Автор: Иванова Галина Александровна
Должность: Учитель технологии
Учебное заведение: ГКОУ СОШ при УУИС
Населённый пункт: г Кемерово
Наименование материала: Доклад по самообразованию
Тема: Доклад по самообразованию
Раздел: среднее образование
«Самообразование педагога»
Актуальность темы самообразования:
Формирование профессионально-трудовых навыков учащихся на
уроках профессионально-трудового обучения, позволяющие им достигнуть
оптимального уровня самостоятельности для адаптации к новым социальным
условиям, является обширной темой, в связи, с чем очень актуальной и
перспективной.
В настоящее время существенное значение приобретает
неблагоприятная обстановка, складывающаяся вокруг подростка
безработица, наличие криминогенных структур, распространение
алкоголизма, наркомании и др. Все это осложняет реализацию
положительных жизненных перспектив.
Задача учителя профессионально-трудового обучения заключается в
социальной адаптации: передачи обучающимся практических знаний,
умений, навыков, воспитанности такого уровня, который позволил бы
подготовиться к предстоящей самостоятельной жизни в соответствии с
социальными нормами, действующими в обществе, с одной стороны и с
другой, педагогическими возможностями производительного труда,
обусловленными современным содержанием специального образования.
Цель: повысить свой теоретический, научно-методический уровень,
профессиональное мастерство и компетентность как учителя
профессионально-трудового обучения.
Задачи:
изучить современную литературу по теме самообразования;
ознакомиться с инновационными технологиями обучения;
повысить интерес учащихся к информационным технологиям, развить
творческие способности, мышление;
обеспечить внедрение современных инновационных технологий для
активизации самопроверки и самоанализа учащихся;
диагностика склонностей и познавательных интересов, познавательных
мотивов обучающихся;
создать условия для развития самостоятельной деятельности
обучающихся воспитанников в процессе профессионально-трудового
обучения;
создать условия для интеллектуального, нравственного, духовного
развития учащихся.
Опыт работы, позволяет подтвердить, что личность ребёнка -
слишком многогранное и сложное понятие, чтобы её ценность определять
только лишь степенью усвоения программы. Ребёнок может нормально
развиваться только тогда, когда даже не самые выдающиеся его способности
замечены и по достоинству оценены окружающими. Из этих оценок
постепенно складывается нормальная самооценка личности,
превращающаяся со временем в чувство собственного достоинства.
В своей работе опираюсь на следующие принципы:
Принцип коррекционной направленности обучения. Исправление и
ослабление недостатков психофизического развития детей, формирование
обобщенных учебных и трудовых умений и развития самостоятельности
учащихся.
Принцип воспитывающей и развивающей направленности
обучения. Формирование у школьников нравственных представлений и
понятий.
Принцип научности и доступности. Знания, которые необходимо
усвоить учащимся не должны противоречить объективным научным
знаниям, обучение должно быть построено с учетом реальных возможностей
учащихся.
Принцип систематичности и последовательности в обучении. Знания,
которые учащиеся приобретают в школе, должны быть приведены в
определенную логическую систему для того, чтобы можно было ими
пользоваться, т. е. более успешно применять на практике.
Принцип связи обучения с жизнью. Предполагает опору в обучении на
жизненный опыт детей и подготовку их к самостоятельной жизни.
Принцип наглядности в обучении. Привлечение различных наглядных
средств в процесс усвоения учащимися знаний и формирования у них
различных умений и навыков. Обогащение учащихся чувственным
познавательным опытом, необходимым для полноценного овладения
абстрактными понятиями.
Принцип сознательности и активности. Понимание учащимися
изучаемого учебного материала: сущности усваиваемых понятий, смысла
трудовых действий, приемов и операций. Сознательное усвоение знаний и
навыков обеспечивает успешное применение их в практической
деятельности, предотвращает формализм, способствует превращения знаний
в устойчивые убеждения.
