Напоминание

Устное народное творчество как средство нравственного воспитания младших школьников


Автор: Шугайло Анна Олеговна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №277 Кировского района
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Устное народное творчество как средство нравственного воспитания младших школьников
Раздел: начальное образование





Назад




Устное народное творчество как средство нравственного воспитания

младших школьников

Актуальность проблемы исследования.

Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из

приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально –

педагогическая

поддержка

становления

и

развития

высоконравственного,

ответственного, творческого инициативного, компетентного гражданина России.

Воспитание и нравственное развитие обучающихся является первостепенной

задачей современной образовательной системы и представляет собой важный

компонент социального заказа для образования. Нравственное воспитание

подрастающего поколения - одна из основных задач общества. Маленький

человек входит в сложный многогранный мир, в котором он встречается не

только с добром и справедливостью, героизмом и преданностью, но и с

предательством, нечестностью, корыстью. Ребенок должен научиться отличать

хорошее от плохого. Для этого необходимо сформировать человека с прочными

идейными убеждениями, высокой моралью, культурой труда и поведения.

Воспитывать и формировать миропонимание ребенка необходимо, когда его

жизненный опыт только начинает накапливаться. Именно в детстве определяется

направленность личности, появляются первые моральные установки, взгляды.

Общественная жизнь, явления, в ней происходящие, постоянно корректируют

содержание нравственного воспитания. Именно поэтому конкретная разработка

его всегда будет оставаться актуальной проблемой педагогики. При этом следует

учитывать также, что, конкретизируя содержание нравственного воспитания

подрастающего поколения, нужно не только иметь в виду достижения и

требования

сегодняшнего

дня,

но

и

предвидеть

задачи

будущего,

экстраполировать содержание на тот период, когда сегодняшний малыш станет

взрослым человеком.

Для того чтобы содержание воспитания было не только воспринято, но и

принято ребенком, необходимы адекватные методы, средства, педагогические

пути.

Содержание нравственного воспитания представляет собой свод этических

норм, которые являются моральным кодексом и своеобразной энциклопедией

педагогических знаний. Народ всегда прославлял такие нравственные качества,

как преданность Родине, любовь к своему народу, героизм, скромность, доброта,

вежливость, правдивость, дружелюбие и др.

Именно в раннем возрасте закладывается тот фундамент познавательной

деятельности, который обеспечит дальнейшее постижение тайн природы и

величие человеческого духа. По мнению ученых, ранний возраст обладает особой

благодатной восприимчивостью. У ребенка интенсивно формируется наглядно-

образное мышление и воображение, развивается речь, психическая жизнь

обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по

представлению. Появление некоторых обобщенных знаний о предметах и

явлениях является важным этапом в ознакомлении с окружающим миром через

устное народное творчество. Именно устное народное творчество содержит в

себе своеобразную программу нравственного воспитания.

Таким образом, нами была выбрана тема исследования: «Устное народное

творчество как средство воспитания нравственной культуры младших

школьников».

Цель

исследования: изучить

методику

работы

над

устным

народным

творчеством

как

средством

нравственного

воспитания

детей

младшего

школьного возраста.

Объект

исследования: учебно-воспитательный

процесс

на

уроках

литературного чтения в начальной школе.

Предмет

исследования: методика

работы

над

произведениями

устного

народного творчества как источником нравственных знаний.

Гипотеза

исследования: если

в

педагогическом

процессе

использовать

воспитательные возможности устного народного творчества, то это окажет

влияние на воспитания нравственной культуры детей младшего школьного

возраста.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

1.

изучить педагогическую и методическую литературу по исследуемой

проблеме;

2.

выявить нравственный потенциал произведений устного народного

творчества, изучающихся в курсе «Литературное чтение» в начальной школе;

3.

отобрать наиболее эффективные приемы работы над произведениями

устного народного творчества как источником нравственных знаний.

Для решения задач нашего исследования мы использовали следующие методы:

- изучение литературы;

- анализ;

- систематизация;

- обобщение.

Понятие «нравственная культура» и роль уроков литературного чтения в

ее воспитании

Понятие «нравственная культура» имеет очень широкий спектр толкования. В

настоящее время существуют два подхода к раскрытию сущности понятия

«нравственная культура». Первый начинается с раскрытия сущности родового

понятия - «культура», а второй подход - «нравственность».

