Автор: Сокурова Марина Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: Базарно-Карабулакского района Саратовской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Инновационные формы работы с родителями воспитанников ДОУ"
Раздел: дошкольное образование
«Современные инновационные формы работы с родителями
воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО»
Взаимодействие с семьями воспитанников
Установления взаимосвязи ДОУ и семьи является решающим условием обновления
системы дошкольного образования. Основной целью установления
взаимоотношений нашего ДОУ и семьи является создание единого пространства
семья – детский сад, в котором всем участникам педагогического процесса будет
комфортно, интересно, безопасно, полезно и эмоционально благополучно.
С целью построения эффективного взаимодействия семьи и ДОУ
педагогическим коллективом были создали следующие условия:
Социально-правовые: построение всей работы основывается на федеральных,
региональных, муниципальных нормативно-правовых документах, а также с
Уставом ДОУ, договорами сотрудничества, регламентирующими и
определяющими функции, права и обязанности семьи и дошкольного
образовательного учреждения;
Информационно-коммуникативными: предоставление родителям возможности
быть в курсе реализуемых программ, быть осведомленными в вопросах
специфики образовательного процесса, достижений и проблем в развитии
ребенка, безопасности его пребывания в ДОУ;
Перспективно-целевые: наличие планов работы с семьями на ближайшую и
дальнейшую перспективу, обеспечение прозрачности и доступности для
педагогов и родителей в изучении данных планов, предоставление права
родителям участвовать в разработке индивидуальных проектов, программ и
выборе точек пересечения семьи и ДОУ в интересах развития ребенка;
Потребностно-стимулирующие: взаимодействие семьи и дошкольного
образовательного учреждения строится на результатах изучения семьи.
Формы сотрудничества с семьей:
Работа с родителями реализуется через разнообразные формы: традиционные и
нетрадиционные, цель которых – обогатить родителей педагогическими знаниями.
Традиционные формы:
Коллективные (собрания, конференции, «Круглые столы» и др.
Индивидуальные (беседы с родителями, тематические консультации)
Наглядно – информационные (видеофрагменты организации различных видов
деятельности, режимных моментов, папки – передвижки, фотографии, выставки
детских работ и др.)
Нетрадиционные формы
Информационно – аналитические (проведение социальных срезов, опросов,
«Почтовый ящик»)
Досуговые (совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в
выставках)
Познавательные (семинары - практикумы, педагогическая гостиная,
проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные
педагогические журналы и др.)
Руководящая и организующая роль ДОУ по отношению к семье характеризуется
комплексом факторов:
1. планомерное, активное распространение педагогических знаний среди
родителей;
2. практическая помощь семье в воспитании детей;
3. организация пропаганды положительного опыта общественного и семейного
воспитания;
4. вовлечение родителей в педагогическую деятельность;
5. активизация их педагогического самообразования и др.
В основу совместной деятельности семьи и ДОУ положены следующие
принципы:
родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей;
это единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и
обучения детей;
помощь ребенку, уважение и доверие ему как со стороны педагогов, так и со
стороны родителей;
знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и
семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной
работе с детьми;
постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и дошкольного учреждения,
его промежуточных и конечных результатов.
Взаимоотношения с родителями строятся на основе добровольности,
демократичности, личной заинтересованности.
Отбор материала для работы с семьей подчинен нескольким основным позициям:
1. Родительское образование базируется на изучении психолого-педагогических
особенностей личности ребенка.
2. Материал, отобранный для изучения, доступен родительскому восприятию,
соответствует интересам родителей и возрастным особенностям их детей-
дошкольников.
3. Практические мероприятия с родителями соответствуют образовательным
целям определенного раздела программы, способствуют решению обозначенных в
программе задач.
4. Одним из главных принципов родительского образования является принцип
вариативности.
Педагогический коллектив ДОУ «Солнышко»» разработал модель системы
взаимодействия с семьей и определил основные направления работы:
1. Изучение семьи каждого воспитанника; изучение интересов, мнений и запросов
родителей, нереализуемых в других социальных институтах (семье и др.);
2. Обеспечение оптимальных условий для саморазвития и самореализации
родителей в освоении ими различных социальных ролей;
3. Использование опыта деятельности других ДОУ для построения модели
взаимодействия с родителями;
4. Расширение средств и способов работы с родителями;
5. Обеспечение пространства для личностного роста участников объединения,
создание особой творческой атмосферы.
