Напоминание

"Книжка-игрушка - как средство развития речи"


Автор: Князькина Алёна Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №47
Населённый пункт: г.Сургут
Наименование материала: статья
Тема: "Книжка-игрушка - как средство развития речи"
Раздел: дошкольное образование





Назад




На современном этапе развития общество нуждается в образованной и

воспитанной личности. В соответствии с «Концепцией дошкольного воспита-

ния» основой воспитания и обучения в дошкольном детстве является овладение

речью. В данном документе отмечено, что дошкольное детство особенно сензи-

тивно к усвоению речи, и если определенный уровень овладения родным язы-

ком не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успеш-

но пройден на более поздних возрастных этапах.

Сформированная в России в течение многих десятилетий система до-

школьного образования в настоящее время претерпевает серьёзные изменения.

Разработан и вступил в силу Федеральный государственный образовательный

стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Эти изменения были необхо-

димы в связи с пониманием важности именно дошкольного образования для

дальнейшего успешного развития и обучения каждого ребенка, обеспечения ка-

чественного образования детей дошкольного возраста.

Требования Стандарта к результатам освоения программы представлены

в виде целевых ориентиров дошкольного образования. На этапе завершения до-

школьного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, выра-

жать свой мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей,

чувств, желания, выделять звуки в словах. Речевое развитие по-прежнему оста-

ется наиболее актуальным в дошкольном возрасте.

Особое значение в развитии дошкольников имеет диалог, в котором про-

являются и существуют межличностные отношения, содержательное общение,

обращенное к философским основам бытия, познанию и самопознанию. Диалог

важен для развивающейся личности дошкольника, он является школой овладе-

ния родным языком, средством социализации ребенка.

Непосредственное участие в диалоге осуществляется посредством диало-

гической речи, овладение которой является условием полноценного разви-

тия ребенка и его активности в общении с окружающими людьми.

Не случайно приоритетность задачи развития диалогической речи в рече-

вом образовании дошкольников признается ведущими специалистами в обла-

сти отечественной методики (М.М. Алексеева, О.С. Ушакова, В.И. Яшина и

др.). Тем не менее, изучение состояния работы по развитию диалогической

речи выявило недостатки в усвоении данной формы речи детьми младшего до-

школьного возраста, что затрудняет общение дошкольников со сверстниками и

взрослыми, мешает реализации развивающей функции диалога.

Проблемы развития диалогической речи в дошкольном детстве также

рассматривались в работах А.Г. Арушановой, Л.С. Выготского, Н.В. Дуровой,

С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной, А.Р. Лурии, А.А. Павловой,

Д.Б. Эльконина, Н.М. Юрьевой и др.

В настоящее время исследования педагогов и психологов (Н.С. Жукова,

Е.М. Мастюкова, Т.Р.Филичева, В.С.Мухина и др.) все чаще посвящены поиску

новых форм, метод и средств обучения детей родному языку.

Среди средств речевого развития исследователи выделяют: общение,

культурную языковую среду, художественную литературу, различные виды ис-

кусства, разнообразные игры.

Для нас, как для исследователей, большой интерес представляют книжки-

игрушки и возможности их использования в процессе развития диалогической

речи.

Опираясь на теоретические исследования в области психологии, можно

считать, что игра является ведущей деятельностью дошкольника. Важная роль

принадлежит игре в формировании и развитии творческих способностей ребён-

ка. Само понятие «игра» является объектом исследования ряда специальных

научных дисциплин: психологии, педагогики, философии и др. Анализ литера-

туры показывает, что сущность игры можно рассматривать с трех позиций:

форма общения (М.И.Лисина), способ усвоения деятельности взрослых

(Д.Б.Эльконин), проявление умственного развития (Ж.Пиаже). В игре для

ребёнка важен не результат, а сам процесс: проигрывая воображаемую ситуа-

цию, дети переживают реальные чувства и сопереживают своим героям; в игре

происходит «оживление» игрушек.

Процесс игры с современной книжкой-игрушкой происходит чаще всего

независимо от конкретного окружения и может осуществляться в разных усло-

виях. Новая ситуация, предлагаемая через дизайн-форму книжки-игрушки, яв-

ляется мощным источником мотивационного поведения ребёнка для познава-

тельной деятельности, его мыслительного процесса и поиска нестандартного

решения. В конечном счете, ожидаемый результат - победа над игровыми зада-

чами, предложенными дизайн-формой детской книжкой-игрушкой. Наиболее

интересен результат, когда ребёнок в процессе общения с книжкой-игрушкой

находит и предлагает свой вариант преобразования как самой книги, так и

предметной среды, окружающей его. При творческом подходе к объекту пред-

метной среды новизна открытия является одной из важных особенностей твор-

ческого развития личности ребёнка. Развитие способностей ребёнка ложится в

основу различных развивающих методик, направленных на образовательный

процесс (Н.А.Зайцева, Г.Домана, М.Монтессори, П.В.Тюленева). Книжка-

игрушка становится учебным материалом игровой окружающей среды для при-

влечения эмоционально-отзывчивых детей к книге.

Как отмечают современные исследователи, сегодня в практике работы до-

школьной образовательной организации педагоги по-прежнему склонны отда-

вать предпочтение НОД как основной форме организации речевого обучения

дошкольников в свою очередь, не замечая педагогического потенциала исполь-

зования книжек-игрушек в этом процессе.

На основании вышеизложенных положений определилось следующее про-

тиворечие: между значительными потенциальными возможностями книжек-

игрушек в развитии диалогической речи младших дошкольников и недостаточ-

но разработанной методикой организации данного процесса в ДОО.



В раздел образования