Чтобы получить представление о том, что такое нравственная культура, прежде

всего нужно обратиться к этимологии слова «культура». В древнем мире

латинское слово «cultura» первоначально означало «возделывание земли», ее

«культивирование», т.е. изменения в природе под воздействием человека, его

деятельности. В дальнейшем под «культурой» стали понимать все созданное

человеком. В настоящее время существует несколько сотен определений, что

такое культура. В современной отечественной и зарубежной литературе термин

«культура» понимается как процесс очеловечивания, окультуривания природного

мира

и

самого

человека;

результат

процесса

окультуривания;

средство

окультуривания. Таким образом, следует отметить, что латинский термин

«культура»

применительно

к

человеку

также

является

взращиванием,

совершенствование и формированием

Культура - исторически определенный уровень развития общества, творческих

сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и

деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими

материальных и духовных ценностях. Культура в образовании выступает как его

содержательная составляющая, источник знаний о природе, обществе, способах

деятельности, эмоционально-волевого и ценностного отношения человека к

окружающим людям, труду и общению. Принимая во внимание данное

определение, мы будем понимать под культурой процесс, средство и результат

образования и воспитания

Понятие нравственной культуры тесно связано с терминами «мораль» и

«нравственность», которые по сути своей синонимичны. Этимологическое

значение понятия «нравственность» связано с объяснением латинского слова

«moralis», которое обозначает «нравственный» как систему принципов и норм

поведения, определяющих отношения людей друг к другу, к обществу и

отдельным

классам,

и

как

правила

нравственного

поведения.

Основой

интерпретации нравственности выступает не разум, а религиозная вера. На фоне

идеи любви получает свое выражение «золотое правило нравственности»: « И так

во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с

ними...» Таким образом, в современной педагогике считается, что нравственность

– это особая форма общественного сознания и вид общественных отношений,

один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью

норм. В отличие от простых норм или традиций, нравственные нормы получают

обоснование в виде идеалов добра и зла, справедливости, сочувствия, готовности

прийти на помощь Целью и основным результатом организации процесса

нравственного воспитания, главным показателем его эффективности является

формирование

нравственной

культуры

личности.

По

мнению

В.А.

Сухомлинского,

нравственная

культура

личности

это

грань,

момент

общественной сущности человека, отражающий моральный потенциал личности,

который заключается в осознании общественно значимой связи с миром и

другими людьми, а также в специфических способах освоения и воспроизводства

нравственных отношений. Важность практической деятельности подчеркивает

и Н.И. Болдырев.

Он считал, что включение личности в различные виды

деятельности

создает

возможность

формировать

нравственное

сознание,

развивать нравственные чувства, вырабатывать навыки и привычки проявления

моральных качеств. Также особое значение он уделял целенаправленному

овладению учащимися знаниями моральных норм и принципов. Раскрытие

сущности и содержания современного понятия «нравственная культура личности»

требует анализа существующих взглядов на проблему. Некоторые авторы (Л.М.

Архангельский, В.М. Соколов, и другие) рассматривают нравственную культуру

как единство, как связь и взаимодействие сознания и поведения, как гармонию

культуры нравственного сознания и моральных аспектов поведения. А.С. Зубра

отождествляет нравственную культуру с нравственной зрелостью личности, со

степенью усвоения нравственных норм. И.И. Казимирская, Н.Е. Щуркова сводят

нравственную культуру к «нравственной деятельности», включая в ее содержание

нравственные отношения, нравственное сознание и нравственное поведение.

Словарь по этике дает нам такое определение нравственной культуры личности:

нравственная культура личности – степень восприятия индивидом нравственного

сознания и культуры общества, показатель того, насколько глубоко и органично

требования

нравственности

воплотились

в

поступках

человека

благодаря

формирующему

влиянию

общества

и

самовоспитанию.

Таким

образом,

нравственная культура личности – сложная программа, включающая освоенный

опыт человечества, который помогает поступать нравственно в традиционных

ситуациях, а также творческие элементы сознания – нравственный разум,

интуицию, способствующие принятию морального решения в проблемных

ситуациях.

Нравственная культура – синтезирующая характеристика духовных качеств

человека. Она охватывает все сферы человека, как духовную, так и волевую, все

его поведенческие проявления, являясь интегральной характеристикой личности;

определяет существования и функционирования человека в соответствии с

системой моральных ценностей, принципов, норм, идеалов, потребностей и

способностей.

Из

представленных

позиций

в

рассмотрении

структуры

нравственной культуры можно сделать вывод: нравственная культура личности -

это единая структура, и говорить о ее сформированности при отсутствии хотя бы

одного из элементов невозможно .

Степень овладения нравственными понятиями у детей различна, что связано с

общим развитием ребенка, его жизненным опытом. В этом плане велика роль

уроков чтения. Часто мы говорим: «Книга – это открытие мира». Действительно,

читая, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со

сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово

воздействует не только на сознание, но и на чувство и поступки ребенка.