Принцип индивидуального и дифференцированного подхода. Учет
индивидуальных особенностей учащихся в учебном процессе с целью
активного управления ходом развития их умственных и физических
возможностей.
Принцип прочности усвоения знаний, умений и навыков. Предполагает
углубление и закрепление осмысленных знаний и превращение умений в
навыки.
Результативность работы.
Результатом своей работы считаю результаты сравнительной
педагогической диагностики учащихся 8-9-х классов, повышения уровня
сформированности навыков самостоятельности. Хорошую успеваемость по
швейному делу.
Учащиеся успешно усваивают программный материал, ученицы 8-9
классов умеют самостоятельно планировать и выполнять работу. Успешно
выполняют контрольные и самостоятельные работы. Могут самостоятельно
выполнить изделия, предусмотренные программой швейного дела
(постельное белье, блузка, юбка, платье, несложного покроя брюк)
Учащиеся показывают хорошие знания, как в теоретической, так и
практической части итоговой работы.
Каждый год в школе проводится неделя труда, где учащиеся являются
активными участниками, педагогического процесса. Самостоятельно
выполняют задания, готовятся к традиционней выставке. Проведение этого
мероприятия способствует развитию творческого потенциала учащихся,
играет роль в формировании профессионального самоопределения
школьников.
Также учащиеся принимают участие в областном конкурсе «Золотая
нить». В подготовке к которому ученицы не только выполняют изделия, но и
знакомятся с профессиями швейного производства, что способствует их
дальнейшему профессиональному самоопределению. Так, ежегодно
выпускницы 9 класса поступают в профессиональные училища и получают
специальность швеи.
Основные направления самообразования:
- Профессиональное (предмет преподавания) и методическое
(педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения,
информационно-компьютерные технологии).
- Психолого - педагогическое (ориентированное на учеников и родителей).
- Охрана здоровья.
- Психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества
и др.).
- Правовое.
- Эстетическое (гуманитарное).
Источники самообразования:
СМИ, в том числе: специализированная литература (методическая, научно-
популярная, публицистическая, художественная), Интернет; медиа-
информация на различных носителях, семинары, конференции, лектории,
мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, курсы повышения
квалификации.
Формы самообразования:
индивидуальная – через индивидуальный план,
групповая – через участие в деятельности школьного методического
объединения учителей математики, а также через участие в жизни школы.
Предполагаемые результаты:
- совершенствование технологии овладения методикой работы по
использованию ИКТ;
- Поиск материала и составление пакета материалов сценариев уроков с
применением информационных технологий,
- усиление положительной мотивации обучения;
- активизация самостоятельности;
- активизация познавательной деятельности учащихся.
Анализ работы по теме самообразования
Нужно готовить ребёнка
к реальной жизни (а не идеальной, воображаемой)
Высказывание Я.Корчака.
Профессионально-трудовое обучение, как важный и социально
значимый предмет, направлен на социально-трудовую адаптацию умственно
отсталых школьников. Это предполагает совершенствование организации
учебного процесса, научное обоснование содержания обучения, уровня его
методического обеспечения.
Наличие отклонений в умственном развитии сказывается в том, что
выбор профессии для умственно отсталых учащихся, как и для других детей
с отклонениями в развитии, суживается до трудоустройства по
ограниченному числу доступных им специальностей. Поэтому главным
направлением профориентационной работы в специальной (коррекционной)
общеобразовательной школе, школе-интернате VIII вида является
воспитание у учащихся интересов и склонностей к рекомендуемым видам
труда при учете их потенциальных возможностей, реализация которых
обеспечивается коррекционным характером обучения. Решение этой задачи
осложняется своеобразием самой трудовой деятельности, ее особой
спецификой в учебном процессе. Выраженное недоразвитие у умственно
отсталых детей психофизиологии трудовых процессов и формирования
технико-технологических знаний, речемыслительной деятельности,
определило необходимость разработки специфических требований к
организации их трудового обучения, его практической и коррекционной
направленности (Г.М.Дульнев, С.Л.Мирский, Б.Н.Пинский и др.). И, тем не
менее, методическая сторона профессионального обучения, которая должна
оказывать особое коррекционное воздействие на общее и профессиональное
развитие учащихся, является еще недостаточно разработанной. В этом плане,
одним из главных условий в профессионально-трудовой подготовке
подростков с проблемами в развитии становится необходимость связать
общекоррекционную направленность обучения, учет индивидуальных и
типологических особенностей обучаемых на основе целевой, энергетической
и исполнительной стороне их трудовой деятельности с основами
психофизиологии труда.
