Напоминание

"Существительные, которые имеют форму только множественного числа"


Автор: Балдина Людмила Павловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ СОШ с.Первомайское
Населённый пункт: с.Первомайское Туймазинский район Республика Башкоротостан
Наименование материала: Технологическая карта урока
Тема: "Существительные, которые имеют форму только множественного числа"
Раздел: среднее образование





Назад




ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

по теме Существительные, которые имеют форму только множественного числа

ФИО Балдина Людмила Павловна

Место работы МАОУ СОШ с.Первомайское

Должность Учитель русского языка и литературы

Предмет Русский язык

Класс 5

Тема и номер урока в теме 1 урок в данной теме

Базовый учебник "Русский язык. 5 класс". Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. В 2-х частях.

Авторы: Баранов М.Т., Л.А.Тростенцова, Ладыженская Т.А.и др. -М.: Просвещение, 2020.

Цель урока: знакомство с именами существительными, которые имеют форму только множественного числа

Планируемые результаты:

личностные: понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих и

моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьниками образования.

метапредметные: овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести

самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации,

полученной в результате чтения или аудирования.

предметные: знать лексические группы существительных, имеющих форму только множественного числа, уметь

соотносить их с определенной тематической группой; уметь отличать их от существительных, которые имеют две

формы числа; правильно произносить имена существительные, имеющие форму только множественного числа;

точно, уместно использовать указанные существительные в речи.

Формируемые УУД:

личностные: осваивать новые виды деятельности; осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

проявлять способность к самооценке своих действий; осознавать роль слова в выражении своих мыслей и чувств.

регулятивные: высказывать предположения на основе наблюдений; формулировать тему, проблему урока,

искать пути её решения; соотносить цели и результаты своей деятельности; определять степень успешности работы.

познавательные: выделять главное, свёртывать информацию до ключевых понятий

;

искать пути решения

проблемы, строить логически обоснованные рассуждения; группировать слова по самостоятельно выбранным

основаниям.

Тип урока Урок ознакомления с новым материалом

Формы работы учащихся Фронтальная, парная, групповая, индивидуальная

Техническое оборудование и наглядные средства обучения Ноутбук, колонки, аудиозапись песен для музыкального

диктанта, презентация, карточки с заданиями, шестиугольники для составления гексов.

Этапы урока

Ход урока

1.Мотивация

к

учебной

деятельности.

Ассоциации

"Бусы"

Вступительное слово:

-Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Давайте пожелаем друг другу удачи и

хорошего настроения!

Откроем рабочие тетради запишем дату, вид работы, оставим 2 строчки для темы.

- Скажите, какие ассоциации у вас возникают, когда вы видите бусы? (показывает)

(нарядно, дружно, вместе, нанизывать знания и др. ассоциации)

2.Актуализация изученного.

Орфографическая разминка

Орфографическая разминка

-Ребята, перед вами 2 ряда слов, в каждом слове пропущена буква. Вам нужно вставить

эти буквы, объяснить ваш выбор, руководствуясь правилом. Итак, начнем.

1. Ц…ркуль, ножниц… , ц…ган, предл…жение

2. Р…стение, …дание, расч…ска, сч…ты

- Ребята, к какой части речи относятся эти слова?

- Что такое имя существительное?

-Как изменяются имена существительные?

(Имена существительные относятся к мужскому, женскому и среднему роду, изменяются

по

числам,

падежам.

Бывают

нарицательные

и

собственные;

одушевленные

и

неодушевленные).

3.Фиксация

затруднений

(подведение

к

теме

и

целеполаганию)

-Молодцы, вы продемонстрировали хорошее знание темы «Имя существительное».

-Образуйте от каждого имени существительного форму единственного и множественного

числа. Что вы заметили? Какое мы можем сделать открытие?

(Имена существительные ЦИРКУЛЬ, ЦЫГАН, ПРЕДЛОЖЕНИЕ, РАСТЕНИЕ, ЗДАНИЕ,

РАСЧЕСКА имеют форму единственного и множественного числа, а существительные

НОЖНИЦЫ, СЧЕТЫ - только форму множественного числа.)

Открытие

1.

Не все существительные могут иметь два числа: единственное и множественное.