Поэтому

можно

говорить,

что

литературное

чтение

может

оказывать

комплексное воздействие на все стороны личности человека. Оно формирует

эстетическое и нравственное чувства, мировоззрение, даёт гигантский объём

разнообразной информации. Но для того чтобы это воздействие осуществлялось,

надо сформировать «квалифицированного», подготовленного читателя. Эта

задача решается в процессе литературного образования в школе. Литературное

чтение – один из основных предметов в обучении младших школьников. Цель

курса «Литературное чтение» в начальной школе — нравственно-эстетическое

воспитание и развитие учащихся в процессе формирования способности

полноценно и глубоко воспринимать художественную литературу на основе

изучения её теории и практики анализа художественного текста.

Возможность достижения данной цели объясняется двойственной природой

учебного предмета «Литературное чтение». Литература как часть культуры

знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и

человечества и способствует формированию у детей личностных качеств,

соответствующих национальным и общечеловеческим нравственным образцам.

Литература как вид искусства способствует глубокому, личностному освоению

этих ценностей, поскольку в процессе восприятия художественного текста

участвуют и разум, и чувства, и воля, а значит, происходит процесс общего и

нравственного развития личности ребёнка, его воспитание.

Основные

действующие

программы

начальной

школы

реализуют

воспитательный потенциал урока литературного чтения.

Авторы учебника «Литературное чтение» Н.А. Чуракова, Ю. Свиридова

(УМК Л.В. Занкова) так формируют задачу курса литературного чтения по

воспитанию

нравственной

культуры: освоение

учениками-читателями

нравственных

ценностей,

содержащихся

в

художественном

произведении,

осмыслении

нравственных

понятий,

формирование

нравственных

качеств

личности.

Эта задача реализуется и в УМК «Школа России» (авторы учебника

«Литературное чтение»Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова). Главное

назначение начальной школы – воспитательное. Оно состоит в целенаправленном

формировании

высоконравственной,

гармонично

развивающейся

личности

младшего школьника. Начальная школа обязана средствами каждого учебного

предмета воспитывать лучшие нравственные качества, любовь к Отечеству,

своему народу, его языку, духовным ценностям и природе, уважительное

отношение к другим народам и их национальным культурам; способствовать

разностороннему и гармоничному развитию младших школьников, раскрытию их

творческих способностей. Важнейшая роль в реализации целей и задач, стоящих

перед

начальной

школой,

принадлежит

изучению

родного

языка.

«...Преподавание отечественного языка в первоначальном обучении составляет

предмет главный, центральный, входящий во все другие предметы и собирающий

их... результаты.

В УМК «Школа 2010» (авторы учебника «Литературное чтение» - Р.Н.

Бунеев, Е.В. Бунеева) тоже подчеркивается ведущая роль литературного чтения

в воспитании нравственной культуры школьников. Цель уроков литературного

чтения - введение детей через литературу в мир человеческих отношений,

нравственно-этических

ценностей;

воспитание

личности

со

свободным

и

независимым мышлением; формирование эстетического вкуса. Особую роль в

нравственном воспитании младших школьников играют произведения устного

народного творчества.

Фольклор как сфера словесного искусства

Термин

«фольклор»

переводе

«народная

мудрость»)

впервые

ввел

английский ученый У.Дж. Томс в 1846. Поначалу этот термин охватывал всю

духовную (верования, танцы, музыка, резьба по дереву и пр.), а иногда и

материальную (жилье, одежда) культуру народа. В современной науке нет

единства в трактовке понятия «фольклор». Иногда оно употребляется в

первоначальном

значении:

составная

часть

народного

быта,

тесно

переплетающаяся с другими его элементами. С начала 20 в. термин используется

и в более узком, более конкретном значении: словесное народное творчество.

Фолькло

́

р (англ. folklore) – народное творчество, чаще всего именно устное;

художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его

жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах

произведения (предания, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос), народная

музыка

(песни,

инструментальные

наигрыши

и

пьесы),

театр

(драмы,

сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и

декоративно-прикладное искусство.

Фольклор – это коллективное и основанное на традициях творчество групп и

индивидуумов, определяемое надеждами и чаяниями общества, являющееся

адекватным выражением их культурной и социальной самобытности.