6. Привлечение родителей к активному участию в деятельности ДОУ;
7. Изучение семейного опыта воспитания и обучения детей;
8. Просвещение родителей в области педагогики и детской психологии.
В годовом плане ДОУ выделен блок «Взаимодействие с семьей», где отражены
формы работы и тематика мероприятий с семьями воспитанников.
Немаловажным управленческим аспектом является ориентация на конечный
результат, на изучение уровня эффективности созданных условий,
обеспечивающих доступность родителей в образовательное пространство ДОУ. Для
этого в нашем ДОУ были разработаны критерии отслеживания результативности
функционирования и развития системы взаимодействия ДОУ и семьи. Для
получения объективных данных в ДОУ используются: анкеты, опросники, тесты,
изучение документации.
Полученные результаты позволяют отслеживать результативность
функционирования и развития системы взаимодействия ДОУ и семьи, выявлять
степень достижения цели на разных этапах деятельности.
Критерии эффективности взаимодействия ДОУ с семьей
Критерий 1
Уровень компетентности педагогов по вопросам взаимодействия с семьей.
Показатели:
o
Умение планировать собственную деятельность по взаимодействию с семьей на
основе глубокого анализа предыдущей деятельности, типа семьи, их интересов,
нужд и потребностей.
o
Умение применять на практике методики психолого-педагогической
диагностики: выявлять достоинства воспитательных воздействий конкретной
семьи, ее «проблемное поле», причины низкого воспитательного потенциала
семьи и т.д.).
o
Умение строить оптимальные взаимоотношения с родителями на основе
сотрудничества и взаимодействия.
o
Умение организовать правовое и психолого-педагогическое просвещение
родителей, выбрать соответствующие целям формы организации, методы и
приемы.
o
Умение вовлечь родителей в образовательный процесс ДОУ.
o
Умение выявить и обобщить передовой педагогический опыт.
Качественные характеристики проявления умений и навыков
Уровни
В процессе деятельности воспитателя, указанные умения и
навыки проявляются ярко, устойчиво
Оптимальный
В процессе деятельности воспитателя, указанные умения и
навыки проявляются в достаточной степени
Допустимый
Воспитатель испытывает недостаток указанных умений и
навыков, что создает проблемы в процессе его практической
деятельности с родителями
Критически
Критерий 2
Уровень сформированности условий, обеспечивающих включение семей в
образовательное пространство ДОУ.
Показатели:
o
Наличие нормативно - правовых документов, регламентирующих и
определяющих функции, права и обязанности семьи и дошкольного
образовательного учреждения;
o
Наличие банка данных педагогического опыта семей;
o
Наличие методических материалов по вопросам взаимодействия ДОУ с семьями
разных категорий;
o
Наличие социологических данных о контингенте семей воспитанников.
Критерий 3
Уровень удовлетворенности родителей качеством образовательных услуг в
ДОУ.
Показатели:
o
Полнота информации о целях и задачах дошкольного образовательного
учреждения в области воспитания, обучения и оздоровлении ребенка.
o
Степень осведомленности родителей в вопросах специфики образовательного
процесса, достижений и проблем в развитии ребенка, безопасности его
пребывания в ДОУ.
o
Информированность о видах образовательных услуг в ДОУ.
o
Удовлетворенность стилем взаимоотношений:- педагог – родитель;- педагог –
ребенок.
o
Удовлетворенность характером воспитания, обучения и оздоровления ребенка в
ДОУ.
o
Удовлетворенность содержанием знаний и умений, получаемых посредством
дошкольного образовательного учреждения по практике семейного воспитания.
o
Реализация потребности в дополнительных образовательных услугах.
o
Возможность участия в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.
o
Удовлетворенность уровнем подготовки ребенка к школе.
Качественные характеристики эффективности работы ДОУ с
семьей.
Уровни
Родители в полной мере удовлетворены качеством
образовательных услуг в ДОУ
Оптимальный
Удовлетворенность качеством образовательных услуг
частичная.
