Автор: Романовская Елена Владимировна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: БУ "Междуреченский агропромышленный колледж"
Населённый пункт: п. Междуреченский, Кондинский район, ХМАО-Югра
Наименование материала: статья
Тема: ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ
Раздел: дошкольное образование
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ
РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ
В
данной
статье
рассмотрены
научные
основы,
особенности
формирования
просодической стороны речи у старших дошкольников с дизартрией..
Ключевые слова: логопедия, просодическая сторона речи, дизартрия, дошкольники,
методики, педагогика.
Дизартрия характеризуется нарушением произношения звука и просодической стороны
речи, собственно что обосновано наличием неврологической микросимптомы. Базой нарушения
при данном расстройстве имеют все шансы быть маленькие остаточные нарушения иннервации
суставного, голосового, дыхательного аппарата, которые выявляются лишь только при
углубленном неврологическом обследовании. При речевых признаках, кроме нарушения
произношения звука и фонематического слуха, имеются просодические расстройства: речь
монотонна, невыразительна, тон нередко невысокий, глас безветренный, темп речи замедлен или
же ускорен [1].
В работах Мастюковой, приуроченных к исследованию речи ребят с дизартрией,
замечены нарушения их темпа речи, а еще проблемы применения динамических, ритмических и
мелодических стрессов. Почти все ученые структуры недостатка при стертой дизартрии
показывают на устойчивые нарушения интонационной выразительности речи, процессов
восприятия и проигрывания интонационных структур предложения. В данном случае более
нетронутой считается имитация вопросительной и повествовательной интонации. Больше такого,
процесс слуховой дифференциации интонационных структур больше нарушен, чем процесс их
самостоятельной реализации [2]. Интонационно-экспрессивная расцветка речи у ребят со стертой
дизартрией быстро снижена. Глас мучается: он или безветренный, или очень громкий;
модуляции по возвышенности и мощи голоса не успешны (ребенок не имеет возможность
имитировать звуки высочайшим и невысоким голосом, имитируя глас животных). Тембр речи
нарушается и временами бывает замечена носовой колер. Темп речи нередко ускоряется. У кое-
каких ребят на фоне грудного регистра бывает замечена фистула, вдыхаемый с аспирацией, с
взлетом плеч; отмечается в ведущем грудное (верхне-ключичное) дыхание; ослабленный речевой
выдох. У кое-каких ребят выдох речи укорачивается, и они вдыхают - в данном случае речь
делается депрессивной. Ребяческая речь невыразительна, дикция размыта. Когда повествование
детской поэтической речи монотонно, помаленьку делается наименее разборчивым, глас
замирает. Имеются нарушения формирования интонационной структуры предложения, в то
время как процесс слуховой дифференциации интонационных структур больше нарушен, чем
процесс их самостоятельной реализации [4]. Специально проведенное изучение всевозможных
просодических компонент демонстрирует, что, в первую очередь, нарушается восприятие и
слуховая дифференциация интонационных структур. Почти все малыши с дизартрией чувствуют
затруднения в восприятии ритма отдельных ударов, акцентированных ударов. Задачки по
восприятию и проигрыванию интонаций недосягаемы большинству ребят с дизартрией,
потребуется функциональная поддержка зрелых. Малыши, совершающие промахи в восприятии
и проигрывании интонаций, не отмечают собственных промахов. Задачки по замене интонаций
(радости, грусти) на материале одной тирады не производятся. В кое-каких случаях задачки
недосягаемы при проверке закономерного стресса. Малыши с ослабленной дизартрией не имеют
все шансы отметить конкретное текст в предложении [5].