По мнению Б.Н. Путилова, существует пять основных вариантов значений

понятия «фольклор»:

1. фольклор как совокупность, многообразие форм традиционной культуры, то

есть синоним понятия «традиционная культура»;

2. фольклор как комплекс явлений традиционной духовной культуры,

реализуемый в словах, идеях, представлениях, звучаниях, движениях. Помимо

собственно художественного творчества охватывает и то, что можно назвать

менталитетом, традиционными верованиями, народной философией жизни;

3. фольклор как явление художественного творчества народа;

4. фольклор как сфера словесного искусства, то есть область устного народного

творчества;

5. фольклор как явления и факты вербальной духовной культуры во всем их

многообразии.

Наиболее узким, но и наиболее устойчивым из этих определений оказывается

то, которое связывает его в основном с жанрами устного народного творчества, то

есть с вербальным, словесным выражением. Это действительно наиболее развитая

сфера фольклористики, внесшая огромный вклад в развитие науке о литературе –

прямом потомке, «продолжателе» устного народного творчества, генетически с

ним связанном. В нашей работе мы используем одно из значений – это фольклор

как сфера словесного искусства, то есть область устного народного творчества.

Древнейшие виды словесного искусства возникли в процессе формирования

человеческой речи в эпоху верхнего палеолита. Словесное творчество в древности

было тесно связано с трудовой деятельностью человека и отражало религиозные,

мифические, исторические представления, а также зачатки научных знаний.

Обрядовые действия, посредством которых первобытный человек стремился

повлиять на силы природы, на судьбу, сопровождались словами: произносились

заклинания, заговоры, к силам природы обращались с различными просьбами или

угрозами. Искусство слова было тесно связано с другими видами первобытного

искусства – музыкой, танцами, декоративным искусством. В науке это называется

«первобытным синкретизмом» Следы его и сейчас заметны в фольклоре.

По мере того, как у человечества накапливался все более значительный

жизненный опыт, который необходимо было передать следующим поколениям,

увеличивалась роль вербальной информации. Выделение словесного творчества в

самостоятельный вид искусства – важнейший шаг в предыстории фольклора.

Фольклор был словесным искусством, органически присущим народному быту.

Различное назначение произведений породило жанры, с их разнообразными

темами, образами, стилем. В древнейший период у большинства народов

бытовали родовые предания, трудовые и обрядовые песни, мифологические

рассказы,

заговоры.

Решающим

событием,

проложившим

рубеж

между

мифологией и собственно фольклором, стало появление сказки, сюжеты которой

осознавались как вымысел.

В античном и средневековом обществе складывался героический эпос.

Возникали также легенды и песни, отражающие религиозные верования

(например, русские духовные стихи). Позднее появились исторические песни,

изображающие реальные исторические событии и героев, такими, какими они

остались в народной памяти. С изменениями в социальной жизни общества в

русском фольклоре возникали и новые жанры: солдатские, ямщицкие, бурлацкие

песни. Рост промышленности и городов вызвал к жизни романсы, анекдоты,

рабочий, школьный и студенческий фольклор.

На протяжении тысячелетий у всех народов фольклор был единственной

формой поэтического творчества. Но и с появлением письменности в течение

многих веков, вплоть до периода позднего феодализма, устное поэтическое

творчество было широко распространено не только среди трудового народа, но и

среди

высших

слоев

общества:

дворянства,

духовенства.

Возникнув

в

определенной

социальной

среде,

произведение

могло

стать

всенародным

достоянием. Фольклор – это создаваемая народом и бытующая в народных

массах поэзия, в которой он отражает

свою трудовую деятельность,

общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культы и верования.

В фольклоре воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его

поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, протест

против эксплуатации и гнета, мечты о справедливости и счастье.

Роль фольклора в воспитании школьников велика: произведения фольклора

дают богатейшие возможности для умственного развития, и в особенности для

эстетического и нравственного воспитания учащихся. Народное творчество

вбирает в себя жизненный опыт, коллективную мудрость, пропагандируя высокие

нравственные нормы и эстетические идеалы. Фольклор дает детям самые главные

и простые понятия о жизни и о людях. Он отражает общее интересное и

насущное,

то,

что

затрагивает

всех

и

каждого:

труд

человека,

его

взаимоотношения

с

природой,

жизнь

в

коллективе.

Детям

импонирует

свойственная народному творчеству поэтизация природы, удивление перед ее

могуществом и красотой, восхищение силой рук и ума человека. Фольклор

воспитывает у детей эстетическое отношение к природе, к труду, ко всей

окружающей

действительности,

учит

видеть

прекрасное

в

человеческих

отношениях.

Жанры фольклора и их воспитательный потенциал

Любой фольклор берет свое начало в малых жанрах, в число которых входят

пословицы и поговорки, загадки, пестушки (потешки), небылицы, считалки,

скороговорки и частушки.