Таким образом, в системе коррекционного обучения умственно
отсталых школьников четко выявились противоречия между:
- сложившейся системой их профессионально-трудовой подготовки и
современными социально-экономическими условиями, затрудняющими их
трудоустройство;
- возросшими квалификационными требованиями к подготовке специалистов
и особенностями умственного и психофизического развития учащихся,
осложняющими им овладение даже доступными по их возможностям
профессиями;
- ограниченным количеством профессий, по которым могут быть
трудоустроены лица с умственной отсталостью, и еще меньшим их
количеством, по которым можно осуществлять профессионально-трудовую
подготовку учащихся коррекционных школ, школ-интернатов VIII вида.
Все обозначенные противоречия затрудняют умственно отсталым
выпускникам быть конкурентоспособными на рынке труда, тем более, что
большинство из них, не являются инвалидами, а значит и не имеют никаких
льгот при трудоустройстве. К ним предъявляются те же требования, что и к
их нормально развивающимся сверстникам, выпускникам
общеобразовательных школ. Необходимость разрешения выявленных
противоречий, недостаточная теоретическая разработанность проблемы и в
то же время ее высокая практическая значимость обусловили актуальность
нашего исследования.
Проблемой исследования по теме самообразования является определение
организационных и психолого-педагогических условий, обеспечивающих
формирование эффективной профессионально-трудовой подготовки
умственно отсталых учащихся.
Объект исследования - организация и методы профессионально-трудовой
подготовки умственно отсталых учащихся 4-9-х классов специальной
(коррекционной) общеобразовательной школы-интернатов VIII вида.
Предмет исследования - условия и средства формирования у умственно
отсталых школьников профессиональных знаний, умений и навыков,
обеспечивающих готовность их к самостоятельной жизни и труду в
обществе.
Гипотеза исследования состоит в предположении, что эффективность
профессионально-трудовой подготовки умственно отсталых обучающихся
воспитанников повысится при учете общих закономерностей их развития, а
также при:
- определении значимости профессионально-трудовой подготовки умственно
отсталых школьников с учетом своеобразия психофизиологии их трудовой
деятельности;
- выявлении тенденций развития организационных форм и инновационных
технологий в системе профессионально-трудовой подготовки и
профориентации умственно отсталых школьников;
- обосновании и разработке механизмов формирования знаний и навыков,
способствующих выработке квалифицированных умений;
- разработке путей реализации принципа дифференцированного подхода к
учащимся в профессионально-трудовом обучении;
- создании оптимальных условий эффективности использования
педагогических технологий в коррекционно-ориентированном процессе
обучения с учетом особенностей и возможностей усвоения нового учебного
материала;
- разработке педагогической классификации, выделении типологических
групп учащихся, дифференцированных методов и приемов работы в системе
коррекционно-развивающего обучения.