Допустимый
Родители неудовлетворенны качеством образовательных
услуг.
Критический
Критерий 4
Степень эффективности взаимодействия дошкольного образовательного
учреждения и семьи.
Показатели:
o
Рост воспитательного потенциала семьи.
o
Положительные тенденции в изменении характера семейных отношений.
o
Мотивационная готовность родителей к самообразованию в вопросах
воспитания и развития детей.
o
Активная субъектная позиция родителей.
o
Осознанное использование родителями педагогической науки и практики в
воспитании детей.
o
Расширение спектра совместных дел родителей и педагогического коллектива.
o
Увеличение охвата родителей разнообразными формами сотрудничества.
o
Изменение характера вопросов родителей к воспитателям и специалистам ДОУ
как показатель их педагогической компетентности.
o
Рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению и
активность их участия в них.
Качественные характеристики эффективности работы ДОУ с
семьей
Уровни
Результаты деятельности ДОУ с семьей существенны,
проявляются полно, ярко.
Оптимальный
Результаты деятельности удовлетворительны.
Допустимый
Работа с родителями ведется формально.
Критический
МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ
- Анкетирование.
- Беседы.
- Опросы.
- Интервьюирование.
- Маркетинговые исследования (соц. срезы).
- Стенды.
- Папки-передвижки.
- Выставки.
- Дни открытых дверей.
- Реклама ДОУ (информационные проспекты, буклеты).
- Конференции.
- «Школа для родителей».
- Выпуск газеты «Солнышко».
- «Телефон доверия».
- «Информационные корзины».
- Тематические выставки.
- Памятки для родителей.
- Открытые просмотры детской деятельности.
- Экскурсии по ДОУ.
- Фотоальбомы групп.
- Фотовыставки.
- Родительский комитет.
- Заключение договоров
с родителями.
- Советы педагогов с участием родителей.
- Участие родителей в разработке Программы развития МДОУ
- Праздники.
- Развлечения.
- Конкурсы, викторины, выставки.
- Дни здоровья.
- Совместные досуги.
- Консультации.
- Беседы.
- Родительские гостиные.
- Конференции.
- Посещения на дому.
- Организация выставок.
- Семинары-практикумы.
- Игровые тренинги.
- Библиотека для родителей.
- Создание совместных проектов.
- Разработка сайта ДОУ в Интернет.
- Творческие мастерские.
- Практикумы.
-«Встреча за круглым столом»
-«Вечера вопросов и ответов»
-Участие в мероприятиях ДОУ и группы
-Участие в общегородских мероприятиях
- «Встречи с интересными людьми»
- «Сладкий вечер»
Содержание направлений работы с семьёй по образовательным областям
Образовательная область «Здоровье»
· Объяснять родителям, как образ жизни семьи воздействует на здоровье
ребенка.
· Информировать родителей о факторах, влияющих на физическое здоровье
ребенка (спокойное общение, питание, закаливание, движения). Рассказывать о
действии негативных факторов (переохлаждение, перегревание, перекармливание
и др.), наносящих непоправимый вред здоровью малыша. Помогать родителям
сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье ребенка.
· Ориентировать родителей на совместное с ребенком чтение литературы,
посвященной сохранению и укреплению здоровья, просмотр соответствующих
художественных и мультипликационных фильмов.
· Знакомить родителей с оздоровительными мероприятиями, проводимыми в
детском саду. Разъяснять важность посещения детьми секций, студий,
ориентированных на оздоровление дошкольников. Совместно с родителями и при
участии медико-психологической службы детского сада создавать индивидуальные
программы оздоровления детей и поддерживать семью в их реализации.
Образовательная область «физическая культура»
· Разъяснять родителям (через оформление соответствующего раздела в «уголке
для родителей», на родительских собраниях, в личных беседах, рекомендуя
соответствующую литературу) необходимость создания в семье предпосылок для
полноценного физического развития ребенка.
