Напоминание

"Инновационные формы работы с родителями воспитанников ДОУ"


Автор: Сокурова Марина Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: Базарно-Карабулакского района Саратовской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Инновационные формы работы с родителями воспитанников ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Современные инновационные формы работы с родителями

воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО»

Взаимодействие с семьями воспитанников

Установления взаимосвязи ДОУ и семьи является решающим условием обновления

системы дошкольного образования. Основной целью установления

взаимоотношений нашего ДОУ и семьи является создание единого пространства

семья – детский сад, в котором всем участникам педагогического процесса будет

комфортно, интересно, безопасно, полезно и эмоционально благополучно.

С целью построения эффективного взаимодействия семьи и ДОУ

педагогическим коллективом были создали следующие условия:

Социально-правовые: построение всей работы основывается на федеральных,

региональных, муниципальных нормативно-правовых документах, а также с

Уставом ДОУ, договорами сотрудничества, регламентирующими и

определяющими функции, права и обязанности семьи и дошкольного

образовательного учреждения;

Информационно-коммуникативными: предоставление родителям возможности

быть в курсе реализуемых программ, быть осведомленными в вопросах

специфики образовательного процесса, достижений и проблем в развитии

ребенка, безопасности его пребывания в ДОУ;

Перспективно-целевые: наличие планов работы с семьями на ближайшую и

дальнейшую перспективу, обеспечение прозрачности и доступности для

педагогов и родителей в изучении данных планов, предоставление права

родителям участвовать в разработке индивидуальных проектов, программ и

выборе точек пересечения семьи и ДОУ в интересах развития ребенка;

Потребностно-стимулирующие: взаимодействие семьи и дошкольного

образовательного учреждения строится на результатах изучения семьи.

Формы сотрудничества с семьей:

Работа с родителями реализуется через разнообразные формы: традиционные и

нетрадиционные, цель которых – обогатить родителей педагогическими знаниями.

Традиционные формы:

Коллективные (собрания, конференции, «Круглые столы» и др.

Индивидуальные (беседы с родителями, тематические консультации)

Наглядно – информационные (видеофрагменты организации различных видов

деятельности, режимных моментов, папки – передвижки, фотографии, выставки

детских работ и др.)

Нетрадиционные формы

Информационно – аналитические (проведение социальных срезов, опросов,

«Почтовый ящик»)

Досуговые (совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в

выставках)

Познавательные (семинары - практикумы, педагогическая гостиная,

проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные

педагогические журналы и др.)

Руководящая и организующая роль ДОУ по отношению к семье характеризуется

комплексом факторов:

1. планомерное, активное распространение педагогических знаний среди

родителей;

2. практическая помощь семье в воспитании детей;

3. организация пропаганды положительного опыта общественного и семейного

воспитания;

4. вовлечение родителей в педагогическую деятельность;

5. активизация их педагогического самообразования и др.

В основу совместной деятельности семьи и ДОУ положены следующие

принципы:

родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей;

это единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и

обучения детей;

помощь ребенку, уважение и доверие ему как со стороны педагогов, так и со

стороны родителей;

знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и

семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной

работе с детьми;

постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и дошкольного учреждения,

его промежуточных и конечных результатов.

Взаимоотношения с родителями строятся на основе добровольности,

демократичности, личной заинтересованности.

Отбор материала для работы с семьей подчинен нескольким основным позициям:

1. Родительское образование базируется на изучении психолого-педагогических

особенностей личности ребенка.

2. Материал, отобранный для изучения, доступен родительскому восприятию,

соответствует интересам родителей и возрастным особенностям их детей-

дошкольников.

3. Практические мероприятия с родителями соответствуют образовательным

целям определенного раздела программы, способствуют решению обозначенных в

программе задач.

4. Одним из главных принципов родительского образования является принцип

вариативности.

Педагогический коллектив ДОУ «Солнышко»» разработал модель системы

взаимодействия с семьей и определил основные направления работы:

1. Изучение семьи каждого воспитанника; изучение интересов, мнений и запросов

родителей, нереализуемых в других социальных институтах (семье и др.);

2. Обеспечение оптимальных условий для саморазвития и самореализации

родителей в освоении ими различных социальных ролей;

3. Использование опыта деятельности других ДОУ для построения модели

взаимодействия с родителями;

4. Расширение средств и способов работы с родителями;

5. Обеспечение пространства для личностного роста участников объединения,

создание особой творческой атмосферы.

