Автор: Князькина Алёна Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №47
Населённый пункт: г.Сургут
Наименование материала: статья
Тема: "Книжка-игрушка - как средство развития речи"
Раздел: дошкольное образование
На современном этапе развития общество нуждается в образованной и
воспитанной личности. В соответствии с «Концепцией дошкольного воспита-
ния» основой воспитания и обучения в дошкольном детстве является овладение
речью. В данном документе отмечено, что дошкольное детство особенно сензи-
тивно к усвоению речи, и если определенный уровень овладения родным язы-
ком не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успеш-
но пройден на более поздних возрастных этапах.
Сформированная в России в течение многих десятилетий система до-
школьного образования в настоящее время претерпевает серьёзные изменения.
Разработан и вступил в силу Федеральный государственный образовательный
стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Эти изменения были необхо-
димы в связи с пониманием важности именно дошкольного образования для
дальнейшего успешного развития и обучения каждого ребенка, обеспечения ка-
чественного образования детей дошкольного возраста.
Требования Стандарта к результатам освоения программы представлены
в виде целевых ориентиров дошкольного образования. На этапе завершения до-
школьного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, выра-
жать свой мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей,
чувств, желания, выделять звуки в словах. Речевое развитие по-прежнему оста-
ется наиболее актуальным в дошкольном возрасте.
Особое значение в развитии дошкольников имеет диалог, в котором про-
являются и существуют межличностные отношения, содержательное общение,
обращенное к философским основам бытия, познанию и самопознанию. Диалог
важен для развивающейся личности дошкольника, он является школой овладе-
ния родным языком, средством социализации ребенка.
Непосредственное участие в диалоге осуществляется посредством диало-
гической речи, овладение которой является условием полноценного разви-
тия ребенка и его активности в общении с окружающими людьми.
Не случайно приоритетность задачи развития диалогической речи в рече-
вом образовании дошкольников признается ведущими специалистами в обла-
сти отечественной методики (М.М. Алексеева, О.С. Ушакова, В.И. Яшина и
др.). Тем не менее, изучение состояния работы по развитию диалогической
речи выявило недостатки в усвоении данной формы речи детьми младшего до-
школьного возраста, что затрудняет общение дошкольников со сверстниками и
взрослыми, мешает реализации развивающей функции диалога.
Проблемы развития диалогической речи в дошкольном детстве также
рассматривались в работах А.Г. Арушановой, Л.С. Выготского, Н.В. Дуровой,
С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной, А.Р. Лурии, А.А. Павловой,
Д.Б. Эльконина, Н.М. Юрьевой и др.
В настоящее время исследования педагогов и психологов (Н.С. Жукова,
Е.М. Мастюкова, Т.Р.Филичева, В.С.Мухина и др.) все чаще посвящены поиску
новых форм, метод и средств обучения детей родному языку.
Среди средств речевого развития исследователи выделяют: общение,
культурную языковую среду, художественную литературу, различные виды ис-
кусства, разнообразные игры.
Для нас, как для исследователей, большой интерес представляют книжки-
игрушки и возможности их использования в процессе развития диалогической
речи.
Опираясь на теоретические исследования в области психологии, можно
считать, что игра является ведущей деятельностью дошкольника. Важная роль
принадлежит игре в формировании и развитии творческих способностей ребён-
ка. Само понятие «игра» является объектом исследования ряда специальных
научных дисциплин: психологии, педагогики, философии и др. Анализ литера-
туры показывает, что сущность игры можно рассматривать с трех позиций:
форма общения (М.И.Лисина), способ усвоения деятельности взрослых
(Д.Б.Эльконин), проявление умственного развития (Ж.Пиаже). В игре для
ребёнка важен не результат, а сам процесс: проигрывая воображаемую ситуа-
цию, дети переживают реальные чувства и сопереживают своим героям; в игре
происходит «оживление» игрушек.
Процесс игры с современной книжкой-игрушкой происходит чаще всего
независимо от конкретного окружения и может осуществляться в разных усло-
виях. Новая ситуация, предлагаемая через дизайн-форму книжки-игрушки, яв-
ляется мощным источником мотивационного поведения ребёнка для познава-
тельной деятельности, его мыслительного процесса и поиска нестандартного
решения. В конечном счете, ожидаемый результат - победа над игровыми зада-
чами, предложенными дизайн-формой детской книжкой-игрушкой. Наиболее
интересен результат, когда ребёнок в процессе общения с книжкой-игрушкой
находит и предлагает свой вариант преобразования как самой книги, так и
предметной среды, окружающей его. При творческом подходе к объекту пред-
метной среды новизна открытия является одной из важных особенностей твор-
ческого развития личности ребёнка. Развитие способностей ребёнка ложится в
основу различных развивающих методик, направленных на образовательный
процесс (Н.А.Зайцева, Г.Домана, М.Монтессори, П.В.Тюленева). Книжка-
игрушка становится учебным материалом игровой окружающей среды для при-
влечения эмоционально-отзывчивых детей к книге.
Как отмечают современные исследователи, сегодня в практике работы до-
школьной образовательной организации педагоги по-прежнему склонны отда-
вать предпочтение НОД как основной форме организации речевого обучения
дошкольников в свою очередь, не замечая педагогического потенциала исполь-
зования книжек-игрушек в этом процессе.
На основании вышеизложенных положений определилось следующее про-
тиворечие: между значительными потенциальными возможностями книжек-
игрушек в развитии диалогической речи младших дошкольников и недостаточ-
но разработанной методикой организации данного процесса в ДОО.