· Ориентировать родителей на формирование у ребенка положительного отношения
к физкультуре и спорту; привычки выполнять ежедневно утреннюю гимнастику
(это лучше всего делать на личном примере или через совместную утреннюю
зарядку); стимулирование двигательной активности ребенка совместными
спортивными занятиями (лыжи, коньки, фитнес), совместными подвижными
играми, длительными прогулками в парк или лес; создание дома спортивного
уголка; покупка ребенку спортивного инвентаря (мячик, скакалка, лыжи, коньки,
велосипед, самокат и т.д.); совместное чтение литературы, посвященной спорту;
просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов.
· Информировать родителей об актуальных задачах физического воспитания детей
на разных возрастных этапах их развития, а также о возможностях детского сада в
решении данных задач.
· Знакомить с лучшим опытом физического воспитания дошкольников в семье и
детском саду, демонстрирующим средства, формы и методы развития важных
физических качеств, воспитания потребности в двигательной деятельности.
· Создавать в детском саду условия для совместных с родителями занятий
физической культурой и спортом, открывая разнообразные секции и клубы
(любителей туризма, плавания и пр.). Привлекать родителей к участию в
совместных с детьми физкультурных праздниках и других мероприятиях,
организуемых в детском саду .
Образовательная область «Безопасность»
· Показывать родителям значение развития экологического сознания как условия
всеобщей выживаемости природы, семьи, отельного человека, всего человечества.
· Знакомить родителей с опасными для здоровья ребенка ситуациями,
возникающими дома, на дороге, в лесу, у водоема, и способами поведения в них.
Направлять внимание родителей на развитие у детей способности видеть,
осознавать и избегать опасности,
· Информировать родителей о необходимости создания благоприятных и
безопасных условий пребывания детей на улице (соблюдать технику безопасности
во время игр и развлечений на каруселях, на качелях, на горке, в песочнице, во
время катания на велосипеде, во время отдыха у водоема и т.д.). Рассказывать о
необходимости создания безопасных условий пребывания детей дома (не держать
в доступных для них местах лекарства, предметы бытовой химии, электрические
приборы; содержать в порядке электрические розетки; не оставлять детей без
присмотра в комнате, где открыты окна и т.д.). Информировать родителей о том,
что должны делать дети в случае непредвиденной ситуации (звать на помощь
взрослых; называть свои фамилию и имя; при необходимости —фамилию, имя и
отчество родителей, адрес и телефон; при необходимости звонить по телефонам
экстренной помощи —«01», «02» и «03» и т. д.).
· Привлекать родителей к активному отдыху с детьми, расширяющему границы
жизни дошкольников и формирующему навыки безопасного поведения во время
отдыха. Помогать родителям планировать выходные дни с детьми, обдумывая
проблемные ситуации, стимулирующие формирование моделей позитивного
поведения в разных жизненных ситуациях.
· Подчеркивать роль взрослого в формировании поведения ребенка. Побуждать
родителей на личном примере демонстрировать детям соблюдение правил
безопасного поведения на дорогах, бережное отношение к природе и т.д.
Ориентировать родителей на совместное с ребенком чтение литературы,
посвященной сохранению и укреплению здоровья, просмотр соответствующих
художественных и мультипликационных фильмов.
· Знакомить родителей с формами работы дошкольного учреждения по проблеме
безопасности детей дошкольного возраста.
Образовательная область «Социализация»
· Знакомить родителей с достижениями и трудностями общественного воспитания в
детском саду.
· Показывать родителям значение матери, отца, а также дедушек и бабушек,
воспитателей, детей (сверстников, младших и старших детей) в развитии
взаимодействия ребенка с социумом, понимания социальных норм поведения.
Подчеркивагь ценность каждого ребенка для общества вне зависимости от его
индивидуальных особенностей и этнической принадлежности.
· Заинтересовывать родителей в развитии игровой деятельности детей,
обеспечивающей успешную социализацию, усвоение тендерного поведения.
· Помогать родителям осознавать негативные последствия деструктивного общения
в семье, исключающего родных для ребенка людей из контекста развития.
Создавать у родителей мотивацию к сохранению семейных традиций и зарождению
новых.
· Поддерживать семью в выстраивании взаимодействия ребенка с незнакомыми
взрослыми и детьми в детском саду (например, на этапе освоения новой
предметно-развивающей среды детского сада, группы —при поступлении в детский
сад, переходе в новую группу, смене воспитателей и других ситуациях), вне его
(например, в ходе проектной деятельности).