2.

Есть существительные, которые имеют форму только множественного числа.

4.Целеполагание

и

формулирование темы урока

- Обобщите свои знания о существительном, включая новый материал. Сформулируйте

тему сегодняшнего урока.

(-В русском языке есть имена существительные, которые имеют форму единственного и

множественного числа. Это мы знали раньше. Сегодня мы узнали, что есть имена

существительные, которые имеют форму только множественного числа. Значит, тема

сегодняшнего урока – «Имена существительные, которые имеют форму только

множественного числа».)

- Запишите тему в тетрадь.

- Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте для этого опорную

фразу, записанную на доске.

Знакомство с …;

Сформулируйте задачи урока:

Запомнить

Учиться находить…

и правильно употреблять… .

Цель урока: знакомство с именами существительными, которые имеют форму только

множественного числа;

Задачи: Запомнить лексические группы слов, имеющих форму только множественного

числа;

учиться находить их среди других существительных;

правильно употреблять их в речи.

5.Открытие

новых

- Ребята, у вас на столах на шестиугольниках записаны имена существительные.

знаний.

Прием

шестиугольного

обучения.

Скажите, что их объединяет?

(- Это все существительные, которые имеют форму только множественного числа.)

-Давайте

попробуем

определить,

что

обозначают

имена

существительные,

имеющие форму только множественного числа. У вас есть подсказка на

шестиугольниках. Поработайте в группах и составьте гекс "Лексические группы

существительных, имеющих форму только множественного числа"

(Приложение 1)

- К какому выводу вы пришли?

(-В русском языке есть имена сущ., которые употребляются только во мн.ч. К ним

относятся сущ., обозначающие составные (парные) предметы (ножницы, джинсы),

вещества (опилки, белила), отрезки времени и явления природы (будни,

заморозки), действия, процессы, события ( гастроли, крестины), игры (шашки,

нарды)и геогр. назв. (Альпы, Карпаты).

- А сейчас запишите в тетрадь этот вывод в виде схемы.

Тематические группы имён существительных только мн.ч.

(примерная схема)

-

Скажите,

пожалуйста,

какие морфологические категории есть у

имени

существительного?

(-Род, число, падеж, склонение)

– Определите у существительных в гексе род, склонение и падеж.

-К какому выводу вы пришли?

(- Все существительные стоят в именительном падеже. У существительных,

имеющих форму только множественного числа нельзя определить

род и

склонение.)

6.Физкультминутка "Умный

отдых"

Работа

с

сигнальными карточками

-А сейчас объявляется физкультминутка "Умный отдых". Я показываю карточку со

словом, если оно имеет оба числа, нужно встать, если это существительное, имеющее

форму только множественного числа- поднять руку.

Кабинеты, компании, качели, колени, консервы, ладоши, макароны, мурашки, небеса,

ножницы, лыжи, коньки, брюки, овощи, огрызки, оладьи, аплодисменты, очки,

пассажиры, пельмени, перила, поросята, салазки, сигареты, сосиски, тапочки, люди

(частичное обсуждение и орфоэпическая работа с отдельными формами слов).

7.Первичная

проверка

понимания изученного.

1.Найди четвертое лишнее

1)Джинсы, штаны, юбки, шорты

2) Шашки, шахматы, викторины, прятки

2.Музыкальный диктант. Выписать слова, употребляемые только во множественном

числе

1) Ах, вы сени, мои сени, сени новые мои.

2)Если я чешу в затылке – не беда! В голове моей опилки – да, да, да!

3)Позабыты хлопоты, остановлен бег, вкалывают роботы. а не человек.

-Проверьте правильность выполнения заданий по ключу на слайде. Объясните значение

выписанных слов, при затруднении обратитесь к словарю.

Сени – помещение между жилой частью дома и крыльцом в деревенских избах.

Опилки – мельчайшие частицы материала, образующиеся при его обработке пилой,

напильником.

Хлопоты – бесконечные занятия чем -нибудь с многочисленными заботами.

3.Работа

в

группах

по

карточкам

с

текстами

«Из

мира

простых

вещей». Задание. Прочитайте предложенный текст. Отгадайте, о каком предмете идет

речь.