6. Привлечение родителей к активному участию в деятельности ДОУ;

7. Изучение семейного опыта воспитания и обучения детей;

8. Просвещение родителей в области педагогики и детской психологии.

В годовом плане ДОУ выделен блок «Взаимодействие с семьей», где отражены

формы работы и тематика мероприятий с семьями воспитанников.

Немаловажным управленческим аспектом является ориентация на конечный

результат, на изучение уровня эффективности созданных условий,

обеспечивающих доступность родителей в образовательное пространство ДОУ. Для

этого в нашем ДОУ были разработаны критерии отслеживания результативности

функционирования и развития системы взаимодействия ДОУ и семьи. Для

получения объективных данных в ДОУ используются: анкеты, опросники, тесты,

изучение документации.

Полученные результаты позволяют отслеживать результативность

функционирования и развития системы взаимодействия ДОУ и семьи, выявлять

степень достижения цели на разных этапах деятельности.

Критерии эффективности взаимодействия ДОУ с семьей

Критерий 1

Уровень компетентности педагогов по вопросам взаимодействия с семьей.

Показатели:

o

Умение планировать собственную деятельность по взаимодействию с семьей на

основе глубокого анализа предыдущей деятельности, типа семьи, их интересов,

нужд и потребностей.

o

Умение применять на практике методики психолого-педагогической

диагностики: выявлять достоинства воспитательных воздействий конкретной

семьи, ее «проблемное поле», причины низкого воспитательного потенциала

семьи и т.д.).

o

Умение строить оптимальные взаимоотношения с родителями на основе

сотрудничества и взаимодействия.

o

Умение организовать правовое и психолого-педагогическое просвещение

родителей, выбрать соответствующие целям формы организации, методы и

приемы.

o

Умение вовлечь родителей в образовательный процесс ДОУ.

o

Умение выявить и обобщить передовой педагогический опыт.

Качественные характеристики проявления умений и навыков

Уровни

В процессе деятельности воспитателя, указанные умения и

навыки проявляются ярко, устойчиво

Оптимальный

В процессе деятельности воспитателя, указанные умения и

навыки проявляются в достаточной степени

Допустимый

Воспитатель испытывает недостаток указанных умений и

навыков, что создает проблемы в процессе его практической

деятельности с родителями

Критически

Критерий 2

Уровень сформированности условий, обеспечивающих включение семей в

образовательное пространство ДОУ.

Показатели:

o

Наличие нормативно - правовых документов, регламентирующих и

определяющих функции, права и обязанности семьи и дошкольного

образовательного учреждения;

o

Наличие банка данных педагогического опыта семей;

o

Наличие методических материалов по вопросам взаимодействия ДОУ с семьями

разных категорий;

o

Наличие социологических данных о контингенте семей воспитанников.

Критерий 3

Уровень удовлетворенности родителей качеством образовательных услуг в

ДОУ.

Показатели:

o

Полнота информации о целях и задачах дошкольного образовательного

учреждения в области воспитания, обучения и оздоровлении ребенка.

o

Степень осведомленности родителей в вопросах специфики образовательного

процесса, достижений и проблем в развитии ребенка, безопасности его

пребывания в ДОУ.

o

Информированность о видах образовательных услуг в ДОУ.

o

Удовлетворенность стилем взаимоотношений:- педагог – родитель;- педагог –

ребенок.

o

Удовлетворенность характером воспитания, обучения и оздоровления ребенка в

ДОУ.

o

Удовлетворенность содержанием знаний и умений, получаемых посредством

дошкольного образовательного учреждения по практике семейного воспитания.

o

Реализация потребности в дополнительных образовательных услугах.

o

Возможность участия в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.

o

Удовлетворенность уровнем подготовки ребенка к школе.

Качественные характеристики эффективности работы ДОУ с

семьей.

Уровни

Родители в полной мере удовлетворены качеством

образовательных услуг в ДОУ

Оптимальный

Удовлетворенность качеством образовательных услуг

частичная.

