Автор: Алексеева Наталия Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №1 с.Янтиково"
Населённый пункт: с.Янтиково, Янтиковский район, Чувашская Республика
Наименование материала: статья
Тема: "Народная сказка в системе воспитания дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Семинар для воспитателей
«Народная сказка в системе воспитания дошкольников»
План семинара:
1.Понятие «народная сказка»
2.Роль сказки в системе социальной адаптации
3.Сказка в системе нравственного воспитания и профилактики педагогической запущенности.
1. И. Зимина и ее коллеги считают не обходимым включать в педагогический процесс русские
народные сказки, сюжет и метафоры, которые широко используются как в воспитательной, так и в
психо-коррекционой работе многими отечественными и зарубежными специалистами.
Материалом для народных сказок всегда служила жизнь народа, его борьба за счастье, его
верования и обычаи. Воплощение в сказках положительных черт народа сделало их эффективным
средством передачи этих черт через поколения в поколение. Многие народные сказки внушают
уверенность в торжестве правды, победа добра над злом. Как правило , стралания
положительного героя и его друзей являются переходящими, временными, за ними обычно
приходит радость, причем эта радость- результат борьбы, результат совместных усилий.
Оптимизм сказок особенно особенно нравиться детям, что усиливает их воспитательное
воздействие.
Образность- важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способными
еще к абстрактному мышлению.
Забавность сказок повышает интерес к ним детей.
Дидактизм является одной из важнейших особенностей сказок всех народов мира.
Эти особенности сказок и позволяют использовать их при решении педагогических задач.
2. Основной мотив деятельности дошкольника - познание окружающего мира, нахождение в нем
своего места, определение своей роли. Процесс приспособления к новой среде происходит на
протяжении всего периода детства, так как по мере развития ребенок расширяет границы своего
опыта, обогащает свое восприятие мира. Но не всегда адаптация происходит легко и у детей
возникают проблемы.
Было замечено; прямые способы воздействия на ребенка не всегда
являются эффективными. Так, например, запрет на негативное поведение часто вызывает желание
его нарушить, а наказание - обиду и страх повторного наказания. Моделирование ситуаций
правильного поведения на занятиях почти никогда не переносится ребенком в реальную жизнь,
но при этом охотно и правильно воспроизводится на последующих занятиях. Это свидетельствует
о том, что с дошкольниками необходимы другие методы работы. Народная сказка позволяет
осуществлять процесс их воспитания более целостно, т.е. способствует расширению границ
нравственного, духовного, патриотического, экологического, эстетического и умственного
развития.
Для осуществления педагогической коррекции социальной дезадаптации необходимы,
на наш взгляд, работа по снятию напряжения, установлению взаимопонимания, доверия, анализ
конфликтных ситуаций, руководство ролевым взаимодействием детей в игре, позитивное
стимулирование, использование образов народной сказки как примера для подражания или
выработки осознанного отношения к отрицательному персонажу.
Игровая терапия, игровая
коррекция поведения, отыгрывание неприятных или пугающих ребенка ситуаций в игре или
инсценировке не только снижают внутреннее напряжение ребенка, но и способствуют успешной
социальной адаптации и в дошкольном учреждении, и в семье.
3.
Закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности следует с самого
раннего возраста, когда формируются характер, отношение к миру, окружающим людям.
В этике существуют две основные нравственные категории - добро и зло. Соблюдение моральных
требований ассоциируется с добром. Нарушение же моральных норм и правил, отступление от
них характеризуются как зло. Понимание этого побуждает человека вести себя в соответствии с
моральными требованиями общества.
Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно
формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок, в том числе о
животных. Эти сказки помогут педагогу показать:
• как дружба помогает победить зло ("Зимовье");
• как добрые и миролюбивые побеждают ("Волк и семеро козлят");
• что зло наказуемо ("Кот, петух и лиса", "Заюшкина избушка").
Моральные ценности в волшебных сказках представлены более конкретно, чем в сказках о
животных. Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в
достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими физическими и
моральными качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Для девочек это
красная девица (умница, рукодельница...), а для мальчиков - добрый молодец (смелый, сильный,
честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Идеал для ребенка является далекой
перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя с идеалом свои дела и поступки. Идеал,
приобретенный в детстве, во многом определит его как личность.
Сказка не дает прямых наставлений детям (типа "Слушайся родителей", "Уважай старших", "Не
уходи из дома без разрешения"), но в ее содержании всегда заложен урок, который они
постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.