Под пословицей понимают

меткое

образное

изречение

назидательного

характера, типизирующее самые различные явления жизни и имеющее форму

законченного предложения.

Пословицы

удовлетворяли

многие

духовные

потребности

трудящихся:

познавательно-интеллектуальные

(образовательные),

производственные,

эстетические, нравственные и др.

Пословицы – не старина, не прошлое, а живой голос народа: народ сохраняет в

своей памяти только то, что ему необходимо сегодня и потребуется завтра. Когда

в пословице говорится о прошлом, оно оценивается с точки зрения настоящего и

будущего – осуждается или одобряется в зависимости от того, в какой мере

прошлое, отраженное в афоризме, соответствует народным идеалам, ожиданиям и

чаяниям.

Пословица создается всем народом, поэтому выражает коллективное мнение

народа. В ней заключена народная оценка жизни, наблюдения народного ума.

Удачный афоризм, созданный индивидуальным умом, не становится народной

пословицей, если он не выражает мнение большинства.

Народные пословицы имеют форму, благоприятную для запоминания, что

усиливает их значение как этнопедагогического средства. Пословицы прочно

ложатся в память. Их запоминание облегчается игрой слов, разными созвучиями,

рифмами, ритмикой, порой весьма искусной. Конечной целью пословиц всегда

было воспитание, они с древнейших времен выступали как педагогические

средства. С одной стороны они содержат педагогическую идею, с другой –

оказывают воспитательное влияние, несут образовательные функции: повествуют

о средствах, методах воспитательного влияния, соответствующих представлениям

народа, дают характерологические оценки личности – положительные и

отрицательные, которые, определяя так или иначе цели формирования личности,

содержат призыв к воспитанию, самовоспитанию и перевоспитанию, осуждают

взрослых,

пренебрегающих

своими

священными

обязанностями

педагогическими и т.д.

В пословицах много материала практического характера: житейские советы,

пожелания в труде, приветы и др.

Наиболее распространенная форма пословиц – наставления. С педагогической

точки зрения интересны наставления трех категорий: поучения, наставляющие

детей и молодежь в добрых нравах, в том числе и правила хорошего тона;

поучения, призывающие взрослых к благопристойному поведению, и, наконец,

наставления особого рода, содержащие педагогические советы, констатирующие

результаты

воспитания,

что

является

своеобразной

формой

обобщения

педагогического

опыта.

В

них

содержится

огромный

образовательно-

воспитательный

материал

по

вопросам

воспитания.

Положительные

и

отрицательные черты личности по пословицам представляются как цели

воспитания и перевоспитания, предполагающие всемерное улучшение поведения

и характера людей. При этом примечательно, что все народы признают

беспредельность человеческих совершенств. Любой человек, как бы он ни был

совершенен, может подняться еще на одну ступеньку совершенства. Эта

ступенька ведет не только человека, но и человечество к прогрессу. Многие

пословицы являются мотивированными и аргументированными призывами к

самосовершенствованию.

Поговорка – из простейших поэтических произведений, каковы басня или

пословица, могут выделиться и самостоятельно перейти в живую речь, элементы

в которых сгущают их содержание; это – не отвлечённая формула идеи

произведения, но образный намёк на неё, взятый из самого произведения и

служащий его заместителем (напр., «свинья под дубом», или «собака на сене»,

или «он выносит сор из избы»)

Поговорка, в отличие от пословицы, не содержит обобщающий поучительный

смысл.

Пословицы

и

поговорки

представляют

собой

сравнительные

или

иносказательные высказывания и содержат в себе житейскую мудрость народа.

Из этих двух росточков, метафор (в загадках) и образных сравнений (в

поговорках), и вырастает народная поэзия.

В «Литературной энциклопедии» загадка характеризуется как «замысловатое

поэтическое

описание

какого-либо

предмета

или

явления, испытывающее

сообразительность отгадывающего». В основе разных определений загадки одни

и те же признаки:

– по содержанию загадка представляет собой замысловатое описание, которое

надо расшифровать;

– описание нередко оформлено в виде вопросительного предложения;

– описание лаконично;

– загадке присущ ритм.

Таким образом, загадка – краткое описание предмета или явления, часто в

поэтической форме, заключающее в себе замысловатую задачу в виде явного

(прямого) или предполагаемого (скрытого) вопроса.

Загадки призваны развивать мышление детей, приучать их анализировать

предметы и явления из различных областей окружающей действительности;

причем наличие большого количества загадок об одном и том же явлении

позволяло давать всестороннюю характеристику предмету (явлению). Загадки

способствуют развитию памяти ребенка, его образному мышлению, быстроте

умственных реакций.

