Напоминание

Познавательно-игровой проект


Автор: Боголюбова Вера Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ №18 Детский сад
Населённый пункт: Нерюнгри
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Познавательно-игровой проект
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 18 «Улыбка»

МДОУ №18 «Улыбка» группа №2 «Капельки»

Мини-музей «Веселые матрешки».

Участники проекта:

1.

Дети группы раннего возраста

2.

Воспитатели

3.

Родители

Тип проекта: долгосрочный, познавательно-игровой

Вид проекта: творческий

Введение

Наши исследования помогут узнать традиции русского народа и еще больше полюбить

русскую игрушку – матрешку, так как она несет в себе любовь и дружбу. Учитывая значимость

народной игрушки в жизни детей, ее историческое прошлое, и мы решили приобщить детей к

родной культуре на примере матрешки.

В целях улучшения работы по взаимодействию с родителями, активизации позиции

родителей как участников педагогического процесса детского сада, было решено оформить в

группе мини – музей «Матрешка»

Актуальность:

Матрешка – самая известная русская игрушка. Но мало кто знает, откуда появилась

матрешка. Появление матрешек удивляет – что же таится внутри, какая она, самая маленькая

куколка! Когда главный секрет открыт, начинается игра: какая фигурка меньше – больше, выше

– ниже. Наша работа посвящена изучению возникновения матрешки и использования ее.

Народная игрушка будит мысль и фантазию ребенка. Деревянная точеная фигурка девушки

Матрены в сарафане и с платочком на голове невольно привлекает внимание яркой раскраской и

вызывает улыбку. Учитывая особенности матрешки надо целенаправленно использовать ее в

детском саду.

Проблема:

Народная игрушка, в наши дни стремительно превращается в сувенирную продукцию, не

предназначенную для ребёнка.

Но именно народная игрушка всегда несла в себе огромный потенциал социального

наследия.

К сожалению, современные родители недооценивают развивающую роль народной

игрушки.

Цели проекта:

- систематизация знаний детей о русской народной игрушке матрёшке,

- приобщение родителей к развивающим играм с народными игрушками в

условиях семьи.

Основная задача-это создание условий для:

-развития у детей интереса к эстетической стороне действительности;

-развития способности к восприятию музыки, художественной литературе,

фольклора;

-приобщению к разным видам художественно-эстетической деятельности, развития

потребности в творческом самовыражении;

Задачи:

Образовательные.

1.

Расширять знания детей о русской народной игрушке- матрешке, закреплять

представление о её внешнем виде.

2. Знакомить с особенностями русской народной игрушки (материал, форма, цвет, узор).

простейшими элементами росписи.

3. Дать представление о цветовой гамме матрёшек.

4. Расширять и активизировать словарный запас.

5. Учить сортировать предметы по величине (большой- маленький).

6. Учить рисовать красками при помощи пальцев.

Развивающие.

1. Развивать речевую активность, коммуникативные навыки, внимание, память.

2. Развивать общую и мелкую моторику.

3. Развивать интерес и положительное отношение к рисованию.

4. Развивать интереса к эстетической стороне действительности;

5. Развивать способности к восприятию музыки, художественной литературе, фольклора;

6. Развивать творческие способности детей и родителей в продуктивной и музыкальной

деятельности, знакомить с народными промыслами.

Воспитательные.

1. Воспитывать любознательность.

2. Воспитывать эстетический вкус.

3. Вызвать положительные эмоции от совместной деятельности со взрослым.

4. Формировать дружеские взаимоотношения между детьми; закреплять умение правильно,

безопасно пользоваться атрибутами игры.

Принципы:

1.

Наглядности.

При подборе коллекции учитывается прежде всего образовательная

функция. Коллекция музея должна содержать большой наглядный и практический материал.

2.

Природосообразности

-

мини-музей

должен

учитывать

психофизиологические

особенности детей разного возраста и предусматривать условия для раскрытия творческого

потенциала каждого ребенка;

3. Интеграции - мини-музей должен учитывать содержание образовательной программы

ДОУ и помогать в реализации ее общих задач и задач отдельных образовательных областей, в

частности.

4. Интерактивности, позволяющий детям на основе чувственных восприятий обогащать

личный опыт.

5. Мобильности. Композиции музея составлены таким образом, чтобы при необходимости

они могли использоваться мобильно

6. Доступности. Все экспонаты должны быть доступными для детей.