Во всех сказках есть
персонаж, который помогает положительному герою со хранить свои моральные ценности. Чаще
всего это мудрый старец. "Старец всегда появляется в тот момент, когда герой находится в
безнадежном и отчаянном положении, из которого его спасти может только глубокое
размышление или удачная мысль. Но так как из-за внутренних и внешних причин герой не может
справиться с этим сам, знания приходят в форме персонифицированной мысли, например в
форме проницательного и способного помочь старца. Он помогает герою пройти через трудную
ситуацию, в которую тот попал по своей вине, или, по крайней мере, помогает ему добыть такие
сведения, которые пригодятся герою в его странствиях. Старец помогает общаться с животными,
особенно с птицами. Он предупреждает о подстерегающих опасностях и снабжает средствами,
необходимыми для того, чтобы встретить их во всеоружии... Часто в сказке старец задает вопросы
типа "Кто? Почему? Откуда? Куда?" для того, чтобы вызвать саморефлексию и мобилизовать
моральные силы, а еще чаще он дает неожиданное и невероятное средство для достижения
успеха, являющееся... одной из особенностей целостной личности" (КГ. Юнг).
Старец не только помогает положительному персонажу сохранить свои моральные ценности, но и
сам олицетворяет такие моральные качества, как добрая воля и готовность помочь. Он также
испытывает нравственные качества других ("Мороз Иванович").
Существует такая категория сказок, в сюжете которых раскрывается вся цепочка формирования
нравственных качеств у маленького ребенка: запрет - нарушение - кара. Они постепенно из
внешних, формальных преобразуются во внутренние качества (самоконтроль, самонаказание,
саморегулирование). Это страшные сказки, или "страшилки". Они включаются в фольклорный
репертуар детей 5 - 6 лет (не раньше!). Взрослые иногда отрицательно относятся к "страшилкам",
но они так же традиционны, как и волшебные сказки или сказки о животных (вспомним
крестьянские былички об утопленниках, мертвецах и домовых, которые так любили рассказывать
и дети, и взрослые в XIX веке). В страшных сказках силы зла беспрепятственно проникают в дом,
когда нет родителей (они умерли, уехали или уснули), т.е. когда нарушается целостность
домашнего мира. Этим они очень похожи на другие сказки, в которых почти никогда нет полной
семьи; внучка живет с дедушкой и бабушкой, отец - с тремя сыновьями, девочка - с отцом и
мачехой. Поэтому с ними и случаются всякие неприятности. Чувство защищенности дают только
полная семья, только присутствие матери.
В страшилках нет добрых помощников и пощады не
бывает, если дети не одумаются, т. е. ответственность за нарушение запрета или за невыполнение
поручения ложится на самого ребенка.
Примерные конспекты занятий "Литературный калейдоскоп" и "Сказки" см. в рубрике
"Конспекты и занятия".
Из всего этого следует: моральное воспитание возможно через все виды народных сказок, ибо
нравственность изначально заложена в их сюжетах.
Высокая роль сказки в системе профилактики педагогической запущенности .
Практиками давно было замечено знакомство с произведениями устного народного творчества
является эффективным методом воспитания, нежели другие методы, направленные на
стимулирование чувств детей( поощрения, наказания, порицание, контроль деятельности,
создания ситуации успеха и т.д). Фольклор легко воспринимается детьми с самого раннего
возраста. В нем заложена информация о соблюдении правил поведения, норм морали, которые
вырабатывались человечеством на протяжение веков. Произведения устного народного
творчества эмоционально переживаются ребенком, а их ритм и своеобразие снимает напряжение
у тревожного ребенка. С помощью фольклора можно можно эффективно влиять на
формирование целостных представлений ( от отношений к природе, родителям, традициям , труду
и т.д).
Самые первые произведения, с которыми взрослый обращаеться к малышу –честушки ( игры с
проговариванием , активным проигрыванием ребенка, использованием пальцев рук ребенка и
взрослого). В раннем возрасте, конечно, еще нет педагогической запущенности, но «общение» с
фольклором активно развивает речь ребенка, закладывает основы нравственного воспитания,
самостоятельности, прививает азы культурно-гигиенических навыков.
При помощи потешек привычку соблюдать гигиенические нормы: мыть руки, расчесывать
волосы, пользоваться носовым носком. Когда ребенка учат каким- либо действием, потешка чаще
всего мешает , отвлекает его от того, что показывает взрослый, но когда вырабатываться навыки,
привычки на основе уже сформированных знаний, то это, как показывает практика, наиболее
эффективный способ приучения: он основан на положительных эмоциях, которые возникают в
процессе неоднократного повторения потешки.
Таким образом, используя в процессе воспитания малышей частушки, потешки, мы помогаем им
быстрее и легче адаптироваться к новым условиям, создаем благоприятный эмоциональный фон,
развиваем речь, побуждая детей повторять то, что мы произносим и предупреждаем
возникновение разнообразных видов педагогической запущенности.
В любом возрасте дети с удовольствием слушают сказки. Именно сказка может стать методом
профилактики и предупреждения педагогической запущенности. Уверены: ребенок вряд ли станет
«трудным» если родители, воспитатели много общаются с ними и в этом общении сказка занимает
не последнее место.