Карточка 1

Эту ткань изготавливали в XVI веке в городе Генуя, который итальянцы называли

Дженовой. Из нее шили брюки для моряков, потом их стали экспортировать в

Калифорнию для пастухов и золотоискателей. Сейчас их носят люди всех возрастов.

Это… ___________ (джинсы).

Карточка 2

Кто и когда их изобрел – неизвестно. В Древней Греции для них использовали

отшлифованные кристаллы горного хрусталя. Родиной их все же считается Венеция –

царица зеркал и стеклянной посуды. На Руси их стали носить с XV века. Это...

_______ (очки)

Карточка 3

На ночном небе в созвездии Большого Пса есть звезда, которую можно видеть только

летом. В эту пору работать было тяжело из-за жары, и люди отдыхали. Этот летний

период и был назван по имени этой звезды. Позже школьники этим словом стали

называть и осенний отдых, и зимний, и весенний. Это _______(каникулы).

Обсуждение, запись слов.

8. Применение новых знаний

1.Составьте

гекс,

вписав

в

шестиугольники

разных

цветов

примеры

существительных, имеющих оба числа, и существительных, имеющих форму

только множественного числа, пользуясь упр.511

(Приложение 2)

Проверка, корректировка.

2. Деформированный текст. Посмотрите на предложения, записанные на карточках.

Все ли существительные записаны в них верно? Исправьте найденные ошибки.

Отец шёл рядом с лошадью и держал её за вожжу. (вожжи)

После летних каникул началась учебная будня. (начались учебные будни)

У девочки были красивые кудри.

Держась за перило, Сергей быстро взбежал по лестнице. (перила)

Афины – столица Греции.

В магазине я купил консерву. (консервы)

Проверка, самооценивание.

9. Контроль, самоконтроль,

коррекция

Выполните тест.

1.Найдите

в

предложении

существительное,

которое

употребляется

только

во

множественном числе: «Петр обмакнул перо в чернила и вывел первые строчки».

а)Петр

б) перо

в) чернила

г)строчки

2.В каком из словосочетаний используется собственное существительное, которое

употребляется только во множественном числе?

а) город Афины

б) озеро Байкал

в)созвездие Козерога

г)страна Италия

3.В каком из словосочетаний употреблено существительное, употребляемое только во

множественном числе?

а) Вкусные торты

б) длинные джинсы

в) голубые ленты

г) белоснежные скатерти

4. В каком фразеологизме употребляется существительное, имеющее форму только

множественного числа?

а) волосы становятся дыбом

б) словно грибы после дождя

в) как на дрожжах

г) нагнать холоду

5.Укажите ряд имен существительных, которые имеют форму только множественного

числа:

а) герои, сапоги, ножницы

б) Альпы, Карпаты, Кавказ

в) лыжи, вагоны, варежки

г) именины, прятки, очистки

- Проверьте по ключу правильность выполнения, поставьте оценки.

Ключ: 1-в 2-а 3-б 4-в 5-г

"5"- 5 правильных ответов

"4"- 4 правильных ответа

"3"- 3 правильных ответа

"2"- 1-2 правильных ответа

10.Домашнее задание

Разноуровневые задания:

1. Мини-исследование. В древнерусском языке было 3 числа: ед., мн.

и двойственное число. Какие слова вы бы отнесли к двойственному числу, обоснуйте

свой выбор.

2. Зайдите в магазин и найдите предметы- существительные, имеющие форму только

множественного числа, запишите их. Составьте и запишите с этими словами два

простых и два сложных предложения.

3. Упр.510 по учебнику

11.Подведение итогов урока,

рефлексия

-Прочитайте

предложение.

Что

объединяет

выделенные

слова?

Мне

в

жизни

приходилось

передвигаться

на

многих

видах

транспорта:

на

оленьих нартах по летней тундре, на сибирских санях и салазках, на собаках по зимней

тундре,

в розвальнях,

на

телеге,

на

самолёте,

на

льдине.

(В.Солоухин)

(-Это

сущ-е,

имеющие

форму

только

множественного

числа;

с

точки

зрения

лексического

значения

вид

транспорта)

– Что нового узнали на уроке? Что было важным? Какова была цель нашего урока?