· Привлекать родителей к составлению соглашения о сотрудничестве, программы и
плана взаимодействия семьи и детского сада в воспитании детей. Сопровождать и
поддерживать семью в реализации воспитательных воздействий.
Образовательная область «Труд»
· Изучать традиции трудового воспитания, сложившиеся и развивающиеся в семьях
воспитанников.
· Знакомить родителей с возможностями трудового воспитания в семье и детском
саду; показывать необходимость навыков самообслуживания, помощи взрослым,
наличия у ребенка домашних обязанностей. Знакомить с лучшим опытом семейного
трудового воспитания посредством выставок, и других форм взаимодействия.
· Побуждать близких взрослых знакомить детей с домашним и профессиональным
трудом, показывать его результаты, обращать внимание на отношение членов
семьи к труду. Развивать у родителей интерес к совместным с детьми проектам по
изучению трудовых традиций, сложившихся в семье, а также родном городе (селе).
· Привлекать внимание родителей к различным формам совместной с детьми
трудовой деятельности в детском саду и дома, способствующей формированию
взаимодействия взрослых с детьми, возникновению чувства единения, радости,
гордости за результаты общего труда.
· Ориентировать родителей на совместное с ребенком чтение литературы,
посвященной различным профессиям, труду, просмотр соответствующих
художественных и мультипликационных фильмов.
· Проводить совместные с родителями конкурсы, акции по благоустройству и
озеленению территории детского сада, ориентируясь на потребности и
возможности детей и научно-обоснованные принципы и нормативы.
Образовательная область «Познание»
· Обращать внимание родителей на возможности интеллектуального развития
ребенка в семье и детском саду.
· Ориентировать родителей на развитие у ребенка потребности к познанию,
общению со взрослыми и сверстниками. Обращать их внимание на ценность
детских вопросов. Побуждать находить на них ответы посредством совместных с
ребенком наблюдений, экспериментов, размышлений, чтения художественной и
познавательной литературы, просмотра художественных, документальных
видеофильмов.
· Показывать пользу прогулок и экскурсий для получения разнообраз-. ньгх
впечатлений, вызывающих положительные эмоции и ощущения (зрительные,
слуховые, тактильные и др.). Совместно с родителями планировать, а также
предлагать готовые маршруты выходного дня к историческим, памятным местам,
местам отдыха горожан (сельчан).
· Привлекать родителей к совместной с детьми исследовательской, проектной и
продуктивной деятельности в детском саду и дома, способствующей
возникновению познавательной активности. Проводить совместные с семьей
конкурсы, игры-викторины.
Образовательная область «Коммуникация»
· Изучать особенности общения взрослых с детьми в семье. Обращать внимание
родителей на возможности развития коммуникативной сферы ребенка в семье и
детском саду.
· Рекомендовать родителям использовать каждую возможность для общения с
ребенком, поводом для которого могут стать любые события и связанные с ними
эмоциональные состояния, достижения и трудности ребенка в развитии
взаимодействия с миром и др.
· Показывать родителям ценность диалогического общения с ребенком,
открывающего возможность для познания окружающего мира, обмена ин-
формацией и эмоциями. Развивать у родителей навыки общения, используя
семейные ассамблеи, коммуникативные тренинги и другие формы взаимодействия.
Показывать значение доброго, теплого общения с ребенком, не допускающего
грубости; демонстрировать ценность и уместность как делового, так и
эмоционального общения. Побуждать родителей помогать ребенку устанавливать
взаимоотношения со сверстниками, младшими детьми; подсказывать, как легче
решить конфликтную (спорную) ситуацию..
· Привлекать родителей к разнообразному по содержанию и формам со-
трудничеству (участию в деятельности семейных и родительских клубов, ведению
семейных календарей, подготовке концертных номеров (родители - ребенок) для
родительских собраний, досугов детей), способствующе-му развитию свободного
общения взрослых с детьми в соответствии с познавательными потребностями
дошкольников.
Образовательная область «Чтение художественной литературы»
· Показывать родителям ценность домашнего чтения, выступающего способом
развития пассивного и активного словаря ребенка, словесного творчества.
