут быть

весьма разнообразными. Они зависят от объективного содержания учебного

материала, от большей или меньшей возможности использования

практических работ в учебном процессе и способов сочетания практических

и словесных средств обучения.

Для того, чтобы успешно вести обучение детей с ОВЗ, привить им умение

действовать самостоятельно, необходимо руководствоваться следующими

требованиями:

- знать и изучать психофизические особенности обучающихся. Изучать

мотивы их деятельности, использовать эти мотивы в организации

деятельности;

- при обучении оперировать наглядным, доступным пониманию

обучающегося воспитанника материалом;

- создавать для каждого подростка такие условия, которые способствовали

бы развитию интереса к работе и изучаемой специальности;

- предлагать обучающимся воспитанникам посильные задания, справившись

с которыми он увидит результат своего труда.

Одним из недостатков в процессе трудового обучения является то, что мало

внимания уделяется такому важному вопросу, как воспитание у учащихся

умения самостоятельно выполнять трудовые задания. Результаты работы

показали, что большинство обучающихся не могут сразу включиться в

производственный процесс, долгое время не проявляют нужной

самостоятельности при выполнении трудовых заданий, чувствуют себя не

очень уверенно в трудовом коллективе.

Важная задача учителя - воспитание у обучающихся организационных

умений и навыков работы в мастерской. Обучающиеся воспитанники

должны научиться организованно и вовремя входить в мастерскую и

выходить из нее, бережно относиться к инструментам и материалам,

правильно использовать спецодежду, уметь обращаться к учителю, убирать

свое рабочее место, и т.д. В дальнейшем эти умения и навыки должны

закрепляться как полезные привычки, облегчающие переход к

самостоятельному труду на производстве. Все разъяснения необходимо

подкреплять показом и дальнейшими упражнениями.

Положительных результатов в деле развития трудовых умений и навыков у

обучающихся с нарушениями интеллекта можно достичь при соблюдении

следующих основных требований:

1. Профессионально-трудовое обучение не должно ограничиваться

формированием у обучающихся только рабочих двигательных навыков. Оно,

кроме того, должно быть направлено на воспитание у них умений решать

умственные задачи, связанные с практическим выполнением трудовых

заданий (планирование, выполнение заданий при помощи различных

инструкций, образца, рисунка, схем и т.д.). Это в свою очередь способствует

коррекции умственного развития обучающихся воспитанников с ОВЗ.

2. Проблема воспитания у обучающихся воспитанников самостоятельности

должна решаться при строгом соблюдении правила: от простого к сложному,

от более известного к менее известному, от конкретного к абстрактному. Так,

при обучении швейному делу следует осуществлять постепенный переход от

простейших к более сложным операциям, а также к инструкциям, планам,

образам, схемам и т.п.

3. Профессиональное обучение можно и необходимо использовать для

развития речи обучающихся с ОВЗ (словесный отчет - устный и письменный

- о проделанной работе, рассказ о выполнении предстоящего задания и т.д.),

что в свою очередь будет способствовать их умственному развитию.

Многолетний опыт моей работы показал, что наиболее эффективным

является такой путь развития специальных трудовых умений и навыков у

обучающихся с ОВЗ, когда формирование у них умения давать словесный

отчет, составлять план работы, выполнять задания по образцу, рисунку,

схеме и письменной инструкции проходит по нескольким этапам: сначала

обучение проводится на материале, знакомом учащимся (образце), затем -

на частично знакомом (полуфабрикате) и только после этого - на новом

материале (изделии).

Перспективы развития трудовой адаптации выпускников школы весьма

различны. Они зависят от многих причин. К их числу относятся характер и

тяжесть дефекта, наличие дополнительных отклонений, а также

индивидуальные особенности и способности подростка, организация его

обучения и воспитания, воздействие ближайшего социального окружения,

главным образом семьи и родственников. В настоящее время существенное

значение приобретает неблагоприятная обстановка, складывающаяся вокруг

подростка - безработица, наличие криминогенных структур, распространение

алкоголизма, наркомании и др. Все это осложняет реализацию

положительных жизненных перспектив.

Подводя итог многолетнего опыта работы, следует отметить, что многие

подростки с отклонениями в развитии, вырастая, адаптируются социально.

Одни из них живут в семьях, проявляя заботу и внимание к своим близким.

Другие — создают собственные семьи, воспитывают детей. Часть

выпускников продолжает свое образование. Немногие трудоустраиваются по

специальности, но большинство стремятся выполнять посильную работу,

которая дает им возможность чувствовать себя полезными и нужными

людьми, социально самоутвердиться.

Список литературы:

1. Архангельский С.Н. Очерки по психологии.- М.: Трудрезервиздат,1958.-

160с.

2. Аснин В.И. Своеобразие двигательных навыков в зависимости отусловий

их образования // Науч. зап. Харьковского пед. ин-та.- 1939. 1. - С. 23-26

3. Бабанский Ю.К. Интенсификация процесса обучения.- М.: Знание,1987.

80с.

4. Бгажнокова И.М. Школа для детей с нарушениями интеллекта: тенденции,

перспектива развития// Дефектология, № 3. М.: 2004, С.51-54

5. Безюллева Г.В., Малышева В. А., Панина A.A. Профессиональная

подготовка лиц с умственной отсталостью (методические рекомендации).-

М.: ИРПО, 2003. 132с.

6. Бушуров В.Е. К вопросу об анализе времени в процессе формирования

некоторых трудовых навыков: Автореф. дис. канд. пед. наук. Л., 1959. - 18с.

