Напоминание

"Народная сказка в системе воспитания дошкольников"


Автор: Алексеева Наталия Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №1 с.Янтиково"
Населённый пункт: с.Янтиково, Янтиковский район, Чувашская Республика
Наименование материала: статья
Тема: "Народная сказка в системе воспитания дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Семинар для воспитателей

«Народная сказка в системе воспитания дошкольников»

План семинара:

1.Понятие «народная сказка»

2.Роль сказки в системе социальной адаптации

3.Сказка в системе нравственного воспитания и профилактики педагогической запущенности.

1. И. Зимина и ее коллеги считают не обходимым включать в педагогический процесс русские

народные сказки, сюжет и метафоры, которые широко используются как в воспитательной, так и в

психо-коррекционой работе многими отечественными и зарубежными специалистами.

Материалом для народных сказок всегда служила жизнь народа, его борьба за счастье, его

верования и обычаи. Воплощение в сказках положительных черт народа сделало их эффективным

средством передачи этих черт через поколения в поколение. Многие народные сказки внушают

уверенность в торжестве правды, победа добра над злом. Как правило , стралания

положительного героя и его друзей являются переходящими, временными, за ними обычно

приходит радость, причем эта радость- результат борьбы, результат совместных усилий.

Оптимизм сказок особенно особенно нравиться детям, что усиливает их воспитательное

воздействие.

Образность- важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способными

еще к абстрактному мышлению.

Забавность сказок повышает интерес к ним детей.

Дидактизм является одной из важнейших особенностей сказок всех народов мира.

Эти особенности сказок и позволяют использовать их при решении педагогических задач.

2. Основной мотив деятельности дошкольника - познание окружающего мира, нахождение в нем

своего места, определение своей роли. Процесс приспособления к новой среде происходит на

протяжении всего периода детства, так как по мере развития ребенок расширяет границы своего

опыта, обогащает свое восприятие мира. Но не всегда адаптация происходит легко и у детей

возникают проблемы.

Было замечено; прямые способы воздействия на ребенка не всегда

являются эффективными. Так, например, запрет на негативное поведение часто вызывает желание

его нарушить, а наказание - обиду и страх повторного наказания. Моделирование ситуаций

правильного поведения на занятиях почти никогда не переносится ребенком в реальную жизнь,

но при этом охотно и правильно воспроизводится на последующих занятиях. Это свидетельствует

о том, что с дошкольниками необходимы другие методы работы. Народная сказка позволяет

осуществлять процесс их воспитания более целостно, т.е. способствует расширению границ

нравственного, духовного, патриотического, экологического, эстетического и умственного

развития.

Для осуществления педагогической коррекции социальной дезадаптации необходимы,

на наш взгляд, работа по снятию напряжения, установлению взаимопонимания, доверия, анализ

конфликтных ситуаций, руководство ролевым взаимодействием детей в игре, позитивное

стимулирование, использование образов народной сказки как примера для подражания или

выработки осознанного отношения к отрицательному персонажу.

Игровая терапия, игровая

коррекция поведения, отыгрывание неприятных или пугающих ребенка ситуаций в игре или

инсценировке не только снижают внутреннее напряжение ребенка, но и способствуют успешной

социальной адаптации и в дошкольном учреждении, и в семье.

3.

Закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности следует с самого

раннего возраста, когда формируются характер, отношение к миру, окружающим людям.

В этике существуют две основные нравственные категории - добро и зло. Соблюдение моральных

требований ассоциируется с добром. Нарушение же моральных норм и правил, отступление от

них характеризуются как зло. Понимание этого побуждает человека вести себя в соответствии с

моральными требованиями общества.

Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно

формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок, в том числе о

животных. Эти сказки помогут педагогу показать:

• как дружба помогает победить зло ("Зимовье");

• как добрые и миролюбивые побеждают ("Волк и семеро козлят");

• что зло наказуемо ("Кот, петух и лиса", "Заюшкина избушка").

Моральные ценности в волшебных сказках представлены более конкретно, чем в сказках о

животных. Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в

достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими физическими и

моральными качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Для девочек это

красная девица (умница, рукодельница...), а для мальчиков - добрый молодец (смелый, сильный,

честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Идеал для ребенка является далекой

перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя с идеалом свои дела и поступки. Идеал,

приобретенный в детстве, во многом определит его как личность.

Сказка не дает прямых наставлений детям (типа "Слушайся родителей", "Уважай старших", "Не

уходи из дома без разрешения"), но в ее содержании всегда заложен урок, который они

постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.