Загадка учит ребенка сравнивать признаки различных предметов, находить

общее в них и тем самым формирует у него умение классифицировать предметы,

отбрасывать их несущественные признаки. Другими словами, с помощью загадки

формируются основы теоретического творческого мышления.

Загадка развивает наблюдательность ребенка. Чем наблюдательнее ребенок,

тем он лучше и быстрее отгадывает загадки. Особое место в процессе воспитания

детей занимает диагностическая функция загадки: она позволяет воспитателю без

каких-либо специальных тестов и анкет выявить степень наблюдательности,

сообразительности,

умственного

развития,

а

также

уровень

творческого

мышления ребенка.

Заслуживающими

внимание

средствами

воспитательного

воздействия

являются пестушки и потешки. В них подрастающий ребенок всецело занимает

внимание взрослого. Пестушки получили свое название от слова пестовать –

нянчить, носить на руках. Это короткие стихотворные припевы, которыми

сопровождают движения ребенка при пестовании.

Пестушки имеют смысл только при сопровождении их тактильным приемом –

легким телесным прикосновением. Ласковый массаж, сопровождаемый веселой

незатейливой песенкой с отчетливым произнесением стихотворных строк,

вызывает у ребенка бодрое, веселое настроение. В пестушках учитываются все

основные моменты физического развития ребенка. Когда он начинает становиться

на ножки, ему говорят одно; ребенка, делающего первые шаги, учат тверже стоять

на ножках и при этом говорят другие пестушки.

Пестушки постепенно переходят в песенки-потешки, сопровождающие игры

ребенка с пальцами, ручками, ножками. В этих играх уже часто присутствует и

педагогическое – наставление в трудолюбии, доброте, дружелюбии.

Небылицы (перевертыши)очень близки к прибауткам, но предлагают ребёнку

уже не просто забавную, но откровенно нелепую, невозможную ситуацию

(отсюда и название - "небылицы"). В основе небылицы - парадокс, её мир

вывернут

наизнанку.

Сопоставив

его

с

реальным

положением

вещей

и

убедившись,

что

"так

не

бывает",

ребёнок

учится

ориентироваться

в

действительности, различать реальность и вымысел, возможное и невозможное.

Главным приёмом, на котором держится поэтика небылицы, является оксюморон

- сочетание в одной фразе несочетаемых предметов и понятий, присвоение

предметам несвойственных им функций.

Игра – самое занимательное в жизни каждого, поэтому мы становимся не

только объектом всевозможных игр, но и их активными участниками. Именно

здесь в игре мы часто встречаемся с ещё одним фольклорным жанром -

считалками. Считалка -

небольшой по объему текст, обычно стихотворной

формы, направленный на разделение на команды и др.Считалка способствует

выработке таких необходимых человеку качеств, как честность, непреклонность,

благородство,

чувство

товарищества

(фактор

этический).

Произведение

в

хорошем исполнении, в атмосфере детской романтической увлеченности игрой

доставляет наслаждение, вырабатывает чувство ритма, необходимое в песне,

танце,

в

работе

(фактор

эстетический).

Следовательно,

считалка

несет

познавательную, эстетическую и этическую функции.

Скороговорка это специально подобранная фраза с трудно выговариваемым

подбором звуков, быстро произносимая шуточная поговорка или прибаутка.

Скороговорки учат говорить, правильно произносить слова. Раньше этот жанр

так и назывался «чистоговорки». Авторы скороговорок стремились к тому, чтобы

ребенок учился правильно произносить слова с удовольствием, поэтому

изображенные в них картины жизни часто вызывают смех, улыбку.

Песенные жанры фольклора представлены эпическими песнями и балладами,

обрядовыми и лирическими песнями, частушками, трудовыми песнями и

импровизациями. К песенному жанру присоединяются и причитания.

В песнях отражаются вековые ожидания, чаяния и сокровенные мечты народа.

Песни уникальны музыкально-поэтическим оформлением идеи – этической,

эстетической, педагогической. Красота и добро в песне выступают в единстве.

Добрые молодцы, воспетые народом, не только добры, но и красивы. Народные

песни впитали в себя высшие национальные ценности, ориентированные только

на добро, на счастье человека.

Песни – более сложная форма народного поэтического творчества, чем загадки

и пословицы. Главное назначение песен – привить любовь к прекрасному,

выработать эстетические взгляды и вкусы. Песне присуща высокая поэтизация

всех сторон народной жизни, включая и воспитание подрастающего поколения.