7. Васенков Г.В. Актуальные проблемы профессиональной подготовки

умственно отсталых учащихся// Дефектология, 1998.-№ 4.- С. 40-45

8. Васенков Г.В. Технология трудового обучения детей с недостатками

интеллекта// Дефектология, 2004. № 3. - С. 60-67

9. Волосовец Т.В. Проблемы трудоустройства выпускников специальных

(коррекционных) образовательных учреждений и профессиональное

образование инвалидов// Воспи44

10. Волошинова Е.В. Динамика двигательного навыка// Проблемы

инженерной психики. 1968. - Вып. 5. — С. 48-52

11. Воронкова В.В. О структуре и учебном плане школы-интерната VIII вида

для детей с умственной отсталостью// Дефектология.- № 3.- 1996. С. 19-23

12. Воронкова В.В. Коррекционная роль трудового обучения умственно

отсталых школьников// Образование, здоровье и социальная защита детей и

подростков с отклонениями в развитии. Отв. ред. Селявина JI.K. М.: ГОМЦ

Школьная книга, 2000. - С. 69-75

13. Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных

действий// Психологическая наука в СССР. -1959, т.1. М.: Изд-во АПН

РСФСР.- С. 127-136

14. Гильберт Ф.Б. Изучение движений (метод увеличения

производительности труда рабочего). М.: Изд. ВЦСПС, 1931.- 186с.

15. Гнатюк A.A. Совершенствование производственного обучения

выпускников вспомогательной школы: Автореф. дис. канд. пел. наук. — М.,

1987. 18с.

16. Гозова А.П. К вопросу о сочетании показа и объяснения при трудовом

обучении учащихся вспомогательных школ// Учебно-воспитательная работа

в специальных школах- 1957.-Вып. 4.-М.: Учпедгиз. С. 126-139

17. Горбатов Д.С. Тестирование учебных достижений: критериально

ориентированный подход // Педагогика. 1995. -№4.-С. 105-110

18. Гурьянов Е.В. Навык и действие // Ученые записки МГУ. 1946.вып. 90.-С.

136-142

19. Гурьянов Е.В. К вопросу о развитии трудовых

навыков//Советскаяпедагогика. 1943. - 7. - С. 21-24

20. Девяткова Т.А. Модель трудового обучения в специальной

(коррекционной) школе VIII вида// Дефектология. № 3. — М., 2004, С. 72-75

21. Особенности формирования личностных качеств у умственно отсталых

школьников в процессе трудового обучения (рукопись), 1967

22. Осознание причинно-следственных зависимостей в труде учащимися

вспомогательной школы. Материалы III Всесоюзного съезда Общества

психологов СССР, т. 3, вып. 1.М., 1968

23. Усвоение трудовых операций умственно отсталыми школьниками//

Специальная школа. 1967, вып. 4.-С. 74-80

24. Методы обучения трудовым действиям. М.: Просвещение, 1972.-320с.

25. Жозе Ван Белле, Вили Класс Профессиональное обучение в специальном

образовании. С.-Петербург. - Закон о специальном образовании, 2002. - 52с.

27. Завражин С.А., Фортова JI.K. Адаптация детей с ограниченными

возможностями. Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект.

Трикста, 2005. - 395с. Психология умственно отсталого ребенка.- М.: 1939.-

64с.

28. Наглядность и активизация учащихся в процессе обучения. М.: Учпедгиз,

1960. - 311с. Развитие произвольных движений. - М.: Изд-во АПН РСФСР,

1960.-430с.

29. Иссамутдинов Д.И., Богатова А.Б. Совершенствование системы

профессионально-трудовой подготовки школьников с нарушениями

интеллекта// Дефектология № 3.- М., 2004.- С. 75-78

30. Ительсон Л.Б. Об особенностях формирования самоконтроля

припроизводственном обучении// Вопросы психологии,-1961.-2.-С. 5-1694.

Занков Л.В.95. Занков Л.В.96. Запорожец A.B.97. Захаров H.H.98. Иванова

Е.М.

31. Карвялис В.Ю. Социально-трудовая адаптация выпускников специальных

школ (на материале Литовской ССР): Дис. док. пед. наук. Шауляй, 1987. -

356с.

32. Капланская Е.И. Использование Фламандского опыта в трудовой и

допрофессиональной подготовке детей с проблемами в развитии на базе УВК

№ 1836// Сб. Инновации в Российском образовании. М., 1999. - С. 93-100

33. Капустин А.И. Коррекционно-развивающая эффективность

педагогической работы с детьми-олигофренами. Дефектология, 1990. -№3.-

С. 17-28

34. Клочков И.Д. Методы обучения трудовым действиям. М.: Просвещение,

1972. 160с.

35. Клюшников Б.К. Использование специального приспособления для

формирования некоторых трудовых навыков у учащихся вспомогательной

школы // Дефектология, 1971.-3.- С. 78-79

36. Клюшников Б.К. Разработка эффективных способов применения

технических средств обучения в процессе формирования трудовых навыков у

учащихся вспомогательной школы: Автореф. дис. канд. пед.наук.- М., 1982.-

22с.

37. Коган В.М. Значение метода упражнения в формировании навыков и

умений// Бюллетень Всесоюзного ин-та эксп. мед., 1936.-6.-С. 122-126

38. Косилов С.А. Физиологические особенности формирования навыков. М.:

Высшая школа, 1975.- 159с.

39. Косилов С.А. О физиологических основах производственного обучения.-

М.: Высшая школа, 1981.- 79с.

40. Магомедова И.А. Интегрированное профессиональное образование

учащихся с нарушениями интеллекта // Дефектология № 4.- М., 2005.-С. 79-

80



В раздел образования