7. Гуманизма (экспонаты должны вызывать бережное отношение к природе вещей).

Предметно – развивающая среда:

- игрушки матрёшки;

- иллюстрации матрёшек.

- подделки,

- журнал о видах матрёшек;

- журнал с загадками, стихами и потешками о матрешке.

Направление реализации проекта:

- совместная деятельность с детьми;

- взаимосвязь с родителями.

Перспективный план реализации проекта

Мероприятие

Содержание, задачи

Срок

реализации

1.ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП (с 1 сентября по 31 октября 2020 г)

Изучение теоретической,

методической

литературы по

направлениям музейной

педагогики

Повышение уровня профессиональной

компетентности педагогов через использование

инновационных форм работы.

Сентябрь

Информационный

лекторий

для родителей. «Моя

первая коллекция» о

навыках

коллекционирования в

развитии личности

ребенка.

Банк данных- запросы родителей, ознакомление с

идеей организации мини-музея. Создание условия и

мотивация для активного участия родителей в

совместной с детьми познавательной и

продуктивной деятельности.

Сентябрь

11.09.2020

Определение тем и

название мини-музеев,

разработка их модели,

выбор места в группе для

размещения,

планирование

экспозиций, выбор

дизайна оформления.

Привлечение родителей

к изготовлению

экспонатов

Разработка информационной (дорожной) карты

проекта. Планирование системы работы по

выбранной теме образовательной деятельности

и интеграции музейной

культуры в другие

образовательные области.

Сентябрь

Игра «Матрешка-

русская игрушка»

Знакомство с игрушкой.

Цель: Знакомство с народной игрушкой через

интеграцию образовательных областей: развитие

речи, сенсорное развитие, социально-

коммуникативное развитие, познавательное

развитие, художественно-эстетическое развитие

Сентябрь

16.09.2020

Консультация с

родителями «Веселые

матрешки»

Определение уровня знаний детей по данному

направлению работы и привлечение родителей к

совместной деятельности

Октябрь

1.10.2020

Сюжетная игра «Я

поведу тебя в музей»

Показать и рассказать о разных видах матрёшки

Ознакомление с понятием «музей»

Октябрь

19.10.2020

Совместная

деятельность с детьми

«Правила поведения в

музее»

Разработка правил поведения в музее детьми и

педагогами

Последующая

изобразительная

деятельность «Что мы

видели в музее?» и др.

Предложить детям нарисовать любую из

понравившихся ему матрёшек.

2. ОСНОВНОЙ ЭТАП (с 01 ноября 2020г. по 31 марта 2021 г.)

Основная работа по

организации фонда мини-

музея (сбор экспонатов по

теме, проведение

совместных творческих

работ

Работа с фондом музея (сбор, систематизацию,

хранение и демонстрацию экспонатов фонда по

разделам музейной экспозиции)

В течение

срока

реализаци

и проекта

Пополнение мини- музея

экспонатами,

изготовленными

родителями.

Повышение качества усвоения знаний детьми в

различных видах детской деятельности.

Способствовать разыгрыванию различных ситуаций с

помощью матрешек.

В течение

срока

реализаци

и проекта

Проведение беседы:

«Моя любимая

матрешка»

Консультации для

родителей, оформление

буклетов. 1. Оформить

папку-передвижку

«Появление матрешки на

Руси»

2. Изготовление разных

видов матрешек

3. Консультация «Как

играть с матрёшкой»

4. Консультация «В

какие игры можно играть

с матрешками»

Воспитывать интерес к народной игрушке.

Информационное просвещение родителей,

повышение родительской компетенции по

выбранной теме.

В течение

всего

срока

реализаци

и проекта

Занимательная "Неделя

музея"

Познавательное развитие

«Из чего делали

матрешку?»

Просмотр интерактивных музеев, видеофильмов.

Расширять представления детей о разных

материалах, из которых изготовлена матрешка.

Ноябрь

16.11.20-

20.11.20

С/р игра

«Сварим матрешке суп»

Способствовать использованию детьми матрешек в

сюжетно-ролевых играх

Художественно

эстетическое развитие.

«Украсим матрешке

сарафан».

«Раскрасим пуговички

матрёшкам»

Учить детей украшать сарафан путем примакивания.

