Автор: Петрова Ольга Валериевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия города Юрги"
Населённый пункт: город Юрга Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Информационно-медийное направление деятельности учащихся как способ развития навыков XXI века
Раздел: полное образование
Информационно-медийное направление деятельности учащихся
как способ развития навыков XXI века
Петрова Ольга Валериевна, учитель русского языка и литературы
МАОУ "Гимназия города Юрги" Кемеровской области
В условиях современной России, в ситуации развития инноваций
каждое образовательное учреждение ищет новые способы повышения
качества
образования.
Социальный
заказ
современного
общества
ориентирован на формирование нового качества человеческого капитала,
новых лидеров развития страны и образовательной системы в частности.
Результатов образования, которых было достаточно предыдущим
поколениям, мало, чтобы стать успешным в наше время. Критическое
мышление, умение кооперироваться с другими людьми, решать проблемы,
социальные умения работодатели и исследователи образования признали
наиболее важными для XXI века. Об этом шла речь на Всемирном
экономическом форуме, где была представлена новая модель навыков XXI
века, в центре которой «инновационные умения», современные ключевые
компетенции, так называемые 4К:
- Критическое мышление
- Креативность
- Коммуникация
- Кооперация.
Перед нами, учителями гимназии, конечно, тоже встал вопрос: как
формировать навыки XXI века у наших гимназистов, какие имеющиеся
средства для этого можно использовать?
Учитывая, что современные школьники часто и охотно пользуются в
своей образовательной деятельности новыми технологиями, мы подумали,
что и учитель может смело обратиться к этому потенциалу. А чтобы это стало
возможным, нам нужно было ответить на важный вопрос: как интегрировать
новые навыки в образовательные стандарты и программы? С уроком все
понятно, а как быть с внеурочной деятельностью?
Ответ нашелся быстро. Нам показалось возможным привлечь к
данному процессу активно развивающееся в гимназии информационно-
медийное направление, которое как нельзя лучше может способствовать
формированию современных ключевых компетенций, навыков XXI века.
Еще в марте 2018 года гимназия вошла в число образовательных
организаций, реализующих деятельность общероссийской общественно-
государственной детско-юношеской организации «Российское движение
школьников». И одним из главных направлений нашей деятельности сразу
стала информационно-медийная деятельность, потому что основа для этого
была подготовлена годами предыдущей работы.
В 2014 году в гимназии появилось школьное телевидение, в 2016 году
на базе библиотеки гимназии – библиотечно-информационный центр,
действующий в статусе стажировочной площадки в рамках Федеральной
целевой программы развития образования на 2016-2020 гг. в Кемеровской
области. С 1996 года издается газета «Гимназист».
Эти
компоненты
совместной
детско-взрослой
информационно-
медийной деятельности составляют структуру школьного медиацентра.
Неоднократно мы рассказывали об опыте работы нашей гимназии по
данному направлению на муниципальных и региональных семинарах и
конкурсах. Сегодня нам хотелось бы посмотреть на информационно-
медийную деятельность школьников под другим углом: как способ развития
навыков XXI века.
Сегодня не только школьники: дети и подростки, но и педагоги нашей
гимназии понимают, что без медиакоммуникаций, Интернета невозможно
развить в себе те самые 4К: коммуникацию, кооперацию, креативность и
умение критически мыслить.
Работая много лет в инновационном режиме, мы тем не менее
заинтересовались опытом других регионов, в том числе томских коллег.
Начиная
с
2017
года,
учащиеся
гимназии
по
приглашению
Регионального центра развития образования Томской области принимала
участие в нескольких сетевых мероприятиях. Эта работа
дала нам
колоссальный опыт.
Первым шагом тогда, в 2017 году, было создание страницы в
социальной сети ВКонтакте для информационно-медийной презентации
нашего Совета лидеров. Она представляет собой виртуальную площадку
демонстрации деятельности нашего ученического самоуправления.
Работа нашего медиацентра, в частности Школьного ТВ, также
отражена в социальных сетях (на странице ВКонтакте, в Инстаграм, на
канале Youtube, на сайте гимназии).
Собственно, поводом для создания школьного медиацентра послужило
рождение школьного телевидения (ШТВ) в декабре 2014 года. И дети, и
взрослые сразу увидели пользу от этого события. В первую очередь, это один
из способов информирования всех участников образовательных отношений
гимназии о том, что важного в ней происходит. И главное – это еще один
отличный шанс для самореализации гимназистов. Со дня основания ШТВ
всей основной работой занимаются сами школьники: ребята из пресс-центра,
заинтересованные ученики, которые умеют и хотят работать с видеокамерой,
осваивают основы видеомонтажа, журналистики.
Параллельно практической деятельности по созданию выпусков ШТВ
гимназисты 5-11-х классов обучаются работе с информацией, общаясь со
специалистами в этой области (например, с диктором Юргинского ТВ Н.А.
Белоусовой),
смотрят
и
анализируют
выпуски
новостей
городского,
областного, центрального ТВ, и таким образом получают необходимый
теоретический и практический опыт в производстве медиапродукта, реализуя
собственные эстетические предпочтения.
Так, одной из рубрик ШТВ стало «Окно в культуру»: видеосюжеты,
посвященные юбилеям писателей, композиторов, художников и другие.
Первоначально самым универсальным вариантом ШТВ были школьные
новости,
но
позднее
ребята
не
стали
ограничиваться
новостными
телесюжетами. В их деятельности нашлось место и социальной рекламе,
пропагандирующей здоровый и безопасный образ жизни, позитивное
отношение друг к другу, к людям, к городу, стране и т.п. Школьное ТВ имеет
свой логотип, страницу в социальных сетях, которая популярна не только
среди гимназистов, их родителей и наших выпускников, но и среди учащихся
других школ города.
В 2016 году на базе библиотеки гимназии был создан библиотечно-
информационный центр, действующий в статусе стажировочной площадки в
рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020
гг.
в
Кемеровской
области.
Полученный
комплект
оборудования,
интерактивные учебные пособия позволяют наглядно и познавательно
проводить
мероприятия
гражданско-патриотической
направленности,
развивать и совершенствовать деятельность всего школьного медиацентра.
Так, использование ресурсов электронной библиотеки ЛитРес, к которой был
подключен наш информационно-библиотечный центр, помогал осуществлять
подбор материала для репортажей рубрики «Окно в культуру».
С целью формирования благоприятной и эффективной информационно-
образовательной среды, способствующей решению задач современного
образования,
в
гимназии
в
настоящее
время
реализуется
проект
«Информационно-образовательная среда гимназии в условиях реализации
федеральных
государственных
образовательных
стандартов
общего
образования», и школьный медиацентр стал одним из компонентов модуля
«Обеспечение учебной и воспитательной деятельности, дополнительного
образования».
Подводя
итог,
можно
сказать,
что
информационно-медийное
направление способствует развитию личности и социализация учащихся,
создает благоприятные условия для проявления их активной гражданской
позиции,
активного
участия
в
деятельности
детских
творческих
и
общественных объединений и формированию «инновационных умений»,
современных ключевых компетенций, относящихся к навыкам XXI века.