Слушая тирады с гиперболизированным закономерным ударением, малыши нередко не
различают концентрированное текст. При рассмотрении модуляции голоса по возвышенности и
мощи еще отмечаются кое-какие проблемы. Нельзя интонировать мелодии (на гласных) снизу
ввысь и сверху книзу. В кое-каких случаях нельзя поменять мощь голоса. В целом спектр
голосов у ребят со стертой дизартрией сужается (в границах 3-4 тонов). Предпосылкой
нарушения голоса при стертой дизартрии считается патология эфферентных и афферентных
звеньев контроля интонации. По причине невсеобъемлемости, конкретного лимитирования
случайных перемещений голосовых складок мускул диафрагмы, появляются нарушения,
которые относятся к эфферентному звену. Афферентная патология имеет место быть в
дефицитности кинестетического анализа, в несоблюдении проприоцептивного импульса со
стороны органов формирования голоса и дыхания [2].
Во множества исследовательских работах просодическая сторона речи ребят со стертой
дизартрией оценивается как чувственно бледная монотонность. Разборчивость речи видно
понижается с наращиванием речевой нагрузки. Глас ребят оценивается по грядущим чертам:
бессильный, немелодичный, дремучий, сиплый, однообразный, раздавленный, тупоумный,
интенсивный, прерывающийся, носовой, дурно модулированный. Эти признаки имеют все
шансы быть представлены при стертой дизартрии в всевозможных сочетаниях и разной степени
тяжести. Достаточно редчайшим признаком стертой дизартрии считается назализация (в чистом
виде), то есть не связанная с аденоидами. Изучения Е. Е. Артемовой выявили связь меж
степенью формирования просодического дизайна речевого выражения и степенью формирования
слуховых операций самоконтроля. Артемова воспользовалась приспособленную методологию
Дж. Паана для выявления возможности ребят выделять промахи в собственной речи.
Предоставленная способ разрешила создателю квалифицировать нрав просодических нарушений
у дошкольников: сенсорных, моторных, смешанных[4].
Моторная природа расстройства просодики установлена у ребят дошкольного возраста с
нарушением речи в случаях невысокой степени формирования просодики с необходимым
достаточным уровнем слухового самоконтроля. Сенсорная природа просодических нарушений
имеется у ребят, у коих нарушения просодики смешиваются с отсутствием слухового
самоконтроля. Смешанная (сенсомоторная) природа просодических расстройств выражается в
просодических расстройствах, образующихся на фоне образующегося слухового самоконтроля
(или оказавшегося на стадии автоматизации) [6].
Несоблюдение просодических компонентов речи считается ведущим и более стойким
симптомом дизартрии. Именно медико-интонационные расстройства в наибольшей степени
влияют на разборчивость, разборчивость, эмоциональную выразительность, в том числе на
семантическую структуру дизартрии.
Таким образом, логопедическая работа по устранению нарушений просодической
стороны речи не может ограничиваться чисто коррекционной задачей исправления лишь данного
недостатка. Она должна быть развивающей и включать в себя работу над развитием
артикуляционных и мимических движений, голоса, речевого дыхания, слухового внимания.
Список использованных источников
1.
Ворошнина Л. В. Коррекционная и специальная педагогика. Творческое и речевое
развитие гиперактивных детей: учеб. пособие для СПО / Л. В. Ворошнина. — 2-е изд. — М.:
Юрайт, 2019. — 291 с.
2.
Елеуова А.Е. Влияние компонентов просодики на речь при дизартрии // Научный
журнал. 2016. № 3. С. 54–56.
3.
Кожухова, Ю. В. Логопедический проект «Пластилиновые истории» [Текст] / Ю. В.
Кожухова // Дошкольная педагогика. — 2020. — №9. — С. 47-48.
4.
Куликовская, Татьяна Анатольевна Артикуляционная гимнастика в стихах и
картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей / Куликовская Татьяна
Анатольевна. - М.: ГНОМ и Д, 2016. - 647 c.
5.
Пахомова Ю.М., Полукарова А.А., Гилёва Н.В. Особенности просодической речи
старших дошкольников с дизартрией // Инновационная наука. 2016. №11-2.
6.
Шорохова М.В. Социально-психологический и акустический контекст проблемы
голоса и его нарушений // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2017. № S18. С.
51–56.