В соответствии с поставленной целью, предметом, объектом и
гипотезой исследования определены следующие задачи:
- выявить психофизиологический механизм формирования
целенаправленных действий и приемов работы при выполнении
технологических операций различной сложности с целью определения форм
и содержания коррекционной работы с учащимися с проблемами
интеллектуального развития;
- разработать психолого-педагогические обоснования проблемы
дифференциации умственно отсталых учащихся с учетом их
индивидуальных и типологических особенностей в профессионально-
трудовом обучении;
- провести комплексное психолого-педагогическое изучение особенностей
формирования у учащихся технико-технологических знаний и навыков;
- дифференцировать учащихся на типологические группы с учетом целевой,
энергетической и исполнительной сторон трудовой деятельности;
- рассмотреть в сравнении с нормально развивающимися подростками
механизм процесса формирования у них знаний и навыков;
- проследить возможности продвижения в период профессионально-
трудового обучения учащихся с учетом их типологических особенностей;
- обосновать и разработать систему педагогической технологии
коррекционно-развивающего обучения умственно отсталых школьников в
процессе их подготовки к самостоятельной жизни и труду (определить
содержание, методы, приемы, организационные формы обучения).
Методологической основой исследования является общенаучные
методологические принципы развития и системности, фундаментальные
принципы деятельного подхода в процессе изучения личности учащихся,
принципы комплексного системно-структурного подхода при изучении детей
с отклонениями в развитии.
Теоретическими источниками работы явились философские
концепции, концепции общей и специальной психологии и педагогики, а
также психофизиологии труда (Л.С.Выготский, A.B.Запорожец,
A.Н.Леонтьев, И.П.Павлов, И.М.Сеченов), о развивающей роли обучения
(Б.Г.Ананьев, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, Л.В.Занков, B.В.Рубцов,
Д.Б.Эльконин), о ведущей роли профессионально-трудового обучения в
подготовке умственно отсталых жизни и труду в обществе (Г.М.Дульнев,
С.Л.Мирский, Б.И.Пинский и др.), о поэтапности формирования умственной
деятельности (П.Я.Гальперин), о единстве закономерностей нормального и
аномального развития (Л.С.Выготский), о роли специально организованного
(коррекционного) обучения детей с отклонениями в развитии в решении
вопроса их социальной адаптации и реабилитации (Д.И.Азбукин,
Т.А.Власова). Большое внимание уделялось изучению литературы по
психологии, физиологии и профессиональной педагогики трудовой
деятельности (С.Я.Батышев, Н.А.Бернштейн, М.А.Жиделев, Е.А.Климов,
C.А.Косилов, Б.Ф.Ломов, А.М.Новиков, К.К.Платонов).
Методы исследования. При исследовании темы самообразования я
использовала: теоретические и эмпирические методы, включающие
аналитический обзор психолого-педагогической, психофизиологической и
профессионально-педагогической литературы, программно-методических
документов; диагностический, обучающий и контрольный эксперименты,
реализуемые в индивидуальном и фронтальном вариантах. Изучались
аналитические данные, школьная документация, осуществлялись
наблюдения на уроках.
Заключение
Многолетний опыт моей работы подтверждает, что важнейшей
составляющей педагогического процесса становится личностное
взаимодействие педагога с обучающимися. Осуществляется данный
процесс с помощью современных педагогических технологий, таких как:
здоровьесберегающие технологии, педагогическая мастерская и
использование информационных коммуникативных технологий.
Поэтому задача учителя профессионально-трудового обучения заключается
в социальной адаптации: передачи обучающимся практических знаний,
умений, навыков, воспитанности такого уровня, который позволил бы
подготовиться к предстоящей самостоятельной жизни в соответствии с
социальными нормами, действующими в обществе, с одной стороны и с
другой, педагогическими возможностями производительного труда,
обусловленными современным содержанием специального образования. С
этой целью используются общие принципы и правила коррекционной
работы:
1. Индивидуальный подход к каждому.
2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого
разнообразные средства (чередование умственной и практической
деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование
интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности,
проведение производственной гимнастики).
3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность
обучающихся, формирующих необходимые учебные умения и навыки.
4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие
успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ученику, развитие в
нём веры в собственные силы и возможности.
Профессионально-трудовое обучение создает особо благоприятные
возможности для наиболее эффективного решения задач трудового
воспитания, которое является важнейшим его средством и условием.