Допустимый

Родители неудовлетворенны качеством образовательных

услуг.

Критический

Критерий 4

Степень эффективности взаимодействия дошкольного образовательного

учреждения и семьи.

Показатели:

o

Рост воспитательного потенциала семьи.

o

Положительные тенденции в изменении характера семейных отношений.

o

Мотивационная готовность родителей к самообразованию в вопросах

воспитания и развития детей.

o

Активная субъектная позиция родителей.

o

Осознанное использование родителями педагогической науки и практики в

воспитании детей.

o

Расширение спектра совместных дел родителей и педагогического коллектива.

o

Увеличение охвата родителей разнообразными формами сотрудничества.

o

Изменение характера вопросов родителей к воспитателям и специалистам ДОУ

как показатель их педагогической компетентности.

o

Рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению и

активность их участия в них.

Качественные характеристики эффективности работы ДОУ с

семьей

Уровни

Результаты деятельности ДОУ с семьей существенны,

проявляются полно, ярко.

Оптимальный

Результаты деятельности удовлетворительны.

Допустимый

Работа с родителями ведется формально.

Критический

МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ

- Анкетирование.

- Беседы.

- Опросы.

- Интервьюирование.

- Маркетинговые исследования (соц. срезы).

- Стенды.

- Папки-передвижки.

- Выставки.

- Дни открытых дверей.

- Реклама ДОУ (информационные проспекты, буклеты).

- Конференции.

- «Школа для родителей».

- Выпуск газеты «Солнышко».

- «Телефон доверия».

- «Информационные корзины».

- Тематические выставки.

- Памятки для родителей.

- Открытые просмотры детской деятельности.

- Экскурсии по ДОУ.

- Фотоальбомы групп.

- Фотовыставки.

- Родительский комитет.

- Заключение договоров

с родителями.

- Советы педагогов с участием родителей.

- Участие родителей в разработке Программы развития МДОУ

- Праздники.

- Развлечения.

- Конкурсы, викторины, выставки.

- Дни здоровья.

- Совместные досуги.

- Консультации.

- Беседы.

- Родительские гостиные.

- Конференции.

- Посещения на дому.

- Организация выставок.

- Семинары-практикумы.

- Игровые тренинги.

- Библиотека для родителей.

- Создание совместных проектов.

- Разработка сайта ДОУ в Интернет.

- Творческие мастерские.

- Практикумы.

-«Встреча за круглым столом»

-«Вечера вопросов и ответов»

-Участие в мероприятиях ДОУ и группы

-Участие в общегородских мероприятиях

- «Встречи с интересными людьми»

- «Сладкий вечер»

Содержание направлений работы с семьёй по образовательным областям

Образовательная область «Здоровье»

· Объяснять родителям, как образ жизни семьи воздействует на здоровье

ребенка.

· Информировать родителей о факторах, влияющих на физическое здоровье

ребенка (спокойное общение, питание, закаливание, движения). Рассказывать о

действии негативных факторов (переохлаждение, перегревание, перекармливание

и др.), наносящих непоправимый вред здоровью малыша. Помогать родителям

сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье ребенка.

· Ориентировать родителей на совместное с ребенком чтение литературы,

посвященной сохранению и укреплению здоровья, просмотр соответствующих

художественных и мультипликационных фильмов.

· Знакомить родителей с оздоровительными мероприятиями, проводимыми в

детском саду. Разъяснять важность посещения детьми секций, студий,

ориентированных на оздоровление дошкольников. Совместно с родителями и при

участии медико-психологической службы детского сада создавать индивидуальные

программы оздоровления детей и поддерживать семью в их реализации.

Образовательная область «физическая культура»

· Разъяснять родителям (через оформление соответствующего раздела в «уголке

для родителей», на родительских собраниях, в личных беседах, рекомендуя

соответствующую литературу) необходимость создания в семье предпосылок для

полноценного физического развития ребенка.