· Рекомендовать родителям произведения, определяющие круг семейного чтения в
соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка.
Показывать методы и приемы ознакомления ребенка с художественной
литературой.
· Обращать внимание родителей на возможность развития интереса ребенка в ходе
ознакомления с художественной литературой при организации семейных театров,
вовлечения его в игровую деятельность, рисование. Ориентировать родителей в
выборе художественных и мультипликационных фильмов, направленных на
развитие художественного вкуса ребенка.
· Совместно с родителями проводить конкурсы, литературные гостиные и
викторины, театральные мастерские, работниками детской библиотеки,
направленные на активное познание детьми литературного наследия.
Поддерживать контакты семьи с детской библиотекой.
Образовательная область «Художественное творчество»
· На примере лучших образцов семейного воспитания показывать родителям
актуальность развития интереса к эстетической стороне окружающей
действительности, раннего развития творческих способностей детей. Знакомить с
возможностями детского сада, а также близлежащих учреждений дополнительного
образования и культуры в художественном воспитании детей.
· Поддерживать стремление родителей развивать художественную деятельность
детей в детском саду и дома; организовывать выставки семейного художественного
творчества, выделяя творческие достижения взрослых и детей.
· Организовывать семейные посещения музея изобразительных искусств,
выставочных залов, детской художественной галереи, мастерских художников и
скульпторов.
Образовательная область «Музыка»
· Знакомить родителей с возможностями детского сада, а также близлежащих
учреждений дополнительного образования и культуры в музыкальном воспитании
детей.
· Раскрывать возможности музыки как средства благоприятного "воздействия на
психическое здоровье ребенка. На примере лучших образцов семейного
воспитания показывать родителям влияние семейного досуга (праздников,
концертов, домашнего музицирования и др.) на развитие личности ребенка,
детско-родительских отношений
· Привлекать родителей к разнообразным формам совместной музыкально-
художественной деятельности с детьми в детском саду, способствующим
возникновению ярких эмоций, творческого вдохновения, развитию общения
(семейные праздники, концерты, занятия в театральной и вокальной студиях).
Организовывать в детском саду встречи родителей и детей с музыкантами и
композиторами, фестивали, музыкально-литературные вечера.
· Информировать родителей о концертах профессиональных и самодеятельных
коллективов, проходящих в учреждениях дополнительного образования и
культуры.
· Совместно с родителями планировать, а также предлагать готовые
маршруты выходного дня в концертные залы, музыкальные театры, музеи
музыкальных инструментов и пр.
Распределение сфер ответственности в работе с родителями
Направления деятельности заведующей ОУ и
старшего воспитателя
Периодичность
Формирование контингента детей
Единовременно
Заключение договоров
Единовременно
Организация работы Родительского комитета
4 заседания в год
Организация и проведение общих родительских
собраний
2 раза в год
Решение проблемных ситуаций
По мере возникновения
Отслеживание оплаты услуг
Постоянно
Составление плана работы с родителями
1 раз в год
Анализ работы Учреждения с родителями
1 раз в год
Накопление педагогического опыта по
взаимодействию с родителями
Постоянно
Информирование воспитателей о новинках в сфере
взаимодействия с семьей
Постоянно
Консультирование воспитателей
По мере необходимости
Рекомендации воспитателям по подготовке
наглядной информации для родителей
По мере возникновения
потребности
Контроль воспитательной работы с семьей
Постоянно
Направление деятельности воспитателя
Периодичность
Прием ребенка в группу, знакомство с родителями,
установление и поддержание контакта
Постоянно
Информирование родителей о состоянии, развитии
ребенка.
Постоянно
Организация и проведение родительских собраний
4 раза в год
Консультирование родителей
Постоянно
Посещение на дому (по согласию родителей)
Поквартально
Подготовка наглядной информации для родителей
Поквартально
Информирование родителей по организационным
вопросам, культурно – досуговые мероприятия,
дополнительные образовательные услуги
Постоянно
Привлечение родителей к участию в мероприятиях
ДОУ
По мере возникновения
необходимости
Проведение культурно–досуговых мероприятий
Единовременно
Обеспечение сохранности имущества ребенка
Постоянно
Решение проблемных ситуаций
Постоянно