При организации обучения необходимо адаптировать содержание учебного
материала, изменяя способы подачи информации, выделяя в каждой теме
базовый материал, подлежащий многократному закреплению,
дифференцируя задания в зависимости от коррекционных задач, например,
изменение формы выполнения задания или частичное его выполнение.
Обучающемуся воспитаннику с ОВЗ необходим хорошо структурированный
материал.
Конкретные методические пути процесса трудового обучения могут быть
весьма разнообразными. Они зависят от объективного содержания учебного
материала, от большей или меньшей возможности использования
практических работ в учебном процессе и способов сочетания практических
и словесных средств обучения.
Для того, чтобы успешно вести обучение детей с ОВЗ, привить им умение
действовать самостоятельно, необходимо руководствоваться следующими
требованиями:
- знать и изучать психофизические особенности обучающихся. Изучать
мотивы их деятельности, использовать эти мотивы в организации
деятельности;
- при обучении оперировать наглядным, доступным пониманию
обучающегося воспитанника материалом;
- создавать для каждого подростка такие условия, которые способствовали
бы развитию интереса к работе и изучаемой специальности;
- предлагать обучающимся воспитанникам посильные задания, справившись
с которыми он увидит результат своего труда.
Одним из недостатков в процессе трудового обучения является то, что мало
внимания уделяется такому важному вопросу, как воспитание у учащихся
умения самостоятельно выполнять трудовые задания. Результаты работы
показали, что большинство обучающихся не могут сразу включиться в
производственный процесс, долгое время не проявляют нужной
самостоятельности при выполнении трудовых заданий, чувствуют себя не
очень уверенно в трудовом коллективе.
Важная задача учителя - воспитание у обучающихся организационных
умений и навыков работы в мастерской. Обучающиеся воспитанники
должны научиться организованно и вовремя входить в мастерскую и
выходить из нее, бережно относиться к инструментам и материалам,
правильно использовать спецодежду, уметь обращаться к учителю, убирать
свое рабочее место, и т.д. В дальнейшем эти умения и навыки должны
закрепляться как полезные привычки, облегчающие переход к
самостоятельному труду на производстве. Все разъяснения необходимо
подкреплять показом и дальнейшими упражнениями.
Положительных результатов в деле развития трудовых умений и навыков у
обучающихся с нарушениями интеллекта можно достичь при соблюдении
следующих основных требований:
1. Профессионально-трудовое обучение не должно ограничиваться
формированием у обучающихся только рабочих двигательных навыков. Оно,
кроме того, должно быть направлено на воспитание у них умений решать
умственные задачи, связанные с практическим выполнением трудовых
заданий (планирование, выполнение заданий при помощи различных
инструкций, образца, рисунка, схем и т.д.). Это в свою очередь способствует
коррекции умственного развития обучающихся воспитанников с ОВЗ.
2. Проблема воспитания у обучающихся воспитанников самостоятельности
должна решаться при строгом соблюдении правила: от простого к сложному,
от более известного к менее известному, от конкретного к абстрактному. Так,
при обучении швейному делу следует осуществлять постепенный переход от
простейших к более сложным операциям, а также к инструкциям, планам,
образам, схемам и т.п.
3. Профессиональное обучение можно и необходимо использовать для
развития речи обучающихся с ОВЗ (словесный отчет - устный и письменный
- о проделанной работе, рассказ о выполнении предстоящего задания и т.д.),
что в свою очередь будет способствовать их умственному развитию.
Многолетний опыт моей работы показал, что наиболее эффективным
является такой путь развития специальных трудовых умений и навыков у
обучающихся с ОВЗ, когда формирование у них умения давать словесный
отчет, составлять план работы, выполнять задания по образцу, рисунку,
схеме и письменной инструкции проходит по нескольким этапам: сначала
обучение проводится на материале, знакомом учащимся (образце), затем -
на частично знакомом (полуфабрикате) и только после этого - на новом
материале (изделии).