· Ориентировать родителей на формирование у ребенка положительного отношения

к физкультуре и спорту; привычки выполнять ежедневно утреннюю гимнастику

(это лучше всего делать на личном примере или через совместную утреннюю

зарядку); стимулирование двигательной активности ребенка совместными

спортивными занятиями (лыжи, коньки, фитнес), совместными подвижными

играми, длительными прогулками в парк или лес; создание дома спортивного

уголка; покупка ребенку спортивного инвентаря (мячик, скакалка, лыжи, коньки,

велосипед, самокат и т.д.); совместное чтение литературы, посвященной спорту;

просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов.

· Информировать родителей об актуальных задачах физического воспитания детей

на разных возрастных этапах их развития, а также о возможностях детского сада в

решении данных задач.

· Знакомить с лучшим опытом физического воспитания дошкольников в семье и

детском саду, демонстрирующим средства, формы и методы развития важных

физических качеств, воспитания потребности в двигательной деятельности.

· Создавать в детском саду условия для совместных с родителями занятий

физической культурой и спортом, открывая разнообразные секции и клубы

(любителей туризма, плавания и пр.). Привлекать родителей к участию в

совместных с детьми физкультурных праздниках и других мероприятиях,

организуемых в детском саду .

Образовательная область «Безопасность»

· Показывать родителям значение развития экологического сознания как условия

всеобщей выживаемости природы, семьи, отельного человека, всего человечества.

· Знакомить родителей с опасными для здоровья ребенка ситуациями,

возникающими дома, на дороге, в лесу, у водоема, и способами поведения в них.

Направлять внимание родителей на развитие у детей способности видеть,

осознавать и избегать опасности,

· Информировать родителей о необходимости создания благоприятных и

безопасных условий пребывания детей на улице (соблюдать технику безопасности

во время игр и развлечений на каруселях, на качелях, на горке, в песочнице, во

время катания на велосипеде, во время отдыха у водоема и т.д.). Рассказывать о

необходимости создания безопасных условий пребывания детей дома (не держать

в доступных для них местах лекарства, предметы бытовой химии, электрические

приборы; содержать в порядке электрические розетки; не оставлять детей без

присмотра в комнате, где открыты окна и т.д.). Информировать родителей о том,

что должны делать дети в случае непредвиденной ситуации (звать на помощь

взрослых; называть свои фамилию и имя; при необходимости —фамилию, имя и

отчество родителей, адрес и телефон; при необходимости звонить по телефонам

экстренной помощи —«01», «02» и «03» и т. д.).

· Привлекать родителей к активному отдыху с детьми, расширяющему границы

жизни дошкольников и формирующему навыки безопасного поведения во время

отдыха. Помогать родителям планировать выходные дни с детьми, обдумывая

проблемные ситуации, стимулирующие формирование моделей позитивного

поведения в разных жизненных ситуациях.

· Подчеркивать роль взрослого в формировании поведения ребенка. Побуждать

родителей на личном примере демонстрировать детям соблюдение правил

безопасного поведения на дорогах, бережное отношение к природе и т.д.

Ориентировать родителей на совместное с ребенком чтение литературы,

посвященной сохранению и укреплению здоровья, просмотр соответствующих

художественных и мультипликационных фильмов.

· Знакомить родителей с формами работы дошкольного учреждения по проблеме

безопасности детей дошкольного возраста.

Образовательная область «Социализация»

· Знакомить родителей с достижениями и трудностями общественного воспитания в

детском саду.

· Показывать родителям значение матери, отца, а также дедушек и бабушек,

воспитателей, детей (сверстников, младших и старших детей) в развитии

взаимодействия ребенка с социумом, понимания социальных норм поведения.

Подчеркивагь ценность каждого ребенка для общества вне зависимости от его

индивидуальных особенностей и этнической принадлежности.

· Заинтересовывать родителей в развитии игровой деятельности детей,

обеспечивающей успешную социализацию, усвоение тендерного поведения.

· Помогать родителям осознавать негативные последствия деструктивного общения

в семье, исключающего родных для ребенка людей из контекста развития.

Создавать у родителей мотивацию к сохранению семейных традиций и зарождению

новых.

· Поддерживать семью в выстраивании взаимодействия ребенка с незнакомыми

взрослыми и детьми в детском саду (например, на этапе освоения новой

предметно-развивающей среды детского сада, группы —при поступлении в детский

сад, переходе в новую группу, смене воспитателей и других ситуациях), вне его

(например, в ходе проектной деятельности).