Педагогическая ценность песни в том, что красивому пению учили, а оно, в свою

очередь, учило прекрасному и добру. Песней сопровождались все события

народной жизни – труд, праздники, игры, похороны и т.п. Вся жизнь людей

проходила в песне, которая наилучшим образом выражала этическую и

эстетическую сущность личности. Полный песенный цикл – это жизнь человека

от рождения до смерти. Песни поют младенцу в колыбели, не научившемуся еще

понимать, старцу в гробу, переставшему уже чувствовать и понимать. Ученые

доказали благотворную роль нежной песни в психическом развитии ребенка в

утробе матери. Колыбельные песни не только усыпляют младенца, но и ласкают

его, успокаивают, доставляют радость. Некоторые категории песен рассчитаны на

конкретные возрастные группы, хотя, конечно, большинство песен не могут быть

резко разграничены и распределены по возрастам. Иные песни взрослых малые

дети поют с особым воодушевлением. Поэтому речь может идти только о

преимущественном исполнении тех или иных песен в том или ином возрасте.

Песня – сложная форма народного поэтического творчества. Главное назначение

песен – эстетическое воспитание. Но они имеют целью осуществление и других

сторон

формирования

личности,

т.е.

являются

комплексным

средством

воздействия на личность.

В песнях раскрывается внешняя и внутренняя красота человека, значение

прекрасного в жизни; они – одно из лучших средств развития эстетических вкусов

у

подрастающего

поколения.

Красивые

мелодии

усиливают

эстетическое

воздействие поэтического слова песен. Влияние народных песен на крестьянскую

молодежь всегда было огромно, причем их значение никогда не исчерпывалось

только красотой стиха и мелодии (внешней красотою, красотой формы). Красота

мыслей, красота содержания относятся также к сильным сторонам народных

песен. И сами слова песен, и условия, и характер их исполнения способствуют

укреплению здоровья, развитию трудолюбия. В песнях воспевается здоровье, оно

называется счастьем, высшим благом. В народе всегда считали, что песни

развивают голос, расширяют и укрепляют легкие: «Чтобы громко петь, надо

иметь сильные легкие», «Звонкая песня расширяет грудь». Неоценимо значение

песни в трудовом воспитании детей и молодежи. Как уже было сказано выше,

песни сопровождали и стимулировали трудовой процесс, они способствовали

согласованию и объединению трудовых усилий работающих.

Частушка (припевка, пригудка, коротушка) – самый любимый и самый

распространённый

ныне

вид,

или

жанр,

устного

народного

творчества

.

Назначение частушек не в описании каких-либо событий или фактов,

а в выражении к ним определенного отношения, в передаче самых разнообразных

мыслей, чувств и настроений. Частушка воспитывает желание и умение выразить

чувства, переживания, симпатии с помощью уже написанной или сочинения

новой частушки так же воспитывает чувства юмора.

«Частушка, - писал известный собиратель произведений этого жанра В.И.

Симаков, - выражает один момент, одно мимолетное переживание человека в

данную минуту».

Рассмотрим крупные жанры фольклора.

Былина – русские народные эпические песни о подвигах богатырей. Многие

русские

былины говорят героических подвигах народных богатырей.

Например,

былины

о

Вольге Буслаевиче,

победителе царя Салтана

Бекетовича; о герое Сухмане, победившем врагов – кочевников; о Добрыне

Никитиче. Русские богатыри никогда не лгут. Готовые умереть, но не сойти с

родной земли, они почитают службу отечеству своим первым и святым долгом,

хотя их нередко и обижают не доверяющие им князья. Рассказанные детям

былины учат их уважать труд человека и любить свою родину. В них

объединился гений народа.

Легенда как группа фольклорных произведений объединяются наличием в них

элементов чудесного, фантастического, но воспринимаемого как достоверное,

происходившее на границе исторического и мифологического времени или в

историческое время.

Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий

выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания

убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка –

неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками

своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания

каждого ребенка.

Наиболее

характерные

особенности

сказок

народность,

оптимизм,

увлекательность сюжета, образность и забавность и, наконец, дидактизм.

Материалом для народных сказок служила жизнь народа: его борьба за счастье,

верования, обычаи, – и окружающая природа. В верованиях народа было немало

суеверного и темного. Это темное и реакционное – следствие тяжелого

исторического прошлого трудящихся. В большинстве же сказок отражены

лучшие черты народа: трудолюбие, одаренность, верность в бою и труде,

безграничная

преданность

народу

и

родине.