Перспективы развития трудовой адаптации выпускников школы весьма
различны. Они зависят от многих причин. К их числу относятся характер и
тяжесть дефекта, наличие дополнительных отклонений, а также
индивидуальные особенности и способности подростка, организация его
обучения и воспитания, воздействие ближайшего социального окружения,
главным образом семьи и родственников. В настоящее время существенное
значение приобретает неблагоприятная обстановка, складывающаяся вокруг
подростка - безработица, наличие криминогенных структур, распространение
алкоголизма, наркомании и др. Все это осложняет реализацию
положительных жизненных перспектив.
Подводя итог многолетнего опыта работы, следует отметить, что многие
подростки с отклонениями в развитии, вырастая, адаптируются социально.
Одни из них живут в семьях, проявляя заботу и внимание к своим близким.
Другие — создают собственные семьи, воспитывают детей. Часть
выпускников продолжает свое образование. Немногие трудоустраиваются по
специальности, но большинство стремятся выполнять посильную работу,
которая дает им возможность чувствовать себя полезными и нужными
людьми, социально самоутвердиться.
Список литературы:
1. Архангельский С.Н. Очерки по психологии.- М.: Трудрезервиздат,1958.-
160с.
2. Аснин В.И. Своеобразие двигательных навыков в зависимости отусловий
их образования // Науч. зап. Харьковского пед. ин-та.- 1939. 1. - С. 23-26
3. Бабанский Ю.К. Интенсификация процесса обучения.- М.: Знание,1987.
80с.
4. Бгажнокова И.М. Школа для детей с нарушениями интеллекта: тенденции,
перспектива развития// Дефектология, № 3. М.: 2004, С.51-54
5. Безюллева Г.В., Малышева В. А., Панина A.A. Профессиональная
подготовка лиц с умственной отсталостью (методические рекомендации).-
М.: ИРПО, 2003. 132с.
6. Бушуров В.Е. К вопросу об анализе времени в процессе формирования
некоторых трудовых навыков: Автореф. дис. канд. пед. наук. Л., 1959. - 18с.
7. Васенков Г.В. Актуальные проблемы профессиональной подготовки
умственно отсталых учащихся// Дефектология, 1998.-№ 4.- С. 40-45
8. Васенков Г.В. Технология трудового обучения детей с недостатками
интеллекта// Дефектология, 2004. № 3. - С. 60-67
9. Волосовец Т.В. Проблемы трудоустройства выпускников специальных
(коррекционных) образовательных учреждений и профессиональное
образование инвалидов// Воспи44
10. Волошинова Е.В. Динамика двигательного навыка// Проблемы
инженерной психики. 1968. - Вып. 5. — С. 48-52
11. Воронкова В.В. О структуре и учебном плане школы-интерната VIII вида
для детей с умственной отсталостью// Дефектология.- № 3.- 1996. С. 19-23
12. Воронкова В.В. Коррекционная роль трудового обучения умственно
отсталых школьников// Образование, здоровье и социальная защита детей и
подростков с отклонениями в развитии. Отв. ред. Селявина JI.K. М.: ГОМЦ
Школьная книга, 2000. - С. 69-75
13. Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных
действий// Психологическая наука в СССР. -1959, т.1. М.: Изд-во АПН
РСФСР.- С. 127-136
14. Гильберт Ф.Б. Изучение движений (метод увеличения
производительности труда рабочего). М.: Изд. ВЦСПС, 1931.- 186с.
15. Гнатюк A.A. Совершенствование производственного обучения
выпускников вспомогательной школы: Автореф. дис. канд. пел. наук. — М.,
1987. 18с.