· Привлекать родителей к составлению соглашения о сотрудничестве, программы и

плана взаимодействия семьи и детского сада в воспитании детей. Сопровождать и

поддерживать семью в реализации воспитательных воздействий.

Образовательная область «Труд»

· Изучать традиции трудового воспитания, сложившиеся и развивающиеся в семьях

воспитанников.

· Знакомить родителей с возможностями трудового воспитания в семье и детском

саду; показывать необходимость навыков самообслуживания, помощи взрослым,

наличия у ребенка домашних обязанностей. Знакомить с лучшим опытом семейного

трудового воспитания посредством выставок, и других форм взаимодействия.

· Побуждать близких взрослых знакомить детей с домашним и профессиональным

трудом, показывать его результаты, обращать внимание на отношение членов

семьи к труду. Развивать у родителей интерес к совместным с детьми проектам по

изучению трудовых традиций, сложившихся в семье, а также родном городе (селе).

· Привлекать внимание родителей к различным формам совместной с детьми

трудовой деятельности в детском саду и дома, способствующей формированию

взаимодействия взрослых с детьми, возникновению чувства единения, радости,

гордости за результаты общего труда.

· Ориентировать родителей на совместное с ребенком чтение литературы,

посвященной различным профессиям, труду, просмотр соответствующих

художественных и мультипликационных фильмов.

· Проводить совместные с родителями конкурсы, акции по благоустройству и

озеленению территории детского сада, ориентируясь на потребности и

возможности детей и научно-обоснованные принципы и нормативы.

Образовательная область «Познание»

· Обращать внимание родителей на возможности интеллектуального развития

ребенка в семье и детском саду.

· Ориентировать родителей на развитие у ребенка потребности к познанию,

общению со взрослыми и сверстниками. Обращать их внимание на ценность

детских вопросов. Побуждать находить на них ответы посредством совместных с

ребенком наблюдений, экспериментов, размышлений, чтения художественной и

познавательной литературы, просмотра художественных, документальных

видеофильмов.

· Показывать пользу прогулок и экскурсий для получения разнообраз-. ньгх

впечатлений, вызывающих положительные эмоции и ощущения (зрительные,

слуховые, тактильные и др.). Совместно с родителями планировать, а также

предлагать готовые маршруты выходного дня к историческим, памятным местам,

местам отдыха горожан (сельчан).

· Привлекать родителей к совместной с детьми исследовательской, проектной и

продуктивной деятельности в детском саду и дома, способствующей

возникновению познавательной активности. Проводить совместные с семьей

конкурсы, игры-викторины.

Образовательная область «Коммуникация»

· Изучать особенности общения взрослых с детьми в семье. Обращать внимание

родителей на возможности развития коммуникативной сферы ребенка в семье и

детском саду.

· Рекомендовать родителям использовать каждую возможность для общения с

ребенком, поводом для которого могут стать любые события и связанные с ними

эмоциональные состояния, достижения и трудности ребенка в развитии

взаимодействия с миром и др.

· Показывать родителям ценность диалогического общения с ребенком,

открывающего возможность для познания окружающего мира, обмена ин-

формацией и эмоциями. Развивать у родителей навыки общения, используя

семейные ассамблеи, коммуникативные тренинги и другие формы взаимодействия.

Показывать значение доброго, теплого общения с ребенком, не допускающего

грубости; демонстрировать ценность и уместность как делового, так и

эмоционального общения. Побуждать родителей помогать ребенку устанавливать

взаимоотношения со сверстниками, младшими детьми; подсказывать, как легче

решить конфликтную (спорную) ситуацию..

· Привлекать родителей к разнообразному по содержанию и формам со-

трудничеству (участию в деятельности семейных и родительских клубов, ведению

семейных календарей, подготовке концертных номеров (родители - ребенок) для

родительских собраний, досугов детей), способствующе-му развитию свободного

общения взрослых с детьми в соответствии с познавательными потребностями

дошкольников.

Образовательная область «Чтение художественной литературы»

· Показывать родителям ценность домашнего чтения, выступающего способом

развития пассивного и активного словаря ребенка, словесного творчества.