Во всех сказках есть

персонаж, который помогает положительному герою со хранить свои моральные ценности. Чаще

всего это мудрый старец. "Старец всегда появляется в тот момент, когда герой находится в

безнадежном и отчаянном положении, из которого его спасти может только глубокое

размышление или удачная мысль. Но так как из-за внутренних и внешних причин герой не может

справиться с этим сам, знания приходят в форме персонифицированной мысли, например в

форме проницательного и способного помочь старца. Он помогает герою пройти через трудную

ситуацию, в которую тот попал по своей вине, или, по крайней мере, помогает ему добыть такие

сведения, которые пригодятся герою в его странствиях. Старец помогает общаться с животными,

особенно с птицами. Он предупреждает о подстерегающих опасностях и снабжает средствами,

необходимыми для того, чтобы встретить их во всеоружии... Часто в сказке старец задает вопросы

типа "Кто? Почему? Откуда? Куда?" для того, чтобы вызвать саморефлексию и мобилизовать

моральные силы, а еще чаще он дает неожиданное и невероятное средство для достижения

успеха, являющееся... одной из особенностей целостной личности" (КГ. Юнг).

Старец не только помогает положительному персонажу сохранить свои моральные ценности, но и

сам олицетворяет такие моральные качества, как добрая воля и готовность помочь. Он также

испытывает нравственные качества других ("Мороз Иванович").

Существует такая категория сказок, в сюжете которых раскрывается вся цепочка формирования

нравственных качеств у маленького ребенка: запрет - нарушение - кара. Они постепенно из

внешних, формальных преобразуются во внутренние качества (самоконтроль, самонаказание,

саморегулирование). Это страшные сказки, или "страшилки". Они включаются в фольклорный

репертуар детей 5 - 6 лет (не раньше!). Взрослые иногда отрицательно относятся к "страшилкам",

но они так же традиционны, как и волшебные сказки или сказки о животных (вспомним

крестьянские былички об утопленниках, мертвецах и домовых, которые так любили рассказывать

и дети, и взрослые в XIX веке). В страшных сказках силы зла беспрепятственно проникают в дом,

когда нет родителей (они умерли, уехали или уснули), т.е. когда нарушается целостность

домашнего мира. Этим они очень похожи на другие сказки, в которых почти никогда нет полной

семьи; внучка живет с дедушкой и бабушкой, отец - с тремя сыновьями, девочка - с отцом и

мачехой. Поэтому с ними и случаются всякие неприятности. Чувство защищенности дают только

полная семья, только присутствие матери.

В страшилках нет добрых помощников и пощады не

бывает, если дети не одумаются, т. е. ответственность за нарушение запрета или за невыполнение

поручения ложится на самого ребенка.

Примерные конспекты занятий "Литературный калейдоскоп" и "Сказки" см. в рубрике

"Конспекты и занятия".

Из всего этого следует: моральное воспитание возможно через все виды народных сказок, ибо

нравственность изначально заложена в их сюжетах.

Высокая роль сказки в системе профилактики педагогической запущенности .

Практиками давно было замечено знакомство с произведениями устного народного творчества

является эффективным методом воспитания, нежели другие методы, направленные на

стимулирование чувств детей( поощрения, наказания, порицание, контроль деятельности,

создания ситуации успеха и т.д). Фольклор легко воспринимается детьми с самого раннего

возраста. В нем заложена информация о соблюдении правил поведения, норм морали, которые

вырабатывались человечеством на протяжение веков. Произведения устного народного

творчества эмоционально переживаются ребенком, а их ритм и своеобразие снимает напряжение

у тревожного ребенка. С помощью фольклора можно можно эффективно влиять на

формирование целостных представлений ( от отношений к природе, родителям, традициям , труду

и т.д).

Самые первые произведения, с которыми взрослый обращаеться к малышу –честушки ( игры с

проговариванием , активным проигрыванием ребенка, использованием пальцев рук ребенка и

взрослого). В раннем возрасте, конечно, еще нет педагогической запущенности, но «общение» с

фольклором активно развивает речь ребенка, закладывает основы нравственного воспитания,

самостоятельности, прививает азы культурно-гигиенических навыков.

При помощи потешек привычку соблюдать гигиенические нормы: мыть руки, расчесывать

волосы, пользоваться носовым носком. Когда ребенка учат каким- либо действием, потешка чаще

всего мешает , отвлекает его от того, что показывает взрослый, но когда вырабатываться навыки,

привычки на основе уже сформированных знаний, то это, как показывает практика, наиболее

эффективный способ приучения: он основан на положительных эмоциях, которые возникают в

процессе неоднократного повторения потешки.

Таким образом, используя в процессе воспитания малышей частушки, потешки, мы помогаем им

быстрее и легче адаптироваться к новым условиям, создаем благоприятный эмоциональный фон,

развиваем речь, побуждая детей повторять то, что мы произносим и предупреждаем

возникновение разнообразных видов педагогической запущенности.

В любом возрасте дети с удовольствием слушают сказки. Именно сказка может стать методом

профилактики и предупреждения педагогической запущенности. Уверены: ребенок вряд ли станет

«трудным» если родители, воспитатели много общаются с ними и в этом общении сказка занимает

не последнее место.



В раздел образования