16. Гозова А.П. К вопросу о сочетании показа и объяснения при трудовом
обучении учащихся вспомогательных школ// Учебно-воспитательная работа
в специальных школах- 1957.-Вып. 4.-М.: Учпедгиз. С. 126-139
17. Горбатов Д.С. Тестирование учебных достижений: критериально
ориентированный подход // Педагогика. 1995. -№4.-С. 105-110
18. Гурьянов Е.В. Навык и действие // Ученые записки МГУ. 1946.вып. 90.-С.
136-142
19. Гурьянов Е.В. К вопросу о развитии трудовых
навыков//Советскаяпедагогика. 1943. - 7. - С. 21-24
20. Девяткова Т.А. Модель трудового обучения в специальной
(коррекционной) школе VIII вида// Дефектология. № 3. — М., 2004, С. 72-75
21. Особенности формирования личностных качеств у умственно отсталых
школьников в процессе трудового обучения (рукопись), 1967
22. Осознание причинно-следственных зависимостей в труде учащимися
вспомогательной школы. Материалы III Всесоюзного съезда Общества
психологов СССР, т. 3, вып. 1.М., 1968
23. Усвоение трудовых операций умственно отсталыми школьниками//
Специальная школа. 1967, вып. 4.-С. 74-80
24. Методы обучения трудовым действиям. М.: Просвещение, 1972.-320с.
25. Жозе Ван Белле, Вили Класс Профессиональное обучение в специальном
образовании. С.-Петербург. - Закон о специальном образовании, 2002. - 52с.
27. Завражин С.А., Фортова JI.K. Адаптация детей с ограниченными
возможностями. Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект.
Трикста, 2005. - 395с. Психология умственно отсталого ребенка.- М.: 1939.-
64с.
28. Наглядность и активизация учащихся в процессе обучения. М.: Учпедгиз,
1960. - 311с. Развитие произвольных движений. - М.: Изд-во АПН РСФСР,
1960.-430с.
29. Иссамутдинов Д.И., Богатова А.Б. Совершенствование системы
профессионально-трудовой подготовки школьников с нарушениями
интеллекта// Дефектология № 3.- М., 2004.- С. 75-78
30. Ительсон Л.Б. Об особенностях формирования самоконтроля
припроизводственном обучении// Вопросы психологии,-1961.-2.-С. 5-1694.
Занков Л.В.95. Занков Л.В.96. Запорожец A.B.97. Захаров H.H.98. Иванова
Е.М.
31. Карвялис В.Ю. Социально-трудовая адаптация выпускников специальных
школ (на материале Литовской ССР): Дис. док. пед. наук. Шауляй, 1987. -
356с.
32. Капланская Е.И. Использование Фламандского опыта в трудовой и
допрофессиональной подготовке детей с проблемами в развитии на базе УВК
№ 1836// Сб. Инновации в Российском образовании. М., 1999. - С. 93-100
33. Капустин А.И. Коррекционно-развивающая эффективность
педагогической работы с детьми-олигофренами. Дефектология, 1990. -№3.-
С. 17-28
34. Клочков И.Д. Методы обучения трудовым действиям. М.: Просвещение,
1972. 160с.
35. Клюшников Б.К. Использование специального приспособления для
формирования некоторых трудовых навыков у учащихся вспомогательной
школы // Дефектология, 1971.-3.- С. 78-79
36. Клюшников Б.К. Разработка эффективных способов применения
технических средств обучения в процессе формирования трудовых навыков у
учащихся вспомогательной школы: Автореф. дис. канд. пед.наук.- М., 1982.-
22с.
37. Коган В.М. Значение метода упражнения в формировании навыков и
умений// Бюллетень Всесоюзного ин-та эксп. мед., 1936.-6.-С. 122-126
38. Косилов С.А. Физиологические особенности формирования навыков. М.:
Высшая школа, 1975.- 159с.
39. Косилов С.А. О физиологических основах производственного обучения.-
М.: Высшая школа, 1981.- 79с.
40. Магомедова И.А. Интегрированное профессиональное образование
учащихся с нарушениями интеллекта // Дефектология № 4.- М., 2005.-С. 79-
80