· Рекомендовать родителям произведения, определяющие круг семейного чтения в

соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка.

Показывать методы и приемы ознакомления ребенка с художественной

литературой.

· Обращать внимание родителей на возможность развития интереса ребенка в ходе

ознакомления с художественной литературой при организации семейных театров,

вовлечения его в игровую деятельность, рисование. Ориентировать родителей в

выборе художественных и мультипликационных фильмов, направленных на

развитие художественного вкуса ребенка.

· Совместно с родителями проводить конкурсы, литературные гостиные и

викторины, театральные мастерские, работниками детской библиотеки,

направленные на активное познание детьми литературного наследия.

Поддерживать контакты семьи с детской библиотекой.

Образовательная область «Художественное творчество»

· На примере лучших образцов семейного воспитания показывать родителям

актуальность развития интереса к эстетической стороне окружающей

действительности, раннего развития творческих способностей детей. Знакомить с

возможностями детского сада, а также близлежащих учреждений дополнительного

образования и культуры в художественном воспитании детей.

· Поддерживать стремление родителей развивать художественную деятельность

детей в детском саду и дома; организовывать выставки семейного художественного

творчества, выделяя творческие достижения взрослых и детей.

· Организовывать семейные посещения музея изобразительных искусств,

выставочных залов, детской художественной галереи, мастерских художников и

скульпторов.

Образовательная область «Музыка»

· Знакомить родителей с возможностями детского сада, а также близлежащих

учреждений дополнительного образования и культуры в музыкальном воспитании

детей.

· Раскрывать возможности музыки как средства благоприятного "воздействия на

психическое здоровье ребенка. На примере лучших образцов семейного

воспитания показывать родителям влияние семейного досуга (праздников,

концертов, домашнего музицирования и др.) на развитие личности ребенка,

детско-родительских отношений

· Привлекать родителей к разнообразным формам совместной музыкально-

художественной деятельности с детьми в детском саду, способствующим

возникновению ярких эмоций, творческого вдохновения, развитию общения

(семейные праздники, концерты, занятия в театральной и вокальной студиях).

Организовывать в детском саду встречи родителей и детей с музыкантами и

композиторами, фестивали, музыкально-литературные вечера.

· Информировать родителей о концертах профессиональных и самодеятельных

коллективов, проходящих в учреждениях дополнительного образования и

культуры.

· Совместно с родителями планировать, а также предлагать готовые

маршруты выходного дня в концертные залы, музыкальные театры, музеи

музыкальных инструментов и пр.

Распределение сфер ответственности в работе с родителями

Направления деятельности заведующей ОУ и

старшего воспитателя

Периодичность

Формирование контингента детей

Единовременно

Заключение договоров

Единовременно

Организация работы Родительского комитета

4 заседания в год

Организация и проведение общих родительских

собраний

2 раза в год

Решение проблемных ситуаций

По мере возникновения

Отслеживание оплаты услуг

Постоянно

Составление плана работы с родителями

1 раз в год

Анализ работы Учреждения с родителями

1 раз в год

Накопление педагогического опыта по

взаимодействию с родителями

Постоянно

Информирование воспитателей о новинках в сфере

взаимодействия с семьей

Постоянно

Консультирование воспитателей

По мере необходимости

Рекомендации воспитателям по подготовке

наглядной информации для родителей

По мере возникновения

потребности

Контроль воспитательной работы с семьей

Постоянно

Направление деятельности воспитателя

Периодичность

Прием ребенка в группу, знакомство с родителями,

установление и поддержание контакта

Постоянно

Информирование родителей о состоянии, развитии

ребенка.

Постоянно

Организация и проведение родительских собраний

4 раза в год

Консультирование родителей

Постоянно

Посещение на дому (по согласию родителей)

Поквартально

Подготовка наглядной информации для родителей

Поквартально

Информирование родителей по организационным

вопросам, культурно – досуговые мероприятия,

дополнительные образовательные услуги

Постоянно

Привлечение родителей к участию в мероприятиях

ДОУ

По мере возникновения

необходимости

Проведение культурно–досуговых мероприятий

Единовременно

Обеспечение сохранности имущества ребенка

Постоянно

Решение проблемных ситуаций

Постоянно



В раздел образования