Воплощение

в

сказках

положительных черт народа и сделало сказки эффективным средством передачи

этих черт из поколения в поколение. Именно потому, что сказки отражают жизнь

народа, его лучшие черты, культивируют в подрастающем поколении эти черты,

народность оказывается одной из важнейших характеристик сказок.

Многие народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе

добра над злом. Как правило, во всех сказках страдания положительного героя и

его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит

радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий.

Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение

народных педагогических средств.

Увлекательность сюжета, образность и забавность делают сказки весьма

эффективным педагогическим средством.

Образность – важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие

детьми, не способными еще к абстрактному мышлению. В герое обычно весьма

выпукло и ярко показываются те главные черты характера, которые сближают его

с национальным характером народа: отвага, трудолюбие, остроумие и т.п. Эти

черты раскрываются и в событиях, и благодаря разнообразным художественным

средствам, например гиперболизации. Так, черта трудолюбия в результате

гиперболизации достигает предельной яркости и выпуклости изображения (за

одну ночь построить дворец, мост от дома героя к дворцу царя, за одну же ночь

посеять лен, вырастить, обработать, напрясть, наткать, нашить и одеть народ,

посеять пшеницу, вырастить, убрать, обмолотить, намолоть, испечь и накормить

людей и т.п.). То же самое следует сказать и о таких чертах, как физическая сила,

мужество, смелость и т.п.

Образность дополняется забавностью сказок. Мудрый педагог-народ проявил

особую заботу о том, чтобы сказки были интересными и занимательными. В

народной сказке – не только яркие и живые образы, но и тонкий и веселый юмор.

У всех народов есть сказки, специальное назначение которых – позабавить

слушателя.

Дидактизм является одной из важнейших особенностей сказок. Сказки всех

народов мира всегда поучительны и назидательны. Именно отмечая их

поучительный характер, их дидактизм, и писал А.С. Пушкин в конце своей

«Сказки о золотом петушке»:

Сказка ложь, да в ней намек!

Добрым молодцам урок.

В силу отмеченных выше особенностей сказки всех народов являются

эффективным средством воспитания. Сказки – сокровищница педагогических

идей, блестящие образцы народного педагогического гения.

Таким

образом,

воспитательный

потенциал

фольклора

заключается

в

следующем: во-первых, фольклор способствует углублению знаний о народной

духовной культуре в ее прошлом и настоящем. Фольклор знакомит с бытом,

традициями, обычаями своего и «народа-соседа»; во-вторых, с помощью

фольклора осуществляется усвоение нравственно-поведенческих культурных

норм и ценностей, закрепленных в культуре какого-либо народа. Нравственно-

поведенческие нормы и ценности находят выражение в системе образов.

Раскрывая характеры сказочных персонажей, вникая в суть их поступков,

школьник понимает, что хорошо и что плохо, тем самым легко определяет свои

симпатии

и

антипатии,

постигает

народные

представления

о

красоте

человеческой. О поведенческих нормах сообщают мудрые народные пословицы и

поговорки;

в-третьих,

с

помощью

фольклора

возможно

воспитание

уважительного

отношения,

как

к

культуре

собственного

этноса,

так

и

толерантного отношения к другим этническим культурам. Изучая фольклор,

ребенок осознает, что народ – творец, создатель культурного наследия, которым

нужно восхищаться, гордиться. Фольклор – многовековой народный труд,

хранящий историю этноса; в-четвертых, фольклор способствует развитию

эстетического вкуса. Ребенок чувствует красоту народной мысли, у него

возникает потребность в общении с народом. Он стремиться понять, какие

средства использует народ в своем творчестве, пытается применить их в

дальнейшем.

Вывод

В данной главе нами были рассмотрены вопросы нравственной культуры,

жанры устного народного творчества и их воспитательный потенциал. Мы

выявили, что фольклор выполняет следующие функции: эстетическую,

воспитательную, познавательную.

Эстетическая функция фольклора заключается в том, что он формирует у

детей художественный вкус, вырабатывает умение ценить и понимать прекрасное,

способствует формированию гармонически развитой личности.

Суть воспитательной функции заключается в том, что устное народное

творчество,

являясь средством народной педагогики,

формирует качества

человеческого характера. Пословицы, поговорки, сказки наполнены высоким

моральным и нравственным смыслом и дают характерологические оценки

личности с позиций «хорошо» и «плохо».

Познавательное значение

фольклора заключено в том,

что

это

способ

знакомства ребенка с окружающим миром.

Все это делает произведение устного народного творчества эффективным

средством воспитания нравственной культуры.



В раздел образования