Промежуточный

мониторинг

«Наблюдение за детьми

в условиях музея»,

«Направленность

интереса детей на

музейные экспонаты»

Педагогическое наблюдение, создание пакета

диагностических материалов,

Выявление устойчивости детского интереса к

проектной деятельности

Декабрь

07.12.20

Конкурс "День музея в

семье"

Вовлечение в совместную деятельность детей и

родителей укрепление семейных отношений, умение

рассказывать о продукте своей деятельности, его

создании

Март

Итоговый мониторинг

«Наблюдение за детьми

в условиях музея»

«Направленность

интереса детей на

музейные экспонаты»

Сравнительная диагностика и анализ результатов

мониторинга, педагогическое наблюдение

Апрель

6.04.21

Прослушивания

стихотворения

«Матрешка на окошке»

Д/и: «Найди половинку»,

«Найди такую же

матрёшку», «Спрячь

матрёшку», «Расположи

матрёшек по росту»

Развитие памяти, умственных способностей,

эстетического и нравственного воспитания.

Создание «Библиотеки» - (загадки, стихи, потешки о

матрешке).

Продолжать закреплять с детьми величины:

большой, маленький.

Апрель

3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП (с 01 апреля 2021г. по 31 мая 2021 г.)

Презентация

экспонатов групповых

мини-музеев

«Веселая матрешка»

Торжественная презентация мини - музеев с

приглашением воспитателей и детей, родителей из

других групп. Обмен опытом участников проекта.

Подведение итогов функционирования мини-музея.

Май

14.05.2020

Рефлексия

Анкетирование

родителей на выявление

заинтересованности и

отношения к продукту

совместной деятельности

Обобщение опыта работы

Анализ результатов проектной деятельности.

Определение проблем и перспектив по дальнейшей

реализации мини-музеев. Награждение грамотами

самых активных родителей – участников проекта.

Май

24.05.2020

13. Предполагаемые результаты реализации проекта

Со стороны

педагога

Развивается мастерство и повышается педагогическая компетенция

Формируется уверенность и развивается креативность.

Пополняется предметно-развивающая среда в группе:

1.

д/и «Разрезные картинки. Матрешки»;

2.

предметные картинки «Матрешки» (разных размеров и цветов);

3.

пополняется коллекция русских народных игрушек.

Педагог овладевает практическими навыками в организации познавательно-

исследовательской деятельности, в разработке и реализации педагогических

проектов.

Создаётся положительный эмоциональный микроклимат взаимодействия с

родителями.

Со стороны

воспитанников

Сформирована система знаний о русской народной игрушке – матрёшке;

Дети научились бережно относится к игрушкам.

Проявляют интерес к матрешкам и музею в целом

Сформированы сенсорные эталоны и умеют сопоставлять предметы по цвету,

размеру, форме и толщине.

Способны анализировать, делать выводы, обобщать и сравнивать.

Работают в команде, развиты предпосылки формирования собственного

алгоритма

действий

для

достижения

поставленной

цели,

обогащён

социальный

опыт

коммуникации

с

обществом

и

взаимодействии

с

родителями в творческом процессе

Со стороны

родителей

Стали участниками воспитательного процесса.

Родители транслировали детям образец бережного отношения к игрушкам.

Демонстрировали способы изготовления народных игрушек;

На основе совместной деятельности (изготовление народных игрушек)

укрепились детско-родительские отношения.

Список методической литературы и интернет ресурсов

1. Народные художественные промыслы., общ. ред. М. А. Некрасовской и др., 2004.

2. Смирнова Е.О. Как играть с матрешкой // Психологическая наука и образование. –1997.

–№4.

3. Лысикова О.В. Музеи мира.– М.: Флинта: Наука. 2002.

4. Пантелеева Л.В. Музей и дети. – М: Дом ―Карапуз, 2000.

5. Рыжова Н.А., Логинова Л.В. Данюкова А.И. Мини-музей в детском саду.– М.:Линка-

Пресс, 2008.

6. Рыжова Н.А. Путешествие по мини-музеям детского сада. Учебный видеофильм и

методические рекомендации на DVD. – М.: Обруч, 2008.Мини-музеи природы

7. Столяров Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика. – М.: Высш. шк., 2004.

8. Трунова М. Секреты музейной педагогики: из опыта работы. / Дошкольное воспитание.

– 2006. – N 4. – С. 38–42.

9.Тельчаров А.Д. Основы музейного дела.– М.: Омега-Л,2005.

10.Юренева Т.Ю. Музееведение. – М.: Академический проект, 2004.



В раздел образования