Достигли ли мы ее? С какими затруднениями встретились?

(-Познакомились с именами существительными, которые имеют форму только

множественного числа; учились находить их среди других существительных, правильно

их произносить и использовать).

– Оцените свою работу на уроке, воспользовавшись алгоритмом самооценки.

-Ребята, у вас на столах лежит конверт. В нем вы найдете изображения трех предметов:

чемодана, мясорубки и корзины для мусора. Вы должны выбрать и оставить у себя

только тот рисунок, который считаете нужным. Рисунки эти обозначают следующее:

чемодан - на уроке чувствовал себя хорошо, и полученные знания пригодятся в

дальнейшем; мясорубка – не все понял на уроке, полученную информацию нужно дома

переработать; корзина – ничего не понял, знания не пригодятся.

Объявляю оценки, даю комментарий. Наш урок окончен. Всем спасибо! До свидания!

Приложение 1

Задачи:

запомнить лексические группы слов, имеющих форму только множественного числа;

научиться определять лексические группы существительных, имеющих форму только множественного числа.

Набор №1.

один шестиугольник с надписью "Существительные, имеющие форму только мн.числа"

шесть шестиугольников с названиями лексических групп слов, имеющих форму только мн.числа:1)вещества

2)парные и составные предметы 3)действия, процессы, события 4) отрезки времени и явления природы 5) игры 6)

географические названия

двенадцать шестиугольников с примерами существительных, имеющих форму только мн. числа ( белила, опилки,

ножницы, джинсы, гастроли, крестины, будни, заморозки, шашки, нарды, Альпы, Карпаты

Деятельность учащихся:

Ученики должны распределить примеры и выложить их к граням нужных шестиугольников. В процессе изучения

нового материала ученики сначала выкладывают шесть гексов вокруг шестиугольника с надписью «Существительные,

имеющие форму только мн.числа». Затем дети подбирают примеры и выкладывают их к соответствующим

шестиугольникам (вещества- белила, опилки; парные и составные предметы- ножницы, джинсы; действия, процессы,

события- гастроли, крестины; отрезки времени и явления природы- будни, заморозки;

игры- шашки, нарды;

географические названия- Альпы, Карпаты)). После того как гекс составлен, учащиеся защищают свою работу.

Приложение 2

Задача:

научиться отличать существительные, имеющие форму только множественного числа, от существительных,

имеющих оба числа

Набор №2.

один бесцветный шестиугольник с надписью "Число существительных"

один красный шестиугольник с надписью "существительные , которые имеют оба числа"

один синий шестиугольник с надписью "существительные которые имеют форму только мн.числа"

шесть пустых синих шестиугольников

восемь пустых красных шестиугольников

Деятельность учащихся:

Ученики должны выложить шестиугольники к граням одного цвета и вписать примеры из упражнения.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формы работы

Формируемые УУД

1.Мотивация

к

учебной

деятельности.

Ассоциации "Бусы"

Приветствует

учеников, проверяет

готовность к уроку,

эмоционально

настраивает на урок.

Здороваются

с

учителем и улыбаются

друг другу и учителю,

размещают

учебные

материалы на рабочем

месте,

демонстрируют

готовность к уроку.

Записывают

ассоциации.

Фронтальная

Личностные:

готовность и

способность к

саморазвитию и

мотивация к

познанию нового

Коммуникативные:

умение слушать и

понимать других

2.Актуализация

изученного.

Организует повторение

базового

Записывают

слова, объясняют

Индивидуальная,

фронтальная

Познавательные:

анализ объектов с

Орфографическая

разминка

теоретического

материала

вставленные

буквы, называют

орфограммы,

выполняют

самопроверку,

отвечают

на

поставленные

вопросы

целью выявления

признаков;

осознанное

построение речевого

высказывания.

Коммуникативные:

изложение своего

мнения;

аргументация своего

мнения

3.Фиксация

затруднений

(подведение к теме и

целеполаганию)

Подводит учащихся к

осознанию

противоречия.

Образуют формы ед.и

мн.ч., делают вывод,

высказывают свою

точку зрения

Фронтальная

Познавательные:

анализ объектов с

целью выявления

признаков;

осознанное

построение речевого

высказывания.

