Напоминание

Информационно-медийное направление деятельности учащихся как способ развития навыков XXI века


Автор: Петрова Ольга Валериевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия города Юрги"
Населённый пункт: город Юрга Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Информационно-медийное направление деятельности учащихся как способ развития навыков XXI века
Раздел: полное образование





Назад




Информационно-медийное направление деятельности учащихся

как способ развития навыков XXI века

Петрова Ольга Валериевна, учитель русского языка и литературы

МАОУ "Гимназия города Юрги" Кемеровской области

В условиях современной России, в ситуации развития инноваций

каждое образовательное учреждение ищет новые способы повышения

качества

образования.

Социальный

заказ

современного

общества

ориентирован на формирование нового качества человеческого капитала,

новых лидеров развития страны и образовательной системы в частности.

Результатов образования, которых было достаточно предыдущим

поколениям, мало, чтобы стать успешным в наше время. Критическое

мышление, умение кооперироваться с другими людьми, решать проблемы,

социальные умения работодатели и исследователи образования признали

наиболее важными для XXI века. Об этом шла речь на Всемирном

экономическом форуме, где была представлена новая модель навыков XXI

века, в центре которой «инновационные умения», современные ключевые

компетенции, так называемые 4К:

- Критическое мышление

- Креативность

- Коммуникация

- Кооперация.

Перед нами, учителями гимназии, конечно, тоже встал вопрос: как

формировать навыки XXI века у наших гимназистов, какие имеющиеся

средства для этого можно использовать?

Учитывая, что современные школьники часто и охотно пользуются в

своей образовательной деятельности новыми технологиями, мы подумали,

что и учитель может смело обратиться к этому потенциалу. А чтобы это стало

возможным, нам нужно было ответить на важный вопрос: как интегрировать

новые навыки в образовательные стандарты и программы? С уроком все

понятно, а как быть с внеурочной деятельностью?

Ответ нашелся быстро. Нам показалось возможным привлечь к

данному процессу активно развивающееся в гимназии информационно-

медийное направление, которое как нельзя лучше может способствовать

формированию современных ключевых компетенций, навыков XXI века.

Еще в марте 2018 года гимназия вошла в число образовательных

организаций, реализующих деятельность общероссийской общественно-

государственной детско-юношеской организации «Российское движение

школьников». И одним из главных направлений нашей деятельности сразу

стала информационно-медийная деятельность, потому что основа для этого

была подготовлена годами предыдущей работы.

В 2014 году в гимназии появилось школьное телевидение, в 2016 году

на базе библиотеки гимназии – библиотечно-информационный центр,

действующий в статусе стажировочной площадки в рамках Федеральной

целевой программы развития образования на 2016-2020 гг. в Кемеровской

области. С 1996 года издается газета «Гимназист».

Эти

компоненты

совместной

детско-взрослой

информационно-

медийной деятельности составляют структуру школьного медиацентра.

Неоднократно мы рассказывали об опыте работы нашей гимназии по

данному направлению на муниципальных и региональных семинарах и

конкурсах. Сегодня нам хотелось бы посмотреть на информационно-

медийную деятельность школьников под другим углом: как способ развития

навыков XXI века.

Сегодня не только школьники: дети и подростки, но и педагоги нашей

гимназии понимают, что без медиакоммуникаций, Интернета невозможно

развить в себе те самые 4К: коммуникацию, кооперацию, креативность и

умение критически мыслить.

Работая много лет в инновационном режиме, мы тем не менее

заинтересовались опытом других регионов, в том числе томских коллег.

Начиная

с

2017

года,

учащиеся

гимназии

по

приглашению

Регионального центра развития образования Томской области принимала

участие в нескольких сетевых мероприятиях. Эта работа

дала нам

колоссальный опыт.

Первым шагом тогда, в 2017 году, было создание страницы в

социальной сети ВКонтакте для информационно-медийной презентации

нашего Совета лидеров. Она представляет собой виртуальную площадку

демонстрации деятельности нашего ученического самоуправления.

Работа нашего медиацентра, в частности Школьного ТВ, также

отражена в социальных сетях (на странице ВКонтакте, в Инстаграм, на

канале Youtube, на сайте гимназии).

Собственно, поводом для создания школьного медиацентра послужило

рождение школьного телевидения (ШТВ) в декабре 2014 года. И дети, и

взрослые сразу увидели пользу от этого события. В первую очередь, это один

из способов информирования всех участников образовательных отношений

гимназии о том, что важного в ней происходит. И главное – это еще один

отличный шанс для самореализации гимназистов. Со дня основания ШТВ

всей основной работой занимаются сами школьники: ребята из пресс-центра,

заинтересованные ученики, которые умеют и хотят работать с видеокамерой,

осваивают основы видеомонтажа, журналистики.

Параллельно практической деятельности по созданию выпусков ШТВ

гимназисты 5-11-х классов обучаются работе с информацией, общаясь со

специалистами в этой области (например, с диктором Юргинского ТВ Н.А.

Белоусовой),

смотрят

и

анализируют

выпуски

новостей

городского,

областного, центрального ТВ, и таким образом получают необходимый

теоретический и практический опыт в производстве медиапродукта, реализуя

собственные эстетические предпочтения.

Так, одной из рубрик ШТВ стало «Окно в культуру»: видеосюжеты,

посвященные юбилеям писателей, композиторов, художников и другие.

Первоначально самым универсальным вариантом ШТВ были школьные

новости,

но

позднее

ребята

не

стали

ограничиваться

новостными

телесюжетами. В их деятельности нашлось место и социальной рекламе,

пропагандирующей здоровый и безопасный образ жизни, позитивное

отношение друг к другу, к людям, к городу, стране и т.п. Школьное ТВ имеет

свой логотип, страницу в социальных сетях, которая популярна не только

среди гимназистов, их родителей и наших выпускников, но и среди учащихся

других школ города.

В 2016 году на базе библиотеки гимназии был создан библиотечно-

информационный центр, действующий в статусе стажировочной площадки в

рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020

гг.

в

Кемеровской

области.

Полученный

комплект

оборудования,

интерактивные учебные пособия позволяют наглядно и познавательно

проводить

мероприятия

гражданско-патриотической

направленности,

развивать и совершенствовать деятельность всего школьного медиацентра.

Так, использование ресурсов электронной библиотеки ЛитРес, к которой был

подключен наш информационно-библиотечный центр, помогал осуществлять

подбор материала для репортажей рубрики «Окно в культуру».

С целью формирования благоприятной и эффективной информационно-

образовательной среды, способствующей решению задач современного

образования,

в

гимназии

в

настоящее

время

реализуется

проект

«Информационно-образовательная среда гимназии в условиях реализации

федеральных

государственных

образовательных

стандартов

общего

образования», и школьный медиацентр стал одним из компонентов модуля

«Обеспечение учебной и воспитательной деятельности, дополнительного

образования».

Подводя

итог,

можно

сказать,

что

информационно-медийное

направление способствует развитию личности и социализация учащихся,

создает благоприятные условия для проявления их активной гражданской

позиции,

активного

участия

в

деятельности

детских

творческих

и

общественных объединений и формированию «инновационных умений»,

современных ключевых компетенций, относящихся к навыкам XXI века.



В раздел образования