Регулятивные:

обнаруживать и

формулировать

проблему с помощью

учителя.

Коммуникативные:

изложение своего

мнения;

аргументация своего

мнения;

учет разных мнений;

участие в диалоге.

4.Целеполагание

и

формулирование

темы урока

Подводит к

формулировке темы

урока, цели и задач.

Осознают противоречие

и делают открытие.

Отвечают на вопросы

учителя.

Выявляют проблему,

которую надо решить.

Формулируют

тему

урока,

цель,

ставят

Фронтальная

Регулятивные:

определять цель;

планировать

деятельность с

помощью учителя

задачи.

5.Открытие

новых

знаний.

Прием

шестиугольного

обучения.

Предлагает

проанализировать

материал

для

наблюдений

и

формулировки

правила.

Анализируют материал.

Выделяют

тематические группы

имён существительных,

имеющих форму только

множественного числа,

составляют гекс.

После наблюдений в

группах высказывают

свои гипотезы. Делают

вывод. Составляют

схему

Групповая,

индивидуальная

Регулятивные:

Искать пути

решения проблемы;

прогнозировать,

корректировать свою

деятельность;

осуществлять

познавательную и

личностную

рефлексию.

Познавательные :

Владеть разными

видами чтения

(ознакомительным,

поисковым,

изучающим);

анализировать,

сравнивать, строить

логические

рассуждения, делать

выводы;

извлекать

информацию,

представленную в

разных видах

(рисунок, текст,

схема),

преобразовывать её

из одной формы в

другую (схема).

Коммуникативные :

свободно излагать

свои мысли в устной

форме;

слушать и слышать

других, быть

готовым

корректировать свою

точку зрения.

6.Физкультминутка

"Умный

отдых"

Работа

с

сигнальными

карточками

Предлагает ряд

существительных в

форме множественного

числа

Выбирают, пользуясь

алгоритмом,

существительные

только множественного

числа, выполняют

упражнения

Фронтальная

Познавательные:

анализ примеров

7.Первичная

проверка понимания

изученного.

Предлагает

ряд

тренировочных

заданий.

Уточняет

понимание задания.

Отмечает степень

вовлечённости

учащихся

в

работу на уроке.

Осуществляет

Выполняют

задания

индивидуально.

Записывают

существительные,

употребляемые

только

во мн.числе, выполняют

самопроверку

по

ключу,

работают

группах.

Индивидуальная,

групповая

Коммуникативные:

соблюдение правил

речевого поведения;

вступление в

учебный диалог с

одноклассниками.

Познавательные:

осознанное

построение речевого

индивидуальный

контроль

высказывания.

Регулятивные:

коррекция

результатов своей

деятельности.

8. Применение новых

знаний

Предлагает задания на

использование знаний в

новых условиях,

осуществляет контроль

Работают в парах,

индивидуально,

выполняют проверку,

корректируют

выполнение

Парная,

индивидуальная

Коммуникативные:

соблюдение правил

речевого поведения;

вступление в

учебный диалог с

одноклассниками.

Познавательные:

осознанное

построение речевого

высказывания.

Регулятивные:

коррекция

результатов своей

деятельности.

9.Контроль,

самоконтроль,

коррекция

Предлагает решить тест

и проверить усвоенные

на уроке знания

Выполняют тест,

проверяют по ключу

Индивидуальная

Личностные:

Самоусвоение,

определение того,

над чем нужно

поработать

Регулятивные:

Самооценка,

коррекция

результатов своей

деятельности.

10.Домашнее задание

Объясняет

разноуровневые

задания

Выбирают посильные

для себя задания

Фронтальная

Регулятивные:

выбор задания

определенного

уровня сложности,

умение объективно

оценивать степень

усвоения

11.Подведение итогов

урока, рефлексия

Организация

рефлексии. Обобщение

Составляют речевые

высказывания,

Фронтальная

Регулятивные:

соотносить цели и

сказанного.

Выставление оценок

оценивают свою работу

результаты своей

деятельности;

вырабатывать

критерии оценки и

определять степень

успешности работы.

Личностные:

Самооценка своих

действий



В раздел образования